Смотреть что такое "Апоп" в других словарях. Апоп — в египетской мифологии огромный змей История написания египетского мифа ра и апоп

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Апоп

Он же Апофис, Апеп, Апофис (греч.), Апепи, Аапеп - египетский дракон тьмы, а также гроз, молний, смерчей. В египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца.

Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плаванье по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть всю воду обратно. В древнем мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею Апопу. В поздний период Апопа сближали с Сетом.

«Символический Змий Зла. Солнечная Ладья вместе с Солнцем являются великими Умертвителями Апапа в «Книге Мертвых». Это Тифон, который, убив Озириса, воплощается в Апапа, желая убить Гора. Подобно Taoer (или Та-ап-оэр), женскому аспекту Тифона, Апап назван «пожирателем Душ», и это верно, поскольку Апап символизирует животное тело, как материю, оставленную без души и предоставленную самой себе. Озирис, также как и все другие Солнечные боги, является прообразом Высшего Я (Христос); Гор (его сын) - это низший Манам или личное Эго. На многих памятниках можно увидеть Гора - с помощью множества собакоголовых богов, вооруженных крестами и копьями - убивающего Апапа. Некий востоковед говорит: «Бога Гора, стоящего, как победителя, на Змие Зла, можно считать самой ранней формой нашей известной группы - Св. Георгия (который есть Михаил) и Дракона, или святости, попирающей грех. «Драконизм не ушел вместе с древними религиями, но целиком перешел в позднейшую христианскую форму поклонения. «

ТИФОН

Тифон (Егип.) Аспект или тень Озириса. Тифон не является, как утверждает Плутарх, отдельным «Принципом Зла» или Сатаной евреев; но, скорее, низшими космическими «принципами» божественного тела Озириса, бога в них – так что Озирис является персонифицированной Вселенной в виде мыслеосновы, а Тифон – той же самой вселенной в ее материальном проявлении. Эти два в одном суть Вишну-Шива. Истинный смысл этого египетского мифа таков, что Тифон есть земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий в ней дух. В гл. 42 «Ритуала» («Книги Мертвых») Тифон описан как «Сет, прежде называвшийся Тотом». Востоковеды совершенно запутались, обнаружив, что в одних папирусах к Тифону-Сету обращаются как к «великому и доброму богу», а в других – как к воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не описан в одних местах как «лучший и щедрейший из богов», а в других – как «темный, черный, разрушающий, ужасный» и «свирепый бог»? Разве Локи, скандинавский Тифон, в ранние времена представленный как благотворное существо, бог огня, главенствующий гений мирного семейного очага, вдруг не теряет эти звания и не становится затем силою зла, Сатаною холодного ада и демоном самой худшей породы? Для такого неизменного превращения существует основательная причина. До тех пор, пока эти двойственные боги, символы добра и неизбежного зла, света и тьмы, держатся тесно вместе, т.е. олицетворяют комбинацию дифференцированных человеческих качеств, или элементов, которые они представляют – до тех пор они просто суть воплощение среднего личного бога. Все же как только они разделены на два существа, каждое со своими двумя отличительными чертами, они становятся соответственно двумя противоположными полюсами добра и зла, света и тьмы; они, короче говоря, становятся двумя независимыми и отдельными существами или, вернее, личностями. Лишь благодаря софистике Церквям удалось по сей день сохранить в умах некоторых еврейское божество в его первоначальной целостности. Если бы они были последовательными, они бы отделили Христа от Иеговы, свет и добро от тьмы и зла. Именно это случилось с Озирисом-Тифоном; но ни один востоковед не понял этого, и, таким образом, их недоумения разрастаются. Если принять Тифона – как это делают оккультисты – за составную часть Озириса, точно так же, как Ахриман неотделим от Ахура Мазды, а Змий Книги Бытия, темный аспект Элохима, сливается с нашим «Господом Богом» – то все трудности в его природе исчезают. Тифон – более позднее имя Сета, позднее, но, поистине, столь же древнее, как четвертая Династия; ибо в «Ритуале» читаем: «О, Тифон-Сет! Я призываю тебя, ужасного, невидимого, всемогущего бога богов, тебя, который разрушает и воздает по заслугам». Тифон, несомненно, принадлежит к той же категории символов, что и Шива Разрушитель, и Сатурн – «темный бог». В «Книге Мертвых» Сет, в своей битве с Тотом (мудростью) – который есть его духовный двойник – обессиливается так же, как и Сатурн-Кронос и Уран до него. Как Шива тесно связан с быком Нанди – аспектом Брамы-Вишну, творящей и сохраняющей сил, так Сет-Тифон связан с быком Апис, и оба быка посвящены и связаны с их соответствующими божествами. Как Тифону первоначально поклонялись как вертикальному камню, фаллосу, так и Шиву по сей день изображают и поклоняются ему в виде лингама. Шива -это Сатурн. Действительно, похоже, что Сет-Тифон послужил прообразом более чем одного бога позднейшего ритуального цикла, включая даже бога евреев, так как некоторые из его ритуальных предписаний целиком перешли в свод законов и в канон религиозных обрядов «избранного народа». Кто из поклоняющихся Библии знает о происхождении козла отпущения (эз или аза), посланного в пустыню в качестве искупления? Знают ли они, что за столетия до исхода Моисея козел был посвящен Тифону, и что над головою этого Тифонова козла египтяне исповедовали свои грехи, после чего это животное посылалось в пустыню? «И Аарон возьмет козла отпущения (Азазеля)... и возложит руки свои на голову живого козла, и исповедует над ним все прегрешения детей Израиля... и отошлет его... в пустыню» («Левит», XVI). И как козел египтян служил искуплением у Тифона, так и козел Израильтян «служил искуплением перед Господом» (Ibid., V, 10). Так, если только вспомнить, что каждый антропоморфический творящий бог был у древних философов «Жизнедателем» и «распределителем Смерти» – Озирис и Тифон, Ахура Мазда и Ахриман, и т.д., и т.д. – то легко будет понять утверждение оккультистов, что Тифон был просто символом низшей четверки, постоянно воюющих и буйных принципов дифференцированной хаотичной материи, как во Вселенной, так и в Человеке, тогда как Озирис символизировал высшую духовную триаду. Тифон в «Ритуале» обвиняется в том, что «крадет рассудок у души». Поэтому он изображен борющимся с Озирисом и разрубающим его на четырнадцать (дважды семь) частей, после чего, оставшийся без уравновешивающей силы добра и света, он остается погруженным во зло и тьму. Таким образом легенда, рассказанная Плутархом, становится понятной как аллегория. Он говорит, что потерпев поражение в битве с Гором, Тифон «убегал в течение семи дней на осле, и, убегая, породил мальчиков Иеросолумоса и Иудэса». Теперь, так как Тифону позднее поклонялись в образе осла, и так как название осла есть АО, или (фонетически) ИАО, гласные, имитирующие крик этого животного, то становится ясным, что Тифон был преднамеренно слит с именем еврейского Бога, как это достаточно ясно показывают два имени – Иудея и Иерусалим – порожденные
[Теософский словарь]

Тифон (IV в. до н.э.)

Тифон (пифон, гиппопотам) – символ космической дисгармонии, сопоставимой разве что с земным хаосом.
В Египте – это чудовище, убившее отца Кроноса и осквернившее мать Рею, т. е. время и природу. Именно Тифон вызвал хаос, войну природных стихий и всеобщие бедствия. В Греции Тифон – хтоническое существо с доброй сотней драконьих голов, с человеческим туловищем, заканчивающимся извивающимися змеями вместо ног.
Тифона изображали и с головой осла, и с телом, покрытым перьями, неизменно безобразного и устрашающего вида.
Тифон, таким образом, олицетворяет все отталкивающие черты, свойственные и человеку, и зверю, и мифическим существам. Практически в каждом из известных мифологических сюжетов Тифон предстает как исчадие ада, что предопределяет борьбу с ним богов, в том числе Зевса.
Тифон трактуется как некая сила тьмы, как сама тьма, противостоящая светлому дню, силам света.
Кольца вселенского змея в эзотерии дифференцируют на двенадцатеричный циклический ряд цивилизаций. Тифону соответствует Критская цивилизация.
Жертвой Тифона едва не стал бог Пан: он попытался принять облик козла, но, упав в Нил, получил в результате метаморфозы нижнюю часть туловища в виде рыбьего хвоста.

«Апоп , он же Апофис, Апеп, Апепи, Аапеп - египетский дракон тьмы, а также гроз, молний, смерчей. В египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра . Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца» .

Из сохранившихся мифов самым полным является миф о борьбе бога Ра со змеем подземного мира - драконом Апопом. Вот что рассказывает В. Э. Матье:

«Борьба Ра и Апопа, неизменно оканчивающаяся победой первого, постоянна, и солнечному змееборцу еженощно приходится преодолевать козни своего противника. Каждый вечер, пройдя дневной путь по небу, ладья Ра подплывает к западным горам, в которых в районе Абидоса, по представлениям египтян, находился вход в подземный мир. При приближении ладьи Рa этому входу горные павианы запевают свои приветственные песни.

Ра торжественно переходит с дневной ладьи Манджет на ночную ладью Месктет, и начинается плавание по подземному Нилу, протекающему в преисподней, длинной и узкой долине, разделенной 12 вратами на 12 частей. Все эти врата охраняют огнедышащие змеи. Каждое подразделение подземного мира ладья Ра проплывает в определенный час ночи, и, по мере того как она плывет по подземному Нилу, души мертвых выходят из своих гробниц, приветствуя солнце и наслаждаясь его сияньем:

Слава тебе Рa!..
Почитают тебя обитатели Дуата,
Поклоняются тебе обитатели преисподней.
Восхваляют они тебя, грядущего в мире.
…Все спящие поклоняются твоей красоте.
Когда твой свет озаряет их лица.
Проходишь ты, и вновь покрывает их тьма.
И каждый вновь ложится в свой гроб.

Но вот проходит полночь, и приближается час еженощного страшного боя Ра с его смертельным врагом - гигантским змеем Апопом, тело которого достигает в длину 450 локтей. Желая воспрепятствовать дальнейшему плаванию Ра и погубить его, Апоп выпивает воду подземного Нила. Однако Ра неизменно побеждает своего противника. С помощью всех богов и своего грозного защитника, змея Мехена, Ра поражает чудовище копьями и ножами и, пронзив каждый изгиб его огромного туловища, заставляет его изрыгнуть всю проглоченную им воду.

Великая змея на челе твоем
Поражает злотворящего дракона
И разрубает позвоночник его,
Раздирает его пламя,
И огонь пожирает его.
Побеждает его Исида
И ранит его Нефтида,
Поражает Тот его мечом
И низвергает его.
Великая Девятка сражается с ним,
И ликуют они, когда он повержен.
Дети Гора хватают ножи
И наносят ему раны многие.

После победы над Апопом торжественное плавание солнечной ладьи продолжается уже беспрепятственно при общем ликовании окружающих Ра богов:

Обессилены дети восстания,
Ибо стал Ра владыкой над ними,
Пали подлые под ножом его,
И змей изрыгнул поглощенное,
Восстань же, о Ра, в святилище своем!
…Благ Рa,
Мерзки враги!
Силен Ра,
Слабы враги!
Есть Ра,
Нет тебя, Апоп!

В конце своего подземного путешествия ладья Ра проходит сквозь тело огромного змея в 1300 локтей длиной и через отверстия в восточных горах снова выходит на небо. Распахиваются двери горизонта, солнечный бог умывается в озере полей Иару и, одетый «в свои красные одежды», переходит Ра на дневную ладью. Вновь начинается плавание по небесному Нилу, а с наступлением вечера снова повторяются все события предшествующей ночи» .

«Символический Змий Зла. Солнечная Ладья вместе с Солнцем являются великими Умертвителями Апапа в «Книге Мертвых». Это Тифон, который, убив Озириса, воплощается в Апапа, желая убить Гора . Подобно Taoer (или Та-ап-оэр), женскому аспекту Тифона , Апап назван «пожирателем Душ», и это верно, поскольку Апап символизирует животное тело, как материю, оставленную без души и предоставленную самой себе. Озирис, также как и все другие Солнечные боги, является прообразом Высшего Я (Христос); Гор (его сын) - это низший Манам или личное Эго. На многих памятниках можно увидеть Гора - с помощью множества собакоголовых богов, вооруженных крестами и копьями - убивающего Апапа. Некий востоковед говорит: «Бога Гора, стоящего, как победителя, на Змие Зла, можно считать самой ранней формой нашей известной группы - Св. Георгия (который есть Михаил) и Дракона, или святости, попирающей грех. «Драконизм не ушел вместе с древними религиями, но целиком перешел в позднейшую христианскую форму поклонения. «

Указатель (теософских) понятий к «Тайной доктрине». Составлен Дж. Мидом Перевод с английского А.П. Хейдока)

Огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра.

Обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра.

Каждое утро и каждый вечер (когда солнце выходит из нижнего мира и с началом ночного путешествия) на солнечный корабль нападает демон в виде змеи, создает опасность состоянию мира. Кровь побежденного и раненого Апопа окрашивает небо в красный цвет.

Когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду.

В сражении, повторяющемся каждую ночь Ра побеждает и заставляет изрыгнуть воду обратно.

В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-Апопу.

С помощью колец своего тела, описываемых как «песчаные отмели», змей пытается помешать пути солнца.

«Змея-великанша» олицетворяет соперника бога и является символом могущественных сил тьмы.

В этом Апоп отождествляется (в поздний период) с врагом богов Сетом.

Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца. Многие ритуальные тексты касаются «низложения Апопа» и образуют магическую защиту, означающую «Она действительно спасает его от любого зла».

Приверженцы Сета и даже змея Апоп становятся жертвами Сахмет.

Крвсный цвет связывали с богом зла Сутехом (Сет) и враждебным змеем Апопом (Апофис). В папирусах эти имена писались красными чернилами.

Водная бездна - олицетворение опасности или метафора смерти (Апоп, Ермунганд…);

Чрево водного чудища - преисподняя, выход из чрева - воскресение (мотив Ионы).


О Ра известно, что он однажды превратился в ихневмона, чтобы победить змею преисподней Апоп.

В «Книге Мертвых» рассказывается, как «большой кот» откусил голову у змеи Апоп, которая угрожала священному дереву Персея.

Стоя на носу солнечного корабля, Сет борется со змеей Апоп.

Гор, сражающийся с Сетом, принявшим облик змея Апопа, это сила Солнца сражающаяся с тьмой.

О боге Сете, который стоит на носу солнечной ладьи и протыкает своим копьем змею подземного царства Апоп, говорится, что у него красные глаза и красные волосы. В связи с диффамацией (очернением) Сета его цвет стал также выражением всего опасного

Среди злых сил выступает соперник бога Солнца - змея Апоп. Царство мертвых кишит демонами-змеями (часть из них с крыльями, часть вытянуты или стоят на ногах), которые изрыгают огонь или вооружены ножами.

В египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Заклинания против А. постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца. А. обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плавание по подземному Нилу, А., желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с А. (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть воду обратно. В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею-A.







- (греч. Апофис), в египетской мифологии злой демон в виде огромного змея, олицетворение тьмы и хаоса, антагонист богини Маат (см. МААТ), свету и правде. Вера в Апопа оформилась во времена Среднего царства. Он стал частью мифа об Атуме Ра (см.… … Энциклопедический словарь

- (:pp), в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Заклинания против А. постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца.… … Энциклопедия мифологии

В египетской мифологии огромный змей, с которым Ра сражается каждую ночь во время своего плавания по подземным водам; собирательный образ врагов Солнца … Большой Энциклопедический словарь

АПОП - Ассоциация предприятий общественного питания http://horeca spb.org/​ организация, Санкт Петербург … Словарь сокращений и аббревиатур

Апоп - в егип. миф. огромный змей, олицетв. мрак и зло, извеч. враг бога солнца Ра. Заклин. против А. постоянно встреч. в текстах солярных мифов, в к рых он обычно выступ. как собират. образ всех врагов солнца. А. обитает в глубине земли, где и … Древний мир. Энциклопедический словарь

Апоп - (егип.) – огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Каждую ночь, когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, А. выпивает всю воду, и Ра сражается с ним,… … Мифологический словарь

АПОП Кинарас Полное название Αθλητικός Ποδοσφαιρικός Ομιλος Πέγειας Κινύρας Основан 2003 Стадион Пегея Муниципал Стэдиум Вместим … Википедия

Полное название Αθλητικός Ποδοσφαιρικός Ομιλος Πέγ … Википедия

Виктор Владимирович Апопий Дата рождения: 6 сентября 1940(1940 09 06) (72 года) Место рождения: Тарасовцы (Черновицкая область) Страна … Википедия

Книги

  • Наследники богов. Книга 2. Огненный трон , Риордан Рик. Что вы знаете о семье Кейн? Меня зовут Картер Кейн. Мне четырнадцать лет, и вся моя жизнь вмещается в чемодан. Я объехал полмира вместе с моим отцом-археологом. У меняесть сестричка Сейди,…
  • Наследники Богов. Книга 3. Тень змея , Риордан Рик. Оказывается, чтобы победить змея Апопа, нужно провести особый магический ритуал с его тенью. И после того, как она будет полностью уничтожена, Апоп навсегда исчезнет с лица земли. Но этот…

В египетской мифологии существует множество богов и легенд, с ними связанных. Апоп (Апеп, Апофис) – огромный змей, олицетворяющий тьму и зло, вечный враг бога солнца Ра. Зачастую Апоп выступает собирательным образом всех противников порядка и света. Он символизирует первозданный хаос, наступление которого так боялись древние египтяне.

Вообще змея в древнеегипетских мифах существо неоднозначное с одновременно добрым и злым началом. В различных мифах змеи представляют, и светлую, и темную стороны. Змея в качестве доброго хорошего начала предстает как защитник и помощник богов, фараонов, мертвых и путешественников. Однако, одновременно с этим, в своей злой ипостаси змея предстает как главный враг света и порядка в мире.

Апоп: символ зла и хаоса

Вера в Апопа сформировалась во времена Среднего царства. Местом его обитания считаются земные недра, где они и боролись с Ра. Апоп царствует в подземном мире и каждый день ждет, когда начнется новое противостояние с солнечным Ра. Противостояние змея Апопа и его врага, бога солнца Ра, описывается во множестве мифов во времена Среднего и Нового царства. Но самым полным, сохранившимся и дошедшим до наших дней является один миф. В нем каждую ночь Апоп подстерегал Ра, плывущего в своей ладье по подземному Нилу, и, стараясь его одолеть, змей выпивал всю воду из реки. Однако Ра каждый раз одерживал победу.

Также существовала версия, что Апоп был одним из старших богов-создателей вселенной. Уже к концу Среднего царства Апоп, как всеобщее зло, отождествляется с богом Сетом. Интересно, что Сет изначально был защитником Ра, однако позже его сблизили со змеем и стали считать богом зла. В конечном счете Сет впитал в себя все характеристики Апопа и полностью слился с ним, став единым богом, отождествляющим зло.

Однако образ извечного врага света существовал еще до присвоения имени Апоп гигантскому змею, с которым Ра борется в текстах древнейших пирамид. Апоп использует свой магнетический взгляд, чтобы поглотить Ра и всех его помощников. Апоп также пользуется помощью, оказанной ему другими злыми демонами. Однако каждый раз Ра и его сторонники одерживают победу, пронзая копьями змея и заставляя его вернуть всю выпитую воду обратно в реку. После одержанной победы Ра продолжает свой путь под всеобщее ликование богов, окружающих его.

В другом варианте мифа Ра предстает в образе рыжего кота, который отрезал голову змею Апопу под священным древом жизни города Гелиополя. Однако Апоп каждую ночь все равно возвращался, ведь он жил в мире мертвых. Поэтому иногда его воспринимали как «пожирателя душ», и, чтобы уберечь душу умершего человека от Апопа, к нему в гроб нужно было положить заклинание.

Все происходящие землетрясения, шторма, смерчи и любые другие катаклизмы или стихийные бедствия, несущие мрак и разрушения, древними египтянами всегда ассоциировались со змеем. Если Апоп начинал двигаться в своем подземном укрытии, неминуемо происходило землетрясение.

Древнеегипетские ритуалы

В Древнем Египте были очень популярны солнечные ритуалы, и их обязательной частью было волшебное повержение Апопа. Книга мертвых наполнена описаниями о борьбе Ра и Апопа. Существовало представление о конце света, когда Апоп одерживает победу над богом солнца и повергает мир во тьму. Во время проведения ежегодных ритуалов жрецы разыгрывали представления, помогая Ра победить змея, тем самым веря, что когда судный день настанет, Ра не даст змею одержать победу и занять свое место.

Кроме всего прочего, Апоп ассоциировался у египтян с враждебно настроенными чужеземцами. Но в Книге мертвых есть описания ритуалов, способных помочь уничтожить змея. Эти ритуалы проводил жрец или царь, которые читали заклинания и совершали ритуальные действия, описанные в ней. Для получения нужного эффекта, необходимо было знать правильные имена и все формы проявления Апопа.

Все они перечислялись, написанные на свежем папирусе краской, после чего подвергались немедленному сожжению. В процессе других ритуалов, написанные имена запечатывались в сосуде и закапывались в землю. Считалось, что после всего этого Апоп повержен, однако каждая новая победа была чисто символической, ведь каждый день вместе с солнечным божеством возрождались и его враги.

.

Ключевые слова: