Социальная интеграция. Социальная интеграция личности: понятие, сущность, направления Интеграция и социальный порядок являются результатом

Метасистемный переход в системе мозга - управление ассоциированием - породил новый процесс - социальную интеграцию , т. е. объединение человеческих индивидуумов в некую целостность нового типа: человеческое общество. Вся история человечества проходит под знаком социальной интеграции, связи между людьми возрастают в количественном и качественном отношении. Этот процесс протекает и в настоящее время, причем весьма интенсивно, и вряд ли кто-либо может уверенно ответить на вопрос, как далеко он пойдет.

Социальная интеграция - это метасистемный переход , она приводит к новому уровню возникновения материи - социальной сфере. Сообщества животных можно рассматривать как первые (и безуспешные) попытки осуществить этот переход. Мы знаем сообщества животных, например муравьев, в которых отдельные особи настолько приспособлены к жизни в сообществе, что не могут жить вне его. Муравейник с полным правом можно назвать единым организмом, так далеко зашли в нем взаимодействие между особями и их специализация. Но это взаимодействие остается на уровне низших функций. «Контакта мозгов» нет. Создания новых моделей действительности нет. Никаких принципиально новых возможностей из-за объединения муравьев в общество не открывается, оно застывает в своем развитии. Муравейник, конечно, является метасистемой по отношению к отдельному муравью. Интеграция индивидуумов имеет место. Но это не новый этап эволюции, а боковое ответвление, тупик. В русской литературе сложилась традиция: слово" «социальное», которое буквально означает «общественное», относить только к человеческому обществу, подчеркивая этим его принципиальное отличие от общества животных. В этом смысле надо понимать термины «социальная сфера» и «социальная интеграция».

Итак, попытки природы образовать новый этап организации материи путем интеграции многоклеточных организмов долгое время не приводили к значительным результатам: не было подходящего материала. Понадобился метасистемный переход в структуре мозга, чтобы индивидуумы приобрели способность образовывать необходимые связи. И еще одно следствие управления ассоциациями имеет важнейшее значение для развития социальной сферы - это способность человека выйти за рамки инстинкта, строить планы действий, никак с ним не связанные, а порой даже ему противоречащие. Эти два свойства делают человека социальным существом , т. е. материалом, пригодным для построения человеческого общества - социума. Слово «материал», сказанное о человеке, коробит; оно звучит как-то унизительно. В самом деле, разве есть какое-то высшее существо, которое строит общество, пользуясь человеком как материалом? Нет, конечно. Человек сам - творец. Причем не какой-то абстрактный Человек (с большой буквы), а конкретный человек, человеческая личность, индивидуум. Все, чем обладает общество, создано творчеством человеческих индивидуумов. А в то же время - такова диалектика отношения между личностью и обществом - человек значителен лишь постольку, поскольку он значителен для общества. Это, конечно, не надо понимать так, что кто не признан, тот не гений. Человек может выступать против всего общества, т. е. против всех живущих в данный момент людей, и руководствоваться в то же время интересами общества, логикой развития общества. Есть два уровня организации материи: уровень животного, для которого высшие законы - это инстинкты самосохранения и размножения, и уровень человека, т. е. человеческого общества. Все, что в человеке мы называем собственно человеческим, - продукт развития общества. Человек как чисто биологическое (в смысле досоциальное) существо - это лишь «возможность» человека в полном смысле слова, и не более. Если в действиях человека есть хоть какая-то логика, то это либо логика животных инстинктов, либо логика развития общества, быть может завуалированная и не осознаваемая в качестве таковой. Другой логике просто неоткуда взяться. Поэтому человек, выступая как творец, все-таки подчиняется хотя и не существу, но какому-то высшему закону эволюции Вселенной и, можно сказать, является материалом для его действия.

Социальная интеграция - состояние и процесс объединения социальных явлений в единое целое, сосуществование различных элементов общества вместе, гармонизация отношений между различными социальными группами, их взаимозависимость; духовное, социально-политическое и экономическое единство общества, проявляющее себя в создании единой для всех людей системы ценностей и идеалов; наличие упорядоченных отношений между индивидами, группами, организациями и т.д.; единство разнообразия; характеристика меры совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов.

Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. - М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . В. И. Добреньков, А. И. Кравченко . 2003-2004 .

Смотреть что такое "Социальная интеграция" в других словарях:

    Социальная интеграция - (лат. integratio восстановление, восполнение; лат. integer целый): Принятие индивида другими членами группы. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами… … Википедия

    социальная интеграция - Общественный процесс, когда национальное меньшинство адаптируется к основному сообществу и получает права, равные со всеми слоями общества … Словарь по географии

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - См. интеграция, социальная … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - (лат. integratio восстановление, восполнение, integer целый) процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и… … Социология: Энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - (social integration and system integration) различие (Локвуд, 1964) между интеграцией в общество. Социальная интеграция является результатом социализации и соглашения по ценностям, а системная интеграция происходит в результате действия… … Большой толковый социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ - – процесс интеграции (включения) молодого поколения в общество посредством включения в общественные отношения и идентификации с ними … Терминологический ювенологический словарь

    ИНТЕГРАЦИЯ - культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной… … Энциклопедия культурологии

    Интеграция культурная - состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной антропологии, во многом… … Энциклопедия культурологии

    Интеграция - Интеграция: В Викисловаре есть статья «интеграция» Интеграция сплочение, объединение политических, экономических, го … Википедия

    социальная структура - СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основой социального порядка. Нет единого… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью. Учебное пособие , Стебляк Елена Анатольевна. В учебном пособии обобщены результаты современных исследований ведущих отечественных специалистов в области изучения и формирования социальных представлений лиц с интеллектуальной… Купить за 679 руб
  • Мы и наши малыши. Какими родителями делают нас природа и культура , Смолл М.. Нужно ли приучать новорожденного спать в одиночестве? Почему грудное вскармливание лучше искусственного? Нужно ли давать ребенку поплакать, прежде чем взять его на руки? Действительно ли…

Г.И. Ларионова,
соискатель,
кафедра социальной педагогики,
Омский государственный педагогический университет
г. Нягань, Россия,

G.I. Larionova,
the applicant,
Department of Social Pedagogy,
Omsk State Pedagogical University
Nyagan, Russia,
E-mail: [email protected]

Проблема социальной интеграции личности является одной из основных в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению. В статье на основании анализа существующих концепций и теорий зарубежных и отечественных ученых определено понятие «социальная интеграция», которую можно рассматривать с одной стороны, как процесс активного включения индивида в социальную жизнь общества, а с другой стороны - как процесс активного усвоения индивидом общественных норм и ценностей.

Сохраняющееся состояние экономической, политической и социальной нестабильности в обществе вызывает необходимость поиска эффективных мер, направленных на повышение уровня социальной интеграции личности.

Общество как социальная система характеризуется органическим взаимодействием различных общностей, групп и слоев. Одной из таких групп является молодежь. Философский анализ складывающихся интеграционных предпочтений выявляет множество проблем социальной интеграции молодежи в современных условиях.

Ключевые слова: социализация, социальная интеграция, социум, социальные проблемы, социальное поведение, социальный опыт

Social integration: the concept, the essence, the direction

The problem of social integration of the personality is a major in sociology that studies the mechanisms established and the transfer of social experience of operating in a society from generation to generation. The article based on the analysis of the existing concepts and foreign and domestic scientists theories defined the concept of «social integration», which can be seen on the one hand, as a process of active involvement of the individual in social life, and on the other hand - as a process of active assimilation of individual social norms and values.

The continuing state of economic, political and social instability in society is the need to find effective measures aimed at improving the social integration of the individual.

Society as a social system characterized by organic interfaces between different communities, groups and layers. One such group is the youth. Philosophical analysis of evolving preferences of integration brings many problems of social integration of youth in modern conditions.

Keywords: socialization, social integration, society, social issues, social behavior, social experience

Социальная интеграция личности: понятие, сущность, направления

Проблема социальной интеграции личности является одной из основных в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению. Согласно взглядам Т. Парсонса, социальная интеграция является органичной частью социализации. В социологии разработано множество теорий, которые отражают различные научные направления объяснения этого явления социальной реальности.

Понятие «интеграция» пришло в социальные науки из естественных - физики, биологии и других, где под ней понимается состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое и процесс, ведущий к такому состоянию.

В психологию, понятие интеграции введено Карлом Густавом Юнгом. Под интеграцией он понимал: а) осознание конфликта между фрагментами сознания; б) принятие конфликтующих сторон как равных по значимости. Смысл интеграции заключается в том, что та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась. То есть, интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).

В современной социологической литературе понятию социальной интеграции, как отмечают З. Т. Голенкова, Е. Д. Ихитханян, уделяется недостаточно внимания, и нет четкой определенности понятийного аппарата. Чаще всего социальная интеграция понимается как (от лат. integratio - соединение, восстановление) состояние и процесс объединения в единое целое, сосуществование ранее разрозненных частей и элементов системы вместе, на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, в том числе как процесс гармонизации отношений между различными социальными группами.

В зарубежной социологии учеными О. Конт, Г. Спенсер и Э. Дюркгейм впервые были четко определены основы функционального подхода к понятию социальной интеграции. Согласно О. Конту, кооперация, основанная на разделении труда, выполняет функцию по поддержанию социальной гармонии и установлению в обществе «всеобщего согласия» (консенсуса). Г. Спенсер выделял две стороны любого процесса развития: дифференциацию (структурную и функциональную) и интеграцию, обеспечивающую согласованность всё более специализируемую институтами. Э. Дюркгейм, определяя общество как интегрированное целое, состоящее из взаимозависящих частей, выделял два типа обществ: с механической (архаическое общество) и органической (индустриальное общество) солидарностью. Органическая солидарность - это консенсус, то есть сплоченность коллектива, рождается вследствие дифференциации или объясняется ею. Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как условие выживания и стабильности общества, а основной функцией социальных институтов он считал интегративную. Разделение труда в современных обществах закладывает основу социальной интеграции нового типа.

Т. Парсонс утверждал, что процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между деятелями (агентами) - одно из функциональных условий существования социальной системы. Для Т. Парсонса интеграция является фундаментальным свойством или функциональным императивом социальной системы (социального общества), она обеспечивает солидарность членов общества и необходимый уровень их лояльности по отношению друг к другу и по отношению к системе в целом. Социальное общество, являясь ядром общества, обеспечивает «различные порядки и уровни внутренней интеграции». «Социальный порядок требует ясной и определенной интеграции в смысле последовательности нормативного строя, с одной стороны, и социальной „гармонии“ и „координированности“ - с другой». Также, согласно взглядам Т. Парсонса, центральным моментом процесса социальной интеграции как органичной части социализации является интернализация культуры того общества, где родился индивид, который «вбирает» в себя общие ценности (аксиологические паттерны) в процессе общения со «значимыми другими» или перенимает их от «другого». В результате этого следование общезначимым нормативным стандартам становится частью мотивационной структуры индивида, его потребностью.

Профессор Мичинского университета И. Х. Кули понятие «социальная интеграция» рассматривал через изначальное единство общественного сознания и единство личности и общества. И, как отмечал учёный, «единство общественного сознания» состоит не в сходстве, а в организации, взаимовлиянии и причинной связи его частей.

Самая жизнеспособная разновидность социальной интеграции, как отмечают З. Т. Голенкова и Е. Д. Ихитханян, складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основании совпадения целей и интересов различных социальных групп и близкими к ней понятиями являются согласие, социальная сплоченность, солидарность, партнёрство. Индивид в обществе ценен не столько сам по себе, сколько в зависимости от того, к какому социальному целому он принадлежит, к какой профессиональной группе, организации и т. п. Индивид рассматривается как элемент целого, его ценность определяется вкладом в целое.

Но, как указывает Э. Дюркгейм, в современном обществе затруднительно решить вопрос о целостности какого-либо явления. Всё определяется конкретной социальной ситуацией, поведением окружающих, конкретным видом деятельности.

Британский социолог Э. Гидденс трактовал понятие «интеграция» не как синоним сплоченности или консенсуса, а как процесс взаимодействия. Ученый проводит различие между понятиями «системная интеграция» и «социальная интеграция». Социальная интеграция - это взаимодействие между субъектами действия. Она определяется как системность на личном уровне, что предполагает пространственное и временное соприсутствие агентов взаимодействия. Системная интеграция - это взаимодействие групп и коллективов, составляющее основу системности общества как целого.

Отечественный ученый Н. Н. Федотова считает, что любые определения социальной интеграции не универсальны, так как они учитывают очень немногие из элементов, функционирующих в социуме. Социальную интеграцию учёный рассматривает как совокупность процессов, благодаря которым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему, как форму поддержания социальными группами определённой устойчивости и равновесия общественных отношений. При этом двумя наиболее важными подходами выделяет интерпретацию интеграции на основе общих ценностей (Т. Парсонс) и на основе взаимозависимости в ситуации разделения труда (Э. Дюркгейм).

Интересная концепция социальной интеграции представлена в исследованиях отечественных социологов Б. Г. Жогина, Т. Ф. Масловой, В. К. Шаповаловой. Согласно данной концепции, социальная интеграция выступает как характеристика меры совпадений целей, интересов различных социальных групп, индивидов. С точки зрения Д. В. Зайцева, рассмотрение учёными единства целей, ценностей, взглядов и убеждений индивидов в качестве одного из главных оснований их интеграции в общество является недостаточно правомерным, так как происходит объединение индивидов с различным габитусом. Учитывая, что каждый человек имеет свою собственную систему взглядов, ценностей, предпочтений, а процесс интеграции в общество предполагает, прежде всего, организацию совместной деятельности на основе межличностного взаимодействия, взаимоадаптирования, её и необходимо, считает автор, рассматривать в качестве определяющего признака социальной интеграции.

Таким образом, пространство социальной интеграции способствует развитию коммуникативной культуры человека, предоставляет возможность для сознательного и бессознательного обучения необходимым, адекватным и продуктивным практикам социального взаимодействия, посредством освоенных ранее социальных ролей и формирует у индивида социальное поведение, ожидаемое обществом и обусловленное социальным статусом, то есть социальной позицией, связанной с определёнными правами и обязанностями и культурными нормами. В целом, социальная интеграция сводится, во-первых, к объединению людей на основе существования общих ценностей и взаимозависимости, а во-вторых, к возникновению межличностных связей, практик взаимодействия, взаимной адаптации между социальными группами и интегрированными индивидами. При этом, уровень социальной интеграции, с точки зрения Э. Дюркгейма, определяется степенью испытываемого индивидом чувства принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений.

Анализируя и обобщая взгляды исследователей, непосредственно касающихся проблем интеграции, приходим к выводу, что существует множество теорий, которые в основном можно свести к двум подходам: а) теории о развитии и функционировании общественной системы как цельности, в совокупности сложных взаимосвязей, возникающих между различными подсистемами общества (Э. Гидденс, О. Конт, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.); б) теории о возникновении и развитии взаимоотношений между индивидом и обществом - усвоение ценностно-нормативной системы общества (Э. Дюркгейм, И. К. Кули, Ю. Хабермас и др.). Однако цельной и единой теории, которая объясняла бы, какие основания являются универсальными для интеграции как индивида, так и общества в целом, нет. Понятие «социальная интеграция» можно рассматривать, с одной стороны, как процесс активного включения индивида в социальную жизнь общества, а с другой стороны - как процесс активного усвоения индивидом общественных норм и ценностей.

В 20 веке в отечественной и зарубежной социально-философской и социологической литературе наметились определенные направления в исследовании проблем социальной интеграции. Одно из первых направлений разработки проблем социальной интеграции связано с анализом тенденций и закономерностей изменения социальной структуры общества. В советской философской науке эти работы были начаты в 20-е годы, в период становления советского общества, и связаны с именами А.А.Богданова и Н.И.Бухарина.

В начале 90-х годов прошлого столетия, после распада Советского Союза, в российской литературе появилось большое количество публикаций по проблемам социальной интеграции и социокультурной идентификации личности в трансформирующемся обществе. Российские ученые осуществляли анализ и апробацию известных зарубежных теорий и методик в новых социокультурных условиях. Большое значение имели работы таких исследователей как З.Т. Голенкова, Г.Г. Дилигенский, И.М. Дробижева, Т.И. Заславская, И.Г. Ионин, П.М. Козырева, Ю.А. Левада, В.А. Ядов и др.

Особый интерес для нас представляет концепция отечественного психолога Г.М. Андреевой. В ее основе лежат подходы зарубежных исследователей Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули и др. Характеризуя социализацию как процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоение им социальных влияний, приобщения к системе социальных связей, Г.М. Андреева выделяет две формы социализации: социализация как адаптация к определенным социальным условиям и социализация как интеграция в определенную среду, - последняя предполагает активное вхождение в социум. Также Г.М. Андреева определяет различия между воспитанием и социализацией личности, подчёркивая, что воспитание - это целенаправленный процесс, а социализация - процесс стихийный, хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородиться» от них; воспитание - процесс дискретный, т.е. прерывный, социализация же, процесс непрерывный и осуществляется до конца жизни человека; воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания, а социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни. Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в тоже время независимо друг от друга, направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. Цель воспитания - развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции.

Сохраняющееся состояние экономической, политической и социальной нестабильности в обществе вызывает необходимость поиска эффективных мер, направленных на повышение уровня социальной интеграции. Понимая под интеграцией в самом общем смысле объединение элементов системы в единое целое, социальная философия рассматривает ее в качестве важнейшего элемента механизма стабилизации и развития, одного из условий общественного воспроизводства.

Общество как социальная система характеризуется органическим взаимодействием различных общностей, групп и слоев. Одной из таких групп является молодежь, выполняющей определенную роль в общественном воспроизводстве. Интегрируясь в социальную структуру, молодежь осуществляет не только простое воспроизводство, но и расширенное, благодаря своему инновационному потенциалу. Расширенное воспроизводство как важнейшее условие общественного развития может успешно осуществляться в интегрированном обществе. Следовательно, от того, насколько активно и беспрепятственно молодежь включается в общественные структуры, и от степени ее солидарности с ними, во многом зависит целостность и стабильность общества.

Философский анализ складывающихся интеграционных предпочтений молодежи показывает, что для личностной самоидентификации молодежи характерны такие качества, как неустойчивость, отсутствие окончательной сформированности, более высокая, по сравнению со старшими возрастными группами, реактивность в отношении перемен социокультурной среды. Но при этом, именно молодежь обладает целым набором социальных ресурсов, способствующих более высокой адаптивности данной социальной группы в условиях трансформаций: молодой возраст, образованность, социальная активность, готовность рисковать и т.п. Именно молодежь, обладая таким социокультурным потенциалом, может выступать в качестве проводника социальных инноваций, необходимых для стабилизации общественного развития.

Проблемы социальной интеграции молодежи интересовали таких российских социологов как С. Григорьев, И.М. Ильинский, Л.В. Коклягина, Т.И. Кухтевич, В.Т. Лисовский, Л.Я. Рубина, В.В. Семенович, В.И. Чупров, В.Н. Шубин и многих других, но исследований, в которых был бы представлен социальный аспект интеграции и самоидентификации молодого поколения, на сегодняшний день недостаточно.

Таким образом, в настоящее время существует потребность в изучении проблем социальной интеграции молодежи в условиях социальных перемен современного общества. Проблема состоит в противоречии, возникающем между объективно присущим молодежи стремлением занять соответствующие позиции в социальной структуре, приобрести определенный социальный статус и препятствиями ее эффективной интеграции в общество, образующимися в условиях социальной нестабильности и экономического кризиса.

Несмотря на спорность конечных выводов о преодолении классовых различий и достижении социальной однородности, советские и российские ученые внесли существенный вклад в разработку теории и практики социальной интеграции личности, раскрыли в своих исследованиях в рамках различных подходов отдельные, конкретные аспекты социальной интеграции молодежи. Однако, следует отметить недостаточную на данный момент разработанность вопросов социальной интеграции личности в связи с изменившейся социокультурной ситуацией в России.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Наука, 2004.
  2. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 1999. № 9.
  3. Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда: метод социологии. М.,2000.
  4. Зайцев Д.В. Социально-образовательная интеграция нетипичных детей: социальные выводы и перспективы // Российское общество и социология в XXI веке: социальные выводы и альтернативы: в3т. М.: МГУ, 2003. Т.2.
  5. Кули Ч. X. Общественная организация. Изучение углубленного разума. // Тексты по истории социологии XIX-XX веков. Хрестоматия.- М. : Наука, 1994.
  6. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1996.
  7. Табылгинова Л.А. Ученые записки ЗабГГПУ // Основные научные подходы к понятию «социальная интеграция». Горно-Алтайск, 2011.
  8. Юнг К.Г. О становлении личности // Юнг Карл Густав. Психика: структура и динамика / Пер. А.А. Спектор; науч. ред. пер. М.В. Марищук. М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005.
integer - целый):
  1. Принятие индивида другими членами группы.
  2. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов.
  3. Формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.
  4. В дефектологии - успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная интеграция" в других словарях:

    социальная интеграция - Общественный процесс, когда национальное меньшинство адаптируется к основному сообществу и получает права, равные со всеми слоями общества … Словарь по географии

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - См. интеграция, социальная … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - (лат. integratio восстановление, восполнение, integer целый) процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и… … Социология: Энциклопедия

    Социальная интеграция - состояние и процесс объединения социальных явлений в единое целое, сосуществование различных элементов общества вместе, гармонизация отношений между различными социальными группами, их взаимозависимость; духовное, социально политическое и… … Социология: словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - (social integration and system integration) различие (Локвуд, 1964) между интеграцией в общество. Социальная интеграция является результатом социализации и соглашения по ценностям, а системная интеграция происходит в результате действия… … Большой толковый социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ - – процесс интеграции (включения) молодого поколения в общество посредством включения в общественные отношения и идентификации с ними … Терминологический ювенологический словарь

    Культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной… … Энциклопедия культурологии

    Состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной антропологии, во многом… … Энциклопедия культурологии

    Интеграция: В Викисловаре есть статья «интеграция» Интеграция сплочение, объединение политических, экономических, го … Википедия

    социальная структура - СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основой социального порядка. Нет единого… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью. Учебное пособие , Стебляк Елена Анатольевна. В учебном пособии обобщены результаты современных исследований ведущих отечественных специалистов в области изучения и формирования социальных представлений лиц с интеллектуальной…
  • Мы и наши малыши. Какими родителями делают нас природа и культура , Смолл М.. Нужно ли приучать новорожденного спать в одиночестве? Почему грудное вскармливание лучше искусственного? Нужно ли давать ребенку поплакать, прежде чем взять его на руки? Действительно ли…

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа в области сурдопсихологии показывает явные проблемы интеграции инвалидов по слуху в общество. Актуальность данной темы заключается в том, что люди с нарушением слуха плохо приспосабливается к окружающему миру, им сложнее получить желаемую профессию, пользоваться транспортом, найти общий язык со своими слышащими родителями или детьми, влиться в новый коллектив. Даже просто "спросить время" или "как пройти" у прохожего на улице вызывает трудности. Психология не владеет специальными знаниями в области сурдопсихологии, в частности, для работы с молодыми людьми с нарушенным слухом.

16-17-летние подростки требуют к себе больше внимания, знаний, практики со стороны специалистов. В Республике Беларусь не хватает кадров для осуществления психологической работы с ними. Профессия сурдопедагога для нас редкость, не говоря о сурдопсихологии. Школьникам специализированных школ, колледжей требуется такая же помощь, как и здоровым подросткам, ведь они так же переживают первые чувства, связанные с влечением к противоположному полу, размышляют о выборе будущей профессии.

Объектом исследования являются молодые люди в возрасте 16-25 лет.

Предметом, соответственно, становятся общественные отношения между молодёжью с нарушением слуха и обществом с нормальным слухом.

Цель курсовой работы - это выявление и систематизированное описание проблем, появившиеся вследствие социальной интеграции неслышащей и слабослышащей молодёжи и поиск их решения.

Исходя из указанной темы курсового проекта, его основными задачами являются:

Ш изучение понятия социальной интеграции и её черт;

Ш ознакомление с работами и взглядами зарубежных и отечественных авторов в данной сфере;

Ш сравнение интеграции молодёжи с нарушением слуха и без;

Ш исследование проблем социальной интеграции инвалидов с нарушением слуха в Республике Беларусь и за рубежом;

Ш определение путей преодоления проблем, возникших в социальной интеграции молодёжи с нарушением слуха.

В процессе исследования использовались различные учебные материалы, пособия и правовые документы.

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Понятие социальной интеграции

Особую группу в структуре населения представляют сегодня инвалиды с нарушением слуха, численность которых имеет устойчивую тенденцию к росту. По статистическим данным, до 3-х % населения страдает нарушением слуха в такой степени, при которой затруднено социальное общение . Чаще к ним относится молодёжь в возрасте от 16 до 25 лет, которым интеграция в общество даётся нелегко.

Интеграция делится на педагогическую и социальную. Социальная интеграция представляет целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта человеку с учетом его особенностей и потребностей, создание адекватных условий для этой передачи. В результате человек с нарушением слуха, будь это ребёнок, подросток или молодой человек, включается во все социальные системы, предназначенные для здоровых людей, и становиться полноценным членом общества.

Социальная интеграция -- процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами.

Социальная интеграция инвалидов является одной из актуальнейших проблем современной социальной работы. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных возможностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это определяет важность социальной работы с инвалидами. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от физического уничтожения, непризнания, изоляции "неполноценных членов" общества до необходимости интеграции лиц с ограниченными возможностями и создания безбарьерной среды жизнедеятельности. Иными словами, инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.

Еще Выготский говорил о социальных последствиях нарушенного развития: ограничение жизнедеятельности (это снижение способности адекватно вести себя и снижение способности общаться с окружающими) и социальная недостаточность (нарушение способности выполнять социальные роли).

Важнейшим в социальной интеграции является принцип социализации, который подразумевает, что человек включается во все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные нормы и культурные ценности.

Социализация включает в себя: раннюю социализацию (от рождения до школы); обучение (школьное и профессиональное); социальную зрелость (трудовую активность); завершение жизненного цикла (после прекращения трудовой деятельности).

На ранних этапах социальная интеграция должна включаться в себя:

1. непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;

2. основываться на неформальной ситуации общения;

3. включать разнообразные совместные деятельности здоровых детей и детей с нарушениями развития.

На социальную интеграцию в культуру сверстников влияет возраст, пол и тип нарушения. Чем старше дети с ограниченным возможностями, тем сложнее интеграция. Девочки более позитивно относятся к интеграции, чем мальчики .

Дети взрослеют, но вербальный мир не становится ближе, а звуковая (словесная) речь не становится более доступной, и проблемы общения сопровождают их везде и всегда. Дефект слуха определяет круг друзей, они дружат с теми, с кем можно легко, свободно и полноценно общаться. Как правило, это те, с кем учатся в одной школе. В учебных учреждениях интернатного типа вся жизнь её обитателей проходит у всех на виду. Нет возможности побыть одному. Ошибки, промахи, отклоняющееся от установленных в школе правил поведение - все это будет как "опознавательный знак" сопровождать выпускников в их взрослой жизни .

Для подростков характерно стремление к расширению социальной среды, что является одним из позитивных аспектов его личностного становления и самоопределения. Если говорить о неслышащем подростке, то для него расширение социальной среды сопряжено с усилением фиксации на своём дефекте; среда агрессивна к нему в связи с его физическим дефектом. Этот факт крайне важен для понимания процессов социализации подростков с нарушением слуха.

В работе по социализации неслышащих детей выделяют два направления:

1. Средствами учебно-воспитательной работы школы, семьи;

2. Средствами различных социальных институтов: общественные организации, внешкольные организации, средства массовой коммуникации, учреждения культуры.

При социализации неслышащих подростков связующим звеном между вышеуказанными направлениями является клубная работа.

Таким образом, в ходе взросления дети с нарушением слуха переносят свои проблемы во взрослую жизнь. Социальными последствиями такого неправильного развития становятся снижение способности адекватно вести себя и общаться с окружающими, а также нарушение способности выполнять социальные роли.