Витус беринг годы. Витус Беринг. Биография. Что открыл. Рождение и семья

Споры о пользе и вреде приглашения иностранцев для работы в России начались не сегодня. Ведутся они практически столько же, сколько существует сама Россия.

В разные эпохи находились люди, которые утверждали, что чужеземцы едут к нам исключительно во имя наживы и не приносят никакой пользы.

Что греха таить, тех, кого интересовали лишь деньги, в России побывало немало. Но вместе с тем, тысячи иностранцев служили нашей стране верой и правдой. Ради страны, которая становилась для них второй родиной, они не щадили порой собственной жизни.

12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс родился Витус Ионассен Беринг , человек, которому суждено было стать одним из величайших русских исследователей и первооткрывателей.

Сын таможенного служащего, Витус после окончания школы поступил в Морской кадетский корпус. Вместе с друзьями юноша грезил о дальних походах и славе. Реализовать свои мечты в маленькой Дании было сложно, и будущие моряки думали о том, куда поступить на службу.

Образцовый «Иван Иванович»

Россия, где на трон взошел энергичный царь Петр I , широко раскрывала объятья иностранцам, суля большие возможности и щедрое жалование.

В 1701-1703 году Беринг совершил свой первый большой поход к берегам Индии, по возвращении из которого встретился с вице-адмиралом русского флота Корнелиусом Крюйсом .

Крюйс, норвежец по происхождению, выполнял в Европе специальную миссию по поручению русского царя. Устраивая русских юношей на учебу, он одновременно вербовал молодых выпускников европейских морских училищ для службы на русском флоте. Среди тех, кто попался в сети Корнелия Ивановича, как звали вице-адмирала на русский лад, оказался и Витус Беринг.

В 1703 году Беринг начал службу в России в чине унтер-лейтенанта. Новоявленный Иван Иванович (русское имя Беринга) зарекомендовал себя с лучшей стороны. Он служил на Азове и Балтике, и вскоре оказался в числе тех офицеров, на которых внимание обратил сам царь.

Почтовая марка выпущенная Почтой СССР в 1981 году в честь 300-летия со дня рождения Витуса Беринга. Фото: Commons.wikimedia.org

Беринг вошел в число командиров судов, которым было доверено вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику. Затем Беринг был назначен командиром крупнейшего в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».

Иван Иванович обзавелся семьей и с головой ушел в русскую жизнь. Побывав в Дании в 1715 году, он более не возвращался туда. Его более интересовало изучение необъятных просторов России.

Особое предписание императора

К России была присоединена Камчатка, и по указу Петра I было налажено морское сообщение на ладьях между Охотском и западным побережьем Камчатки.

Офицер флота Витус Беринг мечтал заняться исследовательской работой, в частности, разрешением вопроса о том, есть ли перешеек между Азией и Америкой.

Русский император, здоровье которого было серьезно подорвано, тем не менее, уделял большое внимание вопросам изучения отдаленных русских земель и территорий, которые с ними граничат.

Незадолго до смерти Петра Витус Беринг, получивший чин капитан-командора, назначается руководителем экспедиции на Дальний Восток. Предписание императора гласило — построить на Камчатке судна и на них «искать, где Азия сошлась с Америкой». Одновременно участникам экспедиции предстояло обследовать малоизученные территории Дальнего Востока.

Путешествие из европейской части России на Дальний Восток в те времена было непростой задачей и без всяких исследовательских целей.

До Охотска участники Первой Камчатской экспедиции добирались два года, добравшись до стартовой точки маршрута лишь в январе 1727 года. После зимовки экспедиция переправила снаряжение на лодках и собачьих упряжках к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота «Святой Гавриил».

В июле 1728 года «Святой Гавриил» взял курс на север, а затем на северо-восток, двигаясь вдоль побережья.

Витус Беринг. Фото: Кадр youtube.com

Пролив обнаружен

До экспедиции Беринга эти места не изучал никто. Им были открыты Карагинский залив с островом, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия.

Остров Святого Лаврентия, расположенный в 80 км от полуострова Чукотка, находится в проливе, разделяющем Азию и Америку. Сам Беринг, однако, сразу этого не понял, поскольку так и не смог обнаружить побережье Америки.

«Святой Гавриил» продолжил плавание и вышел в Чукотское море. Достигнув широты 67° 18′, Беринг приказал лечь на обратный курс. Капитан-командор посчитал, что он прошел на север достаточно для того, чтобы объявить — перешейка между двумя материками нет, а есть пролив.

Впоследствии этот пролив был назван в честь Витуса Беринга, и сегодня известен нам Берингов пролив.

В 1729 году экспедиция Беринга обогнула Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, после чего исследователи благополучно вернулись в Охотск.

В марте 1730 года Витус Беринг прибыл в Петербург, привезя с собой обширные отчеты об исследования и подробную карту изученных земель, которой затем пользовались не только российские, но и все европейские картографы.

В своем отчете Беринг уверенно говорил о том, что побережье Америки расположено относительно недалеко от Камчатки, и есть все возможности для установления торговых связей с жителями Америки. Капитан-командор призывал заняться более активным изучением Сибири, богатой полезными ископаемыми, а также перспективной с точки зрения сельского хозяйства. Также Беринг писал о том, что необходимо продолжить исследование Дальнего Востока, послав туда более многочисленные экспедиции.

Капитан-командор против русской бюрократии

За то время, что Беринг путешествовал по Дальнему Востоку, Россия вступила в так называемую «эпоху дворцовых переворотов» и, казалось, до его исследований никому нет дела.

Однако Иван Иванович сумел и в этих условиях добиться своего. В 1733 году он назначается руководителем Второй Камчатской экспедиции. В ее состав вошли сразу несколько отрядов, которым предстояло решать свою часть исследовательских задач.

Сам Беринг, помимо общего руководства, должен был вместе со своим помощником Алексеем Чириковым пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

Несмотря на то, что экспедиция имела поддержку на самом высоком уровне, Беринг испытывал трудности с самого начала. Через Тобольск он добрался до Якутска, где вынужден был остаться на целых три года. Все это время он решал организационные вопросы, занимался заготовкой продовольствия и снаряжения. Местные власти на усилия капитан-командора смотрели равнодушно, не оказывая ему никакой помощи. В 1737 году Беринг добрался до Охотска, но здесь ситуация была ничуть не лучше — казалось, что Вторая Камчатская экспедиция была не вопросом государственного значения, а личной причудой ее руководителя.

Только осенью 1740 года, потратив шесть лет на подготовку, отряд Беринга на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» двинулся к восточному побережью Камчатки.

В районе Авачинской губы корабли встали на зимовку. Бухту, приютившую суда, назвали Петропавловской, в честь сразу двух кораблей. Экспедицией Беринга было заложено поселение Петропавловский острог, ныне ставшее городом Петропавловск-Камчатский.

Открытие Америки: русская версия

После зимовки экспедиция, наконец, смогла приступить к решению главной задачи — поисков пути к берегам Америки. 4 июня 1741 года «Святой Петр и „Святой Павел“ вышли из Авачинской губы. 16 дней спустя, 20 июня, после сильнейшего шторма корабли потеряли друг друга. Поиски в течение нескольких дней не дали результата. Таким образом, „Святой Петр“ под командой Беринг и Святой Павел» под командой Чирикова стали действовать самостоятельно.

Экспедиция Витуса Беринга попала в шторм у Алеутских островов в 1741 году. Фото: Commons.wikimedia.org

16 июля 1741 года «Святой Петр» достиг побережья Аляски в районе хребта, позже получившего название в честь Святого Ильи.

Это было настоящим триумфом исследователя, но на берег он не высадился — Беринг плохо себя чувствовал, и состояние его ухудшалось.

Несмотря на это, экспедиция продолжалась. В районе острова Каяк команда ступила на американскую землю, пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова и группы островов.

Члены экспедиции заболевали цингой один за одним. В конце августа была зарегистрирована первая смерть от этой болезни — скончался моряк Никита Шумагин . Его похоронили на одном из открытых островов, который Беринг назвал в честь погибшего. Там же члены экспедиции впервые встретились с алеутами.

Корабль «Святой Петр» участник международной экспедиции «Русская Америка-250». Он является точной копией корабля «Святой Петр» Витуса Беринга. 1991 год. Фото: РИА Новости / Анатолий Ештокин

Смерть во время зимовки

Пробыв на острове неделю, «Святой Петр» направился дальше, 6 сентября взяв курс на запад, к берегам Камчатки. Впрочем, курс был весьма условным, поскольку Беринг был тяжело болен, и фактически не управлял кораблем. Пережив серию штормов, измученная команда 4 ноября 1741 года увидела перед собой землю. Но это была не желанная Камчатка, а острова, которые потом назовут Командорскими.

«Святой Петр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным.

Экипажу предстояла зимовка. Провизию и снаряжение перевезли на берег, на который сошли и сами.

Здесь была чистая пресная вода, но в остальном условия были очень тяжелыми. Зимовали в землянках, накрытых брезентом.

Капитан-командору Берингу исполнилось 60 лет, его здоровье было подорвано и шансов пережить зимовку практически не было. Он умер через месяц, в декабре 1741 года.

К весне 1742 года из 75 человек, входивших в отряд Беринга, в живых остались 46. Под командованием штурмана Свена Ваксселя на перестроенном судне в августе 1742 года они сумели достичь Авачинской губы.

Заслуги Беринга признал капитан Кук

Алексей Чириков на «Святом Павле» также достиг берегов Америки, перенес немало лишений, гибель части экипажа, но сумел вернуться на Камчатку осенью 1741 года. Весной 1742 года он отправлялся на поиски отряда Беринга, но результата не достиг. Уцелевшие соратники Беринга вернулись на Камчатку самостоятельно.

Заслуги Витуса Беринга были признаны значительно позднее, в том числе, благодаря иностранным исследователям. Высоко оценивал деятельность капитан-командора легендарный Джеймс Кук , который и предложил именовать пролив между Азией и Америкой Беринговым.

Кроме того, в его честь названы Берингово море, Мыс Беринга и остров, на котором расположена могила первооткрывателя.

Из 60 лет своей жизни Витус Беринг 38 состоял на российской службе. Из этих 38 лет полтора десятилетия пришлись на Камчатские экспедиции.

Беринг Витус Ионассен (1681-1741) – великий русский мореплаватель, капитан-командор российского флота. Возглавлял Первую и Вторую Камчатские экспедиции. Прошёл пролив между Аляской и Чукоткой, который впоследствии был назван в его честь – Берингов. Также имя мореплавателя носят остров и море на севере Тихого океана. Экспедициям Беринга принадлежит открытие ряда островов Алеутской гряды.

Рождение и семья

Витус родился 2 августа 1681 года. По происхождению он был датчанин. О его ранних годах известно очень мало. Имеются данные, что Беринг появился на свет в датском городе Хорсенсе, где на четвёртый день после рождения мальчика крестили в местной лютеранской церкви. Документ о его крещении до сих пор хранится в старой церковной книге города Хорсенс. Имя ребёнку дали в честь дяди (родного маминого брата), он был знаменитым датским историком, работал придворным летописцем в Королевском суде. От матери досталась фамилия Беринг, их дворянский род был в Дании довольно знатным, но к моменту рождения Витуса уже разорившимся.

По папиной линии мальчик унаследовал второе имя Ионассен. Отец будущего мореплавателя, Ионас Свендсен, был женат на Анне Педердаттер Беринг вторым браком, от первого у него имелось два сына и две дочери. Анна родила мужу пятерых детей – троих мальчиков и двух девочек. Отец работал таможенником и был весьма уважаемым человеком в городе. Семья не относилась к разряду зажиточных, но и родители, и дети были образованными и набожными.

Детство

Проживали Беринги на улице Сёндергаде в доме № 59. А на соседней улице Смедегаде располагалась школа, которую посещал Витус. Учебное заведение принадлежало Педеру Лауритцену Дальхоффу, чей сын Хорлов в 1695 году женился на сестре Беринга – Анне Катринс. Хорлов состоял на службе в военном флоте Дании в качестве фанфариста, поэтому разговоры о море и флотской жизни часто велись и в доме Беринга, и в школе.

С раннего детства Витус стал водить дружбу с матросами и шкиперами, частенько бывал в гостях у них на кораблях. В тот период Дания активно завоёвывала морские территории, король посылал экспедиции по всему свету. Юный Беринг был очарован морем и в подробностях изучил материалы экспедиций Йенса Мунка, который в начале XVII века плавал на остров Гренландия и в Индию.

Несмотря на то, что в семье имелись финансовые затруднения, своим детям Ионас и Анна постарались дать хорошее образование. Два старших брата Витуса учились в Копенгагенском университете. Но юный Беринг избрал для себя иной путь. Окончив школу, четырнадцатилетний подросток записался на голландский корабль матросом.

Первые путешествия и учёба в Амстердаме

Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере, который впоследствии стал русским адмиралом, дважды Беринг принимал участие в плавании в Ост-Индию, пересёк северную Атлантику, побывал в европейских колониях на западном берегу Северной Америки и на Карибских островах. Опыта в путешествиях Витус набрался, а вот знаний в морском деле было недостаточно. И тогда Беринг продолжил учёбу в морском кадетском корпусе в Амстердаме, который на тот период считался лучшим в мире. Морские науки юноша постигал легко, уже тогда было понятно, что из него выйдет превосходный мореплаватель.

В 1703 году Витус познакомился с вице-адмиралом флота России Корнелием Ивановичем Крюйсом (по происхождению он был норвежцем). Тогда по указанию царя Петра I по всей Европе его агенты искали и вербовали на службу в России толковых иностранцев (моряков, военных и других специалистов). В Амстердаме такой работой занимался Крюйс. Он сразу обратил внимание на черты характера и качества молодого Беринга, которые очень ценились в морской службе. В 1703 году Корнелий Иванович предложил Витусу поступить на службу в русский флот. Молодой человек принял такое предложение, он как раз только окончил кадетский корпус с офицерским званием.

Переезд в Россию и военно-морская служба

При содействии Крюйса Беринга зачислили в русский Балтийский военно-морской флот в чине подпоручика. В 1704 году Витус приехал в Россию, отныне его судьба навсегда была связана с этой страной. Сначала его поставили командовать небольшим судном, которое доставляло лес на остров Котлин с берегов Невы, там Пётр I начал грандиозное строительство военно-морской цитадели русского флота Кронштадта. Беринг проявил в службе прилежание и рвение. Ему всё чаще поручали ответственные задания, к выполнению которых он относился ревностно и очень скрупулёзно. Такая служба, талант и страсть к мореплаванию были оценены по достоинству и в 1707 году Витусу уже присвоили чин поручика.

  • 1710 – в начале весны получил направление на южное побережье Финского залива, где вёл наблюдение за шведской флотилией. Осенью этого же года Беринга перевели капитан-лейтенантом на Азовский флот, где он командовал небольшим парусным военным судном (шнявой) «Мункер».
  • 1711 – летом принимал участие в Прутском походе Петра I (в период русско-турецкой войны поход в Молдавию против Османской империи).
  • 1712 – направлен на Балтийский флот.
  • 1715 – получил чин капитана 4 ранга. Принял в Архангельске судно «Селафаил» и привёл его в Копенгаген. Это плавание стало последним, когда Берингу удалось побывать в родных краях, больше он в Данию не вернулся.
  • 1716 – принял командование линейным парусным кораблём Балтийского флота «Перл», с которым участвовал в плавании к Бронкгольму.
  • 1717 – получил чин капитана 3 ранга.
  • 1719 – принял командование кораблём «Селафаил», с которым совершил плавание по Балтийскому морю к Аланду.
  • 1720 – получил чин капитана 2 ранга.
  • 1721 – принял командование парусным линейным кораблём Балтийского флота «Марльбург», затем командовал судном «Лесное» в соединении одного из создателей Российского военно-морского флота Ф. М. Апраксина.

Отставка и скорое возвращение на флот

Однако за семнадцать лет службы Берингу не удалось получить желаемый чин капитана 1 ранга, даже несмотря на то, что под его командованием в 1720 году был фрегат на девяносто пушек, а в период Северной войны он не раз выполнял особые поручения Государя. Витус считал, что его незаслуженно обошли наградами и повышением по службе. В связи с этим в феврале 1724 года, когда закончилась Северная война, он написал прошение об отставке.

Просьба Витуса была удовлетворена. Но когда царь Пётр I узнал о его отставке, то заявил генерал-адмиралу русского флота Ф. М. Апраксину: «Зря ты обижаешь Беринга. Сей датчанин стал истинно русским человеком и доказал это своею службою. Объяви на Коллегии, что он вновь принят в морской флот и назначен капитаном 1 ранга». В августе 1724 года Витус был отозван из отставки и принят в командование фрегат «Селафаил» на шестьдесят пушек.

Первая Камчатская экспедиция

Одна из великих заслуг Петра I в том, что он стал основоположником научного изучения географии России и близлежащих территорий. В конце 1724 года Государь издал указ об организации Первой Камчатской экспедиции и поручил Коллегии Адмиралтейства подобрать наиболее подходящую кандидатуру руководителя. Петру I предложили доверить это дело Берингу, на что было дано государево согласие. Он собственноручно расписал Витусу основные задачи экспедиции:

  • На Камчатке либо в ином месте соорудить один или два палубных бота.
  • Выдвинуться на этих судах вдоль земли курсом норд, где по имеющимся сведениям должна располагаться Америка.
  • Отыскать место, где соединяется Америка с Азией, высадиться на американское побережье и нанести полученные сведения на карте.

Беринг с командой выдвинулся из Петербурга в январе 1725 года. В течение двух лет речными судами, пешком, на лошадях через Сибирь добирались до Охотска. Здесь они перезимовали, после чего отправили снаряжение к устью реки Камчатка на лодках и собачьих упряжках. Летом 1728 года, обосновавшись на восточном побережье Камчатского полуострова, Беринг со своей экспедицией завершил строительство первого бота «Святой Гавриил». К концу лета судно выдвинулось вдоль материка на северо-восток, в результате чего на карту были нанесены:

  • остров Святого Лаврентия в южной части Берингова пролива;
  • Карагинский залив Берингова моря с северо-восточной стороны Камчатки;
  • самый крупный в Беринговом море залив Анадырский у берегов Чукотки;
  • залив Креста южного берега Чукотского полуострова;
  • бухта Провидения с юго-востока полуострова Чукотка.

Экспедиция вышла в Чукотское море через пролив, получивший впоследствии название Берингов, и повернула домой. Несмотря на то, что североамериканское побережье не было обнаружено, Витус посчитал задачу выполненной – в ходе экспедиции выяснилось, что Америка и Азия не соединяются. Обогнув Камчатку с юга, он ещё нанёс на карту крупную незамерзающую бухту в Тихом океане Авачинскую губу и Камчатский залив в восточной части полуострова. После этого весной 1730 года Беринг с командой через Охотск, а потом через всю Россию вернулись в Петербург.

По возвращении мореплаватель предоставил доклад, в котором уверенно высказался о сравнительной близости Камчатки и Америки и о том, что было бы целесообразно заводить с американцами торговые отношения. Проехав туда и обратно через Сибирь, Витус был уверен, что на этих землях можно вести добычу соли, железной руды и выращивание ржи, ячменя, овощей. Также мореплаватель представил свои планы, как дальше исследовать российское азиатское побережье на северо-востоке, разведать морские пути к Японским островам и Америке.

Вторая Камчатская экспедиция

Выслушав его соображения и планы, в 1733 году Коллегия вновь назначила Беринга руководителем Второй Камчатской экспедиции. Они посчитали, что задания Государя Петра I были выполнены не до конца: экспедиция не побывала на американских берегах и не полностью доказала, что соединения Азии с Америкой нет. Тем не менее, Берингу присвоили чин капитана-командора и наградили премией в тысячу рублей.

В начале 1734 года Витус выехал в Якутск, где в течение трёх лет заготавливал экспедиционное снаряжение и продовольствие. Власти на местах никак не хотели помогать Берингу, он то и дело сталкивался с их сопротивлением, безразличием и бездействием. Только осенью 1740 года из Охотска отправились к востоку Камчатки на двух пакетботах «Святой Павел» и «Святой Пётр».

В июле 1741 года экспедиция вышла к побережью Северной Америки. Обратно Беринг проследовал вдоль Алеутской гряды и южного берега Аляски. Были открыты и нанесены на карте острова:

  • Святого Стефана (Булдырь);
  • Шумагинские;
  • Кадьяк;
  • Святого Иоанна (Атха);
  • Святого Маркиана (Кыска);
  • Евдокеевские.

Болезнь и смерть

Обратный путь со Второй Камчатской экспедиции оказался очень трудным. Море полностью окуталось туманом, начало сильно штормить. Из-за тумана не было видно не только берегов, но и звёзд, по которым можно было бы определить местонахождение судна. Шли месяцы, а «Святой Пётр» всё ещё находился в открытом море. У членов команды началась цинга, некоторые стали умирать. Заболел и сам Беринг, но из последних сил руководил пакетботом и уцелевшими членами команды.

Корабль практически не управлялся и двигался по волнам и ветрам. В начале ноября 1741 года на горизонте заметили заснеженную землю, которая впоследствии получила название острова Беринга. Было принято решение устроить здесь вынужденную зимовку. Первыми вынесли из душных кают больных, но на свежем воздухе они в скором времени скончались.

8 декабря 1741 года умирал в наспех построенной землянке и Витус Беринг. На самом краю необъятной России из последних сил старался зацепиться за жизнь сражённый цингой великий мореплаватель, болезнь оказалась сильнее. Он не знал тогда, что уходит из жизни на острове, который впоследствии будет носить его имя. Не знал и то, что Беринговым назовут море в Тихом океане и пролив, который разделяет Америку с Азией. Точность этих исследований подтвердил позднее англичанин – мореплаватель Джеймс Кук. Это было его предложение назвать пролив между Чукоткой и Аляской Беринговым.

Личная жизнь

В 1713 году Беринг женился на Анне Христиане Пюльсе, дочери коммерсанта из Швеции. Летом 1716 года у них родился первенец, названный Витусом в честь отца. К сожалению, в скором времени малыш скончался. После этого Анне Христиане рожала много раз, но большинство детей умирало в младенческом возрасте. За пять первых лет супружеской жизни чета Берингов потеряла пятерых детей. Выжили девочка Аннушка и трое сыновей – Йонас, Томас и Антон.

Человек, чьим именем названо самое северное море Тихого океана и пролив между Азией и Америкой (точнее Чукоткой и Аляской) положил свою жизнь ради изучения этих полярных краев. На самом деле Витус Беринг не был первооткрывателем Берингова пролива или морского пути из Сибири в Аляску (например, Семен Дежнев проплыл этим проливом на 80 лет раньше Беринга). Тем не менее, именно вклад Беринга в географическую науку огромен, хотя он и не был оценен современниками и российским правительством. Да и вообще, фамилия Беринга попала на все карты мира благодаря легендарному английскому мореплавателю Джеймсу Куку, который не только подтвердил результаты экспедиций Витуса, но и предложил увековечить имя коллеги.

Витус Ионассен Беринг родился в 1681 году в датском городе Хорсенс. Закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703-м, и в том же году поступил на русскую службу в чине подпоручика. После морского путешествия в Индию служил на российском Балтийском флоте, участвуя в Великой Северной войне со Швецией. В 1707-м Витус был произведен в поручики. В 1710-м Беринга перевели на Азовский флот, где он в чине капитан-лейтенанта командовал шнявой “Мункер” (шнява — легкий парусный корабль для разведочной службы, вооруженный 14-18 пушками малого калибра). Участвовал в войне с Турцией.

В 1712-м Беринг вновь был переведен на Балтийский флот. Через год в Выборге он женился на дочери одного из местных бюргеров Анне Кристине. В 1715-м Витус был произведен в капитаны 4-го ранга. В том же году Беринг в последний раз побывал на родине в Дании и больше туда не возвращался. С тех пор Витус уверенно продвигался по карьерной лестнице, дослужившись до капитана первого ранга и командуя различными крупными военными судами.

В это время Петр Великий интенсивно развивал географию своих владений, акцентируясь на инструментальной съемке и составлении точных карт. Когда русские нашли Камчатку, царь загорелся идей овладеть северной Америкой. Охотники за драгоценной пушниной (они же казаки или браконьеры) на то время, безусловно, уже бывали на богатой пушным зверем Аляске, однако для освоения и присоединения новых земель к империи нужны были проверенные научные данные. Уже перед самой смертью Петр направил на Дальний Восток экспедицию во главе с Берингом. По секретной инструкции монарха Берингу надлежало построить один или два корабля, направиться вдоль побережья, попробовать отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой, а затем спуститься вдоль североамериканского побережья на юг.

Первая Камчатская экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года: с января 1725 по январь 1727 года — через всю Сибирь на лошадях, пешком, на речных судах. По дороге ее участники подрабатывали, прежде всего, промыслом пушного зверя. Перезимовав в Охотске, экспедиция добралась на лодках и собачьих упряжках к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728-го было закончено строительство бота “Святой Гавриил”. В июле-августе того же года судно поднялось на север, снимая береговую линию. В ходе плавания были выявлены Карагинский залив с островом, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив, остров Святого Лаврентия…

Экспедиция, как потом оказалось, вышла через будущий Берингов пролив в Чукотское море, не заметив североамериканского побережья. Убедившись, что чукотский берег тянется строго на запад, Беринг пришел к правильному выводу, что Азия с Америкой не сообщаются сухопутным перешейком. Витус посчитал задание выполненным и, не желая быть раздавленным льдами в Чукотском море, пошел на юг, опять не заметив Аляски (минимальная ширина Берингова пролива 86 км). В 1729-м Беринг обогнул Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, а затем через Охотск и всю Россию вернулся в Петербург.

Витус привез съемку 3,5 тысяч километров береговой линии, которой позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии. Беринг доложил, что Америка, безусловно, где-то близко, а обилие пушного зверя и полезных ископаемых делает Сибирь и Камчатку привлекательными для освоения.

В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования ее побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале 1734-го Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он провел аж три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. Туда же приехала и его жена, которая помогала мужу… копить состояние. Местные власти писали доносы на Берингов, обвиняя их в казнокрадстве и расхищении денег, выделенных на экспедицию. В свою очередь Витус обвинял чиновников в том же и задержке экспедиции. Скорее всего, правы были все. Не зря же, когда Витус все же вышел из Якутска, Анна повезла в Петербург неплохое состояние, в том числе драгоценные меха и даже золотые самородки (если верить сплетням). В любом случае им больше не суждено было свидеться…

Осенью 1740-го пакетботы “Святой Петр” и “Святой Павел” вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Именно Беринг заложил поселение, с которого начал свою историю Петропавловск-Камчатский.

4 июня 1741-го 60-летний Беринг повел “Святого Петра”, а Чириков — “Святого Павла” к северо-западным берегам Америки. Но 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. Беринг достиг берега Аляски в районе горы Святого Ильи (Чириков там был на два дня раньше). После высадки на острове Каяк Беринг повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути им были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Святого Иоанна (Атха), Святого Маркиана (Кыска) и Святого Стефана (Булдырь).

5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, в том числе 8 декабря скончался и Витус Беринг, там и похороненный. Командование принял штурман — поручик Свен Ваксель. Весной 1742-го 46 оставшихся из 75 членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота небольшое судно и в августе 1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы на Камчатке.

А корабль Чирикова еще в 1741-м вернулся с огромной добычей: на диких, малолюдных островах и берегах Северной Америки он открыл огромные нетронутые богатства пушных зверей и целые залежи бивней мертвых моржей. (Только бобровых шкур привез более 900.)

Результаты экспедиции, в первую очередь, бесценные топографические съемки, не были опубликованы и хранились, как величайшая тайна. Лишь в 1754-м была издана на французском языке карта Сибири, где были опубликованы результаты исследований Беринга и Чирикова. Но пока правительство “тормозило”, в Аляску по проторенным Берингом и Чириковым путям потянулись бесчисленные вереницы охотников, купцов и даже промышленников…

P . S .: Интересно, что настоящий облик Витуса Беринга был воспроизведен только в 1992 году по черепу после эксгумации. Было доказано, что портрет тучного мужчины, обычно предлагаемый в качестве портрета командора, принадлежит его дяде, датскому поэту Витусу Педерсону Берингу.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ

Витус Ионассен Беринг - один из первооткрывателей, чья жизнь стала символом мужества и самоотверженности. С юных лет путешественника завораживала водная стихия. Благодаря жажде знаний и мастерству мужчины состоялась первая морская экспедиция, принесшая российскому государству звание «колыбель картографии».

Детство и юность

Биография великого мореплавателя началась в городе Хорсенс, основанном на датском берегу пролива Малый Бельт. Мальчик появился на свет 2 августа (по старому стилю – 12 августа) 1861 года. Витус стал третьим отпрыском в семье разорившейся аристократки Анны Педердаттер Беринг и таможенного работника Ионаса Свендсена.

И имя, и фамилию мальчик получил от матери. Несмотря на сложное финансовое положение семьи, родословная Анны Педердаттер могла в будущем сыграть для Витуса хорошую службу.

Необычное имя стало данью памяти покойному брату матери, который прославился службой при Королевском суде. Полное совпадение имени стало причиной, по которой современники сопровождают статьи о мореплавателе неправильными фотоизображениями, путая представителей одной семьи.


Поэт Витус Беринг, чей портрет долгое время выдавали за изображение мореплавателя

Родители придавали большое значение образованию детей, поэтому Витус рано освоил грамоту и правописание. Мальчик посещал школу, которая располагалась на той же улице, где стоял родительский дом. Несмотря на любознательность, ребенок при первой возможности сбегал с уроков, чтобы отправиться в порт. Витус много времени проводил за разговорами с моряками, поведавшими Берингу о захватывающих морских приключениях.

В 14 лет, сразу после окончания учебного заведения, Витус записался матросом на голландский корабль. Юный путешественник побывал на Карибских островах и много времени провел в Ост-Индии. Осознав, что для построения карьеры не хватает знаний, Витус сошел на берег в Амстердаме, где с легкостью поступил в морской кадетский корпус.

Открытия

Завершение учебы Беринга совпало с интересом к освоению морского ремесла. Агенты, в задачу которых входила вербовка иностранных специалистов, сразу обратили внимание на Витуса, отличавшегося непринужденным характером и выдержкой, так необходимой на море.


В 1704 году Беринг переехал в Россию, где быстро продвигался по карьерной лестнице. Но после 20-летней службы, отмеченной только положительными характеристиками и наградами, мореплаватель подал в отставку. Историки утверждают, что причина поступка – гордость Беринга. Мужчина не получил звание капитана 1-го ранга, о котором честолюбивый моряк давно мечтал.


Географические открытия, прославившие фамилию Витуса, случились во время первой камчатской экспедиции. В 1724 году по приказу Петра Первого российский флот отправился на исследования новых земель. Единственным специалистом, который справился бы со столь сложной задачей, оказался Беринг.

В течение пяти лет мужчина исследовал и фиксировал на карте берега Чукотки и Камчатки. К заслугам Беринга относятся опровержение домыслов, что Америка соединяется с Азией, а Камчатка неразрывна с Японией. Увы, столь впечатляющие результаты экспедиции не нашли должного внимания в Адмиралтействе.


Чиновники решили, что Беринг не оправдал надежд и плохо выполнил поручения царя. Всю важность открытий Витуса подтвердил , который ознакомился с картами мореплавателя в 1778 году. Впечатленный кропотливой работой англичанин назвал пролив между Евразией и Америкой в честь мореплавателя, которого не знал лично.

Вторая камчатская экспедиция была собрана уже по инициативе самого Витуса, уверенного в необходимости изучения Сибири, Дальнего Востока и берегов Северных морей. На этот раз география исследования и поставленные перед флотом задачи были гораздо масштабнее. Поэтому Беринг принял решение отправиться в экспедицию на двух кораблях.


Командование вторым судном доверили Алексею Чирикову. Мужчина выполнял обязанности помощника капитана в первой камчатской экспедиции и заслужил безграничное доверие Беринга. В планах исследователей было изучить Сибирь, добраться до Камчатки и выдвинуться к берегам Северной Америки, чтобы детально ознакомиться с малопосещаемыми берегами.

Личная жизнь

Во время второй камчатской экспедиции Витуса Беринга сопровождали жена и дети. Еще в 1713 году мореплаватель заключил брак с дочерью коммерсанта из Выборга – Анной Кристиной Пюльзе.

Первое время молодая супруга спокойно отпускала возлюбленного в морские путешествия. Сама женщина занималась хозяйством и воспитывала детей.


За первые 18 лет брака у четы родились 8 малышей, а выжили всего четверо: Йонас, Томас, Антон и Анна Хельга.

К моменту рождения дочери Анне Кристине надоело постоянное отсутствие мужа. Оставив повзрослевших Йонаса и Томаса на попечение родственников из Выборга, женщина собрала серебро, фарфор и, прихватив Антона и Анну, отправилась в путешествие с мужем.

Смерть

При выходе из Авачинской бухты в сторону Северной Америки корабль «Святой Петр», которым руководил Беринг, затерялся в открытом море. Непогода не позволяла определить местоположение судна, а разыгравшаяся цинга стала уничтожать экипаж судна.

Одним из последних неприятная хворь зацепила Беринга. Даже чувствуя слабость, исследователь не оставил управление кораблем. Неожиданная полоска заснеженной земли на горизонте стала надеждой на спасение.


Но 8 декабря 1741 года, через месяц после схода на берег, Витус Беринг окончательно утратил силы и умер в наспех построенной землянке. Мужчину похоронили на безымянном острове, который в будущем обозначат на картах как Остров Беринга.

В 1991 году специальная археологическая группа обнаружила останки Витуса. Подробное изучение позволило сделать вывод, что причиной смерти путешественника стала неизвестная болезнь, не похожая по характеристикам на цингу.


По словам Ольги Сотниковой, праправнучки матроса Сотникова, ходившего под командованием Беринга, великий путешественник погиб от руки собственных подчиненных. Из-за нервного срыва, ставшего причиной нескольких стратегических ошибок, команда «Святого Петра» оказалась на необитаемом острове, где не смогла найти еду и укрытие.

Разозлившиеся матросы закопали своего командира живым в землю. Но проведенные анализы скелета первооткрывателя не подтверждают теорию. В 1992 году останки мореплавателя и неизвестных моряков возвращены в землю на территории бухты Командор.

Память

  • В 1818 году Камчатское (или Бобровое) море стало именоваться Беринговым.
  • В 1937 году географ Эрик Хультен предложил обозначение Берингия, которое включает в себя Берингов пролив, Беринговое и Чукотское море, часть Камчатки и частично Аляску.
  • В 1945 году на территории Петропавловска-Камчатского установлен памятник мореплавателю, основавшему город.
  • В 1957 году в заливе Берингова моря в честь путешественника назван поселок «Беринговский». До этого поселение носило название «Угольное».
  • В 1970 году на экраны вышла документальная картина режиссера Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях».
  • В 2006 году Камчатский государственный педагогический институт по приказу министра образования переименован в КамГУ имени Витуса Беринга.
  • В 2016 году в честь 275-летия открытия Командорских островов установлена бронзовая ростовая скульптура Берингу. Памятник расположен на территории острова Беринга (село Никольское).

Витус Ионассен Беринг (рожд. 12 августа 1681 г. — смерть 8 (19) декабря 1741 г.) — мореплаватель-датчанин, капитан-командор российского флота (1730 г.) Был руководителем 1-й и 2-й (1725-30 г. и 1732-41 гг.) Камчатской экспедиции. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской, дошел до Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга был назван пролив между Евразией и Северной Америкой, остров в группе Командорских островов (названных также в его честь) и море на севере Тихого океана. 1741 год, декабрь — на обратном пути во время зимовки Беринг умер на острове (впоследствии назван его именем), расположенном к востоку от Камчатки.

Служба на голландском и российском флотах

Родился он в приморском городке Хорсенс в Ютландии в 1681 году. До переезда в Россию, в юности Беринг дважды ходил в Ост-Индию на голландских кораблях. 1703 год — в Амстердаме закончил морской кадетский корпус и был принят на службу в русский флот лейтенантом. 1710 год — капитан-лейтенантом был переведен на Азовский флот и принимал участие в Прутском походе (1711 г.) В 1712-1723 гг., повышаясь в чинах и командуя различными кораблями, служил на Балтике. 1724 год, 26 февраля — ушел в отставку. А спустя 5 месяцев обратился к Петру I с просьбой вновь принять его на службу. Прошение было удовлетворено, и в чине капитана 1-го ранга, то есть с повышением, Беринг вернулся во флот.

Причины экспедиций

Но не службой на Балтийском и Азовском морях и боевыми заслугами смог прославиться Витус Беринг. Слава к нем пришла после двух крупнейших морских научных экспедиций в Тихом и Ледовитом океанах, последнюю из которых справедливо называют Великой. Командовать первой Беринг вызвался сам, в надежде дослужиться до звания контр-адмирала и обеспечить семью и свою старость.

Петр I, имея далеко идущие планы, решил выяснить, существует ли проход между Евразией и Америкой (о плавании Семена Дежнева двор не знал). В случае его обнаружения в планах было начать плавания Северным морским путем к восточным берегам России, в Китай и Индию.

Первая камчатская экспедиция

Витус Беринг приступил к выполнению царского приказа. Две недели спустя – 25 января 1725 г. – первые участники экспедиции были отправлены из Петербурга на Камчатку. В состав группы вошли еще два морских офицера (Алексей Чириков и Мартын Шпанберг), и команда общим числом около 100 человек.

Дорога выдалась трудной и сложной. Добираться довелось разными способами: телегами, на санях с собаками, речными судами. По прибытии в 1727 г. в Охотск, начали постройку кораблей для выполнения главных задач экспедиции. На этих судах Беринг дошел до Западного побережья Камчатки. В Нижнекамчатске отстроили военный корабль «Святой Гавриил», на котором мореплаватели отправились дальше. Судно прошло через пролив между Аляской и Чукоткой, но из-за плохой погоды морякам не удалось увидеть берега американского континента.

Цель экспедиции частично была выполнена. Но, вернувшись в 1730 г. в Санкт-Петербург, Витус подавая отчет о проделанной работе, составил проект следующей экспедиции. В большинстве своем первые лица государства и академики не понимали, как и сам мореплаватель, что он открыл. Но основное было доказано – Азия и Америка не соединяются. А Витус Беринг получил звание капитан-коммандора.

Вторая камчатская экспедиция

По возвращении путешественника к его словам, записям и картам относились с определенным недоверием. Следовало отстаивать свою честь и оправдать оказанное ему высочайшее доверие. Итак, была назначена вторая экспедиция, под командованием Беринга. Согласно биографии, написанной современниками мореплавателя, говорится, что, незадолго до первого похода к берегам Камчатки, неким Шестаковым был открыт и пролив, и даже Курильские острова. Вот только все эти открытия не имели документальных подтверждений. А Беринг был образован, мог структурировать и анализировать полученный результат и хорошо составлял карты.

Перед второй экспедицией стояли следующие задачи: исследовать море от Камчатки до Японии и устья Амура, нанести на карту весь северный берег Сибири, достичь американского побережья и наладить торговлю с туземцами, если таковые будут там обнаружены.

Несмотря на то что уже царствовала , Россия еще была верна петровским заветам. Потому проектом заинтересовалось Адмиралтейство. Указ о второй экспедиции был издан в 1732 г. Добравшись до Охотска, в 1740 году мореплаватель строит два пакетбота — «Святой Петр» и «Святой Павел». «Святого Петра» взял под свое командование сам Витус Беринг, а «Святым Павлом» командовал Чириков. На них экспедиция вышла к побережью Камчатки, обогнули южную ее оконечность и вышли в Авачинскую бухту. Здесь остановились на зимовку и основали город-порт Петропавловск, названный так в честь обоих кораблей.

1741 год, 5 июня — плавание продолжилось. Суда шли вместе примерно три недели, а после потеряли друг друга из виду. Наконец, оба они достигли американского берега. Первым был «Святой Павел».

«Святой Петр» смог достичь берегов Америки на день позже, 17 июля 1741 года на северной широте 58°14?. Никого из европейцев там еще не было. Моряки увидали горные хребты со снежными вершинами. Самую высокую назвали горой Святого Ильи. Дальше двинулись вдоль побережья до о. Каяк.

Отсюда началось обратное плавание, которое завершилось трагически. Экипаж был измотан цингой, штормами и туманами. Первым скончался матрос Шумагин, в его честь были названы близлежащие вновь открытые острова. Силы моряков таяли. Заболел сам 60-ти летний капитан-командор.

Витус Беринг и Алексей Чириков в Петропавловске-Камчатском 1740 год

Смерть

В конце концов показался берег, который был принят за Камчатский. Там «Святой Петр» потерпел крушение. Оказалось, что это необитаемый остров из группы, названной в последствии в честь командора Беринга Командорскими островами. Там пришлось зазимовать. 19 человек умерло. Одним из первых 8 декабря 1741 года умер и Витус Беринг, завершив свой 38-и летний послужной список на благо России открытием и обследованием побережий Аляски и крайней северо-восточной оконечности Азии, никогда до того не виденных европейцами. Оставшиеся в живых летом следующего года разобрали корабль и построили небольшое судно, на котором в августе 1742 года смогли добраться до Камчатки.

Экспедиция Витуса Беринга попала в шторм у Алеутских островов — 1741 год

Наследие

Заслуги капитан-командора не скоро смогли получить признание. Лишь в 1778 году по предложению , завершившего работы командора на побережье Северо-Восточной Азии, пролив между мысом Дежнева и Аляской был назван Беринговым, а находящееся южней краевое море Тихого океана – Беринговым морем. Судовые же журналы Беринга вышли в печати лишь в 1922 году в Нью-Йорке (материалы экспедиции считались секретными).

И сейчас не утихают ожесточенные споры по оценке действий Беринга в обеих экспедициях. Многие из ученых считают открытие (вторично после Дежнева) Берингова пролива и берегов Америки, прилегающих к Азии, заслугой Чирикова. Командора обвиняют в излишней осторожности и расчетливости. Но какими бы ни были ошибки начальника экспедиции, действительными или мнимыми, он был, есть и будет одной из самых значительных фигур во всей истории географических открытий.