Внутренний моральный. Совесть: внутренний регулятор морального поведения. Что такое нормы морали

Эссе на книгу Д.Либермана "Психопаты повсюду".

Когда человек познакомился с человеком, то порой не знает, можно ли продолжать с ним отношения?
Если что то настораживает в его поведении, то невольно возникает вопрос:"А вдруг он ненормальный?", эмоционально неустойчив или просто слегка эксцентричен? Не мошенник ли новый знакомый человек?"
Главное человеку необходимо научиться разбираться в людях, чтобы уметь определять и анализировать то, что вызывает тревогу и узнать в чём же заключается предупреждение.
Огромный мир эмоций порой полон сюрпризов.
Иногда невинное и даже доброжелательное поведение оказывается сигналом тревоги, предупреждающим, о том, что именно здесь не всё в порядке.
В жизни человека встречаются люди с недостаточной эмоциональной устойчивостью, которая может повлиять и чаще всего влияет на нас.
Даже в том случае, если на первый взгляд одному человеку представляется, что другой человек здоров и эмоционально стабилен, то это не всегда так.
В психологической энциклопедии, под редакцией Р.Корсини и А.Ауэрбаха,прописано определение психопатической личности- "Моральные и деятельные принципы разума сильно извращены или испорчены, власть над собой утрачена или ограничена, индивидуум не способен говорить или рассуждать о каком-либо предложенном ему предмете, а также вести себя с приличием и пристойностью в жизненных делах.
Так английский психиатр Дж. Причард определил новое понятие "морального помешательства"... Проблему составляет понимание того, почему неглупый и рационально мыслящий человек может вовлекаться в антисоциальное поведение, невзирая на риск наказания, который заглушит большинство таких побуждений у нормального индивидуума...
Человек с антисоциальным поведением фундаментально не надёжен, для него ничего не значит истина, он не способен на настоящую любовь или эмоциональную привязанность.
Он идёт на бессмысленный риск, демонстрирует низкую способность к умозаключениям и безразличие к наказаниям, основывающееся на неумении учиться на негативном опыте.
Он не испытывает истинных угрызений совести или стыда и часто прибегает к рационализации при оценке своего поведения или проецирует вину на других.
У него имеет место "специфическая утрата проницательности.
Чтобы быть счастливым, поддерживать хорошие отношения с окружающими и достичь эмоционального благополучия, человек должен любить и уважать себя.
Откуда берется самоуважение?
У каждого из нас есть тело, эго и душа.
Они часто не ладят друг с другом.
Говоря кратко, тело предпочитает действовать ради приятных ощущений; эго стремится к тому, что кажется ему хорошим; а душа хочет того, что хорошо на самом деле.
Если нам не удается контролировать своё поведение, добиваться немедленного удовлетворения своих запросов или поддерживать свой имидж, мы злимся на себя и в результате чувствуем опустошение.
Самоуважение и самооценка падают.
В игру вступает эго, стремясь компенсировать чувство вины и неполноценности, и мы фокусируемся на себе, становимся эгоцентричными.
Самоуважение растет лишь тогда, когда мы способны делать ответственный выбор и поступать правильно независимо от того, что нам хочется и как к нашим действиям отнесутся окружающие.
Этот выбор определяет душа (мораль или совесть), тем самым поднимая нас ещё выше.
Самоуважение и эго обратно пропорциональны, как "детские качели", что движутся вверх-вниз: когда одно поднимается, другое падает.
В оценке каждой ситуации участвуют и эмоции, и интеллект.
Если мы воспринимаем мир чисто эмоционально, мы выстраиваем свои мысли и объясняем подоплёку событий так, чтобы оправдать собственные убеждения, отношение, действие.
Мы пытаемся каждый раз подтвердить и оправдать свои убеждения.
Чем ниже самооценка, тем меньше мы объективны. Если мы подходим к ситуации более объективно, мы можем справиться с эмоциями и не позволить им овладеть нами; мы волнуемся, но направляем своё волнение в более продуктивное русло.
Когда нас мотивирует эго, мы делает то, что по нашему мнению выставляет нас в лучшем свете. Обычно ЭГО сбивает нас с толку следующим способом:
1) выбирает то, на чём мы концентрируемся;
2) заставляет нас принимать многое на свой счёт;
3) приводит к выводу (чаще бессознательному), что любой наш негативный опыт есть следствие нашей неполноценности;
4) вынуждает нас верит в то, что найти выход из сложного положения мы не в силах.

В чём причина внутреннего конфликта?
Люди от природы расположены любить себя, но когда они не способны самостоятельно поддерживать чувство собственного достоинства, то тогда ищут поддержки в окружающем нас мире.
И самооценка, и самолюбие человека основаны на уважении.
Человеку необходимо получать уважение хоть откуда-нибудь, и если мы не можем дать его себе сами, то он требует этого от других и превращается в эмоционального террориста, который манипулирует окружающими и нуждается в них; добивается своего любыми путями, как говорится:"..не мытьём, так катанием."
Если человек страдает от низкой самооценки, то им просто управляет инстинктивное стремление к любви и признанию.
Эмоциональная подпитка от окружающих, оказывается, по-настоящему не удовлетворяет нас.
Кто пытается обрести самоуважение во вне, тот на самом деле никогда по-настоящему не удовлетворится.
Такие люди подобны "бездонной бочке".
Они начинают требовать одобрения и уважения от каждого и не могут терпеть выслушивать критику из чужих уст.
Таким людям необходим тренинг уверенности в себе, то есть, они должны научиться судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и им следует научиться брать ответственность за свои поступки и за их последствия на себя.
Чувство собственного достоинства означает, что человеку вовсе не нужно уважение со стороны других людей, чтобы уважать самих себя.
Поскольку самоуважение связано с ощущением контроля, и человеку нужно чувствовать, что он контролирует себя или кого-либо - или хоть что-нибудь.
Всё дело заключается в правильном выборе.
Главное научиться и уметь контролировать себя (иметь самообладание и использовать свои скрытые резервы), тогда человек не впадёт в психопатию. Степень владения собой определяет то, настолько человек раздражается, расстраивается или злится в той или иной ситуации.
Самообладание дает человеку возможность сделать лучший выбор(что повышает его самооценку и уменьшает эгоцетричность, а также позволяет воспринимать мир ясно и объективно.)

Эгоцентризм [от лат. ego - я и centrum - центр] - 1. восприятие мира, при котором его центром индивид считает самого себя, неспособность видеть происходящее и себя глазами других людей, с иной позиции. В норме свойственен детям, которые по мере развития приобретают способность "децентрировать", воспринимать мир с других точек зрения(В.А.Жмуров,с.749).
Несмотря на то, что люди испытывают сильные эмоциональные реакции, когда в их жизни происходят неожиданные изменения, эти реакции, как правило, быстро утихают и верх берёт позитивная оценка ситуации.
А вот того, кто не владеет собой и чрезмерно потакает своим желаниям, внезапное богатство или слава порой приводят к деструктивному поведению. Конечно, внешние обстоятельства сказываются на нашем настроении.
У всех бываю лучшие и худшие дни.
Но истинная эмоциональная стабильность отличается постоянством, на нее не влияют повседневные испытания и невзгоды - главное вера в положительное будущее и свободу воли.
Важно не то, что у нас есть, а что мы с этим делаем.
Исследования показывают, что доход, физическая привлекательность и умственные способности лишь в незначительной степени влияют на наше общее эмоциональное благополучие.
Даже физическое здоровье, как выяснилось, играет несущественную роль для нашего эмоционального здоровья.
Однако обратное неверно: эмоциональные проблемы значительно воздействуют на физическое состояние человека.
В конце концов, дух, тело и эго едины.
Ментальное и физическое состояние человека тесно связаны.
Все психические расстройства обычно проявляются как на психологическом (мышление и эмоции), так и на физическом (биологическим и физиологическом) уровнях.
И хотя не стоит недооценивать значение свободы воли, уровень эмоциональной устойчивости человека отчасти (а в не типичных случаях, даже полностью) можно объяснить обстоятельствами, которые не поддается контролю.
Существует прямая зависимость между неуважением к себе и самобичеванием, которое сопутствует потворству своим желаниям.
Дорога к саморазрушению это - чревоугодие, злоупотребление психоактивными веществами и пристрастием к азартным играм, к маниакальному шопингу.
Без самоуважения, без любви к себе, человек в конце концов "теряет себя", он чувствует себя никчемным и не способен действовать так, чтобы обеспечить собственное здоровье и счастье.
Вместо того, чтобы организовать себя, человек продолжает потворствовать своим желаниям, чтобы заполнить пустоту и избежать боли (физической, психологической).
Стремление избежать боли, чрезмерно потакать себе, - порочный круг,который рано или поздно всё равно сужается.
Когда человек плохо к себе относится, то ищет временного спасения в немедленных удовольствиях и поддается сиюминутным порывам, вместо того, чтобы преодолевать их.
Человек стремится к быстрому успеху и не старается найти то решение, которое бы действительно избавило его от боли и пустоты.
Единственный способ, позволяющий вернуть человеку контроль над собственной жизнью, это его желание научиться вновь управлять своим поведением самостоятельно или при необходимости обратиться к помощи профессионалов.

Эгоцентризм
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Эгоцентри;зм (от лат. ego - «я», centrum - «центр круга») - неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8-10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте.

Проявления
Наиболее ярко проявляется в раннем детском возрасте и, как правило, преодолевается к 12-14 годам, также наблюдается тенденция к усилению в старости.
Жан Пиаже в своих книгах описывает несколько проведённых им экспериментов, демонстрирующих детский эгоцентризм. Например:
Эксперимент с игрушкой и горой. Ребёнку тщательно, со всех сторон показывают ландшафт в миниатюре, изображающий гору с домиками, деревьями и пр. После этого его сажают на стул перед этим ландшафтом и просят описать, что он видит. Ребёнок описывает ту часть «горы», которая ему видна. После этого, с противоположной стороны «горы», сажают на стул игрушку, и ребёнка теперь просят описать, что видит игрушка. Несмотря на очевидное взрослому различие между тем, что видно со стула ребёнка и тем, что видно со стула игрушки, ребёнок повторяет описание, данное в первый раз. Результат был интерпретирован Пиаже как неспособность ребёнка представить себя на месте игрушки.
Другой эксперимент заключался в том, что ребёнку последовательно задавалось два вопроса: первый - сколько у него братьев и сестёр, второй - сколько сестёр и братьев у его брата или сестры. Ответ на второй вопрос был на одного человека меньше, чем на первый. Это было интерпретировано как то, что ребёнок не считает себя «братом или сестрой», то есть не осознаёт, что может не быть центральным объектом.
Связь с другими понятиями
Как следует из определения, вопреки распространенному мнению, эгоцентризм не является формой или степенью эгоизма. Однако эгоцентризм мешает понять, что у окружающих могут быть свои собственные чувства, желания и потребности, и может приводить эгоцентриста к конфликтам.
Литература
1. Пиаже, Жан. Речь и мышление ребенка. - Римис, 2008. - 448 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-9650-0045-6
2. Выготский, Лев Семёнович. Мышление и речь. - Москва: Лабиринт, 2005. - 352 с. - ISBN 5876040371
3. Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Введение в общую психологию. Курс лекций. - Москва: АСТ, 2008. - 352 с. - ISBN 978-5-17-049383-8
Примечания
1. 1 2 Жан Пиаже, «Речь и мышление ребенка», Глава 3, Москва - Ленинград, «Государственное учебно-педагогическое издательство», 1932
2. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

Эгоцентризм
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/egocentrizm
Эгоцентризм - неспособность индивида изменить исходную познавательную позицию к некоторому объекту, мнению или представлению сочетающуюся с сосредоточенностью личности на собственных целях, даже перед противоречащей его опыту информацией.
Эгоцентрист когда не может, а когда-то и не хочет понять, что люди - другие, не как он, что другие люди на многие вещи смотрят по своему, а не как он, что у них свои и взгляды и потребности.
Окружающий эгоцентрика мир ему не интересен, особенно внутренний мир других людей. Прежде всего эгоцентрику интересен мир самого себя, вплоть до самовлюбленности.
Эгоизм и эгоцентризм
Как правило, эгоцентризм связан с эгоизмом и нередко является его крайним выражением. Однако нередки случаи, когда эгоцентризм проявляют даже вполне альтруистичные люди - например, когда родители заботятся о ребенке, исходя из своих представлений о том, что будет для него радостью. "Я люблю книги по истории - и ребенка порадую книгами по истории!" - Эгоцентризм...
Виды эгоцентризма, его проявление
Рассматривают несколько видов эгоцентризма:
Познавательный, характеризующий восприятие и мышление;
Моральный эгоизм - говорящий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;
Коммуникативный, наблюдаемый при передаче информации другим людям. Заключается в пренебрежении смысловым наполнением понятий.
Когда и у кого более выражен эгоцентризм
Наиболее ярко проявляется к 12-14 годам и в старости. У взрослых людей эгоцентризм более выражен у женщин.
Преодоление эгоцентризма заключается в изменении точки зрения, происходящим в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличающимися от его собственной; формировании способности принимать роль другого человека, что связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, которая базируется на интеллектуальных процессах сравнения, аналогии и др.
Преодоление детского эгоцентризма является одной из основных задач воспитания.
Преодоление эгоцентризма
Общие условия преодоления эгоцентризма:
человек этого хочет сам и понимает, зачем это ему надо.

Индивидуальная мораль
Материал
Индивидуальная мораль: нравственно то, что считаю нравственным Я. Если Меня так воспитали и поэтому Я это считаю нормальным, допустимым, значит это и есть нормальное и одобряемое. А то, что я считаю безобразным и недопустимым, достойно только осуждения и искоренения.
Смотри также
1. Нравственность: Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью - безнравственно.
2. Официальная мораль – официально провозглашенные правила, взгляды и оценки. То, чему обязаны учить в школах и что официально формулируют государственные чиновники.
3. Общественная мораль – то, что считает большинство. "Приличные люди ведут себя так. А так - не принято". "Кем не принято?" "Всеми". Мнение большинства - как правило, разумный компромисс между идеями и жизнью. Это огромная сила, именно поэтому она чаще всего и отождествляется просто с Моралью.
4. Нравы – то, что делает большинство. "Ты не слушай то, что говорят, ты смотри, что делают". Это тот житейский бульон, которым пропитываемся мы с детства и которым, к нашему сожалению или счастью, закладываются наши нравственные основы.

Мораль - это не совсем то же, что нравственность. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, а для себя.

Нравственность
Автор: Н.И. Козлов












Нравственность
Автор: Н.И. Козлов
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennost
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное - то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. Безнравственное - нехорошее, недопустимое, вредное, этически безобразное и недостойное человека.
Детям нравственность не свойственна: понятие "добро" для них бывает сильно расплывчато, и смотреть на свое поведение с какой-либо точки зрения им не интересно. Дети чаще живут с позиции "нравится" - "не нравится", и далеко не все, взрослея, становятся нравственными людьми.
Человек этичный относится к нравственности, как к путеводной звезде: все наши земные повороты имеют смысл лишь постольку, поскольку мы идем верным путем. Нравственный смысл любого слова и поступка – первое, о чем думает такой человек, чем он руководствуется вне зависимости от того, смотрит кто-либо на него или нет.
Но среди обычных – этичных людей не много. Обычные люди относятся к нравственности, как к забору: пусть будет, пока не мешает. Сами вспоминаем о нравственности, когда-то кто-то нарушает наши границы, а вполне готовы перелезть через забор, когда очень нужно или хочется, а никто не видит. Не каждый взрослый человек - человек нравственный, в зависимости от своей осознанности и развитостипозиций восприятия человек смотрит на свое поведение с разной нравственной глубиной. При малой осознанности человек может делать дурные дела и не считать себя безнравственным ровно потому, что не видит или не задумывается о том, что он делает;. Человек с шаблонным мышлением вместо постоянных поисков и примерок "это добро или нет?" бездумно принимает расхожие формулы иногда не самого высокого качества.
Что "нравственно", а что нет - определиться бывает очень непросто. Давать в долг - нравственно или безнравственно? Доброе дело или нет? Секс до брака - допустимо или безнравственно? Может ли мужчина иметь четыре жены? В разных культурах и в разное время эти вопросы решаются очень по-разному.
Первая позиция восприятия подсказывает человеку формулы нравственности типа: "Добро - это то, что хорошо для меня. А все, что против меня - безнравственно".
Взгляд бушмена: "Если увел коров я - это добро. Если увели коров у меня - это зло".
Чем более развиты у человека позиции восприятия, тем больше человек в своей нравственности думает о добре для других. В качестве общей формулы можно принять следующее: "Нравственно то, что делает человека здоровым и счастливым, не причиняя существенного вреда другим. А то, что лишает человека счастья и идет во вред его здоровью - безнравственно".
Не забывайте о других людях. Например, если ваше поведение касается не только вас, то нужно учитывать и интересы партнера. Если происходящее касается не только пары, то нужно учитывать и интересы окружающих. Ваша свобода кончается там, где начинается жизнь другого человека. "Свобода моего кулака кончается перед носом другого человека".
Очень непросты конфликты, когда индивидуальная свобода сталкивается с консервативными взглядами окружающих. Откровенные, долгие и прочувственные поцелуи любящей пары в вагоне метро для них кажутся их свободным правом, но для сидящей с ними рядом пожилой одинокой женщины представляется дикой распущенностью. Кажется, в этих конфликтах нужна обоюдная корректность. Пусть люди воспитаны на ваш взгляд дико, но бить по их нравственным (моральным) чувствам своей свободой (в их восприятии - распущенностью) - не надо. Но также никому не надо называть непристойным, безнравственным все то, что выходит за ваши привычные и жесткие рамки, безнравственно в этом случае проявлять агрессивность и клеить оскорбительные ярлыки.
Нравственности противостоит не столько прагматизм, сколько недалекость. Прагматик может быть человеком высокой нравственности, если он осознает, что это выгодно ему хотя бы с точки зрения перспектив. Прагматик-руководитель может насаждать нравственность, если видит, что она с течением времени дает повышение прибыли. Если же прагматик не привык и не умеет смотреть далеко, он бывает порядочным только в зоне наблюдений полицейского или по привычке.

Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью.

М. М. Пришвин

Мораль регулирует отношения людей путем убеждения : внутреннего — через совесть, и внешнего — через мнение других, общественное мнение.

Рассмотрим внутренний регулятор морального поведения: совесть человека.

Совесть — фундаментальная нравственная категория, определяющая поведение человека практически во всех жизненных ситуациях. Невозможно представить нормальную жизнь человека без совести. Человек, поступающий противно совести, ставит себя, как правило, вне общества — и в моральном, и в физическом, и в юридическом смысле (диапазон этого "вне общества" велик: от потери нормальных человеческих отношений с окружающими до бойкота и, далее, к тюремной изоляции и даже физической гибели). Если количество людей, поступающих противно совести, превысит некоторую критическую массу, то жди великих бед и несчастий в виде войн, геноцида, терроризма, эпидемии наркомании, снижения рождаемости и повышения смертности...

Выше говорилось, что совесть играет регулирующую роль в отношениях между людьми. Эта регуляция двоякого рода. Совесть может побуждать человека к совершению добрых поступков, одобрять уже совершенные, а может отвращать от совершения дурных поступков, не одобрять их. В одних случаях говорят «чистая, спокойная совесть». В других — «нечистая совесть», «муки, угрызения совести». «Чистая совесть, — писал Л. Фейербах, — есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу страданий, причиненных другому человеку».

В одних случаях говорят: «добросовестность», «сделать на совесть», «судить по совести», «не за страх, а за совесть», «совестливость». В других — «иметь совесть», «потерять совесть», «пора и совесть знать».

Философ И. А. Ильин писал: «Человек, подавивший в себе совесть, не отличит добра от зла: ибо совесть есть верный орган, верный акт для восприятия этих предметов». В самом деле, совесть помогает человеку отличить добро от зла и, более того, смею утверждать, что она помогает ему сделать выбор в пользу добра.

Нет людей, которые бы не имели совести. Факты отдельных аморальных поступков указывают лишь на то, что совесть человеческая подвергается испытанию и что человек может быть нравственно болен , как это с ним бывает в физическом и психическом плане.

Муки совести могут быть так велики, что превышают силы человека и приводят его к саморазрушению. Наш великий поэт А. С. Пушкин гениально передал это в образе Бориса Годунова:

Ах, чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто... едина разве совесть!

Так, здравая, она восторжествует

Над злобою, над темной клеветою;

Но если в ней единое пятно,

Единое случайно завелося,

Тогда беда: как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком, стучит в ушах упреком

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!..

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!

Апелляция к совести . Выше было сказано о том, что совесть является внутренним регулятором морального поведения человека, т. е. благодаря совести сам человек решает, что морально, а что неморально в его поведении. Однако совесть играет определенную роль и во внешних способах регуляции морального поведения человека, когда не он сам является источником этой регуляции, а другие люди. Например, когда взывают к совести человека, когда ему задают вопрос «есть у тебя (Вас) совесть?», когда упрекают его, говоря «пора и совесть знать» и т. д. Конечно, это взывание к совести может быть проигнорировано. Тем не менее, оно небесполезно, так как напоминает человеку о том, что он должен жить по совести. Всякое одобрение или неодобрение (порицание) поступков человека другими людьми так или иначе влияет на его поведение в целом. Ведь не может человек не считаться с тем, как другие люди оценивают его поступки. Потому что, живя среди людей, человек не может в принципе игнорировать людей, не учитывать их отношение к нему. По-другому значит: человек просто психически ненормален. А, следовательно, ему место на Канатчиковой даче.

— Из рукописной работы "Совесть"

Мораль – это условная концепция правил, принципов, оценок, норм, базирующихся на парадигме оценок злого и доброго, которая сформировалась в определенный период времени. Это модель общественного сознания, метод регуляции поведения субъекта в обществе. Она развивается как в индивидуальной, так и общественной форме субъективных отношений.

Понятие морали с точки зрения, рассматриваемой психологами – это фрагмент психики человека, сформировавшийся на глубинном уровне, отвечающий за оценку событий, происходящих в различных плоскостях со значением хорошо и нехорошо. Слово мораль зачастую употребляется как синоним слова «нравственность».

Что такое мораль

Слово «мораль» ведет свое происхождение с классического латинского языка. Оно образовано от «mos» латинского слова, имеющего значение – нрав, обычай. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон руководствуясь этим значением, сформировал слова: «moralis» и «moralitas» – моральный и мораль, которые стали эквивалентами к выражениям из греческого языка: этика и этический.

Главным образом термин «мораль» применяется для обозначения типа поведения общества как целостного, но бывают исключения, например, мораль христианская или буржуазная. Таким образом, термин используется только касательно ограниченной группы населения. Анализируя отношения общества в различные эпохи существования к одному и тому же действию, следует отметить, что мораль – это условная величина, изменчивая в связи с принятым общественным укладом. Каждая нация имеет свою мораль, базирующуюся на основе полученного опыта и традициях.

Некоторыми учеными так же было подмечено, что разные правила морали применяются к субъектам не только различных национальностей, но и к субъектам, принадлежащим к «чужой» группе. Определение группы людей в векторе «своя», «чужая» происходит на психологическом уровне соотношения индивидом себя с данной группой в различных смыслах: культурном, этническом, и других. Отождествляя себя с конкретной группой, субъект принимает те правила и нормы (мораль), которые приняты в ней, считай такой образ жизни более справедливым, нежели следование морали целого общества.

Человеку известно большое количество значений данного понятия, которое трактуется с всевозможных точек зрения в различных науках, но основа его остается константной – это определение человеком своих поступков, деяний общества в эквиваленте «хорошо-плохо».

Мораль создается на основе парадигмы, принятой в конкретном обществе, поскольку обозначения «плохо или хорошо» являются относительными, а не абсолютными, а объяснение нравственности или безнравственности различного рода деяний являются условными.

Мораль, как объединение правил и норм общества формируется в течение продолжительного периода на основе традиций и законов, принятых в определенном обществе. Для сравнения можно использовать пример связанный со сжиганием ведьм – женщин, которых подозревали в использовании волшебства и чернокнижия. В такой период как средневековье на фоне принятых законов такое действие считалось высокоморальным поступком, то есть добром. В современной парадигме принятых законов, такое зверство считается абсолютно неприемлемым и глупым преступлением по отношению к субъекту. Одновременно с этим можно поставить такие происшествия как, святые войны, геноцид или рабство. В свою эпоху в конкретном обществе со своими законами такие действия принимались за норму, считались абсолютно моральными.

Формирование морали напрямую связано с эволюцией разнообразных этносов человечества в ее социальном ключе. Ученые, изучающие социальную эволюцию народностей, считают мораль как результат воздействия сил эволюции на группу в целом и на человека индивидуально. Опираясь на их представление, поведенческие нормы, предписанные моралью, изменяются в период эволюционирования человечества, обеспечивая выживания видов и их репродукцию, способствуют гарантированно успех эволюции. Наряду с этим субъект формирует в себе «про-социальную» основополагающую часть психики. В последствие формируются ощущение ответственности за содеянное, чувство , вины.

Соответственно мораль – это определенная совокупность поведенческих норм, которая образуется в течение длительного промежутка времени, под воздействием окружающих условий в определенный момент формирует совокупность установленных идеологических норм, способствующих к развитию человеческого сотрудничества. Так же она направлена на избежание индивидуализма субъекта в обществе; формирование групп, объединённых общим мировоззрением. Социобиологи рассматривают такую точку зрения у целого ряда видов социальных животных, существует стремление к изменению поведения устремленного на выживание и сохранение собственного вида в период эволюции. Что соответствует формированию морали, даже у животных. У человека же моральные нормы развиты более изощренно и разнообразно, но сконцентрированы так же на предотвращении индивидуализма в поведении, что способствует формированию народностей и соответственно повышает шансы на выживание. Считается, что даже такие нормы поведения как родительская любовь являются последствиями эволюции морали человечества – этот тип поведения повышает уровень выживания потомства.

Исследования человеческого мозга, проведенные социобиологами, определяют что, части коры головного мозга субъекта, которые задействованы в период занятости человеком вопросами морали, не формируют отдельную когнитивную подсистему. Зачастую в период решения задач морали задействываются области мозга локализующих в себе нейронную сеть, отвечающую за представления субъектом о намерении других. В такой же мере задействывается нейронная сеть, отвечающая за представление индивидом эмоционального переживания других личностей. То есть во время решения моральных задач человек использует те участки своего мозга, которые соответствуют сопереживанию и эмпатии, это свидетельствует, что мораль направлена на развитие взаимопонимания субъектов межу собой (умение индивида видеть вещи глазами другого субъекта, понимать его чувства и переживания). Согласно с теорией моральной психологии мораль как таковая развивается и меняется так же по мере формирования личности. Существует несколько подходов понимания формирования морали на личностном уровне:

– когнитивный подход (Жан Пиаже, Лоренц Кольберг и Элиот Тюриель (Elliot Turiel)) – мораль в личностном развитии проходит несколько конструктивных этапов или областей;

– биологический подход (Джонатан Хайдт и Мартин Хоффман (Martin Hoffman)) – мораль рассматривается на фоне развития социальной или эмоциональной составляющей психики человека. Интересным для развития учения о морали как психологической составляющей личности, является подход психоаналитика Зигмунда Фрейда, который предположил, что мораль формируется как последствие стремления «супер-эго» выйти из состояния , чувства вины.

Что такое нормы морали

Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.

Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.

На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения. Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием. В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.

Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм. Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость. Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого .

По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым. Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству. Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.

Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:

– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);

– нормы о независимости субъекта;

– нормы о доверии (верность, правдивость);

– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);

– нормы об иных нормах морали.

Функции морали

Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот. Такой выбор человека, который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор. Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей: следовать личностным или слепо следовать должному. Сделав выбор для себя, субъект несет определенные моральные последствия, за которые сам субъект отвечает, как перед обществом, так и перед самим собой.

Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций:

– Функция регулирования. Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида. Формирование определенных взглядов поведения (что делать разрешается, а что нельзя) происходит еще с раннего возраста. Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя, но и для общества. Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности.

– Функция оценки. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого. Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития, за этим со стороны морали каждому действию дается оценка. Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.

– Функция воспитания. Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей, но и потребностей людей, которые его окружают. Возникает чувство эмпатии и уважения, что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе, понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.

– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.

– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида. А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности. Ключевыми функциями морали являются: оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру. Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали. Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств. Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе. Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов. В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.

admin

Социальный строй XXI века предполагает наличие свода определенных правовых и нравственных законов, создающих нерушимую иерархическую систему моральных и государственных стандартов. Заботливые родители с детства объясняют своему ребенку разницу между хорошими и плохими поступками, закладывая в отпрыске понятия «Добра» и «Зла». Неудивительно, что в жизни каждого человека убийство или чревоугодие ассоциируются с отрицательными явлениями, а благородство и милосердие относятся к категории положительных личностных качеств. Некоторые моральные принципы уже присутствуют на подсознательном уровне, другие постулаты приобретаются с течением времени, формируя образ индивида. Однако немногие люди задумываются о важности воспитания в себе подобных ценностей, пренебрегая их значимостью. Нельзя гармонично сосуществовать с окружающим миром, руководствуясь исключительно биологическими инстинктами – это «опасный» путь, неизменно приводящий к разрушению личностного облика.

Максимального счастья.

Эту грань человеческой морали рассмотрели и доказали утилитаристы Джон Стюарт Милль и Иеремия Бентам, занимающиеся этикой в государственном институте США. Основывается такое утверждение на следующей формулировке – поведение личности должно приводить к улучшению жизни окружающих людей. Другими словами, если придерживаться социальных стандартов, то в социуме создается благоприятная среда для сосуществования каждого индивида.

Справедливости.

Подобный принцип предложен американским ученым Джоном Ролзом, который убеждал в необходимости уравнивания социальных законов с внутренними моральными факторами. Человек, занимающий в иерархической структуре нижнюю ступень, должен иметь равные духовные права с личностью, находящейся на верхушке лестницы – вот основополагающий аспект утверждения философа из США.

Важно задуматься о собственных личностных качествах, чтобы заранее заняться самосовершенствованием. Если пренебречь подобным явлением, то с течением времени перерастет в предательство. Многообразие изменений, которых не удастся избежать, сформируют аморальный образ, отвергаемый окружающими. Главное, ответственно подойти к выявлению жизненных принципов и определению вектора мировоззрения, объективно оценив свои поведенческие признаки.

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья);
не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров;
не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств;
уважайте родственников, давших вам жизнь;
шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху;
не убивайте живые организмы;
не прелюбодействуйте, изменяя супругу;
не стоит брать чужих вещей, становясь вором;
избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми;
не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров;
добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях;
создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода;
ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт.
не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

13 апреля 2014, 12:03

Моральные ценности носят императивный характер и обязательны к исполнению. Императивность морали находит выражение в понятии «долг».
Моральный долг как понятие этики обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Моральный долг требует не принуждения, а са- мопринуждения. Долг осознаётся как внутреннее побуждение, как необходимость совершать какие-либо действия.

Долг является проявлением необходимости, поэтому выполнение долга ставит человека перед необходимостью отказаться от собственного выбора. Долг несёт в себе нравственное начало только в том случае, когда его выполнение является добровольным делом. Нравственный долг — сознательное и свободное подчинение требованиям морального поведения. Следуя долгу, мы осознаём приоритетность более высокого начала, чем наши собственные интересы.
Долг человека подразделяют на два вида: эмпирический и собственно моральный. Эмпирический долг: долг родительский, дружеский, перед родиной, профессиональный и т. п. Нравственный долг (общечеловеческий) — это бескорыстное неизбирательное благоговение ко всем живым существам. Эмпирический долг может вступать в противоречие с общечеловеческим долгом. (Например, между корпоративностью принципов профессиональной морали и общечеловеческой моралью.)
Исторически содержание морального долга менялось. В доклассовом обществе существовало «талионное право» (возмездие, по силе равное преступлению). Оно гласило: «око за око, зуб за зуб». Талион действовал только применительно к другой общине. Он не предполагал индивидуального долга и индивидуальной ответственности.
В раннеклассовом обществе талион сменился «золотым правилом нравственности»: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Средневековая христианская этика рассматривает золотое правило нравственности в контексте Нагорной проповеди: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки». Долг, диктуемый в этом случае, это уже нравственный закон. Л. Н. Толстой рассматривал золотое правило нравственности как этический вариант, присущий всем религиям, наиболее последовательно сформулированный в учении Иисуса Христа.
И. Кант развил идею золотого правила. Категорический императив вменяет человеку поступать так, чтобы максима (краткое изречение нравственного, этического характера; правило поведения, которым человек руководствуется в своих поступках) его воли могла послужить основой всеобщего законодательства. Это означает, что нравственным является такое поведение, которое обеспечит гармонию между людьми.
Человек, исполняя долг:
— выполняет его требования без внешнего принуждения;
— относится к требованиям долга таким образом, как будто он сам их установил;
— убеждён в правильности требований;
— выполняет долг бескорыстно.
Моральный долг человека предполагает:
— содействовать благу других людей;
— противостоять злу;
— добродетельность;
— не допускать в себе порочности.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 335 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

приведите пример морального долга?

  • Дань - моральный долг, обязанность (в выражениях «дань памяти» и подобных) . пример — Уважать старшее поколение — это высокий моральный долг молодёжи.. . пример — «если я наведу порядок на столе, я получу конфету»))) Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира.. . НО ТЕПЕРЬ ПО ТЕМЕ. Совесть, Честь и Долг. Три связанных понятия. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это происходит и к каким приводит результатам. Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты.

    Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него замуж. В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир» Л. Н. Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души. Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели. С чувством долга переплетается теснейшим образом чувство стыда. Чувство стыда неизменно охватывает человека во всех тех случаях, когда он не выполняет своего долга. В художественной литературе чувство долга нередко вступает в конфликт с каким-либо сильным желанием персонажа. В драме «Сид» Корнеля героиню Химену отличает очень сильное чувство долга. Ее возлюбленный Родриго убивает в поединке отца Химены, однако она не может ставить это в вину Родриго: чувство собственного достоинства требовало, чтобы он принял вызов. Но Химена знает и свой дочерний долг. Отсутствие сознания долга мы наблюдаем в «Федре» Расина. Федра, охваченная страстью к пасынку Ипполиту, допускает, чтобы ее наперсница оклеветала перед отцом юношу, который не шел навстречу любовным домогательствам Федры, т. е. фактически мачеха становится виновницей смерти Ипполита. А в трагедии Еврипида «Ипполит» Федра идет еще дальше: перед тем как покончить с собой, она в письме к мужу сама клевещет на Ипполита. В пьесе «Гроза» А. Н. Островского обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против «темного царства». В рассказе «Человек на часах» Лесков заставляет задуматься, что же важнее: жизнь человека или верность присяге. Часовой Постников стоял на своем посту. И вдруг он услышал, что человек попал в полынью и тонет. Перед часовым встает проблема. Он думает, спасти ли ему утопающего или же остаться на посту. Ведь Постников – солдат. Это значит, что ему нельзя нарушать присягу. Если о его нарушении узнают, то героя могли сослать на каторгу и даже расстрелять. Все же Постников принял решение спасти утопающего. И был наказан поркой. Долг - категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача - в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ответственность, самосознание, честь, совесть» . Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое значение.

Мораль - форма общественного сознания, определяемая совокупностью норм и убеждений на предмет поведения человека в обществе.

Структура морали строится на следующих составляющих:

  • Нормы поведения (эгоизм, взаимопомощь, коллективизм)
  • Личностные качества (благожелательность, верность, отзывчивость и т.п.)
  • Моральные ценности (человеческое предназначение, стремление к свободе и осознанию жизни)
  • Общепринятые категории морали (долг, совесть, добро, справедливость)

Мораль берет начало из таких исторических форм, как:

  1. Табу (характерно для родоплеменного строя общества) - строжайший, безапелляционный запрет. Например, на смешение крови или убийство в рамках одного рода.
  2. Обычай - принятая большинством деятельность, возможная в конкретных обстоятельствах в определенном обществе.
  3. Традиция - некая норма поведения, предполагающая формы деятельности, осуществимые в конкретных обстоятельствах в определенном обществе (в отличии от обычая может быть индивидуальной, семейной).
  4. Нормы современной морали.

Центральные функции морали:

Функции

Объяснение

Примеры

Регулятивная

Обеспечивает регуляцию общественных отношений, взаимодействие человека и общества.

Владимир не отбирает конфеты у маленьких детей, потому что дети - это цветы жизни и их нельзя обижать.

Мотивационная

Служит побудительным условием к совершению поступков.

Людмила остановила драку в школьном коридоре, потому что драться в школе — нельзя.

Ценностно-ориентировочная

Задает определенные ориентиры желаемого поведения, к которым человек стремится.

Однажды в автобусе Павел не уступил место старушке, после чего стал объектом общего презрения. С тех пор Павел всегда уступает место старушкам.

Воспитательная

Формирует принципы и нормы поведения у человека.

Алексей уступает место пожилым людям в общественном транспорте.

Прогностическая (координационная)

Позволяет предсказывать возможное поведение людей в обществе (позволяет согласовывать и координировать действия людей).

Жена Аня уверенно кричала на своего мужа Андрея, так как знала, что мораль не позволит Андрею ударить её.

Следует отличать мораль от нравственности. Мораль - это совокупность принятых большинством норм поведения, в то время как нравственность представляет собой степень усвоения личностью моральных ценностей.

Понятие долга

Понятие долга в современном понимании довольно обширно. Прежде всего, следует отметить, что мы постоянно вступаем в отношения с окружающими нас людьми и таким образом приобретаем объективные обязанности . По причине того, что современный человек живет активной социальной жизнью, на него постоянно ложится ответственность.

И неважно, кем именно вы работаете и какой у вас статус. Ответственность проявляется даже в простых действиях - если вы отправляетесь в поездку, то в любом случае вам надо купить билет, предоставить документы, сесть на поезд или самолет, соблюдать правила поведения в общественном месте…

У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги - и со всеми ними нас связывает определенный долг и объективные обязанности. Последнее означает, что эти обязанности не зависят от нашего желания.

По-другому жизнь в обществе тяжело представить, в любой сфере необходимо поступать по долгу и по совести.

Общественный и моральный долг

Зачастую в понятии долга различают две стороны - моральную и общественную. Общественным долгом называют объективные обязанности, которые человеку необходимо выполнять. Этот вид долга проявляется во всех сферах жизни современного человека - на учебе, дома, на работе, в кругу друзей и в обществе.

Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это - индивидуальный выбор человека. Тогда человек не просто осведомлен о законах морали, он сам ставит себе целью следовать им - предъявлять самому себе такое требование.

Часто бывает так, что подобный вид долго дается человеку с трудом - он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какому долгу следовать в первую очередь. Но когда моральный долг сформирован и он становится неотъемлемой частью сознания личности, проявляется сила и мужество, на которую способен только человек с моральным долгом.

Высшим проявлением морального долга является процесс преодоления своих внутренних конфликтов и разладов, и выбор в пользу морали и совести. Тогда человек смело и уверенно идет к своей цели.

Совесть

Большинство выборов в нашей жизни внутренне проверяются именно совестью. Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует личности, как правильно поступить. Поэтому совесть определяют, как глубокое познание своей ответственности и долга, как внутренний моральный самоконтроль .

Считается, что совесть является личным чувством каждого человека, ее нельзя отнести к доводам рассудка. И не всегда человек способен трезво осознавать, по каким причинам совесть позволяет делать ему определенные вещи, а почему некоторые поступки строго запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль позволяет человеку чувствовать себя гармонично и спокойно, ведь когда он руководствуется совестью, он уверен, что поступил честно и справедливо.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Роль морали в жизни человека: моральная оценка как регулятор деятельности
Следующая тема:   Брак и семья: моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье

История дает множество примеров героического служения медиков своему народу, патриотического исполнения своего профессионального долга. Так, врачи С. И. Андриевский и Д. С. Самойлович еще в XVIII в., изучая природу инфекционных заболеваний, в том числе и чумы, ставили медицинские опыты на себе, доказывая тем самым пути передачи грозной инфекции, и разрабатывали на основе результатов этих опытов методы ее предупреждения. Н. Ф Гамалея в 1886 г. на себе проверял действенность изготовленной Луи Пастером вакцины против бешенства. Эта героическая деятельность врача ученого сыграла свою положительную роль в пропаганде и распространении надежного метода предупреждения бешенства у людей по всей России.


Великий патриот нашей Родины,
всемирно известный ученыйфизиолог И. П. Павлов писал: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде всего моему отечеству».

Эти и множество других примеров показывают, как передовые отечественные ученыемедики понимали свой общественный долг, как, не страшась непосредственной угрозы своему здоровью и даже жизни, они мужественно разрабатывали пути и методы борьбы с инфекционными заболеваниями, добивались успехов и выходили победителями в борьбе за здоровье людей.

Ярким проявлением высоконравственного исполнения своего профессионального долга является самоотверженный труд медицинских работников в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.).

Врачи, фельдшера, медицинские сестры и другие медицинские работники под шквальным огнем противника оказывали медицинскую помощь бойцам и командирам Советской Армии и Флота. Подвергаясь смертельной опасности, они под пулями противника вытаскивали раненых с поля боя и спасали им жизнь. Только благодаря самоотверженной работе медиков на переднем крае военных действий ив тылу страны 72 % раненых было возвращено в строй действующей армии. За проявленный героизм на фронте звания Героя Советского Союза было удостоено 47 медиков, орденом Ленина награждено 283, орденом Красного Знамени - 600 человек. Всего правительственных наград удостоено 115 тысяч медиков, среди которых немало средних медицинских работников.

Не менее самоотверженно выполняют свой профессиональный долг средние медицинские работники страны и в мирное время.

Сотни и тысячи фельдшеров, акушерок, медицинских сестер, не щадя сил и собственного здоровья, в самых сложных условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока, в горах Памира и песках Средней Азии, с медицинской сумкой через плечо приходят на помощь заболевшим и попавшим в беду людям, беззаветно служат делу восстановления и укрепления здоровья строителей коммунизма.

«Этика и деонтология среднего медицинского работника»,
А.Л. Остапенко