Вот какие мы - россияне. Перепись населения в России. Инфографика и цифры Состояние в браке, рождаемость

В пятницу 18 декабря 2011г., в Российской газете были опубликованы официальные итоги переписи. Они, разумеется, были неполными, полные никогда не публикуются и лежат в архивах, а сааме полные из публикующихся – не в газетах, конечно, – занимают несколько томов (в России/СССР от одной книжки в 1979 до почти 100 в 1897).

Найти интересующие меня данные о национальном составе удалось. Но они были в виде рисунка, да такого маленького, что пришлось повозиться с переводом их в удобочитаемый, а затем и в цифровой вид. (Правда в интернет-Российской газете была ссылка на Федеральную службу государственной статистики. Но на сайте ФСГС попытка вызвать любой из «Информационных материалов об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года» оканчивалась ответом The page cannot be found. На следующей неделе доступ все-таки появился. – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm - и его данными я тоже воспользовался).

Прежде, чем обратиться к вопросу изменения численности народов Севера, нужно сделать два принципиальных замечания.

Первое – о конкретной переписи 2010 г. В ней около 4% населения (5,6 млн. человек) не указали свой национальности. Это огромный рост – почти в 4 раза – по сравнению с переписью 2002 (тогда 1,5 млн. или около 1%) и совсем уж лавина в сравнении с поздними советскими переписями –тогда не было и двух десятков тысяч.

Было высказано мнение, что это, мол, все иностранцы. Но, по нашему мнению, это совсем не так. Часть этих людей, действительно не захотели отвечать на этот вопрос, но таких, видимо, очень мало. Подавляющее большинство из «не указавших» – это те, к кому счетчики и не приходили. Их записали на основе каких-либо списков, баз данных и т.п., просто выписали пол и возраст и ничего более. Такое практиковалось и в 2002, а к 2010 было даже законодательно разрешено. Но есть еще и те, кого просто нарисовали/приписали. И таких, судя по некоторым искажениям возрастной структуры населения ряда регионов, в 2010 г. тоже немало.

Все рассуждения о национальном составе по данным переписи надо делать с оглядкой на массу «не указавших».

Второе – об учете национальности в переписях. В сознании россиян национальная/этническая принадлежность есть нечто обязательное: неотъемлемый признак, полученный при рождении и несменяемый всю жизнь. Официальная запись о национальности в документах отражала это мнение, усиливала и закрепляла его. И даже с исчезновением такой записи это убеждение остается широко распространенным. В действительности все много сложнее.

От переписи к переписи многие люди изменяют то, что в переписном листе 2010 г. называлось «Ваша национальная принадлежность». Этнографы говорят в таких случаях о «смене этнической идентификации». Среди народов Севера такие процессы довольно заметны. Такое особенно вероятно для лиц этнически смешанного происхождения. Например, дети из смешанных семей, где, как правило, мать «коренная», а отец «некоренной», записанные в одной переписи по национальности матери, в следующей, выросши, указывают национальность отца. А в третьей переписи, снова говорят о принадлежности к национальности матери.

Кроме того, вступают в дело и методические факторы: одна перепись выделяет данный народ, другая – «прячет» его в большем, родственном. К примеру, Перепись 1926 г. учла около 700 чуванцев, в 1939 их тоже учли как отдельный народ («этели»), но не выделили, а отнесли к «прочим северным народностям». А в переписях 1959, 1970 и 1979 гг. всех назвавших себя чуванцами, в разработке относили к чукчам. И этнографы назвали это «этнической консолидацией». А бывает и наоборот. Применительно к народам севера: тех же чуванцев в 1979 относили к чукчам, а в 1989 сочли отдельным народом (около 1,4 тыс. чел.). Или, например, энцев, которых в итогах всех российских/советских переписей переписывали как ненцев и только с 1989 начали выделять как отдельный народ (200 чел.).

Наконец, кроме методики существует и практика проведения переписи, когда нередко применяется, как и на выборах, административный ресурс. Известны башкиро-татарские разногласия в Башкортостане, когда в 2002 руководство республики агитировало за, то чтобы некие пограничные группы населения, прежде переписанные как татары, записывались башкирами. Менее известны подобные случаи в Дагестане, где, к примеру, малочисленным арчинцам переписчики просто говорили, что такого народа нет, и записывали их аварцами, или на Камчатке, где переписчики требовали у назвавших себя камчадалами доказательств этого. Все это явно противоречит положению о переписи и ее инструкциям, но, скорее всего, такое счетчикам было указано на местном уровне.

Я так подробно останавливаюсь на этом, чтобы было понятно, что не только, а часто, и не столько рождаемость и смертность, влияют на изменение численности народов между переписями. А подчас эти процессы очень далекие от «размножения» и «вымирания».

Наконец, о народах Севера. Я сверился со списком народов Севера по постановлению правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р (в редакции от 18.05.2010 N 352). Судя по нему к КМНС относятся 40 этносов (интересно, что сайт Комитета Севера Госдумы http://www.severcom.ru/nations/ , где дан перечень 38 народов, отстает от жизни по меньшей мере на 5 лет – проверено 25.12.2011).

Итак, что же рассказала нам перепись 2010 о народах севера, «коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (КМНС) в официальной терминологии, или просто «коренных», как говорят жители Севера.

Ниже приведена таблица изменения численности этих сорока народов Севера России за последние три переписи. Кстати, при анализе переписи можно говорить не о 40, а 38 народах: перепись 2010 вообще не нашла алюторцев (в 2002 – 12 человек, приписаны к корякам), а кереков насчитала всего четырех, причем в месте их обитания – Чукотском округе – переписан всего один.

Сразу надо отметить, что многие из народов, упомянутых в этой таблице, государственная статистика стала учитывать только с 1990-х, на подъеме демократизации, а вместе с ней и национальных движений. Поэтому невозможно проследить динамику их численности за весь более чем 20-летний период. А сравнивать численность двадцати восьми народов в 1989 с численностью тридцати восьми в 2002 и 2010, как это нередко делали, совсем неправильно. Поэтому отдельно мы дали динамику за весь период группы из неизменных 28 народов, чтобы лучше была ясна общая ситуация. Да еще и промежутки между переписями разные: почти 14 и 8 лет. Поэтому кроме прироста за весь межпереписной период мы приводим среднегодовой прирост, что позволит сделать более точные сравнения.

Название народа Численность (человек) Прирост (%) Среднегодовой прирост (%)
1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010 1989-2002 2002-2010
Алеуты 644 540 482 -16,1 -10,7 -1,3 -1,4
Алюторцы (*) (12) 0
Вепсы 12142 8240 5936 -32,1 -28,0 -2,8 -4,0
Долганы 6571 7261 7885 10,5 8,6 0,7 1,0
Ительмены 2429 3180 3193 30,9 0,4 2,0 0,1
Камчадалы 2293 1927 -16,0 -2,2
Кереки 8 4 -50,0 -8,3
Кеты 1084 1494 1219 37,8 -18,4 2,4 -2,5
Коряки 8942 8743 7953 -2,2 -9,0 -0,2 -1,2
Кумандинцы 3114 2892 -7,1 -0,9
Манси 8266 11432 12269 38,3 7,3 2,4 0,9
Нанайцы 11883 12160 12003 2,3 -1,3 0,2 -0,2
Нганасаны 1262 834 862 -33,9 3,4 -3,0 0,4
Негидальцы 587 567 513 -3,4 -9,5 -0,3 -1,2
Ненцы 34190 41302 44640 20,8 8,1 1,4 1,0
Нивхи 4631 5162 4652 11,5 -9,9 0,8 -1,3
Уйльта [в 2002 Ульта (ороки)] 179 346 295 93,3 -14,7 4,9 -2,0
Орочи 883 686 596 -22,3 -13,1 -1,8 -1,7
Саами 1835 1991 1771 8,5 -11,0 0,6 -1,5
Селькупы 3564 4249 3649 19,2 -14,1 1,3 -1,9
Сойоты 2769 3608 30,3 3,4
Теленгиты (*) 2399 3712 54,7 -0,1
Тазы 276 274 -0,7 5,6
Телеуты 2650 2643 -0,3 0,0
Тофалары 722 837 762 15,9 -9,0 1,1 -1,2
Тубалары (*) 1565 1965 25,6 2,9
Тувинцы-тоджинцы (*) 4442 1858 -58,2 -10,3
Удэгейцы 1902 1657 1496 -12,9 -9,7 -1,0 -1,3
Ульчи 3173 2913 2765 -8,2 -5,1 -0,6 -0,6
Ханты 22283 28678 30943 28,7 7,9 1,9 1,0
Челканцы (*) 855 1181 38,1 4,1
Чуванцы 1384 1087 1002 -21,5 -7,8 -1,7 -1,0
Чукчи 15107 15767 15908 4,4 0,9 0,3 0,1
Чулымцы 656 355 -45,9 -7,4
Шорцы 15745 13975 12888 -11,2 -7,8 -0,9 -1,0
Эвенки 29901 35527 38396 18,8 8,1 1,3 1,0
Эвены 17055 19071 21830 11,8 14,5 0,8 1,7
Энцы 198 237 227 19,7 -4,2 1,3 -0,5
Эскимосы 1704 1750 1738 2,7 -0,7 0,2 -0,1
Юкагиры 1112 1509 1603 35,7 6,2 2,2 0,8
Все КМНС 209378 252222 257895 102,2 0,3
Народы, учтенные в 1989 г. 209378 231195 237476 110,4 102,7 0,7 0,3


Некоторые из КМНС во всероссийском масштабе переписи отнесены к этнографическим группам в составе других, больших народов. В таблице они отмечены (*). Тувинцы-тоджинцы считались этнической группой тувинцев и в 2002, а вот теленгиты, тубалары и челканцы в 2002 были отдельными народами, а ныне стали этническими группами в составе алтайцев. Что повлияло на такое изменение мнения этнографов, а именно на их рекомендации опираются статистики при учете национального состава, за 8 лет неясно? Ведь еще раньше, до переписи 2002, они настояли на том, чтобы эти КМНС вместе с кумандинцами и телеутами считать самостоятельными народами и выделить их из состава алтайцев. Зато алюторцев, считавшихся в 2002 частью коряков, сделали отдельным народам, но никто из переписанных так себя не назвал.

В целом численность всех КМНС выросла, хотя много меньше, чем в 1989-2002. Однако в целом по стране население сокращается, и небольшой численный прирост КМНС на этом фоне выглядит более внушительно. Возможно, опять раздадутся голоса об «умеренно оптимистической демографической ситуации» у коренных северян.

Но, взглянув на таблицу попристальней, мы увидим, что прирост отмечен далеко не у всех народов, а только у четырнадцати; у 24 – наблюдалось сокращение численности. В прошлый межпереписной период выросли 18 народов, а уменьшилась численность только у 10. Налицо явное ухудшение ситуации.

Если говорить о приросте численности тех или иных народов, отметим сразу, что в современной ситуации числа свыше 12-15% (что соответствует, среднегодовому приросту в 1,4-1,8%) невозможны с демографической точки зрения. Среднегодовой прирост у самых быстро растущих только за счет естественного прироста народов России – чеченцев и ингушей – составил около 1%. Мы полагаем, что это максимум, возможный за период 2002-2010. Поэтому, когда мы видим числа порядка 20-50%, ясно, что прирост этот достигнут за счет недемографических факторов. Скорее всего, это свидетельствует о каких-то этнических процессах, так как о миграции КМНС в Россию извне говорить не приходится. Это относится как к приросту у теленгитов, челканцев, тубаларов и сойотов, так и к убыли тувинцев-тоджинцев, чулымцев и вепсов.

Конечно, смена этнической идентификации как источник роста численности народа вполне нормален, но для небольших и недавно конституированных общностей он и не слишком постоянен и надежен. Примером тому может быть сильное уменьшение числа тех, кто в 2010 назвал себя тувинцем-тоджинцем или камчадалом. И, если выйти за пределы официального списка КМНС, резко сократилась также численность коми-ижемцев (с 15607 в 2002 до 6420 в 2010).

Если оценивать естественный прирост у трех необыкновенно выросших народов из Республики Алтай, надо бы сравнивать с близкими им телеутами, кумандинцами и живущими рядом собственно алтайцами. У всех указанных отмечены небольшой прирост или небольшая убыль: практически неизменившаяся численность.

Это значит, что остаются только семь народов с устойчивой положительной динамикой: ненцы, долганы, эвенки с эвенами, юкагиры, ханты и манси. Из них, пожалуй, только ненцы растут в численности за счет высокой рождаемости у оленеводов Ямала и Таймыра (но не европейских тундр Ненецкого округа). Во всех остальных случаях находятся и другие объяснения. Например, смена этнической идентификации как источник роста численности хантов и манси, что отмечалась и в 1990-х. Долганы растут исключительно за счет якутских соплеменников (из Анабарского улуса), где их число увеличилось в 1,5 раз (а в 1989-2002 так и вовсе втрое); в Красноярском крае численность долган осталась без изменений. Мы не можем объяснить только роста численности юкагиров. Демографические параметры этого народа не слишком отличаются от соседних эвенов и чукчей, да и якутов – значит, здесь тоже имеют место недемографические факторы. Но эти факторы устойчивы и обеспечивают быстрый рост юкагиров уже полвека. 440, 593, 801, 1112, 1509, 1603 – вот динамика их численности в России по послевоенным переписям. Маленькие юкагиры «ассимилируют» соседей – иначе не объяснишь годовые темпы роста в 2-3% с 1959 до 2002, да и 0,8% в последнее восьмилетие совсем не мало.

Что касается народов, численность которых уменьшилась, то и здесь нет единственного фактора ответственного за этот процесс. Здесь и снижение рождаемости, и этнические процессы – ассимиляция русскими. Более быстро уменьшаются самые культурно русифицированные и/или метисированые. Это вепсы и шорцы, саами, народы Приамурья, алеуты и чуванцы. Ранее мы полагали, что численность саами продолжит расти, как в 1989-2002, благодаря той самой «смене этнической идентификации», что наблюдается у манси. Но национальное возрождение саами в 2000-х затихло и все вернулось к прежней ассимиляции, зафиксированной чуть ли не с конца 19-го века.

Говоря о расселении КМНС в стране, надо сказать, что уже второе десятилетие они концентрируются в районах основного расселения: в 1989 – вне «своих» регионах жило 6,7% КМНС, в 2002 – 4,3, в 2010 – 3,4%. Растет урбанизированность коренных северян, хотя она остается намного ниже чем в среднем по стране: в 2002 в городских поселениях жили 30,3% КМНС, а в 2010 – 32,5%. Причем народы, присоединившиеся к КМНС в 1990-х, урбанизированы больше, чем народы списка 1989 («старые НС») – 41% против 31%.

Если же брать отдельные регионы, то из 26 территорий, где есть данные о КМНС, прирост их численности зафиксирован в 7 (Республика Алтай, Бурятии, Саха-Якутии, Хакассии, Тюменская и Магаданской областях и в Чукотском ао), в остальных 19-ти население КМНС сократилось, особенно сильно в Республиках Тыве, Коми и Карели, Томской и Ленинградской областях.

Территория Народы, которые учтены на этой территории Их численность в … при-рост (%)
2002 2010
Мурманская область саами 1769 1599 -9,6
Республика Карелия вепсы 4870 3423 -29,7
Ленинградская область вепсы 2019 1380 -31,6
Вологодская область вепсы 426 412 -3,3
Архангельская область ненцы 8326 8020 -3,7
Республика Коми ненцы, ханты, манси 807 559 -30,7
Свердловская область манси 259 251 -3,1
Тюменская область ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки 67186 74664 11,1
Томская область селькупы, ханты, чулымцы, эвенки 3247 2198 -32,3
Кемеровская область шорцы, телеуты, кумандинцы 14382 13417 -6,7
Алтайский край кумандинцы 1663 1401 -15,8
Республика Алтай теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, шорцы 5803 7801 34,4
Республика Хакасия шорцы 1078 1150 6,7
Республика Тыва тувинцы-тоджинцы 4435 1856 -58,2
Красноярский край долганы, эвенки, ненцы, кеты, нганасаны, селькупы, энцы, чулымцы 16409 16226 -1,1
Иркутская область эвенки, тофалары 2154 1950 -9,5
Республика Бурятия сойоты, эвенки 5073 6553 29,2
Забайкальский край эвенки 1492 1387 -7,0
Амурская область эвенки 1501 1481 -1,3
Хабаровский край нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, эвены, удэгейцы, негидальцы, орочи 23512 22549 -4,1
Приморский край удэгейцы, нанайцы, тазы 1591 1429 -10,2
Сахалинская область нивхи, уйльта, эвенки, нанайцы, орочи 3192 2934 -8,1
Камчатский край коряки, ительмены, эвены, камчадалы, чукчи, алеуты, эскимосы 15236 14368 -5,7
Магаданская область эвены, коряки, ительмены, чукчи, камчадалы, юкагиры 4738 4841 2,2
Республика Саха (Якутия) эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи 32860 39936 21,5
Чукотский автономный округ чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, юкагиры, коряки, кереки 16757 16858 0,6

Народы перечислены в порядке убывания численности на данной территории.


Зеленым отмечены регионы с ростом численности КМНС.

Перепись 2010 г. отметила уменьшение численности у большей части КМНС во всей стране и в большинстве районов их расселения. Однако в целом общая число КМНС несколько увеличилось. Но все население России продолжало уменьшаться и это станет основным итогом переписи. Поэтому есть основания предположить, что ухудшение ситуации у КМНС снова, как и восемь лет назад, будет заретушировано учеными и не замечено обществом.

Дмитрий Богоявленский
Институт демографии НИУ-ВШЭ
2012г.

И Центральном районе Хабаровска с охватом ориентировочно 300 тыс. человек в целях отработки программно-методологических и организационных вопросов проведения Всероссийской переписи населения 2010 года, а также технологии автоматизированной обработки полученных сведений и подведения итогов .

Данную перепись населения планировали перенести на 2013 год в связи с финансовым кризисом, но позже Владимир Путин объявил, что всё-таки перепись будет проведена в 2010 году, и что на проведение переписи в бюджете выделено 10,5 млрд рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1075 установлено, что с 14 по 25 октября 2010 года проводится очередная Всероссийская перепись населения. На отдалённых и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми затруднено в планируемый период, Всероссийская перепись населения проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года.

Рабочие места

Удостоверение (действительно только при предъявлении паспорта)

В переписи могли участвовать все желающие. На перепись привлечено более 600 тысяч человек, с которыми территориальные органы государственной статистики (ТОГС) заключают договор подряда . Всего создано около 62 тыс. рабочих мест с занятостью в год и около 700 тыс. временных рабочих мест с занятостью в месяц. Оплата труда работников, привлекаемых к её подготовке и проведению, составляет две трети средств федерального бюджета, предусмотренного на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года .

Условия выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым к подготовке и проведению переписи (до вычета налогов) .

Категория привлекаемых лиц Период привлечения Средняя норма нагрузки
на 1 чел.
Сумма вознаграждения
(руб .)
Заведующий переписным участком
(руководит работой инструкторов)
60 дней
с 13 сентября 2010
по 11 ноября 2010
4 инструкторских
участка
15870
Инструктор
(руководит работой переписчиков)
31 день
с 4 октября 2010
по 3 ноября 2010
4 счётных участка 8117
Переписчик 22 дня
с 8 октября 2010
по 29 октября 2010
400 человек 5500
Заведующие переписным участком

Принимаются на работу на 2 месяца. В их обязанности входит подготовка документов к переписи, обучение инструкторов и направление результатов переписи уполномоченных Росстата в регионе.

Инструкторы

Принимаются на работу на 45 дней. Их обязанностями являются обучение переписчиков, проверка правильности заполнения переписных листов, проведение контрольного обхода.

Переписчики

Делятся на переписчиков счётного и стационарного участков. Первые посещают все жилые помещения на своём счётном участке и заполняют переписные формы со слов жителей. Для предотвращения злоупотреблениями доверием все переписчики имеют специальные атрибуты: синий портфель с документами, синий шарф с надписью «Всероссийская перепись населения», фонарик, свисток и удостоверение. В обязанности переписчиков стационарного участка входит заполнение переписных листов для пришедших на стационарный участок или позвонивших по телефону. Все переписчики принимаются на работу на 22 дня (с 8 по 12 октября - обучение и тестирование, 13 - ознакомление с границами своего участка, с 26 по 29 октября - проведение контрольного обхода и сдача материалов) .

Росстат продлил из-за наводнения сроки переписи в Туапсинском районе Краснодарского края на 5 дней, Апшеронском районе Краснодарского края - на 2 дня .

Происшествия

Призывы к бойкоту переписи

Некоторые оппозиционные организации Русский Обще-Воинский Союз (РОВС) , «Другая Россия» и движения «Российским детям - доступное дошкольное образование» и «Российские дольщики» призывали к бойкоту переписи России. В частности, в заявлении РОВСа говорилось :

«…Перепись, из важнейшего государственного дела, каким она была в России в 1897 году, превращена в РФ в инструмент пропаганды, политических манипуляций, этноцида русского населения и просто недостойный балаган. Последствия же этого балагана отнюдь не безобидны…

Можно не сомневаться, что результаты переписи будут сфальсифицированы и на сей раз. Поэтому участие или неучастие в ней становятся такой же формальностью, как и при проводимых в РФ президентских и думских „выборах“. Но поддержка подобных мероприятий - есть прямая поддержка фальсификаторов. Массовый бойкот переписи станет для народа тестом на гражданскую зрелость и способность отстаивать свои права. Принципиальный отказ от участия в подобных акциях - дело национальной чести и гражданской совести народа».

Однако не все оппозиционеры поддерживали призывы к бойкоту, так например Илья Яшин , член бюро политсовета движения «Солидарность» заявил, что он не считает правильным бойкотировать перепись . Ряд экспертов видят иные проблемы, в частности политолог Сергей Гавров полагает, что переписи населения не способствовало общественное недоверие и разобщённость граждан .

Реакция на отказников

По закону участие в переписи в России является добровольным - пункт 4 статьи 1 закона «О Всероссийской переписи населения» называет участие во Всероссийской переписи населения «общественной обязанностью человека и гражданина» .

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 6 Закона, в случае отсутствия людей дома в течение всего периода проведения переписи или отказа сообщить сведения о себе, «сбор сведений о поле и возрасте (дате рождения) этих лиц может быть осуществлен путём их получения на основании административных данных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации» . Так глава Росстата Александр Суринов в интервью «Газете. Ru» заявил, что данные на тех, кто отказался от ответа на вопросы, и на тех, кто постоянно отсутствует, берутся из регистрации .

Были также сообщения в СМИ о том, как власти реагируют на отказавшихся от переписи :

Сообщается, что отказались участвовать в переписи 1,2 млн россиян .

РПЦ о переписи

По информации русской службы Би-би-си в Русской православной церкви назвали дискриминацией отсутствие в анкетах для переписи населения графы о вероисповедании. «Это дискриминация абсолютная. Как будто боятся узнать о религиозном состоянии нашего общества», - заявил глава патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский . По его словам, для включения такой графы в анкету необходим «отказ от антирелигиозного мышления» .

Формы

В ходе переписи используются следующие формы:

  • Переписные листы - утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 года № 1990-р
    • Л - Переписной лист - содержит 25 вопросов и заполняется на лиц, постоянно проживающих в помещении. На каждого человека заполняется отдельная форма Л
    • П - Переписной лист - содержит вопросы, характеризующие жилище (дом) в целом (раздел I), каждое жилое помещение (раздел II) и жилищные условия каждого домохозяйства, проживающего в этом жилом помещении (раздел III)
    • В - Переписной лист - по сокращённой программе, содержащейся в форме В, опрашиваются те, кто временно находился на территории России на момент счета населения и постоянно проживает за границей. Форма В рассчитана на восемь человек - по четыре человека на каждой стороне бланка
  • Контрольные и сопроводительные документы - утверждены приказом Росстата от 31.12.2009 года № 332
    • Обложка - обложка на переписные документы Отделяет переписные листы, заполненные в разных жилых помещениях. Обложка содержит краткую информацию о Всероссийской переписи населения 2010 года для переписчиков и респондентов, а также вспомогательную информацию по заполнению формы С и вопросов 1 и 3 формы Л
    • С - Список лиц - содержит адрес жилого помещения и список лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения 2010 года. На постоянно (обычно) проживающих в этом помещении заполняется Таблица 1, а на временно находившихся в этом помещении на дату переписи населения и постоянно проживающих в другом месте - Таблица 2. Эти таблицы следует заполнить в каждом жилом помещении до начала опроса населения по переписным листам. Они служат для контроля, все ли проживающие в данном жилом помещении переписаны на соответствующих переписных листах, а также для проверки, правильно ли произведена запись проживающих по домохозяйствам
    • КС - Список лиц - для контроля за заполнением переписных листов Необходим для того, чтобы избежать двойного счета населения. Он составляется, если у человека два места жительства и для переписи выбрано то место жительства, где переписчик проводит опрос
    • СПР - Справка - о прохождении переписи Выдаётся по окончании опроса и заполнения переписного листа всем, кто не имеет места постоянного жительства - бездомным (они переписываются по форме Л), всем, на кого составлена форма В, а также тем лицам, имеющим не одно место жительства (на кого составлена форма КС), которые заявят, что в период до окончания переписи населения и контрольного обхода могут оказаться в другом месте жительства. Кроме того, форма СПР выдаётся при переписи населения отдалённых и труднодоступных территорий тем, кто намерен в период общего срока проведения переписи и контрольного обхода (с 14 по 29 октября 2010 года) выехать из труднодоступной территории во второе место жительства или переехать на новое место жительства
    Эта справка подтверждает факт прохождения переписи. Если во время переписи человек предъявит переписчику справку о том, что он уже переписан в другом месте, переписчик не должен опрашивать таких людей повторно и вносить информацию о них в переписные листы на своем счётном участке
    • Н - Сопроводительный бланк - технический документ, на котором записываются данные о счётном участке в целом (когда счётный участок состоит из одного населённого пункта или состоит только из части населённого пункта) или данные о части счётного участка, относящиеся к одному населённому пункту (когда счётный участок состоит из нескольких населённых пунктов)
  • Прочее

Кроме того утверждены следующие методологические документы :

    Форма СПР

Обработка данных

Обработка полученных сведений, формирование итогов, их публикация и распространение запланированы на 2010-2013 годы . Результаты было обещано опубликовать в интернете в открытом доступе. Окончательный срок обработки результатов - четвёртый квартал 2013 года .

Результаты переписи

Предварительные результаты

Согласно первым предварительным результатам, оглашённым в ноябре 2010 года, в России было переписано около 141,18 млн человек , в Москве - 11,7 млн человек . Волгограду удалось вернуться в число городов-миллионеров за счёт предшествующего присоединения близлежащих территорий, а сделавший такую же попытку Воронеж войти в их число не смог .

По данным опроса, проведённого ВЦИОМ , среди опрошенных 65 % были переписаны лично, 22 % - со слов родственников, 11 % - не были переписаны . Большинство опрошенных было переписано дома (92 %), а на переписной участок пришли 4 % опрошенных. В Москве и Санкт-Петербурге на переписной участок пришли 11 % из числа опрошенных .

Итоги переписи

По предварительным итогам переписи, оглашённым в марте 2011 года, население России составило 142 905 200 человек . За время, прошедшее с переписи 2002 года , Россия перешла по численности населения с 7 на 8 место в мире. Подведение окончательных итогов переписи было проведено в четвёртом квартале 2013 года .

Общие затраты федерального бюджета на проведение переписи в течение шести лет предположительно составят 17 млрд рублей. Бо́льшую часть этих средств планируется потратить на выпуск итогов переписи в 11 томах, а также брошюр и атласов с результатами .

Памятные монеты и марки

Банк России объявил о выпуске со 2 августа 2010 года двух памятных монет , посвящённых переписи:

См. также

  • Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года»

Источники

  • Концепция по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, Приложение к приказу Росстата

Примечания

  1. Портал Всероссийская перепись населения 2010 года. «Когда же узнаем точно»
  2. Хроника событий пробной переписи населения 2008 года Архивная копия от 4 августа 2010 на Wayback Machine
  3. Переписчиков научат переписывать
  4. Условия выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению её итогов (приложение № 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об определении условий оплаты труда и выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению её итогов» от 17 марта 2010 года № 106/162н) (doc) (17 марта 2010 года). Проверено 28 октября 2010. Архивировано 6 июня 2012 года.
  5. Информация о ходе переписи населения по Фрунзенскому району // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга Архивная копия от 16 октября 2010 на Wayback Machine
  6. Как стать переписчиком?
  7. Текст письма аспирантам
  8. Перепись: перегибы на местах
  9. К. Муравьев. России важен каждый - Перепись населения-2010 для студентов (рус.) . Проверено 7 февраля 2018.
  10. Студентов научат считать Архивная копия от 15 октября 2010 на Wayback Machine
  11. Перепись: со слов и по глазам // Интерфакс
  12. Студенты о рабстве переписчиков: деньги не платят, зато автоматически записывают в «Единую Россию» // Newsru.com
  13. СМИ: перепись проводится с нарушениями - от присвоения денег до искажения данных // Newsru.com
  14. 9 обманов переписи // Труд № 195 от 19 октября 2010
  15. // Приказы МГГУ по Всероссийской переписи населения 2010 Архивная копия от 18 июля 2012 на Wayback Machine
  16. Суринов: в день начала переписи на работу не вышли 2 % переписчиков // РИА Новости
  17. Росстат продлил сроки переписи в двух подтопленных районах Кубани // РИА Новости
  18. Перепись-2010: Вопросов больше, чем ответов // РИА Новости
  19. Ограбивший женщину в Москве говорит, что не знал, что она переписчица // РИА Новости
  20. В интернете появился фальшивый сайт всероссийской переписи населения // Newsru.com
  21. В Челябинске совершено два нападения на переписчиков // РИА Новости
  22. Двух девочек в Оренбурге подозревают в краже под видом переписчиков // РИА Новости
  23. Три переписчика в Томской области получат страховые выплаты // РИА Новости
  24. Каспаров. Ru | «Другая Россия» призывали к бойкоту переписи<
  25. Lenta.ru: В России: Лимонов призвал бойкотировать перепись населения
  26. Молодые родители объявили бойкот переписи населения - НГС.НОВОСТИ
  27. Обманутые дольщики бойкотируют перепись населения - Газета. Ru
  28. Бойкот переписи
  29. Что хуже: перепись или выборы? , «Власть», № 42 (896), 25.10.2010.
  30. Переписи населения помешало русское недоверие (недоступная ссылка)

ЦЕЛИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2010 г.

Зачем нужна перепись?

Цель переписи, как это записано в Федеральном законе «О Всероссийской переписи населения» – «… сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации». Согласно закону перепись «проводится на всей территории Российской федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений .

Перепись – это как бы "фотография" всего населения страны в определенный момент времени. Такой "моментальный снимок" делается периодически. Во многих странах, как и в России, приблизительно один раз в десять лет. Иногда чаще (например, в Канаде - один раз в пять лет).

Перепись, во-первых, позволяет узнать точную цифру численности населения, находящегося в стране, сведения о его составе и об условиях его жизни.

Во-вторых, она дает возможность оценить изменение численности, состава и условий жизни людей: как всего народа, так и каждой категории населения - за время, прошедшее с момента предыдущей переписи.

В-третьих, информация о таких изменениях служит основой для перспективных расчетов численности населения и основных характеристик социально-экономической ситуации в стране в ближайшие годы.

Такие сведения необходимы для экономического прогнозирования, определения политики в области занятости, создания других социальных программ, а также для выполнения функций органов государственной власти, информационного обеспечения науки и всего общества. Очень важны точные данные о численности и возрастной структуре населения регионов. От этого зависит размер субсидий региону из федерального бюджета .

Наконец, перепись - это летопись России, ее история. Ее результаты адресованы не только нам, но и тем, кто будет жить после нас.

Каково экономическое значение переписи?

Принимать правильные решения в экономике невозможно, не имея точных статистических данных о населении. Если у руководства страны будут достоверные данные о возрастной и половой структуре населения, они смогут спрогнозировать, в чем наши граждане будут нуждаться через несколько лет: например, планировать открытие салонов для новобрачных или магазинов для ветеранов .

Информация о том, куда и откуда люди переезжают в поисках работы или по иным причинам, об их занятиях (профессиях) позволит планировать развитие производства и сферы услуг как по всей стране в целом, так и в каждой области, республике, крае в отдельности.

Сведения, которые можно получить из переписных листов о представителях нового для нашей страны класса – работодателей, позволят точно прогнозировать и стимулировать развитие частного предпринимательства.

Каково социальное значение переписи?

Данные о занятости населения, полученные в ходе переписи населения в сочетании с наличием рабочих мест в том или ином регионе необходимы для создания продуманных программ по борьбе с безработицей .

Сведения о жилищных условиях, уровне образования, условиях жизни детей позволят внести уточнения в соответствующие социальные программы, сделать их более реалистичными и справедливыми.

Достоверная информация о демографических изменениях, национальном составе населения, миграции позволит выстроить более эффективную социальную (в том числе национальную) политику, направленную на улучшение общественных отношений.

Повлияла ли Всероссийская перепись населения 2002 г. на социально-экономическую политику?

Да, результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. помогли скорректировать социально-экономическую политику государства по многим направлениям. Ее итоги использовались при разработке практически всех основных экономических документов последних лет.

В регионах по результатам переписи 2002 года проведена серьезная работа по разработке собственных целевых программ , направленных на организацию деятельности по улучшению социального здоровья семьи и детей, профилактике семейного неблагополучия. Приняты законы, направленные на обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов. Увеличены размеры ежемесячного пособия на ребенка. Проанализированы социальные и экономические условия жизни многодетных семей для разработки предложений по улучшению их положения.

Именно результаты прошлой переписи показали всю остроту демографической ситуации в нашей стране и создали базу для государственных программ по ее улучшению. Среди таких программ можно назвать «материнский капитал», программы улучшения жилищных условий для молодых семей и другие меры по стимулированию рождаемости.

Что получит от переписи каждый из переписанных в отдельности?

Участвуя в переписи, каждый сообщает информацию о себе, а значит – участвует в разработке перспективных программ, касающихся той группы людей, к которой принадлежит. Так, например, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать когда и сколько людей будет выходить на пенсию, чтобы государство смогло учесть вас и зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так – во всех сферах жизни.


Что может сделать страна для пожилых людей по результатам переписи?

В России происходит старение населения. С каждым годом на одного работающего приходится все больше пенсионеров. Поэтому государству нужно очень точно рассчитать размеры страховых взносов , социального налога; а для этого нужна информация об источниках доходов населения . Крайне необходимо собрать достоверные сведения о возрастной структуре населения, количестве занятых, количестве пенсионеров и лиц, которые будут выходить на пенсию в перспективе. Без этих данных невозможно провести расчеты будущих пенсий, невозможно дальнейшее проведение пенсионной реформы.

Зачем нужна перепись людям, которые полностью обеспечивают себя сами, например, предпринимателям?

Предприниматель по сути своей не может быть оптимистом или пессимистом. Успешный предприниматель - реалист, и лучшим подспорьем для него является осмысленная государственная экономическая политика , базирующаяся на конкретных цифрах и фактах. Поэтому перепись для предпринимателей – это не просто лозунг; речь идет о вполне конкретных потребностях бизнес-сообщества. Можно назвать некоторые из них.

    Дотации регионам из федерального бюджета напрямую зависят от численности населения региона. Понятно, что эти средства используются для реализации различных программ развития области, в которых участвует и частный бизнес. Это наглядный пример совпадения интересов федеральных, региональных властей и предпринимателей в вопросе успешного проведения Всероссийской переписи населения 2010 года. Перепись даст важную информацию для корректировки программ поддержки малого бизнеса. Текущий учет не всегда правильно отражает реальную численность малых предприятий в данном регионе (предприятия-однодневки; предприятия, существующие только на бумаге; предприятия, которые зарегистрированы в соседних регионах, но действуют также на территории нашего региона). Перепись населения позволит исправить эти неточности, увидеть реальное число людей, чьим источником дохода является частное предпринимательство. Полученная в ходе переписи информация - основа краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития их рынков сбыта, эволюции потребительского поведения.

Может быть, местная администрация и так все знает о своем районе? Не проще ли получить необходимую информацию у нее?

Некоторые сведения о населении России (данные о владении языками, национальном составе и образовательном уровне) можно получить только при помощи переписи. ЗАГСы и различные административные органы ведут текущий учет населения и сообщают эти данные статистикам, но не всегда эта методика дает точные цифры.

Так, по результатам предыдущей переписи, которая проходила в 2002 г., в России оказалось населения на 1 миллион 800 тысяч человек больше, чем показывали приблизительные расчеты. Это еще раз доказало, что сочетание данных о численности, структуре и распределении населения по территории с его социально-экономическими характеристиками также может быть получено только в результате переписи. Такую информацию невозможно почерпнуть из баз данных , имеющихся в распоряжении местных администраций, органов жилищно-коммунального хозяйства , внутренних дел, образования и здравоохранения.

Почему перепись важна для муниципальных образований ?

Получение результатов переписи по каждому муниципальному образованию особенно важно в свете того, что финансирование муниципального образования зависит от численности его населения. Начиная с переписи 2010 года, планируется проводить оценку численности населения по всем населенным пунктам, включая сельские. Это имеет большое значение, т. к. до сих пор статистики по муниципальным образованиям не было, – оценка численности производилась не ниже уровня городов и сельского населения районов. Данные же по менее крупным населенным пунктам можно было получить исключительно из точечных опросов, которые, в конечном счете, не могли дать цельную социально-экономическую картину даже отдельно взятого района.

Благодаря новой системе, при подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. будут опубликованы статистические данные по 24 136 населенным пунктам, которые ранее не фигурировали в качестве самостоятельных территориальных или административно-территориальных единиц.

Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки переписных листов.

1. Численность и размещение населения.

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек.

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. – 239 тыс. человек).

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах – на 1,1 млн. человек, в сельской местности – на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

Группировка городских населенных пунктов

Число городских населенных пунктов

Число жителей в них, тыс.

по числу

жителей, в % к итогу

Всего городов

из них с числом жителей

(тыс. человек):

от 50 до 100

от 100 до 250

от 250 до 500

от 500 до 1000

1000 и более

Всего поселков городского типа

из них с числом жителей

(тыс. человек):

от 10 до 20

20 и более

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. – 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа.

Размещение сельского населения характеризуется следующими данными:

Группировка сельских

населенных пунктов

Число сельских населенных пунктов, тысяч

Число жителей в них, тыс. человек

2010 г. в % к

2002 г. по числу

Число жителей, в % к итогу

Всего сельских населенных пунктов с населением

из них с числом жителей

(человек):

3001 и более

За межпереписной период число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. сел и деревень. Это произошло за счет включения сельских населенных пунктов в черту городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения в другие населенные пункты. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1075 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» установлено, что с 14 по 25 октября 2010 года проводится очередная Всероссийская перепись населения. На отдалённых и труднодоступных территориях, транспортное сообщение с которыми затруднено в планируемый период, Всероссийская перепись населения проводится с 1 апреля по 20 декабря 2010 года.

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек .

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн. человек, в сельской местности - на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. - 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов. По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.

На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. - 37,7 лет)

Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. - 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. - 3,3 миллиона, или 9,7%). Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350), а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993).


Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет - 54%, в возрасте 25-29 лет - 19%, в возрасте 30-34 лет - 5,3%, в возрасте 35 лет и более - 1,9% женщин.

При рассмотрении национального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. - 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.

В 2010 г.владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. - 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения - 37 млн. человек (98,7%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.

Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек.

Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. У более 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указано.

При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше , что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).

Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста 5 - 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек).

В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51%).

Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.

Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).

В 2010 г. 103,6 млн. человек имели один источник средств к существованию, два источника имели 33,0 млн. человек, три источника и более было у 2,2 млн. человек.

Экономическая активность населения выросла на 6,1%, при этом рост происходил за счет увеличения занятого населения (на 8,8%) при одновременном сокращении численности безработных (на 16%).

Численность экономически неактивного населения (например, не работающих пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц, не имеющих и не ищущих работу) сократилась на 18%, а их доля среди населения частных домохозяйств в возрасте 15-64 лет составила 25% против 31% в 2002 году.

В 2010 году из 109 млн. человек в возрасте 15-72 лет, проживающих в частных домохозяйствах, 72 млн. человек (66%) были экономически активными, а 32 млн. человек (29%) - экономически неактивными и 5 млн. человек (5%) не указали экономическую активность.

Почти 66 млн. человек (или 91%) экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляют занятые в экономике, а 6,3 млн. (или 9%) приходится на безработных. Среди безработных 2,8 млн. человек, или 44%, - это молодежь в возрасте 15-29 лет.

В 2010 г. 1,7 млн. занятых (2,5%) указали, что имеют не одну работу.

Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15-72 лет абсолютное большинство - 61,6 млн. человек (94%) - являются работающими по найму. По сравнению с 2002 г. численность наемных работников увеличилась на 5,8%. Численность работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников, составила 1,4 млн. человек (в 2002 г. - 923 тыс. человек).

Социальная политика государства в структуре государственно-муниципального менеджмента: определение, генезис, цель, мера комплексности и набор ее объектов. Социальная политика в РФ и РТ.