Японские камикадзе. Божественный ветер: Камикадзе

Смертники или же камикадзе, несмотря на то что они оказались малоэффективными в той войне которую проиграла Япония, тем не менее, стали одним из наибольших поражающих символов Второй Мировой. Что они чувствовали, как шли на смерть – наиболее непонятно для нас сегодняшних. Советская пропаганда также не могла объяснить массовых японских Матросовых.

Седьмого декабря 1941 года Япония внезапно, без объявления войны, нанесла сокрушительный удар по базе ВМС США на гавайских островах - Пирл-Харбору. Авианосное соединение кораблей императорского флота, обладая полное радиомолчание, подошло с севера к острову Оаху и двумя волнами самолетов атаковало базу и аэродромы острова.
Дерзкое и неожиданное нападение на Пирл-Харбор ставило задачей уничтожение военно-морских сил противника в кратчайшие сроки и обеспечение свободы действий в зоне южных морей. К тому же внезапным броском японцы надеялись сломить волю американцев к борьбе. Операция была задумана, предложена, в общих чертах разработана и утверждена главнокомандующим японского флота. Ямамото Исороку.

Планы японская военщина строила грандиозные. В основе войны стоял принцип молниеносности. Войну, как считало японское руководство, можно было выиграть только в результате скоротечных боевых действий. Всякое затягивание чревато катастрофой. Экономическая мощь Америки возьмет свое, и японцы это понимали. Главная цель первого этапа войны - уничтожение Тихоокеанского флота США - была выполнена.

Кроме самолетов в атаке на Пирл-Харбор участвовали подводные лодки-малютки. Хотя, теоретически планировалось возвращение этих лодок на базу, было ясно, что экипажи идут на верную смерть. Действительно, восемь офицеров из девяти погибли во время атаки и пополнили собой снимок богов в храме Ясукуни. Девятому вышел облом. Лодка лейтенанта Сакамаки застряла на прибрежных камнях, и он стал первым пленным офицером в этой войне. Сакамаки не смог сделать себе харакири, т.к. был тяжело ранен. Но это не являлось для него оправданием. На флот легло пятно позора. Я бедный лейтенант не только пролетел с зачислением в боги-ками храма Ясукуни, но и был назван человеком с "маленьким сердцем" и "маленьким животом". Японская пропаганда договорилась до того, что назвала его "человеком вообще без живота".

Смертники Японского флота делились на несколько категорий. К их числу относились так называемые "суйдзе токкотай" (Надводные силы камикадзе) и "суйте токкотай" (подводные силы камикадзе). Надводные силы были оснащены скоростными катерами, начиненными взрывчаткой. Символическое обозначение одного из типов таких катеров - "Синъе" (сотрясение океана). Отсюда название групп катерников - самоубийц - "синъе токкотай". "Синъе" изготавливались из дерева, снабжались шести цилиндровым мотором в 67 л.с., позволявшим развивать скорость до 18 узлов. Дальность действия таких катеров составляла около 250 км. Они оснащались либо 120 килограммовой бомбой, либо глубинной бомбой в 300 кг, либо ракетой. Атаки камикадзе-катерников были в большинстве случаев эффективны и американцы их очень боялись.

Подводные средства ведения борьбы с кораблями - это печально известные "человекоторпеды" - ("мингэн-герай"), подводные лодки малютки, и человекомины ("фукурю") и команды парашютистов-смертников ("гирэцу кутебутай"). Флот имел свои подразделения парашютистов. Даже парашюты для них разрабатывались отдельно и сильно отличались от армейских, хотя предназначались для той же цели - десантирование на сушу.

Торпеды, управляемые смертниками назывались "Кайтен". Другое их название "Конготай" (группы Конго, в честь горы Конго, на которой жил герой японского средневековья Масаси Кусоноке). Человекоторпеды, кроме того, еще назывались "кукусуйтай", от "кукусуй" - хризантема на воде". Было разработаны две основные модификации торпед, управляемые людьми. В торпеде помещался один военнослужащий. В носовой части концентрировалось большое количество взрывчатого вещества. Движение "Кайтен" со скоростью 28,5 мили в час и наведение их на цель человеком чрезвычайно осложняли борьбу с этим оружием. Массированные атаки "Кайтен", так же как и других смертников, вызывали сильное нервное напряжение личного состава американцев.

Подводные лодки-малютки японцы называли "Кюрю" - дракон и "Кайрю" - морской дракон. Маленькие магнитные подлодки обозначались термином "Синкай". Дальность их действия не превышала обычно 1000 миль. Они имели скорость 16 узлов и управлялись обычно двумя смертниками. Карликовые подводные лодки предназначались для торпедных атак внутри гавани противника или для тарана.

Большую опасность для флота американцев представляли так же подразделения "фукурю" - драконы подводного грота (другой перевод иероглифа - драконы счастья) "человекомины" то есть водолазы с минами. Скрытно, под водой они пробирались к днищам вражеских кораблей и взрывали их вместе с собой переносной миной.

Об их деятельности известно в основном из книги В. Бру "Подводные диверсанты" (издательство иностранной литературы, Москва, 1957 год). Наряду с ценными данными о действиях японских диверсантов в этой книге содержатся и довольно существенные "ляпы". Например, он описывает кислородный аппарат, сконструированный для команд "фукурю", который позволял подводному диверсанту погружаться на глубину 60 метров и двигаться там со скоростью 2 км/ч. Как бы хорошо не был тренирован водолаз, если его аппарат работает на кислороде, то на глубине более 10 метров, его подстерегает кислородное отравление. Аппараты с замкнутой схемой дыхания, действующие на смесях кислорода и азота, позволяющие погружаться на такую глубину появились намного позже.

В американском флоте распространено было мнение, что у входов в гавани на глубине 60 метров были расположены японские посты прослушивания, следившие за тем, чтобы в гавань не могли проникнуть вражеские подводные лодки и управляемые торпеды. Во-первых - технически это по тем временам не осуществимо, ведь нужно держать в них экипажи в режиме насыщенного погружения, подавая в них воздух с берега, обеспечивать регенерацию как в подводной лодке. А зачем? С точки зрения военного дела убежища на такой глубине вещь бессмысленная. Гидролокаторы и микрофоны есть и на подводной лодке. Чем городить весь этот огород с подводными убежищами проще держать там дежурную субмарину. А вот убежища в затопленных на небольшой глубине, а то и торчащие кверху килем торговые суда - вещь вполне реальная. Для сосредоточения бойцов "фукурю" это вполне допустимо, учитывая то, что им все равно умирать. От своей мины, от японского снаряда, упавшего в воду рядом с кораблем, которым они атакуют или от американской гранаты, брошенной в воду бдительным солдатом, заметившим в воде что-то подозрительное.

В японском флоте давно существовали хорошо подготовленные и экипированные подразделения водолазов. Снаряжение их было передовым по тем временам, еще до войны они применяли ласты. Достаточно вспомнить японскую рейдовую маску, использовавшуюся еще в двадцатых годах для поисков "Черного Принца". Нашим водолазам она казалась верхом технического совершенства. Правда для диверсионных дел она совершенно не пригодна. Упоминанию о ней как о технической новинке, показательной для развития водолазного дела в Японии, шедшего своим путем, отличным от Европы. В феврале 1942 года легководолазы японского флота обезвредили минные заграждения возле Гонконга и Сингапура, открыв дорогу своим морским десантам. Но их было мало. И снарядить огромные массы вновь набранных водолазов хорошим снаряжением и оружием Япония не могла. Ставка опять была сделана на массовый героизм. Вот как описывает атаку смертника на наш эсминец один из участников японской войны 1945 года:
"Наш эсминец стоял на рейде одного из корейских портов, прикрывая высадку десанта морской пехоты. Японцы уже были почти выбиты из города, в бинокль мы видели, как корейское население встречает наших цветами. Но кое-где еще велись бои. Вахтенный наблюдатель заметил, что от берега в нашу сторону движется какой-то странный объект. Вскоре в бинокль можно было разглядеть, что это голова пловца, рядом с которой болтался пузырь, надутый воздухом, то появляясь на поверхности, то скрываясь в волнах. Один из матросов навел на него винтовку и посмотрел на командира, ожидая дальнейших распоряжений. Не стреляй! - вмешался замполит, - может это кореец с каким-нибудь донесением или просто для установления контакта. Матрос опустил винтовку. Убить брата по классу, который плыл протянуть руку дружбы, никому не хотелось. Вскоре пловец уже был почти рядом с бортом. Мы увидели, что он молод, почти мальчик, обнажен полностью, несмотря на холодную воду, на голове у него белая повязка с какими-то иероглифами. Сквозь прозрачную воду было видно, что к надутому пузырю привязан небольшой ящик и длинный бамбуковый шест.

Пловец смотрел на нас, мы на него. И вдруг он воткнул в пузырь невесть откуда взявшийся нож и, крикнув "Банзай!", исчез под водой. Если бы не этот дурацкий крик неизвестно чем бы все это кончилось. Стоявший рядом со мной старшина Воронов выдернул чеку из лимонки, которую приготовил заранее и бросил гранату в воду. Раздался взрыв и диверсант всплыл на поверхность как глушеная рыба. С тех пор мы усилили бдительность. Позже, разговаривая с танкистами, которых тоже атаковали смертники, я узнал, что японцы выскакивали из окопов с минами на бамбуковых шестах и падали под пулеметными очередями, успев крикнуть "Банзай!". Если бы они старались сунуть свою мину незаметно, потери от них могли бы быть намного больше. Но впечатление было такое, что красиво умереть для них важнее, чем уничтожить танк.

Недостатка в добровольцах отряды смертников не испытывали. В письмах к родным и близким молодые люди, которых ожидала неминуемая смерть, с восторгом сообщали о своем намерении отдать жизнь за Японию, за Императора.

Так двадцатилетний мичман Тэруо Ямагути писал родителям: "Не плачьте по мне. Хотя тело мое превратиться в прах, мой дух вернется в родные края, и я навсегда останусь с вами, моими друзьями и соседями. Я молюсь за ваше счастье". Другой водитель "Кайтен", двадцати двух летний мичман Итиро Хаяси, в письме утешал свою мать: "Дорогая мама, пожалуйста, не тоскуй по мне. Какое счастье погибнуть в бою! Мне посчастливилось получить возможность умереть за Японию... До свидания дорогая. Проси небо принять меня к себе. Я буду очень опечален, если Небо отвернется от меня. Молись за меня мама!"

Атомная бомба - конечно преступление. Но при высадке на островах метрополии японское командование готовилось встретить американские десанты армией смертников. Более 250 сверх малых подводных лодок, более 500 торпед "Кайтен", 1000 взрывающихся катеров "Синье", 6000 водолазов "фукурю" и 10000 летчиков камикадзе. Американское командование решило умертвить несколько десятков или сотен тысяч мирных жителей Японии, чем терять жизни своих солдат. Да и, в конце концов, японцы первые начали. Кто прав, кто виноват - решать Богу. Но отдать дань мужеству людей, волею судьбы бывших нашими противниками в этой войне, уже можно.

Часть 2

Наибольший интерес для историков военного дела сейчас вызывают не великие сражения больших армий, а одиночные действия, где человек обнаруживает свое превосходство над машиной и уничтожает ее своим бесстрашием, самообладанием, силой ума.

Выполнение спецзаданий по минированию кораблей и совершению других диверсий заведомо связано со смертельным риском. Боевой пловец, прошедший тщательную подготовку и тренировку, воодушевленный чувством патриотизма, обладающий несгибаемой силой воли и бесстрашием сознательно идет на риск для выполнения поставленной задачи. Это характерно для спецподразделений любой армии мира. Но даже на фоне этих железных людей японцы выделяются особо. Ведь диверсант любой армии идет на смертельный риск, а японец идет на смерть.
Явление это уходит корнями в древнейшую историю Японии и лежит в основе религии Синто, которая в "Стране Восходящего Солнца" странным образом уживается с буддизмом.
Первое упоминание о применении смертников относится к XIII веку. В 1260 году на монгольский престол взошел внук Чингиз Хана Хубилай. После победы над Китаем была основана новая монгольская династия императоров Китая, Юань. Монголы высадили десант на Суматру и Яву, напали на Вьетнам и Бирму. К тому времени под пятой монголов уже лежала вся Средняя Азия, Дальний Восток, часть Передней Азии, Кавказа, Восточной Европы, в том числе и Русь. Однако существовала страна, которая отказалась подчиниться могучей Империи, поработившей десятки государств. Это была Япония. В 1266 году в Японию был отправлен посол с требованием подчиниться Великому Хану.

Сиккен (правитель) Японии Ходзе Токемуни безоговорочно отверг требования монголов. Война стала неизбежной. Над Японией нависла страшная опасность монгольского нашествия, которое получило в Японской истории название "ГЭНКО". В ноябре 1274 года из Корейского порта ХАППО по направлению к Японским островам вышла армада монгольского флота, состоящая из 900 кораблей, с 40 тысячами монгольских, корейских и китайских солдат. Это войско быстро перебило малочисленные дружины самураев на островах Цусима и Ики. Воевали монголы, используя массы конницы и тактику, позволившую им покорить огромные пространства Европы и Азии.

Японцы не использовали в боях крупные соединения. Самурай - прежде всего воин одиночка. Японцы большое значение придавали внешним формам ведения войны. Главное - чтобы все было красиво и по правилам. Сначала они выпускали в сторону противника свистящую стрелу "Кабурая", вызывая на поединок. Вперед выступали лучшие воины и требовали единоборства. Потом выезжали сто рыцарей и бились с таким же количеством неприятеля. И только после этого в бой шла армия. В данном случае эта тактика подвела. Воинская честь для монголов и их сателлитов не существовала. Группой они окружали одиночек и убивали в спину, применяли отравленные стрелы, что для самураев было не допустимо (для самураев, а не нинзя). Японцы проигрывали войну, даже не причиняя врагу особого урона. На очереди - остров Кюсю. Японцам явно не хватало сил для отражения агрессии. У местечка Хаката монголы вступили в ожесточенное сражение с немногочисленным, но отважным и хорошо подготовленным отрядом самураев. Упорное сопротивление, солнце, клонившееся к закату; решение военачальника заставили монголов отойти к кораблям для перегруппировки сил.

Вечером началась буря, перешедшая в тайфун. Монгольский флот разметало по водной поверхности, уничтожив более 200 кораблей. Остатки армады в полном беспорядке были вынуждены вернуться в Корею. Так закончилось первое вторжение.

Японцы уже тогда отличались умением учиться и не делать старых ошибок. Понимая, что Хубилай не успокоиться, к следующему вторжению они подготовились более тщательно. На Кюсю и Хонсю были построены оборонительные сооружения, в местах предполагаемой высадки были сосредоточены самурайские дружины. Изучалась и перенималась тактика монголов, учитывались и анализировались собственные просчеты и недостатки.

Весной 1281 года 4500 кораблей со 150000 воинов на борту под командованием монгольского полководца Алахана вышли из корейского порта Хаппо. Никогда прежде и впоследствии в истории всех народов не составлялось флота больше, чем монгольский 1281 года ни по количеству кораблей, ни по численности войск. Огромные корабли, вооруженные катапультами везли в трюмах огромное количество людей и коней.

Японцы построили огромное количество небольших гребных судов, обладавших хорошей скоростью и маневренностью. Эти суда ждали своего часа в бухте Хаката. Боевой дух японцев был очень высок. Даже японские пираты оставили свое ремесло и присоединились к императорскому флоту.

Флот агрессора приближался к бухте Хаката, уничтожая все на своем пути. Наконец, монгольская армада вошла в бухту Хаката. И закипело сражение на суше и на море, где монголы были атакованы гребными лодками. Преимущество было здесь на стороне японцев. Лодки, несмотря на град ядер и стрел, приближались к неуклюжим громадам китайских кораблей, самураи молниеносно взбирались на борта кораблей и уничтожали экипажи. Японцы воевали, презирая смерть, и это помогло в борьбе. Монголы оказались морально не готовы к самопожертвованию, на которое шли японские воины. Самураи побеждали в бою на ограниченном пространстве, индивидуальное владение мечом у них было лучше поставлено, чем у монголов, привыкших сражаться массами, по возможности на расстоянии, расстреливая противника отравленными стрелами.

История донесла до нас много эпизодов этой битвы. Среди героев морского сражения выделяется Кусано Дзиро. На лодку, которой он командовал, обрушился град стрел и ядер, одно из которых оторвало ему руку. Жгутом остановив кровь, он продолжал руководить боем. Если верить источникам, раненый самурай, превозмогая боль, возглавил абордажную команду, собственноручно убил в бою 21 человека и предал неприятельское судно огню.

Другой японский военачальник Мити Ири перед боем написал молитву с просьбой к богам-ками покарать врага. Потом сжег бумагу с текстом, а пепел проглотил. Мити Ари снарядил две гребные лодки с лучшими воинами, которые поклялись умереть в этом бою. Спрятав мечи под складками одежды, японцы приблизились к флагманскому кораблю монголов. Те подумали, что безоружные японцы приближаются для того, чтобы вести переговоры или сдаться в плен. Это позволило приблизиться вплотную. Самураи взлетели на его палубу. В кровавой схватке большинство погибло, но оставшимся удалось убить командующего монгольским флотом и поджечь громадину корабля.

Натолкнувшись на такое сопротивление на суше и на море (о сухопутном сражении известно много, но оно выходит за рамки статьи), монгольский флот ушел из бухты Хаката для перегруппировки и встречи со второй частью армады, приближавшейся к Японии. Было решено обогнуть остров Кюсю и высадиться с другой стороны.

После встречи флотов, огромные силы монголов и их союзников атаковали остров Такасима, подготовив новое вторжение на Кюсю. Над Японией снова нависла смертельная угроза.
Во всех синтоистских святилищах, не переставая, велись молебны.

6 августа 1281 года на ясном безоблачном небе появилась темная полоса, которая в считанные минуты затмила солнце. И разразился смертоносный тайфун. Когда через три дня ветер стих, от монгольского флота осталась едва ли четверть первоначального состава - около 4 тысяч военных судов и более 100 тысяч человек погибло в пучине.

Деморализованные остатки на изуродованных кораблях вернулись в Колре. Так бесславно окончился для воинов Хубилая поход на Японию. Именно с этого времени в сознании японцев укоренилась мысль, что их страна находится под особой защитой национальных богов и победить ее не дано никому.

Идея божественного происхождения страны, вера в чудо, помощь синтоистских богов, прежде всего - Аматерасу и Хатимана, существенно повлияли на формирование национальной идеологии. Герои битв с монголами, ставшие богами в сознании японцев стали примерами для молодежи. А красивая смерть в бою тысячелетиями воспевалась в этой стране. Мити Ари и его самураи стали богами идейными вдохновителями японских смертников-водолазов и водителей торпед.

В основу японской военной доктрины положена молниеносность. Война на Тихом Океане знает много примеров, когда японцы сначала действовали, а потом думали. Или вовсе не думали, а только действовали. Главное чтоб было молниеносно и красиво.

Стремление к самопожертвованию, которое делало японцев свирепыми и фанатичными воинами, приводило в то же время к невозместимым потерям в обученных и хорошо подготовленных летчиках, подводниках, в которых так нуждалась Империя. О японских взглядах на ведение войны сказано достаточно. Эти взгляды, может быть, и были хороши для самураев средневековья и легендарных 47 ронинов, которые, как гласит древняя легенда, сделали себе харакири после смерти господина, но они совершенно не подходит к 1941 году. Американский адмирал С.Е. Морисон в своей книге "Восходящее Солнце на Тихом Океане" оценивает решение японцев о нападении на Пирл-Харбор как стратегически глупое. Он приводит очень показательный пример с допросом пленного японского адмирала, одного из планировавших нападение на Пирл-Харбор.

Бывший японский адмирал: "Почему вы считаете наше нападение Пирл-Харбор стратегической глупостью?"
Следователь: "Не будь этого нападения, США могли не объявить войну Японии, а если война и была бы объявлена, усилия сдержать японское наступление на юг вследствие нашей занятости в Европе в войне с Гитлером не были бы столь решительными. Верным средством вызвать Америку на войну являлось нападение на американскую землю.
Бывший японский адмирал: "Однако мы считали необходимым вывести из строя ваш флот с тем, чтобы, исключить возможность наступательных действий американцев, нам можно было предпринять наступление на юг.
Следователь: В течение, какого времени по вашим расчетам после нападения на Пирл-Харбор американский флот не смог бы предпринимать наступательных действий?
Бывший японский адмирал: По нашим предположениям в течение 18 месяцев.
Следователь: А фактически когда начались первые действия американского флота?
Бывший японский адмирал: Быстроходные авианосцы стали наносить удары авиацией по островам Гилберта и Маршалловым островам в конце января - начале февраля 1942 года, то есть менее чем через 60 дней после нападения на Пирл-Харбор.
Следователь: Скажите, было ли вам известно расположение цистерн с запасами горючего в Пирл-Харборе?
Бывший японский адмирал: Конечно. Расположение цистерн нам было хорошо известно.
Следователь: А сколько бомб было сброшено на эти цистерны?
Бывший японский адмирал: Ни одной, главными объектами нападения являлись ваши крупные боевые корабли.
Следователь: Приходила ли когда-либо в голову вашим офицерам оперативного управления, планировавшим нападение, мысль о том, что уничтожение складов топлива на острове Оаху означало бы вывод из строя всего флота, находившегося в районе Гавайских островов до тех пор, пока топливо доставят с континента? Тогда ваши лодки смогли бы препятствовать доставке топлива, тем самым вы предотвратили бы возможность американского наступления в течение многих месяцев?
Японский адмирал был в шоке. Мысль об уничтожении запасов горючего была для него новой. Наиболее целесообразные пути и средства нейтрализации американского флота не приходили японцам в голову даже задним числом. Так они и воевали, восполняя героизмом личного состава недостаток стратегического мышления. Японские лодки были огромными и трудно управляемыми. Имели плохую шумомаскировку и ненадежную систему управления. Недостаток жилых помещений, антисанитария, сильная вибрация корпуса. Удивительно, как японские подлодки вообще могли плавать. И не только плавать, но и топить крупные боевые корабли.

Практически все успехи японцев были связаны с культом самопожертвования на войне, доведенном до абсурда. По кодексу самурая "Бусидо" умереть в бою - высшее счастье. Но решение умирать или нет, принимает сам воин. В начале 30-х годов, во время войны в Китае появились первые смертники, в ХХ веке которые сознательно заведомо шли на смерть.
Во время Шанхайской операции три солдата - сапера, обвязав голову повязкой хатимаки, выпив по чашечке саке и дав клятву умереть (как древние самураи во время нашествия монголов) с помощью одной большой мины взорвали китайской укрепление. Погибших солдат провозгласили божественными и объявили образцом "яматодамасий" "японского духа". В Японии их стали называть "Бакудансанюси" (три отважных воина с бомбой). Гораздо проще послать на верную смерть солдат, чем вызывать артиллерию. К тому же можно поднять по этому вопросу шумиху и припугнуть Америку и Советский Союз, поддерживающих Китай. В 1934 году в японских газетах было напечатано объявление о наборе добровольцев-смертников, водителей управляемых торпед.

Подобные акции были нужны, чтобы удержать США от посылки флота на помощь Пекину. На 400 мест поступило более 5000 заявлений. Но тогда до применения дело не дошло, да и торпед не было. К идее самоубийц - водителей торпед японцы вернулись в 1942 году, проиграв сражение у Мидуэя, хотя идея нанесения удара торпедой, выпускаемой подводной лодкой, но управляемой находящимся в ней человеком (добровольцем), оформилась к моменту первого нападения на Пирл-Харбор. Мотицура Хасимото, командир подводной лодки (И 58) - носителя управляемых торпед подробно описывает в своих воспоминаниях историю создания торпед "Кайтен".

"Для проведения первой серии испытаний было изготовлено несколько таких торпед, - пишет Хасимото, - испытания их проводились вблизи военно-морской базы Куре на острове, который был известен под кодовым названием "База - 2". К январю 1943 года разработка проекта человекоторпеды достигла такой стадии, когда казалось, их можно было запускать в производство и затем использовать в боевой обстановке. Однако конструкция торпед исключала возможность спасения человека, управлявшего ею, то есть он обрекался на верную смерть, против чего возражало военно-морское командование. В конструкцию торпед было внесено приспособление, позволяющее простым нажатием кнопки выбрасывать водителя в море на расстоянии около 45 метров от цели.

Примерно в феврале 1944 года опытный экземпляр человекоторпеды был доставлен в штаб ВМС, и вскоре торпеды запустили в производство. Со страстной надеждой на успех начали их изготовление в экспериментальном торпедном цехе судоремонтного завода в Куре. На это оружие возлагали большие надежды. Теперь, показалось, можно было отомстить противнику за тяжелые потери, которые несла Япония. К этому времени остров Сайпан перешел в руки американцев, и мы понесли тяжелые потери.

Новое оружие было названо "Найтенс", что означало "Путь в рай". В книге Тараса название этой торпеды переведено как "Сотрясающая небеса", в других источниках встречаются переводы "Поворот к небу" и "Восстановление сил после их упадка". Видимо этот иероглиф имеет много толкований.

В то время как шло изготовление торпед, в бухте Токуяма была организована база, на которой проводилась подготовка личного состава.
Увы! В первый же день испытаний в бухте Токуяма утонул один из добровольцев и поборников этого оружия. Торпеда, в которой он находился, зарылась в иле, и ее не смогли поднять. Это послужило плохим предзнаменованием на будущее".

Предзнаменование не обмануло. Только в процессе обучения в результате несовершенства техники погибло 15 человек. От идеи катапульты, дававшей шанс на спасение, пришлось отказаться. Японскому командованию было не до спасения жизни водителей торпед. Япония проигрывала одно сражение за другим. Срочно надо было запускать чудо-оружие. Первые образцы "Кайтен" запускались в надводном положении. Лодка всплывала, спускала торпеды и уходила на глубину. Водители, высаженные в районе действий американского флота, сами искали себе цель. Так как рисковать лодкой в районе, где ее могли обнаружить самолеты и корабли, было опасно, водителей высаживали ночью вблизи гаваней, где базировались американцы и зачастую торпеды просто пропадали не найдя цели, шли на дно из-за технических неполадок, застревали в противолодочных сетях. Выход водителя для разрезания сети был не предусмотрен.

Позже стали переоборудовать лодки для запуска торпед из подводного положения. Водители заранее садились в торпеды и ждали, пока лодка найдет цель. Воздух подавался по шлангу, связь осуществлялась по телефону. Наконец, в самом конце войны появились лодки, из которых можно было перейти в торпеду прямо из отсека через нижний люк торпеды. Эффективность применения торпеды сразу возросла. Хасимото описывает случай, когда его лодка лежала на грунте, а американский эсминец забрасывал ее глубинными бомбами. Он принял решение атаковать эсминец человекоторпедами. Смертник попрощался со всеми и сел в "Кайтен". Матрос задраил за ним задний люк, через несколько минут раздался шум двигателя торпеды, возглас "Банзай!" Затем связь оборвалась. Потом раздался взрыв. Когда лодка всплыла, на поверхности плавали только обломки.

Интересны описания поведения водителей торпед перед выходом на задание. "Во время долгих периодов пребывания под водой в лодке нечего было делать. Оба офицера из водителей торпед, кроме подготовки своих торпед и тренировок наблюдения в перископ, не имели никаких других обязанностей, поэтому они играли в шахматы. Один из них присутствовал при атаке человекоторпед в районе островов Улити, однако ему самому не удалось выйти в атаку из-за неисправности торпеды. Он был очень хорошим шахматистом...

Противник, казалось, окружил нас. Я приказал водителям торпед №2 и №3 немедленно занять свои места. Было облачно, но кое-где на небе виднелись яркие звезды. В темноте мы не видели лиц водителей, когда они оба явились на мостик для доклада. Некоторое время они хранили молчание, потом один из них спросил: Командир, где находится созвездие "Южный крест?" Его вопрос застал меня врасплох. Я осмотрел небо, но так и не заметил это созвездие. Стоявший рядом штурман заметил, что созвездия пока еще не видно, но что оно скоро появится на юго-востоке. Водители, сказав запросто, что они идут занимать свои места, решительно пожали нам руки и покинули мостик.

До сих пор я вспоминаю о самообладании этих двух молодых людей. Матрос, в обязанности которого входило закрыть донную крышку торпеды, сделал свое дело и поднял руки, показывая, что все готово. В 2 часа 30 минут последовал приказ: "приготовится к выпуску человекоторпед!" Рули торпед установили в соответствии с положением рулей подводной лодки. До выпуска человекоторпед связь с ними поддерживалась по телефону, в момент отрыва торпед от подводной лодки, ведущие к ним телефонные провода могли быть перевязаны.
Десять минут спустя все было готово к выпуску торпед, намеченному согласно плану на 3.00 из расчета, что в 4 часа 30 минут начнет светать.

Водитель торпеды №1 донес: "Готов!" Последний зажим был отдан, двигатель торпеды заработал и водитель устремился к своей цели. Последняя связь с ним оборвалась в момент, когда торпеда отделилась от лодки и понеслась навстречу кораблям противника, стоявшим в гавани острова Гуам! В самый последний момент перед выпуском водитель воскликнул: "Да здравствует Император!"
Выпуск торпеды №2 был осуществлен точно таким же образом. Несмотря на свою молодость, ее водитель сохранил спокойствие до конца и покинул лодку не проронив ни слова.
В двигатель торпеды №3 попало слишком много воды, и ее выпуск был отложен на последнюю очередь. При выпуске торпеды №4 так же прозвучало: "Да здравствует Император!" Наконец, была выпущена и торпеда №3. Из-за неисправности телефона нам не удалось услышать последние слова ее водителя.
В этот момент раздался сильный взрыв. Мы всплыли и, опасаясь преследования, начали отходить в открытое море...
...Мы попытались увидеть, что происходит в бухте Апра, но в этот момент появился самолет, и нам пришлось уходить".

Война приобретала между тем, все более ожесточенный характер. Кроме человекоторпед, лодок малюток и человекомин из команд фукурю, японское военно-морское командование стало применять подразделения "гирэцу кутэбутай" - команды парашютистов-смертников. В феврале 1945 года японцы сбросили парашютный десант, состоящий из военнослужащих этой команды, на один из армейских аэродромов. Десантники, обвязавшись пакетами с взрывчаткой, вместе с собой уничтожили семь "летающих крепостей" и сожгли 60 тысяч галлонов (1 галлон - 4,5 литров) бензина. В этом бою погибло 112 солдат самоубийц. Сведения об эффективности действий смертников весьма противоречивы. Японская пропаганда договорилась до того, что каждый камикадзе как правило уничтожал крупный боевой корабль. Когда смертники - водолазы перестали быть военной тайной, о них стали много писать, превознося результаты их действий до небес, сзывая в ряды самоубийц новые толпы молодежи. Американцы наоборот, не признавали своих потерь и сообщали заниженные цифры, вводя японское командование в заблуждение о степени эффективности их диверсионных сил и средств. По данным японской пропаганды, камикадзе, фикурю, кайтен и другие команды смертников уничтожили во много раз больше кораблей, чем американцы вообще имели в составе Тихоокеанского флота. По американским данным, японцы потеряли целую уйму лодок-носителей и не добились практически никаких результатов. Кстати, читал я книгу одного англичанина о японских летчиках асах (не камикадзе). Он с иронией относится к их донесениям о победах над советскими и американскими самолетами. Например, в боях на Халкин Голе один японский ас по его донесениям уничтожил такое количество самолетов, какого в том районе у русских вообще не было. Японская газета написала, что одного советского летчика он зарубил самурайским мечом, сев рядом с подбитым советским самолетом. Самураю верят на слово (как джентльмену). Так, что если никто не упрекнет японцев в отсутствии мужества, то насчет правдивости у них туго. Поэтому до сих пор не известна (и, наверное, не будет известна) степень эффективности применения смертников-подводников (авиации не касаюсь).

К концу войны были регламентированы права и льготы смертников и их семей. До свидания с богами, будущий бог солдат получит возможность пожить всласть. Каждый владелец ресторана считал за честь принять у себя смертника, не беря с него денег. Всеобщий почет и преклонение, любовь народа, льготы семье. Почетом окружалась вся ближняя родня будущего ками (бога).

Выход на задание обставлялся согласно правилам, изобретенным для камикадзе. Наголовная повязка "хатимаки" с изречениями, надписями или изображением солнца - герба Империи, как и у средневековых самураев, символизировала такое состояние, при котором человек был готов перейти от обыденности к священности и повязывание ее являлось как бы предпосылкой вдохновения воина и обретения им храбрости. Перед посадкой в самолет или торпеду, смертники говорили друг другу ритуальную прощальную фразу: "До встречи в храме "Ясукуни"".
На цель следовало идти с открытыми глазами, не закрывая их до самого последнего мгновения. Смерть должна была восприниматься без каких-либо эмоций, спокойно и тихо, с улыбкой, согласно средневековым традициям феодального воинства. Такое отношение к собственной кончине считалось идеалом воина.

Использование смертников, по толкованиям японской пропаганды, должно было показать превосходство духа японцев над американцами. Генерал Кавабе Торасиро отметил, что японцы до конца войны верили в возможность борьбы с американцами на равных - "Духом против машин".

В чем разница европейского и японского понимания смерти. Как разъяснил американцам один японский офицер, без сознания попавшей в плен: в то время как европейцы и американцы считают, что жизнь прекрасна, японцы думают, как хорошо умереть. Американцы, англичане или немцы, попав в плен, не расценят это как катастрофу, они постараются бежать из него, чтобы продолжить борьбу. Японец сочтет плен трусливым актом, т.к. для воина - самурая истинное мужество - знать время своей смерти. Смерть - это победа.

Как правило, все идущие на задание оставляли предсмертные стихи, воспевающие смерть за Императора и Родину. Некоторые бывшие смертники, не успевшие умереть в бою, до сих пор жалеют об этом.

Заменить тайфун, спасший Японию в XIII веке людьми, не удалось. Сотни сверхмалых подводных лодок и тысячи управляемых торпед остались в ангарах, не дождавшись экипажей. И слава богу (и нашему и Японскому). Япония войну проиграла. Кто-то назовет смертников фанатиками и отморозками. Кто-то восхитится мужеством людей идущих на смерть за Родину в отчаянной попытке спасти положение, воюя духом против машин. Вывод пусть каждый сделает для себя сам.

(с)В. Афонченко

Добавлю от себя, что по описанному выше факту существует огромное множество мнений, как в самой Японии, так и во всем мире. Судить о правильности или соглашаться о правильности какого-то из них не возьмусь. Думаю только, что люди погибли, страшно. Хотя кто-то на это скажет, а какое тебе дело до тех людей, что погибли в какой-то там войне, в любой войне не только в этой? Ведь каждый день столько их гибнет и умирает от совершенно не связанных с войной причин.

Но на мой взгляд, стоит задуматься над тем, что забывая о чем-то произошедшем, мы сознательно провоцируем повторение этого в будущем.

Создатель отрядов камикадзе, командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Ониси Такидзиро заявлял: «Если летчик, видя вражеский самолет или корабль, напряжет всю свою волю и силы, превратит самолет в часть самого себя, — вот самое совершенное оружие. А разве может быть для воина более великая слава, чем отдать свою жизнь за императора и за страну?»

Однако к подобному решению японское командование пришло не от хорошей жизни. К октябрю 1944 года потери Японии в самолетах, а главное, в опытных пилотах, были катастрофические. Иначе как жестом отчаяния и верой в чудо, способное если не переломить, так хоть нивелировать соотношение сил на Тихом океане, создание отрядов камикадзе не назовешь. Отец камикадзе и командир корпуса, вице-адмирал Ониси и командующий объединенным флотом адмирал Тоёда прекрасно понимали, что война уже проиграна. Создавая корпус летчиков-смертников, они рассчитывали, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно приемлемых условиях.

Проблем у японского командования не было только с набором пилотов для выполнения самоубийственных задач. Немецкий вице-адмирал Гельмут Гейе в свое время писал: «Возможно, что и в нашем народе имеется некоторое количество людей, которые не только заявят о своей готовности добровольно пойти на смерть, но и найдут в себе достаточно душевных сил, чтобы действительно это сделать. Но я всегда считал и считаю, что такие подвиги не могут совершать представители белой расы. Бывает, конечно, что тысячи смелых людей в пылу сражения действуют не щадя своей жизни, это, несомненно, часто случалось в армиях всех стран мира. Но чтобы тот или иной человек добровольно обрекал себя на верную смерть заранее, — такая форма боевого применения людей вряд ли сможет стать общепринятой среди наших народов. У европейца просто нет того религиозного фанатизма, который оправдывал бы подобные подвиги, европеец лишен презрения к смерти и, следовательно, к своей собственной жизни...».

У японских воинов, воспитанных в духе бусидо, главным приоритетом было выполнение приказа, пусть даже ценой собственной жизни. Единственное, чем отличались камикадзе от обычных японских солдат, — это практически полным отсутствием шансов выжить при выполнении задания.

Японское выражение «камикадзе» переводится как «божественный ветер» — синтоистское обозначение бури, которая приносит пользу или является благоприятным знамением. Этим словом был назван ураган, который дважды — в 1274 и 1281 годах разбил флот монгольских завоевателей у берегов Японии. По верованиям японцев, ураган был послан богом грома Райдзин и богом ветра Фудзин. Собственно, благодаря синтоизму и сложилась единая японская нация, эта религия основа японской национальной психологии. В соответствии с ней микадо (император) является потомком духов неба, а каждый японец — потомком менее значимых духов. Поэтому для японцев император, благодаря своему божественному происхождению, находится в родстве со всем народом, выступает как глава нации-семьи и как главный жрец синтоизма. И для каждого японца считалось важным быть преданным прежде всего императору.

Ониси Такидзиро.

Несомненное влияние на характер японцев оказал и дзен-буддизм. Дзен превратился в главную религию самураев, которые нашли в используемой им медитации способ полного раскрытия своих внутренних возможностей.

Конфуцианство также получило широкое распространение в Японии, принципы покорности и безоговорочного подчинения авторитету, сыновней почтительности нашли благодатную почву в японском обществе.

Синтоизм, буддизм и конфуцианство явились тем основанием, на котором сформировался весь комплекс морально-этических норм, составивших самурайский кодекс бусидо. Конфуцианство обеспечило морально-этическое обоснование бусидо, буддизм принес равнодушие к смерти, синтоизм сформировал японцев как нацию.

У самурая желание смерти должно быть полным. Он не имел права бояться ее, мечтать, что будет жить вечно. Все помыслы воина, согласно бусидо, должны быть направлены на то, чтобы броситься в гущу врагов и умереть с улыбкой.

В соответствии с традициями у камикадзе выработался и свой особый ритуал прощания и особая атрибутика. Камикадзе носили ту же форму, что и обычные летчики. Однако на каждой из семи ее пуговиц были выбиты три лепестка сакуры. По предложению Ониси, отличительной частью экипировки камикадзе стали белые повязки на лбу -- хатимаки. На них часто изображали красный солнечный диск хиномару, а также выводили черные иероглифы с патриотическими, а иногда и мистическими высказываниями. Самой распространенной надписью была «Семь жизней за императора».

Другой традицией стала чашечка саке непосредственно перед стартом. Прямо на летном поле накрывали стол белой скатертью — по японским поверьям, это символ смерти. Наполняли напитком чашечки и предлагали их каждому из выстроившихся в шеренгу летчиков, отправляющихся в полет. Камикадзе принимал чашечку обеими руками, низко кланялся и отпивал глоток.

Установилась традиция, согласно которой вылетающим в последний полет пилотам выдавалась бенто — коробочка с едой. Она содержала восемь маленьких шариков из риса, называемых макидзуси. Такие коробочки первоначально выдавали летчикам, отправлявшимся в длительный полет. Но уже на Филиппинах ими стали снабжать и камикадзе. Во-первых, потому что их последний полет мог стать длительным и требовалось поддерживать силы. Во-вторых, для летчика, который знал, что из полета не вернется, коробочка с едой служила психологической поддержкой.

Все смертники оставляли в специальных маленьких деревянных неокрашенных шкатулках обрезки ногтей и пряди своих волос для отсылки родным, как делал каждый из японских солдат.

Летчики-камикадзе пьют сакэ перед вылетом.

25 октября 1944 года в заливе Лейте была проведена первая массированная атака камикадзе против вражеских авианосцев. Потеряв 17 самолетов японцам удалось уничтожить один и повредить шесть авианосцев противника. Это был несомненный успех новаторской тактики Ониси Такидзиро, особенно учитывая то, что накануне Второй воздушный флот адмирала Фукудоме Сигеру потерял 150 самолетов, вообще не добившись успеха.

Практически одновременно с морской авиацией был создан и первый отряд армейских летчиков-камикадзе. Было сформировано сразу шесть армейских подразделений специальных атак. Так как в добровольцах недостатка не было, а по мнению начальства, отказников и быть не могло, то в армейские камикадзе переводили пилотов без их согласия. 5 ноября считается днем официального участия в боевых действиях армейских групп летчиков-самоубийц все в том же заливе Лейте.

Однако не все японские пилоты разделяли такую тактику, были и исключения. 11 ноября один из американских эсминцев спас японского летчика-камикадзе. Летчик входил в состав Второго воздушного флота адмирала Фукудоме, переброшенного с Формозы 22 октября для участия в операции «Се-Го». Он пояснил, что по прибытии на Филиппины не велось никаких разговоров о самоубийственных атаках. Но 25 октября группы камикадзе начали спешно создаваться и во Втором воздушном флоте. Уже 27 октября командир эскадрильи, в которой служил летчик, объявил своим подчиненным о том, что их подразделение предназначается для выполнения самоубийственных атак. Сам пилот считал саму идею таких ударов глупой. У него не было намерения умереть, и пилот совершенно искренне признался, что никогда не испытывал желания совершить самоубийство.

Как же осуществлялись атаки воздушных камикадзе? В условиях растущих потерь бомбардировочной авиации родилась идея атаковать американские корабли одними истребителями. Легкий «Зеро» не был способен поднять тяжелую мощную бомбу или торпеду, однако мог нести 250-килограммовую бомбу. Конечно, одной такой бомбой авианосец не потопишь, но вывести его из строя на длительный период было вполне реально. Достаточно повредить полетную палубу.

Адмирал Ониси пришел к выводу, что три самолета камикадзе и два истребителя сопровождения представляли собой небольшую, а потому достаточно мобильную и оптимальную по составу группу. Истребители сопровождения играли чрезвычайно важную роль. Им приходилось отражать атаки вражеских перехватчиков до тех пор, пока самолеты камикадзе не устремятся на цель.

Из-за опасности обнаружения радарами или истребителями с авианосцев летчики-камикадзе использовали два метода выхода на цель — полеты на предельно малой высоте 10-15 метров и на предельно большой — 6-7 километров. Оба метода требовали надлежащей квалификации пилотов и надежной техники.

Однако в дальнейшем пришлось использовать любые самолеты, включая устаревшие и учебные, а в летчики-камикадзе шло молодое и неопытное пополнение, которое просто не успевали достаточно обучить.

Самолет «Йокосука MXY7 Ока».

21 марта 1945 впервые была предпринята безуспешная попытка применить пилотируемый самолет-снаряд «Йокосука MXY7 Ока» отрядом «Боги грома». Этот самолет представлял собой аппарат с ракетным двигателем, спроектированный специально для атак камикадзе, и был оснащен 1200-килограммовой бомбой. Во время нападения самолет-снаряд «Ока» поднимался в воздух самолетом «Мицубиси G4M», пока не оказывался в радиусе поражения. После отстыковки пилот в режиме парения должен был подвести самолет как можно ближе к цели, включить ракетные двигатели и затем протаранить намеченный корабль на огромной скорости. Войска союзников быстро научились атаковать носитель «Оки», прежде чем он сможет выпустить самолет-снаряд. Первое успешное применение самолетов «Ока» произошло 12 апреля, когда самолет-снаряд, пилотируемый 22-летним лейтенантом Дохи Сабуро, потопил эсминец радиолокационного дозора «Маннерт Л. Абеле».

Всего в 1944-1945 годах было произведено 850 самолетов-снарядов.

В водах Окинавы летчики-смертники нанесли американскому флоту весьма серьезный урон. Из 28 кораблей, потопленных авиацией, камикадзе отправили на дно 26. Из 225 поврежденных кораблей камикадзе повредили 164, том числе 27 авианосцев и несколько линейных кораблей и крейсеров. Четыре британских авианосца получили пять попаданий самолетов камикадзе. Около 90 процентов камикадзе не попали в цель или были сбиты. Тяжелые потери понес корпус «Боги грома». Из 185 самолетов «Ока», использованных для атак, 118 были уничтожены противником, погибли 438 летчиков, в том числе 56 «богов грома» и 372 члена экипажей самолетов-носителей.

Последним кораблем, потерянным США в войне на Тихом океане, стал эсминец «Каллагэн». В районе Окинавы 29 июля 1945 года, используя ночную темноту, старый тихоходный учебный биплан «Аити D2А» с 60-килограммовой бомбой в 0-41 сумел прорваться к «Каллагэну» и таранить его. Удар пришелся в капитанский мостик. Вспыхнул пожар, который привел к взрыву боеприпасов в погребе. Экипаж оставил тонущий корабль. Погибли 47 моряков, 73 человека получили ранения.

15 августа император Хирохито в своем радиовыступлении объявил о капитуляции Японии. Вечером этого же дня в последний полет отправились многие из командиров и штабных офицеров корпуса камикадзе. Вице-адмирал ОнисиТакидзиро в тот же день совершил харакири.

А последние атаки камикадзе были произведены на советские корабли. 18 августа японский армейский двухмоторный бомбардировщик попытался в Амурском заливе у Владивостокской нефтяной базы таранить танкер «Таганрог», однако был сбит зенитным огнем. Как следовало из уцелевших документов, пилотировал самолет поручик Йосиро Тиохара.

В этот же день камикадзе добились своей единственной победы, потопив в районе Шумшу (Курильские острова) катер-тральщик КТ-152. Бывший сейнер — рыбный разведчик «Нептун» — был построен в 1936 году и имел водоизмещение 62 тонны и команду из 17 моряков. От удара японского самолета катер-тральщик сразу же пошел на дно.

Наито Хатсаро в своей книге «Боги грома. Летчики-камикадзе рассказывают свои истории» (Thundergods. The Kamikaze Pilots Tell Their Story. — N.Y., 1989, р. 25.) приводит число потерь морских и армейских камикадзе с точностью до человека. По его данным, в самоубийственных атаках в 1944-1945 годах погибло 2525 морских и 1388 армейских пилотов. Таким образом, всего погибло 3913 летчиков-камикадзе, причем в это число не вошли камикадзе-одиночки — те, кто самостоятельно принял решение отправиться в самоубийственную атаку.

В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили 34 потопленных и 288 поврежденных кораблей.

Но кроме материальных потерь от массовых атак летчиков-самоубийц, союзники получили психологический шок. Он был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках пилотов-смертников. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.

Моряки тушат пожар на авианосце «Хэнкок» после атаки камикадзе.

Тем не менее атаки камикадзе приводили в восхищение многих. Американцев всегда поражал боевой дух, демонстрируемый летчиками-самоубийцами. Дух камикадзе, берущий начало в глубинах японской истории, иллюстрировал на деле концепцию власти духа над материей. «Было какое-то гипнотизирующее восхищение в этой чуждой Западу философии, — вспоминал вице-адмирал Браун. — Мы завороженно наблюдали за каждым пикирующим камикадзе — больше как публика на спектакле, а не потенциальные жертвы, которых собираются убить. На какое-то время мы забывали о себе и думали только о том человеке, который находится в самолете».

Однако стоит отметить, что первый случай тарана самолетом вражеского корабля произошел 19 августа 1937 года во время так называемого Шанхайского инцидента. И произвел его китайский летчик Шен Чангхай. В дальнейшем еще 15 китайских пилотов пожертвовали своими жизнями, обрушив самолеты на японские корабли у китайского побережья. Они потопили семь небольших вражеских судов.

Видимо, японцы по достоинству оценили героизм противника.

Следует отметить, что в безвыходных ситуациях, в пылу боя, огненные тараны совершали летчики многих стран. Но никто, кроме японцев, не делал ставку на самоубийственные атаки.

Бывший премьер-министр Японии адмирал Судзкуки Кантаросам, не раз смотревший смерти в глаза, так оценивал камикадзе и их тактику: «Дух и подвиги пилотов-камикадзе, безусловно, вызывают глубокое восхищение. Но эта тактика, рассматриваемая с точки зрения стратегии, является пораженческой. Ответственный командир никогда не прибегнет к таким чрезвычайным мерам. Атаки камикадзе — яркое свидетельство нашего страха перед неизбежным поражением, когда не было никаких других возможностей изменить ход войны. Воздушные операции, которые мы начали проводить на Филиппинах, не оставляли возможности уцелеть. После гибели опытных летчиков в самоубийственные атаки приходилось бросать менее опытных и в конце концов тех, кто вообще не имел никакой подготовки».

Америка? Нет больше вашей Америки..

Японские военные обычаи способствовали той неизвестности, в которой прибывали японские истребители-асы. Причем не только для своих противников, но и своего же собственного народа, который они защищали. Для японской военной касты того времени идея обнародовать военные победы была просто немыслима, также немыслимым было и какое-либо признание асов истребительной авиации вообще. Только в марте 1945 года, когда окончательный разгром Японии стал неминуем, военная пропаганда позволила упомянуть в официальном сообщении имена двух летчиков-истребителей - Шиоки Сугита и Сабуро Сакаи. Японские военные традиции признавали лишь мертвых героев, По этой причине в японской авиации не было принято отмечать на самолетах воздушные победы, хотя исключения и имели место. Несокрушимая кастовая система в армии заставила также выдающихся летчиков-асов провоевать почти всю войну в чине сержантов. Когда после 60 воздушных побед и одиннадцати лет службы боевым летчиком Сабуро Сакаи стал офицером Японского Императорского Флота, он установил рекорд быстрого продвижения по службе.

Японцы опробовали свои боевые крылья в небе над Китаем еще задолго до начала второй мировой войны. Хотя они редко сталкивались там с каким-либо серьезным сопротивлением, но тем не менее получили бесценный опыт в реальной боевой стрельбе по воздушным целям, а самоуверенность, возникшая в результате превосходства японской авиации, стала исключительно важной частью боевой подготовки.
Пилоты, которые сметали все над Перл-Харбором, сеяли смерть над Филиппинами и Дальним Востоком, были выдающимися боевыми летчиками. Они отличались как в искусстве высшего пилотажа, так и в воздушной стрельбе, что принесло им немало побед. Особенно пилоты морской авиации проходили такую суровую и строгую школу, как нигде в мире. Например, для развития зрения использовалась конструкция в виде коробки с направленными в небо телескопическими окнами. Внутри такого бокса проводили долгие часы начинающие летчики, всматриваясь в небо. Их зрение становилось столь острым, что они могли днем увидеть звезды.
Тактика, которую использовали американцы в первые дни войны, играла на руку японским летчикам, сидевшим за штурвалами своих "Зеро". В это время истребителю "Зеро" не было равных в тесных воздушных "собачьих свалках", 20-мм пушки, маневренность и малый вес самолета "Зеро" стали малоприятным сюрпризом для всех пилотов союзной авиации, которым довелось с ними встретиться в воздушных боях начала войны. До 1942 года в руках хорошо подготовленных японских летчиков, "Зеро" находился в зените своей славы, сражаясь с "Уайлдкетами", "Аэрокобрами" и "Томагавками".
Американские пилоты палубной авиации смогли перейти к более решительным действиям, только получив на вооружение лучшие по своим летным данным истребители F-6F "Хеллкет", а с появлением F-4U "Корсар", Р-38 "Лайтнинг", Р-47 "Тандерболт" и Р-51 "Мустанг" воздушная мощь Японии понемногу начала сходить на нет.
Лучшим из всех японских летчиков-истребителей, по числу одержанных побед, был Хироси Нишизава, который всю войну сражался на истребителе "Зеро". Японские пилоты называли Нишизаву между собой "Дьяволом", поскольку ни одно другое прозвище не могло так хорошо передать манеру его полетов и уничтожения противника. При росте 173 см, очень высокий для японца, с мертвенно-бледным лицом, он был замкнутым, надменным и скрытным человеком, который демонстративно избегал общества своих товарищей.
В воздухе Нишизава заставлял свой "Зеро" проделывать такое, что не мог повторить ни один японский летчик. Казалось, часть его силы воли вырывалась наружу и соединялась с самолетом. В его руках пределы конструкции машины не значили ровным счетом ничего. Он мог удивить и привести в восторг даже закаленных пилотов "Зеро" энергией своего полета.
Один из избранных японских асов, летавших в составе Авиакрыла Лае в Новой Гвинее в 1942 году, Нишизава был подвержен приступам тропической лихорадки и часто болел дизентерией. Но когда он вскакивал в кабину своего самолета, то сбрасывал одним махом все свои хвори и немощи как плащ, сразу обретая свое легендарное зрение и искусство полета взамен почти постоянного болезненного состояния.
Нишизаве было засчитано 103 воздушные победы, по другим данным 84, но даже и вторая цифра, возможно, вызовет удивление у всякого, кто привык к гораздо меньшим результатам американских и английских асов. Однако Нишизава взлетал с твердым намерением победить в войне, и был таким пилотом и стрелком, что сбивал противника почти каждый раз, когда вступал в бой. Никто из тех, кто воевал вместе с ним, не сомневался в том, что Нишизава сбил больше сотни самолетов врага. Он был также единственным пилотом второй мировой войны, сбившим более 90 американских самолетов.
16 октября 1944 года Нишизава пилотировал невооруженный двухмоторный транспортный самолет, имея на борту пилотов, которые направлялись для получения новых самолетов на базу Кларк филд на Филиппинах. Тяжелая неуклюжая машина была перехвачена "Хеллкетами" флота США, и даже непобедимое искусство и опыт Нишизавы оказались бесполезными. После нескольких заходов истребителей транспортный самолет, объятый пламенем, рухнул вниз, унося с собой жизнь "Дьявола" и других пилотов. Надо отметить, что презирая смерть, японские пилоты брали с собой в полет не парашют, а только пистолет или самурайский меч. Только когда потери пилотов стали катастрофическими, командование обязало летчиков брать с собой парашюты.

Звание второго японского аса носит пилот Первого класса морской авиации Шиоки Сугита, на счету которого 80 воздушных побед. Сугита воевал на протяжении всей войны до ее последних месяцев, когда американские истребители стали летать уже над островами самой Японии. В это время он летал на самолете "Синден", который в руках опытного пилота не уступал любому истребителю союзников, 17 апреля 1945 года Сугита был атакован во время взлета с авиабазы в Каноя, и его вспыхнувший "Синден" молнией врезался в землю, став погребальным костром второго аса Японии.
Когда в связи с воздушными боями вспоминают о человеческой храбрости и выносливости, нельзя обойти молчанием карьеру лейтенанта Сабуро Сакаи - лучшего из переживших войну японских асов, имевшем на своем счету 64 сбитых самолета. Сакаи начал воевать еще в Китае и закончил войну после капитуляции Японии. Одной из его первых побед во 2-й мировой войне было уничтожение В-17 воздушного героя США - Колина Келли.
История его военной жизни ярко описана в автобиографической книге "Самурай", которую Сакаи написал в содружестве с журналистом Фредом Сайдо и американским историком Мартином Кейдином. Авиационный мир знает имена безногого аса Бейдера, русского летчика Маресьева, потерявшего ступни, нельзя забыть и Сакаи. Мужественный японец летал на заключительном этапе войны, имея только один глаз! Аналогичные примеры найти очень трудно, поскольку зрение является жизненно важным элементом для летчика-истребителя.
После одной жестокой схватки с американскими самолетами над Гуадалканалом, Сакаи возвращался в Рабул почти ослепшим, частично парализованным, на поврежденном самолете. Этот перелет является одним из выдающихся примеров борьбы за жизнь. Пилот оправился от ран и несмотря на потерю правого глаза, вернулся в строй, вновь вступая в жестокие схватки с противником.
С трудом можно поверить, что этот одноглазый летчик, в самый канун капитуляции Японии, ночью поднял в воздух свой "Зеро" и сбил бомбардировщик В-29 "Суперфортресс". В своих воспоминаниях он впоследствии признал, что выжил в войне только благодаря плохой воздушной стрельбе многих американских пилотов, которые часто просто не попадали в него.
Другой японский летчик-истребитель - лейтенант Наоши Канно прославился благодаря своим умением перехватывать бомбардировщики В-17, которые своими размерами, прочностью конструкции и мощью оборонительного огня наводили страх на многих японских пилотов. Личный счет Канно из 52 побед включал в себя 12 "Летающих Крепостей". Тактика, использованная им против В-17, заключалась в атаке с передней полусферы на пикировании с последующей бочкой и была впервые опробована в самом начале войны в южной части Тихого океана.
Погиб Канно в ходе финальной части обороны японских островов. В то же время немцы приписывают майору Юлиусу Мейнбергу (53 победы), служившему в эскадрильях JG-53 и JG-2, изобретение и первое применение лобовой атаки бомбардировщиков типа В-17.

Японские летчики-истребители могут похвастаться по крайней мере одним исключением из "японского характера" в своих рядах. Лейтенант Тамея Акаматсу, служивший в японском Императорском флоте, был весьма своеобразной личностью. Он был чем-то вроде "белой вороны" для всего флота и источником постоянного раздражения и беспокойства для командования. Для своих товарищей по оружию он был летающей загадкой, а для девушек Японии обожаемым героем. Отличаясь бурным нравом, он стал нарушителем всех правил и традиций и тем не менее сумел одержать громадное количество воздушных побед. Вполне обычным для его товарищей по эскадрилье было видеть Акаматсу, который шатаясь брел через площадку перед ангарами к своему истребителю, размахивая бутылкой саке. Будучи равнодушным к правилам и традициям, что кажется невероятным для японской армии, он отказывался присутствовать на инструктажах для пилотов. Сообщения о готовившихся вылетах ему передавали со специальным посыльным или по телефону, чтобы он мог валяться в облюбованном им публичном доме до самого последнего момента. За несколько минут до взлета он мог появиться на древнем побитом автомобиле, несясь по аэродрому и ревя как демон.
Много раз его разжаловали. После десяти лет службы он все еще оставался лейтенантом. Его необузданные привычки на земле удваивались в воздухе и дополнялись каким-то особым ловким пилотированием и выдающимся тактическим мастерством. Эти его характерные черты в воздушном бою были настолько ценными, что командование позволяло Акаматсу идти на явные нарушения дисциплины.
А он блестяще демонстрировал свое летное мастерство, пилотируя тяжелый и трудный в управлении истребитель "Райден", разработанный для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками. Имея максимальную скорость около 580 км/ час он практически не был приспособлен для высшего пилотажа. Почти любой истребитель превосходил его в маневре, и вступать в воздушный бой на этой машине было сложнее, чем на любом другом самолете. Но, несмотря на все эти недостатки, Акаматсу на своем "Райдене" не раз нападал на грозные "Мустанги" и "Хеллкеты", и, как точно известно, сбил не менее десятка этих истребителей в воздушных боях. Его развязанность, чванство и ухарство на земле не могли позволить ему здраво и объективно признать превосходство американских самолетов. Возможно, что только таким образом ему удалось уцелеть в воздушных боях, не говоря уже о его многократных победах.
Акаматсу является одним из немногих лучших японских летчиков-истребителей, которым удалось уцелеть во время войны, имея на своем счету 50 воздушных побед. После окончания боевых действий он занялся ресторанным бизнесом в городе Нагоя.
Отважный и агрессивный летчик унтер-офицер Кинсуке Муто сбил не менее четырех огромных бомбардировщиков В-29. Когда эти самолеты впервые появились в воздухе, японцы с трудом оправились от шока, вызванного мощью и боевыми качествами. После того как В-29 с его громадной скоростью и убийственной силой огня оборонительного вооружения принесли войну на острова самой Японии, он стал моральной и технической победой Америки, которой японцы так и не смогли реально противостоять до самого конца войны. Только немногие пилоты могли похвастаться сбитыми В-29, Муто же имел на своем счету несколько таких самолетов.
В феврале 1945 года бесстрашный пилот в одиночку поднялся в воздух на своем стареньком истребителе "Зеро", чтобы сразиться с 12 самолетами F-4U "Корсар", атакующими с бреющего полета цели в Токио. Американцы с трудом поверили своим глазам, когда, летая как демон смерти, Муто короткими очередями поджег один за другим два "Корсара", деморализовав и расстроив порядок оставшихся десяти. Американцы все же смогли взять себя в руки и начали атаковать одинокий "Зеро". Но блестящее искусство высшего пилотажа и агрессивная тактика позволили Муто остаться на высоте положения и избежать повреждений, пока он не расстрелял весь боезапас. К этому времени еще два "Корсара" рухнуло вниз, а уцелевшие пилоты поняли, что они имеют дело с одним из лучших летчиков Японии. Архивы свидетельствуют, что эти четыре "Корсара" были единственными американскими самолетами, сбитыми в тот день над Токио.
К 1945 году "Зеро" был уже в сущности оставлен далеко позади всеми истребителями союзников, атаковавшими Японию. В июне 1945 года Муто все еще продолжал летать на "Зеро", оставаясь верным ему до самого конца войны. Сбит он был во время атаки на "Либерейтор", за пару недель до окончания войны.
Японские правила подтверждения побед были похожими на правила союзников, но применялись очень свободно. В результате этого многие личные счета японских летчиков могут оказаться под вопросом. Из-за стремления свести вес к минимуму они не устанавливали на свои самолеты фотопулеметы, и не располагали поэтому фотосвидетельствами для подтверждения своих побед. Однако вероятность преувеличения и приписывания себе ложных побед была довольно мала. Поскольку каких-либо наград, отличий, благодарностей или продвижения по службе, а также известности это не сулило, то мотивов для "дутых" данных о сбитых самолетах противника не было.
У японцев было множество пилотов с двадцатью и менее победами на счету, немало с числом побед от 20 до 30, и небольшое число стоявших рядом с Нишизавой и Сугитой.
Японские пилоты, при всех их доблестях и блестящих успехах, сбивались летчиками американской авиации, которая постепенно обретала свою мощь. Американские пилоты были вооружены лучшей техникой, имели лучшую согласованность действий, превосходные коммуникации и отличную боевую подготовку.

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой. Законсервированные в стальную капсулу - управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море. О них и пойдет речь в сегодняшнем материале.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.

Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).

Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.

Уместно вспомнить и Кодекс бусидо, который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.

Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.

Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.
История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.

В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.

Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.

Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась тотальным поражениям японцев, и кайтены стали очередным кровавым достоянием истории.