Александринский театр: история, фото, отзывы. Александринская площадь и театральная улица Александринский театр история

В культурной столице России находится один из старейших театров нашей страны (из числа сохранившихся до настоящего времени), основанный в 50-е годы XVIII столетия императрицей Елизаветой Петровной , - это Александринский театр, также известный как Пушкинский.

Труппа этого знаменитого драматического театра побывала с гастролями во всех уголках мира, причем везде ее постановки пользовались неизменным успехом.

Здание театра спроектировано Карлом Росси. Оно выстроено в соответствии с канонами ампира. В XXI веке был построен второй корпус театра - Новая сцена. Он является уникальным многофункциональным центром, не имеющим аналогов в мире.

Здание театра

Достаточно долгое время театральная труппа не имела собственного помещения, пользуясь зданиями других театров. Лишь спустя семьдесят шесть лет после основания труппы она наконец получила собственное здание.

Театр был выстроен в начале 30-х годов XIX столетия . Та территория, на которой он был возведен, ранее принадлежала роду Аничковых и была занята огромным садом. Если говорить точнее, владельцем территории в XVIII столетии был тот самый полковник, под руководством которого строился знаменитый Аничков мост . Позже земля была у него выкуплена казной, началось строительство театра.

Сначала здание было деревянным и предназначалось вовсе не для «бездомной» труппы российских актеров, а для итальянской оперы . Позже небольшое деревянное строение перестало соответствовать потребностям города, решено было возвести новое здание, на этот раз из камня. Осуществлению этого плана помещал военный конфликт с Турцией, затем разразилась война с Францией... Строительство театра было отложено на неопределенное время.

В начале XIX столетия Карлом Росси было создано несколько проектов нового здания. Над этими проектами он работал около десяти лет. В конце 20-х годов строительные работы наконец начались. Примерно через четыре года новое великолепное здание театра было достроено. В настоящее время оно является одной из главных архитектурных достопримечательностей города.

Особую величественность основному фасаду здания придает глубокая лоджия с множеством колонн . Главное украшение боковых фасадов - это также колонны (по восемь с каждой стороны). К зданию ведет улица, составляющая с ним единый ансамбль. Таков был замысел архитектора, спроектировавшего не только театр, но и эту улицу, соединившего их в единую композицию. Достаточно короткую улицу замыкает здание театра, а точнее, его задний фасад, который является практически плоским, но зато отличается богатством декора.

Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах, украшающих стены театра. Они были созданы Василием Демут-Малиновским . Это античная колесница, древнегреческие музы, театральные маски, лавровые венки... Вместе с колоннами, аттиком и другими элементами здания эти скульптуры являются как бы частями архитектурной симфонии, созданной в XIX столетии двумя авторами - прославленным архитектором и знаменитым скульптором.

Говоря о здании театра, необходимо сказать несколько слов и об оригинальной конструкции его свода. В XIX столетии эта конструкция была новаторством. Архитектору пришлось отстаивать это необычное инженерное решение, защищать его от нападок многих современников. Он был твердо уверен в надежности предлагаемой им конструкции (и, как показало время, уверенность эта была вполне обоснованной). Архитектор даже предлагал немедленно повесить его прямо в театре - в том случае, если предложенное им инженерное решение станет причиной какого-либо несчастья.

Интерьеры здания

Интерьеры театра также достойны отдельного описания. Зал является пятиярусным . Он создавался по наиболее прогрессивной для XIX столетия системе. Акустика зала выше всяких похвал. Нарядные интерьеры театра в настоящее время являются практически такими же, какими были в XIX веке.

Впрочем, нужно отметить, что первоначально в зале была использована обивка голубого цвета, но в конце 40-х годов XIX столетия ее заменила пунцовая . Причина такой перемены была самая банальная: в то время в театре использовались масляные лампы, которые сильно коптили, так что первоначальная обивка достаточно серьезно пострадала. Копоть испортила также стенную живопись, так что пришлось ее обновлять. То же самое произошло и с плафонной живописью. Говоря об изменениях, произошедших в то время в театральных интерьерах, нужно также упомянуть и о сцене: по ряду причин она была сильно переделана.

Во время посещения театра обратите внимание на роскошную резьбу , которая украшает ложи: ее рисунки были сделаны автором проекта здания. Орнамент, которым декорированы барьеры ярусов, был создан позже - во второй половине XIX столетия.

Театр в XIX-ХХ веках

Свое название театр получил в честь Александры Федоровны, супруги Николая I . В течение всего XIX столетия этот театр был одним из главных очагов культуры не только северной российской столицы, но и всей страны. Сначала труппа ориентировалась на традиции европейских постановок, но постепенно, год за годом, стал складываться свой оригинальный стиль, собственная школа.

Самыми популярными жанрами в первой половине XIX века являлись комедийные постановки, также зрители охотно раскупали билеты на водевили. Возможно, причина была в том, что позади осталась тяжелая война с Наполеоном, после ужасов которой людям хотелось положительных эмоций, легкости и веселья. Кстати, именно тогда на сцене театра были поставлены ранние комедии Александра Грибоедова .

Поскольку зрители предпочитали водевили , петербургским актерам пришлось совершенствовать пластику, уметь сочетать движение и пение. Именно тогда критики стали противопоставлять театральные школы Москвы и Петербурга. Считалось, что в северной столице делается больший упор на внешнее мастерство, чем на подлинный актерский талант. Впрочем, обе школы оценивались весьма высоко.

Театр пользовался особым вниманием российских императоров, особенно в первой половине XIX века.

В той части истории театра, которая охватывает XX столетие, можно выделить несколько основных периодов и ключевых событий.

Сразу после революции 1917 года деятельность театра была прекращена : это было сделано в качестве протеста против новой власти. Впрочем, этот «саботаж», продолжавшийся около четырех или пяти месяцев, не имел каких-либо масштабных последствий. Через некоторое время представления в театре возобновились.

В 20-е годы XX века театр стали называть «меккой режиссеров». К тому времени Всеволод Мейерхольд уже поставил несколько спектаклей на его сцене. «Дон Жуан» Мольера и «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова произвели на зрителей неизгладимое впечатление.

В начале 30-х годов состоялось торжественное празднование столетия здания театра . Оно стало важным событием культурной жизни не только города, но и всей страны. Впрочем, этот юбилей как бы вычеркивал из истории труппы те семьдесят шесть лет, когда она не имела собственного здания. Это было сделано по идеологическим соображениям, ведь иначе пришлось бы вспомнить о том, что театр был основан русской императрицей, а его труппа изначально являлась придворной.

В конце 30-х годов театру было присвоено имя Александра Пушкина . Кстати, в первые десятилетия XX века театр порой называли «Ак-драмой» (слово «ак» является сокращением от прилагательного «академический»).

В военное время труппа была эвакуирована по Ладожскому озеру (покрытому льдом). Театр продолжил работу в Новосибирске.

В начале 90-х годов знаменитому санкт-петербургскому театру было возвращено его историческое название.

Нынешнее время

Одним из ярких моментов в истории театра в текущем столетии стало предложение Министерства культуры РФ об объединении Александринки с ярославским драматическим театром (Волковским). То, что должно было получиться в результате объединения, планировалось назвать Первым национальным театром России . Но эта инициатива не была реализована, так как общественность оценила объединение театров негативно. Впрочем, проект полностью не отвергнут российскими властями, его воплощение в жизнь лишь приостановлено. Кстати, некоторые деятели искусства оценивают возможное объединение двух театров как правильный шаг, который поможет развитию российской культуры, даст новые возможности режиссерам и актерам.

Театр, расположенный в самом сердце Санкт-Петербурга, театр, где впервые были поставлены «Горе от ума» Грибоедова и «Гроза» Островского, театр, который называли «режиссерской Меккой» — в нем работали режиссеры от Мейерхольда до Товстоногова..

Рождение первого русского публичного театра

Указ о создании «Русского для представлений трагедий и комедий театра» был подписан императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года. Первый публичный театр в России, он заслужил право называться отцом русского театра. При «рождении» труппу возглавил Федор Волков, а директором театра стал сам Александр Сумароков! Уже тогда стало ясно, что театр станет знаменитым и соберет на своей сцене целую плеяду звезд театрального мира.

Александринский театр называли «режиссерской Меккой"

От павильона до дворца

В середине XVIII века в Аничковом саду располагался Оперный дом, предназначенный для маскарадов и спектаклей. Первое здание театра на площади Островского появилось в 1801 году. На месте деревянного павильона архитектор Винченцо Бренна возвел театр, в котором давала представления итальянская труппа антрепренера Казасси. После печально известного пожара в Большом театре в 1811 году зодчий де Томон выдвинул предложение перестроить здание, но этому помешала война с Наполеоном.


Первым директором Александринки был Александр Сумароков

Театр Казасси

Однако театру было просто необходимо большое помещение. Над созданием проекта прославленный архитектор Карл Росси трудился 11 лет. Окончательный вариант утвердили лишь в 1828 году, на следующий же день создали комиссию «для построения каменного театра и позади оного двух корпусов» и сразу приступили к постройке. В 1832 на месте старого «Малого» открылся новый театр, прекрасный образец стиля ампир, царившего в те времена в архитектуре. Именно тогда театр получил название Александринского в честь супруги Николая I Александры Федоровны.


Александринский театр назван в честь супруги Николая I




Александринский театр, 1830-е годы

Под сенью муз

Особенностью здания являются металлические перекрытия, на которых настоял лично Росси. У императора Николая I возникали сомнения по поводу прочности таких конструкций, но архитектору удалось доказать свою правоту. Фасад театра украшен многоколонной лоджией, боковые фасады — восьмиколонными портиками. В нишах установлены гипсовые скульптуры муз Талии (покровительница комедии), Мельпомены (покровительница трагедии), Клио (покровительница истории) и Терпсихоры (покровительница танца). Где музы — там и Аполлон, без него не обошлось и в этот раз. Венчает фасад здания квадрига бога Аполлона (работы Василия Демута-Малиновского), что роднит Александринский с Большим театром в Москве.



Александринский театр сейчас

Блеск и роскошь

Внутреннее убранство театра отличается от того, что планировал Росси — архитектор мечтал о большем количестве украшений. Тем не менее зал и так выглядел пышно: резьба, позолота, роспись, цветная обивка кресел (изначально голубого цвета, но из-за масляных ламп зал закоптился, и обивку пришлось сменить на пунцовую). Места для зрителей располагались по современной тогда системе лож в множество ярусов с амфитеатром и просторным партером. Всего театр мог вместить почти 1700 человек!


По задумке России в Александринке должно быль еще больше украшений


Зал Александринского театра

Учебник русской театральной жизни

По истории Александринского театра можно писать учебник русской театральной жизни. В этом театре состоялись премьеры почти всех знаменитых драматургических произведений русских классиков. Это и «Горе от ума», и «Ревизор», и «Гроза» (всего было поставлено 49 пьес Островского на сцене Александринского), и даже печально известная первая постановка «Чайки» Чехова. В начале XIX века на сцене с успехом шли ранние комедии Грибоедова «Молодые супруги» и «Притворная неверность».


В Александринке состоялись премьеры почти всех русских классиков


Акцент во время спектаклей ставился на пластику актеров, их внешнюю технику, сочетание пения и движения. Именно это и привело к различию петербургской и московской театральных школ. На сцене театра выступали знаменитые актеры: Давыдов, Варламов, Дальский, Стрепетова, затем сама Комиссаржевская! Работали они под руководством самых талантливых режиссеров своего времени, например, Всеволода Мейерхольда, Игоря Терентьева, Николая Акимова, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова. С театром сотрудничали также выдающиеся художники Бенуа, Коровин, Головин, Альтман и композиторы Глазунов, Шостакович, Щедрин.

Что в имени тебе моем?

С 1920 года театр получил название «Государственный театр драмы», а затем, в 1937, к столетию со дня гибели Пушкина, театр получил имя солнца русской поэзии. Именно поэтому Александринский театр нередко называют Пушкинским. Официальное же название вернулось лишь в 1990-е. Во время Великой Отечественной войны театр работал в Новосибирске, в Ленинград вернулся лишь в 1944.




Труппа Александринского театра в Петрозаводске

В 2006 году в дни празднования 250-летия состоялось торжественное открытие реконструированного Александринского театра. А с 2010 по 2013 велись работы по созданию второй сцены театра, которая была открыла спектаклем-лабораторией по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского. Сегодня театром руководит режиссер Валерий Фокин.

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, входящее в архитектурный ансамбль площади Островского. Оно было построено по проекту К. И. Росси в 1828-1832 годах. Здесь размещается один из старейших в стране театров — Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина.

На месте нынешнего Александринского театра изначально находился обширный сад Аничкова дворца, на территории которого располагался, в том числе, и деревянный театральный павильон — в нем выступала итальянская оперная группа. В 1801 году павильон перестроили, создав на его основе Малый театр. Со временем, растущие культурные потребности Санкт-Петербурга потребовали возведения нового, более обширного и удобного каменного театрального здания. Поэтому в 1818 году территорию, отрезанную от парка Аничкова дворца, передали в ведение театральной дирекции.

Александринский театр получил название в честь жены императора Николая I — Александры, которая покровительствовала этому виду искусства. Проектирование здания театра было напрямую увязано с планировкой архитектурного ансамбля современной площади Островского (после открытия театра она также стала называться Александринской). К. И. Росси сделал театр главным элементом всей площади. Массивное здание в стиле классического ампира главным фасадом было обращено на Невский проспект, а задней стороной — на улицу Зодчего Росси.

Спереди Александринский театр был украшен многоколонной лоджией коринфского ордера, боковые фасады — декорированы в виде восьмиколонных портиков. Весь периметр верхней части здания занимает скульптурный фриз с античными театральными масками и лавровыми гирляндами. По торцам театра в специальных нишах установлены статуи муз — Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, а аттик главного фасада венчает знаменитая квадрига Аполлона (повозка, запряженная четверкой лошадей) — работа С. С. Пименова.

Внутренняя отделка театрального здания также поражает своим великолепием. Зрительный зал был выполнен по современной многоярусной системе с ложами, амфитеатром и партером. Вместительность зала была рассчитана на 1700 человек. Интерьеры были отделаны бархатом, золоченной резьбой и настенной живописью.

Интересную конструкцию представляла кровля Александринского театра — новаторская идея использования металлических арочных ферм с чугунными упорами была впервые применена в строительном деле. Причем, автором такого устройства крыши был сам К. И. Росси. Другим технологическим новшеством строения стало устройство в театре парового отопления.

В знак признательности архитектору за создание такого шедевра, после открытия театра К. И. Росси получил в пожизненное пользование ложу в Александринском театре, билеты в которую он потом часто продавал денежным горожанам.

Здание Александринского театра включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Осмотр здания будет интересен любителям театра, желающим посетить спектакль , всем остальным туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

История Александринского театра

В 1801 году в садах полковника Аничкина был сооружен деревянный театр для выступлений итальянской оперной труппы. Из-за растущей популярности этого вида искусства здание вскоре перестало удовлетворять требования публики, потому было принято решение о строительстве нового. Реализации идеи помещало несколько военных конфликтов, в том числе, война с Наполеоном. В 1818 году сады были значительно сужены, в результате чего образовалась обширная площадь, отданная под строительство нового театра.

Известный архитектор Карл Иванович Росси одиннадцать лет разрабатывал проект застройки образовавшейся площади. В апреле 1828 года был наконец утвержден окончательный вариант, в который входил и новый каменный театр. Процесс значительно затянулся из-за амбициозных планов архитектора.

Новаторский подход, который он планировал применить в строительстве здания, был с недоверием встречен чиновниками. Росси использовал систему металлических перекрытий, разработанную совместно с инженером Кларком, в которую входили оригинальные стальные конструкции кровли, перекрытий и балконов. В одном из документов сохранились слова архитектора о том, что он согласен быть повешенным на стропилах, если его оригинальное решение станет причиной несчастья. В итоге ему удалось отстоять свою инновацию и спустя четыре года после начала строительства, был построен новый театр, поражавший своими размерами и великолепием.


Архитектура и убранство Александринского театра

Главный фасад здания со стороны Невского проспекта выходит на Площадь Островского. Оригинальное решение для Санкт-Петербурга - лоджия с шесть массивными коринфскими колоннами - заменяет традиционный портик в древнегреческом стиле. Стена нижнего этажа, украшенная рустом, служит визуальной опорой для колоннады, за которой расположена ритмическая линия арочных окон. По обе стороны от лоджии выполнены неглубокие ниши со статуями Мельпомены и Терпсихоры. Завершает композицию скульптурный фриз, опоясывающий здание. Над украшенным скульптурными изображениями аттиком главного фасада установлен один из символов Петербурга - квадрига Аполлона.

Несмотря на солидный возраст, сегодня сохранилась значительная часть внутренней отделки. После замены в 1849 году закоптившейся голубой оббивки и обновления росписи плафонов, практически не менялись. Неизменной осталась резьба царской и ближних к сценам лож и установленные позже позолоченные панели на барьерах ярусов.

12 сентября Александринский театр отмечает 180-летие своих стен. В 1832 году труппа въехала в одно из самых красивых зданий в центре Петербурга. РИА Новости публикует историческую справку о доме №6 на площади Островского.

Александринский театр

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина - Александринский театр - является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года. Именно этот театр является прародителем всех российских театров, а дата его основания - Днем рождения Русского профессионального театра.

Подготовка к строительству

Территория, где позже был построен известный ныне Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову, строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренер Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу. Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.
Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

12 сентября 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского.

Дом №6

Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны). С тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.

Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью площади Островского. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведет спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона.

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — все это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.

Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золоченой резьбой: резьба центральной ("Царской") ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги).

Конструкция

К.И.Росси, отстаивал свою конструкцию перед официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов: "…в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра".

История

Стены Александринского театра хранят помять о великих деятелях Российского государства, политиках, военачальниках, деятелях культуры. Здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, А.М. Горчаков, С.Ю. Витте, В.А. Столыпин, К.Г. Маннергейм, многие коронованные особы европейских государств.

Именно в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от "Горя от ума" А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова.

Спектакли Александринки вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Реконструкция

Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России. Утром митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил сцену и зрительный зал театра, благословив собравшихся актеров, режиссеров и работников театра. Днем в Мраморном дворце состоялось открытие выставки "Театр прославленных мастеров", приуроченной к 250-летию русского театра. Открытие обновленной Александринской сцены было кульминацией юбилейных торжеств.

С начала 21 века ведется строительство второй сцены театра. Сроки открытия несколько раз переносились. Сейчас администрация обещает, что работы будут завершены к 2013 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.