Милосердие, сострадание — аргументы ЕГЭ. Пробирающие до глубины души кадры человеческого сострадания, сделанные во время военных действий Война и мир помощь наташи солдатам

Тема: Анализ эпизода « Сцена отъезда Ростовых из Москвы»

(по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого)

Анализ эпизода – путь воспитания читателя, способного к сотворчеству…

Цель урока : углубление знаний образа Наташи Ростовой, формирование её духовного развития, характера через отношения людей.

Обучающая:

    Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

    Р азвивать творческие способности учеников, монологическую речь.

    Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

    Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

    Раскрыть сущность нравственности человека в понимании Л.Н. Толстого.

    Воспитывать стремление к духовности.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, создание проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (групповая и индивидуальная работа учащихся).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи Ростовой», иллюстрации А.В.Николаева.

План анализа эпизода:

1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

2.Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторского рассуждения)

Какие события происходят в эпизоде?

Какие стороны характера героев раскрываются?

Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель?

С какой целью?

3.Тема и проблема эпизода произведения, которые получили здесь свое развитие.

4.Значение эпизода для раскрытия идеи произведения.

I . Выступление 1 группы.

У Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя – философа, трудно, найти произведение, где эпизод был бы статичен.

Динамичность - одна из существенных черт толстовского реализма и в именно в изображаемом предмете и проявляется принцип художественного метода. Огромное место занимает в романе важнейшие исторические события. На широком историческом фоне с большой глубиной Толстой раскрывает на протяжении романа, в цепочке эпизодов характеры героев романа, рисуя их внутренний мир в развитии, со всеми их сомнениями, ошибками, раскаяниями, исканиями, противоречиями. Повествование является основным принципом композиции романа, этим и достигается динамичность в раскрытии образов в эпизодах.

Действие героини Наташи Ростовой, ее речь, активные проявления характера являются решающей стороной художественного изображения. Писатель вводит читателя в круговорот событий с первых страниц романа, с первых эпизодов.

Совместная работа с учащимися: эпизод охоты, святок.

Какой предстает Наташа в этих эпизодах?

Какие черты характера вы отметили в Наташе? (обсуждение, запись)

II . 1. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 3, глава13). Чтение отдельных фрагментов, обсуждение. Работает вторая группа.

Как ведет себя Наташа в тот период, когда Наполеон вторгся в Россию?

Выводы (запись в тетрадь).

Наташа сходит со сцены, как и многие другие герои. На первый план выдвигается главный герой эпопеи – народ. Л.Н.Толстой подготавливает героиню к решению главного вопроса: «Что мне делать, как употребить свою волю!»

2. Совместный анализ эпизода (том 3, часть 1, глава 16). Работает третья группа.

Чтение и обсуждение

В маленьком, будничном эпизоде (том 3, часть 1, глава 16) Л.Н.Толстой раскрывает в Наташе высокие душевные качества – человечность, сострадание, великодушие. Перед ней открывается вся панорама народного бедствия и именно это оказалось той силой, возвратившей ее к жизни.

«В «Войне и мире» не среда, не отношения между людьми раскрываются через характеры, а характеры раскрываются через отношения людей»,- и это мы видим, наблюдаем в раскрытии образа Наташи.

Внимание всех героев в данном эпизоде направлено на то, чтобы спасти свой скарб. Это Берг «…он счел нужным отпроситься из армии в Москву для решения домашних дел…» и « присмотревший для своей Веруши шифоньерочку и туалет с аглицким секретом». Графиня – мать устраивает сцену Илье Андреевичу, согласившемуся уступить подводы раненым.

Толстой всегда стремиться показать важнейшие этапы жизни героя, раскрыть процесс становления человеческой личности через взлеты и падения, но наступает момент, главный и решающий, который определяет дальнейшее направление жизни. Поэтому у Толстого развитие образа имеет свою кульминацию.

В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать. Эмоциональное состояние героини передается автором детально: она «закричала», «горло ее задрожало от судорожных рыданий», «боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице», «как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери». Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: «Это нельзя…это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе…Маменька! Этого не может быть!»

Почему же молчит граф? Почему не поворачивая лица, слушает слова Наташи.

Почему « не поворачивая лица», «почему молчит»?

Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит:

Яйца…Яйца курицу учат…

Троеточие… И пауза…

Как вы думаете, для чего нужна пауза? Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…, как и троеточие…

Наверное, это необходимый художественный прием, чтобы понять, осмыслить графу (« сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.

Что является кульминацией в данном эпизоде

Да, так как развитие кульминации образа у Толстого есть развитие и кульминации внутренней душевной жизни героини.

Выводы, запись в тетрадь)

III . Работает четвертая группа. Финальная сцена.

«Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше», и раненые» с бледными радостными лицами» окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.

Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация. Завершает формирование ее душевного мира встреча с Андреем Болконским и она готова была «отдать себя всю», чтобы помочь ему. «Ни одной мысли о себе, о своих отношениях к нему, не было в душе Наташи» (т.4, ч.1, гл. 14). Личное отодвигается на второй план, внутренний осознанный порыв Наташи – помочь облегчить страдания Андрея, матери, защитников Родины.

Выводы, запись в тетрадь.

IV . Какова роль эпизода в «романе «Война и мир»?

Как показан Л.Н.Толстым образ Наташи Ростовой в данном эпизоде?

Чем может помочь вам этот урок на ЕГЭ по русскому языку и литературе?

V . Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого», « Духовное становление Наташи Ростовой». .

1. htt||warland.org|school|s cat=13794$rade=0

2. Издательства Московского университета, 1959г., А.А.Сабуров., стр 197.

3.Роман «Война и мир».

4 . Материалы статьи Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»

Ветеран Великой Отечественной войны Анна Николаевна Лебедева недавно отметила свое 95-летие. Накануне она рассказала корреспонденту «Перспективы», как помогала раненым солдатам, как встретила Победу в Будапеште и пронесла любовь через всю войну…

К истокам

Седина давно посеребрила ее волосы, морщины усеяли лицо. А память оказалась времени неподвластна. Собеседница помнит всё в мельчайших подробностях, не путается в датах, именах. Цитирует Симонова, вспоминает «Горячий снег» Юрия Бондарева, пересказывает любимые военные фильмы…

Большую часть своей жизни Анна Лебедева живет в городе над Неманом. За многие годы к Гродно прикипела всей душой, однако и сегодня с неподдельной теплотой вспоминает свою малую родину. Туда, в слободу Даниловка, что в Сталинградской области (ныне – рабочий поселок Даниловка, Волгоградская область), частенько, бывает, возвращается в своих мыслях. Там прошли ее детство и юность, в родительском доме всегда было тепло и уютно, вкусно пахло хлебом и молоком. Там же Анна окончила школу, вступила в комсомол. С юных лет мечтала стать историком, поэтому, получив аттестат, стала студенткой исторического факультета Сталинградского педагогического института. Но не проучилась и два курса, как грянули большие перемены. В 1940 году обучение в институте стало платным, студенты остались без стипендий, а иногородние еще и без общежития. Анне пришлось уехать домой. Она перевелась на заочное и устроилась в свою родную школу. Ей доверили вести древнюю историю в двух 5-х классах, к тому же уроки молодой учитель совмещала с работой в школьной библиотеке.

Испытание огнем

Война застала Анну Лебедеву восемнадцатилетней девчонкой.

– Как только по радио объявили, что началась война, услышали «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой!..», спохватились все, – вспоминает, качая головой, собеседница.

Позже ее вместе с другими девчатами отправили на шестимесячные курсы по подготовке хирургических медсестер. А уже в апреле 1942 года вызвали в военкомат, а вскоре отправили на фронт. Остановились неподалеку, в сталинградском пригороде Бехетовка. Двухнедельный карантин, принятие присяги… Так Анна Лебедева стала военнообязанной, попала в зенитно-артиллерийский полк 1080, а точнее в полковую санчасть. Она базировалась на нескольких этажах местной школы №21. Врачи, сестры милосердия и санитары стояли на охране города, помогали нуждающимся, спасали раненых. Летом немецкие самолеты начали долетать до территории Сталинграда, а в августе налеты стали массированными. Особенно Анне Николаевне запомнились 22 и 23 августа 1942 года, когда самолеты вылетали группами по 10-15 раз на день.

– В эти дни к нам беспрерывно привозили раненых, санчасть превратилась в приемный покой, – вспоминает женщина. – Страшно было смотреть: у кого-то оторвало руку, кто-то остался без части ноги… Не дай Бог.

Ей, молоденькой девушке, конечно, было страшно. Но главный врач Николай Прокофьевич Кованский быстро приводил в чувство молодежь, мол, вы – комсомольцы, присягу давали, тогда забудьте про «Ой!» и про «Ай!».

Эти два августовских дня стали поистине боевым крещением для санинструктора Анны Лебедевой.

Ликующий май

В октябре санчасть, в которой служила Анна Лебедева, перебазировали в землянки, потому что оставаться в школьном здании было небезопасно: постоянно рвались снаряды, медики и санитары ходили по коридорам в касках. Землянки, по рассказам Анны Николаевны, были оборудованы добротно, а между собой соединялись специальными ходами. Однажды накануне 23 февраля главврач предложил работникам совершить своеобразный марш-бросок в Сталинград: медицинские инструменты, перевязочный материал, шприцы и многое другое было на исходе.

Картина, которую увидели в Сталинграде, повергла в шок: ни одного оставшегося здания, разрушенные дома, обгоревшие стены… Анна вместе с коллегами из санчасти заходила в здания, обозначенные красным крестом, в поисках необходимых для работы принадлежностей. А где-то рядом слышны были взрывы – то там стрельнет, та там громыхнет…

В Бехетовке полковая санчасть зенитно-артиллерийского полка 1080 простояла до конца 1943 года, потом медиков, в том числе и Анну Лебедеву, отправили в Ростов-на-Дону. В ноябре 44-го был получен приказ направляться в Венгрию. Ехали поездом, дорога была долгой. В Будапешт попали не сразу, сначала остановились в небольшом городке неподалеку. В 1945-м, после того, как советские солдаты освободили город, санчасть расположили на острове Чепель, где она размещалась до самой победы.

Когда Анна Лебедева вспоминает победный май 45-го года, ее настроение сразу поднимается, глаза загораются радостью. Душа ликовала, как и весна в Будапеште, которая наступила там раньше обычного: всё цвело, благоухало. Казалось, даже природа радовалась Великой Победе.

Путь на Родину был долгим, поездом добирались почти целый месяц. Домой Анна привезла награды, в том числе орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги».

Любовь через годы

В сентябре Анна пришла устраиваться на работу в родную школу в Даниловке, но ей предложили должность в райкоме комсомола. Там проработала недолго, ведь судьба наконец подарила ей долгожданную встречу.

Со своим будущим мужем Иваном Лебедевым они познакомились еще до войны. Он, кстати, тоже был из местных, даниловских. Впервые встретились в клубе, где Анна и ее ученики участвовали в концерте, посвященном 8 Марта. Иван тогда только отслужил, вернулся домой. Теплые чувства буквально с первой встречи соединили их сердца. Но тут грянула война, Ивана призвали на фронт в первый же день. Они не теряли связь, писали друг другу теплые письма.

Встретились влюбленные в феврале 1946 года, когда Иван Лебедев приехал домой в отпуск. Он сразу настоял на том, чтобы свадьбу не откладывать – боялся снова потерять любимую.

Свой союз Лебедевы зарегистрировали через месяц и практически сразу уехали в Румынию. Иван там служил, а жена, понятное дело, отправилась за ним. Потом их перебросили в Москву, а в 1956 году семья обосновалась в Гродно. На протяжении десяти лет Герой Советского Союза Иван Данилович Лебедев был военным комиссаром Гродненской области, а Анна Николаевна охраняла семейный очаг, растила детей.

Когда они подросли, устроилась библиотекарем в СШ №10. Работа ей нравилась, с библиотечным делом была знакома, да и литературу очень любила. Любовь к чтению старалась привить школьникам, делала ставку на патриотическое воспитание молодежи. Это получалось, за что Анну Николаевну неоднократно награждали грамотами.

Не сдается

Семейный союз Анны и Ивана Лебедевых был прочным и счастливым, вместе они прожили 68 лет.

– Иван Данилович был очень серьезным человеком, я в некоторой степени тоже упрямая, – вспоминает собеседница. – Но считала так: он старше, значит, и жизнь знает лучше. И он ко мне тоже прислушивался, уступали друг другу. Однажды у меня спросили, тяжело ли быть женой Героя, а я ответила – нет. Гораздо тяжелее быть женой охотника.

Оказывается, Иван Данилович имел такую страсть, а она всякий раз за него переживала. Четыре года назад супруга не стало, но он всегда был для нее настоящим мужчиной, человеком с большой буквы, ее Героем. Таким остается и сейчас в ее сердце. Рядом с ее диваном аккуратно развешены его фотографии.
– Беда, что нет того конспекта, по которому проживаешь жизнь. Всё на пути встречается, – замечает ветеран войны.

Последние годы в силу болезни Анна Николаевна прикована к постели. Зрение тоже подводит, да и слух не тот. К 95-летию председатель Гродненского городского отделения ОО «Союз поляков на Беларуси» Казимир Знайдинский подарил имениннице современный слуховой аппарат. Еще раньше – специальную коляску. Не дают скучать студенты и сотрудники Купаловского вуза, а также активистка женского движения Тереза Белоусова. Ежедневно к Анне Лебедевой приходит соцработник, которая и приготовит, и постирает, и по хозяйству справится, а самое главное, поговорит по душам. Так и жить веселее.

Фото Николая Лапина

Доброе сердце отличает настоящего человека от зверя в человеческом обличье. Доброта - понятие постоянное, она либо есть, либо её никогда и не было, но никогда не поздно посеять ростки добра в своем сердце. В истории военных действии, первым делом всегда сообщаются лишь цифры жертв, поэтому никто уже не может вспомнить того огромного количества человеческого сострадания, которое процветало во времена насилия. Все эти люди сказали насилию нет и выбрали вместо него любовь. Это сильные люди, которые должны служить примером всем нам.

Пехотинец утешает своего товарища. Корейская война, с. 1950 - 1953

Старшина Райан Ли и пес Вальдо лежат в обнимку на полу больницы после удачного спасения. Афганская война, 2011

Этот немецкий солдат с востока знал, что не должен пропускать этого ребенка через Берлинскую стену, но мальчик был отделен от своих родителей. Дозорный поднимает колючую проволоку пропуская его, при этом озираясь в поисках тех, кто может это увидеть

Дик Пауэлл разделяет трапезу с щенком. Корейская война, 1951

Медик перевязывает раненную ногу ребенка, а его младший брат находится рядом с ним. Вторая мировая война, 1944

Христиане защищают мусульман, в то время пока они молятся во время египетской революции. Каир, Египет, 2011

Российский офицер спецназа несет освобожденного ребенка из школы, захваченной террористами. Беслан, 2004

Боснийский солдат ухаживает за ребенком, которого он спас во время эвакуации Горажде, 1995

Украинская женщина дает напиться советскому солдату. Вторая мировая война, 1941

Немецкий солдат наносит повязку раненой советской женщине. Вторая мировая война, 1941

Афганский солдат несет плачущего ребенка от места недавнего взрыва. Афганская война, 2001 - 2014

Немецкий солдат делится своим пайком с русской матерью и ее ребенком. Вторая мировая война, 1941

Египтянин благодарит солдат после того, как они отказались выполнить приказ приказ, согласно которому они должны были стрелять по мирным жителям. Египетская революция, 2011

Журналист Рэймонд Уокер бежит через мост во Франции ​​с ребенком, спасая его от гражданской войны в Испании, 1936

Американские солдаты 4-го бронетанковой дивизии толкают захваченный автомобиль с двумя тяжелоранеными немецкими солдатами. Вторая мировая война, 26 января 1945 г

Женщина защищает раненого демонстранта перегородив дорогу военному бульдозеру. Египет, 2013

Морской пехотинец Фрэнк Прейтор кормит котенка после того, как его мать была убита минометным взрывом. Корейская война, 1953

Санитар ВМС США Ричард Барнетт держит на руках девочку после того, как она была отделена от семьи во время перестрелки. Иракская война, 2003

Французский солдат помогает семье бежавшей от гражданской войны в Испании, 1938

Иорданский солдат согревает руки сирийского ребенка, эвакуированного из страны. Сирийская гражданская война, 2013

Священник, утешающе держит раненого солдата после того, как тот попал под снайперский огонь, направленный специально на устранение людей в этой зоне. Восстание в Венесуэле, 1962

Тунисская девочка протягивает солдату розу после того, как армия отказалась стрелять в протестующих и заявила, что будет "защищать революцию". Тунисская революция, 2011

Футбольный матч между британскими и немецкими солдатами на Западном фронте, когда те покинули от свои окопы. Первая мировая война, 24 декабря 1914

Мальчик ведет слепого старика через улицу во время военных действий. Корейская война, с 1951 года

Американский солдат держит руку афганской девочки. Афганская война, 2010

Солдат делится едой и водой с детьми Сайпана, июля 1944 года

Немецкие солдаты играют с котенком. Вторая мировая война, 1943

Три немецких солдата помогают французу застрявшему в грязи полей под Верденом. Первая мировая война, с. 1916

Протестующие несут раненого полицейского в безопасное место. Турция, 2013

Американские солдаты лечат раненого пса. Вторая мировая война, 1944

Солдат беседует с маленькой девочкой, 2011

18-летняя Кешия Томас защищает нациста от разъяренной толпы, 1996

Солдат подружился с щенком. Иракская война, 2003 - 2011

Американские солдаты пригласили голландских детей на танцы. Вторая мировая война, 1944 - 1945

Уроженец Папуа-Новой Гвинеи, которые были по прозвищу "Fuzzy Wuzzy Angels", сопровождает раненого австралийского солдата. Вторая мировая война, 1942

Советский солдат делится своими сигаретами с немецкими военнопленными. Вторая мировая война, июль, 1943

Храбрый священник организует живой щит между демонстрантами и полицией. Украинская революция, 2013

Два американских солдат утешают плачущую девочку с щенком. Вторая мировая война, 1944

Протестующий обнимает офицера Хоселито Севилья после того, как тот накричал на него. Манила, Филиппины, 2013

Солдат бежит с поля боя с двумя маленькими вьетнамскими детьми в руках. Вьетнамская война, 1955-1975

Хрупкая девушка вытащила с поля боя тысячи солдат. Многие бойцы открыто признавали, что не смогли бы пережить тех ужасов, что выпали на ее долю: им просто бы не хватило мужества. А Екатерина Михайлова всегда шла вперед. сайт вспоминает о подвигах хрупкой ленинградской девушки, которой сегодня, 22 декабря, исполнилось 90 лет.

Выходила на берег Катюша

Героическое имя Екатерины Михайловой (Деминой) было знакомо каждому советскому человеку. Через 20 лет после окончания войны ее разыскивали по всей стране.

Моряки-десантники писали ей письма в газеты и на телевидение, просили всех, кто хоть что-то знает о старшине батальона морской пехоты Екатерине Михайловой, сообщить, где она находится. Оказалось, что Катя вышла замуж, поменяла фамилию и стала работать на секретном заводе в Электростали. В 1964 году ее, наконец, разыскали.

Это ей бойцы посвящали известную песню о «Катюше», хотя изначально авторы вкладывали в стихи иной смысл. Рассказы о героических подвигах девушки ходили по всему фронту. О ее заслугах говорят медали, которые Екатерина получила за годы войны. Михайлова - Герой Советского Союза, награждена Орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, медалями «Золотая звезда», «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией в Великой отечественной войне».

Незаменимый человек

Она родилась 22 декабря 1925 года в Ленинграде и рано потеряла родителей. Ее отец, красноармеец, погиб, а мама умерла от брюшного тифа. Поэтому девочка воспитывалась в детском доме. К началу войны ей было неполных 15 лет. Под первую бомбежку она попала в самом начале войны в Смоленской области, когда эшелон, в котором она ехала к старшему брату в Брестскую крепость, был обстрелян немецкой авиацией. Состав был разбомблен, погибло много гражданских - в основном это были жены военных и их дети.

22 декабря 2015 года Екатерине Деминой исполнилось 90 лет. Фото: АиФ-Петербург/ Мария Соколова.

Несколько суток девушка пешком добиралась до Смоленска. Многие не дошли тогда до своих, людей в спину расстреливали немцы, проезжающие мимо на мотоциклах. 15-летняя Катя Михайлова уцелела чудом. В Смоленске она разыскала призывной пункт и уверенно подошла к военкому. Для того, чтобы попасть на фронт, она приписала к своему возрасту два года.

Дядя, дядя, пошли меня на фронт, - вспоминает Екатерина Илларионовна. - Он подошел поближе и говорит: «Девочка, тебе сколько лет? Мы детей на фронт не берем!»

Катя была хрупкой девочкой, выглядела лет на десять. В детском доме особо не разъешься. На фронт в итоге Екатерина попала случайно. На окраине Смоленска прибилась к отступающей части и попросилась с ними. Вскоре оказалось, что девчонка - незаменимый человек на войне. Ведь она прошла курсы медсестер и умела оказывать первую помощь. В условиях тяжелейших потерь эти качества были на вес золота.

Под обстрелом фашистов

Через несколько дней состоялась легендарная битва под Ельней, где Катюша проявила свой бесстрашный характер. Бои становились все более ожесточенными. В сражении под Гжатском Катя получила тяжелейшее ранение. Врачи собирали ее ногу, перебитую в трех местах, буквально по кускам. На машине девушку доставили на станцию, откуда в эшелоне тысячи раненых солдат отправляли в госпитали на Урал. В свердловском госпитале состояние Екатерины оценили как критическое, с каждым днем она чувствовала себя все хуже. В рану была занесена инфекция, температура поднималась до 42,5 градусов. Спасла Катю санитарка тетя Нюша, которая выходила раненую.

Через месяц Михайлова уже начала делать первые шаги. После реабилитации в Баку она снова пришла в военный комиссариат и потребовала отправки на фронт. Фельдшера Екатерину Михайлову определили на военно-санитарный корабль «Красная Москва», который перевозил раненых под Сталинградом солдат в Среднюю Азию.

На этом судне девушка проходила весь 1942-й год, ухаживала за израненными бойцами, нередко прямо под обстрелом немецких самолетов, которые на бреющем полете расстреливали из пулеметов санитарный корабль. Екатерина выучилась стрелять, хорошо знала боевую технику, поэтому рвалась в настоящий бой. В Баку как раз формировался батальон из добровольцев-моряков. Сначала ее не хотели брать: не место женщинам на флоте! Но что-то во взгляде отважной Катюши привлекло командира. Он не ошибся, позже она вынесла на себе сотни раненых матросов, спасая бойцов от неминуемой гибели.

В пекле боев

Форсирование Керченского пролива стало главной стратегической задачей, поставленной советским командованием. Наши войска несли огромные потери, но атаки не останавливались. Катя оказалась в самом пекле боев.

Во время десантной операции по взятию Темрюка, Михайлова была контужена, но сумела оказать помощь 17 раненым бойцам, которых вынесла на себе в тыл.

Во время взятия Керчи Катюша спасла 85 раненых солдат и офицеров, вынесла в тыл 13 тяжелораненых.

22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта Екатерина Михайлова одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше десяти гитлеровцев.

4 декабря 1944 года старший санинструктор сводной роты берегового отряда сопровождения была ранена. Во время операции по захвату крепости Илок в Югославии Катя продолжила оказывать медицинскую помощь бойцам и, спасая их жизни, из автомата уничтожила 5 фашистов. Раненую, ослабевшую от потери крови и воспаления лёгких, почти в безнадёжном состоянии Михайлову переправили в госпиталь.

Насколько Екатерина была известна, говорит тот факт, что о ее ранении объявили по радио, сообщив, что для легендарной Катюши нужна донорская кровь. В госпиталь пришли сотни бойцов, чтобы помочь девушке. Тогда ее представили к званию Героя Советского Союза. После выздоровления героическая ленинградка вернулась в строй и победу встретила в Вене.

Только вдумайтесь: когда Катя совершала подвиги, ей не было и 20 лет! После войны она вернулась в Ленинград и поступила в институт имени Мечникова. Затем уехала в Электросталь, где вышла замуж за фронтовика Виктора Демина и поменяла фамилию.

Никто из новых знакомых и не подозревал, что эта хрупкая женщина - герой Великой Отечественной войны! В 1964 году моряки начали разыскивать свою любимую санитарку, кинули клич по всему Советскому Союзу. И нашли!

Екатерина Илларионовна живет в Москве и сегодня отмечает 90-летие! сайт присоединяется к многочисленным поздравлениям и желает легендарной Катюше здоровья и еще многих лет жизни!

Я, солдат медицинских войск Армии Обороны Израиля,

Клянусь сегодня, что окажу всю необходимую помощь каждому раненому и больному,
независимо от того, ранен он тяжело или легко, или является врагом,
потому что каждый человек есть Личность

Я клянусь исцелять тела и души раненых и больных
Хранить тайну, доверие и уважение,
отдавать все свои знания, инициативу
и любовь к человечеству

Я клянусь быть всегда “Стражем брату моему” - будь то в бою,
при эвакуации раненого и в больничной палате

Я клянусь, что в моем сердце навечно будут запечатлены слова
заповеди самопожертвования:
"НИКОГДА НЕ БРОСАЙ РАНЕНОГО НА ПОЛЕ БОЯ!”
Присяга военных медиков Армии Обороны Израиля

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2003-2009
© 2007 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.

Александр Шульман
"Страж брату моему": Военно-медицинская служба ЦАХАЛа

В Израиле, в отличии от других стран, нет стационарных военных госпиталей. Военно-медицинская служба ЦАХАЛа полностью интегрирована с системой здравоохранения страны, и ее назначением является оказание первой помощи раненым на поле боя и в воинских медицинских подразделениях с последующей максимально быстрой эвакуацией авиа- и автотранспортом в больницы в глубине страны.

Взаимодействие военных и гражданских медицинских служб оттачивается регулярными учениями и тренировками. Израильская модель организации военно-медицинской службы показала свою высокую эффективность в ходе многочисленных войн и является примером для армий многих стран мира.

Эмблема медицинских войск ЦАХАЛа
"И Господь сказал Моше: «Сделай медного змия и подними его на столпе посреди стана.
Подними его так, чтобы все видели его, и когда люди будут взирать на него,
они тотчас получат исцеление»" (Числ. 21, 1-9).

Как становятся военным медиком
Военно-медицинская служба ЦАХАЛа была создана в 1948 году на основе медицинских подразделений Хаганы. Первым командующим Медицинского корпуса был назначен полковник Хаим Шиба, в годы 2-ой Мировой войны служивший военврачом в британской армии и затем возглавлявший медицинскую службу Хаганы.

Уже в то время была сфомированы основные структуры Медицинского корпуса: штаб, управления в военных округах, медицинские подразделения в воинских частях и соединениях, открыты Военный институт медицинских иследований и учебный центр медицинских войск.

Сегодня в можно выделить три основных категории военнослужащих медицинских войск: это ховшим (санинструкторы), парамедики (военфельдшеры) и военврачи.
Ховшим являются солдатами срочной службы. Обучение ховшим включает в себя курсы ATLS (Advanced Trauma Life Support) и PHTLS (PreHospital Trauma Life Support). Ховшим действуют в боевых порядках взводов и в дополнение к обычному снаряжению бойца, они оснащены средствами оказания первой помощи и складными носилками. В ротах и батальонах есть старшие ховшим (хопель и хогед соответственно), являющиеся ответственными за ховшим в своих подразделениях

Парамедики – это прапорщики-сверхсрочники или резервисты, обеспечивающие медпомощь в ротах, эвакопунктах и в полевых госпиталях. Они проходят обучение на курсах “Маген Давид Адом” (Красный Щит Давида – служба скорой помощи), а также в учебном центре медицинских войск. Подготовка парамедиков включает в себя интенсивные курсы ЕМS (Emergency medical services), ATLS и PHTLS.

Военврачами становятся после 7-летнего обучения на медфакультетах университетов. Как правило, после окончания вуза, будущим военврачам предстоит пройти Ашлама Хелит - 16- недельный курс военно-медицинской подготовки, на котором изучают ЕМS, ATLS , PHTLS, CTLS (combat trauma life support)и организацию военно-медицинской службы. Военврачи боевых частей проходят также интенсивный курс подготовки пехотных офицеров. Военврачи спецназа и разведывательно-диверсионных подразделений проходят подготовку бойца таких подразделений.
Службу в войсках военврачи начинают с должности батальонного врача.

Выпускники медвузов дают подписку на 5-летний срок службы в армии, после чего договор с армией может быть продлен или же военный медик переходит в резерв. Ежегодно врачи- резервисты призываются в армию на 1 месяц. Кроме того, в случае начала военных действий медики-резервисты могут быть экстренно мобилизованы в воинские части, к которым они приписаны.

Как организована военно-медицинская служба ЦАХАЛа
В израильской армии накоплен огромный опыт организации военно-медицинской службы в ходе боевых действий. В зависимости от тяжести ранения осуществляется оказание медицинской помощи с последущей эвакуацией раненных в тыловые стационары или в медицинские подразделения, обладающие более широкими возможностями для оказания помощи раненным.

В пехотном батальоне под началом батальонного врача действует медицинский взвод, состоящий из трех отделений: поиска и эвакуации раненых, опознания погибших – совместно с военным раввинатом, и батальонная станция приема раненных (сокращенно на иврите – ТААГАД). Персонал ТААГАДа оказывает экстренную помощь, проводит фильтрацию раненных по степени тяжести поражения и подготавливает их к эвакуации.


Интерьер танк-буланса

В составе медвзвода пехотного батальона для эвакуации раненных и транспортировки персонала и оборудования имеются бронированные автомобили “Зеев”, автомобиль “Хаммер”, 3 бронетранспортера, оборудованные для перевозки раненных. В танковых батальонах для транспортировки раненных используются также танк-булансы, оборудованные на баз танков Меркава.
На марше управление автоколонной медвзвода осуществляет офицер по эвакуации, по прибытии на место за развертывание батальонного медпункта отвечает старший ховеш батальона. При приеме раненных управление медвзводом переходит к батальонному врачу.

ТААГАД обычно разворачивется в нескольких сотнях метров от передовой. Зачастую прием раненных идет под обстрелом. Раненные прибывают либо пешком, либо их доставляют на автотранспорте или на носилках взводные ховеши.

Прием поступивших раненных ведет врач батальона. С ним работает ховеш, который регистрирует поступивших раненных. Поскольку положено доставлять раненных с личным оружием, то обязанностью ховеша является также разряжать оружие. Военврач определяет вид и тяжесть ранения и дает указания на оказание медпомощи.

Важно отметить, что все находящиеся в ТААГАДе парамедики и ховшим не имеют права обращаться непосредственно к врачу, чтобы не отвлекать его от выполнения своих обязанностей. Всю информацию о состоянии раненных они сообщают батальонному ховешу, который затем докладывает врачу.
Обычно в ходе боевых действий к батальонному ТААГАДу прикомандировывается еще один военврач.

После оказания первой помощи в батальонном ТААГАДе раненные, в зависимости от сложности ранения, как можно быстрее эвакуируются в полковые, бригадные или дивизионые эвакопункты и оттуда в больницы. Впрочем, эвакуация в больницы может осуществляться и непосредственно с батальонного ТААГАДа с использованием бронетехники или вертолетов.

Во время операции в Ливане в 2006 года вертолёты ВВС UH-60 «Блек-Хок» («Яншуф») выполнили около 120 эвaкуaциoнных вылетoв, примернo пoлoвинa из них - нa врaжескую территoрию, где эвакуация проходила под огнем пртивника. В этих вылетaх были эвaкуирoвaны oкoлo 360 пoстрaдaвших. Эвакуация раненых воздушным путем с поля боя в больницу в среднем длилась около 3,5 часов. За один рейс в среднем эвакуировались 4,5 солдата. Следует отметить, что во время эвакуации воздушным путем не скончался ни один раненный солдат.


Раненый в Ливане майор Томер Буадана доставлен вертолетом в больницу в Хайфе. 2006г.

На уровне полка (бригады) развертывается медицинская рота. В дивизиях имеется медицинский батальон, на базе которого может разворачиваться полевой госпиталь, оснащение которого позволяет проводить сложные хирургические операции. В медбате есть хирургическая рота, в которой сложные операции проводят опытные хирурги.
Впрочем, в последнее время проиходит замена хирургических рот на роты интенсивной терапии. Вместо хирургической роты создаются бригады экстренной хирургической помощи в составе хирурга и анестезиолога, оснащенные необходимой аппаратурой. На спецавтомобиле такая бригада может быть немедленно направлена в то место, где есть неоходимость в спасении жизни раненного бойца.

В медбатальоне имеется также психологическая служба, включающая офицера-психолога и социальных работников. Их назначением является снятие “боевого реактивного состояния” у раненных и у бойцов, получивших психические травмы в ходе боя. Такая помощь, оказанная своевременно, позволяет восстановить готовность к бою у пострадавших бойцов

Необходимо отметить, что структура военно-медицинской службы ЦАХАЛа весьма гибко реагирует на изменяющиеся условия современной войны. Так, в последние годы, командование Медицинского корпуса изменило уровень применения военврачей. Если в недавнем прошлом присутстствие военврачей ограничивалось уровнем батальонного ТААГАДа, то сегодня обычным становится прикомандировывание в ходе боевых действий военврачей непосредственно в боевые подразделения. Военврач идет в бой вместе с бойцами. В этом случае заметно увеличиваются шансы спасения раненных на поле боя, однако и возрастают потери военных медиков.

О военврачах ЦАХАЛа

Военврач капитан резерва Игорь Ротштейн был срочно мобилизован 24 июля 2006 года. Его прикомандировали к 13-ому батальону пехотной бригады Гивати, в составе которого он вошел в Ливан. Капитан И.Ротштейн был опытным военврачем – в течении 5 лет он служил врачом батальона в Южном военном округе, принимал участие в боевых действиях. После демобилизации в 2004 году он работал хирургом в больнице “Пория” в Тверии.

Памяти военврача капитана Игоря Ротштейна

В ночь с 3 на 4 августа 2006 года в районе деревни Маркабэ в Южном Ливане капитан И.Ротштейн погиб в бою, спасая жизнь раненного бойца: разорвавшийся впереди снаряд ранил солдата. Капитан И.Ротштейн поспешил к месту ранения... и следующий снаряд накрыл их обоих.
За свой подвиг самопожертвания капитан И.Ротштейн был посмертно награжден орденом “За отличие”

Врач из Нетании, капитан резерва Алексей Калганов дважды награжден знаками отличия за проявленный героизм при спасении жизни раненых солдат. Пресс-служба ЦАХАЛа сообщила: "Он продемонстрировал самоотверженность при выполнении боевой задачи, показал личный пример и профессионализм в боях при деревне Айта аш-Шааб 5 августа 2006 года и в боях при Джбейль Абу-Твиль 13 августа 2006 года. Калганов проявил самоотверженность, мужество и хладнокровие".


Военврач капитан Алексей Калганов

Свою первую награду капитан А.Калганов получил за спасение жизни военнослужащего, который был тяжело ранен в Бейт-Лехеме, во время операции "Защитная стена", весной 2002 года. . Он рассказал в интервью газете Гаарец:
“Мы прикрывали наших спецназовцев, завязавших бой с боевиками в лагере палестинских беженцев. Четверо солдат получили тяжелое ранение. Одному пуля угодила в рот. Я посмотрел - все дыхательные пути разворочены. Подумал, что он умер, но пульс еще прощупывался. Быстро вставил в горло тубус, откачал кровь из легких, и мы эвакуировали его вместе с другими ранеными. По правде говоря, у меня не было сомнений в том, что он не жилец, а он не только выжил, но практически полностью восстановился, в отличие от других солдат, которых мы в тот день эвакуировали вместе с ним. Все решили какие-то секунды. Ему просто повезло, что рядом оказался не просто врач, а хирург.”

Военврача капитана Калганова ранило в последний день Ливанской войны, 13 августа. “Боевики «Хизбаллы» стреляли по нашим солдатам противотанковыми ракетами с лазерным наведением. Одна из них угодила в дом, где находилась часть подразделения: одного убило, двоих тяжело ранило. Калганов побежал туда. Одного солдата ранило в голову – он вел себя очень беспокойно, второй не подавал признаков жизни – большой осколок угодил ему прямо в грудь. Доктор бросился к нему, хотел поставить дренажи, чтобы реанимировать, и в этот момент в укрытие угодила еще одна ракета. Это было прямое попадание.

Офицер, который помогал врачу спасать тяжелораненого, был убит на месте. И солдат, который стоял рядом с ним, тоже погиб. Если бы снаряд был фугасный, не выжил бы никто. Но боевики выстрелили противотанковой ракетой: она пробивает броню танка и не предназначена для осколочного поражения противника. Однако в тот момент доктор этого знать не мог. Его просто ослепила вспышка взрыва, и он понял, что умер: ведь если в тебя попала ракета, ты не можешь остаться живым.

Но потом вдруг пришел в себя и тут же принялся ощупывать руки-ноги, пытаясь понять, что оторвано, а что цело. Боли не было. В состоянии контузии ты не чувствуешь ничего. Когда доктор понял, что ранение не тяжелое, осколочное, он попытался встать на ноги. Вокруг были убитые, раненые. Отдав распоряжение быстро перевязывать раненых и уходить, доктор попытался нащупать пульс у того парня, которому оказывал помощь до того, как упала ракета: тот был уже мертв.”

Военный врач капитан Марина Каминская во время операции в Ливане была начальником медслужбы 52-го батальона 401-ой бронетанковой бригады. В составе своего батальона она вошла в Ливан в первый день войны и принимала участие в боях за населенные пункты Канатра, Марун-ар-Раш и город Бинт-Джубайль.


Военврач капитан Марина Каминская.

Капитан Каминская воевала на танк-булансе. Танк-буланс – это обычный танк Меркава, переоборудованный в передвижной медицинский пункт и оснащенный дополнительным вооружением и медицинским оборудованием. В ходе боя танк-буланс используется в качестве «скорой помощи», для оказания первой помощи и эвакуации раненных.

На своем танк-булансе капитан Каминская была в самом пекле боев 24-го июля 2006 года за город Бинт-Джбейль, «столицу» Хезболлы в южном Ливане.
Танкисты 52-го батальона участвовали в бою за Бинт Джбейль Для эвакуации раненных танкистов и пехотинцев с поля боя командование направило танк-буланс капитана Каминской. Танк-буланс прикрывали два обычных танка. Один из танков прикрытия сопрововождал танк-буланс непосредственно, а второй контролировал ситуацию на ближайших подступах.

В разгар боя в танк-буланс стали поступать раненные бойцы из пехотной бригады Голани. Среди них был командир элитного батальона спецназа «Эгоз» подполковник Ариэль Гино, получивший тяжелейшее ранение – в лицо ему угодила пуля вражеского снайпера. Капитан Каминская прямо на поле боя оказала ему первую помощь, спасшую ему жизнь и вывезла раненных на своем танк-булансе к вертолетной площадке, откуда раненные на вертолетах были доставлены в больницу в Хайфе.

В ходе этого боя были подбит танк, прикрывавший танк-буланс капитана М.Каминской.Из 4 членов экипажа подбитого танка погиб один – командир взвода лейтенант Лотан Славин, двое танкистов были легко ранены.
Двигавшийся на помощь экипажу подбитого танка, танк командира 52-го танкового батальона подполковника Гая Кабили подорвался на фугасе, содержавшем примерно 300 кг взрывчатки. Из находившихся в танке 7 человек - членов экипажа и офицеров штаба батальона, погиб один - наводчик сержант Коби Смилга, остальные получили ранения.
Всем раненным, несмотря на обстрел противника, была оказана мед.помощь, они были успешно эвакуированы.

После эвакуации раненных капитан Марина Каминская вновь возвращалась в боевые порядки своего батальона. Всего в ходе боев военный врач капитан Марина Каминская оказала помощь более чем 25 раненным бойцам.
За свой подвиг капитан М.Каминская награждена Знаком Отличия командующего бронетанковыми войсками.

В ходе операции “Литой свинец” в январе 2009 года. награду за мужество получил военврач майор Павел Катаев. Майор П.Катаев – кадровый военный, служит военврачем с 1996 года, принимал участие во многих боевых операциях. В настоящее время майор П.Катаев служит главврачем Окружного военного медцентра в Иерусалиме.
Во время операции “Литой свинец” майор П.Катаев был прикомандирован в качестве второго врача в 13-ый батальон бригады Голани.


Военврач майор Павел Катаев

Майор П.Катаев рассказывает в интервью “Седьмому каналу”:
"В ту ночь мы находились в здании рядом с тем домом, в который по ошибке попали два наших танковых снаряда. Естественно, как только по рации сообщили о множестве пострадавших, мы кинулись туда и прибыли еще до того, как улеглась пыль от взрыва. Картина была такова: все командиры ранены, командовать солдатами некому, солдаты стреляют во всех направлениях из всех окон, и чудом не попали в нас. Самое тяжелое в первые минуты было одновременно и командовать солдатами, и оказывать медицинскую помощь. Многие солдаты лежат, много крови, стоны, крики, оторванные конечности, стрельба. Первое, что я сделал, это приказал прекратить огонь, осторожно спустить всех раненых вниз и занять позиции в прикрытии, охраняя здание и не стреляя без причин. Среди раненых были комбриг “Голани” и командир 13 батальона бригады, к которому я был прикомандирован.

Все это происходило в течение, может быть, не более минуты, но казалось вечностью.

Тут прибыл зам.комбата и взял командование на себя. Он организовал эвакуацию раненых, пригнав танки и бронетранспортеры и несколько машин.

Было более 20 пострадавших, из них трое убитых, которым мы помочь уже не могли, 8 тяжело раненых, среди них Бен Шпицер, которому оторвало обе руки, и еще несколько солдат и офицеров. Мы сразу начали делать хирургические и реанимационные процедуры для спасения их жизней. Тяжелее всего пришлось с Бени: когда закончили его реанимацию, оказалось, что не осталось бронетранспортеров и танков, которые эвакуировали остальных раненых, и было решено взять стоявший поблизости джип и на нем эвакуировать Бени. Но джип застрял по дороге в грязи, нас было как раз четверо, и мы побежали пешком с носилками, ориентируясь на местности, самым коротким путем к границе.

Когда мы пересекли границу и сдали последнего раненого - Бени, первое, что я сделал, это связался с окружным врачом Южного округа, доложил ему о состоянии раненых, уточнив, специалистов какого профиля - например, микрохирургов и т.п. - нужно срочно подготовить в больницах для приема раненых, так как каждая минута может быть решающей.

Как только меня отпустили на побывку домой после операции, я в первую очередь поехал в больницу, зашел в реанимационное отделение к Бени, увидел, что руки ему пришили (к сожалению, только одна из них прижилась, вторую пришлось ампутировать), поднял простыню и увидел, что ноги на месте, и вздохнул с облегчением.”