Д. Хотылёво. Брянская обл. Брянский район. В брянске в социальных сетях обсуждают призрака появившегося на фото Доцент кафедры физики бгу павел попов

Снимки этой группы были сделаны 10 лет назад, но призрак видимо обнаружили на них лишь недавно

В сообществе «Актуальный Брянск» осенью прошлого года разместили фото одной из экскурсионных групп, посетившей усадьбу в селе Хотылево. К своему удивлению при распечатке фотографий с цифрового фотоаппарата участники экскурсии обнаружили на фото незнакомую девочку которой изначально не было среди детей.

— Насторожило, что среди детей отряда мы нашли незнакомое нам лицо, — говорит Лариса Полякова.- Эта девочка, сидящая за спинами ребят. У неё бледное лицо, длинные чёрные волосы, широко распахнутые глаза, и она в два раза меньше остальных детей. Кроме того, тело загадочной девочки вырастает из асфальта…

Взглянуть на странный снимок предложили фотографу, ученому и парапсихологу, и вот что услышали.

Фотограф Константин ЦУКЕР:

Судя по всему, загадочная девочка на фотографии - не фотошоп. Но как она здесь появилась, сказать не могу. Иногда на снимках появляются вещи, которые невозможно объяснить. Сам с этим явлением сталкивался. Недавно друг купил профессиональный фотоаппарат. Снимал свадьбу, и на нескольких кадрах невеста получилась с абсолютно черными губами. Люди, стоявшие рядом, нормальные, а у нее вот такие странные губы. Мы пытались разобраться, в чем дело, может, настройки сбились. Но явных причин так и не нашли. Решили, что молодоженам этот снимок показывать не будем. Зачем их пугать?

Что касается фотографий, которые попали к вам, то здесь дефект фотоаппарата исключен, так как девочку-фантом сняли на несколько камер сразу.

Странная девочка-фантом была обнаружена сразу на двух снимках с разных ракурсов от разных фотографов

Доцент кафедры физики БГУ Павел ПОПОВ:

Уверен, что в этом не стоит искать чертовщину. Барабашки здесь не может быть точно. Просто на цифровом носителе может отобразиться все, что угодно. Ответ надо искать не с точки зрения физики, а с точки зрения электроники, у которой частенько происходят различные сбои. Думаю, что никаких потусторонних сил на этом снимке нет. Это несерьезно.

Рассказывает старший научный сотрудник Брянского краеведческого музея Светлана НИКУЛИНА, много лет изучающая биографию княгини Тенишевой:

Хотылево существует более тысячи лет и может таить в себе много загадок. Не обязательно, что явление, запечатленное на фотографии, связано с Марией Николаевной. Это поместье Тенишевы купили после того, как княгиня заболела желтухой. Они перебрались сюда, на свежий воздух. Сомневаюсь, что княгиня решилась бы рожать после такого заболевания. Если предположить, что у нее действительно была вторая дочь и она умерла, то об этом было бы известно. Ведь к ней ездили и Репин, и Врубель. Наверняка они бы написали: «О, какая жалость! У княгини погибла дочь!» Все-таки Тенишевы - очень известные люди, факты их биографии не скроешь. Но во всех источниках упоминается только ее дочь от первого брака.

Среди местных жителей ходят легенды, что в конце 19-го века в Хотылеве княгиня Мария Тенишева родила вторую дочь (старшая была от первого брака). Говорят, что эта девочка разбилась на лошади, когда была еще совсем маленькая.

Село Хотылево известно с XVII века. До конца XIX века принадлежало роду Тютчевых. В 1889 году перешло к князю В. Н. Тенишеву, крупному инженеру, одному из основателей Брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода. На рубеже XIX-XX веков в усадьбе у жены князя Марии Тенишевой, известной покровительницы искусств, бывали многие представители русской культуры. В августе 1896 года здесь останавливался Илья Репин. Летом 1899 года - Михаил Врубель, приступивший здесь к работе над картиной «Пан».

После смерти князя Тенишева в 1903 году усадьба перешла к графине Граббе. В 1905 году во время крестьянских волнений в селе сгорел летний дом в парке. В Великую Отечественную войну главный дом был разрушен и сожжен фашистами.

Максим ЛЫСЕНКОВ, старший эксперт экспертно-криминалистического центра УВД, специализирующийся на производстве портретных экспертиз, стаж работы 13 лет:

Мы изучали изображение под многократным увеличением. Накладывали фотографии одну на другую. Разница между снимками составляла пять секунд и, если бы применялся монтаж, его следы обязательно себя проявили бы.

Почему цифровой фотоаппарат увидел то, что не увидел глаз?

Если при печати фотографии с негатива могут быть какие-то наложения, то в цифровой фотосъемке это исключено, - рассказывает начальник экспертно-криминалистического центра УВД Евгений ЦУКАНОВ. - Изображение идет в виде цифрового кода. В данном случае установлено, что это изображение реальное, и признаков монтажа или брака в процессе нет. Это то, что нам удалось установить. А объяснить это явление с точки зрения имеющихся методик и оборудования очень сложно. Объяснить происхождение этого изображения нам не удалось.

В каждом фотоаппарате стоит система линз, через которые идет преломление изображения, А линза - это то же зеркало при определенных условиях. Может быть, произошло какое-то отражение или преломление? Разумеется, эти предположения условны, так как точно это доказать невозможно.

Все необъяснимые явления, с которыми приходится встречаться нам самим или узнавать из телепередач, наталкивают на мысль о том, что те величины, которые до поры до времени принимаются за стандарт, расширяются. Соответственно, расширяются и возможности человека.

Например, время - величина не постоянная, как мы раньше считали. Оно имеет свою плотность и другие параметры. Может быть, во время фотографирования плотность времени была близка к нулю. И на стыке этих плотностей произошло, скажем, вторжение чего-то нам неизведанного. Может быть, параллельного мира, а может быть - прошлого.

Не исключено, что прошлое сохраняется в каком-то временном отрезке памяти. Смотрите: наша беседа сейчас пишется на диктофон. А есть гипотеза, что время также пишет все события, которые происходят. И если знать механизмы его действия, мы бы могли получить правдивые картины прошлого.

Что касается девочки на снимке, не думаю, что это изображение попало к нам из потустороннего мира. Ведь призраки не едят яблоки… А здесь на одной фотографии явно видно, как девочка кусает яблоко, а на следующем - его жует.

Может быть, время сначала записало картинку, а потом она воспроизвелась на снимке, и девочка появилась из прошлого… На эту тему очень сложно говорить, потому что у нас недостаточно знаний в такой области как время.

Взгляд со стороны

Мы порой сталкиваемся с необъяснимыми явлениями и в своей работе, - продолжает рассказ Евгений Николаевич. - Вырабатывается интуиция - тоже мало объяснимое явление. Из своей практики могу вспомнить примеры, когда выезжаешь на осмотр места происшествия, где только что погиб человек. Несмотря на бесспорные признаки смерти, ты как бы ощущаешь присутствие этого человека, какую-то энергетику, которая все еще исходит от умершего. Словно чувствуешь его взгляд.

Погибший словно на тебя смотрит - как ты работаешь, фотографируешь, исследуешь следы. Такое ощущение, что в течение небольшого времени сохраняется некий энергетический заряд возле тела, а потом от него отходит. Максимум через три часа после смерти. Мы ведь приезжаем и на ДТП, и на драки, где милицию вызывают оперативно. И это ощущение не передать, его надо чувствовать.

Иной раз эти ощущения бывают настолько яркими, что мысленно даешь погибшему слово: сделать все, чтобы найти того, кто лишил потерпевшего жизни. И тут включаются какие-то интуитивные рефлексы, работаешь интуитивно, совершаешь действия, которые на первый взгляд логически не объяснишь… В результате очень часто получается раскрыть преступления «по горячим следам». И мысленно обращаясь к жертве преступления, говоришь: «Ну вот, мы свой долг исполнили…»

Брожу по руинам. Чувствую - то там, то тут - незаметное движение, дыхание, отзвук. Я в Хотылёво, в усадьбе Тенишевых.

Нет, конечно, никаких призраков тут нет. Есть только память, всё здесь хранит времена цветения жизни и творчества. Я принесла собой отрывочные воспоминания некоторых сведений о деятельности княгини, и пространство откликается на них резонансом, подобно тому как гладь воды расходится кругами от брошенного в неё камешка. Эти круги я и чувствую.

Дом взорвали немцы в 43-м, полностью, живы только фрагменты лестничного каскада, ведущего к реке. Парк, когда-то бывший единственным в области парком внешних видов, обрамлённый экзотическими видами деревьев, сегодня заброшен и одичал до неузнаваемости. Церковь Преображения, что через дорогу от имения, поражает красотой и величием своего разрушения, и это довольно жуткое ощущение.

С неё и начнём, тем более что это первый (и последний хотя бы частично сохранившийся) объект усадебного комплекса, встречающийся на пути к территории имения.

Храм каменный построен в 1759-1763 годах на месте деревянного предшественника «старанием и на средства помещика Фаддея Петровича Тютчева», сообщает сайт «Седая Брянщина» , имел два придела. Это редкий для нашего края образец архитектуры в стиле Елизаветинского периода русского барокко - пышном, романтичном, радостном, с обилием пилястр, витиеватых обрамлений, игрой светотеней, округлыми очертаниями форм… Так храм выглядел в конце девятнадцатого века:


(фото с сайта "Седая Брящина")

Ни восьмерик второго этажа, завершающийся купольной крышей, ни колокольня не сохранились. Мы видим потрёпанный ветрами времени прямоугольный остов с разорванным входом.

Межстенная лестница ведёт на невидимую колокольню:

Внутреннее пространство церкви:

Пребывание внутри оставляет ощущение движения разрушения : оставшиеся редкие балки крыши будто бы падают прямо сейчас, создавая баррикадные сооружения на земле.

Остатки барочной лепнины:

Фаддей Тютчев, первый владелец усадьбы в Хотылёво, проиграл её в карты. Имение попало в неблагонадёжные руки, но по счастливым обстоятельствам вскоре его выкупил князь Вячеслав Тенишев, соучредитель рельсопрокатного завода в Бежице, прославившегося на всю страну (ныне это Брянский машиностроительный завод). Князь был вторым мужем Марии Клавдиевны, кипучая и разносторонняя деятельность которой начала разворачиваться именно отсюда.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на этом, т.к. Мария Тенишева сумела проявить здесь необычайную находчивость и мужество, упорство и решительность в реализации её множественных замыслов. А условия, надо заметить, напоминали собой самое настоящее болото (окружавшее город и на самом деле, а не только образно) - трясину сознания. Как ей удалось выбраться из этой трясины и вытащить целый завод, составлявший основу города Бежицы? Вся «кухня» претворения идей Тенишевой в жизнь подробно описана в её книге «Впечатления моей жизни» , из которой и взяты далее мной развёрнутые цитаты. Подобно мечу, дух княгини закалялся в непростых испытаниях, и все эти качества очень пригодились ей в дальнейшем - на главной платформе реализации её миссии, в .

Итак, поселившись после свадьбы в Бежице рядом с заводом и будучи вынуждена общаться с управленцами разного уровня, которые входили в круг делового общения её мужа, княгиня была неприятно поражена увиденным. «Холодно мне было среди этих некультурных людей. Грубость их нравов леденила меня, узость, ограниченность интересов подавляли. … Никогда мне не приходилось раньше в своей жизни встречаться с такими людьми. Я точно попала в какой-то особый мир, с особыми нравами, особыми обычаями и особым пониманием всего, чем жизнь красна…».

Положение же рабочего пласта и вовсе ужасало: люди жили в тесных холодных бараках по нескольку семей, здесь же ютилась домашняя скотина. Грязь и вонь, темноту и отсутствие нормальных человеческих условий мужчины компенсировали алкоголем, женщины же вообще не находили утешения, срываясь на детях. О нравственности или просвещении не было и речи.

Такая жизнь казалась княгине бессмысленной, горечь от наблюдаемой картины скоро вызвала у неё желтуху, и по рекомендации врачей Тенишев увёз супругу в Хотылёво.

«Кругом широко расстилались во все стороны необозримые заливные луга, с причудливо и величаво извивающейся между ними рекой. Воздух и простор были необъятные… А я пробуждалась... С каждым днем силы росли во мне. Понемногу зазвучали в душе, как отдаленные аккорды, давно забытые мечты о широкой, плодотворной общественной деятельности».

Заводские реалии и горячее сострадание побуждали Марию Тенишеву к немедленному действию:

«Я открыла, что, кроме заевшихся, зажирелых матрон и упитанных равнодушных деятелей, в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву, может быть, озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди... Кто до этой поры позаботился о них? Об улучшении их жизни, их детях? Кто прислушался к их голосу, их жалобам, их нуждам? Никто... Верхи неумолимо попирали низы с какой-то жестокостью, не оглядываясь по сторонам. Каждый жадно, эгоистично, холодно урывал кусок в свою пользу, не замечая своих младших братьев, которым, казалось, не было суждено когда-нибудь вынырнуть из едкой копоти, палящего жара, обмыться, успокоиться, разогнуть болящую спину, вздохнуть свободно...

Да, в этом пекле и стуке жили живые люди, которым надо было помочь. Надо, потому что до этой минуты ничего для них не было предпринято».

Она внимательно посмотрела вокруг, заметив зорким глазом, что следует предпринять в первую очередь. В Хотылёво была устроена школа, в которую постепенно конфетами и играми привлекались дети. В Бежицкой школе прежний учитель, «человек узколобый, тоже сытый, слепой и глухой до всего живого», наживавшийся на торговле учебными пособиями, был смещён с должности. На месте пустующего парка выросло прекрасное каменное здание «Училище ремесленных учеников имени кн. М.К. Тенишевой» (курс обучения в нём длился три года). При училище вскоре начала существование низшая ремесленная школа для младших детей. Также Мария Клавдиевна открыла ремесленную школу для девочек, где они обучались рукоделию, кройке и шитью.

Творческий труд заинтересовал подрастающее поколение, и этот живой, искренний интерес значительно преобразил всю их жизнь:

«Но какую метаморфозу произвело это училище в моих учениках! Какое чудо!.. Ведь состав их был из тех же дикарей-разрушителей, которые несколько месяцев тому назад, бегая по улицам толпами, с камнями и палками никому не давали проходу - а потом какие милые, приветливые лица встречали меня в училище, какие светлые глаза глядели с благодарностью... О дикарях уже не было и помину. Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело».

Тенишева удивлялась собственной силе, способной творить чудеса и словно по волшебству менять звучание пространства:

«Жизнь моя приняла такой неожиданный оборот, во мне сразу проснулась с такой неудержимой силой энергия и инициатива, что все задуманное вчера, на следующий день уже приводилось в исполнение. Я не чувствовала себя и ничего не видела кругом, кроме дела и людей, исполнителей моих планов. Деятельность моя била бурным ключом. Я относилась к своему назначению с каким-то набожным чувством избранницы, до глубины души благодарная судьбе за выпавшее на мою долю счастье».

«Из прежней грубой скорлупы вышли деловые, способные юноши, настоящие люди. Впоследствии все они вышли на дорогу, получили хорошие места, знания их сейчас же находили себе применение и хорошо оплачивались. Например, один из учеников первого выпуска, Ермолаев, служит теперь на Николаевском судостроительном заводе агентом по сдаче котлов, получая ежегодно до трех тысяч рублей... Не могу описать, какое высокое, благодатное чувство порождало во мне сознание выполненной задачи!..»

Покидая завод всего-навсего через четыре года, она оставила, кроме ремесленного училища, шесть благоустроенных и специальных школьных зданий, в которых обучалось тысяча двести ребят.

Увидев, что день рабочего сопряжён со значительными бытовыми трудностями, она «задумала народную столовую, в которой за малую плату рабочий получал бы здоровый, свежий стол, горячее кушанье, где бы мог обогреться и отдохнуть. Это мне вполне удалось».

В каждом своём проекте княгиня принимала самое непосредственное участие. Всё приходилось делать самой - от замысла и утверждения идеи на совете руководства завода до поиска строителей, учителей. Ничто не смущало Марию Тенишеву, к любой, самой «низкой» работе она была готова.

Примечателен в этой связи день открытия столовой: «Народу было много, надо было как можно скорей обслуживать гостей, рук не хватало. Тогда я, засучив рукава платья, принялась за дело сама и стала подавать гостям кушанья, носясь из кухни в столовую с чашками, наполненными щами и кашей. Следуя примеру, мои помощницы принялись дружно мне помогать».

Помимо этого, Тенишева подала идею (и во многом поспособствовала её реализации) о построении своеобразных колоний с участками земли для каждой рабочей семьи, таким образом улучшив их быт. «Вначале понемногу, а потом верстами потянулись домики с садами, огородами, обнесенные заборами. Было отрадно и успокоительно ехать этими просторными слободами. В окнах домов, то с красными, то с белыми занавесками, виднелись горшки с цветущими растениями… в праздник на крылечках и балкончиках мелькали трогательные семейные сценки… Все, что было забито, обезличено казармой, на свободе разом пробудилось, приняв жизненную, нормальную форму. Проявились индивидуальности, личный вкус, заговорили человеческие потребности в уютной, чистой обстановке».

Для достойного проведения досуга княгиня устроила в Бежице Общественное собрание - клуб для служащих, и театр для рабочих. Для свободной торговли - заводские лавки, где рабочие могли беспрепятственно приобретать продукты.

Конечно, рабочие любили свою заступницу и покровительницу и отвечали самой горячей и искренней благодарностью. «Радостно было смотреть им прямо в глаза, с сознанием выполненного долга, так радостно, что дух замирал, плакать хотелось...», - пишет княгиня.

Именно Тенишевы преобразили и саму усадьбу в Хотылёво. Из Петербурга был приглашён архитектор, который выстроил здание дома в стиле, созвучном барочности стоящей рядом церкви Преображения, тем самым придав целостность архитектурному комплексу.

Хотылёвский дом «величаво красовался на высоком берегу Десны, среди густой зелени столетних лип, ярко белея на солнце. В конце живописного партера, перед балконом, была выстроена величественная лестница из дикого камня, ведущая двумя широкими спусками к реке. У пристани от сильного стремени весело колыхались хорошенькие белые лодки.


(фото с сайта "Седая Брящина")

Хотылёво сделалось неузнаваемым, все в нем преобразилось, похорошело. Через глубокие живописные овраги были переброшены каменные мосты, соединявшие части сада. В огромном фруктовом саду были разбиты широкие дорожки, обсаженные крыжовником и всеми сортами ягод. В квадратах между дорожками росли яблони, сливы и груши. Все кругом дышало изобилием и красотой. А там, внизу, далеко на просторе, среди пышных лугов, плавно протекала красавица Десна, мягкими изгибами все дальше и дальше маня за собой очарованный глаз...

На самом высоком месте крутого берега я построила павильон с широкой верандой и в час заката любила приходить любоваться чарующим зрелищем. Картина оттуда была захватывающей красоты, то поднимавшая в душе безмолвную молитву, тихую, бессознательную грусть, то сладко будившая воображение с порывом страстной любви к моей родине. Никогда и нигде за границей я не переживала подобных ощущений, нигде душа моя не умела так трепетать. Только одна русская природа почти до слез волновала во мне умиленное сердце трогательной безыскусственной красотой».

Сегодня я брожу по одичавшему парку,

поднимаюсь по ступенькам в дом, ставший маленьким лесом,

спускаюсь по лестнице к реке


и не устаю восхищаться неутомимой силой созидания княгини Тенишевой, её неравнодушием, истовой любовью к людям и искусству, и чувствую, что это пространство ждёт её возвращения.

Должен найтись ключ, который подойдёт к этой замочной скважине и отворит реальность.


Усадьба Тенишевых в Хотылёво (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Усадьба Тенишевых в селе Хотылёво, несмотря на удаленность от города и, тем более, от обеих столиц, была своеобразным провинциальным центром культурной жизни в 19 веке. 300 лет ею владели Тютчевы, а в 1888 г. поместье купил князь В. Н. Тенишев. Это был разносторонний и очень энергичный человек: он участвовал в организации и развитии современного Брянского машиностроительного завода, городского этнографического общества, написал несколько книг и научных работ.

Супруга князя, Мария Клавдиевна коллекционировала предметы прикладного искусства, основала Смоленский музей, мастерскую в Талакшино, сама была художником и меценатом, общалась со многими известными художниками, которые приезжали в усадьбу. Часть своей коллекции она передала Московскому археологическому музею . В 1903 г. Тенишевы продали усадьбу, а в 1905 она сильно пострадала от революционно настроенных местных крестьян.

М. А. Врубель в Хотылёво писал «Пана», И. Е. Репин создал несколько рисунков и этюдов - эти картины сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее .

Что посмотреть

Основная часть усадьбы - парк площадью 0,09 кв. км, разбитый в начале 19 века и благоустроенный под руководством хозяйки. Он тянется вдоль берега Десны, отделяя его от сельских домов, и разделен на две части: верхнюю регулярную, где стоят хозяйственные постройки и Преображенская церковь, и нижнюю ландшафтную с вековыми деревьями и гранитной лестницей к реке.

Верхняя часть парка засажена липами, хотя раньше представляла собой сложную композицию из цветов, кустарников и деревьев. Нижняя - более разнообразна, она буквально утопает в лиственной и хвойной зелени.

Вход в парк - с центральной площади села через «Железные ворота». От них к берегу ведет аллея, посередине которой стоял барский дом, но его сожгли немцы во время Второй Мировой войны, остались только лестницы веранд. Раньше через овраг было перекинуто несколько арочных мостов, сохранился только один.

Преображенская церковь, построенная еще в 1763 г. при Тютчевых, сейчас обветшала и выглядит удручающе. Она не очень похожа на обычные храмы: нет ни куполов, ни сводов, колокольня разрушена. Раньше храм поражал барочным декором - как внешним, так и внутренним. Сохранились остатки лепнины, которые только частично отражают былое великолепие.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Брянский район, с. Хотылёво.

Село находится в 20 км от Брянска . Сюда ходят автобусы и маршрутные такси, но их остановка примерно в 1 км от усадьбы, поэтому лучше попросить водителя высадить чуть раньше.

В полутора десятках километров вверх от Брянска на правом высоком берегу Десны находится бывшей усадьбы Тенишевых. Парк, как часть усадьбы, занимает центральное положение в застройке села Хотылево, раскинувшегося живописно и прихотливо. Территория усадьбы связана с богатой и интересной историей села. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. В 1888 г. усадьбы была куплена у князя А. Гедройца князем В. Тенишевым.

Вячеслав Николаевич Тенишев был незаурядной фигурой в России последней четверти XIX века. Образованный, опытный и энергичный инженер, он совместно с разбогатевшими предпринимателями и В.Ф.Голубевым учредили в июле 1873 года "Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода" (ныне). На обязанности Тенишева лежало все инженерно-техническое руководство заводом. Его знания и энергия способствовали тому, что завод быстро вырос и уже к 1900 году занял второе, после Петербургского Путиловского завода, место в России по объему выпускаемой продукции.

Кроме этой практической инженерной работы Тенишев занимался научной деятельностью в области математики и, особенно, этнографии, выпустил ряд книг и был председателем организованного по его инициативе "этнографического бюро" - по сбору и изучению этнографических сведений о жизни и быте крестьян. Известна его попытка организации "Свободной школы" в Петербурге.

Бесстолпное трехчастное здание, кирпичное и оштукатуренное, имеет своеобразную композицию, которая значительно искажена утратами. Двусветный, сильно вытянутый по продольной оси объем после разборки завершений имеет одинаковую высоту всех частей и выглядит как единое целое благодаря общему характеру их членений. Основной квадратный в плане четверик храма, более широкий и с закругленными углами, прежде был увенчан малым восьмериком с купольной кровлей. К нему примыкают небольшой прямоугольный алтарь с закругленной восточной стеной и короткая прямоугольная трапезная с четвериком паперти, над которой ранее возвышалась колокольня (сохранились остатки нижнего яруса).

Богатый барочный декор фасадов отличается изяществом деталей. Внутренняя отделка здания была очень пышной, с обильной полихромной лепниной. От нее остались фрагменты в виде скульптур ангелов и различных архитектурных деталей на стенах нынешнего чердака здания.

Перед домом поперечная аллея пересекается двумя продольными аллеями. Первая, длиною 350 метров, соединяет верхний парк с хозяйственным двором и фруктовым садом, расположенным в левой части усадьбы. Вторая, основная продольная аллея, пересекает перед фасадом всю территорию усадьбы, от западной окраины через фруктовый сад устремляясь к березовой роще и далее к полям. Двумя арочными романтичными мостиками она перекидывается через овраги, спускающиеся к реке.

Дом был открыт в сторону сельской площади парадным "зеленым залом" - окруженным стеной зелени, узким (ширина 25 метров) цветочным партером. Парковым фасадом дом смотрел на реку. Перед ним полукруглая площадка, от которой начинается гранитная лестница спуска к реке. В верхней части лестницы грот. В него можно войти и отдохнуть в прохладе. Отсюда красивый вид на Десну.

Склон берега и нижняя прибрежная зона имеют ландшафтную планировку с небольшим числом троп и дорожкой вдоль берега реки. Здесь же располагался "рыбный пруд" (не сохранился). Его чаша находилась несколько выше уровня Десны. Дорожка соединяла пруд с поперечной аллеей и далее, в правой части парка, выходила на подъездную дорогу к мосту. Она дважды поперечными дорожками, ныряющими на дне оврагов под арки мостиков, соединялась с верхним парком.

Таким образом, архитектурно - планировочная композиция парка логично сочетает регулярные устройства с "натуральными", четкие прямые аллеи, "зеленые залы" и "кабинеты" - с прихотливо вьющимися дорожками, со свободной планировкой, приближенной к живой природе. Центр композиции - это упомянутый выше "зеленый зал" цветочного партера перед домом усадьбы. Слева от него, если смотреть от Железных ворот, поперечные аллеи, соединенные между собой тремя короткими прямыми аллеями, образуют еще три зеленых зала, обрамленных плотными рядами высоких лип. Здесь на лужайках размещались игровые и спортивные площадки: русская лапта, лаун-теннис, крокет и другие. Перед средним из этих залов находится открытая, на возвышении, поляна. На ней стоял "Летний дом". Справа от партера располагались службы и фруктовый сад.

Не считая нескольких хозяйственных построек бывшей усадьбы, на территории парка сохранились отдельные элементы парковой архитектуры: Железные ворота, две гранитные лестницы веранд главного дома, гранитный (с гротом) лестничный спуск к реке, один арочный каменный мост через овраг. Характер их архитектуры общий с архитектурой дома.

Парк имеет разнообразное по видам растений озеленение. Раньше площадь цветочного партера перед домом обрамлялась рядами лиственниц, десятью туями (по пяти с каждой продольной стороны) и серебристыми елями. Ныне это экзотическое обрамление утрачено. По аллеям - однопородная посадка из лип. Ландшафтную часть парка украшают местные породы деревьев и кустарников: липа, клен остролистный, дуб черешчатый, тополи черный и берлинский, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина и другие. Встречаются экземпляры сосны кедровой сибирской.

Хотылевский парк - это парк внешних видов. Регулярная часть его умеренно парадная и уютно замкнутая в прямоугольные зеленые стены аллей. Ландшафтная же часть во многих местах открывается разрывами и "окнами" в зелени на реку и заречье, направляя внимание зрителя на отдельные виды широкого деснянского пейзажа. С площадки "Летнего дома" открывается вид сверху на "рыбный пруд", нижний парк и на уходящую вдаль пойму с серебряным изгибом реки.

Аллея лестницы торжественно показывает Десну "в упор" на коротком участке, вписанном в ажурную раму из ветвей деревьев, как бы приглашая приблизиться к ней. Поперечные дорожки, спускающиеся по логам, открывают новые и разные виды, обрамленные полукруглыми арками мостов, переброшенных над оврагами. Извивающаяся прибрежная дорожка на своих поворотах заставляет взглянуть вдоль Десны в голубую даль. Такое включение внешних видов в парк необыкновенно обогащает его содержание, как бы раздвигает его границы далеко, далеко.

К сожалению, современное состояние парка внушает тревогу за его будущую судьбу. Бессмысленно разрушается красивая лестница и другие парковые сооружения. Исчезают ценные деревья, заменяясь случайной порослью. Руководство сельского производственно-технического училища, в ведении которого находится парк, рассматривает его территорию как резервную для строительства своих зданий. Учебный корпус, клуб и ряд хозяйственных построек расположены в парке. Предусматривается строительство жилых домов и других зданий училища. Думается, что это неразумно и недопустимо: для нового строительства у нас еще достаточно свободной территории.

Чтобы ограничить использование парка под застройку, необходимо срочно установить охранную зону парка как ценного памятника. Парк в Хотылеве, пожалуй, единственный пример в Брянском крае террасного прибрежного парка со своеобразной планировкой, активно включающей в свою композицию внешние виды отмеченных незаурядной красотой окрестностей. Надо его сохранить.

  • Городков В. По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - С. 78-87.
  • Дубровский, А.М. Усадьба Тенишевых в Хотылеве / А.М. Дубровский // Усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. I.- 2017. - Т. 1. - С. 197-205
  • Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. - Т. 1.- С. 129-130.
  • Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Брянская область. - М., 1977. - С. 38-40.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 180-184.
  • Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. - Л., 1991. - С. 93, 100-101, 127-129.
  • Бочарова Н. Посмотреть родину // Точка. - 2008. - №7. - С. 106-107
  • Городков В. Преображенская церковь в Хотылеве//Брян. газ. - 1993. - Окт. (№40). - С. 6.
  • Деханов В. Усадьба Тенишевых в Хотылево: следы минувшей красоты//Брян. газ. - 1999. - авг. (№32). - С. 6.

10 мая, в рамках работы над сайтом нами была предпринята экспедиция в Хотылево. Там находится одно из интереснейших мест в Брянской области - Парк княгини Тенишевой. Вообще Тенишевы для г.Брянска фигуры довольно значимые.


* Тенишевы жили в Бежице (с 1956 года - Бежицкий район Брянска) с 1892 по 1898 годы. Князь Вячеслав Тенишев - один из основателей и владельцев крупнейшего в регионе и в России Брянского завода (ныне Брянский машиностроительный завод - БМЗ). Его жена Мария открыла шесть общеобразовательных школ, несколько ремесленных школ и училище. За создание училища (в июне 2007 года на этом здании в память о меценатах установлена мемориальная доска) Тенишевы получили благодарность от императора Николая II. В Хотылево, в усадьбе княгини, часто гостили знаменитые художники и люди искусства того времени. Илья Репин, Михаил Врубель сделали здесь ряд набросков и картин, прославивших эти места. В частности, в Хотылево была написана известная картина Врубеля "Пан". (по материалам gorodbryansk.info)




От самой усадьбы Тенишевой, к сожалению, осталось очень мало, только ворота сторожат вход в парк, но туда мы пойдем позже.


Храм построен в 1759-63гг. на средства тогдашнего хозяина Хотылева помещика Фаддея Петровича Тютчева. С XVII века на этом месте стояла деревянная Никольская церковь, она была сожжена во время "смуты" и неоднократно перестраивалась. Само имение один из Тютчевых проиграл в карты и его выкупил Тенишев у какого-то афериста.

Идем внутрь. В 2007 году крыша еще цела была, если судить по фотографиям на сайтах. Теперь же - см. фото ниже. Когда переделывали здание под общежитие, здание реконструировали - посередине сделали второй этаж, добавили над ним потолок, сбили всю лепнину. Безжалостное время словно само пытается убрать следы этой переделки. Если не вмешаться, скоро здесь останутся только стены церкви.

09. Окно
12. Вид сверху. Видны остатки декора
13. Состояние крыши
14. Спускаемся и идем в парк
15. Вид из парка на церковь.

* Вот с этой точки можно попытаться представить как церковь выглядела во времена Тенишевых. Мы нашли реконструкцию известного брянского архитектора В.Н. Городкова. На ней можно рассмотреть, кроме самой церкви, ворота и часть аллеи парка.

Если уж продолжать разговор о самом парке, то нелишне показать как он выглядел и немного рассказать о нем.




Как видите, масштабы впечатляют...
После смерти Тенишева в 1903 году, усадьба перешла к графине М.Н.Граббе. А в 1905 году во время крестьянских волнений летний дом в парке был сожжен полностью. В Великую Отечественную войну главный дом разрушен фашистами.



Так что к настоящему времени от усадьбы сохранились лишь гранитные лестницы от веранд главного дома в парк к реке, несколько хозяйственных корпусов и «железные ворота»:


Источники: 1. Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1998 2. va-brk.narod.ru (илл.)

Давайте посмотрим как парк выглядит сейчас. Рекомендуем сверяться с планом парка.

19. Лестница к Десне (см. реконструкцию)

Вдоль берега можно погулять. Если пойти влево - метров через 200 будет подвесной мостик (о нем в конце).

27. Вид с моста
28. Еще мост

Вот и все. На очереди фотоотчет о роще "Соловьи" в г. Брянск