Должны ли в школе. Обязана ли школа обеспечить детей учебными пособиями. Есть какой-то выход из этой ситуации

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее- Закон) определен порядок обучения для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.Согласно ст. 41 Закона для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Примечание . «Длительное лечение» подразумевает пребывание на стационарном лечении 21 день и более.
А как же быть школьникам, которые болели менее 21 дня?
Согласно ст. 44 Закона родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
В соответствии со ст. 43 Закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
По мнению юристов, в этом случае по умолчанию следует считать, что школьники, пропустившие занятия, в том числе и по болезни продолжительностью менее 21 дня, должны восполнить пробелы в своих знаниях самостоятельно, а школа может проводить только те занятия, которые предусмотрены учебным планом. Также по умолчанию на уровне региона может быть принят нормативный акт, а на уровне образовательного учреждения - локальный акт, обеспечивающие организацию занятий с такими обучающимися.
Локальными актами школы (Устав, Положение об организации обучения больных детей и др.) работа с отстающими обучающимися, с обучающимися, пропустившими занятия по уважительным причинам, как правило, может быть предусмотрена если:
— она включена в муниципальное задание школе и, таким образом, на эту работу заложено финансовое обеспечение;
— школа располагает внебюджетными средствами, которые она может направить на оплату труда учителей, работающих с такой категорией обучающихся.
Если ни локальные акты школы, ни региональное законодательство не предусматривают возможности обучения длительно болеющих детей либо болеющих непродолжительный период, то выдвигать требования к школе родителям будет затруднительно.
В любом случае родителям следует порешать данные вопросы с администрацией школы, поискать совместно приемлемые варианты, например, перейти на обучение по индивидуальному учебному плану и др.
Примечание . С локальными актами школы родители могут познакомиться на её сайте.

Когда ребенок переступает школьный порог, у него начинается новая жизнь. Как разобраться в проблемах, возникающих после первого школьного звонка? Как защитить себя и своего ребенка от неправильных и зачастую незаконных шагов школьной администрации? Попробуем ответить на некоторые самые распространенные вопросы, возникающие у родителей.

Что написано в школьном уставе?

У меня возник конфликт с администрацией школы, в которой учится сын. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что он связан с построением программы. Директор стала ссылаться на устав, но я его не видела. До зачисления нас никто не предупреждал, что на детях будут "обкатываться" какие-то новые программы .

Статья 16 Закона об образовании гласит: школа должна ознакомить родителей будущего ученика со своими учредительными документами и иными материалами, регулирующими образовательный процесс. Прежде всего родителям следует обратить внимание на устав образовательного учреждения. В нем оговаривается, как, в каком порядке принимаются в школу дети, срок обучения, порядок оценки знаний, как оплачиваются дополнительные услуги. Устав школы не должен противоречить Закону об образовании и иным нормативным актам, регулирующим процесс образования. Если противоречие все же наблюдается, то родители могут оспорить все незаконные положения (например, о проведении вступительных экзаменов при зачислении в 1-й класс) в судебном или административном порядке.

Организация образовательного процесса в школе строится на основе учебного плана, разрабатываемого ею самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий. Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения . Продолжительность учебного года в 1-х классах длится 30 недель, во 2-11(12)-х классах - не менее 34 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается школой самостоятельно.

При нашей школе действует попечительский совет. "Благодаря" его усилиям бесплатной школу назвать уже нельзя. Ежемесячно с нас берут немаленькие суммы на те или иные нужды. Законно ли это?

Закон позволяет родителям учеников участвовать в управлении школой. Уставом образовательного учреждения может разрешаться организация попечительских советов при школе. Это один из видов самоуправления школой и один из действенных способов влияния родителей и законных представителей ребенка на ход образовательного процесса. На практике такие органы занимаются организационными и вспомогательными вопросами.

Чаще всего именно попечительские советы взимают деньги с родителей учеников. В данном случае необходимо отметить, что подобные взносы должны носить исключительно добровольный характер. Конечно, материальное обеспечение сегодняшних школ, особенно государственных, чаще всего оставляет желать лучшего, но все же это не повод для систематических поборов. Поэтому попечительский совет может организовать ремонт школы, а не собрать на него деньги и выдать их руководству школы. Это так называемое целевое финансирование гораздо эффективнее банальных взносов. Финансовая деятельность советов должна быть совершенно прозрачной. Вы имеете полное право узнать, на что потрачены сданные вами средства.

Поступаем в школу

Для того чтобы определить ребенка в школу, причем, заметьте, государственную, с моих знакомых потребовали не больше, не меньше чем 3000 у.е. Платить нужно было сразу и на руки директору школы. Семья ребенка проживала в пяти минутах езды от школы, но по несчастному стечению обстоятельств дом находился на стыке районных управ и школа официально числилась за другой управой. Насколько законна данная ситуация, что должны были предпринять родители?

К сожалению, ситуация не единична. Во-первых, она носит исключительно криминальный характер и лежит в зоне применения Уголовного кодекса. Поэтому вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы и Комитет управления образованием. Во-вторых, по закону государственные и муниципальные образовательные учреждения должны обеспечить прием всех детей, которые проживают на территории нахождения школы. Если ребенок не проживает на данной территории, ему может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. И тут, к сожалению, ничего не поделаешь.

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1-й класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Прием детей в первые классы во все виды государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на конкурсной основе является нарушением п. 3 ст. 5 Закона об образовании. При поступлении в школы с углубленным изучением отдельных предметов (например, иностранных языков) допускается тестирование, но только лишь для того, чтобы определить уровень знаний ребенка и впоследствии сформировать классы с учетом развития, способностей и здоровья детей.

Очень часто при приеме ребенка в школу с родителей требуют бесконечное количество документов, но нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления образовательных услуг, четко регулируют данный вопрос. Так, для зачисления ребенка в 1-й класс родители или законные представителя ребенка (опекуны, попечители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме и медицинскую карту ребенка. Требование справок с места работы родителей с указанием заработной платы законом не допускается. Заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер и не является обязательным.

Обучение в государственной школе бесплатное - это правило также установлено ст. 5 Закона об образовании. Взимание денег за обучение по "особым" программам и учебникам, охрану и уборку школьного здания, на надбавки к заработной плате педагогов и нужды школы не допускается. Варианты взносов возможны через попечительский совет, о чем мы говорили выше.

Право родителей

В школе, где учится моя дочь, проводится следующая политика: родители не должны "лезть" в образовательный процесс. Школа совершенно закрыта от родителей. А меня, например, не устраивает то, что я слышу от дочери: мне кажется, учительница ведет себя некорректно...

Без сомнения, родителям будет интересен тот факт, что по закону они имеют право на выбор учителя для своего ребенка. Первый год учебы в школе самый трудный в плане адаптации для школьника. Он попадает в новую среду, где вопросы психологической совместимости со взрослым наставником крайне важны. Поэтому и родители наделены возможностью поменять учителя, если возникнут серьезные проблемы. Для этого необходимо всего лишь написать заявление на имя директора школы с обоснованием просьбы.

Кроме этого, нормативными актами родители наделены большими возможностями контроля над учебным процессом. Так в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона об образовании они имеют право присутствовать на уроках, знакомиться с методикой преподавания предметов и оценками успеваемости.

При школе могут быть организованы конфликтные комиссии. Они состоят из представителей родителей, учительского состава, администрации школы. При возникновении спорных ситуаций решения конфликтной комиссии носят рекомендательный характер. Если же общее решение найти не удается, и представители образовательного учреждения и родители вправе обращаться в судебные инстанции для разрешения спора. Кроме этого родители вправе обращаться в органы управления образованием (комитеты образования, районные подкомитеты и т.д.).

Счастье двоечника

В нашей школе оценка - не мерило знаний, а средство шантажа. Моему сыну-десятикласснику постоянно угрожают отчислением из школы из-за двойки по химии...

Моя дочь была вынуждена сдавать экзамены по четырем предметам при переводе в среднюю (!) школу. Законно ли это?

По действующему законодательству каждая школа имеет право выбирать вид аттестации учащихся самостоятельно. Согласно ст. 15 Закона об образовании, образовательные учреждения свободны в определении системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации. Поэтому родителям не стоит удивляться, если окажется, что даже в первом классе придется проходить разнообразные тестирования.

Что же делать, если ребенок по каким-либо причинам не достаточно хорошо усваивает школьную программу, получает неудовлетворительные отметки? Могут ли оставить его на второй год? Что именно следует предпринимать родителям? Статья 17 Закона об образовании гласит, что ученики начальной и средней школы, получившие годовые двойки по двум или более предметам, "по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления (педагогического совета) образовательного учреждения".

На практике это правило означает, что без согласия родителей школьника он не может быть переведен даже в класс для отстающих. Но в то же время родитель несет полную ответственность за последующую успеваемость ребенка. Надо отметить, что школьные учителя и администрация учебных заведений большей частью идет навстречу ученикам. Наиболее распространенный вариант - это организация дополнительных занятий. Вот здесь у школы появляется полное и вполне законное право взимать плату с учеников. Однако следует отметить, что возможность подобных уроков и плата за их организацию должна быть прямо предусмотрена уставом школы.

Наиболее болезнен вопрос исключения учеников из школы. Родителям следует знать, что исключить ребенка, не достигшего 14 лет, школа вообще не имеет права . Согласно ст. 19 Закона об образовании ученика, достигшего 14 лет, можно выгнать из школы "за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения" - проще говоря, за хулиганство и плохое поведение. После принятия решения об исключении администрация школы обязана в трехдневный срок проинформировать о принятом решении местный орган самоуправления. Тот в свою очередь принимает меры по устройству исключенного на новое место учебы. Решение об исключении ребенка из школы можно оспорить как в административном (путем обращения с жалобой в органы управления образованием), так и в судебном порядке.


Кто наверстает пропущенное?

Мой сын проболел практически всю четверть. Обязан ли он сдавать те домашние работы и промежуточные контрольные, которые пропустил по болезни?

Закон говорит, что каждый ученик должен осваивать определенный объем знаний - образовательную программу за определенную образовательную ступень. Если ребенок часто болеет, родители вправе выбрать для него приемлемую форму индивидуального обучения, в том числе и домашнего. В любом случае государственный образовательный стандарт должен быть выполнен. Что дает право школе требовать от ученика выполнения тех заданий, которые он пропустил вследствие болезни. Конечно, его не заставят выполнять все пропущенные домашние работы. Но сдать определенный минимум он обязан. На практике такие вопросы разрешаются в индивидуальном порядке каждым учителем.

Безопасность

Одноклассник моего сына получил травму на уроке труда. Ему даже пришлось перенести операцию на кисти руки. Несет ли школа ответственность за такие происшествия?

Согласно ст. 32 Закона об образовании, школа несет ответственность за жизнь и здоровье ученика во время образовательного процесса. В любой ситуации школа должна компенсировать расходы на лечение и уход за ребенком. Как показывает практика, школы не скрывают факты травм во время учебы и по первому требованию выдают соответствующие справки, которые и являются основанием для требований о возмещении ущерба. Если же школьная администрация отказывается выдавать подобный документ, то факт травмы можно подтвердить свидетельскими показаниями или медицинским заключением, полученном в любом медучреждении.

В заключение хочется заметить, что законы, связанные с образованием в нашей стране, требуют срочного реформирования в соответствии с условиями рыночной экономики. Так на сегодняшний день российские аттестаты о полном среднем образовании не признаются во многих странах Европы. Подросткам приходится доучиваться год-полтора, чтобы иметь возможность обучаться в иностранных вузах. Кроме этого нельзя снижать уровень того фундаментального классического школьного образования, который держался во времена СССР. Если прибавить к этому тот опыт, который накопила система школьного образования за последние десять лет, то мы сможем получить самый приемлемый вариант системы образования.

Обсуждение

Здравствуйте Подскажите что мне делать?
Когда мой ребёнок закончил первый класс проблемы в учебе не было. Ребёнок и знает алфавит и умеет считать, единственным хромала чтение. Я обратился классному педагогу и спросила может ли она позаниматься с моим ребёнком летом дополнительно. Она ответила да конечно я вам позвоню и приглашу. В течение всего лета я не однократно связывалась с учителем, а она кормила нас обещаниями. И пригласила только в августе месяце за неделю до конца учебного года, на 3 занятий.к
Которые не дали никакого результата. А у других родителей из нашего класса, я узнала, что она приглашала их детей на дополнительные занятия летом в июне месяце. А нас она просто игнорировал. Во втором классе в 1 четверти ребенок заболел,она не посещала занятия одну неделю. И также во второй четверти. Потом у нас начались проблемы в конце второй четверти учительница вызвала меня в школу, на беседу с психологом. Когда я пришла психолог им зовут школа начали беседовать между собой а после моего ребёнка. Говорили что ей нужно переводить обратно в первый класс или оставляют на второй год, а лучше всего перевести ребенка в школу для умственно отсталых детей так как она не знал алфавит у неё очень короткая память, читать и писать она не умеет. А умеет только механически списывать. Потом они подключили меня. Сказали что мой ребёнок в этой школе никому не нужен, они не обязан заниматься с ней и обучать ее, это делать должна я сама. У них и так в школе более 700 человек и времени у них на это не хватает. Так как в школе бесплатное образование, а за маленькую зарплату никто не будет дополнительно заниматься с вашим ребёнком. В слезах я ушла домой. Но на этом всё и закончилось. В начале третьей четверти меня опять вызвали в школу, но уже к директору в присутствии психолога, социального работника, классного руководителя. Психолог опять начинала говорить, что моего ребенка короткая память и только механическая списыванием что у неё проблемы с головой. Когда я попыталась возразить, то меня сразу же перебивали, сказал что у неё не когда я пыталась возразить что меня сразу же перебили, сказав что у меня нет на это прав. Психолог сказала, что у меня нет на этоправ. Психолог сказала, что из-за того что я работаю, я мало уделяю времени своему ребёнку. Классный руководитель и психолог обменивались между собой фразами о том, что им нужно освободить место в классе, а потом оно туда кого-то возьмет. Психолог назначил очередную комиссию.
Я всегда думала что педагоги должны обучать детей, давать им знание, что их нужно уважать и ценить. Об этом я говорила своим детям чтобы они уважали учителей и внимательно их слушали ведь учителя дают нам знания которые пригодятся в жизни. Чтобы дети были грамотными и образованными. Но столкнувшись с такой ситуацией, я уже не знаю что думать.

14.02.2019 18:57:55, Lol228008

Здравствуйте такая ситуация ученик 9 класса попадает в неприятную историю, недоучился месяц и его отправили в воспитательную колонию, он вышел от туда досрочно, как ему быть? Заново учиться 9 класс? Или же можно сдать экзамены и получить аттестат?

08.10.2018 20:25:47, Ангелина

Добрый день! У нас сегодня последний день первой четверти 2016-2017 уч. года. Ребенку 7 класса т.е. старшей дочке по истории стоит 2, а у второй дочки 4. Дело в том, что старшая всегда готовиться и читает домашние задания, а учительница по истории на уроках у нее никогда не спрашивает о прочитанном, а отвечают только те ученики которые всегда отвечают и соответственно получают хорошие оценки. А вот вторая дочка честно скажу, не читает не готовиться по истории почему то ей вставлена 4 ка. Конечно мне приятно как родителю любые заслуженные не заслуженные хорошие оценки детей. Но мне кажется что это не справедливо. Из-за не справедливости я хочу поменять учителя по истории.
Вопрос: Может ли родитель менять предметного учителя? Как написать заявление?

29.10.2016 07:49:30, Юлиана Павлова

Здравствуйте.Подскажите пожалуйста как нам быть.Когда моего ребёнка принимали в 1 класс,с трудом нашли учителя,её просили вернуться в школу т.к она уже на тот момент решила закончить свою трудовую деятельность.В итоге,она согласилась и стала очень хорошим педогогом для наших деток.Это очень хороший,образованный и знающий своё дело педогок.Буквально на днях мы узнаём,что её переводят снова на первоклашек,т.к учителя знающего программу 2100 у них не оказалось(зачем тогда было набирать класс?),а наши дети лишились и любимиго учителя и самого кабинета.Наша учительница не однократно просила директора остаться с нами,на что ей было сказанно "Можете покинуть школу и забрать дочь выпускницу".Подскажите как нам,родителям быть?Ведь директор нас слушать не хочет,куда нам "кричать" чтобы всё вернулось на свои места.Имеем ли мы родители право чтобы вернулиучителя.В место нашего педогога нам дали молодую очень девушку,которая только поступила в университет и вышла с декретного отпуска,а это значит бесконечные больничные,сессии и т.д.И наши дети ни кому не нужны!Заранее спасибо за ответ.

25.08.2012 10:55:44, Наталья В.Б

Учитель сказал: "да пошёл ты" на отказ сына переодеться на урок физкультуры! Как можно повлиять на учителя или администрацию школы?

02.12.2008 22:40:31, Дима

Имею ли право родители отказаться от обучения их детей по математике Петерсон с 3 класса? 1 и 2 классы дети обучались математике именно по этой программе. Но психика детей ломается, т.к. им трудно усваивать материал.

28.11.2008 00:46:02

у меня произошёл конфликт с заучем школы.Она ведёт английсский язык.На её уроке я встал бех розрешения и забрал свой портфель у одноклассника, после чего она меня выгнала.И теперь она не допускает меня на урок.И грозит мне скандалом.Она должна была вызвать моих родителей и поговорит с ними, но она этого не сделала.Я считаю что она привысила свои должносные полномочия. Помогите мне с этим вопросом. Меня зовут Саша, мне 14 лет учусь в 8 классе, и незнаю что мне делать?

24.11.2008 03:22:59, Саша

Какие у меня права есть когда однаклассники меня оскорбляют.

17.11.2008 10:42:54, Кирилл 01.11.2008 14:54:09, Светлана

В нашей школе с начала второй четверти администрация решила изменить время начала занятий с 8-00 на 08-30. Это для нас крайне не удобно, по той причине, что мой рабочий день начинается с 8-00. Также мой ребенок посещает дополнительные кружки вне школы и перенос этих занятий на другое время невозможно! Правомерно ли это? и какие действия можно предпринять, чтоб избежать изменений? Школа ссылается на нормы Санпина, не подскажите где с ними можно ознакомиться!?

01.11.2008 14:53:48, Светлана

меня оскорбил учитель при всём классе за то,что я не выучил стих и грозит оставить на второй год. какие у преподователя есть права на это?

31.10.2008 06:24:06, ярослав

имею ли я право не законьчев 9 класс покинуть школьное учереждение?

02.09.2008 16:12:20, селезнёва ирина

Старшее поколение вспоминает свои школьные годы так : на уроках внимательно слушаем учителя, выполняем все задания; на переменах помогаем дежурным учителям удерживать беготню в коридорах; после уроков приводим в порядок класс, поливаем цветы, моем пол; возвращаемся домой, и только после того, как добросовестно сделаем уроки, бежим с чистой совестью на улицу.

Рабочие будни нынешнего школьника : кто слушает учителя, кто нет, можно и пошалить; на переменах бегаем по коридору или на улице, ещё и в магазине побываем; шуршим упаковками с чипсами и шоколадом, можно бросить фантики на пол – кто-нибудь уберёт; помыть доску после урока? – Догони меня учитель! Надо поскорей убежать, чтобы не заметили; в столовой я потребитель, с чего я должен вытереть стол? А дома можно делать всё что угодно, тут никто ничего заставлять делать не будет. Домашка? — Спишу завтра у отличника, сейчас посижу в интернете или гулять пойду.

Я не училась в советское время, поэтому прошу простить, если не так описала его. Просто фильмы дали мне такие светлые представления о советском образовании и поведении учеников в школе. А про положение дел в наше время я знаю не понаслышке.

Почему же так изменилось поведение школьников?

Я думаю, проблема коренится во многих причинах.

  • Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. Главная цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
  • Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
  • В-третьих, самая главная причина – отсутствие воспитания . Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.

Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.

Права и обязанности школьников: тогда и сейчас

Права учащихся закреплены в Конституции – это право на образование , причём бесплатное, начиная с садика и заканчивая вузом. Высших образований у нас может быть сколько угодно, но бесплатное – одно. Хотя и здесь есть оговорка – вы имеете право раз в жизни получить профессию (в том числе и высшее образование) во второй раз за счёт государства, если обратитесь в службу занятости. Ещё к правам школьников мы можем отнести право на безопасные условия обучения, на бесплатные учебники и пособия, бесплатное пользование библиотекой и другим инвентарем в школе, на бесплатное питание (при определённых условиях) и дальше по списку прав человека в Конституции РФ.

Перейдём к обязанностям…

Попробую сравнить две выписки из закона «Об образовании» в России и в СССР (взят закон «Об образовании в СССР» от 1973 года).

Что входило в обязанности учащихся в СССР:

  • систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками , развивать свои способности , вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике;
  • участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании , соблюдать правила внутреннего распорядка учебно — воспитательного учреждения (правила для учащихся), быть дисциплинированными и организованными, вести здоровый образ жизни, повышать свой культурный уровень;
  • беречь и укреплять социалистическую собственность , беречь природу и охранять ее богатства, неукоснительно соблюдать советские законы и уважать правила социалистического общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям;
  • укреплять здоровье , заниматься физической культурой, готовить себя к защите социалистического Отечества.

Пусть много обязательств по отношению к государству, но сколько в то же время требований к самому себе – развивай личность, умения, знания, укрепляй здоровье.

А что сейчас? (ст. 43 закона «Об образовании в РФ»)

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план , в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации , осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья , стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации , осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации , осуществляющей образовательную деятельность.

Если сравнить, то в принципе и в новом законе сохраняются те же обязанности по развитию своей личности, соблюдению устава школы и т.д. Но исчез один важный пункт – участие в общественно-полезном труде и самообслуживании .

Почему я обращаю такое внимание на этот пункт?

Я описала в самом начале статьи день современного школьника. На просьбу помыть доску после урока отзываются только самые отзывчивые ребята. Остальные, то ли в меру загруженности учебного дня или отсутствия воспитания сразу убегают после урока. Про помощь в конце дня я вообще молчу. В нашей школе уборщица мыла только полы. А остальное? Эту работа остаётся кому? Правильно, учителю. Но у него и так много забот, так еще и убираться в классе надо?

Своей статьей я хочу убедить уважаемых родителей воспитывать в своих детках трудолюбие. Просто убирать за собой после еды, намусорил – убери, позанимался с книгами – сложи на место. Это и вам поможет содержать дом в порядке и школе. Раз в четверть решите на провести в классе генеральную уборку. Помогите организовать это неблагодарное, но нужное для здоровья дело.


И на этой патетической ноте я расскажу,

что же ребёнок не обязан делать в школе.

Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:

  • Выполнять любые трудовые обязанности (согласно ст. 34, п. 4 закона «Об образовании в РФ») без согласия родителей (законных представителей).
    Т.е. ребёнка по сути не могут заставить помыть доску, подмести пол и т.д. Вот теперь всем и дозволено кидать фантики, самолётики, кожуру от семечек. Но других детям потом приятно учиться в таком помещении?
    На Камчатке в своё время даже скандал раздули по этому поводу. Директор школы обязал всех учащихся участвовать в уборке класса и школы. Власти сочли это незаконным (согласно вышеуказанному пункту в законе об образовании) и всё.
  • Ходить на различные школьные мероприятия (кроме тех, что есть в учебном плане).
    На уроки ходить обязаны, а вот на концерты, утренники, митинги – нет.
  • Скажу ещё по поводу летней школьной практики. Это тоже трудовое принуждение. Заставлять ходить всех школьников – имеет ли смысл? В моей школе 1500 учеников. Добросовестные ребята решают проходить в июне, чтобы на остальное время куда-то уехать, и приходят всей оравой в школу. Но на такое большое количество детей работы столько не находится! Вот и получается, что в июне нет работы, а в июле и августе нет работников.
    Ещё раз повторюсь, что принуждать ребёнка проходить летнюю практику никто не вправе. Школа хитрит и называет её «помощь школе», «благоустройство школы» и т.д. Я не говорю, что помощь не нужна, ещё как нужна. Но нужно сделать её более выполнимой для ребёнка (а не по 20 часов!). Пришёл на день, помог где смог, и довольный идёшь домой. Что и предлагаю продумать вам, уважаемые родители.

Школа даёт нам бесплатное образование, а мы можем помочь ей в благоустройстве, мелком ремонте, . Всё равно детям там учиться, всё делаем только для комфорта наших детишек.
Понравилась статья? Поделись с друзьями через кнопки. Спасибо за внимание!

Начиная с первого дня учебы, родителей и школьников информируют об их обязанностях: сдать деньги на ремонт, пошить форму, купить именно этот учебник и т.д. Однако администрация школы обычно не спешит проинформировать родителей об их правах и правах их детей во взаимоотношениях со школой.
  • Право родителей на защиту интересов ребенка

В соответствии с законодательством права и законные интересы детей защищаются их родителями. Для реализации этого права, которое в равной мере является и обязанностью, родители при оформлении ребенка в школу и во время учебы вправе ознакомиться с уставом, на основании которого действует школа и в котором должны быть определены основные моменты взаимоотношений участников образовательного процесса в рамках школы. Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка, а администрация школы обязана предоставить все эти документы для ознакомления.

  • Экзамены при поступлении

Все дети, достигшие школьного возраста (6-7 лет), принимаются в 1-й класс государственной школы без экзаменов. Исключение составляют только спортивные и художественные школы. Таким образом, государственные школы, в которых будущих первоклашек экзаменуют и на основании результатов такого экзамена отказываются принять ребенка в школу, нарушают законодательство. Зачисление в гимназию (которая в соответствии с новой структурой представляет собой 5-9 классы) также не может осуществляться по конкурсу, так как в гимназию должны зачисляться все окончившие начальную школу без исключения. И только зачисление в лицей (то есть по новой системе 10 - 12 класс) осуществляется по конкурсу.

При этом следует иметь в виду, что существует различие между экзаменами и тестированием. Тестирование, которое должно проводиться только после зачисления, имеет своей целью понять уровень развития ребенка, ведь в соответствии с законодательством учителя должны подходить дифференцированно к обучению каждого ребенка на основании определения психофизиологических особенностей, способностей и наклонностей ребенка.

  • Продолжительность учебного года

Учебный год составляет 35 недель, которые должны делиться на приблизительно равные триместры, разделенные каникулами.

  • Дополнительные предметы и альтернативные учебники

Учебные планы и программы, учебники и другие учебные пособия для государственных школ утверждаются Министерством Просвещения на основании конкурса. Школы вправе с согласия родителей использовать альтернативные учебники, которые, однако, должны быть в полном соответствии с государственными образовательными стандартами.

Что касается дополнительных предметов, то их включение в школьную программу осуществляется только с предварительного согласия родителей. При этом родители вправе ознакомиться с методикой преподавания предмета, присутствовать на уроках и знакомиться с результатами успеваемости учащихся.

  • Материальные взносы

Несмотря на то, что государственное образование официально является бесплатным, самой актуальной проблемой является перманентное материальное участие родителей в финансировании нужд школы. Попробуем разобраться с наиболее распространенными просьбами.

Ремонт школы. Оплата ремонта школы, покупка каких-либо материалов в фонд школы (занавески, стройматериалы и т.д.) является исключительно добровольным желанием родителей, то есть в форме добровольного пожертвования. Если Вы не хотите, никто не вправе заставить Вас платить по каким-либо расходам школы.

Покупка школьной формы. Ношение школьной формы определенного фасона и цвета является обязательным, если это предусмотрено Уставом школы, с которым родители имеют право ознакомиться как до поступления, так и во время учебы. И даже в этом случае администрация школы может требовать только ношение формы определенного фасона и цвета (синяя плиссированная юбка или красная в клеточку и т.д.), но не навязывать магазин или портного, у которого Вы должны ее приобрести.

Дополнительные занятия. Согласно законодательству школа вправе предоставлять платные услуги по преподаванию дополнительных предметов, которые отсутствуют в школьной программе (хореография, ритмика и т.д.), а также по проведению дополнительных занятий по обязательным предметам (иностранный язык, математика и т.д.). Но! Дополнительные занятия могут проводиться только по просьбе и с согласия родителей, на основании контракта, подписанного между родителями и администрацией школы. Размер платы за такие занятия должен устанавливаться в начале каждого учебного года и согласовываться с органами местного самоуправления, Районной дирекцией образования, а также с Районной финансовой дирекцией. Взимание платы без соблюдения вышеуказанных условий незаконно.

Дополнительные услуги. Согласно законодательству школа вправе организовывать платные экскурсии для детей и группы продленного дня. Однако предоставление таких услуг должно отвечать тем же требованиям, что и организация платных дополнительных занятий, то есть быть исключительно добровольной, на основании контракта, по согласованным с соответствующими органами расценкам.

Привилегированные классы. В последнее время в некоторых школах родителям предлагают отдать ребенка в платный класс или в класс с меньшим количеством учащихся, где, следовательно, ребенку будет оказываться большее внимание. Такое предложение является законным, только если при этом существует возможность отдать ребенка в обычный, бесплатный класс, то есть решение родителей будет добровольным, а не принудительным, с подписанием контракта и взиманием официальных расценок. При этом хотелось бы обратить внимание родителей на тот факт, что в соответствии с законодательством количество учащихся в бесплатных классах должно быть в любом случае не больше 20 человек.

Таким образом, если Вас устраивает что-то из перечня платных услуг - вы платите, если нет - нет. Точно так же родитель всегда вправе отказаться, заявив, что он не считает нужным принимать участие в каких-либо расходах школы. Если его обязывают платить, то действия администрации являются незаконными.

  • Участие в трудовых мероприятиях

Довольно часто в школах проводятся мероприятия по уборке территории вокруг школы или в соседнем парке, а также иные трудовые мероприятия, участие детей в которых, якобы, является обязательным. В связи с этим хотелось бы отметить, что в соответствии с нашим законодательством и международными конвенциями обязательный труд запрещен.

Более того, принудительное привлечение ребенка к труду в любой форме влечет за собой ответственность виновных лиц. Поэтому, если Вы или Ваш ребенок не согласны принять участие в уборке, сборе макулатуры или других трудовых мероприятиях, администрация школы не вправе заставить Вас.

Исключение составляет лишь случай, когда эти трудовые мероприятия включены в программу одного из обязательных для изучения в школе предметов (например, производственная практика на каком-либо предприятии в рамках предмета «Трудовое обучение»). При этом программа предмета должна содержать описание трудовых мероприятий, в которых будет принимать участие школьник, и должна быть утверждена Министерством Просвещения.

К сожалению, ситуация на сегодняшний момент такова, что школьник не воспринимается многими педагогами как личность и как гражданин, права и законные интересы которого должны соблюдаться. В такой ситуации крайне важной являться роль родителей, которые должны объяснить ребенку его права и научить его их защищать, а также должны быть готовы в любой момент исполнить свою обязанность по защите его прав и законных интересов.

Многие родители, несмотря на то что школьная форма давно стала обязательным атрибутом учебной жизни, задаются вопросом: школьная форма — это обязательно? Нужно ли, готовя ребенка к школе, покупать форму или можно обойтись без нее?

У родителей и педагогов, учащихся выпускных классов есть множество аргументов «за» и «против». Многие считают, что обязательное ношение школьной формы ущемляет права и обязанности личности. Другие уверены, что школьная форма организует ученика, улучшает дисциплину в классе, повышает уровень внимания на занятиях.

Для чего была введена школьная форма?

  1. Для обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни.
  2. Устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
  3. Предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками.
  4. Укрепление общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

Является ли школьная форма обязательной при посещении учебного заведения?

С момента как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) дал образовательным организациям возможность устанавливать требования к одежде школьника (цвету, виду, размеру, фасону, знакам отличия и т. д.), вопросов относительно необходимости школьной формы стало еще больше.

С правовой точки зрения, если образовательная организация ввела школьную форму, то она является необходимым условием посещения школы. Обязанность учащегося — выполнять Устав образовательной организации и требования локальных актов, например, ношение школьной формы (ст. 43 Закона). Каждый родитель, который отдает ребенка в 1 класс, должен ознакомиться с Уставом образовательного учреждения под роспись. Если Устав содержит пункт о том, что в школе форма обязательна, то все обучающиеся, как участники образовательного процесса, обязаны выполнять требования школы — носить форму.

В ситуации, когда ученик пришел в школу без формы — он нарушил требования Устава образовательного учреждения. Данная ситуация не должна повлечь за собой такую меру как отстранение от учебы. Это связано с тем, что каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Нарушения Устава образовательного учреждения могут привести к дисциплинарным взысканиям. Чаще всего в школьной практике с учеником или его родителями достаточно провести беседу, чтобы внешний вид ученика соответствовал требования школьного этикета.

Здесь стоит отметить, что школа должна принять локальный акт, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей и представительного органа работников школы, учащихся. Введение требований к одежде должно приниматься решением всех участников образовательного процесса.

Кто определяет, какую форму должны носить дети?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, которая устанавливает виды одежды (спортивная, парадная, повседневная). Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки школы, класса в виде эмблем, галстуков, значков. Школа может порекомендовать купить одежду определенного фасона или цветовой гаммы, но не имеет право требовать купить форму в конкретном магазине, указав определенного производителя.

Специальные требования к форме обучающихся предусмотрены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области:

  • обороны и безопасности государства;
  • обеспечения законности и правопорядка;
  • таможенного дела и т. д.

В данном случае правила ношения форменной одежды и знаков различия устанавливаются учредителем образовательной организации (ст. 38 Закона).

Могут ли школьников обеспечить формой бесплатно?

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления (ст.38 Закона). Это означает, что некоторые категории школьников могут быть обеспечены формой за счет бюджетных средств, если это предусмотрено субъектом РФ.

Решение о введении требований к одежде обучающихся должно учитывать материальные затраты малообеспеченных семей (Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»). Таким образом, если субъект РФ установил жесткие требования к форме, то в его обязанности будет входить обеспечение такой формой всех малоимущих граждан.

Порядок обращения за получением субсидии зависит от региона проживания семьи учащегося. В зависимости от территории за получением субсидии можно обратиться либо в МФЦ, районную администрацию, либо в школу.

  • Одежда должна соответствовать гигиеническим требованиям к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4/71 1.1.1286-03).
  • Одежда должна соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.
  • Не рекомендуется ношение обуви, одежды с травмирующей фурнитурой, асоциальной символикой.
  • Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и носить светский характер.

Безусловно, учащиеся, которые придерживаются определенных требований к внешнему виду, соблюдают правила школьной жизни. Плюсов от того, что школа вводит ношение школьной формы, гораздо больше, чем минусов. Детям необходимо ощущать свою принадлежность к определенной группе, коллективу. Это успешно достигается за счет введения школьной формы.