Где жили древние ацтеки? Ацтеки - индейцы Америки

«В XII веке держава тольтеков пала под ударами северных диких племен. Таким образом, пришел конец второй (после теотихуаканской) цивилизации Мезоамерики. Выжившие тольтекские земледельцы, имевшие богатый багаж знаний ассимилировались со своими завоевателями и продолжили движение на юг. Слияние варварских северных племен с тольтеками послужило основой для создания последней могущественной цивилизации Центральной Америки - Ацтекской империи. Последние впитали в себя все знания и традиции своих предшественников.»

Ацтеки или теночки были одним из последних северных племен, которые к началу XIII века поселились на территории Мезоамерики , в долине Мехико . Само происхождение данного индейского племени окутано легендами . Достоверно известно лишь то, что по уровню развития они стояли немногим выше других северных племен и были не менее воинственными, чем те же чичимеки . Поселившихся на новых землях мешиков (так именовали себя ацтеки) ожидало полное разочарование. Данный район являлся местом проживания нескольких племен. К тому же шла борьба за верховенство между 3 городами-государствами - Аскапоцалько, Кульхуакан и Тескоко. Несмотря на свою репутацию отважных воинов, на тот момент ацтеки были малочисленным племенем и не являлись серьезной силой. В условиях жесткой конкуренции требовалось не только занять преобладающее положение, но и выжить. Мешики умело воспользовались ситуацией, предлагая услуги воинов по найму и переходя на сторону побеждавшей стороны. Вначале ацтеки были наемниками племени тепанеков , с центром в городе Аскапоцалько. Теночки служили им верой и правдой чуть меньше 50 лет и в 1298 году перешли на службу к вождю Кульхуакана. Ацтеки были настолько преданы новому хозяину, что в 1323 году правитель Кульхуакана выдал свою дочь(из рода тольтеков) замуж за предводителя ацтеков. Однако жрецы кровавого ацтекского бога Уицилопочтли вынудили жениха принести невесту в жертву. Узнав о случившемся, вождь Кульхуакана прогнал из города уже бывших вассалов. Долгое путешествие привело ацтеков к необитаемому острову у озера Тескоко . Согласно мифу, бог Уицилопочтли, услышав просьбы своего народа, велел им обосноваться там, где на кактусе будет сидеть орел со змеей в клюве. Таким местом, скорее всего и оказался остров у озера. Именно здесь были заложены основы города Теночтитлана – столицы будущей империи ацтеков. Топоним Теночтитлан с индейского языка науа переводится как «место плодов кактуса».

Для постройки города ацтекам остро не хватало стройматериалов. Местность была болотистой, а озерная вода соленой и негодной для питья. Ацтекам пришлось решать данные проблемы не без помощи соседей с побережья, которые обеспечивали мешиков всем необходимым, а те защищали их. Уже к середине XIV века у озера Тескоко мирно сосуществовали 2 города-государства. Отделившаяся от ацтеков группа – тлателольки построили на севере острова город Тлателолько , а теночки на юге город Теночтитлан . Ввиду родственных связей, одно время острой территориальной борьбы между сторонами не наблюдалось. Однако мир продолжался не долго. В 1373 году более развитые южане силой подчинили своей воле северных соседей. Прибрежный город Тескоко также оказался жертвой воинственных ацтеков. Между 3 городами-государствами в 1427 году была образована конфедерация, которая вместе продолжала дальнейшие территориальные захваты.

Теночтитлан за свою почти двухвековую историю прошел путь от мелкого поселения с жалкими тростниковыми хижинами до крупного центра империи, построенного из камня и украшенного драгоценными металлами. В столице ацтеков строительные работы не прекращались вплоть до прихода испанских конкистадоров . В 1427 г. ацтеки вместе со своими союзниками начали захватывать соседние территории. К началу XVI в. Ацтекская империя располагалась на территории равной 200 тыс. км2, которое населяло примерно 7 млн человек. Конец великой державы наступил в 1521 году. После трехмесячного штурма столица ацтеков была захвачена и разрушена испанскими конкистадорами во главе с Эрнаном Кортесом . На развалинах города испанцами построен Мехико, ставший центром испанской экспансии в Мезоамерике . Весьма драматично сложилась судьба последнего правителя ацтеков Монтесумы. За схваченного в плен царя мешиков алчные испанцы потребовали огромный выкуп золотом. Даже получив столь огромную плату, солдаты Кортеса демонстративно казнили ацтекского правителя. На месте дворца Монтесумы построили резиденцию Эрнана Кортеса. В дальнейшем будущая столица Мексики не раз перестраивалась. Следы последней великой цивилизации остались глубоко под землей. Лишь, начавшиеся в начале 20 века строительные работы, позволили открыть миру чудеса ацтекской культуры.

Особый интерес представляет образ жизни мешиков . Социальное неравенство весьма четко проявлялось в строящемся в столице империи жилье. Благодаря сохранившимся записям испанцев известно, что для постройки жилищ и пирамид ацтеками использовались известковый раствор, адобу (высушенный кирпич), обожженный кирпич и камень. Для украшения дворцов и пирамид применялись кедр и сосна. До прихода конкистадоров, дома бедняков напоминали собой мелкие лачужки, построенные из обожженного кирпича. Жилища знатных ацтеков строились в основном из камня.

Как и у более старых цивилизаций (майя и тольтеки ), у ацтеков также была популярна игра в мяч тлачтли, имевшая религиозный характер. Для спортивных мероприятий строились специальные стадионы. Своим религиозным культом и обрядами мешики слегка отличались от своих предшественников. Основными божествами ацтеков были: Уицилопочтли - бог войны и солнца, а также покровитель столицы, Кецалькоатль - бог знания, ветров, Тескатлипока – предсказатель будущего. Более того, подчинив соседние земли, наряду с местным населением в рабство попадали и их божества. В Теночтитлане имелось большое количество храмов, а на территории их количество составляло тысячи. Ни один день у ацтеков не обходился без обрядов. Исполнителями этих мероприятий выступали жрецы, которые обладали большим авторитетом среди ацтекского народа. Духовенство в ацтекской империи подразделялось на черных и белых жрецов. Первым было запрещено вступать в отношения с представителями слабого пола и вообще следить за своей внешностью. Жрецы принимали участие в церемонии восшествия на трон тлатоани (правителей) империи.

Особое место в увеличении престижа столицы ацтеков играла армия. Помимо Теночтитлана, Тескоко и Тлателолько принимали участие в совместных походах. Оружие мешиков в основном использовалось для защиты. Ацтеки не стремились к уничтожению покоряемых народов, а брали их в плен для использования в обрядах жертвоприношения. Военный поход прекращался сразу, как победители захватывали главный храм побежденного противника. Покоренные народы признавали власть правителя ацтеков и ежемесячно должны были с дорогими подарками посещать столицу мешиков . Для создания оружия использовались дерево, кожа, ткани, металлические и каменные компоненты, а также добавлялась кровь диких животных. Длинные копья с наконечником из обсидиана или меди, лук и стрелы, лук и стрелы, а также дротики широко использовались в бою. Кожаные доспехи и деревянный щит служили защитой.

Ацтеки , как и их предшественники, были еще и прекрасными деятелями искусства. Среди мешиков имелось немало архитекторов, скульпторов, художников, резчиков по камню, ювелиров и представителей других профессий. Пользуясь опытом предыдущих индейских народов, они создавали прекрасные архитектурные сооружения и украшали их драгоценными металлами. Пирамиды , сооружаемые ацтеками, как и у прежних цивилизаций, были четырехгранными. На их вершине находились храмы , где проводились обряд жертвоприношения и другие важные мероприятия. Как и у тольтеков календарь мешиков имел цикл из 52 лет, по 260 дней в каждом. Год состоял из 13 месяцев по 20 дней в каждом. По истечении очередного цикла ацтеки ожидали какое-то стихийное бедствие.

До наших дней дошло немало образцов ацтекской цивилизации . Примером мастерства скульпторов служит обнаруженная в 1790 году трехметровая базальтовая статуя богини плодородия и земли Коатликуэ . Сегодня данный исторический монумент хранится в Национальном музее антропологии столицы Мексики . В начале 20 века на одной из улиц Мехико во время строительных работ обнаружены каменные плиты, являвшиеся обломками главного храма Теночтитлана , а также различного размера скульптуры. В 70-80-е гг. 20 века недалеко от президентской резиденции и во время постройки столичного метро вскрыты святилища богов Уицилопочтли и Тлалока , а также фресковые изделия с росписями. Еще одной находкой стал Календарный камень (Камень солнца ), на котором имеются пиктографические знаки. Этот камень доказывает, что ацтеки имели собственную письменность, состоящую из пиктограмм и символов, напоминающих древнеегипетские иероглифы. В результате раскопок также обнаружены ювелирные изделия, посуда из керамики, фигурки божеств, ожерелья и многое другое.

Таким образом, можно утверждать, что ацтеки , вобрав в себя все лучшие качества своих великих предшественников, сумели создать собственную богатую цивилизацию. Последнюю цивилизацию в Центральной Америке . Найденные ценные находки подтверждают данное утверждение.

На территории современной Мексики, содрогнувшейся под тяжелой поступью испанских завоевателей в начале 16 столетия, в определенные периоды времени проживали различные индейские народности и племена. Одно из самых интересных и загадочных племен, создавшее многомиллионную и наиболее развитую в Северной Америке империю той эпохи – империю ацтеков, буквально за несколько лет было уничтожено безжалостной Конкистой, начавшейся в 1521 году.

Государство ацтеков

В 1256 году в бассейне озера Тескоко появились чужестранцы, пришедшие с севера и называвшие своей родиной Ацтлан – полумифическую страну, месторасположение которой доподлинно не установлено. Именно поэтому этой племенной группе и было присвоено наименование «ацтек», что означало «человек из Ацтлана», хотя сами индейцы именовали себя – теночки. Несколько десятилетий ацтеки преданно служили правителю города-государства Аскапоцалько, который слыл самым могущественным в этом регионе.

На обширном горном плато, там, где сейчас расположен современный Мехико, в 1325 году была основана столица будущего могучего ацтекского государства – . С этого момента вожди ацтеков несколько раз предпринимали тщетные попытки избавиться от унизительного и бесправного положения вассалов, но бесконечные раздоры внутри самого племени не способствовали упрочению положения ацтеков. Только в 1376 году новый верховный вождь Акамапичтли навел порядок и положил начало объединению трех племен из городов Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан.

Спустя всего лишь полстолетия этот тройственный союз приобрел славу самого могущественного в Центральной и Южной Мексике, равного которому не было никого вплоть до падения империи ацтеков. На момент прибытия в Мексику испанских завоевателей Теночтитлан превосходил по размерам, народонаселению и обустройству любой европейский город той эпохи. Поскольку столица была воздвигнута на острове посреди озера Тескоко, то на берег из города можно было добраться по трем широким дорогам, насыпанным ацтеками вручную и ведущими в трех направлениях (север, запад, юг) в самые дальние уголки империи.

Религия, культура и общественный строй ацтеков

По свидетельству испанских хроник, внутри Теночтитлана жители нередко передвигались на лодочках по каналам, примерно, как в Венеции. В центре столицы был расположен гигантский Великий храм, вокруг которого были сосредоточены алтари и храмы поменьше. Главный храм империи ацтеков являл собою ступенчатую пирамиду, на вершину которой можно было взобраться по широкой двойной лестнице.

На плоской вершине располагались еще два храма, служение в которых посвящалось двум самым главным богам ацтеков – Уицилопочтли и Тлалолку. Чтобы задобрить небожителей, жрецы часто устраивали обряды жертвоприношения, причем главная роль в этих мрачных ритуалах отводилась вовсе не животным, а людям.

Этот индейский народ достиг впечатляющих результатов в изучении астрономии и медицины, имелась у ацтеков и письменность – набор иероглифов. Образ жизни, а также ход истории племени можно было бы хорошо проследить по книгам – кодексам, которые создавались ацтеками на длинных полосах материала, выполненного из коры деревьев, и складывались в гармошку. К сожалению, большая часть кодексов была уничтожена во время порабощения племени испанцами.

Общество ацтеков разделялось на два слоя – класс свободных людей и рабы. К классу свободных людей относились знатные индейцы (пилли) и крестьяне (масеуалли), рабами же чаще всего являлись военнопленные, должники или нарушители закона, изгнанные из общины. Простой народ селился группами (кальпулли) в отдалении от Великого храма, для каждого родового клана возводился отдельный жилой массив из небольших одноэтажных хижин-мазанок или глинобитных построек.

Жилища знати, как водится, поражали своей роскошью: в огромных домах обустраивались наземные и висячие сады, имелись бассейны с рыбками. Но самым удивительным местом был дворец главного правителя ацтеков, при котором существовали целые ремесленные цеха (ткацкие, гончарные, ювелирные и др.), чтобы производить уникальные вещи. Роскошный дворцовый парк поразил в свое время даже испанских конкистадоров, в вольере при дворце содержались экзотические птицы и животные.

Падение империи

Впервые испанцы вступили на земли ацтеков в 1519 году, это был отряд конкистадоров, насчитывавший чуть более 500 человек, под предводительством Эрнандо Кортеса. Прекрасные воины ацтеков, в тысячи раз превосходившие отряд по численности, на всем пути практически не оказывали ему сопротивление, а в самом Теночтитлане испанцев даже встретили с почестями. Правитель Монтесума II безропотно покорился захватчикам, призывая своих подданных признать власть бледнолицых чужестранцев.

По мнению многих историков, на руку Кортесу сыграло удивительное совпадение – светлокожий и бородатый испанец был принят ацтеками за бога-изгнанника Кецалькоатля, вернувшегося, чтобы занять трон. Очень быстро солдаты Кортеса, почувствовав полную безнаказанность, стали вести себя совсем не так, как подобает богам. Наглые и агрессивные «охотники за удачей», толкаемые жаждой золота, грабили и убивали местное население, жгли их дома и насиловали женщин.

Стихийное восстание простого народа привело к свержению и убийству покорного Монтесумы, а испанские захватчики были ненадолго изгнаны из Теночтитлана. Впрочем, новый правитель Куитлаулаку (брат убитого) оказался такой же безропотной и послушной игрушкой в руках Кортеса. После длительной осады, в августе 1521 года столица ацтеков была повержена, на престол взошел юный Куаутемока. Отпрыск знатного ацтекского рода, оказавшийся ставленником испанцев, был убит в 1525 году, к этому времени империя фактически прекратила свое существование и была безжалостно разграблена и уничтожена.

В наши дни развалины могущественного Теночтитлана скрыты от глаз и погребены прямо под постройками современного Мехико, основанного в 16 веке конкистадорами. В последние два столетия археологи периодически открывают для современников свидетельства существования империи ацтеков, но это всего лишь крупицы.

название «Ацтеки» было придумано

Многие знают, что ацтеки очень любили шоколад, приносили в жертву своим языческим богам большое количество людей и в итоге были побеждены испанцами. В глазах современных людей они представляются как воинственный варварский народ, по большей части из-за того количества людей, которое они убили.

Однако, несмотря на распространённое мнение, у них была и своя культура. Социальный строй ацтеков был невероятно сложен, а образование, семья и творчество играли в их обществе большую роль. Даже их система рабства была хорошо проработана и совсем не похожа на то, что люди представляют себе, когда слышат о рабстве.

Вкратце, хотя на первый взгляд они и выглядят психопатами, ацтеки не так просты. Ниже вы можете узнать десять интересных фактов об ацтеках, которые позволят вам лучше понять их историю и образ жизни.

10. Творчество

Несмотря на кажущуюся дикость ацтеков – они были очень творческим народом. Ацтеки увлекались скульптурой и гончарством, а также художественной росписью. Они разработали художественные символы, которые наносились на ацтекских воинов в виде татуировок, описывающих их достижения. Они также любили поэзию.

Ацтеки занимались командными видами спорта, в частности одной из самых популярных среди них спортивных игр была месоамериканская игра в мяч. В игре использовался резиновый мяч, который был достаточно продвинутым предметом для их времени, а матчи проходили на поле называемом тлачтли (Tlachtli). Главная задача игры – прокинуть мяч сквозь маленькое каменное кольцо, однако это была очень сложная игра. Мяч не должен был падать на землю, и игроки могли дотрагиваться до него только головой, локтями, коленями и бёдрами.

9. Обязательное обучение в школе

Хотя ацтеки и делали большой упор на то, что родители должны сами правильно обучать своих детей, у них существовало и обязательное обучение в школе для всех детей. Школы были различными для мальчиков и девочек, а также разделялись по принадлежности учащихся к различным кастам.

Дети высших слоёв общества учились в школе Калмекак (Calmecac), где они обучались у священников истории, астрономии, искусству и тому, как править. Мальчики низших каст учились в школе Куйкакалли (Cuicacalli), в которой их подготавливали к военной службе. Девочек посылали в отдельные школы, и большая часть образования заключалась в обучении таким домашним делам, как приготовление пищи и ткацкое дело.

8. Сражённые болезнью

Многие считают, что испанцы победили ацтеков при помощи своих превосходящих военных сил, но это далеко от правды. На самом деле первые атаки испанцев были успешно отражены, и им пришлось быстро отступать. У ацтеков был хороший шанс победить испанцев, и в целом война проходила на равных.

Можно смело утверждать, что если бы не оспа, которую ацтеки подхватили от европейцев, и от которой погибла большая часть их населения, включая лидеров, то ацтеки вряд ли проиграли бы в войне против испанцев. Влияние европейских заболеваний было разрушительным – по оценкам около двадцати миллионов мексиканцев погибло всего за 5 лет от болезней, привезённых испанцами.

7. Неправильное название

Ацтеки известны нам всем именно под этим названием, но на самом деле они никогда себя так не называли. Западные народы, придумавшие название «Ацтеки», скорее всего, взяли его от названия Ацтлан (Aztlan) – мифическая местность на севере Мексики, в которой якобы жили предки ацтеков в 12-ом веке. Однако сами ацтеки называли себя Мешика (Mexica), откуда затем и произошло название страны Мексика.

6. Продвинутая система документации

У ацтеков был свой язык под названием наутль (N’ahuatl), алфавитом которого служила разновидность пиктографического письма. Знание о том, как записывать информацию, было известно только среди священников и специально обученных писарей. Записи делались на бумаге, изготовленной из коры деревьев либо шкуры оленей. Писали обычно при помощи угольков, после чего записям придавался различный цвет при помощи сока овощей и других материалов.

Ацтеки вели налоговую документацию, исторические документы, сохраняли информацию о религиозных жертвоприношениях и других церемониях в письменном виде и даже писали поэзию. Иногда они собирали записи в импровизированные книги, которые они называли кодексами.

5. Обычаи захоронения

Мы все знаем истории о том, что происходит, когда что-то строится на бывшем месте захоронения индейцев, но ацтеки не волновались, когда им приходилось строить что-то на могилах своих предков. Более того, ацтеки довольно часто хоронили своих предков или прямо под своим домом или, по крайней мере, рядом с ним.

Если усопший ацтек принадлежал высшим слоям общества, его обычно кремировали. Ацтеки считали, что кремация поможет изменить душу погибшего воина или правителя и таким образом они быстрее попадут в их версию раю. Иногда ацтеки убивали пса и хоронили или кремировали его с человеком, чтобы он помогал в путешествии по загробному миру.

4. Продажа детей

Продажа своих детей бедными ацтеками не считалось чем-то необычным в их обществе. Причём всё не ограничивалось детьми, бедняки иногда продавали в рабство и себя. Во многих случаях, когда кто-то становился банкротом и не видел другого выхода, продажа детей в рабство приносила им некоторый доход, и если ребёнок хорошо и много работал, они могли в итоге выкупить себя из рабства. Некоторые оставались рабами большую часть своей жизни, что неудивительно, так как быть рабом в обществе ацтеков было не так уж плохо. Рабы могли жениться, заводить детей и даже обладать своим участком земли.

3. Полигамия

Ацтекским мужчинам было разрешено заключать брак с несколькими жёнами, однако существовало несколько строгих правил, связанных с подобными отношениями. Первая жена, на которой женился мужчина, считалась его «основной» женой и была единственной, с которой он проводил свадебную церемонию. Остальные жёны были «второстепенными», но их официально признавали в документах.

Хотя первая жена считалась самой важной, мужчина должен был с одинаковым уважением относиться ко всем своим жёнам. Мужчина считался главой семьи, но женщины всё же обладали достаточным влиянием в отношениях и к ним хорошо относились в ацтекском обществе. Дополнительные жёны вносили вклад в богатство семьи и считались признаком высокого положения в обществе, что позволяло им быть высокоуважаемыми в обществе. Разводы были позволены в некоторых случаях, но измена любой из сторон брака наказывалась смертной казнью.

2. Рабство

Рабство в обществе ацтеков отличалось от европейской системы и действовало согласно другим правилам. Дети рабов не попадали автоматически в рабство, и рабам разрешалось обладать чем-либо – даже своими рабами. Если раб попадал в храм – их освобождали, также их освобождали, если им удавалось убежать от своего хозяина и наступить на человеческие экскременты. Если раб пытался убежать – гнаться за ним мог только его хозяин или его родственники. Рабы могли даже выкупить свою свободу. Система рабства ацтеков была уникальна и более похожа на договорную зависимость, чем на современное представление о рабстве.

1. Человеческое жертвоприношение

Хотя самая распространённая теория об ацтекских жертвоприношениях гласит, что они просто проводили ритуалы, посвящённые языческим богам, антрополог Майкл Харнер (Michael Harner) считает по-другому. Согласно оценкам Харнера, ацтеки приносили в жертву ежегодно около 20000 человек. Людей, которых приносили в жертву, в ходе ритуала зачастую съедали. Харнер предположил, что каннибализм, замаскированный под жертвоприношение, был обусловлен тем, что в диете ацтеков присутствовало недостаточное количество мяса. То, что ацтеки ели друг друга из-за белкового голодания, конечно, не доказано, но признаки существования каннибализма сложно не заметить.

Содержание статьи

АЦТЕКИ, название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и «ацтеками» иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521.

Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием «долина Мехико», где теперь расположена столица Мексики. Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них, озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения.

Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны – относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.

Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например, тлашкаланцы, жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала) говорили на диалектах языка науатль (букв. «благозвучие», «складная речь»). Он был принят как второй язык у ацтекских данников и стал языком-посредником почти во всей Мексике в колониальный период (1521–1821). Следы этого языка обнаруживаются в многочисленных топонимах типа Акапулько или Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом «мехикано». Этот язык входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви, распространенной от Канады до Центральной Америки и включающей около 30 родственных языков.

Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев.

Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva España ), где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de Nueva España ) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний флоры и фауны.

Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.

ИСТОРИЯ

Исторический фон.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14–3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди.

Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане – огромном городе площадью в 26–28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек.

В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9–12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

Скитания ацтеков.

Название «ацтеки» (букв. «люди Астлана») напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.

Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан («Место Цапель»), теночки дошли до Чикомостока («Семь пещер»), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины.

Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли («Колибри левой стороны»). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек («Холм Кузнечика»), затем переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко.

Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел и мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том месте и был основан город теночков – Теночтитлан.

С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве военных наемников, у самого сильного города-государства в долине Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков, с правящими династиями соседних народов, восходившими к тольтекам.

Создание империи.

В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко, расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так была создана мощная военно-политическая сила – тройственный союз, нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими ресурсами огромной территории.

Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз, подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.

ОБРАЗ ЖИЗНИ АЦТЕКОВ

Экономика.

Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке.

Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами.

Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет «плавучих садов» чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда.

Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники.

Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана – Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25 тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно – от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок.

Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву.

Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за пределами империи.

Социальная организация.

Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса – наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием «калпулли» – своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству.

Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование и образ жизни.

Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев.

Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием «куикакалли» («дом песни»), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке.

Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах – так сказать, на своем поле битвы, – сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей.

Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием «тлатоани» («оратор»). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана.

На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями – одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель.

Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.

Религия.

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока («Курящееся Зеркало»), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль («Пернатый Змей»), «давший людям маис». Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая – от ягуаров, вторая – от ураганов, третья – от всемирного пожара, четвертая – от потопа. Современная ацтекам эпоха «Пятого Солнца» должна была завершиться страшными землетрясениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла; человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество пленников.

Достижения науки и искусства.

Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца («кролик», «дождь» и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде «Два Олень» или «Десять Орел») получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати.

Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

Высокое плоскогорье Анагуака в Мексике находилось под владычеством племени ацтеков , столицей которых был город Теночтитлан, и акольгуанов, имевших своей столицей Тескуко. Эти народы пришли с севера; прежние жители страны тольтеки были покорены или изгнаны ими. Небольшая часть тольтеков осталась на родине в порабощении у победителей; большинство по всей вероятности ушло в Центральную Америку, и оттуда некоторые части их переселились на соседние острова. Величественные развалины Митлы и Паленке свидетельствуют о цивилизации построившего эти города народа; это были, вероятно, тольтекские города.

Ацтеки после продолжительных странствований остановились около 1325 года на юго-западном берегу главного озера страны. На скале, подымавшейся над водой, стояло грушевое дерево; на нем сидел орел необыкновенной величины и красоты. Крылья его были распростерты, он держал в когтях змею. Увидев его, ацтеки приняли это за знамение, показывающее, что они должны построить тут свой город. Спросив волю богов, они получили подтверждение своей мысли и стали вбивать сваи в болотистую низменность, ложбины которой были покрыты водой. На сваях они построили жилища из тростника, стали жить в своем новом городе отчасти рыболовством и ловлей птиц, которых было много на озере, отчасти возделыванием растений на усыпанных землей тростниковых плотах.

Государство ацтеков в 1519, накануне завоевания Мексики Кортесом. Карта

Ацтеки называли свой город Теночтитланом ; испанцы позже стали называть его Мехико – именем, произведенным от Мехитли, ацтекского бога войны. Заключив союз с тескукцами или акольгуанами, ацтеки мало-помалу расширили свои владения, и когда пришёл в их царство (1519) испанский завоеватель Кортес , оно простиралось от Атлантического океана до Тихого, а на юге до Гватемалы и Никарагуа. Такими успехами ацтеки были обязаны отчасти своей храбрости, отчасти обычаю выбирать царем храбрейшего из людей царской династии; выборы производила коллегия вельмож. Царь был главнокомандующим, в руках которого соединялась с военной властью судебная и законодательная; он назначал на все должности. Помощниками его были вельможи; аристократия составляла могущественное сословие; с владением наследственными поместьями была соединена обязанность военной службы. Существовало нечто подобное рыцарскому ордену; знак принадлежности к нему служил наградой за храбрость.

Города и селения платили поземельную подать; кроме неё существовали налоги с промышленности. Богослужение было определено точными правилами. У ацтеков было много храмов-пирамид (теокалли ); они были построены в четыре или пять ярусов уступами. С яруса на ярус вели широкие лестницы. В высоких башнях верхней площади стояли изображения божеств и жертвенники. Храмы имели обширные владения. Духовенство было богато; оно находилось под управлением двух верховных жрецов, назначаемых царем и вельможами. Религиозные праздники были великолепны; обряды богослужения соединялись с пением и процессиями. Часть духовенства составляли семейные люди; другую безбрачные аскеты. Жрецы заведовали преподаванием, давали прорицания по звездам и другим приметам, лечили больных и раненных. У ацтеков было письмо, состоявшее из фигур предметов; вообще они были цивилизованный народ, но имели ужасный обычай приносить людей в жертву и пожирать их тела на роскошных пирах своих религиозных праздников.

Человеческие жертвоприношения у ацтеков. Европейский рисунок XVI века

Тескукцы (акольгуаны), племя родственное ацтекам, превосходили их образованностью. Лет за сто до экспедиции Кортеса тескукцы были очень могущественны; их царем был тогда Негагуалькойотль, о котором они рассказывали множество приключений. Молодость его прошла в борьбе с опасностями; он победил всех врагов и царствовал со славой, был поэт и мудрец, покровительствовал астрономам и художникам; но ученые занятия не мешали ему быть заботливым судьей. Он построил в своей столице Тескуко много великолепных зданий, окруженных роскошными садами. Все вместе они составляли его резиденцию; она была обведена высокою стеной, построенной из кирпичей, связанных известью.