Литые скульптуры от даши намдакова. Бурятский гений - Даши Намдаков. Ювелирные изделия Скульптор даши намдаков работы

Даши Намдаков - восхитительный скульптор и наш современник



Всего 54 фото

Чего стоила, в свое время, хотя бы, выставка , которая просто «взорвала мой мозг») и высвободила массу неосознанных и глубоких архетипных переживаний и эмоций от контакта с изысканными шедеврами фракийского ювелирного искусства. Так и здесь - вроде выставка как выставка, но когда я случайно увидел ее анонс, что то неосознанное мгновенно сформировалось в твердую уверенность, что надо идти и немедленно. Я обычно прислушиваюсь к таким спонтанным посылам моего бессознательного, поскольку уже хорошо знаю, что если поймать такой посыл сразу и не рассуждая следовать ему, я обязательно получу нечто важное для себя и моего трепетного познания этого Мира. Так произошло и на этой выставке…


Единственное, что следует сказать, так это то, что Выставка «Кочевник. Между небом и землей» представляет собой причудливую смесь двух выставок - на ней выставлены экспонаты Исторического музея, охватывающего тему древних культур степей Евразии и приуроченную к 100-летию отдела археологических памятников музея и вплетенную с ней персональную выставку Даши Намдакова, представившего на этой, без преувеличения, статусной и основательной выставочной площадке, свою персональную выставку скульптуры, графики и ювелирных украшений.

Сразу следует отметить хоть и логичный, но, все равно, странноватый способ экспонирования выставки в целом. Скульптура Даши Намдакова экспонируется как на самой выставке, так и частично разбросана в пяти залах Исторического музея отдела археологии на первом этаже. «Кочевник» же проходит в отдельном новом выставочном зале с входом через изолированный подъезд и, чтобы увидеть все скульптуры Даши Намдакова придется брать еще один билет для посещения основной экспозиции музея. Довольно обескураживающее решение, но потом я понял, в чем дело - сама по себе выставка экспонатов Исторического музея компактна и не велика и на фоне чудных и масштабных произведений Даши смотрелась бы мелковато…
02.


Когда Вы входите в зал выставки «Кочевник. Между Небом и Землей» - вы видите, в основном, только скульптуры Даши Намдакова и вас слегка может удивить этот внешний образ экспозиции, особенно если вы пришли осмотреть только древние артефакты из коллекции музея. Однако, я посвящу , а посему давайте сейчас прикоснемся к творчеству этого удивительного и, как оказалось, близкого мне по духу художника.

Азиатская тема в современном искусстве не нова, но только не относительно Даши Намдакова. Обобщая после выставки фото материал, я никак не мог для себя уяснить, как же мне писать об этой удивительной скульптуре и этом художнике, что не вписываются ни в один привычный принятый стиль. Сначала я поспешно причислил Даши к сюрреализму, навесив на него ярлык бурятского Дали, однако все оказалось не так просто. Вспоминая свои впечатления от каждого его произведения и рассматривая снова и снова сделанные снимки с выставки я никак не мог отделаться от ощущения, что все персонажи, которые в основном претерпели причудливые трансформации и трансмутации в воображении и процессе творчества этого художника существуют и живут, хоть где то и в других измерениях и мирах, но на самом деле. Это необычное открытие побудило меня попытаться узнать поближе этого человека и покопаться в его биографии, и вот тогда многое мне стало ясным.

Оказалось, что он из древнего рода дарханов - касты кузнецов-ювелиров, мастеров работающих с огнем - божественной стихией, символом избранности. Дарханы владели высшими знаниями, передававшимися из поколения в поколение. На них лежала ответственность за мир, в котором они жили. Отец Даши раскрыл перед ним этот фантастический и тонкий мир Степи, Саянских гор, удивительного и загадочного Байкала, многогранности своего ремесла, что всецело наполнено миром духов, чувств и непосредственной радостью творчества.

Творения Даши происходят из зримого воплощения его особого мироощущения, хранящего глубинную бесконечность бытия, архаических скифских образов, где культуры и события прошлого не исчезают бесследно, а продолжают одновременно взаимодействовать с нами и сохранять свою значимость и посылы. В его скульптурах живет дух его земли, силы природы, в которой он рос. В них есть глубокая тайна, которую не каждому дано разгадать, но не ощутить их энергетику и красоту невозможно.

Я даже был в недоумении с чего начать осмотр экспонатов - с «Кочевника» или с произведений Даши, но потом все как то само собой улеглось, и я с необычным ощущением азарта и искреннего любопытства рассматривал как древние степные артефакты, так и графику и скульптуру художника.

Освоившись я, в определенный момент, начал ощущать опускающееся завораживающее марево Степи. Становилось спокойно, размеренно, Степь неумолимо проникала во все частицы моей души. Какое то время я просто стоял и наслаждался практически реальным ощущением нахождения среди этих бескрайних просторов... Вхождению в контекст способствует и фото панно бурятских степей, густых багровых закатов, мирно пасущихся лошадей и кочевников на своих могучих скакунах, поднявшихся на дыбы. Это кадры из фильма «Монгол», где Даши выступил в качестве главного художника-постановщика, в том числе и, конечно, по костюмам. А большие полукруглые панорамные фото панели выстроены в качестве стилизованной юрты кочевника. Сдержанное аудио сопровождение добавляет в общий фон тревожные и одновременно гармоничные музыкальные звуки и характерное горловое сакральное пение шаманов и ритмичный звуки их бубнов... Степь приближалась, и я растворялся в ней…

Отмечу заранее один существенный и немного грустный факт - освещение на выставке как всегда, мягко говоря, сдержанное, скульптуры и ювелирные изделия находятся в мягком мраке, все таинственно, в общем - между небом и землей…) Но снять качественное фото в таких условиях, да еще без вспышки и штатива крайне затруднительно, а посему не обессудьте за некоторую зернистость объектов съемки и искаженный ломаный свет фона, особенно, это касается мелких ювелирных изделий.


Общая композиция выставки хорошо проработана. Сначала я подумал, что здесь довольно много свободного места, но потом понял замысел автора выставки - надо было показать эти степные просторы и дать ощущение погружения в их чудный завораживающий контекст.

Центральное место в этой скульптурной композиции занимает удивительная стилизованная фигура обнаженной девы-кочевницы со сложенными на груди руками подобно степным половецким бабам, когда то обильно расставленным предками кочевников по просторам евразийских степей. В руках она трогательно держит маленькую птичку и с любовью смотрит на нее.


06.

Необычный красновато-охровый патинированный цвет бронзы вызывает легкое завораживающее ощущение от скульптуры. Называется она - «Мадонна с птичкой». 2011 год. Образ бурятской кочевницы - бережной хранительницы воплощающую хрупкую красоту вечной жизни и пронзительной сути порывов степной души ее народа.
07.

У самого входа на выставку - скульптура «Амазонка» из чернёной бронзы. 2010 год. Перед нами погрудный портрет прекрасной женщины, на голове которой шлем в виде головы оскалившейся пантеры. Это возвышенный образ царицы Томирис, предводительницы воинственных кочевников-саков обитавших в IV-V веках в казахстанских и уральских степях, под началом которой разрозненные кочевые племена впервые объединились в единое государство.
08.

Она прославилась своими ратными подвигами и хитроумной стратегией, что позволило ей победить могущественного персидского царя Кира. Наверняка греческие мифы об амазонках ведут свои корни из рассказов очевидцев об их сражениях с воительницами этой прекрасной и одухотворенной царицы.


Минотавр. 2010 год. Необычная таинственная волнующая скульптура быка с третьим глазом во лбу. Мифологический образ Минотавра перекликается у Даши Намдакова, с быком-прародителем из бурятских сказаний, что несет в себе силу первопредков и мощное эпическое звучание.
10.

По древней легенде, образ быка связан с темой прихода весны и плодородием. Весенняя церемония его чествования имеет сходство с шествием быка Аписа в древнем Египте, что выражало надежду на хороший урожай. Кроме того, по поверьям многих народов, это могущественное священное животное изгоняет любых злых духов.
11.

Бык-тотем - мотив архетипический для человеческой культуры в целом, и его образ решён композиционной аллюзией на палеолитические изображения из пещеры Альтамиры — древнейшего памятника изобразительного искусства.
12.

Мифический бык Буха-Нойон, тотемный предок бурятских племён булагатов и эхиритов, в древних сказаниях выступает как олицетворение силы добрых западных тенгри, воплотившихся в сивого быка, борющегося с пёстрым быком, порождением злых сил восточных тенгри.
Тенгри - культ Неба тюркских племен.
13.

В творчестве Даши Намдакова множество зооморфных мотивов мифического характера. С искусством Древнего Востока ассоциируется и «Царица» 2001 год. Пантера или львица, с вытянутым упругим телом, полным мощи и кошачьей грации, с рельефными мускулами под гладкой кожей — являет собой воплощение царственного величия.

Обращённая в фас голова зверя напоминает зооморфные образы древнего Ирана или росписей ориентальной античной керамики VII в. до н.э. Величественное спокойствие всей фигуры и застывшее мгновение выражения ее морды вступают в неожиданный контраст с положением хвоста, который как свистящий в воздухе взмах плети взвивается над мощным телом, внося тем самым в образ намёк на грозную и стремительную силу.
14.

Именно в этом месте также уместно рассказать и о знаменитой «Хранительнице» (2003 год), что преподнесена в дар Историческому музею Даши Намдаковым и будет предварять (охранять) залы античной истории музея. Этот образ, безусловно, навеян мифологическими фантастическими образами культуры Древнего Востока и европейского средневековья, олицетворяющими устрашающую защиту. Первое, что почему то приходит в голову, что это воинственная и немного демоническая ипостась волчицы вскормившей Рема и Ромула, основавших Рим.
15.

16.

Скульптура «Хранительницы» помещена в угол рядом с аркой, что перед залом сарматов и немного теряется в этом месте, однако мощь, архетипная сила этого существа, охраняющего свое жилище масштабна и непреодолима. От скульптуры веет безудержной неистовой животной силой, что пронзает пространство и время. Ее определенно надо увидеть воочию!...
17.

«Конь Модэ» (2004 год) Даши связан с красивой легендой о любимой боевой лошади хана Модэ (234-179 гг.), основателя империи Хунну для которого конь был дорогим другом и соратником. Этот конь пал жертвой в достижении ханом власти и примером беспрекословного подчинения своих воинов: первую стрелу Модэ пустил в любимого коня. Те из воинов, кто не последовал его примеру, сочтя неразумным губить такое великолепное животное, были немедленно казнены ханом. Вторую стрелу Модэ направил в любимую жену. И воины, не решившиеся повторить его действия, были также казнены. Когда же во время охоты хан направил свой выстрел в отца, с которым Модэ боролся за власть, все воины без колебания пустили свои стрелы в старого хана. Эта концепция беспрекословного повиновения воле военного вождя была основой идеологии всех воинственных евразийских кочевников и потому относилась и к истории эпохи Чингисхана.

Мастер намеренно подчеркивает в этом экспонате древность образа легендарного коня, имитируя зеленоватые следы окисления меди и выделяя его обломанные конечности… Даже с порванной уздой и изломанными ногами, он, тем не менее, прекрасен, величествен и полон значения, словно аутентичный объект восхищения, удивления и бережного сохранения.
18.

Тема всадника и его коня с полным правом может быть названа лейтмотивом творчества Даши Намдакова. С ней связаны наиболее яркие решения и профессиональные достижения художника.

«Стихия». 1999 год. Эта ранняя скульптура Даши Намдакова выполнена в условно-реалистической манере и раскрывает образ воздушной стихии как одного из космогонических элементов. В представлении автора она ассоциируется с фигурой летящей в стремительном галопе лошади.


Композиция работы полностью отвечает выбранной теме. Животное распластано в горизонтальной плоскости, голова максимально вытянута вперед, уши прижаты, грива заброшена встречным потоком ветра в сторону. Мускулы до предела напряжены и своим рельефом создают основной пластический рисунок тела.

Эта скульптура, по некоторым сведениям, находится в личной коллекции президента России Владимира Путина.


«Кентавр с камнем». 2009 год. Образ Кентавра Даши сохраняет буйную первобытную энергию, но наделяется яркими чувствами и оригинальными фантастическими атрибутами. Перед нами новый мир, созданный фантазией художника. Его Кентавр с камнем - это бунтарь, главным оружием которого являются справедливая ярость, сила сопротивления посягательствам на его независимость и чувство собственного достоинства.
21.

Необычно видеть эту динамичную мифологическую скульптуру в отрыве от основной композиции выставки, особенно на фоне ). Однако эта и многие другие скульптуры Даши значительных размеров и определенно просятся в большие просторные залы, что и было исполнено авторами выставки.
22.

«Генерал». 2010 год. Персонаж древней истории кочевых племен, этот воин одет в стилизованный национальный костюм, наделен оружием и атрибутами власти. Он реален, но живет в нашем мире как пришелец из прошлого.
23.

Приземистые фигуры, похожие на маски аскетичные лики, излучающие мощную энергию преобразования — таковы представители обширной галереи воинов Даши Намдакова. Вместе с тем художник дает почувствовать зрителю связь этого героя с Дон Кихотом, создавая нужные ассоциации несколькими виртуозно выполненными штрихами.
24.

«Всадник». 2000 год. Излюбленный мотив боя или охоты на зверя, когда всадник видит цель и готов ее поразить, позволяет скульптору и в этой работе продемонстрировать наиболее яркие особенности своего пластического дарования.
25.

Авторский стиль Даши Намдакова отмечен стремлением точно передать характерные «этнические» нюансы пластики персонажа.
26.

"Богатая невеста", 1998 год. Сюжет скульптурной композиции "Богатая невеста" заимствован из традиционной жизни кочевников. Юная степнячка, повернув головку, явно довольная своим приданым, посматривает на ее сундучок, прикрепленный на крупе маленькой коренастой лошадки в ожидании своего жениха. Чувствуя настроение хозяйки, лошадка, пританцовывает на ходу, задрав голову в небо.
27.

Эмоциональное единение человека и природы находится в совершенной гармонии и предвкушении новой счастливой жизни.
28.

«Воин с соколом». 2010 год. Этот брутальный персонаж тоже охраняет зал сарматов в общей экспозиции музея. Сокол, использующийся в традиционной монгольской охоте и в бою, застыл на руке своего хозяина в напряженном ожидании стремительного и смертоносного полета.

Историки считают, что в соколиной охоте монголов участвовали не менее шестидесяти тысяч человек. Этот яркий обряд служил демонстрацией боеготовности и силы армии.

Здесь же в соседнем зале восседает «Великий чемпион». 2001 год.
30.

Еще кое-что из основной экспозиции.

«Степная Нефертити». 2001 год. Древние цивилизации оставили нам богатейшее культурное наследие. Египетская царица Нефертити до сих пор остается общепризнанным идеалом женской красоты. Изысканная стилизация этого образа, мастерски выполненная художником, рождает новый прекрасный эталон монгольской женственности, грации и нежности. Бронзовый скульптурный портрет кажется воплощением гармонии, в котором женская пластичность сочетается с прелестной угловатостью юности, геометрия овалов и плавных линий — с конусообразностью длинной шеи и треугольником лица.

Печать размышления и скрытого чувства, спрятанного в прикрытых глазах удлиненного разреза, придает этому образу характер тайны, выявляет магию восточной красоты.

«Череп». 2005 год. Серебро. Череп занимает особое место в культуре кочевников, и особенно, в шаманизме как вере в духов предков - именно в черепе находится вместилище их духа. Этот стилизованный череп гармонично соседствует в одной витрине с черепом медведя, что использовался шаманами при проведении сакральных ритуалов.
35.

«Всадник с секирой». Из серии «Воины».

«Воин с саблей». 2002 год. Из серии «Воины».
37.

На примере этих графических работ можно представить, как постепенно рождаются персонажи Даши Намдакова и как они находили свое воплощение в бронзе.
38.

Также Даши Намдаков работает и с ювелирными украшениями. На выставки их немного - всего один стенд, что расположен рядом со стендом с похожими древними ювелирными изделиями. Давайте рассмотрим поближе его работы, навеянные археологическими находками древних украшений кочевников.
39.

«Арсалан». 2004 год. Золото, литье, чеканка, камни. Арсалан - по бурятски «Лев».
53.

Ну, что сказать!? Выставка восхитила! И это, наверное, совсем не то слово, чтобы попытаться передать мои многогранные ощущения. Я как будто проник сквозь измерения пространства, времени, краешком глаза заглянув во внутренний мир этого замечательного художника, скульптора, графика, ювелира, и, несомненно, посвященного и мага.

Водоворот образов Даши Намдакова захватил меня, да так, что до сих пор передо мной стройной чередой возникают, исчезая и, снова появляются его персонажи, его герои, его тени, его воины, его предки, его символические и мифологические персонажи облеченные фантастической реальностью и восхитительной живой пластикой. Мне остается лишь только пожелать Вам оказаться на этой выставке и «вживую» ощутить это чудное явление и бездну архетипных и фантасмагорических миров Мастера.


В заключении немного информации и ссылок о самом Даши Намдакове, что никак не вписывалась в ткань моего рассказа в ЖЖ. Надо сказать, что на самом деле работ у Мастера очень много и стоит, все же, покопаться в интернете, чтобы получше представить его творчество:

Официальный сайт Даши Намдакова . Добротный и качественный ресурс. Очень достойные фотографии и высокий насыщенный искусствоведческий текст сопровождающий как главную вводную статью о Даши Намдакове так и его фантастические работы.

Литые скульптуры от Даши Намдакова . Замечательный подробный очерк о художнике, его детстве, становлении, учебе, учителе, успехах и Пути Мастера. А также здесь собрано множество фото его скульптурных работ.

Даши Намдаков - человек, который себя создал сам - О Даши Намдакове, а также здесь приведен перечень персональных выставок художника. Кстати, выставка «Кочевник. Между небом и землей» в Государственном Историческом музее является 50-й по счету, что тоже своеобразный юбилей Даши и значительный и весомый подарок для него.

Даши Намдаков - Скульптор с душою кочевника . Замечательная подборка работ в LiveInternet на основе материалов с его официального сайта, но тем ни менее у автора все получилось очень насыщенно и удачно.

23 июня третья скульптура известного бурятского скульптора Даши Намдакова наконец-то заняла место у казанского центра семьи на берегу Казанки. Это самка Зиланта, у ног которой примостились два детеныша.

Несмотря на устрашающий вид, мама-зилантиха выглядит вполне миролюбиво. Возможно, такому восприятию способствуют прижимающиеся к ней детеныши, да и сама ее поза — она сидит, поджав под себя передние лапы, как кошка.

По словам рабочих из мастерской Намдакова, еще одна скульптура, на этот раз зиланта-самца, будет установлена у Чаши завтра, в пятницу, а в субботу состоится торжественное открытие композиции, сообщает «Бизнес Online» .

Предполагается, что мифические животные, установленные у входа в семейный центр, будут оберегать молодоженов от невзгод. Стоит отметить, что здание казанского ЗАГСа построено также по проекту Намдакова. Форма дворца бракосочетания в виде чаши символизирует татарский котел - казан, который украшает металлический барельеф с крылатыми барсами. Венчает здание смотровая площадка, рядом с дворцом разбит сквер, обустроена набережная. У входа в ЗАГС установят скульптуры зиланты и барсы (зилант - в татарских легендах и сказках существо, имеющее облик дракона). Символы Казани и Татарстана будут стоят парами и объединены под общим названием «Он и Она».

«К тюркам это не имеет никакого отношения»

В одной из публикаций издание также приводит комментарии различных деятелей культуры Татарстана.

Я еще не видел эти скульптуры, однако, если ориентироваться на прошлые работы Даши, то китаизация нашего края — это не очень здорово. У каждого человека есть предрасположенность к чему-то. Кто-то наверху у нас в Кремле в него влюбился, вот его и тянут. Я считаю, что 80 процентов населения у нас его не признает, - отметил татарский архитектор, краевед Сергей Саначин.

Он свои фантазии помножил на фэнтези. Это имеет право существовать, если человек себе в замок покупает, в частную коллекцию. И увеличение его скульптур изначально не предполагалось. Он очень камерный. Настольные фигуры, на подиумах, на подставках — это действительно работает. Но не всякая скульптура может увеличиваться. Она становится монстром. Я не очень был согласен и с «Хранительницей». Если вы помните, он бурят, и это совсем иная культура. К тюркам это не имеет никакого отношения. Мне это не близко, - поделился художник, руководитель ЦСК «Смена» Ильгизар Хасанов.

Я пока скульптуры не видела, но стилистику, в какой работает Даши Намдаков, не поддерживаю, особенно в городской среде. Этот скульптор начинал работу как художник камерной пластики, которая предназначена для интерьера. Там ювелирный подход. А монументальное искуство имеет свои пластические законы. Его попытки работать в этой области оцениваются некоторыми специалистами как неудачные, - отметила искусствовед, преподаватель КГАСУ Гузель Файзрахманова.

Даши Намдаков — замечательный скульптор, и скульптуры у него совершенно чудесные, барсы и зиланты вполне могут вписаться перед чашей. А то, что случается негодование в обществе по поводу его работ, так это может быть непонимание. Если произведение вызывает негодование, значит, оно художественно случилось, - отметил художник Виктор Тимофеев.

Пока можно говорить только о том, что скульптуры Даши Намдакова больше анималистические, больше к языческому, монгольскому стилю. И насколько это будет принято в республике, где достаточно давно есть ислам и христианство как основные религии и, соответственно, культурные парадигмы — это вопрос. Всегда есть часть людей, кто воспримет это негативно, есть большинство городских пассажиров, к которым относится, как правило, 80 процентов населения, которые в основном посещают дом, работу и магазин, они даже не заметят появления данных скульптур, - сказала координатор центра прикладной урбанистики Казани, исследователь ЦПУ при МВШСЭН Марья Леонтьева

Если вы интересуетесь современным искусством, и в частности скульптурой, вы наверняка слышали о бурятском скульпторе и ювелире Даши Намдакове. Его работы завораживают, на них можно смотреть часами и каждый раз находить что-то новое и близкое для себя. В чем же их секрет?

Немного из биографии

Сегодня Даши Намдаков знаменит на весь мир - его выставки гремят не только в России, но и в Европе, Японии, Китае, Америке, а его работы находятся в государственных музеях и частных собраниях в 25 странах. К примеру, скульптура «Чингисхан» стоит в Гайд-парке, в самом центре Лондона. О чем всё это говорит? Конечно, о том, что этот мастер близок и интересен людям различных культур - русской, восточной, европейской. Но разве можно угодить всем одновременно? Разве можно погнаться за двумя, тремя, четырьмя зайцами сразу?

Даши Намдаков - сын своих родителей, потомственный художник, скульптор, бурят, буддист, и его произведения - скульптуры, а также ювелирные украшения из разнообразных материалов (бронзы, меди, мрамора, золота и серебра, дерева, кости, конского волоса) – говорят об этом за него. В них как будто слились миф и реальность, воссоединились мир прошлого и настоящего, встретились Восток и Запад.

Даши Намдаков (второй слева) на своей выставке. Источник: Wikimedia

Мотивы в творчестве именитого скульптора

В основе творчества Даши Намдакова лежит вдумчивая переработка культурного наследия прошлого. И не зря на его выставке, которую петербуржцы видели в Эрмитаже в 2010 году, произведения экспонировались среди объектов первобытного искусства. Это вполне закономерно, ведь мировосприятие скульптора перекликается с мировоззрением людей древних эпох. И даже если его темы иногда неожиданны, в основном они традиционны для Востока и Запада.

Так, среди его произведений мы видим скульптуры амазонок, тотемных животных, лучников, всадников, воинов, сибирских шаманов, буддистских лам, легендарных вождей и мифологических существ.

Они могучи и монументальны, устрашающи и фантастичны или грациозны и изящны, но непременно изображены не так, как было принято раньше. За счет врожденного чувства формы и пластики, а также приема стилизации древность в произведениях Даши Намдакова перестает быть мертвым памятником прошлого и получает второе рождение, становится актуальной.

Скульптура как особая трактовка мировосприятия

Чтобы было более наглядно, поговорим о его творчестве на конкретном примере. А именно - рассмотрим одну из скульптур под названием «Стихия». Она была выполнена в 1999 году из бронзы в техниках литье и патинирование. Кстати, работа находится в частном собрании В.В. Путина.

Итак, что же в ней является наследием прошлого? Конечно, тема - скачущая лошадь. Она связана с культурой монгольских кочевников, с ролью, которая отводилась этому сакральному животному, без которого в степи было просто не выжить. Сам образ лошади, буквально летящей по просторным территориям, которые рисует наше воображение, как нельзя лучше выражает свободу и мощь стихии.

Возможно, от кочевников Даши Намдаков перенял и ясность замысла, чистоту формы, в которой нет ничего лишнего, и понимание материала. Ведь бронза была одним из популярнейших металлов еще с глубокой древности.

Также возникают ассоциации со скифским искусством и его «звериным стилем». Помните знаменитого скифского Лежачего оленя из собрания Эрмитажа? Он выполнен из золота и отличается гораздо меньшим размером, чем лошадь Намдакова. Но значительное сходство есть, не правда ли? Оба животных образа исполнены как бы в полете. Но это не слепое копирование, а лишь отголосок прошлого - того, что находится в основе современной культуры.

Современный российский скульптор Дашинима́ Намдако́в из древнего рода бурятских кузнецов-дарханов - художник достаточно знаменитый, даже для тех, кто никогда не слышал его имени - например, фотографии нового дворца бракосочетаний в Казани наверняка попадались вам на глаза. Творения его - невероятны. Людей недалеких творчество Намдакова может даже пугать или злить, как их пугает или злит всё рвущее рамки привычного, даже если это необычное, непривычное, не-обыденное совершенство.

Даши сильно увлекается шаманизмом, общается с шаманами. и говорит, что, будучи погруженным в эту среду, наполняет свои произведения определенной энергией.

"один шаман, пришедший на мою выставку, просто пулей вылетел из зала: ему стало невозможно находиться около моих скульптур. Это очень тонкие вещи".

Сибирский шаман

Воспоминание

Хозяин

"Некоторые вещи и образы приходят ко мне во сне, и нужно уметь сконцентрироваться на них и запомнить, иначе они уходят в никуда".

Вельможа

Вечность

"У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: “Весь мир вмещается в этот лист, все остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение”. И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает".

Череп-паук

"У меня были проблемы с гуманитарными дисциплинами, больше мне удавались точные науки".

Буха-Нойон. По преданию, на восточных отрогах Саян, расположенных у южной оконечности озера Байкал, обитал гигантский сивый бык Буха-Нойон, тотемный прародитель одного из монгольских народов. Однажды он вступил в битву с другим, не менее могучим тотемным быком по имени Бухэ-Шулун. Битва длилась много дней. Никто из них не мог победить. Тогда один из них ушел в Тункинскую долину, где превратился в белую скалу Бухэ-Нойон, второй – в Баргузинскую долину, и тоже стал камнем с соответствующим именем. Оба они стали известными, обоим поклоняются люди. Земля велика, на ней найдется место всем, и каждый может быть известен и знаменит, - такую мораль выводят буряты из этой легенды... а кроме того, эта скульптура практически сошла с

Жук-паук

Жук-паук-2

Любовь

Преображение "Гэрэл" (монг. "Свет")

Преображение "Эрдэни" (монг. "Драгоценность")

Тропическая Мушка

Улитка

"Приятней получать высокую оценку от профессионалов, потому что они двигатель процесса".

Малакшинова Дарима

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Джидинский район

МБОУ

«Цагатуйская средняя общеобразовательная школа

Имени Н.С. Сосорова»

XIV Республиканская научно-практическая

конференция учащихся

по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна»

Номинация: Культурология

Тема: «Бурятский скульптор Геннадий Васильев и его образы на Джидинской земле»

Выполнила : Малакшинова Дарима, ученица 8-го класса

Телефон:89085914415

Руководитель : Балданова Баярма Дашиевна,

учитель бурятского языка и литературы.

Домашний адрес: с. Цагатуй, ул. Молодёжная, 20

Телефон: 89024506965

2012-2013 учебный год

Введение

  1. Известный бурятский скульптор Геннадий Васильев
  2. Произведения Геннадия Васильева на Джидинской земле
  • В Бурятии установлен памятник первому ученому.
  • Образ Бурин-хана.
  • Оригинальнальный образ Будды Шакьямуни.
  • Добрый реалист

Заключение

Использованная литература

Приложения

Введение

Каждый народ справедливо гордится своими знаменитыми людьми, крупными учеными, общественными деятелями. 190 лет назад в бурятском улусе Ичётуй, на берегу быстроводной Джиды, впадающей в голубую Селенгу, родился озорной смуглолицый мальчик по имени Доржи. Ни сверстники, с которыми он играл, ни соседи, на глазах которых он рос, ни отец и мать не могли знать, что он станет в будущем первым бурятским учёным, талантливым востоковедом. Мы, джидинцы, в прошлом году, отмечая юбилей Доржи Банзарова, по праву гордились своим земляком, который в условиях царизма смог пробить себе дорогу в научный мир и стать известнейшим ученым.

Юбилейные «Банзаровские чтения» прошли под девизом и мы решили провести исследовательскую работу о Геннадии Васильеве, авторе памятника Доржи Банзарову, установленному на его малой родине, также о других скульптурах, созданных по инициативе Матвея Рабдановича, украшающих наш район.

Цель работы: выяснить историю создания скульптурных композиции Геннадия Васильева на территории нашего района.

Задачи:

  1. Найти в Интернете материалы о Геннадии Васильеве и о его работах;
  2. Анализ и обработка материалов;
  3. Оформление и формулировка выводов;
  4. Составление путеводителя

Я прочитала в Интернете о том, что «в Джидинском районе за последние 5 лет наметилась положительная динамика увеличения объёмов обслуживания туристов. По внутреннему туризму ежегодное увеличение потока туристов составляет в среднем 10 %, а по въездному 4 %. В связи с невысокими денежными доходами населения получает все большее развитие внутренний туризм». И поэтому, большой интерес для туристов представит наличие нашего путеводителя по памятным местам, созданным скульптором Геннадием Васильевым, даст возможность развития внутреннего и внешнего туризма. В этом актуальность нашей работы.

Объект исследования: «Памятные места Джидинской долины»,

Предмет исследования: Скульптуры Геннадия Васильева

При выполнении работы были использованы следующие методы:

Теоретический метод: сбор материалов об авторе скульптур, и о его работах, изучение и обработка собранных материалов по теме. (Интернет, школьная и сельская библиотеки.) Практический метод: Составление путеводителя по памятным местам, созданным скульптором Геннадием Васильевым и о его авторе.

Практическая значимость работы: Составленный в ходе работы путеводитель важен для будущего развития образовательного туризма на территории Джидинского района.

Об известном бурятском скульпторе Геннадии Васильеве.

Прежде я не знала об этом великом человеке нашей республики буквально ничего, хотя его произведения культуры много раз видела в журналах, в книгах и т. д. Изучив материалы о нём с Интернета, я узнала многое.

Творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств, скульптора Геннадия Васильева вот уже три десятилетия занимает ведущее место в изобразительном искусстве республики. Многие скульптуры ваятеля посвящены извечной и благодатной для художника теме детства, которая проходит красной нитью сквозь его творческую биографию. В работе “Мальчик с птичкой” мы наблюдаем «волшебное мгновенье” – состояние удивления и сосредоточенности ребенка, бережно держащего в ру ках крохотное пернатое создание. В композиции “Дети тайги” показана трогательная встреча юных представителей мира людей и животных: мальчик и олененок доверчиво тянутся друг к другу, испытывая взаимное любопытство и дружелюбие . “Обучение верховой езде”, изображая бытовую сцену передачи исконных навыков ребенку, содержит идею эстафеты поколений, преемственности традиций и опыта от отца к сыну. Эти и многие другие сюжеты, по словам автора, он впитал в пору собственного детства, которое прошло в селе Хандагай Голумецкого района Иркутской области. Тогда же он стал свидетелем сценок, положе н ных в основу его будущих скульптур “Два упрямца”, когда мальчик и козлик не хотят уступить дорогу друг другу, и “Кто сильнее?”, где малолетние борцы выясняют между собой престижный мужской вопрос.

Первые секреты рукотворного ремесла в те далекие годы мальчику открыл его дедушка – потомственный кузнец. А интерес к художественному творчеству привил родственник по материнской линии – живописец Роман Сидорович Мэрдыгеев, стоявший в свое время у истоков бурятского профессионального искусства наряду с такими классиками национальной культуры, как Ц.Сампилов, Г.Павлов, А.Хангалов, И. Дадуев.

Окончив в 1962 году Ломоносовское училище резьбы по кости в Архангельской области, Г.Васильев несколько лет трудился реставратором в музейных фондах Бурятии. В повседневном общении с реликвиями буддизма, произведениями бурятского народного искусства молодой скульптор глубоко проникся культурой Востока, знанием национальной мифологии и эстетики, приобрел ценный опыт художественной обработки традиционных поделочных материалов. На этой основе у Г. Васильева сформировалась своя система взглядов на искусство ваяния, ни с кем несравнимый творческий почерк. Твердо встав на позиции традиционализма, он остается верен этому направлению три десятилетия к ряду.

Его произведения украшают интерьеры общественных зданий и природные ландшафты, знаменуют мемориальные места нашего города и сельских поселков республики. Это – декоративные маски по мотивам народного эпоса “Гэсэр” в государственном бурятском академическом театре драмы имени Х.Н. Намсараева, резное деревянное панно “Природа Бурятии” в столовой Совмина, анималистическая скульптурная композиция “Олени” при въезде на Селенгинский мост близ села Вахмистрово, памятник А.У.Модогоеву в центре столицы республики и многие другие.

«У каждой эпохи должно быть свое лицо», – убеждал скульптор. – «Отсутствие
единой программы градостроительства существенно обедняет городскую среду. В
современном цивилизованном городе, и в курортной зоне в особенности, необходимо
создание садово-парковых скульптур, созвучных нынешнему духу времени,
культурным традициям региона. Эпос, фольклор, экология Бурятии предоставляют
широкие возможности в выборе анималистических и жанровых мотивов
изображения. Комплексное решение этой проблемы позволит сделать более привлекательным и колоритным облик нашего города, эстетически облагородит места массового отдыха и курортные зоны республики».

Умелым рукам ваятеля были подвластны различные материалы – металл, мрамор, бетон. Однако Геннадий Георгиевич особо выделял для себя дерево, и прежде всего – наш сибирский кедр. “Это мягкий, податливый в обработке материал, обладающий неповторимой текстурой и пластичностью”, – объяснял скульптор. Геннадий Васильев был постоянным участником художественных вернисажей, проводимых в республике, в стране и за рубежом. Три его произведения – “Покровитель животных”, “Мать”, “Арканщик” находятся в Государственной Третьяковской галерее, около двух десятков – в республиканском художественном музее имени Ц.Сампилова, а также в других городах страны и зарубежных коллекциях. Удостоенный за творческие заслуги Государственной премии РБ, скульптор активно трудился в избранном им амплуа, всякий раз удивляя зрителей свежестью и оригинальностью этнических образов своих героев.

На вопрос: «Какими принципами Вы руководствуетесь в личном творчестве?» Геннадий Георгиевич отвечал: «Стараюсь, чтобы скульптура была цельная, выразительная, образная. Чтобы с ходу она была читаема как бурятская скульптура и в то же время являлась авторски узнаваемой». «Необходимо ли в Вашей работе то особое состояние, которое принято называть вдохновением?» «Да, обязательно», - говорил он. – «Очень важно уметь ставить цель и эмоционально войти в образ. Уже изначально надо видеть в материале, в куске дерева скульптуру, движение. Если делать холодно, вяло, таким же получится и результат. Всегда необходимо подходить к работе с желанием, с огоньком».

Профессиональный авторитет бурятского скульптора подчеркивает тот факт, что он около двух десятков лет являлся постоянным членом зонального выставочного комитета. Будучи членом-корреспондентом РАХ, Г.Васильев при жизни вёл регулярную выездную деятельность. Принимал участие в “элитарных” академических выставках, организуемых на фоне выездных сессий Академии художеств в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Являясь признанным мэтром скульптурного жанра республики, он передавал свои знания и опыт студентам ВСГАКИ. Один из первых его учеников – Даши Намдаков, как мы знаем, уже вырос в самостоятельную “звезду” пластического искусства, чьи выставки с успехом проходят во всём мире.

Матвей Чойбонов оживляет Джидинские степи скульптурами героев и богов.

Лама, поэт и казачий генерал Матвей Чойбонов оживляет скульптурами героев и богов Джидинские степи. Батор - огромный богатырь, восседающий на смолисто-черном коне у священной горы Буринхан, возникает перед путником, словно сказочный персонаж. Это самая запоминающаяся и величественная скульптура из всех монументов, воздвигнутых Матвеем Чойбоновым. Ее автор, как, впрочем, и остальных монументов, - скульптор, академик Геннадий Васильев.

«Буринхан бережет наш народ и чистоту Джидинской степи, - говорит Матвей Чойбонов. - В годы войны он спасал своих сыновей. Им было видение всадника на смолисто-черном коне и слышался громогласный голос: «Уходите отсюда!». И только бойцы покидали это место, как тотчас на это место обрушивался шквальный огонь! » Недалеко от Буринхана, около села Боргой, лама, поэт установил скульптуры пяти ланей, бегущих в сторону священной горы. Кроме того, Матвей Рабданович на свои собственные средства и при поддержке спонсоров воздвиг скульптуру Будды Шакьямуни на хребте, разделяющем Джидинский и Селенгинский районы. А в селе Верхний Торей установил бюсты Дугаржапа Дашиева, народного артиста СССР Найдан Гендуновой (Степановой) и Соднома Будажапова, народных артистов России. И это еще не все. Матвей Рабданович имеет непосредственное отношение к строительству 34 ступ в южных районах республики и 5 ступ в Республике Тыва. Очевидно, любовь к монументальному искусству у знаменитого ламы и председателя Союза писателей республики развилась давно. Ещё будучи настоятелем Сартул-Гэгэтуйского дацана в Джидинском районе, по его инициативе отстроен этот монастырь, а его двор украшен разнообразными скульптурами из буддийской мифологии. Дружба двух великих людей Матвея Рабдановича и Геннадия Георгиевича подарила нам джидинцам такие прекрасные творения, которые на века будут радовать наши глаза, но и самое главное, оберегать нас.

В Бурятии установлен памятник первому ученому республики.

Почти два года назад в Джидинском районе Бурятии появилась скульптура, изображающая Доржи Банзарова. 10-11 июня 2010 года Джидинский район республики Бурятии праздновал 75-летие своего рождения. В рамках юбилея 11 июня состоялось торжественное открытие памятника первому бурятскому ученому Доржи Банзарову. «Открытие памятника стало возможным благодаря народной помощи, - сообщил «Информ Полису online» генерал казачьих войск Матвей Чойбонов. - Средства собирали всем миром. Помогали предприниматели Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, жители района несли деньги. Собрали более 500 тысяч рублей». «Скульптура высотой 2,5 м изготовлена из искусственного камня в мастерской Союза художников в Улан-Удэ, - поведал автор памятника, известный бурятский скульптор Геннадий Васильев. - Постамент высотой 3,15 м построили жители села Нижний Ичетуй под руководством главы поселения Сергея Цыбикова. Работы продолжались 21 день». По словам скульптора, памятник выполнен в классическом стиле. На памятнике Доржи Банзаров изображен в иркутский период жизни, в правой руке ученый держит перо, в левой - раскрытую книгу. На мраморной плите постамента золотыми буквами высечена надпись: «Выдающемуся сыну бурятского народа, первому бурятскому ученому Доржи Банзарову, 1822-1855 гг., от благодарных земляков». Установлен памятник на его родине, в джидинской степи, приблизительно в 3 км от села Нижний Ичетуй, в нескольких сотнях метров от автотрассы «Улан-Удэ - Закаменск», у горы Сарбадуй-Хутул. Скульптура смотрит в сторону горы Бурин-Хан.

На торжественной церемонии открытия памятника присутствовали представители Народного Хурала Бурятии, глава администрации президента и правительства Бурятии Петр Носков, глава Джидинского района Виталий Батодоржиев, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Борис Базаров, высокопоставленные чиновники, общественные деятели, ученые, бизнесмены. Также были гости из Монголии, Тайваня, Москвы, Иркутска, Читы и других регионов России. После открытия памятника состоялась научно-практическая конференция, посвященная жизни и творчеству первого бурятского ученого.

Образ Бурин-хана

Гора Бурин-Хан - одна из пяти величайших святынь Азии расположена в Боргойской степи, близ села Инзагатуй Джидинского района Бурятии , на водоразделе рек Джида и Темник.

Бурин-хан в переводе с бурятского языка означает - «совершенный, действительный хан», царь всем не только его окружающим горам, но и горам всего Забайкалья . Он выделяется среди них не только высотой и величием, но и красотой, богатством своей флоры и фауны.

Гора состоит из трех родственных вершин: южной, северной и средней. Самая высокая и наиболее чтимая бурятами - южная , она собственно и называется Бурин-ханом. Вторая по важности - северная вершина, зовется она Ханшей. А между ними находится вершина, имя которой - Сын.

С юго-восточной стороны горы, на небольшой террасе, на высоте 1600 метров над уровнем моря находится озеро , где имеются 12 маленьких обо , расположенных по кругу, и одно большое. Каждое обо почитается отдельным родом.

Этой горе поклоняются бурятские роды, живущие в Боргойской и Селенгинской долинах. Поклонение и жертвоприношение проводится второго числа последнего летнего месяца по лунному календарю . С двух сторон Бурин-хана (с западной - Инзагатуй, Боргой, Ичетуй и восточной - Иро, Удунга, Ташир, Селендума) каждый год поднимаются мужчины, благодарят хозяина горы за жизнь, просят благословения своим детям и всему краю.

Геннадием Васильевым выполнена скульптура Бурин-Хана у подножия одноименной святой горы. Инициатор создания, как было сказано выше, скульптуры являлся Матвей Рабданович Чойбонов. Скульптура была закончена и открыта 16 августа 2009 года. Сегодня у горы возвышается скульптура огромного богатыря, восседающего на смолисто-черном коне, высотой 5,5 м, выполненная из бетона и искусственного камня. Она олицетворяет образ священной горы. Перед ошарашенными путниками неожиданно возникает 5-метровый исполин, фольклорный богатырь на огромной черной лошади. Сейчас одна из самых внушительных скульптур «Бурин-хан» стоит посреди степи и оберегает всех от злых духов, охраняет нашу спокойную счастливую жизнь.

Оригинальный образ Будды Шакьямуни.

Удостоенный за творческие заслуги Государственной премии республики Бурятия, скульптор активно трудился в избранном им амплуа, всякий раз удивляя зрителей свежестью и оригинальностью этнических образов своих героев. Его работа, созданная в октябре 2008 года этому свидетельство. Это Статуя Будды Шакьямуни. Она находится на хребте, разделяющем два района республики Бурятия. Стоит на перевале внушительных размеров монумент Будды Шакьямуни, и охраняет покой всех путников.

В 1973 году Васильев в составе делегации советских художников выехал в Чехословакию. Остановились в так называемой парковой зоне на полном обеспечении принимающей стороны. Но за два месяца бесплатного проживания гости должны были рассчитаться своими работами. Васильев поехал с полным чемоданом инструментов - топориком, стамесками, ножами и прочим. А вместе с ними заехал один венгерский скульптор. Вскоре он и говорит Васильеву: «Я сделал отличную скульптуру! Пойдем - оцени!». Работа представляла два раскрашенных ящика, сколоченных из досок и поставленных друг на друга. Посмотрел Васильев на его работу и только головой покачал: «Извини, Иштван, но я в абстракции не силен!». А венгр получил за работу гонорар и укатил в Голландию. А Васильев еще два месяца вырезал свои скульптуры из дерева. Зато получились они очень удачные. Это к тому, что Геннадий Георгиевич всегда выполнял свои работы от души, от всего сердца. Поэтому-то он и стал академиком.

Добрый реалист

Проезжая мимо села Боргой, на повороте в село Инзагатуй внимание каждого человека притягивают скачущие лани-косули. Скачущие в сторону горы Бурин-хан прекрасные 5 ланей гармонично вписываются в окружающую степь, сливаются с природой, как бы с глубокой древности обитали, бегали здесь, которых и видел, согласно легенде, Великий Чингис-хан. Васильев - реалист, и добиться сходства с натурой для него не проблема. Не все, наверное, знают, что легендарные «Олени» над Селенгой - это работа Васильева и что его чуть было, не убили за это. А поставили композицию в 70-х годах прошлого века. Тогда построили новый мост через Селенгу, и высокая скала над ней удачно подошла на роль постамента. В момент, когда завершалась установка композиции, раздался выстрел. Пуля чиркнула о скалу и рикошетом ушла в сторону реки. Автор и рабочие залегли. Оказалось, это проезжавший мимо водитель вытащил винчестер. Увидев скульптуры в лучах восходящего солнца, он принял их за живых оленей!

Эти изваяния монументальны, внутренне устойчивы, основательны. Они твердо стоят на земле, словно выросшие из нее. Эта земная привязанность скульптурных образов - характерная черта творчества Васильева. Она проявляется даже в таких темпераментных сюжетах, как бегущие лани, как бегущие лошади, - к ним особенно привязан мастер.

Творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств вот уже более трех десятилетий, действительно, заслуженно занимают ведущее место в изобразительном искусстве республики. Как говорит искусствовед Маргарита Хабарова: «Диапазон его творчества широк и разнообразен. Работы, созданные Васильевым, современны, самостоятельны и оригинальны. Он не подражает слепо старым образцам, не заимствует у древности ни форм, ни манеры, ни стиля, и в то же время в его скульптурах нет формального любования пластическими объёмами».

Его работы рядом с нами. Они украшают наши природные ландшафты, знаменуют мемориальные места Джидинского района.

Заключение

Выполнив работу, я пришла к такому выводу. Бесспорно, Доржи Банзаров, является одним из выдающихся деятелей российского монголоведения первой половины XIX века, чьим именем бурятский народ всегда должен гордиться. Но также мы должны гордиться теми людьми, кто вложил все силы, весь свой талант для нас, для будущего поколения, оставляя после себя великие творения. Мы должны во все века высоко чтить память своего первого учёного Доржи Банзарова, также память великого человека, мэтра скульптурного жанра республики Геннадия Васильева, равняться на них, широко изучать и пропагандировать их жизнедеятельность и творческое наследие.

Использованная литература

  1. Богомолова И.И. « Выставка, посвященная 70-летию со дня рождения бурятского скульптора Г. Васильева». Материал с Интернета
  2. Кончин Е. «Легенды мудрого Будамшуу». Материал с Интернета
  3. Материалы с Интернета
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На Джидинской земле Путеводитель Произведения Васильева Геннадия Георгиевича

Скульптор Геннадий Васильев фигура известная в художественном мире. Родился 2 февраля 1940 года в селе Хандагай Голумецкого района Иркутской области. Жил и работал в Улан-Удэ. В 1962 г. окончил Ломоносовскую школу художественной резьбы по кости (Архангельская обл.). Республиканская премия Бурятской АССР 1981 г. за скульптурные произведения "Дети тайги", "Рабочие ЗММК", «Встреча» и «Сказитель». Премия Бурятии 1975 г. за скульптуры "Укрощение огня», «Голова бурята» . Почетная грамота Президиума Верховного Совета Бурятской АССР 1982 г. за оформление интерьеров Бурятского академического театра драмы им. X. Намсараева. Среди основных работ также скульптурные композиции: "Материнство" (1978), "Мать" (1987), " Арканщик " (1990), " Чабанка " (1990), "Кто победит?" (1990), "Танцующие лошади" (1996). Член-корреспондент АХ СССР (1988), Отделение "Урал, Сибирь, Дальний Восток". Заслуженный художник РСФСР (1986). Народный художник Бурятской АССР (1979). Председатель правления Союза художников с 1991 года.

Скульптор среди своих произведении

Статуя Будды Шакьямуни Описание: Статуя Будды на границе с Селенгинским районом. Автор скульптуры: Геннадий Георгиевич Васильев Время создания: октябрь 2008 года Автор фото: Аркадий Зарубин

Описание: Лани бегущие в сторону горы Бурин-Хан Автор скульптуры: Геннадий Васильев Время создания: август 2009 года Автор фото: Аркадий Зарубин « Инзаганууд »

Описание: Памятник первому бурятскому учёномуДоржи Банзарову Автор скульптуры: Геннадий Георгиевич Васильев Время создания: 11 июня 2010 года Автор фото: Аркадий Зарубин Памятник первому учёному

Работу выполнила: Малакшинова Дарима, ученица 7-го класса МБОУ « Цагатуйская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района РБ.