«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (на материале произведений А.И. Куприна). Сочинение: Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его По одному или Любовь возвышает человека

Настоящая любовь очищает человека от всего ненужного, ложного. Она возвышает любого, кого посетило это светлое чувство. Любовь может нас преобразить, сделать лучше, изменить наше отношение к окружающему миру.

Тема любви традиционна для русской литературы.. Писатели подвергают своих героев испытанию любовью. Влюблённый в Ольгу Ильинскую герой романа И.А.Гончарова Обломов поднимается с дивана, начинает вести активный образ жизни.

По – настоящему влюблён в Анну Сергеевну Одинцову тургеневский Базаров, хотя до этого отрицал загадочные, таинственные и романтические отношения между мужчиной и женщиной. Теме любви посвящён сборник «Темные аллеи», состоящий из 38 рассказов. Его автор – русский писатель двадцатого века И.А.Бунин.

Рассмотрим один из рассказов сборника, который называется «Холодная осень». События в рассказе происходят в 1914 году, когда начинается первая мировая война. Повествование идёт от лица героини, девушки – дворянки, которая живёт в имении вместе с отцом и матерью. Возлюбленный героини – друг семьи, живущий по соседству. В Петров день на именинах отца девушки молодых людей объявляют женихом и невестой. Германия объявляет России войну 19 июля, а в сентябре юноша приезжает на сутки, чтобы проститься и уехать на фронт. Этот последний, прощальный осенний вечер героиня запомнила на всю жизнь и вспоминает о нём в мельчайших подробностях. После вечернего чая и ужина родители отправились отдыхать. чтобы рано утром проводить своего названого сына. А молодые люди спускаются в сад, где между ними происходит очень важный разговор. Молодой человек спрашивает: «Если меня убьют, ты ведь не сразу забудешь меня?» Девушке стало страшно, и она сказала, что не переживёт этого. А юноша грустно проговорил: «Ты поживи, порадуйся, потом приходи ко мне». Убили его спустя месяц в Галиции. А героиня ещё долго жила, вынесла многое на своём пути: смерть родителей и мужа, эмиграцию, чужбину. В 1918 году, торгуя на углу Арбата, она повстречала человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке. Когда в 1920 году вместе с толпой беженцев они плыли на пароходе из Новороссийска в Турцию, муж умер от тифа. Героиня жила на чужбине, скиталась, была в Болгарии, В Сербии, Чехии, во Франции, вырастила приёмную дочь, ставшую совершенною француженкой и не испытывавшей никакого чувства к приёмной матери. Прошло 30 лет. Подводя итог своей жизни, героиня спрашивает себя: а что же было в её жизни? И сама же отвечает: только холодный осенний вечер, всё остальное – ненужный сон. Была любовь лишь краткое мгновенье, но она осветила всю остальную жизнь на долгие годы. Героиня пожила, порадовалась на свете, теперь готовится к встрече с ним.

Подведя итог, скажем одно: любовь может быть единственной на всю жизнь, она может быть светом, идущим сквозь годы. И даже память об этом высоком светлом чувстве может озарить душу навсегда.

Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»

Я иду на урок

Ольга СУХАРИНА

Ольга Николаевна СУХАРИНА (1965) - учитель русского языка и литературы школы № 71 г. Екатеринбурга.

Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»

Уроки по творчеству А.И. Куприна можно начать с лекционного изложения материала. Учитель даёт обзор творческого пути писателя, сопоставляя его с творчеством И.А. Бунина. Цель сопоставления - пригласить учащихся к поиску. Проблемный вопрос может прозвучать и в начале разговора о Куприне, и в конце изложения материала о творчестве писателя.

На последующих уроках я уделяю много внимания поисковой деятельности учеников . Для этого я продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, вопросы должны вызвать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель может придумать косвенные подсказки и наводящие вопросы, может сам подытожить главное, опираясь на ответы учеников. Возможно, что учитель не даёт готового ответа, задача наставника - привлечь ученика к сотрудничеству.

Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении рассказа «Гранатовый браслет»:

Как пейзаж помогает понять настроение и внутренний мир Веры Николаевны?

Насколько важен образ генерала Аносова в произведении?

Дать сопоставительный анализ описания именин Веры и описания комнатки Желткова.

Сравните подарки гостей с подарком Желткова. Смысл сравнения?

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль играет в создании этого настроения музыка?

Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:

Работа с текстом;

Выбор цитат;

Анализ текста:

целостный анализ,

анализ эпизода,

сопоставительный анализ;

Выявление художественных особенностей текста.

К каждому вопросу я советую ученикам собирать материал, собранную информацию мы оформляем в виде схем.

При разборе повести «Олеся» мы размышляли над таким вопросом: “Иван Тимофеевич - человек добрый, но слабый. Верно ли такое высказывание?” Привожу примеры подобных рассуждений, оформленных в виде схем.

Вывод. Чувства Ивана Тимофеевича оказались слишком слабыми. Не сумел защитить свою любовь. Может быть, не было той настоящей любви, которая затмила бы сомнения и помогла пережить все беды и горести.

Вывод. Олеся способна на чувства более сильные, чем её избранник. Для героини любовь стала жизнью; Иван Тимофеевич это чувство сберечь не смог и не захотел.

Генерал Аносов о Желткове: “ Безумец… Может быть, твой жизненный путь пересекла, Верочка, именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.

Князь Шеин о Желткове: “Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать… Я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”

Вывод. Куприн показывает благородство души простого человека, его способность к глубокому, возвышенному чувству. Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь Желткова, та, которая бывает “раз в тысячу лет”, осталась бессмертна. Именно такая любовь воспета Куприным.

Ассоциативный ряд: холодный - высокомерный - гордый - надменный - аристократический

2. Если холод с самого начала концентрируется вокруг главной героини, как это характеризует особенности её восприятия жизни ?

Непогода сменится теплыми днями

Лето сменится осенью

Молодость - старостью

Самые красивые цветы обречены на увядание и смерть

Способна ли княгиня Вера почувствовать неуловимый ход времени?

3. Отношение Веры к природе:

море - “Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает”

“Когда привыкну к нему, я скучаю, глядя на него…”;

лес (сосны, мхи, мухоморы) - сравнение:

Вывод. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. “Деревья успокоились, покорно роняли жёлтые листья”. В таком равнодушном состоянии пребывает героиня: со всеми строго проста, холодно любезна.

Финал рассказа: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и заплакала. Деревья мягко сотрясались. Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…”

Любовь Олеси - сильное, глубокое, самоотверженное чувство

По повести А.И. Куприна «Олеся»

Любовь-испытание:

Олеся для окружающих чужая;

Смелая, свободная;

Стремится к добру;

Не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем её осторожному избраннику;

Стремится к добру;

Любовь - это главный смысл жизни.

Олеся и Иван Тимофеевич

Через сопоставление с Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем, Куприн позволит увидеть в Олесе главное:

Иван любуется не только внешней красотой Олеси, но и внутренней;

Важно не только уметь видеть, но и желание видеть;

Вывод. Жизнь научила Ивана Тимофеевича постоянно контролировать свои душевные порывы, не научила задумываться о последствиях. “Человек добрый, но слабый”, он не способен на настоящую любовь. Права оказалась Олеся: “Никого вы сердцем не полюбите, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте”.

Только в единении с природой человек способен достигнуть духовной красоты и благородства.

Нитка красных бус Олеси:

Это память о любви;

Это символ её чистого чувства;

Это сила её негаснущей любви;

Каждая бусинка - это огонёк любви.

Поисковая деятельность подготавливает переход к самостоятельной исследовательской деятельности .

Учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её в написании творческих работ (сочинения) или в рефератах. Важен тот материал, который собрали сами дети в результате поисковой деятельности. Важно не растерять этот материал, скопить его, систематизировать. Итогом работы над произведением является написание сочинения. В основе сочинения и будет тот материал, опорные схемы, отражающие работу во время поисковой деятельности учащихся. Каждая схема - это основа сочинения, раскрытие мысли, результат проделанной работы, это личность ученика, его восприятие прочитанного.

нескольким

Что такое истинная любовь и способна ли она действительно преображать человека, возвышая и очищая его? Наверное, каждый человек находит свой ответ на этот вопрос. В русской литературе многие писатели задумывались над этим, но никто не дал такого исчерпывающего ответа, как Антон Павлович Чехов в рассказе «Дама с собачкой». Всего на нескольких страницах этого подлинного шедевра мировой литературы показана история любви двух самых обычных, на первый взгляд, людей.

Начало ее кажется более чем заурядным курортным романом. В Ялте встречаются Гуров, этот ничем не примечательный банковский служащий, заштатный Дон Жуан, и Анна Сергеевна, молодая «дама с собачкой», впервые вырвавшаяся на свободу из рутины семейной жизни. Несколько встреч, и отдых на море закончен, а вместе с ним завершен и недолгий роман. Для Гурова это одно из его многочисленных приключений, которое, как ему кажется, он скоро забудет. Несколько «штрихов к портрету» героя: вот он после первого свидания, которое так взволновало Анну Сергеевну, спокойно выслушивает ее признания и ест при этом арбуз. А вот они прогуливаются у моря, и вдруг нашего героя посещают неожиданные для него мысли о «высших целях бытия». Но этот момент отрыва от обыденности быстро исчезает, как туман над морем. Отдых закончен, начинается будничная жизнь: служба, домашние заботы, пустые разговоры с сослуживцами.

Вернувшись в Москву, Гуров уверен, что скоро воспоминания о курортном романе померкнут и забудутся, но неожиданно они разгораются все сильнее, заполняя его всего. Он так переполнен ими, что чуть не рассказывает обо всем жене, и в конце концов делится со случайным собеседником, его сослуживцем. Для Гурова эти необычные для него чувства - начало чего-то нового, небывалого для него, а его собеседник, спокойно жующий свой обед, вскользь замечает: «Осетрина-то с душком». Эта ничего не значащая обычная реплика так не похожа на весь строй мыслей Гурова, что он взрывается. Вдруг ему открывается то, от чего он старательно пытался отвернуться: он, примерный семьянин, солидный, многоопытный человек, обнаруживает, что впервые по-настоящему полюбил, хотя уже седина появилась у него в волосах.

Гуров не может больше ждать - он едет в город, где живет Анна Сергеевна. Встреча героев становится началом их новой жизни. Внешне в ней все по-прежнему, но то, что бросило их навстречу друг другу, теперь составляет ее подлинный смысл. Это и есть те «высшие цели бытия», о которых Гуров раньше не хотел задумываться. Теперь же и он, и Анна Сергеевна живут как бы на ином, возвышающемся над обычным уровне чувств, эмоций, размышлений. Им открываются прежде неведомые грани жизни, волнуют новые вопросы и проблемы, требующие решений.

Но Чехов не стремится к окончательным ответам, финал рассказа, как многих других произведений этого писателя, остается открытым. Да и может ли существовать некое общее решение там, где речь идет о настоящей любви? Важнее другое: магия чеховского искусства вовлекла нас в орбиту чувств и переживаний его героев. Вместе с ними мы ощутили, как все меняется, когда жизнь человека озаряет своим светом любовь. А значит, и мы, читатели, получили мощный импульс к поискам, преобразованиям и новым открытиям.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

О чем рассказывается в произведении Куприна? Почему, на ваш взгляд, автор назвал свой рассказ «Гранатовый браслет»?

(В рассказе показано возвышенное чувство - любовь. Эта любовь идеальна, необыкновенна и чиста. Сам автор позднее сказал, что ни чего более целомудренного он не писал. В произведении показано безответное чувство телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной.)

Какое значение для любви имеет разный социальный статус героев?

(Между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно разный социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».)

(Куприн в своем рассказе не делает особого акцента на «неравенстве состояний», не критикует открыто общество, к которому принадлежит главная героиня. Автор находит другой способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из окружения княгини Веры Шеиной. Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему не доступно, легко могут признать простого человека сумасшедшим.)

Какое значение имеет первая глава рассказа и описание осеннего пейзажа?

(Первая глава представляет собой вступление, на долю которого выпала задача подготовить читателя к нужному восприятию последующих событий. Благодаря описанию осеннего пейзажа с его опустевшими дачами и клумбами, ощущаешь неизбежность увядания окружающей природы, увядания мира. Подчеркивают это и слова автора: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».)

Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной?

(Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна... любезна, независима и царственно спокойна».)

Когда происходит завязка действия рассказа?

Что ждет от именин героиня и что происходит в этот день?

(По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа - серьги; подарок от своей сестры - запасную книжку; и от человека с инициалами Г. С. Ж - браслет. Это подарок Желткова: «золотой, низкопробный, очень толстый... с наружной стороны весь сплошь покрытый... гранатами» браслет. Он выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но его ценность совсем в другом... Ведь Желтков дарит самое ценное, что есть у него, - фамильную драгоценность. Глядя на густо-красные гранаты, Вера почувствовала тревогу, она ощущает приближение чего-то неприятного, видит в этом браслете некое предзнаменование. Не случайно она сразу сравнивает эти красные камни с кровью: «Точно кровь!» - восклицает она. Спокойствие Веры Шеиной было нарушено.)

Что значит гранатовый браслет для самого Желткова?

(Браслет не только является для Желткова символом благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти...»)

Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь?

Работа с текстом

Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? На основании прочитанного дайте герою свою характеристику.

Как относится муж Веры к письмам Желткова? (Девятая глава)

Найдите в тексте ответ на вопрос: «Способен князь Василий Шеин глубоко и сильно любить? (Генерал Аносов о Васе)

Роль генерала Аносова в рассказе «Гранатовый браслет». Его рассуждения о любви.

Характеристика Желткова, данная генералом Аносовым: «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Понимание Верой всей исключительности прошедшей мимо нее любви и предчувствие скорой смерти Желткова.

Основные выводы

Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

(Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на поставленный вопрос. «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо...» (десятая глава); «... я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (одиннадцатая глава). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

(Имя Георгий означает - победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым (12-я глава).

Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слез - «впечатление смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

Вторая соната Бетховена. Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение?

(Звучит соната Бетховена .)

В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполеон. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным.)

Домашнее задание

Подготовиться к сочинению. Темы:

1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

2. «...Что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)