Как характеризуется 19 век через главного героя. Герой нашего времени» в критике. Как часто, пёстрою толпою окружён, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шёпоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей
28.03.2013 17859 2382Урок 45 век Лермонтова в романе
Цели: учить сопоставлять поступки, характеры героев повести с характером Печорина; обучать монологической речи; проанализировать повесть «Княжна Мери».
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете, почему? Вероятно, потому, что для этой повести характерна сюжетная самодостаточность; она является кульминацией дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в этой повести наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.
Но прежде чем начать работу над этой повестью, попытаемся найти «ключ» к лермонтовскому роману и образу Печорина. Вероятно, это признание героя, вмещающее всю его жизнь: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом». Печорин, правда, говорит лишь о молодости, считая ее «бесцветной». Принимаете ли вы такую самооценку? Кстати, о молодости Печорина мы мало что знаем. И все-таки: можно ли ее представить, «домыслить»? Печорин постоянно впадает в самоуничижение: «Я не угадал своего назначения… погнался за приманками страстей пустых и неблагодарных…» Ваше мнение об этих признаниях Печорина?
– Но что это значит – «борьба с собой и светом»? Кто одержал верх в этой борьбе?
– Происходят ли перемены в художественном мире романа – и в Печорине?
Обратимся к «Тамани». Кстати, каков жанр «Тамани»? Случайно ли Лермонтов пишет не рассказ, не повесть, а новеллу? Отвечает ли жанр этой части романа характеру Печорина?
2. Сжатый аналитический пересказ «Тамани» (подготовленным учеником). Беседа по повести «Тамань».
– Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?
– В чем тайны поэтичности «Тамани»? (А вы знаете, что Чехов был влюблен в эти страницы?)
– Меняется ли Печорин в «Тамани»? Почему, несмотря на опасности, ему так хорошо, привольно в этом «скверном городишке»?
– Какие признания Печорина показались особенно знаменательными, прямо-таки открытиями Лермонтова?
Вот одно из них: «Я запомнил эту песню от слова до слова».
3. Работа в группах.
Сравните соседние страницы романа: «Тамань» и «Княжна Мери». Где Печорину труднее? И все-таки: продолжается ли по-своему Тамань для Печорина и здесь, среди «водяного общества»?
– Какие страницы повести «ведут» стилистику «Тамани», ее образы? Почему так упорно напоминает она о себе, хотя Печорин оказывается в совершенно ином мире – среди «света», «борьба» с которым и стала его жизнью? Но не забудем: и с самим собой.
– Напоминает ли глава «Княжна Мери» стихи М. Ю. Лермонтова? Сопоставьте: «Как часто пестрою толпою окружен…» и «Княжна Мери». Почему и в главе романа тот же контраст: «мечты своей созданье…» и «железный стих, облитый горечью и злостью…»?
– Какие страницы «Княжны Мери» особенно лиричны, трепетны?
Задания по группам:
I группа. Печорин и Вера… Каким вы увидели, почувствовали героя Лермонтова в этой «романтической» истории?
Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?
На что указывает трагическая сцена погони за Верой? Сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях.
II группа. А история с Мери? Какая запись в дневнике Печорина вас, может быть, удивила? («Зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить не хочу и на которой никогда не женюсь?») Печорин загадочен для самого себя? И все-таки, может быть, можно объяснить его поступки?
Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения: в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как на пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.
III группа. и наконец, история с Грушницким.
Изначальный толчок ко всем событиям дают отношения этих двух молодых людей.
Проанализируйте историю их дружбы и вражды. Сравните ее с ситуацией «Онегин – Ленский» и с рассуждениями Пушкина о дружбе во II главе романа «Евгений Онегин».
Почему в отношении к Грушницкому Печорин совершенно иной: тот то и дело «мешает» ему в его ухаживаниях за княжной. Что вам это напомнило? Еще одна аналогия: тот же «треугольник», что и в «Горе от ума». Сравните близкие страницы комедии Грибоедова и романа Лермонтова и исход «любовных» поединков: Чацкий – Молчалин, Печорин – Грушницкий.
Справедлив ли Печорин в отношениях к людям? К Грушницкому, например? И разве не жесток Печорин в отношении к княжне Мери? Зачем Печорину этот мнимый «роман»?
– Какой поворот сюжета вас захватил особенно? Конечно, дуэль с Грушницким!
Вновь – странности Печорина. Как вы поняли его в хитросплетениях событий вокруг дуэли? Как отнеслись к его выстрелу и к гибели Грушницкого? Сравните дуэль в «Онегине» и в «Герое нашего времени», а значит, Онегина и Печорина в самом страшном для них испытании.
IV группа. Есть ли в романе контрастный герой в его отношениях с Печориным? Необходим ли доктор Вернер в романе?
Проанализируйте взаимоотношения Печорина с доктором Вернером.
Как сложились отношения Печорина с «водяным обществом»? Почему?
4. Сравнение финалов «Княжны Мери» и «Тамани». Выразительное чтение фрагментов.
При общности темы – морского пейзажа – имеется существенное отличие: в «Тамани» это реальный пейзаж, а в «Княжне Мери» – воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.
– Как проявляется личность Печорина в манере ведения дневника?
5. Диспут на тему «Печорин – герой своего времени?».
– Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?
– Как характеризуется век через главного героя романа? Печорин – герой своего времени?
6. Сжатый пересказ и обсуждение повести «Фаталист».
– Продолжается ли в повести «Фаталист» тот роковой «эксперимент», на который идет Печорин в дуэли с Грушницким?
Да, здесь прослеживается еще более отчаянная игра героя с судьбой.
Каков жанр этих страниц? Вновь – новелла! Почему? Распутайте загадочный сюжет «Фаталиста». Почему этими страницами Лермонтов завершает роман, исчерпав, по-видимому, тайны печоринского «я»?
– И все-таки: эта ли мятежная нота – сокровенное в Печорине? Вспомним его в самое тревожное мгновение его жизни – утром накануне дуэли. Оно могло быть его последним утром. в спомним строки Лермонтова, близкие этим страницам романа, звучащим, как стихи: «Я не помню утра, более голубого и свежего!..»
II. Итог урока.
Домашнее задание:
1) составить тесты по главе «Тамань»;
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
1. Выступление учащихся I группы: выборочный пересказ «Бэлы».
– Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?
– Какие страницы повести поставили вас в тупик, вызвали недоумение? Вспомните, например, контрастные эпизоды: незабываемую охоту Печорина – и его испуг, смятение, едва «ставнем стукнет».
– Как встретили в крепости похищение Бэлы и «роман» Печорина? А его жуткий смех, когда Максим Максимыч вспомнил смерть «несчастной Бэлы»? Какие слова Печорина, может быть, объяснят историю с Бэлой, прольют свет на эту загадочную страницу его жизни?
2. Выступление учащихся II группы по повествованию «Максим Максимыч». Художественный пересказ: портрет Печорина.
– Кто из героев дает портрет Печорина? Почему?
– Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?
– В романе есть признание Печорина, которое, казалось бы, могло объяснить его характер, помогло бы понять героя, которому так не везло во мнении окружающих: «Я был готов любить весь мир…» Какие страницы, однако, могут посеять в этом сомнение? Почему, например, он так холоден, безразличен к Максиму Максимычу при их последней встрече?
– В чем тайны художественной выразительности портрета Печорина?
III. Итог урока.
Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению повести «Княжна Мери»; выбрать эпизоды, характеризующие «век Лермонтова».
Урок 45
век Лермонтова в романе
Цели: учить сопоставлять поступки, характеры героев повести с характером Печорина; обучать монологической речи; проанализировать повесть «Княжна Мери».
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете, почему? Вероятно, потому, что для этой повести характерна сюжетная самодостаточность; она является кульминацией дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в этой повести наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.
Но прежде чем начать работу над этой повестью, попытаемся найти «ключ» к лермонтовскому роману и образу Печорина. Вероятно, это признание героя, вмещающее всю его жизнь: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом». Печорин, правда, говорит лишь о молодости, считая ее «бесцветной». Принимаете ли вы такую самооценку? Кстати, о молодости Печорина мы мало что знаем. И все-таки: можно ли ее представить, «домыслить»? Печорин постоянно впадает в самоуничижение: «Я не угадал своего назначения… погнался за приманками страстей пустых и неблагодарных…» Ваше мнение об этих признаниях Печорина?
– Но что это значит – «борьба с собой и светом»? Кто одержал верх в этой борьбе?
– Происходят ли перемены в художественном мире романа – и в Печорине?
Обратимся к «Тамани». Кстати, каков жанр «Тамани»? Случайно ли Лермонтов пишет не рассказ, не повесть, а новеллу? Отвечает ли жанр этой части романа характеру Печорина?
2. Сжатый аналитический пересказ «Тамани» (подготовленным учеником). Беседа по повести «Тамань».
– Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?
– В чем тайны поэтичности «Тамани»? (А вы знаете, что Чехов был влюблен в эти страницы?)
– Меняется ли Печорин в «Тамани»? Почему, несмотря на опасности, ему так хорошо, привольно в этом «скверном городишке»?
– Какие признания Печорина показались особенно знаменательными, прямо-таки открытиями Лермонтова?
Вот одно из них: «Я запомнил эту песню от слова до слова».
3. Работа в группах.
Сравните соседние страницы романа: «Тамань» и «Княжна Мери». Где Печорину труднее? И все-таки: продолжается ли по-своему Тамань для Печорина и здесь, среди «водяного общества»?
– Какие страницы повести «ведут» стилистику «Тамани», ее образы? Почему так упорно напоминает она о себе, хотя Печорин оказывается в совершенно ином мире – среди «света», «борьба» с которым и стала его жизнью? Но не забудем: и с самим собой.
– Напоминает ли глава «Княжна Мери» стихи М. Ю. Лермонтова? Сопоставьте: «Как часто пестрою толпою окружен…» и «Княжна Мери». Почему и в главе романа тот же контраст: «мечты своей созданье…» и «железный стих, облитый горечью и злостью…»?
– Какие страницы «Княжны Мери» особенно лиричны, трепетны?
Задания по группам:
I группа. Печорин и Вера… Каким вы увидели, почувствовали героя Лермонтова в этой «романтической» истории?
Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?
На что указывает трагическая сцена погони за Верой? Сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях.
II группа. А история с Мери? Какая запись в дневнике Печорина вас, может быть, удивила? («Зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить не хочу и на которой никогда не женюсь?») Печорин загадочен для самого себя? И все-таки, может быть, можно объяснить его поступки?
Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения: в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как на пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.
III группа. и наконец, история с Грушницким.
Изначальный толчок ко всем событиям дают отношения этих двух молодых людей.
Проанализируйте историю их дружбы и вражды. Сравните ее с ситуацией «Онегин – Ленский» и с рассуждениями Пушкина о дружбе во II главе романа «Евгений Онегин».
Почему в отношении к Грушницкому Печорин совершенно иной: тот то и дело «мешает» ему в его ухаживаниях за княжной. Что вам это напомнило? Еще одна аналогия: тот же «треугольник», что и в «Горе от ума». Сравните близкие страницы комедии Грибоедова и романа Лермонтова и исход «любовных» поединков: Чацкий – Молчалин, Печорин – Грушницкий.
Справедлив ли Печорин в отношениях к людям? К Грушницкому, например? И разве не жесток Печорин в отношении к княжне Мери? Зачем Печорину этот мнимый «роман»?
– Какой поворот сюжета вас захватил особенно? Конечно, дуэль с Грушницким!
Вновь – странности Печорина. Как вы поняли его в хитросплетениях событий вокруг дуэли? Как отнеслись к его выстрелу и к гибели Грушницкого? Сравните дуэль в «Онегине» и в «Герое нашего времени», а значит, Онегина и Печорина в самом страшном для них испытании.
IV группа. Есть ли в романе контрастный герой в его отношениях с Печориным? Необходим ли доктор Вернер в романе?
Проанализируйте взаимоотношения Печорина с доктором Вернером.
Как сложились отношения Печорина с «водяным обществом»? Почему?
4. Сравнение финалов «Княжны Мери» и «Тамани». Выразительное чтение фрагментов.
При общности темы – морского пейзажа – имеется существенное отличие: в «Тамани» это реальный пейзаж, а в «Княжне Мери» – воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.
– Как проявляется личность Печорина в манере ведения дневника?
5. Диспут на тему «Печорин – герой своего времени?».
– Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?
– Как характеризуется век через главного героя романа? Печорин – герой своего времени?
6. Сжатый пересказ и обсуждение повести «Фаталист».
– Продолжается ли в повести «Фаталист» тот роковой «эксперимент», на который идет Печорин в дуэли с Грушницким?
Да, здесь прослеживается еще более отчаянная игра героя с судьбой.
Каков жанр этих страниц? Вновь – новелла! Почему? Распутайте загадочный сюжет «Фаталиста». Почему этими страницами Лермонтов завершает роман, исчерпав, по-видимому, тайны печоринского «я»?
– И все-таки: эта ли мятежная нота – сокровенное в Печорине? Вспомним его в самое тревожное мгновение его жизни – утром накануне дуэли. Оно могло быть его последним утром. вспомним строки Лермонтова, близкие этим страницам романа, звучащим, как стихи: «Я не помню утра, более голубого и свежего!..»
Слайд 2
Цель урока
Анализ главы «Княжна Мери» Сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером Печорина Обучение монологической речи и элементам анализа стиля писателя
Слайд 3
Словарная работа
Сюжетная самодостаточность Кульминация Философская проблематика Символичное значение образа
Слайд 4
Вопросы к беседе
Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете почему? Вывод: для повести характерна сюжетная самодостаточность (как вы понимаете это выражение?); это кульминация дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в главе наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.
Слайд 5
Работа в группах
1. Изначальный толчок ко всем событиям дают взаимоотношения Печорина и Грушницкого. Проанализируйте историю их дружбы-вражды. Сравните это с ситуацией «Онегин – Ленский» и с рассуждением Пушкина о дружбе во второй главе романа «Евгений Онегин».
Слайд 6
2. Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.
Слайд 7
3. Как и почему складываются отношения Печорина и Веры? На что указывает трагическая сцена погони за Верой (сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях).
Слайд 8
4. Проанализируйте взаимоотношения Печорина и доктора Вернера. Как сложились у Печорина взаимоотношения с «водяным обществом»? Почему?
Слайд 9
5. Сравните финалы «Княжны Мери» и «Тамани» (выразительно прочитайте фрагменты финалов). Вывод: при общности темы – «морского пейзажа» - имеется существенное отличие: в «Тамани» это реальный пейзаж, а в «Княжне Мери» - воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.