Как избавиться от страха и научиться жить полной жизнью. Как правильно прорабатывать страхи и фобии с помощью медитации

«Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия». К. Изард

Для человека, как биологического существа, возникновение страха не только целесообразно, но и полезно.

Для человека же, как социального существа, страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

«Страх – это способность избегать ситуации и объекты, воспринимаемые как опасные. Затрата энергии без постановки цели». Н. Пезешкиан

Справиться со страхами можно самостоятельно с помощью:

Развития в себе уверенного поведения - "Дневник уверенности в себе" ;

Экспресс-помощи или вебинара: «Уверенность в себе. Как повысить самооценку» .

На страницах данного дневника вы можете познакомиться с методами самостоятельной работы со страхами.

1. Осознайте свой страх. Признайтесь себе, что он есть.

2. Попытайтесь понять, откуда страх и о чем он вас предупреждает.

3. Подумайте о своих возможностях и способностях, которые могут вам помочь.

4. Сравните свой страх с другими, более сильными.

5. Представьте, что все, чего вы боялись, уже произошло.

6. Так же помогает принцип «полной загрузки» - одолевают мрачные мысли, страх и тревога, засучите рукава и займитесь делом - лучше физической работой.

7. Превратите ситуацию в комическую и посмейтесь над ней.

8. Попробуйте сделать следующее упражнение, которое поможет понять и начать преодолевать ваш страх.

«Представьте, что вам дали чудо лекарство и вы больше не испытываете страхов, тревоги, нерешительности и неуверенности. Вы освободились от внутренней цензуры, внешнего давления. Действие чудо лекарства продолжается неделю. Запишите:

  • Что вы будете делать за эту неделю?
  • Что говорить?
  • Какой станет ваша жизнь?
  • Как вы будете себя чувствовать?
  • Как вы проживете эту неделю?

Описывайте как можно подробнее и красочнее. После того, как вы все написали, прочтите очень внимательно и ответьте на вопросы:

  • Что из того, что вы написали, вы уже делаете или можете сделать уже сейчас и без лекарства?
  • Что вы будете делать, когда исчезнет ваш страх?
  • К чему вы стремитесь?

Изучите карту своего страха

Работа со страхами

1. Нарисуйте то, чего вы боитесь - свой страх.

2. Что вы чувствуете, глядя на свой рисунок?

3. Покажите, где ваш страх, где он в вас прячется?

4. Вопросы относительно объекта страха:

  • что этот нарисованный объект делает?
  • почему и для чего он делает это?
  • что он получает или чувствует, когда делает это?
  • что ему нужно для того, чтобы он перестал это делать раз и навсегда?

В результате ответов в вашем воображении появится другой образ страха, отличающийся от нарисованного ранее. Нарисуйте измененный положительный образ.

  • Каково ваше отношение к этому нарисованному объекту и телесные ощущения, связанные с новым образом и новым отношением к нему?

Что в этих двух рисунках общего и чем они отличаются?

  • Как изменилось ваше отношение к нарисованному страху, который «перевоспитался» и «стал другим, хорошим», и как изменились в связи с этим телесные ощущения?

В результате всей проделанной работы, вы почувствуете, что от вашего страха не осталалось и следа...

Как в психологическом расказе психолога Киселевской Светланы:

Что происходит на психотерапии при «лечении» фобических состояний.

Итак, первым шагом является прояснение ваших отношений к своему страху, возможности его испытывать, а также внутренних установок, влияющих на проявление страхов. В результате вы переходите от высказываний типа «у меня есть этот дурацкий страх, от которого я никак не могу избавиться» к «я боюсь, но не понимаю, чего я боюсь и почему и хотел бы это выяснить» и можно переходить к следующему этапу работы.

Этот шаг заключается в том, чтобы определить содержание страхов. Разберем это на примере наиболее распространенного страха — «социофобии». Клиенты обычно говорят о том, что они боятся выступать на людях или даже вообще боятся общаться с людьми, особенно незнакомыми. При этом они «понимают, что в этом нет ничего страшного, но не могут с собой ничего поделать».

Принятие клиентом того, что в этом страхе может быть рациональное зерно, позволяет выяснить, что страх связан, с представлением об окружающих, как о критичных и осуждающих. А его страх выступления или общения на самом деле является страхом, осуждения или отвержения. Дальнейшее прояснение может привести к тому, что окажется, что у клиента фигура осуждающего объединена с поддерживающей и одобряющей фигурой. Т.е. клиент на самом деле испытывает два страха: «быть осужденным или отвергнутым» и «не получить поддержки и одобрения», соответствующие двум потребностям «избежать отвержения» и «получить поддержку». Чем больше страхов удастся выявить, тем лучше, т.к. это позволяет разделить стоящие за ними потребности. Субъективно это обычно сопровождается уменьшением интенсивности чувства страха у клиента.

Психолог для женщин - бесплатно

Тут так же задействована такая психическая защита как проекция. Проекция также лежит в основе степени ощущения опасности, пугающей фигуры. Т.е. проецируются неприемлемые, или пугающие качества самого клиента или опасному объекту приписываются те действия, которые клиент хотел бы сам совершить или неосознанно совершает. Типичным примером первого варианта могу быть страхи различных животных.

Например, страх собак, или пауков. В этом случае, когда мы расспрашиваем о том, какими качествами обладает пугающее существо, «какое оно» мы получаем четкое описание (собака — злая, агрессивная, может укусить, наброситься, непредсказуемая и т.д.), которое при «примеривании» на себя, вызывает у клиента оживление, либо в виде радости, либо страха, смущения, стыда (например, если проецирование связано с запрещающей что-то установкой). Надо иметь в виду, что такие проекции могут быть достаточно хорошо замаскированными, и приходится тратить много усилий, чтобы их выделить. Так страх заболеть, может быть связан со страхом быть больным, слабым, нуждающимся в ком-то.

Либо психотерапевт идет по другому сценарию:

Психотерапевт просит вас в меньшей степени акцентироваться на качествах фигуры «того, чего/кого боятся» и в большей — на ее действиях.

Например, при страхе высоты, клиент может бояться того, что ему захочется спрыгнуть вниз. Предлагая клиенту представить такого себя, которому может захотеться спрыгнуть вниз, и уточняя, зачем ему это может понадобиться, можно получить в ответ, что этому человеку просто хочется взлететь, почувствовать себя абсолютно свободным, способным на все, ничем не ограниченным и это как раз то, чего клиент не позволяет себе в жизни.

Как попасть на прием к психологу - бесплатно

Следующий важный этап исследования в психотерапии страхов и фобий– это взаимоотношения с пугающей фигурой. Часто можно столкнуться с тем, что даже после присвоения проекции (описание смотрите выше) вы все равно испытываете страх, т.к опасность остается и у вас нет средств, чтобы с ней справиться или эти средства блокированы.

Например, прояснение страха агрессивных людей (пьяных, хулиганов и т.п.), часто приводит к тому, что клиент либо не знает, как можно защититься от нападения, либо боится это делать, т.к. неуверенно себя чувствует с собственной, обретенной агрессией и боится повредить другому сильнее, чем хотелось бы, или даже убить. Здесь дальнейшая работа может быть связана с поиском различных вариантов защиты от опасностей и их освоением.

И, наконец, последний этап психотерапии наступает тогда, когда выясняется, что опасность перестает быть вашей проекцией, а средства предохранения от нее не дают абсолютного результата. Это касается страха смерти, утраты и других неизбежных составляющих нашей жизни, способности защищаться от которых ограничены. Здесь работа может сводиться к принятию собственного бессилия и ограничений, или наличия выбора рисковать и подвергаться опасности или нет.

Этим может завершаться, например, работа над страхом полета на самолетах, когда вы осознаете, что его страх погибнуть может иметь реальные основания и он действительно рискует, садясь в самолет, как, впрочем, и не садясь в него, или , когда вы понимаете, что любые отношения, помимо радости и удовольствия влекут за собой и возможность потери и можно только выбирать «иметь или не иметь».

Кабинет психолога - бесплатно

Таким образом проходит и психотерапия при страха и фобиях. Сегодня мы чуть-чуть приоткрыли дверь в то, как происходит психотерапия. Надеемся, что мы хотя бы немного сформировали у вас осознание важности обращения именно за консультацией или психотерапией, если у вас присутствуют страхи и фобии. Хватит ждать и жить в собственной тюрьме, где охранники - ваши страхи и фобии. Помилование можете вынести только вы, имея опытного «адвоката»- психотерапевта.

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Откуда берутся наши страхи ?

По какой причине они тормозят активность и разрушают цели?

Чего люди боятся больше всего? И самое главное: как избавиться от страха ?

Все люди, начиная с детства, оказываются буквально пропитаны самыми разными страхами . Их инициируют родители, друзья, учителя – самое близкое окружение. А со временем и сам человек, не отдавая себе в этом отчета, начинает бояться чуть ли не каждого своего решения и сделанного шага.

Чувство страха и тревоги имеет над человеком такую сильную власть, что может как стать двигателем его развития, а может и наоборот, парализовать на пути к достижению цели.

И понять, встретиться «лицом к лицу» со своими страхами – большой и серьезный шаг на пути к тому, чтобы излечить страх. Чтобы познакомится с тем, что пугает, узнать, что лежит в основе страхов, необходимо коснуться одной важной темы, без которой понятие «страх» будет раскрыто не полностью — темы потребностей.

Потребности — то, без чего ни один человек не может выжить. Именно потребности движут человеком, заставляют изучать новый материал, выходить из зоны психологического и физического комфорта, осваивать навыки, тонкости коммуникации, исследовать территории. Без потребностей нет человека, вот почему важно знать, учитывать и своевременно удовлетворять их.

Каким образом потребности связаны со страхами? Самым прямым. Потребность в чем-либо – это нужда, ощущение, что без желаемого и необходимого не выжить. А если выжить, то не столь комфортно, как хотелось бы.

Потребности напрямую связаны с желанием жить и быть признанным этим миром. И риск того, что потребности не будут удовлетворены, рождает в человеке стойкое чувство страха и тревоги .

В идеале потребности должны быть своевременно и полноценно удовлетворены. В этом случае человек будет чувствовать себя комфортно, ощущать себя здоровым и иметь возможность двигаться еще дальше – за границу удовлетворения потребностей.

Навигация по статье «Как избавиться от страха и научиться жить полной жизнью»:

О каких именно потребностях идет речь?

Выделяют 2 основные группы потребностей:

  1. биологические – в эту группу входит потребность в биовыживании;
  2. социальные – потребность в общении, качественном эмоциональном контакте, в адекватной социализации, в получении и осмыслении новой информации.

Предлагаю остановиться на каждой группе потребностей подробнее.

По-простому эта потребность выражается в желании жить. Своевременно получать еду, чистую воду, чувствовать себя в безопасности, ощущать себя здоровым. Биологические потребности закладываются довольно рано — в младенческом возрасте. В норме насыщаются до 3 лет.

Так, если в детстве человек не испытывал продолжительных лишений в виде голода, холода и не встречался постоянно с ситуациями, угрожающими его жизни, он вырастает с внутренней убежденностью, что ему всегда будет, что поесть, где жить, как заработать.

Он базово уверен, что все это – естественные для него условия жизни, на них необходимо работать, но за них не нужно бороться. Вследствие этого такой человек может без чувства страха и тревоги заниматься своим развитием, карьерным ростом, отношениями и не бояться того, что ему не хватит ресурсов.

Если же по каким-либо причинам физиологические потребности не были удовлетворены, например, семья жила на грани выживания, в постоянной нужде или опасностях, родители постоянно испытывали чувство страха и тревоги, то ребенок вырастает психологически «голодным»: недовольным тем, что у него есть, и постоянно опасающимся за свое выживание.

Вырастая, такой ребенок направляет свою деятельность исключительно на накопление и на сохранение накопленного. Стремиться к чему-то новому для него становится практически невозможным, так все новое предполагает отмену, потерю привычного, а человек, неуверенный даже в том, что ему хватит «еды и воды», этого допустить никак не может.

Соответственно, страх, который управляет человеком на уровне биологических потребностейбиовыживательный или страх конечного.

Этот страх напрямую связан с опасением человека за свою жизнь и здоровье, со страхом смерти.

Не секрет, что каждый человек хочет, чтобы его жизнь продолжалась как можно дольше. И даже если он не вполне доволен тем, как живет, потребность в выживании занимает первое и основное место на шкале приоритетов.

Что и понятно, ведь жизнь сама по себе дает надежду на позитивные изменения, на улучшение существующей ситуации. Вот почему даже самый отчаявшийся человек склонен надеяться на лучшее — на то, что «все будет хорошо».

С одной стороны, этот жизнеутверждающий посыл придает веры в светлое будущее, но с другой – в известном смысле лишает человека активности, поскольку это «будет» зависит не столько от него самого, сколько от внешней ситуации – людей, событий, возможностей, которые принесут изменения.

Чувство страха и тревоги, связанное с биологическим уровнем, казалось бы, должно активизировать его движение и развитие (ведь чтобы жить, нужно двигаться). Но по факту этот вид страха скорее приводит к стагнации. Поскольку наивная вера «во все хорошее», которое придет само собой, помноженная на нежелание расставаться с накопленным добром только еще больше фиксирует в человека страх потерять, что имеет.

Таким «добром» может стать привычный образ жизни, лишние килограммы и проблемы со здоровьем, годами сложившиеся стереотипы, знакомые места и люди, от которых не исходит никакой вешней опасности, но и развития тоже никакого нет. Тяга к привычному и желание сохранить знакомое любыми путями – пассивная форма проявления страха конечного.

Активная же форма биологического страха возникает в периоды, когда и если жизни угрожает реальная опасность. Но поскольку современный человек живет в относительно спокойном мире, его чувство страха и тревоги за собственную жизнь трансформировалось в опасение потерять то, что уже есть .

В итоге это сделало человека зависимым и несвободным. При таком отношении к ресурсам любой свой шаг он вынужден расценивать как риск потерять: деньги, еду, жилье, отношения, привычную жизнь. Как следствие, человек психологически становится тяжелым, грузным и жадным, что моментально отражается на состоянии его сознания, тела, эмоций.

В первую очередь, попытаться заметить его проявления и признать, что он существует. Каким образом возможно увидеть в себе страх конечного? Например, вы боитесь сделать лишний шаг в новое, чего бы оно ни касалось – работы, отношений, путешествий, смены режима – чего угодно.

Именно страх шепчет вам о том, что если вы потратите время и внимание на что-то новое, например, решите освоить новый навык, поменяете место жительства, объявите о поиске или даже смене работы, партнера, жизненных приоритетов, то у вас не хватит на это времени, энергии, сил, денег, ваши близкие от вас отвернутся и т.д. Как следствие подобный страх приводит к тому, что вы оставляете все как есть.

Узнаёте себя? Хотели бы понять, что с ним делать? Предлагаю проделать психологическое упражнение, направленное на то, чтобы проработать и излечить страх конечного:

  1. По возможности сделайте так, чтобы вам никто не мешал.
  2. Приготовьте бумагу и ручку.
  3. Выпишите все ценное в вашей жизни. То, что вы боитесь потерять: деньги, еду, отношения, жилье, работу, привычный уклад жизни и т.д.
  4. Задумайтесь над тем, насколько реальны и обоснованы ваши страхи.
  5. Поразмышляйте — что вы можете уже сейчас сделать, что подстраховать себя от возможной потери? Освоить новый навык? Устроиться на дополнительную работу? Оптимизировать уже существующий график? И т.п.
  6. А теперь подумайте над независящей от вас стороной вопроса, например, вы можете быть хорошим работником, но если в стране случиться кризис, и ваша компания разорится, вы ничего не сможете с этим сделать, а значит, переживать туту не о чем. И далее в том же ключе.
  7. Вместе с тем, даже на эти случаи есть возможность повлиять: может, пришло время освоить новую профессию, чтобы никакой кризис не могут сбить вас с ног? Ведь даже там, где вы, казалось бы, не властны над общим процессом, всегда остается ваша часть ответственности — так воспользуйтесь ею для своего же блага!

Желательно проделать это упражнение несколько раз. По мере того, как вы внимательно, с толком пройдетесь по всем пунктам и найдете ответы, ваш страх конечного постепенно начнет растворяться.

Что и понятно — ведь из пассивного наблюдателя, ожидающего своей участи, вы переквалифицировались в человека, который хочет и может действовать, а действие – активное и целенаправленное, как известно, помогает избавиться от страха, не позволяя ему разрастись и поглотить вашу жизненную энергию.

Социальные потребности – это потребности в общении, в качественном эмоциональном контакте, в новой информации.

Социальные потребности выражаются в желании общаться с себе подобными, устанавливать качественные эмоциональные контакты, быть связанным с окружающими, любить и получать любовь, признание и поддержку.

Данная потребность закладывается в раннем детском возрасте и в идеале насыщается примерно до 7 лет. Полноценное насыщение напрямую связано со способностью матери принимать и любить своего ребенка безусловной любовью.

Необходимо оговориться, что способность любить безусловно в очень большой степени присуща именно женщинам, тогда как мужчины преимущественно любят за что-то – за совершенные поступки, дела, за готовность действовать.

И, несмотря на то, что безусловная любовь – одно из самых естественных проявлений отношения матери к ребенку, она заложена природой с тем, чтобы мать не бросила дитя в самый трудный для него период жизни, на поверку оказывается, что такой вид любви — огромная редкость.

Здесь срабатывает осознание необходимости стать любящей мамой как самой себе, так и своему ребенку. И удовлетворить потребность в безусловной любви и качественном эмоциональном контакте.

Чем меньше безусловной любви было в детстве, тем более эмоционально нестабильным становится человек во взрослом возрасте. Обостряется чувство страха и тревоги, неуверенность в себе, сомнения в собственных силах, человек начинает испытывать безотчетное беспокойство по любому поводу, для него становится сложной любая коммуникация, каждый сделанный выбор.

При этом человеку все время чего-то/ кого-то не хватает: еды, одежды, людей, событий, новизны и т.д. На этом фоне формируется претензия к жизни, ощущение, что все «чего-то должны».

Но чем сильнее претензия, тем меньше окружающие готовы мириться с выдвигаемыми к ним требованиями. В итоге, это еще сильнее изолирует человека от общества. И еще больше выпячиваются обиды, требовательность, жадность до чужого внимания и времени.

Неудовлетворенная потребность в качественном эмоциональном контакте приводит к неуверенности в себе, к сомнениям в собственных силах, человек начинает испытывать безотчетное чувство страха и тревоги по любому поводу, для него становится сложной любая коммуникация, каждый сделанный выбор.

Все вышеперечисленное в итоге и активизирует социальные страхи.

Социальный страх связан с жизнью в социуме, с желанием быть принятым обществом, признанным и любимым. Именно в социуме человек узнает о том, во что должен верить, по каким законам жить, в чем находить для себя добро и зло и чему соответствовать.

Социальный страх — второй по значимости, он возникает примерно с 7 лет, с момента, когда ребенок узнает об основных правилах жизни и той группы, в которой живет, о том, что может и должен делать, а чего нет.

Основа социального страха – опасение, что значимое для человека общество отвернется от него, даст понять, что со своими желаниями и целями он окажется неуместен и не нужен. Как уже было сказано выше, социальный страх берет свое начало вследствие неудовлетворения потребности в качественном эмоциональном контакте.

Чтобы излечить страх перед социумом, победить неуверенность в себе и устранить ощущение своей неуместности в обществе, важно для начала удовлетворить социальную потребность. Каким образом? Научившись выстраивать качественные эмоциональные контакты. А для этого в первую и основную очередь понять – что именно для вас важно, ценно, интересно и… искать и находить в этом единомышленников.

Ведь что такое качественный эмоциональный контакт? Это та самая близость и поддержка, которые возникают между двумя и более людьми. И получить, выстроить эту близость во взрослом возрасте можно на базе общих интересов, целей и ценностей.

Вы чувствуете, что в вашей жизни нет (мало) близких людей? В этом случае начните с того, чтобы поискать их там, где кроется ваш глубокий интерес. Пусть не сразу, со временем, но вы найдете близких по духу и занятиям людей, с которыми возможно будет завязать дружеские или даже любовные отношения.

Именно такие отношения и создадут устойчивую платформу для удовлетворения потребности в качественного эмоциональном контакте. И помогут заместить чувство страха и тревоги ощущением, что вы не одиноки, что вам есть к кому обратиться, с кем общаться и с кем разделить общие ценности и интересы.

Задавая себе этот вопрос, вы можете найти ответ, проделав следующее упражнение, которое поможет осознать себя вне социальных стереотипов и связанных с ними переживаний:

  1. Поразмышляйте и выпишите все свои социальные страхи (одиночества, бедности, обесцененности, отверженности и т.п.)
  2. Подумайте над тем, что является вашим «самым страшным страхом» (ССС), например: отвернутся близкие, у вас закончатся силы, перед вами закроются возможности, вас никто никогда не полюбит и т.д.
  3. Далее оглянитесь на свою жизнь и подумайте — а не живете ли вы уже под действием этого страха? Может, в вашей жизни и так нет людей, ситуаций, возможностей, потерять которые вы так боитесь, а потому хватит бояться и пора уже выйти и начать их искать?
  4. А теперь посмотрите в «глаза» своему ССС и скажите «я тебя не боюсь, у меня все получится!» Что это даст? Осознание того, чего вы боитесь больше всего в своей жизни дает возможность не бояться более мелких и сиюминутных страхов, отчего у вас появляются силы действовать!
  5. После того, как вы несколько раз проделаете это упражнение, вам станет очевидно, что бояться НЕЧЕГО, что развяжет руки, сделает свободнее и сильнее.

И еще один момент, помогающий излечить страх перед обществом и удовлетворить потребность в качественном эмоциональном контакте – поставить себе задачу по узнаванию самого себя.

Того, в чем вы талантливы, чем можете зарабатывать, в чем ваш интерес. А через это понять, что главные ваши ресурсы находятся не во внешнем мире, а в вас самих. И чем больше ресурсов в себе вы откроете, тем меньше причин у вас цепляться за окружение и тем больше шансов избавиться от страха, связанного с людьми.

С этой целью предлагаю проделать еще одно упражнение, направленное на понимание вами собственных сильных качеств:

  1. По возможности сделайте так, чтобы вас никто не беспокоил, приготовьте бумагу и ручку, уделите себе время.
  2. Выпишите в столбик 10 человек, которыми восхищаетесь — это могут быть любые люди: от вашего соседа по лестничной клетке до матери Терезы.
  3. После того, как список составлен, к каждому имени припишите те качества, которыми восхищаетесь в этих людях, все, что угодно: внешность, доброта, сила духа, особые способности ит.д.
  4. Отложите список на некоторое время (до 1 дня), после чего вернитесь к нему, просмотрите и при желании добавьте/ сотрите те или иные качества.
  5. Когда сможете с уверенность сказать, что ваш список готов, посмотрите вот на что: а) какие качества вы выписали более всего (по количеству); б) какие качества стоят первыми в списке.
  6. А теперь приготовьтесь к главному: все эти качества есть у вас! Просто пока они, возможно, еще не осознаны и не открыты вами. Человек не может видеть и ценить в других ничего такого, чего не было бы у него самого. А значит, основная задача — понять это и начать развивать
  7. Восхищаетесь тем, как авторы пишут свои книги? Очень вероятно, что и у вас есть подобный дар — попробуйте его воплотить. Вам нравится ваш руководитель за его харизму и нетривиальный подход к жизни? Значит, и у вас есть похожие качества, просто пока они не раскрыты. И т.д.

Точно также вы можете составить список людей, кажущихся вам «отрицательными героями». И через них понять, чего плохого и неудобного есть в вас. Так работает механизм проекции, который гласит следующее: все качества, которые есть у вас, но которые по разным причинам для вас пока не очевидны, ваша психика переводит на окружающий мир.

И увидеть их возможно, посмотрев на других людей и на те эмоции, которые они у вас вызывают. Есть эмоция (негативная или позитивная, связанная с тем или иным качеством в другом человеке), значит, качество у вас тоже есть.

Самый важный ответ на вопрос «как избавиться от страха » — узнавание себя. Приближаясь к этому знанию, вы начинаете лучше понимать и окружающий мир, законы, по которым живет общество, причины своих неудач в нем и способы выстраивать с социумом диалог такого качества, которое поможет вам реализовать себя наилучшим образом.

Как уже было сказано, страхи сопровождают человека на протяжении всей жизни, со временем становясь привычными ее спутниками. Именно страхи упрочняют границу между сознанием и телом, между вами внутренним и внешним, между «Я» вашим и «Я» окружающих людей.

Чем меньше человек понимает самого себя, свои желания, потребности, реальные и потенциальные возможности, тем меньше шансов излечить страх любого уровня – биологического или социального.

Нежелание смотреть внутрь себя и решать собственные проблемы рождает неуверенность в своих силах, недоверие к жизни и как следствие — страх перед ней. Тогда как знание себя, наоборот, проливает свет на ситуацию, позволяя приблизиться к ее позитивному разрешению.

А потому если всерьез займетесь изучением себя, вы станете готовы излечить страхи, проработать их – самостоятельно или со специалистом — и отпустить. И перед вами откроется мир более яркий, объемный и прекрасный, жить в котором станет для вас гораздо спокойнее и лучше.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

Страхи... Вы знаете, как много страхов может жить в одном человеке? Есть ли у вас страхи? Боитесь ли вы чего-либо? Не так давно, я насчитала у себя 86 страхов! Эта цифра меня ошарашила. 86 страхов у меня? У той, которую называют реактивной, позитивной и жизнеутверждающей?

Я была уверена: уж мне-то точно нечего бояться. Кроме страха высоты и страха утонуть — мои самые большие, как я думала раньше, страхи. Да, страх смерти — один из самых сильных страхов на уровне инстинктов, с этим все понятно. Но кроме него есть куча других.

Страх потери, страх испытать боль, страх быть ненужной, страх оценки, страх предательства, страх близости, страх одиночества, страх потери контроля, страх обмана, страх разочарования, страх за близких, страх провала, страх не дойти до конца, страх отказа.

Выписав список, я поняла, что большая часть моих страхов была неосознанной, непринятой. Это значит, что они жили где-то глубоко внутри и тормозили мое движение вперёд. А ведь без этого движения нет результата, нет исполнения целей и желаний.

Страхи разные нужны, страхи разные важны…

Когда вы понимаете, что испытываете страх, что сразу приходит на ум? Мысль «надо поскорее от него избавиться!», верно? Не спешите.

Страхи нам для чего-то даны. Каждый страх выполняет какую-то функцию, играет важную роль в нашей жизни. Он предупреждает об опасности, защищает подсознание от боли и печального опыта, помогает выжить. Например, мы не станем перебегать дорогу перед едущим на большой скорости автомобилем или не станем прыгать с высоты, зная, что это может печально закончиться. Мы не будем вспоминать о каком-то плохом случае, потому что эти воспоминания больно ранят.

Но, защищая нас, страх блокирует энергию. И это хорошо, если он реальный, чаще всего — он надуманный. И в таком случае страх нам мешает, из-за него мы топчемся на месте, не можем реализовать свои цели, исполнить мечты. Важно осознать свои страхи и принять их. И это уже большая часть успеха.

7 техник работы со страхами

Ниже я расскажу вам о семи техниках работы со страхами. Первые техники направлены на осознание страха, следующие — на их трансформацию. Кому-то хватит и одного способа, кому-то следует проработать все семь. Кто-то справится за один раз, а кто-то почувствует, что эти техники нужно использовать постоянно.

Я советую пройти все техники и выбрать свою.

Техника №1. Выпишите максимально подробный список страхов. Пишите все, что идет в голову, минимум 15 минут. Выберите тот страх, который актуален на сегодняшний момент. С остальными будете работать позже. Переходите к следующим техникам.

Техника №2. Напишите страху письмо. Затем левой рукой напишите ответ страха. Я подготовила для вас шаблон такого письма:

Шаблон письма:

Здравствуй мой страх ______(какой? страх чего?).
Ты называешься________(назови его по имени).
Когда ты присутствуешь, я чувствую ________.
Страх, ты говоришь мне о том, что _________.
И даешь мне понять, что _______.
Страх, ты обращаешь мое внимание на_______.
И освобождаешь меня от следующей нежелательной деятельности: _______ (перечислить).
Страх, ты полезен для меня тем, что _______.
Ты исполняешь роль _________.
Страх, ты относишься к сфере_________.
Страх, ты
как способность, которую я хочу развить. (назвать способность)
Страх, я благодарю тебя за _________.
Страх, ты дал мне возможность__________.
Страх, я хочу___________.

Теперь представьте, что страх — это вы. И вам пришло письмо. Что в нем? Напишите ответ страха левой рукой, или правой, если вы — левша.

Техника №3. Напишите рассказ о своём страхе: какой он, на что похож, когда появился, как проявляется, ваши действия.

Техника №4. Нарисуйте страх, изучите его. Затем нарисуйте трансформированный результат этого страха.

Техника №5. Представьте, что все, чего вы боялись, уже произошло. Что самого страшного в этом? Придумайте ход ваших действий в этой ситуации.

Техника №6. Доведите страх в воображении до абсурда. Представьте комичную ситуацию и посмейтесь над ней.

Техника №7. . На многих занятиях мы разбираемся со страхами, убеждениями, негативными установками и сценариями. Мы найдем, что вас блокирует и мешает двигаться в жизни.

История о том, как Таня избавилась от страха знакомства с мужчинами

Однажды ко мне пришла ученица, назовем ее — Татьяна. Она озадачилась вопросом: почему самые заветные мечты так и остаются мечтами? «Многие из них сбываются, но не все» — говорила она, «я очень хочу замуж, но попадаются не те мужчины! Я же так много работаю в этом направлении, прикладываю усилия, но как будто что-то блокирует исполнение моей мечты».

Мы стали разбираться, и она поняла, что все дело в страхах. Ей было страшно смотреть на мужчин, она отводила глаза. О том, чтобы заговорить с мужчиной первой — не могло и быть речи. О каком замужестве может идти речь? Таня коротала вечера в компании собаки или очередной книги.

Мы стали исследовать Танин страх и выяснили, что он появился у неё в пять лет, когда она хотела показать водителю троллейбуса свой билетик, а он в тот момент был уставший или не в духе и достаточно грубо ей ответил. С тех пор у неё закрепилось в подсознании, что незнакомые мужчины злые, они могут обидеть.

Мы поработали с этим страхом. Таня начала замечать мужчин на улицах города, начала первой здороваться и улыбаться. В ответ мужской мир развернулся в сторону Тани и незнакомые мужчины стали ей помогать, желать приятного аппетита в кафе, оказывать ей знаки внимания.

Таня перестала бояться мужчин, стала ходить на свидания. Сейчас она счастлива в отношениях с любимым, за которого собирается выйти замуж! Помолвка уже состоялась.

Не бойтесь своих страхов, и посмотрите им в глаза. Узнайте, для чего они вам, подружитесь с ними, сделайте их союзниками. Тогда весь мир развернётся перед вами!