Конспект занятия на тему: «Растения» в средней группе. Конспект НОД "Путешествие в осенний лес" для детей средней группы
ЦЕЛЬ: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
ЗАДАЧИ:
- Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.
- Продолжать развивать память, внимание, мышление.
- Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
- Включать в активный словарь названия деревьев и листьев (дуб - дубовый, клен - кленовый, береза- березовый) .
- Повторить знания о грибах.
- Воспитывать желание помогать другим, отзываться на просьбу о помощи.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Послушайте загадку и скажите мне отгадку.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Как это время зовется? (Осень)
Да, сейчас у нас осень. В природе произошли изменения. Расскажите о них.
(При рассказе используется план.)
Стук в дверь, заходят в группу Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель: Ой, к нам гости пришли. Кто вы такие?
Месяцы: Мы осенние месяцы. А как нас зовут, отгадайте. Каждый из нас расскажет о себе.
Сентябрь: Опустел наш детский сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ...
Что за месяц к нам пришел?
Октябрь: Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
Ноябрь: Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи...
Месяцы: Мы пришли к вам не просто так. Принесли письмо от Осени.
Воспитатель читает:
" Дорогие ребята! Я решила попросить вас о помощи. Не успеваю я за всем уследить. Скоро зима. Не могли бы вы побывать в лесу и проверить, готовы ли животные и деревья к зиме?
А я постараюсь побыстрее закончить дела и встретить вас в лесу. ОСЕНЬ. "
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Осени? Для этого нам нужно отправиться в осенний лес. Готовы?
Покружись, покружись, лес осенний, появись!
Не шуметь. -Не кричать. - Не ломать ветки. - Ничего не рвать без разрешения. - Не мусорить. -Не обижать животных.
Посмотрите, как красиво в осеннем лесу. Под ногами лежат разноцветные листочки.
Сентябрь подает листочек с заданием: " Ветерок перемешал все листочки. Помогите собрать их и разложить под каждое дерево свой лист."
Ребята, сможем мы выполнить эту просьбу? Напомните мне еще раз, что нам нужно сделать?
Пальчиковая гимнастика.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый родной,
Вот с березки - золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинки.
Назови листочки.
(С дуба - дубовый, с клена - кленовый, с березы - березовый, с рябины - рябиновый.)
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Сравнение на экране.)
На березе объявление: " Помогите зверятам найти свой дом. Для этого вам нужно рассказать, как звери готовятся к зиме."
Дети берут картинки с изображением животных и рассказывают.
(Можете ли вы что-либо добавить?)
(Сравнение на экране)
Выходит белочка. Ищет грибы.
Воспитатель: Знаете ли вы, что белка на зиму может собрать около 2 тысяч грибов. Это очень и очень много. Тяжело приходится белочке. Что бы мы могли сделать?
Давайте поможем белочке.
Но прежде ответьте на вопросы:
Все ли грибы можно собирать? -Какие съедобные грибы вы знаете?
Перед вами две корзинки. В одну нужно собрать съедобные, а в другую - несъедобные.
Что за гриб в этой корзинке? (Мухомор)
Он что же, совсем бесполезный?
Давайте расскажем всем о нем.
Мухомор на тонкой ножке
Вырос на лесной дорожке.
Ждет прихода грибников.
Кто сорвать его готов?
Знают грибники прекрасно-
Мухоморы есть опасно!
Передают белочке корзинку с грибами.
Воспитатель: Ребята, мы пришли в лес помочь Осени. С заданиями справились, но забыли принести ей подарок Что же делать?
Ноябрь: Осень любит собирать пословицы, поговорки, приметы про нее. Вы могли бы ей их подарить.
Воспитатель: Как здорово! Мы же с вами учили пословицы, поговорки и приметы об осени. У меня есть волшебная шкатулка.
В круг, ребята, становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму и приметы соберу.
(Дети говорят пословицы, поговорки, приметы и передают шкатулку по кругу) .
Воспитатель: Спасибо, полная шкатулочка.
Появляется Осень.
Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы откликнулись на мою просьбу, пришли в лес и помогли навести порядок. Приходите еще. А за помощь примите от меня подарки.
(Корзинка с грибочками. яблоками.)
Ребенок: Мы тоже приготовили для тебя подарок. Вот шкатулочка, а в ней пословицы, поговорки, приметы об осени.
Осень берет подарок, благодарит, уходит.
Воспитатель: А нам пора в группу. Покружись, покружись, снова в группе окажись.
Где побывали?
Что делали?
Кому помогали?
нина хлынова
Занятие на тему осень в средней группе
Программное содержание : закрепить у детей знания по теме «осень » , учить отвечать и обосновывать свои ответы, активизировать речевую деятельность; развивать внимание, воображение, память; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материалы : картины осеннего пейзажа , муляжи овощей и фруктов, вырезанные листья желтого и красного цвета, игрушка белка.
Ход занятия.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в осенний лес . Давайте займем свои места. Леша будет машинистом. Я буду кондуктором. Сейчас я всех проверю билеты и мы отправимся в путь.
Вот поезд наш едет
Колеса стучат.
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Бежит паровоз
Далеко-далеко
Ребята он повез.
Воспитатель : Ребята, вот и мы приехали в лес. Смотрите это что?
Дети : Дупло
Воспитатель : А кто в дупле живет?
Дети : Белка.
Воспитатель : Правильно, белка. В лесу надо вести себя тихо, а то белка испугается и убежит. Белочка хочет загадать вам загадку. Слушайте внимательно.
Птицы стаями летят.
Грустно, дождь и листопад
Ветер тучи в небе носит
Потому что это…. (осень )
Ветер сильный и могучий
Вдруг нагонит в небе (тучи)
Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки (дождик)
Воспитатель : А сейчас какое время года?
Что происходит с листочками осенью ? А с травкой?
Какое становится небо?
А как мы одеваемся?
Воспитатель : А теперь поиграем. Я буду задавать вам вопросы, если ответ «да» , то вы хлопаете, а если «нет» , то топаете.
Осенью растут грибы ?
Тучки солнце закрывают?
Туманы осенью бывают ?
А птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Зверки норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птицы улетают?
Льют дожди?
Солнце светит ярко?
Можно детям загорать?
Физкультминутка :
Представьте, что вы – листочки. Все лето подставляли солнышку свои ладошки. Подул холодный ветерок, закачались деревья (дети качают руками, имитируя движение деревьев) . Подул ветер еще сильнее (дети дуют, показывая, как дует ветер) .
Воспитатель : Ребята, вы так сильно дули, что разлетелись все листочки.
Дидактическая игра «Разложи листья» .
(Дети раскладывают листья по цвету в разные корзинки)
Воспитатель : Ребята, а давайте расскажем нашей белочке, что нам осень подарила .
Дети : овощи, фрукты
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, какие овощи знаете?
Дидактическая игра «Один – много»
Посмотрите, у меня в руке огурец, в огороде много ….
В корзине помидор, в огороде много….
А давайте покажем нашей белочке, как мы умеем варить суп. Если я в кастрюлю кидаю картошку, то суп какой?
Дети : Картофельный
Воспитатель : лук?
Дети : луковый
Воспитатель : капусту?
Дети : Щи
Воспитатель : Свеклу?
Дети : Борщ
Воспитатель : А нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте нашей белке подарим осенние листья . Ой, беда. Смотрите, дождик-проказник смыл все краски. Что же делать?
Дети : Разукрасить их.
Воспитатель : Правильно. Молодцы! А какие цвета будем использовать? (Самостоятельная работа. Разукрашивание листьев)
Воспитатель : Подарите свои листочки белочке. Молодцы! Попрощайтесь с нашей гостей. Вспомним, что делали сегодня. Чем занимались?
Занимайте свои места. Нам пора возвращаться в детский сад.
Вот поезд наш едет
Колеса стучат.
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Публикации по теме:
Интегрированное занятие в средней группе «Осень к нам пришла» Осень: Здравствуйте ребята! Я осень золотая в гости к вам пришла, Много подарков я вам принесла. Яблоки, груши и виноград, Все поспело.
Интегрированное занятие в средней группе «Здравствуй, осень!» Задачи: Учить наблюдать осенние явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, выделять характерные особенности времени года.
Цель: Закрепить знания детей об изменениях осенью в живой и неживой природе. 1. Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) 2.
МБДОУ Детский Сад № 109 «Воробушек» Г. Брянска Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Осень в лесу" в средней.
Тема: “Осень” Задачи: 1. Активизировать использование в речи названий цветов 2. Учить отвечать на вопросы полными ответами; 3. Учить согласовывать.
Музыкальное занятие в средней группе «Осень-чаровница» Музыкальное занятие в средней группе «Осень-чаровница». Программные задачи: -Формировать творческие способности детей: с помощью интонации.
ННОД по познанию в средней группе на тему: «Осень».
Програмное содержание:
- Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- Активизировать глагольный словарь по данной теме.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
- Продолжать учить согласовывать движения с речью.
- Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
ОБОРУДОВАНИЕ
:
Демонстрационный материал:
Компьютер презентация с изображением осенних признаков, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.
Ход занятия.
Ребята я шла утором на работу и встретила по дороге ветерок. Но рассказал мне, что часто летает вокруг детского сада и заглядывает к нам в окошки. Смотрит, как мы играем, кушаем, занимаемся. Он передал мне для вас загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
Звучит музыка осеннего леса .
- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, ноябрь, октябрь).
- Расскажите стихотворения об осени Илья, Настя К., Настя рассказывают стихи об осени).
- Компьютерная презентация.
Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. (Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай)
Дыхательная гимнастика «Король ветров»
Ребята, давайте мы с вами научимся дуть как ветерок. Для этого нам надо взять флажки и сильно на них подуть. Мы с вами определим кто же из нас король ветров.
Ветерок мне также передал для вас волшебный мячик.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
После дождя появляются …….лужи
Солнышко светит…….. но не греет
Дети на ножки одевают …..сапожки.
Игра «Осенние листочки».
Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.
А теперь давай, сядем за столы и выполним коллективную работу « Осеннее Дерево»
Занятие подошло к концу, скажите:
О каком времени года мы говорили на занятии?
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
Материал к педсовету
Конспект интегрированного занятия
в средней группе на тему:
« Волшебный, осенний лес »
Воспитатель: Пичугина С.В.
МБДОУ д/с №228 «Теремок»
Барнаул 2016
Волшебный, осенний лес.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель:
расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки аппликации.
Задачи:
Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Расширять представление детей о лесе, закрепить знания о деревьях; воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни; способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения. Закреплять знания о временах года: характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе, расширить представление детей о поведение диких животных осенью; совершенствовать навыки аппликации.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Материалы: Магнитная доска. Картины «Поздняя осень», пейзажи Шишкина И.И. «Хвойный лес», «Еловый лес», «Березовая роща», «Опушка леса», «Дуб». Искусственные ёлочки, кисть жесткая, ватман с изображением осенний лес и первый снежок, мелко нарезанные нитки белые; карточки с изображением листьев с деревьев (береза, клен, тополь, дуб...), шаблоны серых зайчиков по количеству детей, презентации «Как звери готовятся к зиме», «Осень в произведениях русских художников».
Предварительная работа с детьми: разучивание с детьми стихов и загадок. Беседа о сезонных изменениях в природе, разучивание разминки «Мы - осенние листочки», физкультминутки «Мишка вылез из берлоги».
Организационный момент.
Дети входят в зал, здороваются, становятся в круг:
Мы – дружные ребята,
Возьмёмся за ладошки,
Подарим мы друг другу
Любви, тепла немножко.
(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу)
Воспитатель: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).
Воспитатель: А теперь мои друзья все вниманье на меня. Ребята, мы получили телеграмму (показываю, читаю)
«Очень вас друзья люблю,
Приходите в гости, жду. Лес»
Лес приглашает нас в гости! Но попадаем в лес только тогда, когда ответим на вопросы.
- Какое сейчас время года? Какой месяц?
Какой месяц был перед ноябрем?
- Какой был перед октябрем?
- Назовите все осенние месяцы. (ответы детей)
Воспитатель: Осень мимо пролетала
И листочки разбросала.
Чтобы попасть в лес, нужно превратиться в листья.
Возьмите по одному листочку (дети выбирают любой лист дерева)
Раз, два, повернись – и в листочек превратись (дети выполняют задание)
- Ты на каком дереве рос? Ответы детей (Я рос на берёзе)
- Значит ты, какой лист? (берёзовый лист)
и т. д.
Ветерок шепчет мне на ушко, что хочет поиграть с вами и осенними листочками.
Проводится разминка «Мы - осенние листочки».
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.)
Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате).
Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями).
Все листочки так устали!
Прилетели в лес на полянку.
Воспитатель: Вам понравилось играть с осенним ветерочком?
Он вас поблагодарил за игру и улетел. А мы с вами не заметили, как очутились в лесу.
Отгадывание загадок.
Воспитатель:
Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою?...
Все открой, не утаи.
Ты же видишь мы свои.
- Ребята, а что такое лес? (много деревьев)
- А какие деревья растут в лесу? (ответы детей)
А вы умеете отгадывать загадки про деревья?
У неё одёжки колки-
Всё иголки, да иголки
Звери шутят: «Дядя ёж
На неё слегка похож» (ёлка)
У меня длинней иголки
Чем у ёлки
Очень прямо я расту
В высоту
Если я не на опушке
Ветки только на макушке (сосна)
Ель и сосна, какие деревья? (хвойные)
Клейкие почки
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит над горой.
(береза)
Что за дерево стоит
Ветра нет а лист дрожит. (осина)
Экологическая ситуация
Воспитатель: Про лес написано много стихов, нарисовано картин.
- Почему человек так любит лес? (ответы детей)
- Какие стихи вы знаете?
Ребенок:
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зеленый.
Значит, я выносливый.
Значит, закаленный.
Ребенок
:
Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может ива хочет пить?
Может нам пойти спросить?
Воспитатель:
- Что нельзя делать в лесу? (ответы детей)
- Почему нельзя ломать ветки? (деревья живые)
- Почему нельзя разорять гнезда? (птицы наши друзья, мы помогаем птицам)
- Почему нельзя выбрасывать мусор в лесу? (Лес – это дом для растений, животных, птиц. В доме должно быть чисто)
Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью? (ответы детей: грибы и ягоды)
Дети, а какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)
Воспитатель: А какие съедобные грибы вы знаете? (белый, подберезовик,….)
А не съедобные? (мухомор) а можно эти грибы пинать или топтать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Конечно, нет, а почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.
Воспитатель: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные и птицы? (Белка, медведь, заяц, ёжик)
Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.
Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)
Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)
Почему зайка может спрятаться за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)
Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)
Дети: звери собирают запасы, меняют шубки…..
Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться – за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму, поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся не спеша
Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)
Чтоб скорей набраться сил
Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)
Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)
Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки
В них съедобные личинки
Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (дети садятся)
Воспитатель замечает сундучок.
Ребята, хотите узнать, кто здесь спрятался?на сундучке написано что нужно отгадать загадку и тогда он откроется и мы узнаем кто там спрятался.
«Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку» (Заяц)
Вы думаете в сундучке спрятался зайчик? Сейчас мы посмотрим, правильно ли мы с вами отгадали.
Воспитатель достает шаблоны по колличеству детей с изображением серого зайца.
Какая у зайца шубка? (пушистая)
Каким она цветом? (зимой белая , летом серая)
Воспитатель: Молодцы! Чтобы и у нашего зайчика была правильная шубка, соответствующая времени года. Я вам предлагаю зайчиков отправить в осенний лес и помочь поменять им шубки, с помощью аппликации.
Ребята присаживайтесь на стульчики. А вот и кисточка, которая нам поможет сегодня нарисовать пушистую шубку. Приготовьте свои ручки, кисточка будет с вами здороваться. (Дети протягивают руки, воспитатель проводит аккуратно каждого по тыльной стороне кисти и просит дать ответ какая кисточка сегодня в гостях.)
Дети: – Кисточка жёсткая, колючая (могут сказать: злая, вредная).
Воспитатель: – Что мы знаем про эту кисточку?
Дети: – Эта кисточка не любит воду.
Воспитатель: – Верно. Но зато эта кисточка поможет наклеить пушистую шубку. Возьмём кисточку выше металлического кончика тремя пальчиками, как карандаш. Опускаем волосяную часть кисточки в клей и намазываем всю серую шубку, посыпаем её белыми ниточками. Далее салфеткой примакиваем поверх ниток. Стряхиваем лишние нитки и вот наш зайчик уже в белой шубке.
– Теперь и вам ребята, пора приступить к работе, сядьте за столы удобно и начинаем работу. (Дети занимают свои места, проверяют рабочее место и приступают к выполнению творческой задачи.)
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, следит за посадкой, за техникой выполнения работ.
Молодцы! Посмотрите, какие красивые и пушистые у вас получились зайчики, они поменяли свою шубку и теперь им ничего не страшно в осеннем и зимнем лесу. Давайте их выпустим в лес. (Дети с воспитателем наклеивают на ватман с изображением осеннего леса под первым снежком)
Рефлексия
- Где мы с вами побывали? (в гостях у леса)
Чем занимались? (играли: превращались в листочки, в деревья, были на полянке, рассматривали картины и т.д., рисовали)
Понравилось вам в гостях? Будете вы Его беречь? Лес дарит вам угощение
Тема занятия: Ветер песенку поет осень в гости к нам зовет
Программное содержание : Расширять знания детей о растительности в период осени, познакомить с отличительными признаками окраски деревьев: береза, клен. Формировать представление детей о корне, как части растения, находящейся в земле. Ввести понятие семена и осень — период созревания всех семян. Воспитывать эстетические чувства, чувство радости, любви к природе родного края, желание сохранить и заботиться о ней.
Материал : куклы — Незнайка и Гномик. Магнитная доска, силуэты для картины «Осень наступила». Карточки с изображением деревьев: клен, береза, рябина, дуб и т.д. Карточки с изображением листьев деревьев. Семена деревьев: желудь, шишка, крылатка от клена, березовая сережка, веточка рябины. Модель: условия для роста растений на каждого ребенка.
Ход занятия
Раздается стук в дверь и заходят Незнайка и Гномик. Дети здороваются с друзьями. Незнайка и Гномик приветствуют детей, но печально и грустно. Воспитатель интересуется, почему Незнайка и Гномик такие грустные?
— Осень пришла, и грусть принесла, — говорит Гномик.
— Осень пришла, и печаль принесла, — говорит Незнайка. — Раньше в лесу было весело: птицы пели, комарики и пчелки жужжали. Разноцветные бабочки над цветами порхали. А теперь в лесу тихо-тихо.
Воспитатель предлагает детям успокоить Незнайку и Гномика и рассказать, что произошло, когда пришла Осень.
Проводится дидактическая игра «Нарисуй Осень!»
Перед игрой выставляется уже готовая картина: лесная полянка с цветами, бабочками, птицами, пчелками, яркое солнце с лучами.
Воспитатель начинает рассказ, дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине.
Наступила Осень, и солнышко стало не такое яркое, как летом. Каким стало солнышко? (солнышко стало неяркое, светит, но не греет - выставляется солнышко без лучей)
Яркие солнечные лучики спрятались от холодного ветра в листиках. И зеленые листочки стали какими? (желтыми - выставляются на картину желтые листочки)
От холодного ветра стало зябко нашим комарикам и пчелкам, и они спрятались где? (в коре дерева и пня - насекомых прячут за дерево и пень)
А бабочки превратились в куколки, и будут спать до следующей весны.
Летают птички по лесу, ищут себе пропитание и не находят. Почему? (насекомых нет)
Что делать птицам? (улетать в теплые края, где много пищи - птицы выстраиваются в караван)
Но не все птицы улетели в теплые края. Какие птицы остались зимовать в наших краях? (ворона, воробей, голуби)
Эти птицы перебрались из леса поближе к дому человека. Почему? (человек будет зимой этих птиц подкармливать)
Улетели птицы, спрятались насекомые, и в лесу стало очень тихо.
Но вы, Незнайка и Гномик, не расстраивайтесь, у вас есть друзья. Это наши ребята, с ними очень весело.
Воспитатель предлагает Незнайке и Гномику поиграть вместе с детьми.
Проводится дидактическая игра «Угадай дерево!»
Воспитатель раздает детям карточки с изображением клена и березы. Незнайка и Гномик радуются красивым кустам. Воспитатель предлагает детям правильно назвать карточки.
Дети называют, сравнивают деревья, выявляют сходство и различие.
Клен и береза - это деревья. У них есть корни, один ствол, много веточек и листья.
У клена ствол темный, а у березы белый. У клена листочек похож на ладошку, а у березы края листочка резные.
Незнайка предлагает детям поиграть с листочками.
Проводится дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Гномик раздает детям листочки разной формы, а дети определяют, с какого они дерева.
Этот лист с березы, поэтому он называется березовый.
Этот лист с дуба, поэтому он называется дубовый.
Этот лист с рябины, поэтому он называется рябиновый и т.д.
Незнайка находит маленький сундучок Гномика и показывает его детям. Гномик очень рад этому. Так как он совсем забыл показать детям то, что он собирал под деревьями все лето.
Дети узнают и называют: шишка, желудь, крылатка, березовая сережка, веточка рябины. Воспитатель вместе с детьми дает обобщающее слово - все это можно назвать одним словом семена. Дети рассматривают семена деревьев. Определяют, что нужно, чтобы выросло дерево.
— Все деревья растут, цветут. А осенью на всех деревьях созревают семена. Они все разные.
Дети поочередно из сундучка достают семена и выбирают карточку с изображением соответствующего дерева.
В конце занятия Незнайка и Гномик благодарят своих друзей и обещают вновь прийти к ним.