Литература эпохи просвещения. Чугунов Д. А.: Особенности "романа воспитания" в новейшей немецкой литературе Романов воспитания 20 века классическими

Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.
Меня всегда интересовала эта тема. Книги о молодёжи, её проблемах, мыслях и стремлениях. Часто это автобиографии. Как подростки, молодые люди разного времени воспринимают окружающий мир, чего они хотят от жизни и что привносят в неё? Я считаю, что пока человек молод, для него свойственны "искания", которые иногда расходятся с общепринятыми условностями, нормами и т.д. С возрастом всё больше хочется какой-то стабильности. Человек успокаивается и смиряется. Не всегда, но часто так бывает. В этой заметке мне бы хотелось остановиться на наиболее интересных мне произведениях 18-21 вв., затрагивающих эту проблематику: молодёжь, прежде всего. Всё очень субъективно. Более того, подавляющую часть книг я ещё не читал. Только собираюсь. Это результат поисков в сети, в том числе в этом ЖЖ, почти все аннотации не мои. Надеюсь, эта тема будет интересна не только мне. Если вам есть, что добавить к списку, или захотите обсудить книги, тему - будет здорово! Особенно интересны герои "Шута", "Курьера". Если знаете книги такого рода - пожалуйста, посоветуйте!
Читал из списка 3, 4, 6, 9, 21, 22, 23, 26, 29, 33, 49.

1) Гёте И.-В. Годы учения Вильгельма Мейстера (1796). По жанру это роман воспитания, раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта.

2) Диккенс Ч. Дэвид Копперфильд (1850). Это история молодого человека, готового преодолеть любые преграды, претерпеть любые лишения и ради любви совершить самые отчаянные и смелые поступки.

3) Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность (1852-1857). Главной темой стало исследование внутреннего мира человека, моральных основ личности. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия проходят через все его творчество.

4) Олкотт Л.М. Маленькие женщины (1868). Речь в книге идёт о взрослении четырёх сестер во время и после Гражданской войны. Они живут в маленьком американском городке, их отец сражается на фронте, и им приходится очень нелегко. Но, несмотря на все трудности, семья Марч старается сохранять бодрость духа и поддерживать друг друга во всем. Сестры работают, учатся, помогают матери по дому, ставят семейные спектакли, пишут литературную газету. Вскоре они принимают в свою компанию еще одного члена - Лори - богатого и скучающего молодого человека, который живет по соседству и который становится близким другом всей семьи. У каждой из сестер Марч - свой характер, свои мечты, интересы и амбиции. У каждой есть и свои недостатки, дурные наклонности, которые им предстоит преодолеть. В "Маленьких женщинах" нет каких-либо грандиозных происшествий или крутых поворотов событий. Это книга (фильм) о маленьких трагедиях и маленьких радостях обычной семьи.

5) Флобер Г. Воспитание чувств (1869). Герой романа Фредерик Моро пытается сделать карьеру, реализовать свои природные способности, он хочет и умеет любить. Но его избранница связана узами брака, а все начинания Фредерика - писательство, живопись, юриспруденция - так и остаются начинаниями...

6) Достоевский Ф.М. Подросток (1875). В романе Достоевский обрисовал сложный умственный и нравственный путь развития русского юноши из общественных низов, рано узнавшего изнанку жизни, страдающего от всеобщего «беспорядка» и социального «неблагообразия».

7) Белых Г., Пантелеев А. Республика ШКИД (1927). 1920-е годы. По улицам Петрограда шныряют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают для детских приемников. В одном из них — школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД) — собрались голодные, наглые и сообразительные оборвыши. Этим приютом комедиантов управляет старорежимный директор, не потерявший и при советской власти ни чести, ни интеллигентности. Его обезоруживающее доверие научило ребят мужскому достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени…

8) Мисима Ю. Исповедь маски (1949). Роман, прославивший двадцатичетырехлетнего автора и принесший ему мировую известность. Ключевая тема этого знаменитого произведения - тема смерти, в которой герой повествования видит «подлинную цель жизни».

9) Сэлинджер Джером. Над пропастью во ржи (1951). От имени 17-летнего юноши по имени Холден в весьма откровенной форме рассказывается о его обострённом восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества. Произведение имело огромную популярность, особенно среди молодёжи, и оказало существенное влияние на мировую культуру второй половины XX века.

10) Голдинг У. Повелитель мух (1954). Антиутопия. Отряд мальчишек, оставшихся в живых после авиакатастрофы, попадает на необитаемый остров. Неожиданный поворот судьбы подталкивает многих из них забыть обо всем: сначала — о дисциплине и порядке, затем — о дружбе и порядочности, а в конце концов — и о самой природе человеческой.

11) Бруштейн А.Я. Дорога уходит вдаль; В рассветный час; Весна (трилогия, 1956-1961). Роман о девочке Саше, ее становлении в личностном плане, о ее детских мечтах (детство Саши проходит еще в дореволюционный период в городе Вильно), проблемах, обо всем том, чем так изобилует жизнь подростка, и трудности кажутся почти непреодолимыми в таком возрасте. Ведь нужно пытаться найти и общий язык с окружающими тебя сверстниками и взрослыми, и разобраться в себе. Все эти проблемы живут в душе Саши, и она с детской непосредственностью, с маленьким еще опытом жизни решает их, как подсказывает ей ее детская душа.

12) Брэдбери Р. Вино из одуванчиков (1957). События лета, прожитого 12-летним мальчиком, за которым легко угадывается сам автор, описаны серией коротких рассказов, соединённых своеобразными «мостиками», придающими повести целостность. Войдите в его светлый мир и проживите с ним одно лето, наполненное событиями радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых - ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь!

13) Грасс Г. Жестяной барабан (1959). Повествование ведет пациент психиатрической клиники, поражающий своим здравомыслием, - Оскар Мацерат, который, чтобы избежать участи взрослого, в раннем детстве решил больше не расти.

14) Харпер Л. Убить пересмешника (1960). Это рассказ о трех годах жизни маленького городка Мейкомба, штат Алабама, о том, как дети становятся взрослыми, узнавая жестокий мир, в котором им предстоит жить, и постигая его суровые законы.

15) Балтер Б. До свидания, мальчики (1962). Это повесть о предвоенном поколении, о южном городе, наполненном солнцем, морем и удивительными запахами. Рассказ ведется от лица Володи Белова, а в нем совмещаются мальчишка и прошедший войну 40-летний, много повидавший мужчина.

16) Берджесс Э. Заводной апельсин (1962). Автор произведел исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества. Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.

17) Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз (1965). Роман о школьниках и их учителях, детях и взрослых, о тех, кто идет против системы. Молодая учительница, мисс Бэрретт после окончания колледжа попадает в школу для трудных детей «Кэлвин Кулидж Хай Скул». Отношения учителей и учеников в ней складываются очень непросто…

18) Фаулз Д. Волхв (1966). Действие романа происходит в Англии (I и III части) и в Греции (II часть) в 1950-е годы. Роман наполнен вполне узнаваемыми реалиями времени. Главный герой произведения — Николас Эрфе (от его имени ведется повествование в традиционной форме английского романа воспитания), выпускник Оксфорда, типичный представитель послевоенной английской интеллигенции. Романтичный одиночка, ненавидящий нынешнее время и скептически относящийся к своей «английскости», Николас Эрфе бежит от обыденности настоящего и предсказуемости своего будущего на далекий греческий остров Фраксос в поисках «новой тайны», воображаемой жизни, острых ощущений. Для Эрфе, увлеченного модными в то время идеями экзистенциализма, вымышленный, нереальный мир более ценен и интересен, чем мир, в котором он вынужден пребывать…

19) Неизвестен - Иди, спроси Алису (1971). Это дневник юной наркоманки.
Имена, даты, названия городов изменены по желанию участников этой истории. Эта книга не претендует на детальное описание мира наркоманов, в ней - хроника жизни лишь одной оступившейся девочки. «Дневник Алисы» был издан тиражом более четырех миллионов экземпляров в одной лишь Америке и уже давно стал современной классикой. Это беспощадный, бескомпромиссный, честный и очень горький рассказ девушки-подростка о жизни под наркотиками. Книга основана на реальных событиях.

20) Ле Гуин У. Далеко-далеко отовсюду (1976). Очень реалистичный и сильный духом роман Урсулы Ле Гуин. Главному герою, Оуэну Грифитсу всего семнадцать. Он красив и думает, что знает, чего он хочет от жизни. Но однажды, повстречав Натали, Оуэн понимает, что еще не знает толком ничего. Через дружбу с Натали, посвятившей жизнь музыке, Оуэн пытается найти свой собственный путь в будущее...

21) Крапивин В.П. Колыбельная для брата (1978). Легко быть в толпе. Намного сложнее идти против течения, отстаивая то, во что веришь. Но если ты уверен в том, что прав? Если ты не можешь безразлично наблюдать за тем, как одни обижают слабых, а другим до этого нет никакого дела? Кирилл чувствует в себе силы изменить сложившуюся ситуацию. Просто закрыть глаза ему не позволяет совесть…

22) Кэрролл Д. Дневники баскетболиста (1978). Автобиография. Классическое произведение о юном хипстере, растущем на грязных улицах Нью-Йорка. Книга принесла Джиму Кэрролу огромную славу в андеграундной среде. После описанного периода автор прославился как поэт и рок-музыкант, но “Дневники баскетболиста” остаются вершиной его таланта - остроумное, свободно текущее, мятежное повествование, отличающиеся тонкой наблюдательностью. Джим бродит по своим владениям - по Нью-Йорку - и сам плоть от плоти принадлежит ему. Играет в баскетбол. Обманывает и ворует. Ловит кайф и мучается от ломки. Ищет чистоту.

23) Селби Х. Реквием по мечте (1978). Книга рассказывает о судьбе четырех жителей Нью-Йорка, которые, не в силах выдержать разницу между мечтами об идеальной жизни и реальным миром, ищут утешения в иллюзиях. Сара Голдфарб, потерявшая мужа, мечтает только о том, чтобы попасть в телешоу и показаться в своём любимом красном платье. Чтобы «влезть» в него, она садится на диету из таблеток, изменяющих ее сознание. Сын Сары Гарри, его подружка Мэрион и лучший друг Тайрон пытаются разбогатеть и вырваться из жизни, которая их окружает, приторговывая героином. Ребята и сами балуются наркотиками. Жизнь кажется им сказкой, и ни один из четверых не осознает, что стал зависим от этой сказки. Реквием по всем тем, кто ради Иллюзии предал Жизнь и потерял в себе Человека.

24) Кристиане Ф. Мы, дети с вокзала Зоо (Я, мои друзья и героин, 1979). Эта история о девочке-наркоманке. Ей было всего 12 лет, когда она впервые попробовала героин. Тогда она и понятия не имела, на что она себя обрекает, как тяжело ей потом будет выкарабкаться из той трясины, в которую ее будут тянуть наркотики. Эта книга открывает нам мир таких, как Кристина, рассказывает, что и как они переживают, что толкает их на это…

25) Барнс Д. Метроленд (1980). В уютном буржуазном пригороде Лондона, в доме с цветочным садиком, подрастал мальчик, ненавидевший всё уютное и буржуазное. Вместе с лучшим другом мальчик благоговел над поэзией Рембо и Бодлера, полагал людей старше определенного возраста унылыми тупицами, определял вежливость как вранье, уравновешенность как равнодушие, супружескую верность как дань условностям и т.д. Мальчик мечтал изменить мир. Или, по крайней мере, жить в оппозиции к миру, когда каждый жест был бы знаком борьбы. Но вышло иначе: мир изменил мальчика…

26) Вяземский Ю.П. Шут (1982). Жил-был Шут. Но никто из окружающих не знал этого настоящего его имени. Отец звал его Валентином, мать - когда Валенькой, когда Валькой. В школе называли его Валей. И только он сам знал свое истинное имя - Шут, гордился им, оберегая от чужих любопытных ушей и нескромных языков, носил его глубоко под сердцем, как самую большую тайну и самое сокровенное богатство, и лишь по вечерам, наедине с самим собой, дождавшись, пока родители лягут спать и не смогут нарушить его одиночество, заносил это имя в свой «Дневник».

27) Буковски Ч. Хлеб с ветчиной (1982). "Хлеб с ветчиной" - самый проникновенный роман Буковски. Подобно "Приключениям Гекльберри Финна" и "Ловцу во ржи", он написан с точки зрения впечатлительного ребенка, имеющего дело с двуличием, претенциозностью и тщеславием взрослого мира. Ребенка, постепенно открывающего для себя алкоголь и женщин, азартные игры и мордобой, Хемингуэя, Тургенева и Достоевского.

28) Таунсенд С. Дневники Адриана Моула (1982). Жизнь непроста, когда тебе 13 лет, - особенно если на подбородке вскочил вулканический прыщ, ты не можешь решить, с кем из безалаберных родителей жить дальше, за углом школы тебя подстерегает злобный хулиган, ты не знаешь, кем стать - сельским ветеринаром или великим писателем, прекрасная одноклассница Пандора не посмотрела сегодня в твою сторону, а вечером нужно идти стричь ногти старому сварливому инвалиду… Сью Таунсенд заставляет нас смеяться над своими персонажами и выворачивает наизнанку любую абсурдную ситуацию, в которую они загоняют себя, будь то развод родителей, публикация в литературном журнале или несданный школьный экзамен. Но, отсмеявшись, читатель понимает, что «Дневники» - это прежде всего книга об одиночестве и его преодолении, о любви и преданности, о том, как обрести себя в этом мире. И становится ясно, почему Адриан Моул так популярен во всем мире, - под его «Дневниками» мог бы подписаться любой из нас.

29) Шахназаров К.Г. Курьер (1982). Типичный представитель молодежи, «любопытнейший экземпляр» и «безответный фантазер» Иван шокирует своими экстравагантными выходками не только сверстников, но и солидного заслуженного профессора. Однако профессорская дочь Катя приводит в смятение самого любителя «валять дурака».

30) Бэнкс И. Осиная фабрика (1984). Знаменитый роман выдающегося шотландца, самый скандальный дебют в английской прозе последних десятилетий. Познакомьтесь с шестнадцатилетним Фрэнком. Он убил троих. Он - совсем не тот, кем кажется. Он - совсем не тот, кем себя считает. Добро пожаловать на остров, который стерегут Жертвенные Столбы. В дом, где на чердаке ждет смертоносная Осиная Фабрика.

31) МакИнерни Д. Яркие огни, большой город (1984). Герой романа — энергичный и многообещающий молодой человек, который мог бы достичь в жизни многого, но рискует остаться вообще ни с чем. Он добровольно перешел грань, за которой начинается распад личности, и ему уже не остановиться. Болезненная муть в глазах, значит, что свою дозу он уже перебрал, но что же делать, если все клетки его организма напоминают маленьких боливийских солдат, которые голодны. И им нужен походный боливийский порошок...

32) Ди Снайдер, Курс выживания подростка (1987). Эта книга о том, как уберечься от всевозможных неприятностей и как действовать, если их избежать не удалось. Самые разные опасности подстерегают подростка в каменных джунглях городов, в туристических походах и даже в надежном и знакомом пространстве собственной квартиры. Ди Снайдер ведет честную беседу на равных с подростками - старшеклассниками, которые на пороге самостоятельной жизни сталкиваются со множеством интимных и психологически сложных вопросов. После столь откровенного разговора по душам юные читатели, возможно, сумеют по - новому взглянуть на свои проблемы и найдут им достойное решение.

33) Эллис Б.И. Правила привлекательности (1987). В престижном колледже Кэмден веселятся до упаду и пьют за пятерых. Влюбляясь и изменяя друг другу, ссорясь и сводя счеты с жизнью, местная богема спешит досконально изучить все запретные страсти и пороки. Это трогательная, резкая, местами даже пронзительная драма о человеческой природе на примере трех студентов, истории которых тесно переплетается друг с другом…

34) Паллисер Ч. Квинканкс (1989). Представьте себе роман, написанный в стиле Диккенса, но при этом с динамичным сюжетом и невероятным количеством загадок. Главный герой «Квинканкса», мальчик Джон, живет со своей матушкой в поместье рядом с захолустной деревушкой и не подозревает, что с его рождением связана некая страшная тайна. Ему предстоит повзрослеть и разгадать ее — а читатель будет, затаив дыхание, следить за причудливыми поворотами сюжета и пытаться понять, о чем умолчал в этом романе-исповеди сам Джон. Ведь «Квинканкс», подобно розе («квинканкс» и означает четырехлепестковую розу), таит в себе множество вариантов решений. Каждый из персонажей романа может лгать или ошибаться, и хотя автор оставил в книге немало подсказок и намеков, раскрыть все тайны романа — дело нелегкое!

35) Лукьяненко С. Рыцари сорока островов (1992). Первый роман Сергея Лукьяненко. Жесткая и увлекательная история приключений мальчишек и девчонок, «выброшенных» из нашего мира — и заброшенных в мир Сорока Островов. В мир, где им придется сражаться друг с другом. До победы — или до гибели. Игра? Почти игра. Только умирают проигравшие — по-настоящему…

36) Куликкья Д. Все равно тебе водить (1994). Роман итальянского писателя нового поколения Джузеппе Куликкья повествует о вынужденной, но занятной встрече современного молодого человека с окружающим миром. Главный герой книги Вальтер, двадцати с небольшим лет от роду, переживает свое вступление во взрослую жизнь, испытывая при этом неуверенность, разочарование, юношеские страхи, достаточно полно отражая настроения молодежной среды Турина конца 80-х годов ХХ века, - но при этом относясь ко всему происходящему с немалой долей иронии. Лица противоположного пола, министерство обороны, обитатели университета, работодатели, просто придурки - вот краткий список тех, с кем ему предстоит налаживать отношения. По выходе в свет итальянского издания, роман был отмечен литературной премией `Монблан`, присуждаемой взрослыми критиками, и немедленно экранизирован.

37) Уэлш И. Кошмары аиста Марабу (1995). Рой Стрэнг находится в коме, но его сознание переполнено воспоминаниями. Одни более реальны - о жизни Эдинбургских окраин - и переданы гротескно вульгарным, косным языком. Другие - фантазия об охоте на африканского аиста марабу - рассказаны ярким, образным языком английского джентльмена. Обе истории захватывающе интересны как сами по себе, так и на их контрапункте - как резкий контраст между реальной жизнью, полной грязи и насилия, и придуманной - благородной и возвышенной. История Роя Стрэнга - шокирующий трип в жизнь и сознание современного английского люмпена.

38) Гарленд А. Пляж (1996). Роман-антиутопия о самосознании современных молодых людей, выросших в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира. Поиски земного рая, его обретение и разрушение обнаруживают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм поколения без иллюзий.

39) Джойс Г. Зубная фея (1996). Существует поверье: если ребенок, засыпая, положит под подушку выпавший молочный зуб, его заберет Зубная Фея и оставит вместо зуба монетку. Проснувшись однажды ночью, семилетний Сэм обнаруживает у своей постели Зубную Фею, больше похожую не на персонажа Шарля Перро или братьев Гримм, а на злобного гопника неопределенного пола. Он сам виноват: не надо было просыпаться, не надо было видеть фею. Теперь она (или он?) будет сопровождать Сэма все его детство и юношество, меняясь вместе с ним, то помогая ему, то угрожая, но ни разу не давая ответа на вопрос: реальность это или кошмарный сон, и кто кому снится?

40) Гилмор Д. Потерянный среди домов (1999). Его зовут Саймон Олбрайт, и ему 16. Это многое объясняет. Многое, но не все. Саймон пытается стать лучшим другом своей матери. Человеком, которого обожает его девушка, мужчиной, которого уважает его отец. Но это не так просто сделать, когда детство уходит и мать отдаляется, девушка слишком красива, а отец поражен душевной болезнью...

41) Брасм А. Я дышу (2000). Роман шестнадцатилетней школьницы из Метца — самый громкий дебют, сенсация во французской литературе последних лет. Роман о сверстниках. О жажде власти, циничной и жестокой. О жажде свободы, порой столь же жестокой и беспощадной. О страстной дружбе, перерастающей в рабское повиновение, и о бунте, который кончается убийством. А главное, о беспощадной борьбе двух индивидуальностей, двух психологий, которая длится несколько лет и заканчивается трагически. Обаяние книги — в контрасте остроты переживаний главной героини и лаконичного стиля неторопливого повествования, избранного автором. Здесь нет языка захлебывающихся эмоций, сбивчивого синтаксиса задыханий, непосредственных оговорок юношеского дневника. Воспоминания текут равномерно и как бы неторопливо. И это ровное дыхание рассказа служит ключом к образу главной героини.

42) Лиханов А. Никто (2000). Никто - кличка, данная главному герою, «выпускнику» банального детдома бандитами, расшифровывается просто: Николай Топоров, по имени и фамилии. Но это символ. В одной из самых богатых стран мира - теперешней России любой мальчишка простого происхождения в ответ на вопрос: «Ты кто?» наверняка сначала удивленно ответит: «никто…» и только потом - «человек». Так и скажет: «Никто... Человек».

43) Макдонелл Н. Двенадцать (2002). Рассказанная семнадцатилетним автором пугающая история, действие которой разворачивается на Манхеттене, повествует о жизни городских подростков. Оставленные без присмотра дети богатых родителей устраивают вечеринки в роскошных особняках, развлекая себя наркотиками и сексом, что приводит к трагическому шокирующему финалу.

44) Уиттенборн Д. Жестокие люди (2002). Это яростный и увлекательный современный роман воспитания, рассказывающий о том, что творится в голове пятнадцатилетнего подростка - вряд ли кто-либо мог себе такое представить, и о мире "жестоких людей" - вряд ли кто-нибудь осмеливался так думать.

45) Старк У. Чудаки и зануды; Умеешь ли ты свистеть, Иоханна? (2002-2005). Часто нам - и взрослым и детям - не хватает рядом близкого человека. И тогда жить становится очень трудно. Но герои книг замечательного шведского писателя Ульфа Старка не желают тратить время на уныние и тоску, они решительно вмешиваются в ход событий и смело вершат свою судьбу…

46) Леберт Б. Crazy (2003). В своем автобиографическом романе шестнадцатилетний Бенджамин Леберт с удивительной теплотой, большим чувством юмора и изрядной долей иронии рассказывает о трудностях взросления.

47) Нотомб А. Антихриста (2003). Две юные героини вступают в схватку не на жизнь, а на смерть. Обеим по шестнадцать лет, но одна уже расцвела, а другая даже не верит, что это когда-нибудь произойдет. Гусеница смотрит на бабочку как завороженная, потому что красота для нее важнее всего. Но как только, опомнившись, она пускает в ход свое, пока что единственное, оружие - холодный и безжалостный ум, - интрига стремительно набирает обороты.

48) Пьер Ди Би Си, Вернон Господи Литтл (2003). Вернон Г. Литтл, тинейджер из провинциального техасского городка, становится случайным свидетелем массового убийства собственных одноклассников. Полиция сразу берет его в оборот: сперва именно как свидетеля, потом как возможного соучастника и в конце концов - как убийцу. Герой бежит в Мексику, где его ждет пальмовый рай и любимая девушка, а между тем на него вешают все новые и новые преступления. При некотором сходстве с повестью Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» это произведение трагикомическое: сюжетные штампы массовой беллетристики становятся под пером Ди Би Си Пьера питательной средой для умного и злого повествования о сегодняшнем мире, о методах манипуляции массовым сознанием, о грехах и слабостях современного человека.

49) Раскин М.Д. Маленький нью-йоркский ублюдок (читал, 2003). Правдивая история о злоключениях молодого аутсайдера из Нью-Йорка, которого можно сравнить с Холденом Колфилдом нового века.

50) Ивасаки Ф. Книга несчастной любви (2005). На что вы готовы, чтобы завоевать сердце любимой девушки? Готовы ли побить олимпийские рекорды или стать асом роликовых коньков? Способны ли превратиться в революционера или правоверного иудея? Сможете за день выучить десяток серенад, чтобы потом проорать их под окном своей любимой, перепугав половину квартала? А если ваши нечеловеческие усилия так и не тронут заветного сердца, то сумеете ли вы не впасть в отчаяние, а, наоборот, с иронией взглянуть на собственные любовные потуги? Как, к примеру, это сделал перуанский японец Фернандо Ивасаки, автор «Книги несчастной любви»?

52) Данторн Д.Я, Оливер Тейт (2008). Это дневник подростка пятнадцати лет, который не знает, куда применить свою излишнюю эрудированность. Оливер каждый день лазит в словарь, чтобы выучить несколько новых слов вроде слова «эвтаназия», пишет подробное письмо однокласснице, над которой все издеваются, объясняя ей, как стать любимицей класса...

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. В.ЛОМОНОСОВА

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории зарубежной литературы

Дипломная работа
студентки V курса отделения романо-германской филологии

Кемпион Натальи Владимировны

Английский роман воспитания XIX века

(Ч. Диккенс, Д. Мередит)

Научный руководитель

Доктор филологических наук, профессор

Москва, 2005

Введение.

Проблема воспитания является доминирующей во всей необозримой романной литературе. Тема восприятия мира и формирования человека под воздействием окружающей его действительности волновала многие умы. Как должен жить и мыслить современный человек, чтобы стать достойным «превысшего из званий: человек»? Какие силы, подчерпнутые в природе, в духовной культуре, в конкретном, исторически обусловленном социальном бытии человечества, могут и должны способствовать этой цели?

Неслучайно роман воспитания как отдельный жанр возникает в эпоху Просвещения, когда особенно остро звучали проблемы просвещения, образования и воспитания, когда путешествие становилось неотъемлемой частью формирования личности образованной, гуманной и сочувствующей страданиям других.

В каждой стране эти проблемы имели обусловленный или сугубо личный характер, но всегда они были рассчитаны на постепенное совершенствование отдельной личности, использование нравственных категорий и стандартов, выработанных общественными институтами и прежде всего религией.

Общественное сознание эпохи апеллировало к личности, способной усвоить уроки прошлого, уроки истории, адаптироваться в окружающей среде, к личности, познавшей определенные условия существования в коллективе , не утратив при этом своего целостного индивидуального обличия. В романе воспитания должны быть реализованы уже данные и принятые правила поведения, но вместе с тем предполагалось, что большая дорога в жизни окончательно сформирует характер, поэтому очень часто учения и странствия выступают в качестве основных компонентов жанровой структуры.

К этой проблеме обращается в классическом романе воспитания «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) Гете. Сначала мы находим Вильгельма ребенком, увлекающимся кукольным театром. Сын обеспеченной бюргерской семьи, он с детства тяготеет ко всему эффектному, исключительному. В юности, когда к Вильгельму приходит любовь, а вместе с ней и неудержимая страсть к театру, он отличается все той же мечтательностью («...Вильгельм блаженно парил в высших сферах»), оптимизмом, восторженностью, доходящей до экзальтации, которые свойственны всем главным героям воспитательных романов в определенный период их становления. А потом урок за уроком, полученные героем от окружающей его действительности как приближение его к жизни, знания ее.

Внутренний рост Вильгельма связан с постепенным проникновением его в судьбы окружающих его людей. Поэтому почти каждый персонаж романа Гете символизирует собой новую веху в становлении героя, является своеобразным уроком для него. Так жизненная правда привносится в роман воспитания.

Надо жить с открытыми глазами, учась всему и у всех – даже у малого ребенка с его безотчетными «почему», - утверждает Гете. Общаясь с сыном Феликсом, Вильгельм отчетливо сознает, как мало ему известно из «открытых тайн» природы: «Человек знает самого себя, лишь поскольку он знает мир, каковой он осознает только в соприкосновении с собою, себя же – только в соприкосновении с миром», с действительностью; и каждый новый увиденный предмет, порождает в нас новый способ для его восприятия.

«Человеку, едва вступающему в жизнь, хорошо быть о себе высокого мнения, рассчитывать на приобретение всяческих благ и полагать, что его стремлениям нет преград; но, достигнув определенной степени духовного развития, он много выиграет, если научится растворяться в толпе, если научится жить для других и забывать себя, трудясь над тем, что сознает своим долгом. Лишь тут ему дано познать себя самого, ибо только в действии можем мы по-настоящему сравнивать себя с другими». В этих словах Ярно, обращенных к Вильгельму, уже намечается тема романа-продолжения – «Годы странствий Вильгельма Мейстера», где вместо обособившегося мечтателя, стремящегося к эстетическому обогащению своего духа, к гармонии в пределах своего внутреннего мира, действует человек, действуют люди, ставящие себе целью «быть полезными для всех», мечтающие о разумном сочетании личного с коллективным.

К этой же теме обращается Жан-Жак Руссо в своем романе «Эмиль, или О воспитании» (1762). Система воспитания Руссо основывается на принципе: «Все прекрасно, когда оно выходит из рук Творца, все портится в руках человека». Из этой посылки Руссо выводит как задачи идеального воспитания, так и цели воспитателя. Чтобы усилить благотворное влияние природы, надо изолировать воспитанника от окружающего общества. Чтобы сохранить в неприкосновенности естественные чувства добродетельного по природе питомца, Руссо предлагает рациональный курс физического воспитания, а также воспитания интеллектуального (обучение наукам возможно только по наглядной системе, в знакомстве с природой; недаром Руссо почти полностью исключает чтение из области воспитания, делая исключение для двух книг - «Жизнеописаний» Плутарха и «Робинзона Крузо» Дефо). Руссо настаивает на необходимости овладеть полезным для жизни ремеслом. Но главное - это воспитание души ребенка и прежде всего - чувствительности, которая заключает в себе способность сострадать другому, быть мягкосердечным, человеколюбивым. Воспитание чувствительности возможно лишь в том случае, если окружающие внимательны и чутки к ребенку, уважают в нем личность.

К четырем книгам о воспитании юноши Руссо прибавляет пятую книгу - о воспитании девушки. Писатель-противник одинакового воспитания и обучения юноши и девушки. Так как цель воспитания девушки заключается в подготовке ее к роли образцовой жены и матери, то меняется и содержание всей воспитательной деятельности, и круг изучаемых предметов и ремесел.

Для воспитания члена общества огромное значение, по Руссо, имеет религия. Руссо считает, что идеальная религия отвечает требованиям природы и естественным человеческим чувствам. Сама религиозность имеет два истока - культ природы и культ человеческого сердца. Такая религия естественна, утверждает Руссо, и всякий человек, подчиняясь инстинкту, должен верить в Верховное Существо, создавшее природу и человека, наделив его сердцем и совестью. Храм такой религии - вся природа и сам человек. Эта идеальная религия не нуждается в культовых формах и догмах, она внецерковна, свободна и индивидуальна и требует только одного - искренних чувств и добрых дел.

Образ идеальной личности в системе воспитания Руссо предстает как естественный человек, а цель воспитания, согласно его взглядам, заключается в том, чтобы вырастить естественного человека и реализовать идеальное общество, в котором естественный человек станет гражданином.

Оба произведения имели огромный общественный резонанс не только у себя на родине, но и за ее пределами. Роман Гете стал каноном, произведение Руссо вызвало серьезную полемику о специфике естественного человека и о противопоставлении природы и цивилизации. Таким образом, Руссо положил начало дискуссии не только о воспитании как таковом, но и о методах и методиках.

В Англии роман воспитания имел странную судьбу. В XVIII веке прагматичные англичане предпочитали конкретный свод правил поведения как руководство и дополнение к образованию. Так называемые ‘conduct books’ имели большое хождение среди разных слоев населения, однако и Гете, и Руссо не могли пройти мимо просвещенного гражданина. В английской литературе , уже отметившей интерес к проблемам образования и просвещения, выходом в свет «Писем к сыну» Честерфилда наметилась серьезная оппозиция руссоизму. Но нашлись и его единомышленники и сторонники. Кроме того, в Англии XVIII века в связи с распространением сервантесовского архетипа Дон Кихота появились пародии и сатирические выпады против книжного воспитания, изолированного и оторванного от практической деятельности. Национальная ментальность обусловила развитие специфического жанра романа о воспитании личности, ориентированной на жизнь в демократическом обществе. Возникли различные воспитательные и образовательные системы для молодежи обоих полов.

XIX век был несомненно связан с XVIII проблемами воспитания и образования. Но это был также век романа. И, естественно, как жанровая разновидность роман воспитания не только проявил себя как самостоятельный; концепции просвещения, образования и воспитания органично вписываются в огромную массу викторианской литературы.

XIX век в Англии связан с длительным правлением королевы Виктории (), но значение его для последующего развития английской истории, культуры, литературы трудно переоценить. Именно в этот период Англия приобретает статус великой колониальной державы, формирует национальную идею и идентичность. Викторианство оставило в сознании англичан определенное представление о незыблемости традиций, значимости демократии и моральной философии, а также желание обращаться к проверенным временем эмблемам и символам викторианской веры. Именно викторианцы своей великой литературой доказали непреходящее значение духовных ценностей в формировании национального менталитета и определения места индивидуума в истории цивилизации. В произведениях Ч. Диккенса и, сестер Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Элиот, Э. Троллопа отразились особенности социального и политического развития Англии со всеми сложностями и противоречиями, открытиями и просчетами.

Успехи процветающей промышленной державы были продемонстрированы на всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Вместе с тем стабильность была относительной, точнее, она поддерживалась и укреплялась за счет семьи, дома, выработки определенной доктрины поведения и морали. Частая смена правительств (Мельбурн , Палмерстон, Гладстон, Дизраэли, Солсбери) свидетельствовала и о смене приоритетов во внешней и внутренней политике. Демократизация общества была обусловлена как постоянным страхом перед возможной угрозой со стороны революционно настроенных соседей (Франции, Германии, а также Америки), так и необходимостью сократить пропасть между высшими и средними слоями английского общества. Последние стали надежным оплотом нации и последовательно добивались успеха на пути завоевания власти. Высшие слои общества, утратившие свое влияние после промышленного переворота, тем не менее сохраняли свое влияние среди средних классов в вопросах морали, стиля, вкуса.

Символом викторианства становится большая семья, уютный дом, правила поведения в хорошем обществе. Что носить, как и когда к кому обращаться, ритуал утренних визитов, визитные карточки – в этих неписанных правилах содержалось много опасностей для непосвященных. Особое внимание викторианцы уделяли загородному дом у, который отражал их благосостояние, представление о покое и семейном счастье. Несмотря на большие размеры, викторианский дом должен быть уютным домашним очагом и способствовать счастливой семейной жизни. Эта жизнь часто содержала сильный религиозный аспект. Считалось необходимым ходить в церковь, читать религиозные книги, помогать бедным. Ведение дневника с записями подробных дел занимало определенную часть времени высшего сословия. К 1840 г. чай в пять часов стал приметой фешенебельного дома. Обед отодвинулся к семи-восьми часам, а беседа с друзьями до и после него становились необходимыми и неотъемлемыми частями загородного быта. Во второй половине века во многих загородных домах было центральное отопление и газовые или масляные лампы в основных помещениях и коридорах, хотя свечи и камины, использующие уголь, были повсеместны (электричество пришло в дома викторианцев после 1889г.). Викторианские дома имели большой штат слуг, который занимал целый флигель или крыло. Иногда число слуг, работающих в доме, саду и конюшнях, составляло 50 человек. Строгая организация домашнего хозяйства, субординация и четкое распределение обязанностей делали загородный дом уютным для семьи с многочисленными детьми, нянями, гувернантками, горничными.

Все эти детали быта крайне важны для формирования викторианской идеологии и национальной идентичности, отразившихся не только в литературе и культуре данного периода, но и для дальнейшего развития архетипических образов и картин жизни, обычно ассоциирующихся с обликом викторианской эпохи.

В викторианскую эпоху образование и воспитание становятся частью государственной политики. Религиозное воспитание формирует нравственный облик ребенка, а образование не мыслится без воспитания. Школьное образование стало предметом самых ожесточенных диспутов, а писатели-викторианцы обращались к изображению частных школ и педагогов, чтобы выразить свое отношение ко всем злоупотреблениям и ошибкам, которые допускались в обучении.

Комфорт и удобства создавали благоприятные предпосылки для осознания личностью уверенности в будущем и гордости за страну, которая сформулировала систему жизненных ценностей и стандартов поведения и воспитания в знаменитых трудах Карлейля. Трудись и не унывай, будь терпеливым, требовательным к себе, благовоспитанным и осознающим свое место в обществе – вот набор понятий, которые легли в основу формирования личности.

Отличительной особенностью викторианской литературы является ее положение между романтизмом и реализмом, а также доминирующая роль романа.

Современное состояние романа в викторианскую эпоху определялось его господствующим положением в обществе, как наиболее адекватным и полным отражением панорамы жизни, вместе с тем само понятие жанра менялось в связи с тем, что искусство все дальше уходило от подражания, имитации, статус романа в викторианскую эпоху был исключительно благоприятным, сама королева интересовалась произведениями своих современников. Роман способствовал формированию общественного мнения в связи с распространением образования и просвещения среди населения. Формулировки и термины уточнялись по мере приобретения романом статуса основного генератора идей сохранения стабильности и порядка в обществе. Будучи общественной нацией, Англия сделала роман частью общественно политической жизни и бытия гражданина, озабоченного не только своими правами, но и обязанностями. Викторианская проза была ориентирована на воспитание гражданина.

Данная работа ставит целью исследование национального варианта романа воспитания. Мной выбраны романы, в которых история молодого человека сочетается с идеологическими и нравственными установками викторианского общества, а именно: «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»

Ч. Диккенса, «История Пенденниса, его удач и злоключений, его друзей и его злейшего врага» и «Испытание Ричарда Феверела» Д. Мередита.

Глава I : Истоки национального варианта романа воспитания.

1.1. Образование в Англии XIX века.

Первая половина века больше известна проведением дискуссий, чем принятием каких бы то ни было решений. 1850-ые явились в какой-то мере переломным моментом в том плане, что проявленные в эти годы инициативы имели определенное влияние на дальнейший ход событий. Наиболее важной реформой явилось создание в 1856 году Департамента Образования. Нужно заметить, что к этому времени начальное образование абсолютно не отвечало требованиям. Значительный вклад в улучшение сложившейся ситуации внес Сэр Джеймс Кей Шаттлуорт (Sir James Kay Shuttleworth), «the man to whom, probably more than any other, we owe national education in England». К середине века на развитие образования выделялось все больше и больше средств, однако, создавалось впечатление, что не все средства расходуются по назначению. И в 1858 году была создана Ньюкаслская Комиссия (Newcastle Commission), перед которой стояла задача «to inquire into the Present State of Popular Education in England, and to consider and report what measures, if any, are required for the Extension of sound and cheap Elementary Instruction to all Classes of People». Комиссия, предоставившая в 1861 году отчет о состоянии образования, была довольна результатами проверки, хотя из 2½ миллионов школы посещали лишь 1½ миллиона детей. Споры о состоянии образования велись на протяжении 1860-ых и закончились в 1870-ом выходом Билля об образовании (The Education Bill of W. E. Forester). Этот законопроект расширил влияние государства, и к 1891 году образование мог получить любой желающий. Однако, посещение школ, начиная с 12-ти-летнего возраста, стало обязательным лишь с 1899.

Несмотря на усилия Томаса Арнольда в проведении реформы среднего образования , жилищные условия, отношение к мальчикам учителей и старшеклассников, да и общий моральный настрой в большинстве государственных и частных школ оставлял желать лучшего. Постоянные конфликты привели к созданию в 18гг. Кларендонской Комиссии (Clarendon Commission) для проверки состояния государственных школ, а также (в 18гг.) - Таунтонской Комиссии (Taunton Commission), задачей которой явилось составление отчета о состоянии частных школ. Закон о государственных школах 1868 года (The Public Schools Act of 1868), the Endowed Schools Act of 1869, а также работа, проведенная различными последующими комиссиями, постепенно привели к значительным улучшениям. Это касается и среднего образования для девочек, которого не существовало до тех пор, пока Мисс Басс (Miss Buss) и Мисс Бил (Miss Beale) не возглавили в 1865 году движение, результатом которого явилась возможность получения образования женской половиной населения.

Высшее образование также претерпело изменения в 1850-ые гг. В 1852-ом году была создана комиссия по расследованию состояния университетов Оксфорда и Кембриджа. Выход Закона об Оксфордском Университете 1854г. (The Oxford University Act of 1854), а также Закона о Кембриджском Университете 1856г. (The Cambridge University Act of 1856) привел к значительным изменениям в управлении и привел к пополнению списка изучаемых предметов. Закон об Оксфордском и Кембриджском Университетах 1877года (The Oxford and Cambridge Act of 1877) привел к дальнейшим изменениям в управлении. Помимо Оксфорда и Кембриджа существовали Лондонский Университет, несколько филиалов которого были открыты в 1850-ые гг., Оуэнский Колледж (Owens College), Манчестер (Manchester), ставший впоследствии Манчестерским Университетом (Manchester University), открылся в 1851г. и стал одним из провинциальных университетов, основанных в XIX веке.

Всемирная Выставка 1851 года в Лондоне привлекла внимание к необходимости научного/технического образования, что привело к созданию Департамента Науки и Искусства (Science and Art Department). С развитием промышленности возросла популярность технических институтов, к 1851-ому году их насчитывалось 610.

«Never perhaps, in the history of the world has there existed a period in which more has been said and written on the subject of education than during the last half century», - писал автор в статье о женском образовании. Середина века отмечена возросшим интересом широкой публики к вопросам образования. Вот что пишет «Educational Times», созданный в 1847 году, в одной из передовых статей: «At a time when education is at length beginning to receive something like its due share of public attention, and when efforts are being made in all directions to elevate it to its proper position and to diffuse it more widely among our fellow countrymen, a periodical devoted to this important subject appears to be imperatively required». В начале 1850-ых интерес к вопросам образования настолько возрос, что превратился в «манию». Школьный учитель, написавший в 1867 году в «All the Year Round», говорит об «educational craze fifteen years ago <…> when hordes of visitors arrived in the schools to watch the teachers in action». Другим показателем интереса общественности явилось огромное количество писем, полученных редакциями периодических изданий и содержащих вопросы, касающиеся образования (количество писем, полученных редакцией «Guardian», к примеру, значительно возросло в период с 1849 по 1853 гг.

Интерес общественности к вопросам образования несомненно отразился в периодических изданиях разного рода. Теме этой уделялось особое внимание в еженедельных изданиях, однако ежемесячные и ежеквартальные издания также не оставили ее без внимания: «Westminster Review» проявил особый интерес к этому вопросу - в нем стали печататься рецензии на книги по вопросам образования. Еженедельные издания, такие как «Atheneum», «Leader», «Saturday Review», «Spectator» и религиозный «Guardian», печатали огромное количество статей. Вопрос о системе государственного образования поднимался наиболее часто, но это не было единственной темой для обсуждения; вниманию общественности предоставлялась информация о профессиональном образовании , а также системах образования в других станах.

По периодичности выхода эти издания можно разделить на следующие категории:

1) ежеквартальные (Quarterly Reviews), в свою очередь делящиеся на литературные и общие - Edinburgh Review (1846-60), North British Review (1846-60),

Quarterly Review (1846-60),Westminster Review (1846-60) и религиозные - British Quarterly Review (1846-60), London Quarterly Review (1853-60);

2) ежемесячные (Monthly Magazines) - Bentley ’s Miscellany (1846-60), Blackwood’s Magazine (1846-60), Dublin University Magazine (1846-60), Fraser’s Magazine (1846-60), Macmillan’s Magazine (1846-60), Cornhill Magazine (1860);

3) еженедельные (Weekly Reviews and Newspapers), в свою очередь делящиеся на литературные и общие - Atheneum (1846-60), Leader (1850-60),

Saturday Review (1855-60), Spectator (1846-60) и религиозные – Guardian (1846-60), а также Weekly Journals - Household Words (1850-59), All the Year Round (1860),

Once a Week (1860).

Обширные дискуссии развивались и на страницах педагогических изданий, в частности журналов, ставших отличительной чертой 1850-ых гг. Тема дня, государственное образование, обсуждалась здесь наряду с вопросом о статусе учителей. Вместе с тем, на страницах этих журналов велось множество дискуссий о методах и принципах детского образования, об отношении родителей, о детской психологии. Перечислим лишь некоторые из этих изданий: British Educator (1856), Educational Expositor (1853-55), Educational Gazette (1855), Educational Guardian (1859-60), Educational Papers for the Home and Colonial School Society (1859-60), Educational Record (1848-60), Educational Times (1847-60), Educator (1851-60), English journal of Education (1846-60), Family Tutor (1851-55), Governess (1855), Mother’s Friend (1848-60), Papers for the Schoolmaster (1851-60), Pupil-Teacher (1857-60), School and the Teacher (1854-60), Teacher’s Visitor (1846-49).

Интерес к проблемам образования и воспитания разделяли и писатели-викторианцы. Нужно заметить, что тема эта интересовала литературные умы задолго до этого («Человек чувств» Г. Маккензи, «Наставник» С. Филдинга и др.). Таким образом, не удивительно, что такой интерес отразился в довольно большом количестве романов, посвященных проблемам воспитания и образования, написанных в период конца XVIII – начала XIX вв. Среди последователей Руссо можно отметить романы H. Brook “The Fool of Quality” (1766-70), «Стендфорт и Мертон» (“Standford and Merton”, 1783) Томаса Дея (Thomas Day) и «Целебс в поисках жены» (“Coelebs in Search of a Wife”, 1809) Ханны Мор (Hannah More). Наследие Гетевского «Вильгельма Мейстера» отразилось в начале XIX века в романах Диккенса и Бульвер-Литтона. У Диккенса различные литературные импульсы сливаются с осведомленностью о трагическом положении детей и знании социальной системы. Тема воспитания и образования является основной в большинстве его работ; возьмем, к примеру, «Дэвида Копперфилда» (1850), «Тяжелые времена» (1854), «Большие ожидания» (). «Руфь» (1853) Элизабет Гаскелл – еще один роман 1850-ых, где образование играет важную роль. Ведущиеся дебаты и огромный интерес к проблеме воспитания отразился кроме того в большом количестве литературы, целью которой было показать определенный аспект, ту или иную сторону системы образования. К таким произведениям можно отнести: C. Bede “The Adventures of Mr. Verdant Green. An Oxford Freshmen” (), F. W. Farrar “Eric or Little by Little; A Tale of Roslyn School” (1858) и “Julian Home. A Tale of College Life” (1859), C. Griffith “The Life and Adventures of George Wilson. A Foundation Scholar” (1854), Rev. W. E. Heygate “Godfrey Davenant. A Tale of School Life” (1852), Rev. E. Manro “Basil the Schoolboy. Or the Heir of Arundel” (1856), F. E. Smedley “Frank Farleigh” (1850).

1.2. Черты романа воспитания.

Каковы же типичные черты романа воспитания (нем. Bildungsroman) в его классическом проявлении, если исходить из вопроса о его отличительных признаках?

Исходя из положения о том, что роман – это «становящийся жанр» и что «роман не дает стабилизироваться ни одной из собственных разновидностей», можно объяснить тот факт, что роман воспитания не поддается твердому определению и сам термин не отличается особенной конкретностью (нет однозначного перевода на русский язык слова Bildung, в немецком языке оно обозначает «образование», «формирование», «воспитание»). Поэтому можно говорить только о целой системе признаков романа воспитания, типичное сочетание которых позволяет отнести к этой жанровой разновидности то или иное произведение. Безусловно, возникнув однажды, роман воспитания и не претендовал на то, чтобы мог совместить в себе все признаки ответвления жанра. Он еще будет развиваться, совершенствуясь, приобретая все новые и новые качества. Но основные, самые существенные свойства Bildungsroman(а) впервые обратили на себя внимание в первом образце жанра – романе «История Агатона» (1767).

Под термином «роман воспитания» прежде всего подразумевается произведение, доминантой всего построения сюжета которого является процесс воспитания героя: жизнь для героя становится школой, а не ареной для борьбы, как это было в приключенческом романе. Герой романа воспитания не думает о тех последствиях, которые вызываются теми или иными его действиями, поступками, он не ставит перед собой только узко практические цели, к достижению которых он бы стремился, подчиняя им все свое поведение. Он ищет себя самого. Его ведет сама жизнь, преподнося ему урок за уроком, и он постепенно поднимается к единственному идеалу – стать человеком в полном смысле этого слова, быть полезным для общества.

Герой романа воспитания, в отличие от героя авантюрного и старого семейного романа, важен сам по себе, интересен своим внутренним миром, его развитие, которое проявляется во взаимоотношениях с другими персонажами и обнаруживается в столкновениях с внешним миром. События внешней действительности привлекаются автором с учетом этого внутреннего психологического развития. Автор романа заставляет читателя проследить, как жизнь, начиная с детского возраста человека и до завершения формирования его характера, преподносит ему урок за уроком: учит своими положительными и отрицательными проявлениями, светлыми и темными сторонами, учит, включая в активную деятельность и оставляя в ряде случаев пассивным наблюдателем, учит познавать теорию и практически применять полученные знания. Каждый урок – более высокая ступень в развитии героя.

Центральный персонаж романа воспитания стремится к активной деятельности, направленной на установление справедливости, гармонии в человеческих отношениях. Поиски высшего познания, смысла жизни – неотъемлемая его черта.

Основой композиции образа героя является становление его с детских лет до момента, когда он предстанет перед читателем человеком с вполне оформившимся мировоззрением и относительно устойчивыми чертами характера, человеком, гармонично сочетающим физическое развитие с духовным. Отсюда и вся сюжетная линия романа воспитания ведется автором через изображение внутренней жизни героя методом интроспекции. Герой сам наблюдает за своим совершенствованием, становлением своего сознания. Все, что происходит вокруг него, события, в которых участвует он сам или наблюдает за ними со стороны, свои собственные поступки и поступки других людей оцениваются героем в плане воздействия их на его чувства и сознание. Он сам отметает все, на его взгляд, являющееся ненужным и сознательно закрепляет все положительное, что предлагает ему жизнь. Впервые в романном жанре появляются в этой связи внутренние монологи героя, в которых он рассуждает сам с собой, иногда рассматривает себя как бы со стороны.

Композиции образа главного героя романа воспитания свойственен так же метод ретроспекции. Размышления над определенным отрезком времени, анализ своего поведения и выводы, делаемые героем, иногда превращаются в целые экскурсы в прошлое, в воспоминания, которые выделяются автором в особые главы. Четкость в таком сюжете иногда отсутствует, ибо все внимание автора направлено на становление личности и все действие романа сконцентрировано вокруг этого главного героя, основных этапов его духовного развития.

Другие же действующие лица иногда очерчены слабо, схематично, их жизненные судьбы до конца не раскрыты, так как они выполняют в романе эпизодическую роль: способствуют в данный момент формированию характера героя.

Те стадии развития, через которые проходит герой романа воспитания, часто стереотипны, то есть отличаются наличием параллелей в других образцах этой же жанровой разновидности. Например, детские годы героя проходят чаще всего в обстановке крайней изолированности от всех невзгод окружающей жизни. Ребенок или принимает от воспитателей идеальные, приукрашенные понятия о действительности, или, предоставленный самому себе, создает из непонятных явлений фантастический мир, в котором живет до первых серьезных столкновений с реальностью.

Пагубным действием такого воспитания являются душевные страдания героя – типичная черта романа воспитания. Автор строит фабулу на столкновениях нежизненных идеалов героя с будничной жизнью общества. Каждое столкновение – воспитательный момент, ибо никто не в состоянии так верно воспитать человека, как это может сделать сама жизнь (именно этого взгляда на воспитание придерживаются люди из фантастической башни в романе Гете), и жизнь безжалостно разбивает все иллюзии, заставляя героя шаг за шагом вырабатывать в себе качества, которые нужны человеку в обшестве.

Многообразны конфликты, возникающие между героем и деятельной жизнью, в которую он постепенно включается. Но путь героя романа воспитания, в процессе которого происходит истинное становление его личности, в основном сводится к одному: это путь человека от крайнего индивидуализма к обществу, к людям.

Путь исканий и разочарований, путь разбитых иллюзий и новых надежд порождает и еще одно отличие романов воспитания: герои их в результате своего становления приобретают качества, которые в какой-то степени роднят их между собой: богатая фантазия в детстве, восторженность, доходящая до экзальтации в юношеские годы, честность, тяга к знаниям, стремление к активной деятельности, направленной на установление справедливости, гармонии в человеческих отношениях и, самое главное, склонность героя к философским размышлениям, раздумьям. Отсюда через весь роман часто проходят философско-этические мотивы, которые преподносятся читателю через размышления героя, или, чаще всего, в виде споров-диалогов.

Размышления на философские, моральные, этические темы в романах воспитания – явление не случайное. В них более, чем в каких-либо других романных разновидностях сказывается личный опыт автора. Роман воспитания – это плоды долгих наблюдений над жизнью, это типизация самых наболевших явлений времени.

Глава II: «Дэвид Копперфилд» Чарльза Диккенса.

Чарльз Диккенс относится к числу тех писателей, слава которых никогда не меркла ни при их жизни, ни посл смерти. Вопрос стоял лишь в том, что каждое новое поколение видело в Диккенсе. Диккенс был властителем умов своего времени, именами его героев назывались фирменные блюда и модные костюмы, а лавка древностей, где жила маленькая Нэлл, до сих пор привлекает внимание многочисленных лондонских туристов.

Великим поэтом называли Диккенса его критики за легкость, с которой он владел словом, фразой, ритмом и образом, сравнивая его по мастерству лишь с Шекспиром.

Хранитель великой традиции английского романа, Диккенс был не менее блистательным исполнителем и интерпретатором собственных произведений, чем их создателем. Он велик и как художник, и как личность, и как гражданин, ратующий за справедливость, милосердие, гуманность и сострадание к ближним. Он был великим реформатором и новатором в жанре романа, ему удалось воплотить в своих творениях огромное количество замыслов и наблюдений.

Произведения Диккенса имели успех у всех слоев английского общества. И это не было случайностью. Он писал о том, что хорошо известно каждому: о семейной жизни, о сварливых женах, о картежниках и должниках, об угнетении детей, о хитрых и ловких вдовушках, заманивающих в свои сети легковерных мужчин. Сила его воздействия на читателя была сродни влиянию актерской игры на публику. Публичные чтения Диккенса составляли часть творческой лаборатории художника, они служили ему средством общения со своим будущим читателем, проверки жизненности его идей, созданных им образов.

Особый интерес Диккенса к детскому и юному возрасту был вызван его собственными ранними переживаниями, его пониманием обездоленного детства и сочуствием ему, пониманием того, что положение и состояние ребенка отражают положение и состояние семьи и общества в целом.

Идеал семейственности, домашний очаг, не одному лишь Диккенсу, но и многим его современникам представлялся оплотом от нашествия мирских невзгод и прибежищем для душевного отдохновения. У Диккенса домашний очаг – воплощенный идеал уюта, а по утверждению, это - «идеал чисто английский». Это нечто органичное для мироощущения и социальных упований великого писателя и любовно выписанный им образ. Диккенс отнюдь не заблуждался относительно действительного состояния английской семьи в разных общественных слоях, и его собственная семья, в конце концов распавшаяся, была для него жестоким уроком. Но это не мешает ему сохранять для себя идеал семейственности, находить для него опору в той же действительности, изображать близкие к идеалу и «идеальные» семьи.

«Тот, кто научился читать, смотрит на книгу совсем не так, как неграмотный, даже если она не раскрыта и стоит на полке.» - Для Диккенса это наблюдение принципиального свойства и важная предпосылка. Диккенс радуется особому, обновленному взгляду грамотного человека на книгу и рассчитывает на этот обновленный взгляд в борьбе с социальным злом и на перемену человека к лучшему. Он ратует за широкое образование, ведет решительную борьбу с невежеством и такой системой воспитания, образования, поведения, которая калечит юное население.

В ранних своих романах Диккенс изобличал буржуазные установления и институты и их служителей, одержимых корыстью, жестоких, лицемерных. Для автора «Оливера Твиста» и «Николаса Никльби» Закон о бедных, принятый вскоре после избирательной реформы 1832 года в интересах промышленников, работные дома, школы для бедных были объектом критики, отражавшей настроение обездоленных масс и радикальной интеллигенции.

Сам вопрос о значении системы и роли ее служителей в состоянии общества, его нравов, во взаимоотношении социальных слоев и групп, в борьбе добра со злом и ее перспективах, сам этот вопрос, как никогда, выделен и подчеркнут Диккенсом. «Мне со всех сторон твердят, что вся причина в системе. Не надо, мол, обвинять отдельных личностей. Вся беда в системе... Служителей этой системы я буду обвинять на очной ставке перед великим, вечным судом!» Это говорит не Диккенс, говорит один из персонажей романа «Холодный дом», мистер Гридли. Однако он выражает мнение самого Диккенса, его возмущение самодовольными, наглыми, нерадивыми служителями системы и послушными, трусливыми, механическими исполнителями служебных функций. Его все более тревожит состояние самой системы, не отдельных социальных установлений, а буржуазного строя в целом. «...Мне кажется, что наша система терпит крах», - скажет он незадолго до смерти. Возникавшие у Диккенса глубокие сомнения сказывались на характере, направлении и объектах его критики и его настроении.

Воспитания роман это романное повествование, в основе которого лежит история стадиального развития личности, чье сущностное становление, как правило, прослеживается с детских (юношеских) лет и связывается с опытом познания окружающей действительности. Хотя истоки можно найти уже в произведениях античности («Сатирикон», 1 век, Петрония; «Золотой осел», 2 век., Апулея), а многие черты его отчетливо проявляются в «Гаргантюа и Пантагрюэле», Ф.Рабле, «Симплициссимусе», Х.Я.К.Гриммельсхаузена, как жанр воспитания роман был осмыслен и декларирован в качестве программного эпохой Просвещения с ее доминирующим принципом формирования человека. Классические образцы жанра - роман К.М.Виланда «Агатон» (1766), трилогия И.В.Гёте «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (1777-85, не закончен) «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-96), «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821-29), а также единственный незавершенный роман Ф.Шиллера «Духовидец» (1789), где, по словам автора, в форме воспоминаний «невымышленного» лица дается «история заблуждений человеческой души» (Шиллер Ф. Собрник сочинений).

Просветительская концепция романа воспитания (тесно связанная с теорией «эстетического воспитания» Ф.Шиллера) была поддержана романтиками (теоретически - Шлегелем, в художественной сфере - философско-символическими романами Л.Тика «Вильям Ловель», и «Странствия Франца Штернбальда», Новалиса - «Генрих фон Офтердинген») и подкреплена дальнейшим развитием литературы - как немецкой, где романа воспитания традиционно является одним из приоритетных жанров и черты его можно найти в романистике 19 века (роман одного из вождей леворадикальной литературной группы «Молодая Германия» К.Гуцкова «Валли сомневающаяся», 1835) и 20 веке (романы Т.Манна «Признания авантюриста Феликса Круля», 1954, «Волшебная гора», 1924; романы Г.Канта, К.Вольф, Э.Штриттматтера, З.Ленца), так и мировой (в широком диапазоне жанровых модификаций - от «Исповеди» Ж.Ж.Руссо, изданной в 1782-89, до автобиографических трилогий Л.Н.Толстого и М.Горького). С самых своих истоков роман воспитание тесно связан с педагогическими, философско-педагогическими и мемуарно-педагогическими трудами («Киропедия» Ксенофонта, 5-4 веков. до н.э.; «Приключения Телемака», Ф.Фенелона; «Эмиль, или О воспитании», 1762, Ж.Ж.Руссо; «Левана, или Учение о воспитании», 1806, ЖанПоля (Рихтера); «Педагогическая поэма», 1933-36, А.С.Макаренко). В широком смысле к роману воспитания можно отнести многие романы 1820 веков, затрагивающие проблемы социально-психологического развития личности: «История Тома Джонса, найденыша», 1749, Г.Филдинга; «Приключения Родрика Рэндома», 1748, и «Приключения Перигрина Пикля», 1751, Т.Дж.Смоллетта; романы «Приключения Оливера Твиста», 1838, «Жизнь и приключения Николаса Никльби», 1839, и, особенно, «Дэвид Копперфильд», 1850, Ч.Диккенса; романы О.Бальзака, Г.Флобера, А.Мюссе, Э.Золя, Р.Роллана, Ф.Мориака.

Словосочетание воспитания роман произошло от немецкого Bildungsroman.

Литературе 30-х годов оказались близки традиции «романа воспитания», развивавшегося в эпоху Просвещения (К.М.Виланд, И.В.Гёте и др.). Но и здесь проявила себя соответствующая времени жанровая модификация: писатели обращают внимание на становление исключительно социально-политических, идейных качеств юного героя. Именно о такой направленности жанра «воспитательного» романа в советское время свидетельствует название главного произведения в этом ряду – романа Н.Островского «Как закалялась сталь» (1934). Книга А.Макаренко «Педагогическая поэма» (1935) также наделена «говорящим» названием. В нем отражена поэтическая, восторженная надежда автора (да и большинства людей тех лет) на гуманистическое преобразование личности под воздействием идей революции.

Следует заметить, что упомянутые выше произведения, означенные терминами «исторический роман», «воспитательный роман», при всей своей подчиненности официальной идеологии тех лет заключали в себе и выразительное общечеловеческое содержание.

Таким образом, литература 30-х годов развивалась в русле двух параллельных тенденций. Одну из них можно определить как «общественно-поэтизирующую», другую – как «конкретно-аналитическую». Первая основывалась на чувстве уверенности в прекрасных гуманистических перспективах революции; вторая констатировала реальность современности. За каждой из тенденций – свои писатели, свои произведения и свои герои. Но порой обе эти тенденции проявляли себя в пределах одного произведения.

Строительство Комсомольска-на-Амуре. Фотография 1934 года

10. Тенденции и жанры развития поэзии 30-х годов

Отличительной особенностью поэзии 30-х годов являлось бурное развитиепесенного жанра, тесно связанного с фольклором. В эти годы были написаны прославленные «Катюша» (М.Исаковский), «Широка страна моя родная…» (В.Лебедев-Кумач), «Каховка» (М.Светлов) и многие другие.

Поэзия 30-х годов активно продолжала героико-романтическую линиюпредшествующего десятилетия. Ее лирический герой – революционер, бунтарь, мечтатель, опьяненный размахом эпохи, устремленный в завтра, увлеченный идеей и работой. Романтичность этой поэзии как бы включает в себя и ярко выраженную привязанность к факту. «Маяковский начинается» (1939) Н.Асеева, «Стихи о Кахетии» (1935) Н.Тихонова, «Большевикам пустыни и весны» (1930-1933) и «Жизнь» (1934) В.Луговского, «Смерть пионерки» (1933) Э.Багрицкого, «Твоя поэма» (1938) С.Кирсанова – не похожие по индивидуальной интонации, но объединенные революционным пафосом образцы советской поэзии этих лет.

В ней звучит и крестьянская тематика, несущая свои ритмы и настроения. Произведения Павла Васильева с его «удесятеренным» восприятием жизни, необычайной сочностью и пластикой рисуют картину ожесточенной борьбы в деревне.

Поэма А.Твардовского «Страна Муравия» (1936), отражая поворот многомиллионной крестьянской массы к колхозам, эпически повествует о Никите Моргунке, безуспешно ищущем счастливую страну Муравию и находящем счастье в колхозном труде. Стихотворная форма и поэтические принципы Твардовского стали этапными в истории советской поэмы. Близкий к народному, стих Твардовского ознаменовал частичное возвращение к классической русской традиции и вместе с тем внес существенный вклад в нее. Народность стиля сочетается у А.Твардовского со свободной композицией, действие переплетается с раздумьем, прямым обращением к читателю. Эта внешне простая форма оказалась весьма емкой в смысловом отношении.

Глубоко искренние лирические стихи писала М.Цветаева, осознавшая невозможность жить и творить на чужбине и вернувшаяся в конце 30-х годов на родину. В конце периода видное место в советской поэзии заняли моральные вопросы (Ст.Щипачев).

Поэзия 30-х годов не создала своих особых систем, но она весьма емко и чутко отразила психологическое состояние общества, воплотив и мощный духовный подъем, и созидательное вдохновение народа.

Англия XVIII века стала родиной просветительского романа.

Роман - жанр, возникший при переходе от Возрождения к Новому времени; этот молодой жанр игнорировался классицистической поэтикой, потому что не имел прецедента в античной литературе. Роман направлен на художественное исследование современной действительности, и английская литература оказалась особенно благоприятной почвой для качественного скачка в развитии жанра, каким стал просветительский роман.

Герой:

В просветительской литературе происходит существенная демократизация героя, что соответствует общему направлению просветительской мысли. Герой литературного произведения в XVIII веке перестает быть “героем” в смысле обладания исключительными свойствами и перестает занимать высшие ступени в социальной иерархии. Он остается “героем” только в другом значении слова - центральным действующим лицом произведения. С таким героем может идентифицировать себя читатель, поставить себя на его место; этот герой ни в чем не выше обычного, среднего человека. Но поначалу этот узнаваемый герой, чтобы привлечь интерес читателя, должен был действовать в незнакомой читателю обстановке, в обстоятельствах, пробуждающих воображение читателя.

Поэтому с этим “обыкновенным” героем в литературе XVIII века все еще происходят необыкновенные приключения, из ряда вон выходящие события, ведь для читателя XVIII века они и оправдывали повествование об обыкновенном человеке, в них заключалась занимательность литературного произведения. Приключения героя могут разворачиваться в разном пространстве, близко или далеко от его дома, в привычных общественных условиях или в неевропейском обществе, а то и вне общества вообще. Но неизменно литература XVIII века заостряет и ставит, показывает крупным планом проблемы государственного и общественного устройства, места личности в обществе и влияния общества на отдельную личность.

В английской литературе Просвещение проходит несколько этапов:

В 20-30-е годы XVIII века в литературе господствует проза, популярность приобретает роман приключений, путешествий.

В это время создавали свои знаменитые произведения Даниэль Дефо и Джонатан Свифт. Даниэль Дефо всю жизнь отдал торговле и журналистике, очень много путешествовал, хорошо знал море, свой первый роман он выпустил в 1719 году. Им стал роман «Робинзон Крузо». Толчком к созданию романа стала однажды прочитанная Дефо заметка в журнале о шотландском моряке, который был высажен на необитаемый остров и за четыре года одичал настолько, что утратил человеческие навыки. Дефо же переосмыслил эту идею, его роман стал гимном труду человека из низов. Даниэль Дефо стал создателем жанра романа Нового Времени как эпоса частной жизни отдельного человека. Джонатан Свифт был современником и литературным противником Дефо. Свой роман «Путешествие Гулливера» Свифт написал как пародию на «Робинзона Крузо», в корне не принимая социального оптимизма Дефо.

В 40-60-е годы XVIII века в литературе происходит расцвет жанра социально-бытового нравоучительного романа воспитания.

Литературными фигурами этого периода являются Генри Филдинг и Сэмюэл Ричардсон. Самый известный роман Филдинга – «История Тома Джонса, найдёныша». В нём показано становление героя, который много ошибается в жизни, но всё же делает выбор в пользу добра. Свой роман Филдинг задумывал как полемику на роман Ричардсона «Кларисса, или История молодой леди», в котором главную героиню Клариссу соблазняет сэр Роберт Ловелас, чья фамилия впоследствии стала нарицательной.

Образ человека: Просветители в соответствии с требованиями нового века заменяют представление о человеке взглядом на него как на существо природное и прежде всего телесное, а его чувства и разум объявляют продуктами телесной организации.

Из этого утверждения исходит идея равенства людей и отрицание сословных предрассудков.

Все желания и потребности человека разумны, коль скоро они обусловлены его естественными свойствами; подобно человеческой, жизнь всех природных существ, а также бытие неорганических предметов оправдывается ссылкой на естественные законы, иначе говоря, разумное существование должно соответствовать природной сущности предмета или явления.

Просветители прежде всего были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию и образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом. Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» - таково распространенное наименование XVIII века.

Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни занимался в жизни, был еще и философом в широком смысле слова: он настойчиво и постоянно стремился к размышлению, опирался в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение. Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам.

Просветители полагали, что общественному благополучию препятствуют невежество, предрассудки и суеверия, порожденные феодальными порядками и духовной диктатурой церкви, и провозглашали просвещение важнейшим средством устранения несоответствия между существующим общественным строем и требованиями разума и человеческой природы. При этом они понимали просвещение не только как распространение знаний и образования, но прежде всего, по справедливому замечанию российского литературоведа С. В. Тураева, как «гражданское воспитание, пропаганду новых идей, разрушение старого мировоззрения и создание нового».

Разум объявлялся высшим критерием оценки окружающего мира, самым могучим орудием его преобразования. Просветители считали, что своей деятельностью способствуют гибели «неразумного» общества и установлению царства разума, но в условиях неразвитости буржуазных отношений того времени иллюзии просветителей были естественны и, став основой их оптимистической веры в прогресс человечества, стимулировали критическую оценку ими существующего порядка.