Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Налоговое законодательство включает

Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает порядок определения налоговой базы, тарифных ставок по разным налогам, схемы распределения бюджетных средств, сформированных платежами налогоплательщиков. Комплекс правовых актов в сфере налогообложения определяет исчерпывающий перечень прав и обязанностей всех связанных сторон в экономической деятельности.

Главным регламентирующим документом является Налоговый кодекс РФ. Он состоит из двух частей: устанавливает общие правила налогообложения и определяет порядок налогообложения по каждому действующему в РФ налогу. Сопоставляя положения разных правовых актов в сфере налогообложения, при наличии расхождений между ними, приоритет необходимо отдавать сведениям, указанным в Налоговом кодексе.

Законодательство о налогах и сборах: уровни правовых документов

Законодательная система в области налогообложения формируется по трехуровневой схеме:

  1. Блок актов федерального значения.
  2. Региональные правовые документы.
  3. Местный уровень.

На федеральной ступени регламентация действий налогоплательщиков осуществляется через Налоговый кодекс. Его положения могут дополняться федеральными законами, которые вносят корректировки в налоговое законодательство путем изменения отдельных пунктов действующих норм, или «заморозки» действия определенных требований на некоторое время. Некоторые федеральные законы могут отменять законодательные акты в сфере начисления и сбора налогов или выводить их в разряд утративших силу. Такой порядок определен п. 7 ст. 1 НК РФ.

Примеры федеральных законов в сфере налогообложения:

  • Закон «О налоговых органах» от 21.03.1991 г. № 943-1, устанавливающий порядок работы налоговых структур;
  • Закон от 27.12.2017 г. № 436-ФЗ об изменениях в НК РФ, которым введена процедура налоговой амнистии в отношении долгов предприятий и физических лиц;
  • Закон № 341-ФЗ, принятый 27.11.2017 г. внес коррективы в определении обязательств по уплате НДС , внедрив систему «tax free».

Также, законодательство о налогах и сборах состоит из набора региональных правовых актов, которые призваны дополнить базовые принципы работы субъектов хозяйствования, если это допускает федеральное законодательство. Такие правовые документы не могут противоречить федеральным законам или кодексам, сфера их действия ограничена отдельным субъектом РФ. В их перечень, в частности, входят нормативные акты:

  • фиксирующие региональные ставки по транспортному налогу (например, в Ставропольском крае этот вопрос регулирует закон от 27.11.2002 г. № 52-кз);
  • устанавливающие региональные ставки по налогу на имущество (например, в Тульской области они зафиксированы законом от 24.11.2003 № 414-ЗТО и законом от 27.04.2017 г. № 33-ЗТО);
  • фиксирующие тарифы налога на игорный бизнес (например, закон г. Севастополя № 101-ЗС от 30.12.2014 г.).

На местном уровне принимаются правовые акты, устанавливающие местные налоги и сборы, изменяющие размер ставок этих платежей в пределах, установленных Налоговым кодексом. К примеру, величина налоговой ставки земельного налога может быть изменена актами муниципальных образований (ст. 394 НК РФ).

Как законодательство о налогах и сборах регулирует налоговые правоотношения:

  • определяются перечни налогов и сборов, составляющих основу фискальной системы;
  • утверждается спектр обязанностей по уплате налоговых обязательств;
  • определяется объем полномочий региональных и местных властей для принятия норм законодательства по отдельным категориям налогов;
  • вводится перечень мероприятий, проводимых в рамках налогового мониторинга;
  • устанавливаются меры ответственности по выявленным правонарушениям;
  • разрабатывается алгоритм обжалования решений контролирующих органов в вопросах налогообложения.

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения между всеми участниками процесса начисления, удержания, взыскания и уплаты налогов. Правовыми актами регламентируются принципы взаимодействия налоговых структур с внебюджетными фондами и налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами). Статьи Налогового кодекса устанавливают исчерпывающие перечни прав и обязательств каждого участника правоотношений в сфере налогообложения.

Налоговым законодательством прописаны все возможные варианты действий налогоплательщиков при их несогласии с позицией фискального органа. Физические и юридические лица могут обжаловать неправомерные действия налоговой службы или бездействие, проявленные сотрудниками ФНС. Нормы действующего законодательства, при наличии доказанной вины должностных лиц, позволяют привлечь их к ответственности.

Не входят в состав налогового законодательства правовые акты, касающиеся таможенного оформления грузов, уплаты страховых взносов на «травматизм» . Не могут быть причислены к законодательным документам письменные разъяснения различных ведомств и министерств (письма Минфина РФ, ФНС РФ и т.п.).

Предыстория

Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 де­кабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность нало­гов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Определение понятия «на­логовая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 НК было подменено тер­мином «система налогов и сборов».

Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Попробуем подойти к не­му с позиций теории систем.

Система ― множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два эле­мента являются объектами.

В данном ракурсе налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи.

Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить:

  • два элемента субъектного характера (на­логовые администрации и налогоплательщиков);
  • два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).

Налоговая система - это основанное на определенных принци­пах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

  • законодательства о налогах и сборах;
  • совокупности на­логов и сборов (система налогов и сборов);
  • плательщиков налогов и сборов;
  • налоговых адми­нистраций.

Логическим завершением данного определения является оче­видный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов .

В налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных эле­ментов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объект­ным элементам (законодательству, налогам).

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать об­ратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в част­ности обжаловать решения налоговых администраций, через изби­рательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирую­щей функцией налогового платежа - фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налого­вого законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутрисистемных, так и внешнесистемных факторов (воздей­ствий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управле­ния процессом налогообложения:

  • федеральный (на уровне РФ);
  • ре­гиональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, го­родов федерального значения);
  • местный (на уровне муниципальных образований).

Однако, в рамках территориальных образований на уровне субъектов и муни­ципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

Классификация налоговых систем:

1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:

  • либерально-фискальные , обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской
  • Америки;
  • умеренно фискальные , с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
  • жестко фискальные , позволяющие перераспределять посред­ством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обес­печивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

2) В зависимости от доли косвенного налогообложения:

  • подоходные , делающие основной акцент на обложении дохо­дов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран - США, Канады, Великобритании, Австралии;
  • умеренно косвенные , равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до­ ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы - Германии, Франции, Ита­лии и др.;
  • косвенные , делающие основной акцент на обложении потреб­ления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран - Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.

3) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:

  • централизованные , наделяющие федеральный уровень управ­ления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Фран­ции, Нидерландов, Австрии и России;
  • умеренно централизованные , наделяющие все уровни управле­ния значимыми налоговыми полномочиями и обеспечиваю­щие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
  • децентрализованные , наделяющие нижестоящие уровни прав­ления более значимыми налоговыми полномочиями и обес­печивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

4) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:

  • прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое не­равенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
  • регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
  • нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, ос­тается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирую­щих показателей. В частности, нередко используется классифика­ция по экономическому показателю соотношения налоговых дохо­дов от внутренней и внешней торговли.

Таким образом, российскую налоговую систему можно класси­фицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Основы законодательства о налогах и сборах

Основы законодательства о налогах и сборах установлены главой 1 НК РФ «Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах».

Ст. 1 НК определяет, что:

  • (федеральный уровень ) законодательство РФ о налогах и сборах состоит из (НК и ФЗ о налогах и сборах ) ;
  • (региональный уровень ) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из (законов субъектов РФ в соответствии с НК) ;
  • (местный уровень ) НПА в соответствии с НК (принимаются представительными органами муниципальных образований).

Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

Правительство РФ, федеральные органы , органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах .

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ , в том числе:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Законодательство о налогах и сборах регулирует:

  • властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
  • отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля ;
  • отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
  • отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям в таможенной сфере законодательство о налогах и сборах не применяется , если иное не предусмотрено НК РФ.

Основные характерные черты налоговой системы РФ

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принцип установления налогов законами означает, что любой закон должен быть установлен исключительно посредством приня­тия представительной (законодательной) властью страны соответствующего законодательного акта. Этот принцип воплощен в ст. 12 НК, в соответствии с которой применительно к федеральным нало­гам РФ законными могут считаться только те налоги, которые ус­тановлены Налоговым кодексом РФ, к региональным законам относятся только те, которые установлены Кодексом и законами субъектов РФ, к местным - только те, которые установлены Ко­дексом и нормативно-правовыми актами представительных органов
местного самоуправления. В соответствии со ст. 3 НК ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено в нем.

Принцип отрицания обратной силы налогового закона основан на том, что вновь принимаемый закон, ухудшающий положение нало­гоплательщиков, не может распространяться на отношения, возник­шие до его принятия. Он реализован в ст. 5 НК, где предусматрива­ется, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливаю­щие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогопла­тельщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.

Принцип приоритетности налогового законодательства заклю­чается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие какие-либо отношения, в целом не связанные с вопросами налогообложе­ния, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов. Данный принцип подтверждается ст. 4 и 6 НК. Таким образом, если в неналоговых законах и актах имеются нор­мы, так или иначе касающиеся налоговых отношений, то приме­нять их следует только тогда, когда они подтверждены и соответст­вуют нормам налогового законодательства, т.е. при коллизии этих норм должны применяться положения именно налогового законо­дательства.

Принцип наличия всех элементов налога в законе означает, что налог считается установленным лишь в том случае, когда соответст­вующим законом определены налогоплательщики и все элементы налога. К обязательным элементам ст. 17 НК относит:

  • объект налогообложения;
  • налоговую базу;
  • налоговый период;
  • налоговую ставку;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Отсут­ствие хотя бы одного элемента в законе означает, что обязанности налогоплательщика по уплате данного налога не установлены.

Организационные принципы налогообложения

Принцип единства налоговой системы ― не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК. Недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запре­щенной законом экономической деятельности физических лиц и
организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой налоговых органов, пронизанных вертикалью, а не горизонталью управления.

Принцип подвижности {эластичности) налогообложения за­ключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некото­рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции. Кроме того, подвиж­ность налогообложения проявляется в регулярном заполнении об­наруживающихся в налоговом законодательстве пробелов и различ­ных нестыковок. Данный принцип направлен на эволюционное, а не революционное развитие налоговой системы, и при постепенном совершенствовании процесса налогообложения он не будет противоречить принципу стабильности.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь­ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од­ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо­ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици­ального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово­ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель­щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла­тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого­обложения.

Налоговое законодательство – это совокупность законов и нормативно-правовых актов, принятых непосредственно по вопросам налогообложения и действующие в сфере налогообложения.

Отношения, регулируемые налоговым законодательством, являются властными отношениями и включают в себя:

· отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

· по исчислению и уплате налогов;

· по осуществлению налогового контроля;

· по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц;

· по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формируется налоговое законодательство на трёх уровнях:

1. федеральном,

2. региональном,

3. местном.

На федеральном уровне формируется федеральное налоговое законодательство – это законы и нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, то есть федеральными органами власти РФ (Государственная Дума, Совет Федерации, президент). Является обязательным к исполнению на территории всей РФ.

Федеральное налоговое законодательство включает в себя:

1. Налоговый кодекс РФ,

2. Закон РФ «О налоговых органах в РФ» от 21.01.91г.,

3. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 7.12.91г.,

4. другие федеральные законы о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

На региональном уровне формируется региональное налоговое законодательство - это законы и нормативно-правовые акты, принятые на региональном уровне, то есть региональными органами власти субъектов РФ, например: Парламент, Правительство, глава РСО-Алании. Является обязательным к исполнению на территории субъекта РФ.

Налоговое законодательство РСО-Алании включает в себя:

1. Закон РСО-Алания «О налоге на имущество организаций» от 28.11.2003г.,

2. Закон РСО-Алания «О транспортном налоге» от 26.12.2002г.,

3. Закон РСО-Алания «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента» от 13.02.2007г.,

4. другие региональные законы о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

На местном уровне формируется пакет нормативно-правовых актов по налогообложению – это нормативно-правовые акты, принятые на местном уровне, то есть местными органами самоуправления (Собрание представителей г. Владикавказа, городской Совет г. Моздока, Собрание представителей сельских муниципальных образований Моздокского района РСО-Алания и т. п.) по вопросам налогообложения, имеющие силу закона на территории местного образования.

На местном уровне, например, на уровне г. Владикавказа приняты следующие нормативно-правовые акты по налогообложению:


1. решение Собрания представителей г. Владикавказа «О земельном налоге» от 11.11.2005г.,

2. решение Собрания представителей г. Владикавказа «О налоге на имущество физических лиц» от 11.11.2005г.

Но, в практической жизни, в процессе налогообложения, возникают ситуации, когда одного налогового законодательства недостаточно, и необходимо использовать ещё и другие виды законов, регулирующих, в той или иной степени, вопросы налогообложения. К таким законам и нормативно-правовым актам относятся:

1. Конституция РФ,

2. Международные договоры по вопросам налогообложения,

3. Решения Конституционного Суда.

В Конституции РФ закреплены основные нормы налогового права:

· права и обязанности федеральных, региональных, местных органов власти в области налогообложения;

· правовой статус налогоплательщика.

Правила международного договора будут иметь приоритет над правилами национального налогового законодательства (в установленных случаях),если международный договор, касающийся вопросов налогообложения, был ратифицирован Федеральным собранием РФ.

К актам такого вида относятся :

1. соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с разными странами, например: Италией, США, Швецией, Болгарией, Бельгией, Германией, Исландией, Новой Зеландией и другими,

2. соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между странами – участницами СНГ,

3. другие.

Решения конституционного суда РФ: в соответствии с ФЗ «О конституционном Суде РФ», Конституционный суд занимается толкованием Конституции РФ. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного суда, которая обладает нормативным значением, то есть силой закона. Постановление Конституционного суда РФ обязательны не только для участников спора, но и для других субъектов. Если норма закона признается не соответствующей Конституции РФ, то законодательные органы власти обязаны отменить указанную норму.

Вывод №1: таким образом, в сфере налогообложения применяются не только законы принятые специально по налогам, но и законы более широкого действия, устанавливающие, в том числе, и некоторые вопросы налогообложения.

В практической жизни, в процессе налогообложения, также возникают ситуации, когда необходимы дополнительные пояснения и разъяснения о порядке применения налогового законодательства и других нормативно-правовых актов. Поэтому, по вопросам налогообложения разрабатываются и принимаются многочисленные виды подзаконных актов.

Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые не имеют силу закона, но разрабатываются и издаются в целях разъяснения порядка применения налогового законодательства. Издаются только в предусмотренных законом случаях. Не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.

Подзаконные нормативно-правовые акты можно подразделить на два вида: общей и специальной компетенции;

К подзаконным актам общей компетенции относятся:

· указы президента РФ. Могут приниматься по любым вопросам. Не должны противоречить конституции РФ и налоговому законодательству.

· Постановления Правительства РФ (обязанностью которого является проведение в РФ единой финансовой, кредитной и налоговой политики). Могут установить: ставки налогов (в случаях определенных НК), перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам и т.п.

К актам специальной компетенции относятся приказы, инструкции, методические указания ФНС РФ, ФТС РФ, МФ РФ, например:

· инструкции по заполнению налоговых деклараций;

· акты, определяющие порядок учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями;

· акты, утверждающие формы требований об уплате налогов, налоговых уведомлений, налоговых деклараций и др.

Вывод №2: таким образом, в сфере налогообложения применяются не только законы, но и подзаконные акты, поясняющие порядок применения этих законов.

Из всего сказанного, следует сделать следующий вывод №3: все вопросы, возникающие в сфере налогообложения регулируются целой совокупностью законов и подзаконных актов, которые, в свою очередь, формируют нормативно-правовую базу налогообложения.

Нормативно-правовая база налогообложения – это система нормативно-правовых актов (в том числе, законов и подзаконных актов), так или иначе содержащих в себе нормы налогового права и регулирующие все виды отношений, возникающих в сфере налогообложения.

Нормативно-правовая база налогообложения является более широким понятием по сравнению с налоговым законодательством.

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

НК РФ Статья 1 Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

    Состав законодательства РФ о налогах и сборах

    Федеральное законодательство о налогах и сборах как источник налогового права

    Налоговый кодекс Российской Федерации

    Иные федеральные законы о налогах, и сборах

5. Региональное законодательство» налогах и сборах как источник налогового права.

6. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами

местного самоуправления как источник налогового, права.

1. Российское законодательство о налогах и сборах включает в себя:

Федеральное законодательство о налогах и сборах (состоящее из НК РФ и иных федеральных законов о налогах и сборах);

региональное законодательство о налогах и сборах (состоящее из законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах принятых законодательными (представительными) органами субъектов Р|Ф);

Местные акты о налогах и сборах, принятые представительными орга­нами местного самоуправления.

2. Федеральное законодательство о налогах и сборах (в НК РФ оно имену­ется "законодательство Российской Федерации о налогах и сборах")состоит из:

    принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

3. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей - Общей и Особенной.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.98 № 147-ФЗ была введена в действие с 1 января 1999 года часть первая НК РФ.

Часть вторая НК РФ введена в действие Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ с 1 января 2001 года.

Первоначально в составе части второй НК РФ были введены лишь че­тыре главы, которыми были установлены налог на добавленную сто­имость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (до принятия Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ он именовался "единый социальный налог (взнос)").

В дальнейшем законодатель неоднократно дополнял часть вторую НК РФ новыми главами, каждая из которых посвящена правовым, основам взимания конкретного налога или сбора, а также вносил изменения и дополнения в уже принятые главы части второй НК РФ. В части первой ЙКРФ устанавливается система налогов и сборов, взи­маемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложе­ ния и сборов в РФ, в т. ч.:

    виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

    основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок ис­полнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

    права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    формы и методы налогового контроля;

    ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмот­рено в самом кодексе.

Часть вторая НКРФ посвящена определению порядка введения и взи­мания конкретных налогов и сборов.

В настоящее время, в частности, введены в действие следующие главы части второй НК РФ.