Описание внешности савельича из капитанской дочки. «Капитанская дочка» образ Савельича. Образ народа в «Капитанской дочке»

Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени.

В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич - чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,- хорошо сказал один из писателей - современников Пушкина.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич - раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

Швабрин - аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Он умён, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что не касается его личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. В нём нет чувства чести и долга. Оскорблённый отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой. Он пишет анонимный донос старику Гринёву на его сына. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которые он и осуществляет, когда Пугачёв взял крепость. Швабрин перешёл на сторону Пугачёва не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гринёвым и овладения Машей. Морально опустошённый человек, он вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


В. Ф. Одоевский после прочтения «Капитанской дочки» писал: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое...» Почему же, в самом деле, когда читаешь киигу, так жаль становится Савельича, ведь он прошел через все испытания и несчастья, выпавшие на долю его и Гринева? Ответ только один: Савельич - крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич - подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность - он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге. Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью. Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном - в том, что он не донес о дуэли!

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина. А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич - оба выходцы из народа. Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость. Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним. Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги - его высокие порывы воспринимаются как нечто должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали - смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.

Образ Савельича стал собирательным образом всех крестьян, которые были вынуждены трудиться на благо своего барина, терпеть унижения и быть бесправными.

Савельич был крепостным, также как его отец и дед, у Гриневых. Когда исполнилось пять лет, он был приставлен к мальчику воспитателю. Это была «новая должность» для старика. А получил он ее за покорность и послушание. Теперь Савельич был свободен от грязной и тяжелой работы, он принялся обучать Петрушку грамоте.

Обучение продолжалось целых семь лет. За это время Савельич очень привык и привязался к мальчику. Когда отец Гринева нанял нового учителя французского и немецкого языка, старик был эти очень не доволен и не понимал зачем спускать деньги на этого «проклятого мусье». Савельич не хотел, чтобы новый учитель стал лучшим учителем, чем он сам.

Позже, Савельич едет с Гриневым в Белогорскую крепость, чтобы присмотреть за своим воспитанником. Нужно отметить, что именно Савельич воспитал в Гриневе те сильные черты характера, которые помогли ему сохранить свою честь и достоинство и не предать императрицу.

Говоря про Савельича, нужно отметить, что он был глубоко верующим человеком. Подтверждением этому могут служить его высказывания: «Господи владыко», «побойся бога», «ради бога» и т.д. Но, не смотря на свою набожность, Савельич не был скуп на твердое словцо.

Говор Савельича наполнен народными поговорками и пословицами. Он любил много рассказывать про себя, но старался не анализировать свои действия. Смыслом всей своей жизни Савельич считал служение своему барину. Он готов пожертвовать свою жизнь ради счастья своего хозяина. Савельич до конца остался верен Петру Гриневу.

В образе Савельича сумел показать нам всю широту русской души и многогранный характер простого русского человека. Именно через образ Савельича автор выразил свой протест против крепостного права.

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» один из основных. Эта историческая повесть А. С. Пушкина давно вошла в круг детского чтения и школьные программы. Она изучается и анализируется, в частности, подробно рассматриваются главные и второстепенные персонажи. В этой статье мы поговорим об одном из ключевых героев произведения.

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка»

Савельич - второстепенный персонаж повести. Несмотря на то, что он не является главным действующим лицом, его образ очень важен для понимания произведения.

Наш герой - дворовый человек, крепостной. У дворян была традиция приставлять к своим детям слугу. И когда Петрушка Гринев достиг пятилетнего возраста, к нему приставили Савельича, который до этого служил стремянным. Слуга очень привязался к маленькому баричу, который буквально вырос на его глазах.

Савельич понимает, что на нем лежит ответственность за судьбу молодого человека. Но не только долг перед родителями Гринева являются тому причиной. Слуга искренне любит Петрушку, по-отечески заботится о нем и беспокоится о его будущем. Жизнь Савельича посвящена служению барину, другого пути он не знает.

Описание внешности

Начнем с характеристики внешности разбирать образ Савельича в повести «Капитанская дочка». Вот как говорит о нем Петрушка: «стремянному… за трезвое поведение пожалованному в дядьки мне». О внешности Савельича известно немного, он уже немолодой мужчина - «старик» с «седой головой». Одет он, как и все крепостные, одежда его простая и поношенная.

Речевая характеристика

Речь Савельича в повести «Капитанская дочка» позволяет отчасти понять характер этого героя. Вот как он говорит о своем господине: «дитя причесан, умыт, накормлен». То есть он воспринимает Петрушку как ребенка и относится к нему соответственно. Вот как он к нему обращается: «свет ты мой», «бежал заслонить тебя грудью от шпаги».

С другой стороны, Савельич считает себя рабом, верным слугой: «я раб ваш», «я верный слуга, а не старый пес», «всегда усердно вам служил», «кланяюсь рабски», «верный холоп ваш».

Речь героя изобилует просторечиями и не всегда правильна с точки зрения законов русского языка. Это и неудивительно, так как он из крепостных, поэтому Пушкин приближает его как можно ближе к народу. В конце концов, Савельич является как раз собирательным образом русского человека.

Характер Савельича

Образ Савельича в повести «Капитанская дочка» очень многогранен. Это не шаблонный персонаж, а полнокровная личность со своими представлениями о чести, порядке и законе.

Перечислим основные черты, которые характеризуют этого персонажа:

  • Преданный, верный, ответственный и заботливый слуга.
  • Добрый - эту характеристику дает ему сам
  • Он не пьет, что для крестьян было большой редкостью.
  • Хозяйственный - он закупает все необходимое для своего барина, следит за его одеждой и содержит комнату в чистоте.
  • Любит поучать молодого хозяина - его нельзя было унять, если он «примется за проповедь».
  • Очень упрям - «не переспорить упрямого старика», «зная упрямство дядьки…».
  • Ворчлив - «опять заворчал».
  • Недоверчив - «посматривал подозрительно».
  • Большой любитель поспорить и поторговаться.

У Савельича собственные представления о долге и чести. Когда его молодой барин напивается и сильно проигрывается, он говорит, что Петрушка не должен платить денег. С одной стороны, это нарушение дворянской чести, а с другой - справедливость. Ведь те, с кем Гринев играл, воспользовались его молодостью и опьянением. Поэтому Савельич хочет поступить так, как велит ему житейская мудрость.

Несмотря на всю свою заботу, слуга не слышит от своего молодого господина даже слова благодарности. И что самое удивительное, не ждет этого. Савельич даже не считает, что нуждается в каком-то поощрении. Так полагают и все остальные крепостные люди.

Спасение жизни

Полная характеристика Савельича в повести «Капитанская дочка» невозможна без анализа эпизода сражения Гринева со Швабриным. Слуга готов заслонить своего хозяина и сам погибнуть от рук негодяя. Он вмешивается в дуэль молодых господ, а потом рассказывает обо всем родителям Гринева. Делает он это не со зла, а потому что считает, что так правильно.

И какое же вознаграждение он получает за это? Петрушка выговаривает Савельичу за то, что он рассказал все родителям. А затем уже старший Гринев обвиняет слугу в том, что он не донес раньше, до того, как дуэль состоялась. При этом присутствовал и сам молодой барин, но даже не подумал о том, чтобы вступиться за преданного старика.

Другой яркий момент - приказ Пугачева повесить Гринева. Услышав об этом решении, Савельич падает к ногам тирана, умоляя пощадить «дитя». Взамен он готов отдать свою жизнь. При этом он взывает к логике, говоря, что не будет Пугачеву толку в смерти Гринева, а за живого можно попросить выкуп. Это свидетельствует о том, что слуга совсем неглуп.

Благодаря этому заступничеству Гринев остается жив. Но даже слова благодарности не слышит от него Савельич.

Значение образа Савельича в повести «Капитанская дочка»

Савельич в первую очередь является отражением положительных народных качеств. В этом отношении значение персонажа для повести совершенно определено. Через него Пушкин характеризует всех крепостных. Кроме того, через этот образ писатель пытается раскрыть несправедливое отношение к этим подневольным людям и их рабскую покорность подобной несправедливости.

Савельич противопоставляется совсем другой части народа - тем, кто присоединился к Пугачеву. Эти люди способны только на грабеж и жестокость, они предают своего предводителя в случае первой же опасности. Они противопоставлены Савельичу во всем.

Герой воплощает в себе все положительные качества, которыми наделен русский народ. Он верен, готов пожертвовать собой, бескорыстен, честен. С другой стороны, образ Савельича очень трагичен. Драма персонажа заключается в том, что все его старания и хорошие поступки остаются незамеченными и неоцененными.

Описание Савельича в повести «Капитанская дочка» - своеобразное воззвание к дворянам, которые привыкли к рабской покорности своих слуг и стали воспринимать ее как должное. Пушкин призывает их вспомнить о том, что крепостные тоже люди и заслуживают хоть немного уважения.

Савельич в повести «Капитанская дочка» — не главный герой, но все же за его участь читатель тоже переживает.

Описание Савельича в «Капитанской дочке»

В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич - чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,- хорошо сказал один из писателей - современников Пушкина.
В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич - раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

«Капитанская дочка» образ Савельича

Характеристика Савельича поможет понять его внутренний мир, его переживания, он - крепостной, у него сознание раба, он не может вести полноценную жизнь, ибо живет жизнью своего хозяина.

Савельич - подневольный человек, смиренный и преданный своему господину. Он умен, исполнен чувства собственного достоинства и чувства долга. На нем лежит огромная ответственность - он занимается воспитанием мальчика, при этом испытывая к нему поистине отцовские чувства. Таков портрет Савельича, если рассматривать этот образ поверхностна.

Подробное знакомство с Савельичем начинается после отъезда Петра Гринева из дома. Автор постоянно создает ситуации, в которых главный герой совершает проступки, оплошности. И только верный Савельич всегда помогает, спасает, сглаживает ситуацию. Показателен хотя бы случай с Зуриным, когда Гринев напивается и проигрывает сто рублей. Савельич, уложивший барина спать, позаботившийся о нем, не желает отдавать деньги, ведь на него возложена ответственность за барского сына. Но Гринев заставляет его заплатить долг, аргументируя это тем, что хозяин волен делать, что хочет, а слуга обязан выполнять его приказания. Такова мораль, привитая воспитанием, причем как барину, так и слуге. Савельич не единожды выручает своего барина, но при этом никогда не слышит слов благодарности. Он не удивляется этому, ведь так повелось испокон веков. Ему и в голову не приходит, что может быть иначе.

В некоторых случаях Савельич без всяких колебаний готов пожертвовать своей жизнью ради барина. Вспомним тот эпизод, когда он бежал к месту дуэли со Швабриным, чтобы заслонить своего воспитанника грудью. Что же получает он в ответ? Только незаслуженные обвинения в том, что донес о поединке родителям! Более того, и с другой стороны, со стороны Гринева-старшего, слугу обвиняют, но только в обратном - в том, что он не донес о дуэли!

Петр Гринев в этой ситуации даже не задумался о том, чтобы написать отцу и защитить преданного Савельича. Старый слуга сам пишет письмо, в котором проявляет смирение и покорность воле барина. А ведь для этого ему пришлось подавить свое человеческое достоинство, гордость, заглушить в себе обиду, забыть нанесенные оскорбления. Это вызывает и восхищение, и острую жалость к достойному человеку, задавленному крепостным правом.

Наконец, Савельич в буквальном смысле совершает подвиг, когда бросается в ноги IПугачеву с просьбой пощадить барина. Он готов занять место Гринева па виселице. В этот момент он меньше всего думает о своей жизни, его волнует только судьба барина. Самое страшное, что Гринев остается абсолютно равнодушен к самоотверженному поступку своего слуги, а Савельич принимает это равнодушие как должное.

Когда начался народный бунт, Савельич остался предан своим хозяевам, почитая Пугачева «злодеем» и «разбойником». Хотя, казалось бы, Пугачев защищал права Савельича, был его заступником. Но преданность хозяевам уже въелась в душу старого крепостного и подавляла естественное человеческое стремление к свободе. Пугачев и Савельич - оба выходцы из народа. Но насколько разнятся их характеры! Это особенно ярко проявилось в сцене, когда Савельич подает предводителю мятежников «реестр барскому добру».

Сцена производит сильное впечатление. Пугачев возвышается над толпой, играя императора. В это время выходит Савельич и подает ему список. Тут очень интересна одна деталь: крепостник Савельич умеет писать, а вот Пугачев не может прочесть бумагу, ему приходится прибегнуть к помощи приближенных. Этот эпизод, как ни странно, вовсе не унижает Пугачева в глазах читателя и не делает его смешным, а по-доброму раскрывает его духовный мир. Не унижается и Савельич. Напротив, в этом эпизоде в очередной раз раскрываются как его преданность хозяевам, так и высокие личные достоинства, в том числе смелость. Он готов снова поставить себя под удар, чтобы защитить то, что считает себя обязанным защищать. В данном случае это барское имущество, но с точно такой же самоотверженностью Савельич жертвовал собой и за жизнь хозяина. Сцена заканчивается тем, что Пугачев уходит, весь народ следует за ним. Савельич остается один с реестром в руках. А ведь он только что вновь совершил подвиг. И вновь никто этого не заметил. Видимо, такова судьба слуги - его высокие порывы воспринимаются как нечто должное. Иногда эти порывы смешны, иногда досадны для господина, но никогда, ни в едином случае не были они оценены по достоинству.

Писатель сочувствует Савельичу. Раскрывая его драму, рассказывая о его бесчисленных незамеченных жертвах, он заставляет и нас, читателей, полюбить старика.

В своей повести Пушкин показал не только свободолюбие и мятежность народа, но и обратную сторону медали - смиренность и послушание некоторых его представителей, в том числе Савельича. У старика отсутствует самосознание, поскольку он находится во власти традиций. Савельич живет интересами своего хозяина, не считаясь с собственными, да у него и нет собственных интересов. Уклад жизни, который сложился в доме Гриневых, представляется ему единственно возможным. Его положение определено изначально, поэтому он и не может ответить на обиду. В этом заключается трагизм образа Савельича, а если взглянуть шире трагизм всего русского народа, столетиями тянувшего лямку крепости ичестна.