Презентация на тему нравственная культура. Ф ормирование мировоззрения, нравственно - эстетической и гражданской культуры личности. Чувства вечные хлынут из нас

Подготовили: Лазеева Т.Н., учитель истории МОУ «Гимназия №1 МО «Ахтубинский район» Сейдалиева Т.П., учитель русского языка МОУ «Успенская ООШ МО «Ахтубинский район»


Золотое правило нравственности. Одной из важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников является формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. На уроке учащиеся познакомятся с золотым правилом нравственности, с историей его появления, формулировкой этого правила. Урок направлен на формирование умения осознанно применять золотое правило нравственности в жизни.


Цель проекта: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах. Задачи: развивать самостоятельность и оригинальность мышления; формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; учить прогнозированию последствий своих поступков; развивать готовность к социальному взаимодействию.


Оборудование урока: учебное пособие мультимедиа раздаточный материал


Основные понятия урока: Социальные нормы Мораль Нравственность Добро и зло Справедливость Совесть Дружба


Предварительная подготовка: подбор текстового материала, видеофрагментов театрализация сказки изготовление костюмов создание презентации


План урока: 1.Организационный момент. – 2 минуты. 2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение). – 5 минут. 3. Беседа по содержанию сказки. – 10 минут. 4.Работа в группах. - 5 минут. 5. Физкультминутка. 6. Постижение основных понятий и идей урока. - 15 минут. 7. Применение на практике приемов нравственного поведения. – 5 минут. 8. Итоги и рефлексия – 2 минуты. 9. Домашнее задание. – 1 минута.


1.Организационный момент «Жизнь дана на добрые дела».


2. Создание проблемной ситуации, имеющей отношение к теме урока: представление сказки (или ее прочтение)


« На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги. Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи. Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца. - Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она. - Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез. И вдруг попросил: - Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком. - Мне надо скорее улетать, идет зима , - ответила Ласточка. - Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц. Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»


Счастливый принц


3. Беседа по содержанию сказки. Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима ? А почему люди ценят добро? добро благодарность уважение дружелюбие Оказание помощи забота понимание


1. « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». 2. «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе». 3. « В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Чему же учат эти правила, что их объединяет? Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. 4. Работа в группах: Высказывания мудрецов, живших в разные времена, в разных землях.


Золотое правило нравственности


Ребята, давайте жить дружно! 5. Физкультминутка.


6. Постижение основных понятий и идей урока. Следуйте трем основным правилам: Первое: делай добрые дела! Второе: накапливай опыт добрых дел! Третье: говори добрые слова и улыбайся! Закон доброго отношения к людям: Подумай о товарищах, потом о себе. Уважая себя, уважай других. Будь общителен, активно помогай другим.



8. Итоги и рефлексия: Тема урока Вызвало тревогу научился убедился новое вспомнил


9. Домашнее задание. Нарисуйте картину доброго дела и подберите или напишите сами к нему стихотворение.


Использованная литература, интернет ресурсы. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 класс ы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2010 . Обществознание: человек, природа , общение: учебник для 5 класс а. Под редакцией Л..Боголюбова. 2007. Пословицы и поговорки народов мира. Сказки народов мира. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. В.И.Даль. М:Эксмо, 2010. http://www.stihi.ru/2011/05/10/7816 http://www.proshkolu.ru/user/kanechka0504/file/1471359/ http://www.manwb.ru/articles/persons/great_europ/wild






Мораль – правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Моральные нормы основаны на представлении людей о добре и зле, хорошем и плохом, о справедливости, чести, совести Норма морали – это образец поведения, признанный обязательным в обществе Нормы морали регулируют поведение людей






Линии сравненияМоральПраво Кем установлены? ОбществомГосударством Где записаны? Нигде, передаются устно из поколения в поколение В законах – Уголовный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Закон об образовании и др. Кем охраняются? Общественным мнениемГосударством – милиция, армия, спец.службы Что бывает за нарушение? Осуждение со стороны людей. Штраф, лишение свободы, исправительные работы и др. Пример Нельзя лгать, завидовать, обижать слабых. Нужно уважать людей, помогать, говорить правду и др. Нельзя красть, бить человека. Хранить оружие, переходить улицу на красный сигнал светофора и др.








Тема № 23. Нравственная культура

Цель: познакомиться с понятиями «мораль», «нравственность», категориями добра и зла, морального и аморального, нравственного и безнравственного. Задачи:

1. познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру.

2. Развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.

3. Воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
I. Повторение пройденного материала .

1. Беседа по вопросам:

    Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?

    Что представляет собой духовная сфера?

    Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

    Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего занятия – Нравственная культура. В процессе нашего занятия мы должны дать определение данному термину и изучить основные составляющие элементы нравственной культуры.

II. Изложение программного материала.
На уроках обществознания вы уже познакомились с такими понятиями, как мораль, нравственность, культура, общество.
Рассказ с элементами беседы
Учёные, изучающие мораль, утверждают, что она в своём содержании элементарна. Великие моралисты – Иисус Христос, Моисей, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Лев Толстой, Альберт Швейцер и др. – сводили основной смысл морали к
«золотому правилу» . С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Христа «И так, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
В этих простых на первый взгляд словах душа морали, её назначение. Мы получаем ясный ответ на вопрос: зачем нужна мораль? Прежде всего, для того, чтобы научить нас, как относиться к людям.
Мораль, нравственность. А теперь подумаем, что имеют в виду, когда произносят слово «мораль». Что это такое?
Понятно, что это – правила, которые регулируют поведение людей. Правил много, но все они для того и создаются, чтобы регулировать, направлять, советовать (скажем, правила поведения школьников или правила обращения с электроприборами и т. д.).

Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

А ещё с этой позиции можно (и нужно!) оценивать отношение человека к самому себе. Странно? Но только на первый взгляд. Дело в том, что человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием (вырабатывать в себе моральные качества: милосердие, ответственность, честность, трудолюбие, справедливость), а также самокритикой (постоянно проверять свои поступки с точки зрения морали). Всё это необходимо для того, чтобы быть порядочным человеком, уметь оценивать себя, своё поведение с позиции морали – добра и зла. Такие качества порядочный человек вырабатывает в себе всю жизнь, как говорят, воспитывает свою душу, чтобы уметь правильно, морально поступать.

А теперь обобщим сказанное. Можно предложить такое определение: мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Существует ещё одно слово, которое часто употребляют вместе со словом «мораль». Это слово «нравственность». Многие учёные считают, что различий между этими словами нет, что это слова-синонимы. Но почему же всё-таки зачастую употребляют оба эти слова вместе, причём в одной фразе? Спрашивают, например: «Как оценить этот поступок с точки зрения морали и нравственности?»
Некоторые учёные считают, что эти понятия надо уметь различать. Мораль представляет собой строгие духовные правила поведения. А нравственность – это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т. д.

Есть учёные, которые считают, что нравственность бывает добрая и злая, как бывают нравы добрые и злые (раньше даже говорили «добронравный», «злонравный»). К злой нравственности относят все отрицательные, недобрые дела и поступки. Примером злой нравственности могут служить такие, например, суждения: «человек человеку – волк», «с волками жить – по-волчьи выть», «своя рубашка ближе к телу», «падающего – толкни» и др.

А теперь давайте обратимся к научному определению нравственной культуры. Нравственная культура – это важная составляющая общества, в котором мы живем.

Что же является составляющими нравственной культуры?

Основными элементами нравственной культуры являются:

    Нравственное сознание.

    Действие.

    Поведение.

    Нравственное мышление.

    Ответственный выбор.

Нравственная культура общества очень тесно связана с нравственной культурой личности.

И я предлагаю обсудить вопрос: «Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, желающий построить общество с высокой нравственной культурой.

В жизни общества и каждого человека существуют моменты, когда необходимо сделать «моральный выбор».

Подвиг жителей блокадного Ленинграда

В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов в сутки, остальным - 125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения.

А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но четырнадцать сотрудников. Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.

ВОПРОС К ТЕКСТУ

1 Какие гражданские качества демонстрирует предложенная ситуация?

Способствуют ли эти качества развитию нравственной культуры общества?

2 Можно ли назвать поведение этих людей гражданским подвигом? Обоснуйте свое мнение .

3 Как связаны в данной ситуации понятия гражданин и нравственность? Что значит действовать во благо других? Обоснуйте свое мнение.

4 В чем смысл и значимость подвига жителей блокадного Ленинграда сегодня? Обоснуйте свое мнение.

Наше общество не идеально, но каждый из нас должен понимать, что от его нравственной культуры и гражданской позиции зависит общество, в котором мы живем.

Как вы считаете, что поможет нашему обществу стать нравственно культурным?

Добро – это только то, что приносит выгоду? (НЕТ)

Каждый день человек оказывается перед выбором – сделать что-то как удобней или как должно? (ДА)

«Человек… есть лишь то, что сам из себя делает?», - считал французский философ Ж.-П. Сартр. (ДА).

Основные ценности и нормы морали

За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Но у людей было и есть много общего, что сохраняется тысячелетиями. Чтобы жить, нужны мир и порядок. Нужно трудиться, иметь семью, дом, детей. Нужны друзья. Нужна здоровая природная среда. Нужны образование, техника, наука. А вместе со всеми этими типичными условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными ценностями .

Вечно живут главные моральные нормы : не делай другому того, чего себе не желаешь («золотое правило морали»); почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое.
Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, мужество, честность, самообладание, скромность.

Добро и зло

Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы.
Русский писатель В. Набоков вспоминал, как няня в детстве учила его: прежде чем что-либо сделать, спроси себя «Это правда? Это добро? Это стоит усилий?» Может быть, стоит прислушаться к такому совету?

Всё, что противоположно добру, есть зло. Это – нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит зло, ведёт к нравственной деградации (разрушению) его личности.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство («стукачество») и т. д. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому существу, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь для себя выгоду.

Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, - хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, враньё, пьянство, хитрость, обман и т. д. Ситуация
Невыдуманная история об одном выдающемся русском актёре. Получив квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актёр упорно покупал новое зеркало… Много лет шла борьба. Потом актёр умер. Зеркало из лифта украли.

Подумайте, о чём говорит эта история, если на неё посмотреть широко, философски. Какие мысли у тебя она вызвала?
Нужно помнить, что зло коварно и, как правило, не кричит: «Я – зло! Я – аморальность!» Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Нередко отъявленный преступник стремится представить свою деятельность в розовом свете. Хам всегда кричит, что он прав; хапуга, бюрократ, обирая нас, утверждает, что помогает нам, делает одолжение.

При таком обмане, когда зло запутывает следы, встаёт перед нами вопрос: как же различать добро и зло, по каким надёжным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?

Такая мерка у морали есть, и вы её знаете: это главный принцип морали – гуманизм. Ни об одном человеке нельзя судить только по его собственным словам. Судить надо по делам. Надо выяснять, какие дела он творит. И оценивать их с точки зрения гуманизма.

Итак, наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не словах) – вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.

III. Итог урока.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ

    Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

    По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

    В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

    Какой смысл вкладывается в понятие «добро»?

    Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

ДОМА

    У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».
    Объясните это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

    Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»
    Раскройте смысл этой моральной позиции. Выскажите свою точку зрения по отношению к позиции этого человека.

3. Академик Д. С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие – все одинаковые и малоинтересные.
А что думаете вы по этому поводу? Что вам подсказывает ваш личный опыт? Объясните на конкретных примерах.

Ответьте «да» или «нет» на каждую позицию теста.
Сумеешь ли ты: 1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи; 2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок; 3) простить своего обидчика; 4) оторваться от телевизора, если нужно заняться делом; 5) защитить несправедливо обиженного или более слабого; 6) сдержать слово, если обещал; 7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?

(Если ответишь «да» три раза, ты – приличный человек, если пять – ты очень приличный человек, а если семь – ты ангел!)

Говорят мудрые

«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». А. Швейцер (1875-1965), немецко-французский философ, врач
Оценивание ответов учащихся.

Елизавета Фёдоровна Романова

История России знает немало примеров замечательных женщин, отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княжна Елизавета Фёдоровна Романова, жена родного брата российского императора Александра III . Одним из главных её качеств была любовь к ближнему. Во время революции 1905-1907 гг. её муж трагически погиб от бомбы, брошенной террористом Иваном Каляевым. В день похорон Елизавета Фёдоровна попросила допустить её в камеру, где содержался Иван Каляев. Великая княгиня шла на это свидание, не имея ненависти к убийце, но испытывая лишь чувство безмерной печали. Сердце её наполняло жалостью и даже состраданием к этому человеку. Елизавета Федоровна шла в камеру, чтобы от имени своего мужа передать ему прощение.

Уходя, она оставила ему Евангелие и икону.

Через несколько лет после трагических событий великая княгиня продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу в Москве. В усадьбе разместилась Марфо-Мариинская обитель, при которой были открыты больница, бесплатная аптека, столовая, приют для детей. Прославившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ухаживала за больными, обходила беднейшие кварталы, вызволяя оттуда беспризорных детей.

Просмотр содержимого презентации
«Человек – творец и носитель культуры»

Человек – творец и носитель культуры

духовно-нравственной

культуры






  • Когда выдающему английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они».
  • Оцени слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Сравни свои суждения с текстом.

  • Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он творит культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи.

С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру: использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Человек- одновременно и творец, и носитель культуры. С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа- слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками матрёшками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества – писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия. Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее.

Вклад каждого человека различен. Это зависит от его таланта, способностей, упорства.






Работа с текстом учебника (чтение)









  • Каким ты видишь будущее этих мальчиков?
  • Что необходимо сделать, чтобы будущее мальчика с картины «Опять двойка» стала достойной?
  • Какой бы вы дали ему совет?
  • Как вы считаете, человек обязан думать о том, что правила жизни людей в обществе необходимы для сохранения культуры народа.

Пословицы и поговорки народов России


  • Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. (Осетинская пословица );
  • Друг в лицо смотрит, а враг – в спину. (Татарская пословица );
  • Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид. (Татарская пословица );
  • Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (Татарская пословица );
  • Богач не насытится, а богатырь не отступиться. (Бурятская поговорка);
  • В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова. (Бурятская поговорка).





  • Носил еврейское имя Савл. В юности он даже учасв гонениях на христиан, но встрева с воскресшим Иисусом Христом изменила его жизнь. Он покаялся и стал одним из наиболее ярких проповедников новой веры, основателем многих христианских общин. Его послания христианам составляют значительную часть Нового Завета.
  • Апостол Павел пострадал за Христа, приняв мученическую смерть в Риме.



  • Мир культуры богат и разнообразен. Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе оздания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Разобраться в том, что такое нравственность, помогает наука этика.

1.Назовите полное название нашей
страны.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

2. Федерация обозначает …
СОЮЗ, ОБЪЕДИНЕНИЕ

3. Страна, в которой живёт много разных
народов разных национальностей,
называется…
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ

4. Назовите имена знаменитых людей
прославивших нашу Родину
5
Д/З
с.8-11
23.01.2018
Великие деятели российской
культуры

Великие деятели российской культуры

6
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

7
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

8
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

9
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

10
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

11
23.01.2018

Великие деятели российской культуры

12
23.01.2018

Выдающиеся деятели российской культуры

13
23.01.2018

Андрей Рублев

14
23.01.2018

Человек – творец и
носитель культуры
15
УРОК 2
23.01.2018

16


23.01.2018

Человек – творец и носитель культуры

17
Объясни, есть ли связь между фотографиями,
расположенными слева и справа.
23.01.2018

Человек – творец и носитель культуры

18
Объясни, есть ли связь между фотографиями,
расположенными слева и справа.
23.01.2018

1) Вне культуры
жизнь человека невозможна.
19
см. с.13
Когда выдающегося
английского ученого Исаака
Ньютона поздравляли с великим
научным открытием, он скромно
заметил: «Я подобен карлику,
который встал на плечи
гигантов-предшественников и
только потому смог заглянуть
чуть дальше, чем они».
Оценим слова Ньютона.
Какое условие, по его мнению,
определяет успешность
творчества человека?
Сверим свои23.01.2018
суждения.
Исаак Ньютон.
Энциклопедия.mp4 до 3,39 мин.

2) Законы нравственности – Можно ли нравственность
считать частью культуры
часть культуры общества
общества?
20
НРАВСТВЕННОСТЬ=
ЭТИКА – это
МОРАЛЬ
наука,…
(от лат. moralis -
нравственный), правила
поведения (нормы)
установленные
в обществе,
помогают отличить
добро от зла.
см. с.13-14
Сверим свои
суждения с текстом.
23.01.2018

2) Законы нравственности – часть культуры общества

Нравственный
человек совестлив.
21
Совесть – это
внутренний голос,
который
предупреждает
человека о
безнравственности
тех или иных
поступков, будит
чувство стыда за
плохое поведение.
23.01.2018

2) Законы нравственности – часть культуры общества

22
Житейские этические
представления отразились в
фольклоре – пословицах и
поговорках, сказках и
былинах.
23.01.2018

Проанализируйте
пословицы и поговорки.
23
Не тот друг, кто на празднике
см.
с.14-15
+ Д/З
с.17
гуляет, а тот, кто в беде помогает.
(Осетинская пословица)
Друг в лицо смотрит, а враг – в
спину. (Татарская пословица)
Не ройся на дне мешка – не
вспоминай прежних обид.
(Татарская пословица)
Рана от языка не заживает.
(Татарская пословица)
Скрывай ошибки других, а на
собственные смотри. (Татарская
пословица)
Богач не насытится, а богатырь
не отступится. (Бурятская
Какие нравственные пословица)
23.01.2018
правила в них заложены?

Проанализируйте
пословицы и поговорки.
24
В глубоком месте нет брода, в
см.
с.14-15
+ Д/З
с.17
клевете нет путного слова.
(Бурятская поговорка)
Оставленный в тундре запас –
и для нас, и для вас. (Ненецкая
пословица)
Дружные люди под одной
бараньей шкурой помещаются.
(Бурятская пословица)
Мучайся за людей, борись за
народ. (Бурятская пословица)
Чем неправду говорить, лучше
молчать.
Кто соврет, тот и украдет.
Лучше человека ничего не
бывает. (Дагестанские пословицы)
Какие нравственные
23.01.2018
правила в них заложены?

Жил на свете человек
26
История России знает немало
примеров замечательных
женщин, отличавшихся
благородными качествами.
Одной из них была великая
княгиня Елизавета Фёдоровна
Романова, жена родного брата
российского императора
Александра III. Одним из
главных её качеств была любовь
к ближнему.
Почему, уходя из камеры
убийцы своего мужа,
Елизавета Фёдоровна
оставила там
Евангелие и иконку?
23.01.2018

?? с.17 - Какое общество можно считать нравственно здоровым? - Какие качества характеризуют нравственного человека?

Выводы
28
23.01.2018

29
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


Прочитать с.12-17
Подобрать
пословицы и
поговорки на темы
«Честность»,
«Доброта»,
«Справедливость»
23.01.2018