Эволюция и революция как формы развития. Общественное развитие революция, эволюция и реформы

Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (например, постоянные изменения в содержании и организации образования), на уровне малых и больших социальных групп (например, возрождение в 90-е гг. XX в. в России социальной группы предпринимателей), на глобальном уровне (миграционные процессы, экономическое и технологическое развитие одних стран и застой и кризисное состояние других, экологическая и военная угроза существованию человечества и др.).

По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы -- эволюционные и революционные социальные изменения -- эволюция и революция. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эти изменения могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.

Эволюционные изменения могут организовываться сознательно. В таких случаях они приобретают форму социальных реформ (например, реформы 60--70-х гг. XIX в. в России, аграрная реформа П. А. Столыпина, НЭП в Советской России). Но эволюционные социальные изменения могут быть и стихийным процессом. Например, на протяжении длительного времени идет процесс повышения среднего уровня образования населения многих стран мира и общего уменьшения числа неграмотных, хотя это число в ряде стран и остается очень большим.

Революционные изменения отличаются от эволюционных существенным образом. Во-первых, это очень радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, они не частные, а общие или даже всеобщие, в-третьих, как правило, опираются на насилие. Революция -- предмет ожесточенных споров и дискуссий представителей различных общественных наук. Революционные изменения зачастую организуются сознательно. Впервые о возможностях революционного преобразования общества заговорили идеологи эпохи Просвещения. Идею закономерности революций защищал марксизм. К. Маркс назвал революции «локомотивами истории». Весь XIX в. прошел в Европе под влиянием Великой французской революции конца XVIII в., революционные идеи овладевали миллионами умов. XX в. дал миру новую волну революций. Революционные потрясения захлестнули Россию, ими оказались охвачены и далекие от Европы страны. Таким образом, последние несколько столетий социальные изменения во многих уголках земного шара происходили в результате революций, подчас очень длительных и кровавых. Возник вопрос о том, не слишком ли дорогой ценой за прогресс является революция. Революционная идея часто была связана с идеализацией и романтизацией революционного насилия. Однако насилие не может привести к благу, оно порождает только насилие. В то же время революционные изменения нередко действительно способствовали решению назревших социальных проблем, активизировали значительные массы населения, благодаря чему ускорялись преобразования в обществе.

Некоторые исследователи полагают, что насилие не является непременным атрибутом революции. Революционные социальные изменения возможны и в будущем, но они могут быть ненасильственными, не будут касаться одновременно всех сфер жизнедеятельности общества, а лишь отдельных социальных институтов или областей общественной жизни. Нынешнее общество чрезвычайно сложно, различные его части соединены между собой таким огромным количеством связей, что одновременная переделка всего общественного организма, а тем более с применением насилия может иметь для него разрушительные последствия.

В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:

Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.

Структурные изменения

Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.

Функциональные изменения

Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.

Развитие

Особый тип изменения - развитие. О его наличии принято говорить в определенном отношении. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Объект, находящийся в развитии, на первый взгляд, остается самим собой, но новая совокупность свойств и связей заставляет воспринимать этот объект совершенно по-новому. Например, ребенок и выросший из него специалист в какой-либо области деятельности — это, по существу, разные люди, они оцениваются и воспринимаются обществом по-разному, поскольку занимают в социальной структуре совершенно разные позиции. Поэтому о таком человеке говорят, что он прошел путь развития.

Изменения и развитие являются одним из основных аспектов рассмотрения всех наук.

Сущность, виды концепций социальных изменений

Изменения это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени .

Изменения присущи всему живому и неживому миру. Они происходят каждую минуту: «все течет, все изменяется». Человек рождается, стареет, умирает. Этот же путь проходят его дети. Распадаются старые и возникают новые общества.

В социологии под социальными изменениями понимают преобразования , происходящие с течением времени в организации , , образцах мышления, культуре и социальном поведении .

Факторами, причиной социальных изменений выступают многообразные обстоятельства, такие, как изменение среды обитания, динамика численности и социальной структуры населения, уровень напряженности и борьбы за ресурсы (особенно в современных условиях), открытия и изобретения, аккультурация (усвоение элементов других культур при взаимодействии).

Толчком, движущими силами социальных изменений могут выступать преобразования как в экономической, так в политической, социальной и духовной сферах, но с разной скоростью и силой, фундаментальностью воздействия.

Тема социальных изменений была одной из центральных в социологии XIX и XX вв. Это объяснялось естественным интересом социологии к проблемам социального развития и социального прогресса, первые попытки научного объяснения которых принадлежат О. Конту и Г. Спенсеру.

Социологические теории социальных изменений принято разделять на две главных ветви — теории социальной эволюции и теории социальной революции , которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта.

Социальная эволюция

Теории социальной эволюции определяли социальные изменения как переход от одних стадий развития к более сложным . Предшественником эволюционистских теорий следует считать А. Сен-Симона. Распространенную в консервативной традиции конца XVIII — начала XIX в. идею о жизни общества как равновесии он дополнил положением о неуклонном последовательном продвижении общества к более высоким уровням развития.

О. Конт связал процессы развития общества, человеческого знания и культуры. Все общества проходят три стадии : примитивную , промежуточную и научную , которым соответствуют формы человеческого знания (теологического , метафизического и позитивного) . Эволюция общества для него — это рост функциональной специализации структур и улучшение адаптации частей к обществу как целостному организму.

Виднейший представитель эволюционизма Г. Спенсер представлял эволюцию как восходящее движение, переход от простого к сложному, не имеющий линейного и однонаправленного характера.

Любая эволюция состоит из двух взаимосвязанных процессов: дифференциации структур и их интеграции на более высоком уровне . В результате общества распределяются на расходящиеся и разветвляющиеся группы.

Современный структурный функционализм, продолжая спенсеровскую традицию, отвергавшую непрерывность и однолинейность эволюции, дополнил ее идеей большей функциональной приспособленности, возникающей в ходе дифференциации структур. Социальное изменение рассматривается как результат адаптации системы к своему окружению. Только те структуры, которые обеспечивают социальной системе большую приспособленность к среде, продвигают эволюцию вперед. Поэтому, хотя общество и изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым полезным формам социальной интеграции.

Приведенные эволюционистские концепции главным образом объясняли происхождение социальных изменений эндогенными , т. е. внутренними причинами . Процессы, происходящие в обществе, объясняли по аналогии с биологическими организмами.

Другой подход — экзогенный — представлен теорией диффузии, просачиванием культурных образцов из одного общества в другие. В центр анализа здесь помещены каналы и механизмы проникновения внешних влияний. К ним относились завоевания, торговля, миграция, колонизация, подражание и др. Любая из культур неизбежно испытывает на себе влияние других культур, в том числе культур завоеванных народов. Этот встречный процесс взаимовлияния и взаимопроникновения культур называется в социологии аккультурацией. Так, Ральф Линтон (1937) обратил внимание на то, что ткань, впервые сделанная в Азии, часы, появившиеся в Европе, и пр. стали неотъемлемой и привычной частью жизни американского общества. В тех же США важнейшую роль на протяжении всей истории играли иммигранты из самых разных стран мира. Можно даже говорить об усилении в последние годы влияния на прежде практически неизменную англоязычную культуру американского общества испаноязычной и афроамериканской субкультур.

Социальные эволюционные изменения, кроме фундаментального, могут протекать в подвидах реформ, модернизации, трансформации, кризисов.

1. Реформы в социальных системах преобразование , изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы . Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы без ее качественных изменений.

Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения , не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях.

2. Социальная модернизация прогрессивные социальные изменения , в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования . Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Социальная модернизация имеет две разновидности :

  • органическую — развитие на собственной основе ;
  • неорганическую — ответ на внешний вызов, с целью преодолеть отсталость (инициируется «сверху »).

3. Социальная трансформация — превращения, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных. Полоca исторических перемен, установившихся в странах Центральной Европы с конца 80-х — начала 90-х гг., а затем в бывших республиках распавшегося СССР, выражается именно данным понятием, первоначально имевшим чисто технический смысл.

Под социальной трансформацией обычно понимаются следующие изменения:

  • Изменение политической и государственной системы, отказ от монополии одной партии, создание парламентской республики западного типа, общая демократизация общественных отношений.
  • Обновление экономических основ общественной системы, отход от так называемой центральной плановой экономики с ее распределительными функциями, ориентация на экономику рыночного типа, в интересах которой:
    • проводится разгосударствление собственности и широкая программа приватизации;
    • создается новый правовой механизм экономических и финансовых отношений, допускающий многоукладность форм экономической жизни и создающий инфраструктуру для развития частной собственности;
    • вводятся свободные цены.

К настоящему времени практически во всех странах создана правовая база для развития рыночного хозяйства .

Период активного вхождения в рынок был сопряжен с расстройством финансовой системы, инфляцией, ростом безработицы, ослаблением общего культурного фона, всплеском преступности, наркоманией, падением уровня здоровья населения, ростом смертности. В ряде новых постсоциалистических государств были развязаны военные конфликты, в том числе гражданские войны, принесшие массовую гибель людей, большие разрушения материального характера. Эти события затронули Азербайджан, Армению, Грузию, Таджикистан, Молдавию, Россию и другие республики и регионы бывшего Советского Союза. Утрачено национальное единство. Стоящие перед каждой новой суверенной страной задачи по реструктуризации экономики, если будут решаться отдельно, без учета прежних кооперационных связей, потребуют огромного перерасхода дефицитных капиталовложений и вызовут ожесточенную конкуренцию экономических регионов, некогда дополнявших друг друга. В качестве компенсации общество получило отказ от социалистической всеобщности труда, ликвидацию системы социального иждивенчества с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократи-ческих свобод .

Практическое приспособление к требованиям мирового рынка предполагает новые формы внешнеэкономической деятельности , переструктурирование экономики, т. е. разрушение ее установившихся пропорций и кооперационных связей (в частности, проведение конверсии, т. е. радикального ослабления сектора производства вооружений).

Сюда же относят проблему экологической безопасности, которая действительно приобретает характер одного из главнейших факторов развития национального производства.

Перемены в сфере духовных ценностей и приоритетов

Эта сфера трансформации затрагивает проблемы социально-духовной адаптации к новым условиям существования большого количества людей, их сознания, изменения ценностных критериев . Причем, изменение менталитета напрямую связано с процессом социализации в новых условиях. Современное развитие показывает, что трансформация политических и экономических систем может осуществляться в относительно короткие сроки, в то время как сознание и социализация , которые были приоритетны в течение долгой жизни, не могут подвергнуться быстрым переменам . Они продолжают влиять и могут в процессе приспособления к новым требованиям вызывать кризис человека и системы.

В общественном сознании населения трансформационных стран еще не выработались общепризнанные критерии имущественного расслоения. Углубление пропасти между богатыми и бедными, прогрессирующее обнищание значительной части трудоспособного населения порождают известную реакцию: рост преступности, депрессию и другие негативные психологические последствия, понижающие привлекательность нового общественного строя. Но ход истории неумолим. Объективная необходимость всегда оказывается выше субъективного фактора. Трансформация, таким образом, оказывается специфическим механизмом развития, призванным обеспечить не только гарантии от реставрации старой системы, возвращения прежней идеологии, но и воссоздания мощного государства, которое могло бы существенно влиять на геополитические процессы в их экономических, торгово-финансовых, военных, научно-технических и прочих измерениях, что является российской спецификой.

В социологии социальных изменений существует значительное количество концепций, теорий и направлений. Рассмотрим наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений .

Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии — от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур, выживании и процветании приспособленных.

Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные, восходящие и развивающиеся по единому сценарию. Эта теория неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников.

В качестве аргументов выдвигались следующие доводы:

  • многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер;
  • рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе;
  • нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения;
  • имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.

Эволюционистский постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождение других — ускорено. Например, большинство европейских стран в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство.

Некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости. Они качественно отличны от западных.

Нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом , так как многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия в результате начавшихся в начале 90-х гг. XX в. либеральных реформ по основным своим показателям (социально-экономическим, технологическим, морально-этическим и др.) оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад.

Классический эволюционизм, по сути, исключает человеческий фактор в социальных изменениях , внушая людям неизбежность восходящего развития.

Неоэволюционизм . В 50-х гг. XX в. после периода критики и опалы социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. Ленски, Дж. Стюарт, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.

Основные положения неоэволюционизма

Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу, что каждая культура, каждое общество наряду с общими тенденциями имеют свою логику эволюционного развития. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.

При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом . Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений , а не в виде прямых утверждений.

Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно и носят многолинейный характер. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших даже второстепенную роль на предыдущей стадии.

Теории циклических изменений . Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности . Например, древнегреческие философы , и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти.

В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост — зрелость — старость .

В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего,
т. е. движение идет по восходящей спирали.

Русский философ и социолог К. Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные историко-культурные типы или цивилизации. Каждая цивилизация подобно биологическому организму проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению, ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии.

В 1918 г. вышла в свет книга немецкого ученого О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь высших культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает. Возникновение и развитие той или иной культуры нельзя объяснить с точки зрения причинности — развитие культуры происходит по присущей ей внутренней необходимости.

Прогнозы Шпенглера относительно будущего западной культуры были весьма мрачными. Он считал, что западная культура прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию разложения .

Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций . Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные уcловия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.

Анализ приведенных выше точек зрения позволяет сделать некоторые общие выводы из теории циклических изменений в целом:

  • циклические процессы бывают замкнутыми , когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными , когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне — более высоком или более низком);
  • любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий : зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение ;
  • фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность (ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией);
  • ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
  • социальные изменения — это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат активной преобразующей деятельности человека .

Социальная революция

Вторым видом социальных изменений являются революционные.

Революция представляет собой быстрые, фундаментальные, социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем . Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения . В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей .

Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа . Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на светлое будущее мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции массовая активность достигает своего апогея, а социальные изменения — невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории ».

По К. Марксу, революция — это качественный скачок, результат разрешения коренных противоречий в базисе общественно-экономической формации между отсталыми производственными отношениями и перерастающими их рамки производительными силами. Непосредственным выражением этих противоречий выступает классовый конфликт. В капиталистическом обществе это неустранимый антагонистический конфликт между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Для выполнения своей исторической миссии передовой класс (для капиталистической формации, по Марксу, — пролетариат, рабочий класс) должен осознать свое угнетенное положение, выработать классовое сознание и сплотиться в борьбе против капитализма. Помощь в получении необходимых знаний пролетариату оказывают наиболее дальновидные прогрессивные представители отживающего класса. Пролетариат же должен быть готов решать проблему завоевания власти насильственным путем. По марксистской логике, социалистические революции должны были произойти в наиболее развитых странах, поскольку они более созрели для этого.

Последователь и ученик К. Маркса Э. Бернштейн в конце
XIX в., опираясь на статистические данные о развитии капитализма в индустриальных странах, усомнился в неизбежности революции в ближайшее время и предположил, что переход к социализму может быть относительно мирным и займет сравнительно долгий исторический период. В. И. Ленин модернизировал теорию социалистической революции, настаивая на том, что она должна произойти в наиболее слабом звене капиталистической системы и послужить «запалом» для мировой революции.

История XX в. показала, что и Бернштейн, и Ленин оказались по-своему правы. Социалистических революций в экономически развитых странах не произошло, они были в проблемных регионах Азии и Латинской Америки. Социологи, в частности французский ученый Ален Турен, считают, что основной причиной отсутствия революций в развитых странах является институционализация основного конфликта — конфликта между трудом и капиталом. В них действуют законодательные регуляторы взаимодействия между работодателями и наемными работниками, а государство выступает в качестве социального арбитра. Помимо этого, пролетариат раннекапиталистического общества, которое изучал К. Маркс, был абсолютно бесправен, и ему нечего было терять, кроме своих цепей. Сейчас положение изменилось: в ведущих индустриальных государствах действуют и строго соблюдаются демократические процедуры в политической сфере, а большая часть пролетариата составляет средний класс, которому есть что терять. Современные последователи марксизма подчеркивают также роль мощного идеологического аппарата капиталистических государств в сдерживании возможных революционных выступлений.

К немарксистским теориям социальных революций в первую очередь относится социология революции П. А. Сорокина . По его мнению, революция есть болезненный процесс, оборачивающийся тотальной социальной дезорганизацией . Но даже у болезненных процессов есть своя логика — революция не является случайным событием. П. Сорокин называет три ее основных условия :

  • увеличение подавленных базовых инстинктов — основных потребностей населения и невозможность их удовлетворения;
  • репрессии, которым подвергаются недовольные, должны затрагивать большие группы населения;
  • силы порядка не обладают средствами для подавления разрушительных поползновений.

Революции имеют три фазы : кратковременная фаза радости и ожидания; деструктивная , когда искореняются старые порядки, зачастую вместе с их носителями; созидательная , в процессе которой в значительной степени реанимируются самые стойкие дореволюционные ценности и институты. Общий вывод П. Сорокина таков: ущерб , наносимый обществу революциями, всегда оказывается большим , чем вероятная польза .

Тему социальных революций затрагивают и другие немарксистские теории: теория циркуляции элит Вильфредо Парето, теория относительной депривации и теория модернизации. Согласно первой теории, революционную ситуацию создает деградация элит, которые находятся у власти слишком долго и не обеспечивают нормальную циркуляцию — замену на новую элиту. Теория относительной депривации Теда Гарра, объясняющая возникновение социальных движений, увязывает возникновение социальной напряженности в обществе с разрывом между уровнем запросов людей и возможностями достижения желаемого. Теория модернизации рассматривает революцию как кризис, возникающий в процессе политической и культурной модернизации общества. Он возникает, когда модернизация осуществляется в разных сферах жизнедеятельности общества неравномерно.

  • 8.Философские взгляды Аристотеля.
  • 9.Религиозно-схоластический характер средневековой философии. Борьба номинализма и реализма.
  • 10.Общая характеристика философии Нового времени.
  • 11 .Френсис Бэкон - основатель английского эмпиризма. Обоснование им экспериментальной науки. "Новый Органон".
  • 12.Рационалистическая направленность научной и философской деятельности р.Декарта.
  • 13.Монистический характер философской онтологии т.Гоббса и б.Спинозы. Господство идеи механистического детерминизма в решении социальных и этических проблем.
  • 14.Традиция эмпиризма в учении о познании д.Локка. Социально-политические взгляды д.Локка.
  • 15.Особенность философской онтологии и гносеологии в воззрениях г.Лейбница.
  • 16. Субъективно-идеалистическая философия д.Беркли. Логическое завершение эмпиризма в учении д.Юма.
  • 17.Французский материализм 18 века. Критика идеализма и религии.
  • 18.Вопросы теории познания в учении и.Канта. Теория чувственного познания и его априорных форм. "Критика чистого разума".
  • 19. Этика и.Канта. Моральный закон как категорический императив. "Критика практического разума".
  • 20.Философия абсолютной идеи Гегеля. Основные черты гегелевской диалектики.
  • 21.Антропологический материализм л.Фейербаха. Сущность его критики идеализма и религии. Этика "человеколюбия".
  • 23.Русская философия конца XIX - начала XX в.В. Философия всеединства: в.Соловьев и его последователи.
  • 24.Развитие представлений о сущности материи в работе в.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"
  • 25. Позитивизм и его разновидности.
  • 3 Этапа в эволюции позитивизма:
  • 26.Экзистенциализм - философия существования. С.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, к. Ясперс.
  • 27.Философия и её основные разделы: онтология, гносеология и аксиология.
  • 28. Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания.
  • 29. Понятия «бытие» и «субстанция» в философии. Материалистический и идеалистический подходы в решении основного вопроса философии ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»
  • 30. Движение как атрибут материального мира. Движение и развитие. Проблема самодвижения и саморазвития.
  • 31. Пространство и время как основные формы бытия. Субстанциональная и релятивистская концепции. Философское значение достижений современной науки в исследовании пространства и времени.
  • 32. Теория отражения в философии. Отражение и информационные воздействия.
  • 33. Проблема сознания в философии. Сущность, структура и основные функции сознания. Сознательное и бессознательное.
  • 34. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблемы искусственного интеллекта.
  • 35. Диалектика как учение о развитии. Основные принципы, законы, категории диалектики, их взаимосвязь.
  • Соотношение законов и категорий философии
  • 36. Детерминизм как принцип причинности и закономерности. Индетерминизм.
  • 38. Категории диалектики, выражающие универсальные связи бытия: единичное и общее, явление и сущность.
  • 39. Категории диалектики, выражающие связи детерминации: причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.
  • 40. Диалектика категорий, выражающих структурные связи: содержание и форма; целое и часть; элемент, структура, система.
  • 41. Чувственное, рациональное и интуитивное в познании.
  • 42. Понятие истины. Соотношение абсолютного и относительного в истине. Истина и заблуждение. Критерий истины. Проблема истинности и достоверности знания.
  • 43. Проблема метода в философии. Метафизика, диалектика, эклектика, софистика.
  • 44. Философия как методология научного познания. Структура научного знания: науки естественные и гуманитарные, фундаментальные и прикладные.
  • 45. Исторический и логический методы познания, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  • 46. Системный подход в научном познании. Структурный, функциональный и генетический аспекты системного подхода.
  • 47. Моделирование как метод познания. Виды моделей и их познавательная роль.
  • 48. Сущность научной проблемы. Гипотеза как форма развития науки. Структура научной теории и ее сущность.
  • 49. Общество как особая система. Основные сферы жизнедеятельности общества, их общие закономерности развития и функционирования общества. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение.
  • 50. Объективные условия и субъективный фактор в истории. Фатализм, субъективизм и волюнтаризм.
  • 51. Движущие силы и субъекты исторического развития.
  • 52. Общество и природа. Природная среда как постоянное и необходимое условие существования общества. Экологическое равновесие и экологический кризис.
  • 53. Социальная эволюция и революция, их сущность. Объективные и субъективные предпосылки социальной эволюции и революции
  • 55. Экономический базис и надстройка, их функции и структура. Экономический и технико-технологический базисы формации.
  • 56. Общественные отношения, их структура. Понятие общественного прогресса и его критерии.
  • 57. Труд как основа развития общества и материального производства. Способы производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.
  • 58.Социальная структура и ее основные элементы: классы, социальные группы, слои и страты.
  • 59. Классы и социальные группы, их возникновение, сущность и развитие. Социально-классовые отношения в различных общественно-экономических формациях.
  • 60.Исторические формы социальной общности людей. Родоплеменные общности, народности, нации. Проблемы межнациональных отношений.
  • 61.Социальная сущность семьи. Исторические формы и перспективы развития семьи.
  • 62. Политическая система общества и её основные элементы. Федерализм и суверенность.
  • 63.Происхождение, сущность, признаки и функции государства. Типы и формы государства.
  • 65. Культура и её индивидуальные, классовые, общечеловеческие, национальные и интернациональные компоненты. Культура и цивилизация.
  • 66.Наука и ее роль и место в современной культуре и практика.
  • 67.Политика и политическое сознание, их роль в общественной жизни.
  • 68.Право и правосознание, их сущность и особенности. Правовые отношения и нормы.
  • 69.Понятие морали, её происхождение и сущность. Нравственное сознание и его функции.
  • 70.Искусство и эстетическое сознание, их сущность и функции. Эстетическое начало в человеческой деятельности.
  • 71.Происхождение религии, сущность, корни и роль в жизни общества. Религиозное и атеистическое сознание.
  • 72.Понятия "человек", "индивид", "личность". Биосоциальная сущность человека. Личность как продукт общественно-исторического развития.
  • 53. Социальная эволюция и революция, их сущность. Объективные и субъективные предпосылки социальной эволюции и революции

    Наряду с относительно спокойными периодами развития общества есть и такие, которые отмечены бурно протекающими историческими событиями и процессами, вносящими глубокие изменения в ход истории. Эти события и процессы объединяются понятием социальная революция .

    Слово "революция" означает коренное преобразование, переход от одного качественного состояния в другое. В обществе известны различные революции: в производительных силах, науке, технике и культуре. В отличие от них социальная революция - это качественные изменения в общественных и прежде всего - в производственных отношениях. Согласно материалистическому пониманию истории, социальные революции - закономерное явление, форма перехода от одной ОЭФ к другой.

    Социальные революции происходят тогда, когда старая общественно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития, с необходимостью должна уступить место новой.

    Экономической основой социальной революции является конфликт между ПС и не соответствующими им ПО. Революция направлена на ликвидацию этих старых ПО и на этой основе всей системы общественных отношений, всей надстройки.

    Социальная революция включает в себя в большинстве случаев и революцию политическую, переход власти от одних классов и социальных групп к другим. Необходимость политической революции обусловлена тем, что для изменения экономических отношений надо преодолеть сопротивление социальных групп, которые являются носителями старых производственных отношений. Они держат в своих руках политическую власть, используют государственную машину для продления своего руководящего положения в обществе и сохранения старых производственных отношений.

    Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т. е. о действии тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно за нее борются. Происходящие в настоящее время реформы в России носят характер революции, так как речь идет о замене не оправдавших себя ПО другими соответствующими прогрессу производства и обществу. Революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом за десятилетия предшествующего развития.

    В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие", "бархатные" революции, при которых экономические и социальные преобразования, формирование качественно иных, соответствующих достигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с помощью политических средств и методов, механизмов демократии, не допуская гражданских войн, то есть мирным путем.

    Общественные преобразования в ряде стран проходили и проходят не путем скачков, переворотов, а более или менее спокойным эволюционным путем, то есть путем постепенных количественных изменений в производственных отношениях, не влекущих за собой резких переходов, скачков, катаклизмов при минимуме социальной напряженности, в обстановке принятия большинством населения предлагаемого политического курса.

    54. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений. Понятие исторической эпохи и цивилизации.

    Имеется 2 подхода к периодизации истории человечества: формационный и цивилизационный.

    Цивилизационный подход к истории: вся история человечества разбивается на различные цивилизации. Считается, что существует 3 цивилизации: 1) аграрная; 2) индустриальная; 3) информационно-компьютерная. Но был и доцивилизационный период – «период дикости и варварства». Цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В качестве основы для выделения формы цивилизации берутся географические, религиозные и др.признаки. Под цивилизациями понимают автономные, уникальные культуры, проходящие известные циклы развития . Эпоха (от греч. epoche, буквально - остановка), продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве и т. д.; качественно новый период развития.

    Деление на цивилизации определяется главной формой человеческой деятельности.

    1-я цив-ция– надо было обеспечить себя; 2-я цив-ция – промышленное производство; 3-я цив-ция – компьютерные технологии.

    Формационный подход (разработан Марксом), основным понятием явл-ся ОЭФ. Согласно ему, человечество проходит 5 этапов (формаций), которые нельзя перескочить (первобытно – общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический). ОЭФ - исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером"(Маркс, Энгельс).

    ОЭФ - общество, основывающееся на определенной ступени своего развития с присущим ему способом производства, ПО, а также возвышающимися над ними другими общественными отношениями, общественным сознанием, хозяйственным, бытовым и семейным укладом. Для классовой ОЭФ хар-на и своя социальная структура, ядром которой являются классы.

    ОЭФ впервые выработана марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет: 1) отличить один период истории от др. 2) вскрыть общие и существенные черты развития разных стран 3) позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый социальный организм 4) позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации.

    В обществе действуют исторические закономерности – необходимость перехода одних ОЭФ в др, связь и преемственность м\у ними. Отличной от других ОЭФ ее делают качественные ПО – это эк.скелет (структура), а все др. отношения (общественное сознание и его формы) - плоть и кровь.

    Главными элементами в структуре ОЭФ являются базис и надстройка. Ленин: базис - экономический скелет общественной формации, надстройка - взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим базисом и активно влияющих на него. Надстройка состоит из 1) идеологические отношения, 2) идеи, теории, взгляды, чувства, эмоции, их отражающие, 3) соответствующие им общ.учрежденя и организации . Революционный переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного базиса другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей надстройки.

    Материалистическая философия: ПО - главные и определяющие, объективный критерий для различения определенных ступеней развития в общественной жизни. Это базис, от характера которого зависит и образ жизни людей, и все другие общественные явления. Однако при этом нельзя упускать из виду, что сами ПО определяются уровнем развития ПС, что существует закон соответствия , согласно которому данному уровню развития ПС соответствуют не любые, а определенные, необходимые и от воли людей не зависящие ПО. Надстройка формируется с четко определенной целью укреплять и развивать породивший ее базис. В условиях современного развития ПС и многообразия собственности усиливается роль политической надстройки (особенно государства) в консолидации сил нации для решения задач прогрессивного развития страны.

    Надстройка оказывает сильное обратное воздействие на базис. Она может способствовать развитию базиса, а может тормозить его развитие. Активность надстройки вытекает из того, что это сфера практической деятельности людей, которые реализуют свои интересы, стремятся либо изменить, а иногда и самым радикальным образом преобразовать (вплоть до военных способов решения проблем) сложившуюся систему производственных отношений. На это их толкают прежде всего материальные интересы.

    Философский анализ истории требует ответа на вопросы о характере и направленности ее развития. Что касается характера развития, то в зависимости от скорости и глубины общественных преобразований, принято выделять эволюцию и революцию . ЭВОЛЮЦИЯ - постепенное, относительно медленное изменение общественной жизни, не затрагивающее ее глубинных оснований . Эволюция «слепа» и «глуха» - она не знает цели , не ведает, что творит. Общественная необходимость здесь не осознается людьми, она пробивает себе дорогу через многочисленные пробы и ошибки. В целом эволюция – это преимущественно стихийный процесс . РЕВОЛЮЦИЯ – напротив, относительно быстрые, динамичные изменения, затрагивающие коренные основания общественной жизни. Революции осуществляются наиболее передовыми социальными группами, классами, которые ставят и осуществляют свои цели осознанно. Эволюции и революции в историческом процессе чередуются. В их оценке всегда были сторонники, как одного, так и другого характера развития. Марксисты , например, преклонялись перед революциями, называя их «локомотивами истории». Существуют и противники революций – реформисты , обличающие революции за их чрезмерно разрушительный характер. Истина же состоит том, общественное развитие по своему характеру не может быть однообразно. И эволюция и революции в одинаковой степени необходимы, в зависимости от конкретных исторических условий.

    44.Проблема закономерностей общественно-исторического развития: формационный, культурологический и цивилизационный подходы.

    Проблема закономерности общественного развития. Развивается ли общество по объективным, независящим от людей законам, или же люди сами сознательно определяют ход истории, направляя ее в нужное русло? Эта проблема по-разному решалась в исторических науках и философии. Долгое время не признавалось наличие закономерностей в общественном развитии на том основании, что в человеческой истории каждое явление уникально и неповторимо. Однако, начиная с ХIХ века взгляд на историю, как на процесс, происходящий по определенным законам, становиться преобладающим. Разногласия же существуют по вопросу характера этих законов и их проявления. Как работают социальные законы? Какие из них являются основными, преобладающими? Основные подходы в решении этих проблем - Формационный, цивилизационный и культурологический.

    1. Формационный или марксистский. К.Маркс рассматривает развитие общества как естественноисторический процесс смены общественно- экономических формаций . Общественно-экономическая формации (ОЭФ) – это общество в единстве всех его сторон на определенном этапе своего развития, с присущими ему базисом и надстройкой. Критерием, отличающим одну ОЭФ от другой, по Марксу, выступает способ производства . Изменения способа производства ведет к смене ОЭФ. Так развивается история, в которой Маркс выделил первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное и коммунистическое общество и соответствующие ОЭФ. В этом подходе решающее значение в историческом развитии отводится способу производства, экономическому фактору. Духовная жизнь общества выступает как вторичная, зависящая от материального производства. Это обстоятельство заставило многих авторов дополнить формационный подход культурологическим или цивилизационным.


    2. Культурологический подход исходит из того, что человеческая история есть процесс смены одной культуры другой. 3 . Цивилизационный подход содержанием истории считает смену цивилизаций. Понятия «культура» и «цивилизация» будут рассматриваться в следующей теме»: Философия культуры». Отметим только, что достоинствами двух, указанных выше , подходов является признание духовной жизни, как важнейшей сферой социальной реальности и человеческой истории в целом.

    Кроме указанных, следует отметить подходы, сформулированные современными западными исследователями: У.Росоу, Д. Беллом, Р.Ароном, О Тоффлером. У.Ростоу, например, выделяет три стадии истории , стадии роста : 1) традиционное общество , которое характеризуется натуральным хозяйством, сословной иерархией, 2) индустриальное общество , отличающееся от традиционного рыночным хозяйством, наличием демократического строя, 3) постиндустриальное общество , которому свойственен переход от экономики производства товаров к экономике услуг. О.Тоффлер рассматривает общество как непрерывное волновое движение и выделяет в ней три этапа или три волны . Первая волна – аграрная .Вторая волна – промышленная , Третья волна – информационная .

    Таким образом, человеческая история это не хаос и не случайное нагромождение фактов и событий. В ней есть свой порядок, свои законы, своя внутренняя логика развития, хотя не исключены моменты случайностей, сбоев и непредсказуемых поворотов.

    соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные я обратно. Эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в об-ве в целом, и наоборот, Р. приводит к новому характеру эволюционных перемен. Понятие Э. и р. не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в др. Критерий для различения Э. и р. объективен. Эволюционные изменения - это увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения - это процесс возникновения нового, того, чего в старом не было. Э. и р. диалектически связаны, ибо новое не может появиться из ничего, как продукт сверхъестественного творения (Креационизм), а лишь как результат развития старого. Но простое изменение старого не может породить нечто принципиально новое. Последнее появляется как перерыв постепенного эволюционного развития старого, как скачок в новое состояние. Понятие Э. применяется часто и вне непосредственной связи с понятием Р. В этом случае понятие Э. трактуется широко, как концепция, противостоящая теориям, отрицающим (или ограниченно понимающим) изменчивость природы и об-ва, и используется как синоним понятия “развитие”, включающего в себя как количественные, так и качественные изменения. Для метафизического мышления характерно стремление абсолютизировать либо количественные, эволюционные, либо качественные, революционные, изменения, разрывая их и противопоставляя одно др. Развитие рассматривается либо как плоская Э. (Ламарк, Спенсер), либо как процесс причинно необусловленных скачков (Кювье). Применительно к социальным процессам метафизика проявляется как при отказе от Р. и абсолютизации постепенных изменений и реформ, так и при левацких призывах к “прямому” революционному насилию, способному якобы решить все социальные проблемы (Анархизм).