Презентация произведения дойля затерянный мир. «Затерянный мир» Артура Конан Дойля - уникальный нестареющий роман. Рождение Шерлока Холмса

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №10»города Таштагола, Кемеровской области учитель русского языка и литературы Осинцева Лариса Анатольевна Наука и полёт фантазии (анализ главы 12 из романа «Затерянный мир») УМК для 5 класса Авторы Р. Н.Бунеев и Е.В. Бунеева

    Слайд 2

    Урок литературы в 5 классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Цель урока: показать обучающимся роман А. КонанДойля «Затерянный мир» как произведение научной фантастики. Анализируя 12 главу романа отыскать черты, характерные для подобного жанра.

    Слайд 3

    Это первая книга из цикла произведений о профессоре Челленджере. В романе описываются приключения британской экспедиции в Южную Америку. На скалистом недоступном плато Челленджер со спутниками (профессором Саммерли, лордом Джоном Рокстоном и репортёром Мэлоуном, от чьего лица ведётся повествование) обнаруживают «затерянный мир» - район, заселённый динозаврами, млекопитающими, человекообезьянами и примитивными людьми каменного века.

    Слайд 4

    Повествование 12 главы ведётся от лица Мэлоуна. Каким вы его представляете? До конца дней своих я не забуду этого страшного пути. Освещённые луной прогалины я обходил по самым краям, стараясь держаться в густой тени; в джунглях то и дело замирал от страха, слыша треск веток, сквозь которые пробирался какой-нибудь зверь. Огромные тени возникали передо мной и снова исчезали, бесшумно скользя на мягких лапах. Я часто останавливался с твёрдым намерением повернуть обратно, и всякий раз гордость побеждала страх и гнала меня вперёд, к намеченной цели. Мелоун, действительно, обладает качествами характера, которые присущи героям приключенческой литературы.

    Слайд 5

    Глава 12 называется «Как страшно было в лесу!» Расскажите о том, как в душе героя страх борется с жаждой приключений и подвига. Какие эпизоды вызвали в вашей душе страх за судьбу героя?

    Слайд 6

    Как выглядит тот мир, который создан воображением А. Конан Дойла?

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Экскурсия в Палеонтологический(доистроические животные) музей Динозавры- в длину метров 15 были ИГУАНОДОНы Длина тела 10 метров Стегозавры Длина тела 6 метров Ихтиозавры Это крупный (до 12 метров) морской хищник Птеродактили Величиной с орла летающие ящеры

    Слайд 11

    Попробуйте запомнить названия доисторических животных, постарайтесь описать их такими, какими они вам представляются.

    Слайд 12

    Как вы думаете, Затерянный мир это - фантазия автора, или всё-таки, с научной точки зрения, могла существовать такая земля?

    Слайд 13

    Наука и полёт фантазии Фантастика (фантастические события: нереальный мир, динозавры) Приключения (герои мужественные, смелые, решительные; путешествуют, попадают в экстремальные ситуации) Научные исследования (делают научные открытия)

Артур Конан Дойл родился в семье ирландских католиков, известной своими достижениями в искусстве и литературе. «Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идёт у меня, я считаю, от матери, писал Конан Дойл в автобиографии. Яркие образы историй, которые рассказывала она мне в раннем детстве, полностью заменили в моей памяти воспоминания о конкретных событиях в моей жизни тех лет».


Школьная жизнь Артура прошла в подготовительной школе Годдера. Когда мальчику исполнилось 9 лет, богатые родственники предложили оплачивать его обучение и направили на следующие семь лет в иезуитский закрытый колледж Стонихерст, откуда будущий писатель вынес ненависть к религиозным и классовым предрассудкам, а также к физическому наказанию. В интернате Дойл с удовольствием занимался спортом, а также открыл в себе талант рассказчика, собирая вокруг себя сверстников, которые часами слушали на ходу придумывавшиеся истории.


Будучи студентом-третьекурсником в Эдинбургском университете Дойл решился попробовать свои силы в литературе. Его первый рассказ - «Тайна Сэсасской долины», второй - «Американская история». В феврале 1880 года Дойль в качестве корабельного врача семь месяцев провёл в арктических водах на борту китобойного судна «Надежда», получив за работу в общей сложности 50 фунтов. «Я взошел на борт этого корабля большим неуклюжим юношей, а сошел по трапу сильным взрослым мужчиной», позже писал он в автобиографии.


Получив в 1881 году университетский диплом и степень бакалавра медицины, Конан Дойл занялся врачебной практикой, сначала совместной, затем индивидуальной. Наконец, в 1891 году Дойл решил сделать литературу своей основной профессией. В те же дни он познакомился с будущей женой Луизой «Туей» Хокинс; свадьба состоялась 6 августа 1885 года.


Начало Первой мировой войны полностью перевернуло жизнь Конан Дойла. Сначала он записался добровольцем на фронт. После того, как это предложение было отклонено, он посвятил себя публицистической деятельности. В 1916 году Конан Дойл проехал по боевым позициям британских войск и посетил армии союзников, считая своим долгом поддерживать боевой дух солдат. Брат, сын и два племянника Дойля ушли на фронт и там погибли. Это явилось сильнейшим потрясением для писателя и наложило тяжелую печать на всю его дальнейшую литературную деятельность.


Всю вторую половину 20-х годов писатель провел в путешествиях, не прекращая активной публицистичес- кой деятельности. Последняя его поездка по Скандинавии подорвала его здоровье. Весну следующего года он провел в постели в окружении близких. В какой-то момент наступило улучшение: писатель немедленно отправился в Лондон потребовать у министра внутренних дел отмены законов, преследовавших медиумов. Это усилие оказалось последним: ранним утром 7 июля 1930 года в своём доме в Кроуборо (Сассекс) Конан Дойль умер от сердечного приступа. Он был похоронен неподалеку от своего садового домика.




Первый рассказ из серии «Приключения Шерлока Холмса», «Скандал в Богемии», был напечатан в журнале «Стрэнд» в 1891 году. Прототипом главного героя, ставшего вскоре легендарным сыщиком-консультантом, был Джозеф Белл, профессор Эдинбургского университета, славившийся способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека.


«Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере». При первой встрече с Шерлоком Холмсом доктор Ватсон описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека:


В течение двух лет Дойл создавал рассказ за рассказом, и в конце концов начал тяготиться собственным персонажем. Его попытка «покончить» с Холмсом в схватке с профессором Мориарти («Последнее дело Холмса») оказалась неудачной: полюбившегося читающей публике героя пришлось «воскресить». Холмсовская эпопея увенчалась романом «Собака Баскервилей», который относят к классике детективного жанра.


Похождениям Шерлока Холмса посвящены четыре романа: «Этюд в багровых тонах», «Знак четырех», «Собака Баскервилей», «Долина Ужаса» и пять сборников рассказов. Необычайная популярность Шерлока Холмса и доктора Уотсона постепенно переросла в отрасль новой мифологии, центром которой по сей день остается квартира в Лондоне на Бейкер-стрит, 221-b.


Первым исполнителем Холмса на русской сцене стал артист Суворинского театра в Санкт Петербурге Борис Глаголин. Он, играя Холмса, «преображался из стариков в молодых и обратно, действуя ловко, быстро и чётко». Критика считала, что Холмс воспринят публикой, как «гений полициивседержительницы, разумной, справедливой, неподкупной», что успех спектакля определён «тоской буржуазного общества по порядку», но Глаголин видел в Холмсе не защитника полицейской реакции, а добродушного добровольного борца за порядок и справедливость.




Посол Брентон в частности Посол Брентон в частности сказал Господину Ливанову: сказал Господину Ливанову: «Когда я был ребенком, я очень любил Шерлока Холмса, и, посмотрев Ваши фильмы, я могу сказать, что Вы на него очень похожи. Именно таким он и был!»


Памятник знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу и сыщику Шерлоку Холмсу и его бессменному помощнику доктору Ватсону был открыт доктору Ватсону был открыт возле здания посольства возле здания посольства Великобритании на Смоленской Набережной Смоленской Набережной в Москве С ним связана легенда. С ним связана легенда. Оказывается, если сесть Оказывается, если сесть рядом с доктором Ватсоном и рядом с доктором Ватсоном и подержаться за его записную подержаться за его записную книжку, все проблемы и книжку, все проблемы и сомнения решатся. А вот если потрогать трубку сомнения решатся. А вот если потрогать трубку знаменитого сыщика – забот заметно прибавится. знаменитого сыщика – забот заметно прибавится.


В 2007 году монетный двор Новой Зеландии выпустил памятную серию из четырех серебренных монет посвященную годовщине выхода книги в свет. На реверсе каждой монеты изображены основные персонажи знаменитых «Записок» в исполнении именно Российских актеров: Ливанова, Соломина, Михалкова, Зеленой и других.



Примечание: игра – заключительный этап работы над текстом рассказа Конан Дойла “Затерянный мир”.

Цели проведения игры: развивать интерес к классической зарубежной литературе; проверить знание текста рассказа А. Конан Дойла; в 5 классе - научить детей слаженно работать в команде, в 6 классе - закрепить навыки работы в команде.

Задачи учителя: создать условия для творческого подхода к пониманию текста учащимися; развивать их интеллектуальные способности; обсудить на форуме “Как проведём урок по “Затерянному миру?” в 5, 6 классах, составить сценарий игры – 6 класс.

Подготовка: учащимсяпредлагается разделиться на команды. Каждая команда придумывает название, девиз, эмблему, элемент одежды, соответствующий названию команды. Обсуждение сценария, предложений по ведению игры проводятся дистанционно, в электронном варианте. Учитель литературы обсуждает сценарий, составленный шестиклассниками, с учителем физической культуры.

Оборудование (1 вариант): обручи, конусы, кожаные мячи, баскетбольные мячи, верёвка, скотч, креповая бумага, поленья, палатка, метки, карты, пластмассовые контейнеры в форме яиц, наклейки и таблички для проводников.

Оборудование (2 вариант): верёвка, листы бумаги, фломастеры, диски с музыкой для танцев, сводная таблица для учителя.

Вариант 1 для 6 класса (на школьной территории)

Карту страны Мепл-Уайта готовит команда. На оборотной стороне карты - стегозавр, которого Мепл-Уайт запечатлел на страницах своего альбома.

Маршрут прокладывает учитель. Проводники наклейкой делают отметку на карте после прохождения командой определённой “станции”.

Команды выстраиваются на площадке перед школой. Приветственное слово ведущего учителя.

Приветствие команд (красные, синие).

Вручение карт. Розыгрыш очерёдности. Музыка.

Команды и проводники (имеют отличительный знак) занимают свои места. (У проводников есть пакеты, в которые убирают инвентарь по мере прохождения “станций”.)

Станция 1: Джунгли.

Вопрос проводника: Как звали отца Глэдис? (М-р Хангертон.)Получив ответ, проводник даёт команде подсказку.

Подсказка №1.

Вы поднялись вместе по широкой реке (мягкие мячи выложить змейкой, игроки идут “паровозиком”), проникли сквозь тростник в зеленый туннель (пройти сквозь обручи - держат четверо), прошли среди пальм (между деревьев натянуть низко верёвку, пройти под ней), преодолели заросли бамбука (натянут скотч, его перешагивать), спустились на равнину, поросшую древовидными папоротниками. Вы увидели узкую долину, густо заросшую пальмами, а за ней длинную линию красных скал (шведская стенка, обтянутая красной креповой бумагой), которая запомнилась … по рисунку в альбоме. Туда!..

Станция 2: Попасть любой ценой!

Вопрос проводника: Как звали редактора отдела "Последние новости"? (Мак-Ардл.)

Подсказка №2 .

Утес становился все круче, и последние пятьдесят футов мы подвигались, цепляясь руками и ногами за каждый выступ, за каждую трещину в камнях. Челленджер первый добрался до вершины и привязал канат к стволу большого дерева, которое росло там. С его помощью мы скоро вскарабкались вверх по неровной каменной стене и очутились на небольшой, заросшей травой площадке футов в двадцать пять в поперечнике. Это и была вершина утеса. (Взобраться по одной шведской стенке, а спуститься по другой).

Станция 3: Плато.

Вопрос проводника: Где живет профессор Челленджер? (В Элмор-парке.)

Проводник сообщает, что через пропасть перекинут мост. Команда должна полностью перебраться на другую сторону “пропасти”: вис, перебирая руками, “пройти” по турникету маленькому и среднему.

Станция 4: Переправа.

Вопрос проводника: Любимые развлечения Челленджера? (Пешеходные прогулки и альпинизм.)

Проводник сообщает, что с плато необходимо переправить "провизию" в "Затерянный мир”. (Каждый член команды должен из условного места перебросить 3 мяча в обруч.)

Станция 5: Яма Птеродактилей.

Вопрос проводника: Имя жены Челленджера ? (Миссис Джессика Челленджер.)

Проводник читает или говорит: “Мы медленно двинулись туда через кусты, доходившие нам до пояса, и вдруг услышали где-то совсем близко звуки - не то курлыканье, не то шипение, - сливавшиеся в невнятный гул, от которого дрожал воздух… Перед нами зияла глубокая котловина, вероятно, один из тех небольших кратеров, каких много на плато. На дне этой котловины, ярдах в ста от того места, где мы лежали, за кромкой камыша, поблескивали подернутые зеленью стоячие лужи. Здесь гнездились птеродактили - сотни и сотни птеродактилей! Котловина так и кишела ими...”

Задача “путешественников”: преодолеть прыжковую яму в 5 прыжков.

Станция 6: "Ночлег".

Вопрос проводника: Полное имя Челленджера? (Джордж Эдуард Челленджер.)

У палатки сделать ограждение из кольев, верёвки, сложить “костёр”. При ответе на вопрос проводника получают подсказку, где искать следующую подсказку, например: “ На 17 металлическом пруте от угла находятся 3 метки. В одной из них будет находиться ключ – “патроны для винтовки”. Отдать проводнику следующей станции”.

Станция 7: Глаз-алмаз.

Вопрос проводника: Как называлась газета, где работал Меллоун? ("Дейли Газетт".)

Броски в баскетбольную корзину. Нужно набрать 450 очков. Получают подсказку, где искать яйцо птеродактиля - станция 8.

Станция 9: Путь домой.

“Путешественники” находят яйцо птеродактиля, проходят по заданному пути к индейцу, отвечают на его вопросы, сдают карту и выходят из “Затерянного мира”.

Вопросы индейца :

Как звали метисов, которых завербовал Челленджер? (Гомес, Мануэль.)

Как звали негра, который сопровождал экспедицию Челленджера (Самбо.)

Сколько блокнотов было у Меллоуна? (5)

Какое название получил лагерь Челленджера? ("Форт Челленджера.)

Первые травоядные динозавры, которых нашли участники экспедиции? (Игуанодон.)

Кто покушался на жизнь Меллоуна? (Человекообезьяны.)

“Обед” в честь возвращения.

Вариант 2 для 5 класса (в помещении учебного кабинета)

Карты, выполненные командами, - на магнитной доске.

I. Написать название команды и дать ответы на 7 вопросов, сдать ответы в письменной форме.

1. Как называется газета, где работает Меллоун? ("Дейли Газетт".)

2. Полное имя Челленджера? (Джордж Эдуард Челленджер.)

3. Имя жены Челленджера (Джессика Челленджер.)

4. Любимые развлечения Челленджера? (Пешеходные прогулки и альпинизм.)

5. Где живет профессор Челленджер? (В Элмор-парке.)

6. Как звали редактора отдела "Последние новости"? (Мак-Ардл.)

7. Как звали отца Глэдис? (М-р Хангертон.)

II. Сценка “Человек – сам творец своей славы”, гл.1

Сценка “Это совершенно невозможный человек”, гл.2

III. Учитель: “На картах, с которыми вы сегодня посетите Затерянный мир, изображён стегозавр, запечатлённый Мепл-Уайтом на страницах своего альбома: урод с круглой спиной, усаженной треугольными зубцами, с маленькой птичьей головкой, опущенной почти до самой земли, чудовище, которым прежде всего заинтересовался Челленджер. Земля содрогалась под его страшной тяжестью, воду он лакал так громко, что эти звуки, казалось, будили ночь…”.

Команды готовы? Ваше приветствие!

Станция 1: Джунгли (пантомима, выполненная командами)

Вы поднялись вместе по широкой реке, проникли сквозь тростник в зеленый туннель, преодолели заросли бамбука, спустились на равнину, поросшую древовидными папоротниками. Вы увидели узкую долину, густо заросшую пальмами, а за ней длинную линию красных скал, которая запомнилась по рисунку в альбоме.

Станция 2: Попасть любой ценой!

“Утес становился все круче, и последние пятьдесят футов мы подвигались, цепляясь руками и ногами за каждый выступ, за каждую трещину в камнях. Челленджер первый добрался до вершины и…” (подумать и продолжить : “…привязал канат к стволу большого дерева, которое росло там. С его помощью мы скоро вскарабкались вверх по неровной каменной стене и очутились на небольшой, заросшей травой площадке футов в двадцать пять в поперечнике. Это и была вершина утеса.”)

Станция 3: Переправа. Пройти по верёвке, держась за руки, не оступившись.

Во многих местах земля была сплошь покрыта цветами, и наши ноги по щиколотку уходили в этот великолепный мягкий ковер, распространявший вокруг такое сильное и сладостное благоухание, что от него кружилась голова. Повсюду жужжали пчелы, совсем такие же, как у нас в Англии. Ветви деревьев низко сгибались под тяжестью плодов, отчасти известных нам, отчасти совсем незнакомых. В этой части джунглей всюду бежали тропы, проложенные дикими зверями, а болотистые низины были испещрены множеством следов.

Записать название первых травоядных динозавров, которых нашли участники экспедиции (записать ответ - игуанодон), сдать ответы учителю.

Станция 4: Яма Птеродактилей .

Мы медленно двинулись туда через кусты, доходившие нам до пояса, и вдруг услышали где-то совсем близко звуки - не то курлыканье, не то шипение, - сливавшиеся в невнятный гул, от которого дрожал воздух…Перед нами зияла глубокая котловина, вероятно, один из тех небольших кратеров, каких много на плато. На дне этой котловины, ярдах в ста от того места, где мы лежали, за кромкой камыша, поблескивали подернутые зеленью стоячие лужи. Здесь гнездились птеродактили - сотни и сотни птеродактилей! Котловина так и кишела ими. Вся эта копошащаяся, бьющая крыльями масса ящеров сотрясала воздух криками и распространяла вокруг себя такое страшное зловоние, что у нас тошнота подступила к горлу. (Отметить на карте.)

Станция 5: "Ночлег". Вопрос: “Какое название получил лагерь Челленджера?” ("Форт Челленджера) Отметить на карте.

Станция 6: Глаз-алмаз.

Безымянное страшное чудовище охотится в этих самых местах. Оно может в любую минуту броситься на меня из лесной тьмы. Я остановился, вынул из кармана патрон и открыл затвор винтовки…

Станция 7: В гостях у дикого племени. Танцы команд.

Станция 8: Путь домой. Отметить на карте выход из Затерянного мира.

Снимаем атрибуты, сдаём карты, возвращаемся Домой и пьём какао (напиток героев из “Затерянного мира”).

Вопросы на “всякий случай”:

  1. Как звали метисов, которых завербовал Челленджер? (Гомес, Мануэль)
  2. Как звали негра, сопровождавшего экспедицию Челленджера (Самбо)
  3. Сколько блокнотов было у Меллоуна? (5)

Сводная таблица для учителя

Следопыты Палеонтологи-1 Палеонтологи-2 Индейцы Экспедиция
Карта
7 вопросов
Сценки
Ответ Челленджера
Переправа
Ответ на вопрос
Отметка на карте ямы птеродактилей
Отметка на карте Форта Челленджера
Станция 6. Что произошло дальше?
Танцы команды
Отметить на карте выход из Затерянного мира

Использованная литература.

  1. Текст рассказа А.Конан Дойля “Затерянный мир” на бумажном и электронном носителях.

Образы доисторических животных в произведении А. Конан Дойла «Затерянный мир»





Участники экспедиции, оказавшиеся в затерянном мире

Джордж Эдуард Челленджер –профессор-зоолог. У него экзотическая внешность «приплюснутого Геркулеса», невозможный характер. Журналисты говорят, что предпочли бы взять интервью у сбежавшего из парка аллигатора, чем у него. Редкое сочетание наблюдательности, железной логики и необычной фантазии, нет таких задач, которые не смог бы разрешить его изобретательный ум.

Фанатик науки, сгусток человеческой силы и жизнеспособности, - так характеризует Челледжера автор, совершил своё первое путешествие к неведомым землям Южной Америки в одиночку. Это был научный подвиг. Однако после возвращения его встретили недоверием и завистью.

Саммерли – профессор сравнительной анатомии, научный противник Челленджера, высокий желчный старик, похожий на богослова. Им владеет « одна, но пламенная страсть» к научным открытиям. В отличие от романтика Челленджера, Саммерли – большой скептик, котрый может соглашаться с доводами своего научного оппонента лишь перед лицом неопровержимых фактов.


Лорд Джон Рокетон посвятил свою жизнь путешествиям и приключениям, обладает солидным состоянием, отправляется в опасное путешествие ради сенсации, славы и любви.

Мелоун – молодой журналист.

Цель путешествия – доказать или опровергнуть выдумки профессора Челленджера о доисторических животных, обитающих на неведомой земле.








на водопой явился огромный ветвисторогий олень с198



Плотоядный динозавр, один из самых страшных зверей, которые когда –либо водились на земле с.199 -200



Слайд 1

Мой любимый писатель

Слайд 2

Знакомство

Однажды, придя в библиотеку, я увидел на полке старинную книгу в кожаном переплёте. Взяв её, я увидел красивую надпись: Артур Кона Дойль. Я принес эту книгу домой и начал читать. В ней оказались рассказы о проницательном сыщике Шерлоке Холмсе. Он расследовал разные преступления, в которых полиция разводила руками и говорила: «Мы ничем не можем помочь». Шерлок Холмс мог по маленькому ногтю определить кто этот человек, чем занимается, откуда он … И поэтому ни один преступник не уходил от заслуженного наказания. Мне очень понравился Шерлок Холмс за его ум и умение выстраивать логическую цепочку, а Конан Дойль стал моим любимым писателем. Мне захотелось узнать побольше о этом писателе.

Слайд 3

Юные годы

Настоящее имя писателя – А́ртур Игна́тиус Ко́нан Дойль. Родился в Эдинбурге (Шотландия) 22 мая 1859 года в семье ирландских католиков, известной своими достижениями в искусстве и литературе. Отец Чарльз Алтамонт Дойль, архитектор и художник, в возрасте 22 лет женился на 17-летней Мэри Фоули, страстно любившей книги и обладавшей большим талантом рассказчицы. Семья будущего писателя испытывала серьезные финансовые трудности. И в возрасте 9 лет богатые родственники отдали Артура в закрытый интернат, где он открыл в себе талант рассказчика и невзлюбил религиозные классовые предрассудки, а также физические наказания. В 1876 году Артур закончил колледж и вернулся домой. Дойль предпочел карьеру медика и поступил в Эдинбурский университет. Там же он и написал свой первый рассказ. А в 1880 году он 7 месяцев плавал на китобойном корабле в качестве врача. И получив в 1881 году университетский диплом и степень бакалавра медицин, занялся практикой.

Слайд 4

Литературная жизнь.

В феврале 1888 года А. Конан Дойль завершил работу над романом «Мика Кларк», повествовавшем о «мятеже Монмаута» 1685 года, целью которого было свержение короля Якова II. Роман увидел свет в ноябре и был тепло встречен критикой. Начиная с этого момента, в творческой жизни Конан Дойля возник конфликт: с одной стороны, публика и издатели требовали новых произведений о Шерлоке Холмсе; с другой - сам писатель всё более стремился получить признание как автор серьезных романов (прежде всего исторических), а также пьес и стихов. Первым серьезным историческим произведением Конан Дойля считается роман «Белый отряд». С некоторым допущением к разряду исторических можно отнести и роман «Родни Стоун» (1896): действие здесь происходит в начале XIX века, упоминаются Наполеон и Нельсон, драматург Шеридан.

Слайд 5

В 1900 году Конан Дойль вернулся к медицинской практике: в качестве хирурга военно-полевого госпиталя он отправился на англо-бурскую войну. Выпущенная им в 1902 году книга «Война в Южной Африке» встретила горячее одобрение консервативных кругов. В результате его деятельности в 1907 году был создан в Англии апелляционный суд, которого до этого не было. В 1909 году в сферу общественных и политических интересов Конан Дойля вновь попали события в Африке. На этот раз он выступил с разоблачение жестокой колониальной политики Бельгии в Конго и подверг критике британскую позицию в этом вопросе. В 1912 году Конан Дойль опубликовал научно-фантастическую повесть «Затерянный мир» (впоследствии не раз экранизировавшуюся), за которой последовал «Отравленный пояс» (1913). Главным героем обоих произведений стал профессор Челленджер, ученый-фанатик, наделенный гротескными качествами, но при этом по-своему человечный и обаятельный.

Слайд 6

Начало Первой мировой войны полностью перевернуло жизнь Конан Дойля. Сначала он записался добровольцем на фронт, будучи уверенным, что его миссия состоит в том, чтобы подавать личный пример героизма и служения родине. После того, как это предложение было отклонено, он посвятил себя публицистике. Начиная с 8 августа 1914 года, в лондонской «Таймс» появляются его письма на военную тему. Он предложил создать массовый боевой резерв и отряды гражданского населения для несения «службы по охране железнодорожных станций и жизненно важных объектов, помогать в возведении фортификаций и выполнять многие другие боевые задачи». У себя в Кроуборо (графство Сассекс), Дойль собственноручно занялся организацией подобных отрядов и в первый же день поставил под ружье 200 человек. В 1916 году писатель проехал по боевым позициям британских войск и посетил армии союзников. Результатом поездки явилась книга «На трех фронтах» (1916). В 1924году вышла автобиографическая книга Конан Дойля «Воспоминания и приключения». Последним крупным произведением писателя стала научно-фантастическая повесть «Маракотова бездна» (1929).

Слайд 7

Последние годы

Всю вторую половину 20-х годов писатель провел в путешествиях, побывал на всех континентах, не прекращая активной публицистической деятельности. После этой поездки у писателя резко подорвалось здоровье. В какой-то момент наступило улучшение, и Конан Доиль отправился в Лондон, но, увы, ранним утром 7 июля 1930 года в своём доме в Кроуборо (Сассекс). Конан Дойль умер от сердечного приступа. Он был похоронен неподалеку от своего садового домика. На надгробной плите по просьбе вдовы были выгравированы лишь имя писателя, дата рождения и четыре слова: Steel True, Blade Straight («Верен, как сталь, прям, как клинок»).