Смысл названия и образная символика драмы "Гроза" А. Островского. Символика и мотивы пьесы «Гроза» А.Н. Островского, художественные предварения Символика названия произведения гроза

Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”

Цель урока :

Проследить реализацию метафоры грозы через её образ (грозовое состояние общества,

гроза в душах людей);

Помочь учащимся подготовиться к сочинению-миниатюре “Смысл названия…”;

Воспитывать интерес к произведению Н.Островского

ХОД УРОКА

А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо.

Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?

(А.Н.Островский)

I. Оргмомент. Сообщение темы.

Перечитайте тему урока. О чем будем говорить?

II. Работа с эпиграфами.

Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорить о грозе как действующем лице пьесы. Этого мало. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

III. Целеполагание.

Итак, необходимо выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст; подготовиться к сочинению “Смысл названия пьесы А.Островского “Гроза”.

С чего начнем разговор? (С определения значения слова “гроза”.)

IY. « Поговорим о смысле»

1. Индивидуальное сообщение

Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)

В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

2 . «Делаем выводы». Работа в группах.

1 группа

С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)

Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

2 группа

Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)

В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)

В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.

3 группа

Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)

Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог

Кулигина в 1-м действии.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

4 группа

Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)

Рассмотрите значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)

Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)

Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.

Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.

Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.

Группа 5

Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)

Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)

Таким образом, в завязке действия участвует гроза.

Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.

3. «Заморочки, но не из бочки».

1блок вопросов.

Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в

Москву? (Потрясена унижением.)

Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)

– “ Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение

обыгрывается в данной сцене?

– “ Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми

клятву…” (Д. 2, явл.4.)

Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина?

(Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)

2 блок вопросов.

Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания?

(“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).

Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы

взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)

Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)

Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о

громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

3 блок вопросов.

Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту

сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза

даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).

Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?

К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”).

Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, гиена огненная.)

И как удар грома звучит признание Катерины.

Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (М. Писарев.)

Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.

Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

4 блок вопросов.

В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

- Зачем мы искали смысл названия пьесы Островского «Гроза?».

Y. Составление плана.

Совместное формулирование вступления, тезиса, заключения, а над основной частью дети работают дома.

Примерный план.

I. Значение слова “гроза” по словарю В. Даля.

II. Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы.

1. Дикой и Кабаниха – “гроза” для калиновцев, пример самодурства.

2. Предчувствие несчастья и страх Катерины после первого удара грома.

3. Катерина потрясена унижением в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву.

4. Кулигин предлагает поставить громоотвод.

5. На фоне грозы Катерина признается в измене.

6. Катерина – жертва “внутренней грозы”, “грозы совести”.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

VI. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок по выбору (Кулигин «Жестокие нравы у нас сударь….» 1 действ., явл. 3,

Катерина «Я говорю: отчего люди не летают…» 1 действ., явл. 7).

Наделение как явлений, так и предметов символичным смыслом очень характерно для произведений реалистичного направления в литературе.

А.С. Грибоедов первым использовал такой принцип в своем произведении "Горе от ума". А.Н. Островский идет по стопам Грибоедова, используя тот же прием, он наделяет символикой слова героев произведения "Гроза", природные явления и саму природу.

Еще одна исключительная черта пьес Островского - это придание символичности и самому названию произведения.

Каково же значение и роль символов в пьесе Островского "Гроза"?

Один из самых основных символов - это река Волга и вид другого берега.

Река выступает как граница между свободной жизнью на другом берегу и зависимой, невыносимой жизнью на той стороне, где стоит Калинов. Свое детство и юность, жизнь до замужества ассоциирует Катерина, главная героиня произведения, именно с противоположным берегом Волги. Катерина жаждет свободы, хочет избавиться от гнета свекрови и безвольного мужа, о чем и говорит Варваре, сравнивая себя с птицей, которая жаждет полета. Перед тем, как броситься в Волгу, она также вспоминает о птицах. Они для нее являются символом вольности и свободы, они вольны делать все, что желают.

Островский нам показывает реку как путь к свободе и вольной жизни, но в то же время река оказывается и дорогой к смерти. Объясняет он это словами полоумной старухи-барыни, которая говорит, что Волга - это омут. Именно туда ведет красота: «Вот, вот, в самый омут!”

В первый раз барыня появляется в пьесе перед первой грозой и фразами о гибельной красоте пугает Катерину. Катерина религиозна, она верует в Бога, но воспринимает грозу как божию кару, боится ее, т.е. ведет себя как язычница.

Островский показывает нам, насколько по-разному воспринимают грозу герои его произведения. Дикой, как и Катерина, воспринимает грозу как Божье наказание. Кулигин считает грозу электричеством, а позже благодатью и раскрывает, таким образом, высший пафос христианства.

Монологи героев тоже наделены символикой. Кулигин в 3-ем действии говорит об отличиях в домашней и публичной жизни богатых людей. Закрытые ворота и замки, за которыми «домашние едят поедом», да еще и «семью тиранят», символизируют лицемерие и скрытность богачей. Мотив суда присутствует в монологах Феклуши и Кулигина. Феклуша говорит о хоть и православном, но несправедливом суде. Кулигин упоминает суд между калиновскими купцами, и этот суд несправедлив, потому что основной причиной судебных разбирательств является зависть, в судах царит бюрократия, и рассмотрение дел затягивается. Присутствие мотива суда в пьесе так же символично. Этот мотив обращает наше внимание на несправедливость и произвол, которые царят в "темном царстве".

Символичны и картины в галерее, куда все забегают в момент грозы. Здесь показаны и покорность в обществе, и ад, которого так страшится Катерина и не боится Кабаниха, которая на людях - добрая христианка и потому ей нечего бояться Божьего суда.

Символичны слова Тихона о том, что Катерине теперь хорошо. И он задает вопрос, словно обращаясь к ней, но скорее к самому себе: «А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!” Этими словами он признает, что Катерина погибла, но хотя бы таким образом обрела свободу и избавилась от унижений и что он, Тихон, на способен пойти на такой шаг, не способен избавиться от тирании матери из-за своей слабохарактерности.

В заключение хотелось бы отметить, что символика очень важна в пьесе. Она полнее раскрывает замысел автора и лучше доносит глубокий смысл, который содержит пьеса. Пьесой "Гроза" Oстровский показывает глубочайший конфликт, существовавший в то время не только между людьми, их отношениями, но их внутренний, персональный конфликт.

Тексты, написанные в стиле реализма, всегда содержат в себе какие-то особенные образы. Они нужны для того, чтобы создать определенную атмосферу произведения. А.Н. Островский использует различные символы в природных пейзажах, в природных явлениях, в образах главных и второстепенных героев. Он даже название своей пьесы « » делает символичным. И чтобы понять все то, о чем нам хотел сказать автор, мы должны объединить и совместить все художественные образы.

Важным символом являются образы птиц, которых сравнивает со свободой. Девушка частенько мечтает о том, как бы она могла порхать, с дерева на дерево, с цветка на цветок. Она так хотела улететь из ненавистной усадьбы, в которой жила невыносимая свекровь и нелюбимый муж.

Образ Волги играет особое значение, ведь он условно разделяет окружающее пространство на два мира. Тот мир находился на другом берегу реки, там тихо и спокойно, и этот мир – деспотичный, жестокий и наполненный самодурами. Как часто Катерина вглядывалась вдаль реки! Она вспоминала свои детские годы жизни, которые прошли беззаботно и счастливо. Волга имеет еще один образ. Это образ свободы, который нашла для себя девушка. Она прыгнула с обрыва в глубокие воды и покончила жизнь самоубийством. После этого, бурная река становится еще и символом смерти.

Особенно символичным является образ грозы, которая по-разному трактуется главными героями пьесы. Кулигин считает грозу лишь электричеством, затем называет ее благодатью. Дикой воспринимает непогоду, как Божий гнев, который является предупреждением Всевышнего.

Символ лицемерия и скрытности мы открывает в монологах главных героев. говорит о том, что в домашней обстановке, не на глазах у публики, богатые люди тираничны и деспотичны. Они угнетают свою семью и всех прислуживающих особ.

Вчитываясь в строки пьесы, мы понимаем и различаем образ несправедливости, который проявляется в судебных учреждениях. Дела затягиваются и решаются в пользу богатых и денежных людей.

Особенное впечатление на меня произвели последние слова , который подмечает, что Катерина смогла найти в себе силы и освободиться от такой мучительной жизни! Ему самому не хватило смелости, что покончить жизнь, как его возлюбленная.

Вот какое количество символов и образов использовал А.Н. Островский в своей пьесе. Именно символика помогла ему создать такую волнующую, душевную драму, которая произвела на меня огромное впечатление.

Исследованием символики в произведениях Островского занимался Сергей Юрский. Его работа: «Кто держит паузу». Являясь театральным постановщиком, он отдает дань Александру Николаевичу, как великому драматургу. Сергей Юрский утверждает, что по пьесам Островского можно воссоздать Москву того времени. И действительно, драматург показывает каждую мелкую деталь, обстановку домов, одежду людей, традиции, все то, из чего состояла Москва, настоящую жизнь.

Островский показывал быт людей, но при этом он добавлял некую мелкую деталь, которая в конце концов имела символическое значение в предложенном контексте.

Образ грозы многозначен в пьесе «Гроза» - это уже давно доказанный, обоснованный факт. Исследуя «Бесприданницу», Юрский пишет еще о нескольких образах:

Образ Волги: символ черты между одной жизнью и другой, символ спасения для Ларисы. Река уносит любимого (Паратова), по ней же возлюбленный возвращается. Река уносит и жизнь Ларисы (она погибает на самом берегу).

Исследователь рассматривает детали быта в «Бесприданнице», имеющие символическое значение в этом контексте. Образ той же самой реки- Волги. Если рассматривать по быту, то сам город стоит на реке. По произведению- Волга разделяет судьбы, уносит одних людей от других. Символическое значение имеет оружие, висевшее на ковре в доме у Карандышева, а так же шампанское, поданное в доме чиновника. По быту: оружие - деталь интерьера, некий сувенир, а если задуматься о скрытом смысле, то оружие означает внутреннюю незащищенность Карандышева, его страх, трусливость, комплекс неполноценности и другие скрытые значения. Шампанское, по быту- праздничный напиток. Скрытый смысл: символ примирения после больших разногласий, символ шутливости, веселья, символ благополучия (напиток дорогой, заморский).

Символы у Александра Николаевича - это определенный вещи или явления, а не слова, что дает возможность воссоздать произведения на сцене в полной их красе, показывая идейный замысел.

Разбирая пьесы Островского Сергей Юрский наблюдает еще 3 многозначных образа: яблоки, ключи (связка ключей),деньги. Практически в каждой пьесе деньги имеют символическое значение. Проблема имущественная и идея денег сопровождает множество пьес Островского.

Подводя итог, Сергей Юрский говорит, что символ должен стать реальным, помогая актеру на сцене и давая толчок подсознанию зрителя.

М.И. Писарев пишет о образе птицы в произведениях. Образ птицы в русских народных песнях обозначает свободу, восторженность. По словам критика: «Восторженность - это бессознательное стремление души куда-то, не имеющее под собой твердой почвы и принимающее увеличенные размеры». В «Грозе» девушка сравнивает себя с птичкой, мечтает стать свободной.

Лебедев подчеркнул значимость народной песни в произведениях.

В «Снегурочке» желание героини встретиться с людьми, жить в обществе, начинается с песен Леля, желания научиться петь песни также как пастух:

… «Круги водить под песни-вот что мило

Снегурочке. Без песен жить не в радость..»

… «И дни и ночи слушать

Готова я пастушьи песни…И слушаешь, и таешь…»

В пьесе присутствуют русские народные песни, песни обрядные. Ими выражается и любовь и разочарование.

В « Бесприданнице» Лариса Дмитриевна поет песни под гитару, песни вышедшие из народа (в данном случае из цыганского табора), затрагивающие даже самое злое сердце.

Углубляясь в систему «образ-символ», именно русской народной культуры, Лебедев пишет о образе реки (Волги), о образе грозы, на примере драмы «Гроза». Река, по верованию славян, это путь до конца жизни, путь на небеса, река-это олицетворение дороги к добру, свету. Река в «Грозе» символ встречи, любви, брака (на небесах), смерти, очищения, помимо этого она является символом перехода от язычества к христианству (окунание в воду-крещение). Образ «Грозы» Лебедев наблюдает по всему произведению. Помимо грозы небесной, он видит нравственную грозу. Свекровь в «Грозе» является олицетворением грозы, даже внутренняя борьба, это и есть гроза.

Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот приём в комедии «Горе от ума». Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения. Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике драмы «Гроза».

Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы «Гроза» важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстаёт в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя. События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Всё это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене. Более того, раскаты грома сопровождают практически всё четвёртое действие. С каждым ударом звук становится всё громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.

Символика грозы включает в себя и другой смысл. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в неё ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признаётся в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для неё это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…». Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.

Одним из главных символов в «Грозе» Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, «тёмное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.

Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.

Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города». Суд представляется бюрократическим аппаратом, который не призван искать правду и наказывать за нарушения. Он способен лишь отнимать время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах. С её точки зрения только христианский суд и суд по законам домостроя могут рассудить праведно, остальные же погрязли в грехе.
Катерина же говорит о всевышнем и о людском суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для неё на первое место становится христианские законы, а не общественное мнение: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются жители Калинова, изображены сюжеты из Святого Письма. В частности, картины геенны огненной. Катерина сама вспоминает об этом мифическом месте. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых страшится Катя. Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу.

Символика драмы «Гроза» детально разработана и включает в себя несколько образов-символов. С помощью этого приёма автор хотел передать остроту и глубину конфликта, который был как в обществе, так и внутри каждого человека. Эта информация пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Смысл названия и символика пьесы «Гроза»».

Тест по произведению