Украинское сумасшествие Кушанашвили, группы «Воскресение» и Земфиры. Артисты в большой политике. Воскресение Definition - воскресение группа

"Воскресение" (или "Воскресенье") - московская рок-группа. Существует с 1979 года с перерывом в 1982-1994 годах.
Первый состав (1979-1980)
Алексей Романов
Андрей Сапунов
Евгений Маргулис
Алексей Макаревич
Сергей Кавагое
Весной 1979 года Алексей Романов начал репетировать свои песни с ушедшим из группы Машина времени ударником Сергеем Кавагое. В июне к группе присоединились Евгений Маргулис, также ушедший из «Машины времени», Андрей Сапунов из ВИА «Цветы» и Алексей Макаревич из группы «Кузнецкий мост». В июле в учебной студии ГИТИСа записывается первый альбом группы "Кто виноват", который также известен как "Воскресенье-1" или "Воскресенье 79-80". В записи также принимают участие клавишник «Машины времени» Пётр Подгородецкий, звукооператором работает Александр Кутиков. Кроме песен Романова, в альбом вошли несколько песен Константина Никольского.
Группа вскоре стала довольно популярной, песни транслировались на Radio Moscow World Service (советской радиостанции, вещавшей на Запад в преддверии Олимпиады-80), песня "Кто виноват" заняла 5-е место в хит-параде газеты "Московский комсомолец" за 1979 год.
В сентябре Маргулис уходит из группы, и Сапунов осваивает бас-гитару. В январе 1980 года Маргулис возвращается, в группе появляются саксофонист Павел Смеян и трубач Сергей Кузьменок. Осенью 1980 года первый состав группы распадается.
Второй состав (1981-1982)
Алексей Романов
Константин Никольский
Андрей Сапунов
Михаил Шевяков
Группа исполняла песни как Романова, так и Никольского. Этот состав одним из первых в Москве начал использовать стиль регги. Состав распался с уходом Никольского.
«Группа Ованеса Мелик-Пашаева»
Алексей Романов
Пётр Подгородецкий (клавишные)
Вадим Голутвин (гитара)
Игорь Клёнов
Владимир Воронин (ударные)
В 1982 году группа выступала под названием Группа Ованеса Мелик-Пашаева - по имени директора группы. В 1984 году был выпущен студийный альбом "Радуюсь" этой группы под названием "СВ". В него вошли композиции 1982-го, 1983-го годов. Впервые в жизни Романова группа гастролирует в Ленинграде.
В августе 1982 года Алексей Романов и звукорежиссёр Александр Арутюнов были арестованы - выступления группы и распространение записей были квалифицированы правоохранительными органами как частное предпринимательство и эксплуатация труда музыкантов. Романов и Арутюнов получили наказания - три года условно и три с половиной года лишения свободы соответственно.
Возрождение группы
В 1988-1994 году группа играет три концерта в составе 1981 года (с Никольским): в 1988 в универсальном спортзале «Дружба», в 1992 году в ДК Горбунова и в 1994 в дискотеке «Мастер». В 1994 из группы уходит Константин Никольский (желая быть лидером проекта и играть более профессиональную музыку), взамен возвращается Евгений Маргулис. 16 июня 1994 года проходит первый концерт возрождённой группы, и начинается регулярная концертная деятельность.
Состав группы в период с 2003 по 2008 гг.
Алексей Романов - вокал, гитара, тексты песен.
Андрей Сапунов - вокал, гитара, ножная басовая клавиатура.
Алексей Коробков - ударные, перкуссия
В 2008 году к группе присоединился бас-гитарист Дмитрий Леонтьев.
Дискография
1979 - Воскресение 1 (он же "Воскресенье 79-80", "Кто виноват?") - двойной
1981 - Воскресение 2
1982 - Концерт в ДК МЕХТЕХ
1995 - Мы вас любим - двойной, запись концерта в зале «Россия» 16 июня 1994
1995 - Живее всех живых - запись концерта в зале "Promotion club" 28.03.95
1996 - Легенды Русского Рока. - Сборник © Moroz Rec
1998 - Живая коллекция - запись с концерта на телевидении
2001 - 50 на двоих - совместный концерт с группой Машина Времени (20 лет группе «Воскресение» и 30 лет «Машине Времени») в Кремле
2001 - Всё сначала - новые записи песен разных лет
2003 - Не торопясь
2003 - Не торопясь Live - концерт-премьера альбома «Не торопясь» в УСЗ «Дружба» 5 марта 2003 года
www.voskresenie.ru

Ее основы были заложены в июне 1979, когда, покинув "Машину времени", Евгений Маргулис (бас, гитара, вокал) и Сергей Кавагоэ (барабаны) решили организовать новую группу. Примерно в то же время в поисках подходящих партнеров находился автор песен, певец и гитарист Алексей Романов, который начал играть рок-н-ролл еще в конце 60-х годов, в 1973 на несколько месяцев присоединился к "Машине времени", тогда же начал сочинять песни сам, вследствие чего вскоре ушел в "Опасную зону", лидером которой был двоюродный брат Андрея Макаревича, Алексей. Они исполняли песни Романова, позднее сменили название на "Кузнецкий мост", и разошлись в 1977.

В оригинальный состав группы, не без намека названной "Воскресение" (лишь позднее, под давлением различных обстоятельств, "и" заменил нейтральный мягкий знак), вошли Романов (гитара, вокал), Маргулис (бас, вокал), Алексей Макаревич (клавишные, вокал) и Кавагоэ (барабаны); секцию духовых составили Сергей Кузминок (труба), который тоже играл в "Машине времени", а из "Виктории" пришел Павел Смеян (саксофон). Репертуар группы составляли песни Романова и Маргулиса, а появившийся в "Воскресении" немного позже Андрей Сапунов (гитара, вокал) принес с собой песни своего коллеги по "Цветам" Константина Никольского.

Они успели дать считанное количество концертов и записали материал для двух магнитоальбомов. Сразу разлетевшиеся по стране, они были восприняты многими как записи новой "Машины" и сделали имя группы популярным. Лирический герой "Восресения" - как правило, человек, переживший крушение мечты, но не утративший своих идеалов, прошедший через суровые жизненные испытания, но не сломленный ими, - оказался весьма симптоматичной фигурой для отечественного рока начала 80-х годов, а свежие, запоминающиеся мелодии быстро нашли дорогу к слушателям и надолго вошли в популярный репертуар по всей стране. Вместе с тем ситуация в тогдашней Москве не располагала к существованию подпольной рок-сцены - к октябрю 1980 "Воскресение" фактически распалось: Смеян присоединился к "Рок-ателье" Криса Кельми, Кузминок покинул сцену, Макаревич занимался постановкой эстрадных программ, Кавагоэ впоследствии эмигрировал в Японию, а Маргулис стал бас-гитаристом "Аракса", репертуар которого пополнили многие песни Романова.

Лишь следующим летом у бывших участников "Воскресения" появилась еще одна возможность записаться. 7 июня - 10 июня 1981 в подвале Института международных отношений неизменный звукорежиссер группы Артем Арутюнов записал песни Романова Воскресение, Люди как в темной чаще, Рэгги, Поезд, Кто виноват, Солдат и Предатель, а также Один взгляд назад и Блюз Никольского. Участие в работе принимали: Романов и Никольский (гитары и вокал), Сапунов (бас, вокал) и Михаил Шевяков (барабаны). Хотя этот состав группы фактически никогда не существовал за пределами студии, именно он (равно как песни с этого альбома) стал наиболее известным в истории группы. В мае 1982 Романов, находившийся в то время без работы и без музыкантов, принял приглашение бывшего звукооператора "Машины времени" Ованеса Мелик-Пашаева и возглавил собранную им группу. В состав группы Ованеса Мелик-Пашаева (ставшей в известном смысле новой инкарнацией "Воскресения") вошли: Вадим Голутвин (экс-"Аракс"; гитара), Игорь Кленов (экс-"Шестеро молодых"; бас), Петр Подгородецкий (экс-"Машина времени"; клавишные) и Александр Воловик (барабаны). Они интенсивно гастролировали по стране, сменили Воловика на Владимира Воронина из "Фантазии", следующей весной устроились в Московскую областную филармонию (их директором в то время, кстати, был нынешний президент "PolyGram Russia" Борис Зосимов) и записали новый альбом "Радуюсь!" (1983), однако, летом 1983 Романов был неожиданно арестован и по сфабрикованному обвинению в организации нелегальных концертов посажен в тюрьму. Державшаяся на нем группа стремительно покатилась под откос. В 1983-84 у микрофона промелькнули Алексей Антонов, Олег Курятников, Анатолий Алешин из "Аракса", которые пели, естественно, песни Романова, но все это не могло остановить процесс распада. Весной 1984 группу покинул Голутвин, и в мае на сцене Дворца спорта "Крылья Советов" на гитаре - тряхнув стариной - играл сам Мелик-Пашаев.

Позднее в том же году Голутвин и вернувшийся на свободу Романов собрали просуществовавшую года полтора группу "Салют", а в конце 80-х годов встретились в составе "СВ", которые, опять-таки, играли песни Романова. В 1990 к ним, после распада своей группы "Лотос", присоединился и Сапунов.

В 1992, когда московская фирма "FeeLee" издала на пластинке второй альбом группы, было следано несколько попыток реорганизовать "Воскресенье" в той или иной форме. Состоялось несколько выступлений второго состава группы, но в конечном счете Романов и Никольский разошлись в разные стороны.

Следующий этап в истории "Воскресения" начался лишь в мае 1994, когда на волне ностальгии группа собралась в своем "почти оригинальном" составе начала 80-х годов: Романов, Маргулис, Сапунов, Макаревич и Михаил Шевяков, занявший место ныне живущего в Японии Кавагоэ. На майские праздники они сделали два тепло встреченных концерта в питерском киноконцертном зале "Октябрьский" (любопытно, что в те годы группа ни разу не выступала в Ленинграде), после чего о "воскресении" "Воскресения" было объявлено официально. С тех пор они регулярно выступают в Москве, изредка гастролируют, работают в студии (но, к сожалению, не над своим новым материалом). Алексей Макаревич в декабре 1994 вновь покинул сцену, чтобы заниматься своим поп-проектом "Лицей".

На концерте в Крыму группу «Воскресение» забросали яйцами, когда увидели, что среди участников коллектива не было Андрея Сапунова. Отсутствие музыканта лидер «Воскресения» Алексей Романов объяснил зрителям одним предложением:«Наш товарищ Андрей Сапунов не поехал в ваш оккупированный Крым. Но Крым - ваш».

Организаторы концерта были шокированы таким заявлением, и прокомментировали инцидент в группе «Facebook» таким образом:

«Лишь за неделю до концерта нас уведомили о том, что у Андрея Сапунова на этот день назначена операция на сердце. Именно такая причина была озвучена. Причина, конечно же, уважительная, форс-мажор… Об этом Алексей Романов должен был сообщить со сцены».

С тех пор, как отношения России и Украины испортились, некоторые знаменитости стали во всеуслышание озвучивать и демонстрировать свою политическую позицию — как в интервью, так и на концертах; поэтому ситуация, которая сложилась с группой «Воскресение», далеко не единственный случай, когда артисты позволяют себе выражать собственное мнение во время выступления.

К примеру, на своем сольном концерте в Литве певица Земфира попросила зрителей убрать украинские флаги, причем обращение содержало нецензурные слова:«Я – житель России. Мы находимся в Литве. Я прошу, я прошу вас, бл*дь».

Правда, ранее рок-дива поддерживала украинскую сторону — в июле прошлого года на концерте в Грузии Земфира подняла над головой флаг Украины. А весной 2014 года Земфира в знак поддержки украинцев удалила весь контент со своего сайта, оставив только песню группы Океан Эльзы «Відпусти» в своем исполнении на украинском языке на одном из концертов 2008 года. После этого знаменитой певице отказали в гастролях по Крыму.

Не скрывает своих политических предпочтений и лидер группы «Машина времени», ставший на Украине чуть ли не национальным героем.

Противоположную сторону баррикад заняли такие артисты как Сергей Безруков,Олег Газманов, Иосиф Кобзон, певица Валерия, Иосиф Пригожин, Михаил Боярский, Николай Расторгуев, Иван Охлобыстин, Михаил Пореченков, Григорий Лепс и Жерар Депардье — все они были внесены министерством культуры Украины в список деятелей, которые создают угрозу национальной безопасности Украины.

Теперь в список внесен и скандально известный журналист Отар Кушанашвили — телеведущему отказали во въезде на территорию Украины сроком на три года. Причиной такого решения послужило интервью, в котором Кушанашвили нелестно отзывался о киевских властях.

Так стоит ли известным людям как-то обозначать свою политическую позицию, и в принципе касаться политических вопросов? Российский комедийный актёр и телеведущий Сергей Писаренко рассказал , что он принципиально не обсуждает отношения Украины и России со своими близкими — «Это ловушка для дураков».

«Одна моя бабушка — уральская, другая — из Винницы. И дабы не обидеть ни одну из своих бабушек, я просто не обсуждаю темы Украины и России. Своим друзьям, которые живут и там, и там, я говорю одно — «Это ловушка для дураков». Там ребята наверху поссорятся, и помирятся. А вот те, кто потерял друзей, перессорившись из-за этого, друзей уже не вернут.

Мир наступит, а друзья не простят. Поэтому не будьте идиотами, сохраните своих друзей, сохраните своих родственников, близких. Потому что когда все закончится, вы приедете в гости друг к другу, сядете вместе за стол, и будете вспоминать хорошее, а не то, как вы друг друга обзывали «хохлами» и «москалями». Это не наш с вами конфликт, поверьте».

Полное видео интервью:

Материал подготовлен редакцией проекта

При частичном или полном использовании текстового, видео или аудиоматериала сайта ссылка на обязательна.

Люди, далекие от рок-н-рольной культуры, о группе «Воскресение» знают не много: зрелый коллектив, когда-то исполнивший «По дороге разочарований», в котором участвовал сам . Меломаны же в курсе, что Макаревича из «Воскресения» звали Алексей, а группа на стыке 70-х и 80-х записала два культовых альбома: для одного большинство песен сочинил Алексей Романов, для второго – .

Состав

История группы «Воскресение» во многом похожа на историю - первые свои группы лидеры Романов и Макаревич собирали в 1969 году. Второй, правда, сразу определился с названием, а вот романовский коллектив сначала назывался «Бродячие облака». Он состоял из самого гитариста Алексея Романова и вокалиста Виктора Кирсанова.

Чуть позже к ним присоединяются гитарист Сергей Цвилков, бас-гитарист Алексей Шадрин и Юрий Борзов, игравший на ударных. В репертуаре коллектива были классические песни в рок-н-рольном стиле. Название участники выбрали психоделически-креативное - «Ребята, Которые Начинают Играть, Когда Полосатый Гиппопотам Пересекает Реку Замбези». Через пару лет группа распалась.

Весной 1979 года начинается история самого «Воскресения»: Сергей Кавагое, барабанщик «Машины Времени», покинул группу и обратился к Романову с предложением поработать вместе. В июне месяце к ребятам присоединился басист , также покинувший «Машину». Соло-гитару предложили Алексею Макаревичу, двоюродному брату Андрея.

Практически «на коленях» они написали первые 10 песен. Пара из них попадает на радиостанцию «Moscow World Service», которая вещала в преддверии Олимпийских игр-80, и «Воскресение» становится невероятно популярной. Суперхит «Кто виноват?» в 1979 году занимает пятое место в рейтинге «Московского комсомольца», опередив знаменитый «Поворот».

В сентябре Маргулис уходит из группы, отправляясь путешествовать, его место занимает . Через пару месяцев коллектив дает первые концерты, которые проходят с аншлагом – «Воскресение» на вершине славы. После Нового года Евгений Маргулис вернулся, к группе присоединились саксофонист Павел Смеян и Сергей Кузьминок, игравший на трубе.


Для первого альбома берут пятерку песен пера Константина Никольского – с ним еще будет связана история «Воскресения». Одной из них стала «Ночная птица», хит исполнил Андрей Сапунов. Автор остался недоволен результатом, к тому же советские цензоры усмотрели в песне крамолу. Позже Никольский начнет самостоятельно исполнять шедевр и включит ее в свой сольный альбом.

В сентябре коллектив распадается: Маргулис уходит в «Аракс», Макаревич и Кавагое завершают музыкальную карьеру. Алексей Романов остается в одиночестве. В отчаянии он подался в «Аракс» вслед за Евгением, числился автором текстов. Неожиданно с ним связался Константин Никольский, известный тогда как автор текста хита «Старый рояль».


Так в 1980 году коллектив возродился: Романов, Сапунов, Никольский и новый барабанщик Михаил Шевяков. Лирические тексты Константина Никольского были пафосные и яркие, песни с первого раза запоминались поклонникам. В 1982 году группа записала первый альбом в таком составе, в конце года состоялись концерты в Ленинграде и Ташкенте.

Снова «Воскресение» распалось в 1983 году, это было связано с арестом Романова, которого обвиняли в предпринимательстве – организации концертов. Он получил условный срок длиной в 3,5 года с конфискацией средств со сберкнижки.


В марте 1994 года третий состав группы «Воскресение» дал первый концерт: в этот раз лидерские позиции взял на себя Никольский. На одной из репетиций заявил, что его слово должно быть решающим – однако самодостаточные и опытные Романов, Сапунов и Шевяков не были готовы подчиняться. Психологический климат накалился, и Константин Никольский навсегда ушел из группы.

В 2000 году «Воскресение» приглашают на «Максидром», в 2002 – на «Крылья». Они записывают альбомы, которые состояли как из новых, так и из забытых песен. С осени 2003 «Воскресение» выступала в качестве трио, но на концертах к ним периодически присоединялись бывшие участники группы.

К примеру, 4 октября 2014 в «Крокус Сити Холле» состоялся концерт «От Воскресенья до Воскресения». На сцену вышли все участники, принимавшие участие в творческом пути коллектива, кроме троих: Константина Никольского и покойных Сергея Кавагое и Алексея Макаревича.

Музыка

Сложно выделить музыкальный стиль, в котором играет коллектив: это не просто рок, скорее, смесь блюза, кантри, рок-н-ролла и психоделического рока. Он уникален, его смело можно называть «Воскресенским». А с учетом постоянной смены состава группы единства в исполнении за эти годы не было.

При каждом составе лидеры и солисты понимали, что важным моментом является наличие квалифицированного техника – «звукорежиссера». Операторы менялись, но качество музыки, выдаваемое «Воскресением» с первого года их выступлений, было на высоте – звуковые корректировки сопутствовали успеху.

Группа «Воскресение» сейчас

Нынешний состав «Воскресения»: поэт и вокалист Алексей Романов, ударник Алексей Коробков, клавишник Юрий Смоляков и бас-гитарист Сергей Тимофеев. Последним коллектив покинул Андрей Сапунов, певец и композитор. Одной из причин стал конфликт, произошедший из-за концерта на Крымском полуострове в 2016 году: группа выступала в музыкальном театре Симферополя.


На вопрос, почему не приехал Сапунов, Алексей Романов сообщил поклонникам, что причина – политические убеждения, музыкант не захотел выступать на оккупированной территории. После таких заявлений группу закидали яйцами. Несмотря на уход, Владимир Сапунов, его брат, продолжил занимать должность директора. Да и сам вокалист продолжает выступать с группой, теперь как «Воскресение» и Андрей Сапунов».


Аккаунта в «Инстаграме» у коллектива нет, но есть официальный сайт . Там, помимо новостей, фото и аккордов с текстами, размещены райдер и интернет-магазинчик, в котором продаются диски и майки с логотипом.

В 2015 журналист Андрей Бурлака выпустил книгу «Воскресение. Иллюстрированная история группы». Отзывы поклонников положительные: текст легкий, с элементами иронии. Вместе с участниками группы читатель проживает творческий пусть с начала образования коллектива и до настоящих дней. Большинство фотографий, используемых в книге, уникальны.

В 2018 году у группы «Воскресение» запланировано много концертов: в Москве, Риге и других городах. Алексей Романов говорит, что жизнь коллектива проходит обычно: группа записывает песни, ездит на гастроли, принимает приглашения на теле- и радиопередачи.

В феврале уже состоялось совместное предъюбилейное выступление группы с коллективом «Машина Времени» в КЗ «Крокус Сити Холл». В 2019 группа Макаревича отметит пятидесятый День рождения, а «Воскресение» - сороковой.

Клипы

  • «Снежная баба»
  • «Сон»
  • «Вера, надежда, любовь»
  • «Случилось что-то»
  • «Будь со мной»
  • «Я тоже был»
  • «Листопад»

Дискография

  • 1979 – «Воскресение 1»
  • 1981 – «Воскресение 2»
  • 1995 – «Мы вас любим»
  • 1988 – «Живая коллекция»
  • 2001 – «50 на двоих» - совместный альбом с группой «Машина Времени»
  • 2001 – «Все сначала»
  • 2003 – «Не торопясь…»
  • 2004 – «Посмотри, как я живу»

Нашим рок-группам прошлого века всегда был присущ ПАФОС - пафос мальчишек, только-только созревших для возможности заявить о себе, как о самых-самых интересных объектах обсуждения и вожделения. Как много групп разрушили сами себя так и не поделив роль ЛИДЕРА в коллективе, ибо меряться сантиметрами - дело молодых..
Время, всё расставляет по своим местам. И роль каждого в деле выглядит вполне однозначно - в деле которое не смогли - которое просто похерили.

Группа «Воскресе́ние» - советская и российская рок-группа. Существует с 1979 года с перерывом в 1982-1994 годах. Лидер - Алексей Романов (1979-1982, 1994 - настоящее время), Константин Никольский (1980-1981). Стиль - рок, нечто среднее между блюзом, психоделическим роком, арт-роком с элементами кантри и рок-н-ролла.

"Воскресение" - Кто виноват. 1992.

Воскресение в 1979-1982 гг.

Весной 1979 года барабанщик «Машины времени» Сергей Кавагоэ покинул группу. Он и его бывший напарник по группе решили создать собственную группу: в июне из «Машины» ушёл басист Евгений Маргулис, который занял своё место в новом коллективе.

- "Расход «машинистов» 79-го года до сих пор не понятен. Я не присутствовал рядом с ними в тот момент, поскольку заканчивал институт, где проучился десять лет, и затем сразу отправился в военные лагеря. Когда вернулся, в мае, ко мне неожиданно явились Кава с Женей и сказали: «Нет ли у тебя песен каких-нибудь? Давай, группу сделаем. Мы ушли из „Машины“». Ну, давайте, раз так, почему нет? Только у нас же, говорю, ни базы, ни инструментов. Правда, у меня дома есть пианино и двенадцатиструнная гитара. Приходите, придумаем какие-нибудь аранжировки. А у Кавы, видимо, уже созрела стратегия: сделать то же самое, что когда-то сделала «Машина»: записать более-менее качественно десяток вещей и на бобинах разбросать по всей стране, по студиям звукозаписи. Японцем, как мне кажется, всегда двигало честолюбие!" (Михаил Марголис «Затяжной поворот»)

Константин Никольский - Один взгляд назад (Ветерок)

Автором песен стал Алексей Романов, лидер довольно успешной группы «Кузнецкий мост». На оставшуюся вакансию - соло-гитариста - позвали давнишнего друга Романова Алексея Макаревича. Так родился новый рок-коллектив - группа «Воскресение».

«Дома, на коленях» за месяц они «сделали» десять песен. Записать их было решено в учебной студии ГИТИСа, где оператором работал бывший участник «Машины» Александр Кутиков. В записи участвовали также клавишник «Машины» Пётр Подгородецкий и неплохой гитарист и вокалист Андрей Сапунов из ВИА Стаса Намина «Цветы». На записи Кавагоэ «сел за клавиши» и прописал партию синтезатора.

После знакомства с Андреем Сапуновым в репертуар «Воскресения» вошли песни Константина Никольского, знакомого Андрея Сапунова. Половина песен не была собственно «воскресенскими», так «Снежная баба» и «Кто виноват?» входили в репертуар «Кузнецкого моста», «Есть у меня» - из «Машины времени», того периода, когда там пел Романов.

Группа, чьи песни транслировали радио «Moscow World Service» (вещавшего на запад в преддверии московской Олимпиады), вскоре стала бешено популярной, суперхитом становится песня «Кто виноват?», которая в списке популярных песен «МК», обойдя знаменитый «Поворот» заняла пятое место, в 1999 году занявшая 9-е место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке по версии радиостанции «Наше радио». Кроме того, популярностью пользовались песни «Снежная баба» и «Сон».

В сентябре в Маргулисе неожиданно просыпается путешественник, и он уходит из группы. За бас-гитару взялся Сапунов. Талантливый в музыкальном отношении, он быстро освоил новый инструмент.

В ноябре состоялись первые концерты группы - «Воскресение» на пике славы.

В январе в группу вернулся Маргулис, и появились ещё два участника - трубач Сергей Кузьминок и саксофонист Павел Смеян. Весной коллектив продолжает успешно выступать, появляются новые песни, первый и второй альбомы разошлись мгновенно, но на фоне внешнего благополучия в составе назревает конфликт. «Все друг другу надоели». Участники группы сочли, что Алексей Макаревич - соло-гитарист - в то время не очень умело играл свои партии. Было принято решение поменять его. Взяли Алика Микояна, бывшего участника «Машины». Понравилось, но наступило лето и музыканты уехали на отдых в Пицунду.

А в сентябре «Воскресения» не стало - Маргулис ушёл в «Аракс», Кавагоэ и Макаревич оставили музыку (первый пошёл по научной дороге). В группе остаётся один только Романов.

"Воскресение" - Сон

Евгений Маргулис:

- "Тогда, в далеком восьмидесятом, я вдруг обратил внимание на то, что на концертах менялись только залы и наше настроение, в остальном все было похоже на дурацкий сон, публика та же, поклонники вместе с нами перетекали с одного сейшена на другой, и это не могло не достать меня, тем более, что непрофессионализм Лешки Макаревича давал себя знать, да и Кава своими глупыми придирками довершал унылость репетиций.

Мы с Сапуном пускались в дикие загулы, Ромаха делал то же самое; иногда мы шли в наш подвал, чтобы посмотреть очередного гитариста, расстроиться и обратно пуститься во все тяжкие".

Сапун первый задумал уходить из группы, да и мне повод привалил отменный: пригласили в «Аракс».

Второй период (1980-1982)

Казалось, группа так и не оправдает своего названия. Расстроенный Романов положил трудовую книжку в «Аракс», числясь там кем-то вроде сочинителя песен, а в перспективе надеялся проникнуть в филармонию. И тут ему позвонил Константин Никольский.

Никольский был известен не только «рок-тусовке», но и простому советскому слушателю, как автор музыки к песне «Старый рояль» - хита ВИА «Цветы». У него, и у его приятеля Сапунова уже практически был новый состав - он, Сапунов, Романов и барабанщик Михаил Шевяков. Был и репертуар, оставалось только найти «базу» и аппаратуру.

Второй состав, пожалуй, был самым интересным, но и самым противоречивым и нестабильным. Лирика Никольского на первый взгляд была очень похожа на «Воскресенскую», но в то же время были видны и глубокие различия. Никольский писал «красивые» песни с повышенным градусом пафоса, которые отлично запоминались слушателями.

Естественно появление в группе участника с ярко выраженными наклонностями лидера ни к чему хорошему не привело и этому составу не была суждена долгая жизнь. Романов мечтал пробиться в филармонию, Никольский и Сапунов не собирались бросать обучение в музучилище. Когда появилась возможность профессиональной работы под началом менеджера Ованеса Мелик-Пашаева, это была уже совсем другая группа. К Мелик-Пашаеву и ушёл Романов. Тот заключил договор с областной филармонией. Романову казалось, что его карьера пошла на взлёт, но осенью 1982-го умер Брежнев. Все концерты группы были отменены, а «Воскресение № 2» перестало существовать.

"…А тут Ленинград, понимаешь, класс, отличный зал, аппарат шикарный, всё отрепетировано, всё звучит, а тут Брежнев возьми да помри! Ни одного концерта так и не состоялось!" (Алексей Романов)

Группа "Воскресение" - Музыкант

История группы

Весной 1982 года новый коллектив записывает первый альбом. В записи участвовал также Павел Смеян и трубач Александр Чиненков. Альбом вышел странным. Старые романовские интонации переплетались с музыкой в стиле новая волна, что вызывало неоднозначную реакцию у поклонников. Осенью группа выехала на гастроли в Ленинград. Для Романова это были первые в жизни гастроли.

На Новый Год группа уехала в Ташкент, давать концерт в местном дворце спорта. В зале царил ажиотаж, всюду висели плакаты о русском роке. Мелик-Пашаев, умевший «вести дела», заключил договор с московской филармонией, хотя та люто ненавидела группу.

- "Дальше нужно было выходить на ЦТ и делать карьеру. Но непонятно было, куда мы движемся. Можно было усложнять музыку, делать её более красивой, более изощрённой, но непонятно было, куда мы движемся - Кузьмин в то время играл новую волну, и туда соваться вроде ни к чему, а «Круиз» играл хард-рок и это тоже забито." (Алексей Романов)

Затем последовали несколько концертов в театре «Эрмитаж», а потом Романова арестовали

Судебный процесс и распад группы

Их арестовали в августе - Романова и звукорежиссера «Воскресенья» Александра Арутюнова. Как писал непосредственный участник тех событий Илья Смирнов в своей книге «Время Колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока»:

«Им инкриминировалась «частнопредпринимательская деятельность» в виде выступлений с концертами и распространения записей собственных песен». За полтора года до этого против группы уже возбуждалось уголовное дело, но оно было закрыто. Суть его была в том, что сейчас воспринимается как абсолютно нормальное, а тогда было противозаконным: в получении гонорара за свою работу. Профкомы институтов и руководители Домов и Дворцов культуры музыкантам платили - хотя делать этого не имели никакого права. Ну ладно, квартирный концерт: человек поет себе и поет, шапку по кругу - вот тебе и весь шоу-бизнес. А группы связаны с электричеством, светом, аппаратурой, поэтому концерт маскировался под «вечер отдыха молодежи», изготовлялись кустарные «билеты» - кусочки бумаги или картона с печатями (фаны-умельцы переводили печати вареным яйцом, так что на один настоящий «билет» приходилось по несколько «левых»), а потом расходились по «распространителям». Существовало несколько известных всей Москве менеджеров, у которых были детально разработаны каналы распространения, основанные на конспиративной практике революционных, а то и дореволюционных времен: распространитель раздавал «билеты», к примеру, троим помощникам, каждый из которых не был знаком с двумя другими, те по тому же принципу двигали заветные картонки дальше. Таким образом проколы и, как их следствие, неприятности со стороны милиции и ОБХСС (отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности, если кто не знает или запамятовал). Но в случае с «Воскресеньем» прокол-таки произошел."

Тогда дело было закрыто, но Андропов все закрытые дела открыл. Вернемся вновь к книге Ильи Смирнова: «Следствие по этому делу вела женщина по фамилии Травина (из УВД Мособлисполкома). Остальных участников группы спасло чудо: вызванные на допрос чуть позже, они успели проконсультироваться с юристами (и заочно - с В.Альбрехтом) (В.Альбрехт - юрист, диссидент, автор знаменитого руководства «Как вести себя на допросах», ходившего в тех годы в списках, ксерокопиях и на фотопленках - А.Л.), поэтому на вопросы о том, получали ли они гонорары от комсомольских и профсоюзных организаций, ...отвечали непрошибаемым «нет», несмотря на полный идиотизм такого ответа. (Получалось, что часть группы работала за деньги, а часть - бесплатно). Тем не менее, сажать за идиотизм приказа не поступало. Поэтому они до конца процесса оставались свидетелями, - в отличие от Романова, который сказал «да» (как сделало бы и большинство людей на его месте...)».

У Андрея Макаревича другой взгляд на эту историю: «Несмотря на постоянные задержания, закрытия сэйшенов и т.д., никто из московских музыкантов, кажется, не пострадал, хотя под следствием были многие (кроме, пожалуй, идиотской истории с Лешкой Романовым, который сам себя оговорил». Оставим на совести обоих авторов их дефиниции - кажется, истина, как и всегда в таких случаях, находится где-то посередине. Вот как, по описанию И.Смирнова, шел процесс: «Прецедент был очень важен. После ареста Арутюнова и Романова в ОВД на ул. Белинского потащили всех, кто имел отношение к рок-н-роллу. ...май принес и долгожданную передачу в суд юридического продукта Травиной. Суд проходил в г. Железнодорожном - подальше от возможных молодежных протестов - и был замечателен отсутствием прокурора. Обвинение рушилось самым скандальным образом... И резолюция - «От уголовной ответственности освободить в порядке ст.52 ввиду незначительности присвоенной суммы». Тем не менее, суд проштамповал обвинительный приговор - три и три с половиной года условно...»

Процесс сопровождался гневными публикациями в прессе о том, как Романов с красивой гитарой, используя технические средства и государственные документы, эксплуатируя труд своих товарищей, зашибал большую деньгу. Романов: «В общем, такие рвачи, нэпманы. Было обжаловано высшими инстанциями все это барахло, и мне переделали статью на «запрещенный промысел» - это типа распространения кассет. Вроде как мы цеховики, или нерпу бьём. И отсрочили исполнение приговора на два года - значит, надо на два года уйти в тину и потом считалось, что ты наказание отбыл. На этом история «Воскресения», казалось, закончилась навсегда.

Судьбы участников группы складывались по-разному.

Маргулис после распада «Аракса» и невыпуска им записанного уже и анонсировавшегося альбома «Колокол тревоги» создал с Кавагое группу «Наутилус», тоже записавшую несколько невыразительный, но крепкий магнитоальбом, работал у Юрия Антонова, потом сколотил группу «Шанхай», потом оказался в реформированном составе «Машины Времени» вместе с вернувшимся Подгородецким.

Сергей Кавагое после недолгого возвращения в музыку (в середине восьмидесятых вместе с Маргулисом играл в «СВ») пошел по научной части и сейчас, насколько известно, живет в Канаде.

Константин Никольский целеустремленно продолжал (и продолжает поныне) писать и записывать собственные песни.

Михаил Шевяков до недавнего времени занимался предпринимательской деятельностью.

Андрей Сапунов выступал с сольными акустическими концертами, потом играл в нескольких группах, потом вошел в состав ансамбля «Лотос» и вместе с клавишником Александром Слизуновым была записана виниловая пластинка, вышедшая в 1989-м на фирме «Мелодия».

Куда сложнее и извилистее складывалось всё у Романова. Почти сразу после освобождения он включился в любопытнейший проект - запись сюиты «Московское время», в которой были использованы стихи Арсения Тарковского, Юрия Левитанского, Григория Поженяна. «Московское время» затеяли писать все тот же старый друг Романова, гитарист Вадим Голутвин, трубач, перкуссионист и бэк-вокалист Александр Чиненков. На клавишных играл Сергей Нефедов из «Фантазии», на бас-гитаре - Романов и Игорь Кленов, на барабанах - Воронин.

Вскорости после этого Романова снова подхватил Мелик-Пашаев, сколотивший из разномастных артистов программу «В едином ритме» и катавший ее по городам и весям. Романов собрал ансамбль, с которым пел свои песни и аккомпанировал остальным участникам этого шоу. «Мы играли с Маргулисом, с Камилем Чалаевым (бас-гитарист, виолончелист, бывший участник группы «Рок-Ателье», впоследствии играл в «Метро», а ныне, по слухам, проживает в Париже - А.Л.) и Женькой Казанцевым (бас-гитарист Иосифа Кобзона, «Карнавала», работавший в программе Мелик-Пашаева у Кузьмина, а после его ухода оставшийся с Романовым). Там работала певица Таня Игошина - клевая народная певица, но увлеклась эстрадой, а аккомпанировать некому. Она - человек серьезный, стабильный, заслуженная артистка, а у нас идет хулиганство. Скучно просто так играть эстрадную музыку... У нас были стилизации - под латиноамериканскую музыку, под индейцев, китайские какие-то аранжировки. Она пела на марийском языке, и я одну песню выучил и пел - в стиле хэви-метал. Дурковали, одним словом. Ованес на это дело смотрел косо и в конце концов группу волевым решением распустил. После этого я и уволился».

"Воскресение" - По дороге разочарований

Романов пытался собрать новую группу, что получалось не очень. Вспомнив молодость, поиграл в парке «Сокольники» на танцах (там вместе с ним играл басист и вокалист Алексей «Старуха» [Антонов]), а потом был приглашен в группу «СВ».

Это, наверное, была единственная супергруппа 1988-90 годов. В репертуаре «СВ» сочетались старые и новые песни Романова, по-хорошему отягощенные изысканными аранжировками: богатые нефедовские клавиши уравновешивались почти дэвисовскими тембрами трубы Чиненкова, мастерская гитарная вязь Голутвина накладывалась на мощную ритм-секцию Казанцева-Китаева. В Романове «СВ»-шного периода чувствовалась небывалая уверенность, сила и свободное управление собственным полетом.

«Делай свое дело» была первой романовской песней, в которой образность была не столь лиричной, сколь безупречно поэтической: «Допустим, я - ночная птица, скажем, я - сова/Мне ночами не спится/я делаю слова». Рефрен «делай свое дело!» Романов в восемьдесят девятом году прокомментировал следующим образом: «Делай свое дело. Ты палач - иди казни. Этот текст написан в восемьдесят шестом, а весь восемьдесят девятый год я слушаю его по телевизору: эти слова стали очень модны после всех этих съездов. Это очень забавно - получается такой штамп, который ни черта не значит, как «народ и партия едины». Невозможно вдуматься в смысл, абсурдная какая-то скороговорка».

В восемьдесят девятом группе «Воскресение» исполнилось десять лет, и, как следствие, в спортивном зале «Дружба», в Лужниках прошел юбилейный концерт. Два дня зал, похожий с высоты птичьего полета на каракатицу, был под завязку набит самой разнообразной публикой - старыми фэнами легендарного состава, более молодыми рокерами и вовсе юными созданиями, причем преимущественно женского пола. Два дня на сцене, в произвольной последовательности меня друг друга, выступали «СВ», Никольский и «Зеркало мира», Алексей Антонов, Владимир Кузьмин, Петр Подгородецкий и - как специальный сюрприз для публики - «Воскресение». Романов, Сапунов, Никольский, Шевяков играли программу восемьдесят первого года, играли замечательно, вдохновенно, как будто перенесясь на восемь лет назад в подвал МГИМО - но все-таки с поправкой на прошедшие годы. Мероприятие сопровождалось фотовыставкой, продажей атрибутики, видеосъемкой - ну прямо как на Западе, как у больших! По материалам концерта планировался выпуск видеофильма и пластинки, но увы и ах - и телевизионщики, и звуковики сработали неудачно, так что весь материал пошел в корзину...

У Романова в то время как раз назревал целый блок новых песен, и были они совсем другими, чем все его творчество до того - предполагались сложные, развернутые, многоминутные композиции. Во время очередной записи «СВ» осталась пара неиспользованных студийных дней, и Романов вместе с Казанцевым и Китаевым сделал черновую запись этих песен. Впоследствии демокассета была доведена до ума на дачной студии бывшего бас-гитариста «Звуков Му» (ныне продюсера и рок-критика Александра Липницкого).

Эта акция привела к уходу всей троицы из «СВ». Они дали успешный концерт в маленьком подвальном клубике на «Курской»; клубик был забит народом, как консервная банка - килькой. Увы, не выдержавший напора желающих побрататься Казанцев, тогда «зашитый», развязал и, как следствие этого, надолго выпал из общемузыкального процесса. Не имевший названия состав, в котором Казанцева сменил (поначалу - параллельно с «Лотосом», а затем и постоянно) Андрей Сапунов, с начала девяносто первого года стал репетировать в ДК издательства «Правда». Зрелище (и слышище) надо сказать, было замечательное.

"Воскресенье" - Мой друг художник и поэт

Все вместе они играли, как сейчас становится понятно, мощную, тяжелую психоделию, но это была психоделия начавшихся девяностых. В ней, правда, не было элементов фанка, привнесенных года три спустя Spin Doctors, но был панк: песни «Расскажи это всем» и «Последняя любовь», при всей своей философской насыщенности, были оформлены грубыми, прямолинейными гитарными риффами.

В 1992-м фирма грамзаписи «Фили» выпустила на виниле запись «Воскресенья», датированную годом 81-м. По этому поводу в ДК Горбунова была устроена презентация, запечатленная «Программой А». В первом отделении играл тот же состав, что и три года назад в «Дружбе», во втором - так и оставшееся безымянным трио. «Воскресение" играло откровенно халявно, Романов забывал слова... Намного более удачное выступление трио «Программа А» не показала.

Потом наступило какое-то неопределенное затишье. Трио изредка выступало, но теперь Китаева, человека с жестким, сложным и устоявшимся при этом характером сменил Андрей Кобзон - сын известного эстрадного певца и прекрасный барабанщик.

Возрождение

Меломаны всей страны не поверили своим ушам, услышав сообщение о возобновлении деятельности группы «Воскресение». Тем не менее это произошло. Первоначально планировалось воссоздать второй состав группы (Романов - Никольский - Сапунов - Шевяков) и один концерт в таком составе все же состоялся в дискотеке «Мастер» 12 марта 1994 года, но уже на следующей репетиции Никольский заявил, что не хочет исполнять никаких новых песен и вообще его мнение в группе - единственно главное и определяющее.

К его удивлению никто с этим не согласился, тогда он, недолго думая, собрал примочки и ушел. Но в таком странном начале был и положительный опыт. Если бы репетиции продолжились в том же составе, то группа просуществовала бы всего пару месяцев и снова распалась. Но через пару дней Алексей Романов позвонил Евгению Маргулису и первый состав группы приступил к репетициям. Теперь в коллективе не было лидера. Все были равны. Без диктата Никольского все стало на свои места.

В итоговый состав возрожденной группы вошли Романов, Маргулис, Сапунов, Шевяков и - на первых порах - Алексей Макаревич. Свой первый концерт группа дала на пасху, 1 мая 1994 года в Санкт-Петербурге, вместе с «Круизом». Воссоединение было отпраздновано грандиозными концертами в зале «Россия», которые были всячески записаны и потом выпущены на всех возможных носителях фирмой Silence Pro под названием «Мы вас любим».


Потом «Воскресение» выпустило на PolyGram Russia еще один концертный - на этот раз акустический - альбом «Живее всех живых!», Романов вместе с Дмитрием Ревякиным из «Калинова моста», группой «Лицей» и еще много кем поучаствовал в выпущенной фирмой DL-Lota детской музыкальной сказке А. Морсина «Волшебник Изумрудного города», а те семь песен, из-за которых Романов, Китаев и Казанцев ушли из «СВ» тоже были записаны и выпущены DL-Lot"ой на компакт-диске под названием «Семь вещей». Записанные на студии Иосифа Кобзона с участием Владимира Преснякова-старшего и пианиста Андрея Миансарова (он иногда выступал вместе с трио на концертах), «Семь Вещей» за шесть лет, прошедшие с момента их написания, стали совсем другие. Панк-напор уступил место спокойному, взвешенному цинизму, «Светлая горница» на стихи поэта начала века Михаила Кузмина обрела необходимую прозрачность, а главным шлягером абсолютно некоммерческого, в отличие от любой записи «Воскресения», альбома стала совершенно проходная в те далекие времена песня «Мне тебя утешить нечем», спетая Сапуновым так, что умри, - лучше и не представить...

На сегодняшний день группа живет нормальной жизнью - пишет новые песни, выезжает на гастроли, выступает по телевидению, в общем, жизнь идет...

"Воскресение" - В моей душе осадок зла. 1992