Когда пишется ь знак в конце слова. Правописание мягкого знака

В русском алфавите есть две удивительные буквы – мягкий знак и твердый знак. Сами они никаких звуков не обозначают. Зато влияют на соседние.

Мягкий знак выполняет в русском языке две важные функции. Он обозначает мягкость предшествующей согласной и употребляется в качестве разделительного знака.

Иногда мягкий знак в слове слышится, но не . И наоборот… Запомнить все правила и исключения трудно, а писать грамотно очень хочется. Оказывается, научиться этому совсем не сложно.

Мягкий знак после шипящих

Не нужен мягкий знак после шипящих второго склонения единственного числа ( , гараж), первого и второго склонения во множественном числе родительном падеже (луж, лыж) и в кратких прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос "каков?". Например: свежий – свеж, похожий – похож. В с согласной ж на конце (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак тоже не используется, но в слове настежь его следует писать.

Мягкий знак не пишется в местоимениях "наш", "ваш", в частице "аж" и предлоге "меж".

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме

Мягкий знак не пишется в сочетаниях: -чк- (строчка, корочка), –чн– (булочная, прачечная), -нч– (бренчать, бубенчик), –нщ– (гонщик, банщик), -рщ– (сборщик, спорщик), –рч– (сморчок, ), –щн– (изящный, мощный), -ст– (мостик, тростник), - нт– (фантик, кантик).

В иностранных словах с двойной буквой л мягкий знак не пишется (коллектив, коллегия. колли).

Для правописания составных числительных есть свое правило. Если в них второй корень склоняется, мягкий знак писать не следует. Например: восемнадцать – восемнадцатью, пятнадцать – пятнадцатью.

Если основа слова, от которого образовано относительное прилагательное, оканчивается на –нь, –рь, то перед суффиксом -ск– мягкий знак не нужен. Например: зверь – зверский, конь – конский. Исключение составляют прилагательные, образованные от названий месяцев (кроме января), слова китайского происхождения и прилагательные типа деньской. Например: сентябрьский, ноябрьский, но январский; Сычуань - сычуаньский; день - деньской.

У существительных на –ня с предшествующим согласным мягкий знак не пишется. Например: башня – башен. Исключение: барышня – барышень, – кухонь, боярышня – боярышень.

Чтобы узнать, нужен ли мягкий знак в глаголе, оканчивающемся на –тся, задайте к нему вопрос. Если в вопросе мягкий знак отсутствует, значит третьего лица, мягкий знак писать не нужно: "он (что делает?) учится", "они ( ?) заботятся".

Если хотите писать грамотно, выполняйте упражнения на закрепление теории и больше читайте.

Источники:

  • Правописание твердого и мягкого знаков
  • Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих

Написание частицы «не» с местоимениями может представлять собою настоящую проблему - ведь русский язык славится своей неоднозначностью в таких вопросах. Тем не менее, если знать несколько простых правил, это может оказаться не таким уж сложным.

Местоимение - особая часть речи в русском языке, которая обыкновенно употребляется вместо обозначения предмета или существа, а также его свойств и других признаков. При этом местоимение характеризуется собственными правилами правописания, включая случаи написания с частицей «не».

Правила написания частицы «не» с местоимениями

Общее частицы «не» в случае ее употребления с местоимением гласит, что в этой ситуации их следует писать раздельно. При этом такой способ употребления касается самых различных типов местоимений. В частности тех, которые обозначают предмет, существо, признак предмета и другие понятия. Например, таким образом употребляется частица «не» в следующих случаях: «не тот», «не ты», «не каждый» и так далее.

Особые случаи употребления частицы «не» с местоимениями

Отдельную ситуацию представляют случаи употребления частицы «не» в отрицательных местоимениях. Они могут обозначать отсутствие предмета, существа, признака предмета или другого объекта. Например, к группе подобных отрицательных местоимений относятся такие как «некого», «нечего». Кроме того, отрицательные местоимения могут также обозначать неопределенность рассматриваемого объекта, к ним относятся такие местоимения, как «нечто» или «некто». Примечательно, что в большинстве подобных местоимений частица «не» будет находиться под ударением. Если же вам встретилась ситуация, когда в отрицательном частица находится в безударном положении, в большинстве случаев речь идет о другой частице - «ни».

Во всех приведенных и подобных им примерах следует писать частицу «не» слитно с местоимением. Однако это правило касается только тех ситуаций, когда отрицательное местоимение употребляется без предлога. Если же ситуация, в которой употребляется отрицательное местоимение, требует присутствия предлога между частицей «не» и основным словом, их следует писать раздельно. Например, раздельное написание требуется в примерах «не с кем», «не у кого» и подобных.

Наконец, особая ситуация употребления частицы «не» связана со словосочетанием «не кто иной, как». В этом случае, очевидно, присутствует употребление отрицательного местоимения с частницей «не» без предлога, однако оно является исключением из правил и требует раздельного написания частицы и местоимения. То же правило применимо для некоторых вариаций этого словосочетания, а именно: «не кто другой, как», «не что иное, как», «не что другое, как». Однако это правило распространяется только на приведенные варианты словосочетаний, в других комбинациях действуют обычные правила написания частицы «не».

Видео по теме

Источники:

  • Правописание «не» с местоимениями

«ь» (мягкий знак ) по происхождению является славянской. В древней азбуке кириллице была буква «ерь», которая передавала редуцированный (ослабленный) звук почти как нуль звука или как гласный, близкий к звукам [о] и [э]. После утраты редуцированных звуков в древнерусском языке надобность в букве «ерь» отпала, однако из алфавита она не исчезла, а трансформировалась в мягкий знак и получила свое особое назначение.

Буква «ь» выступает в роли разделительного знак а: перед буквами «е, ё, ю, я, и» в корнях, суффиксах и окончаниях именных частей речи в русских и заимствованных словах (бурьян, воробьи, карьер, вороньё); в небольшой группе иноязычных слов перед буквой «о» (павильон, бульон).Буква «ь» используется для обозначения мягкости согласных: в конце слова (кроме шипящих): конь, ; в середине слова перед твердым согласным: свадьба, нянька; в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твердым: возьми (возьму), на зорьке (зорька); для обозначения мягкости «л»: апельсин, стекольщик.Еще одна функция мягкого знак а – обозначение грамматической формы слова: имени существительного в именительном и винительном падеже, оканчивающегося на (дочь, глушь, речь); в форме творительного падежа (детьми, людьми); в различных глагольных формах – инфинитива (печь, сидеть), повелительного наклонения (режь, режьте), в форме второго лица ( , ); в наречиях, которые оканчиваются на шипящие звуки (навзничь, ); в грамматических формах – в конце слов от пяти до сорока (семь, двадцать), а после сорока – в середине количественных числительных (пятьдесят, пятьсот).Обратите внимание, что в наречиях «уж», «замуж», «невтерпеж» мягкий знак не .Также мягкий знак не употребляется в форме родительного падежа множественного числа имен существительных, которые оканчиваются на сочетание «ня», и в производных от них словах с суффиксом -к-, когда в форме именительного падежа единственного числа этому сочетанию предшествует согласная: басен (), вишен (). К исключениям относят слова: барышень, боярышень, кухонь, простынь.Запомните, что буква «ь» пишется в именах прилагательных, образованных от существительных – названий календарных месяцев: июньский, октябрьский. К исключению следует отнести слово «январский».

Видео по теме

Все прекрасно знают, что в русском алфавите имеются две буквы, которые не обозначают звука, не могут начинать слова и быть заглавными. Конечно же, это мягкий и твердый знаки. Эти буквы неслучайно называют «знаками»: их использование помогает правильно передавать звучание слов. С помощью мягкого знака, кроме того, образуются грамматические формы слов, относящихся к разным частям речи. Рассмотрите варианты написания этого знака.

Урок русского языка

Оборудование:

Схемы-опоры, плакаты «Мало уметь писать, надо уметь думать», «Хорошую речь хорошо и слушать», листы с текстом для групповой работы, карточки с заданиями разного уровня, сказка «Путешествие Ь», фонограмма . Компьютерное сопровождение урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с таких слов…

Прочитайте! Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся. Будем писать без ошибок, а для этого нужно знать правила, уметь их применять, быть внимательными.

II. Мотивация.

Учитель. Сегодня мы совершим удивительное путешествие в «Страну существительных», узнаем о приключениях одной буквы и её встрече с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности.

III. Актуализация ранее усвоенных знаний.

Учитель. А начинаем мы путешествие по необычным дорожкам. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

Учитель. Назовите буквы, которые будем писать. Что вы можете сказать о них?

Учащиеся. Они обозначают шипящие звуки [ж], [ш] –твёрдые, [ч,], [щ,] –мягкие.

Учитель. Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился, и запишите его в тетрадь. Итак, отправляемся в путь! Кому как удобней: «по тропинке» или «по кочкам»?

Учитель. Дорожку нам проложили шипящие, но среди букв русского алфавита есть одна особая буква. Учёные называют её буквой – помощницей. Что это за буква? Вы не догадываетесь?

Учащиеся. Мягкий знак.

Учитель. Что вы можете сказать о мягком знаке?

Учащиеся: ь – не обозначает звука; (примеры: день – [д,эн,])

ь – обозначает на письме мягкость предшествующего согласного; (примеры: соль)

ь – разделяет согласный и гласный, чтобы они не сливались; (примеры: вьюга)

IV. Работа над новым материалом.

Путешествие в «Страну существительных» (Чтение сказки учителем на фоне музыки сопровождается полосками со словами, дети читают слова в полосках хором.)

Сказка.

Мягкий знак отправился в путешествие и мы вместе с ним.

Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел

У входа стоял Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.

Мы, существительные с шипящими на конце:

- А ты кто? – спросил сторож.

Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!

Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял

Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач.

Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла

О чём ты плачешь? – спросила она.

Мягкий знак поведал свою печаль.

Не горюй, я буду с тобой дружить!

И я, – пропищала из норки

И моя Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь.

Тут вмешалась мышь.

– Пусть запомнит

такую Мягкий знак - нам верный друг.

Учитель. Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом? (Ответы - предположения детей.)

Учитель. Что общего в этих словах?

Учащиеся. Это существительные, они оканчиваются на шипящий.

Учитель. Что за секрет кроется здесь?

Учащиеся. Существительные произносятся одинаково.

Учитель. На какие две группы они разделились? Слайд№1(слова из сказки в 2 столбика: ж.р. м.р.)

Учащиеся. На существительные женского и мужского рода.

Учитель. Девочки, прочитайте существительные женского рода (на слайде у сущ. появляется ь), мальчики, прочитайте существительные мужского рода. Так что же это за «секретик»? Сделайте вывод, когда пишется мягкий знак?

Учащиеся. У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.

Учитель. Приоткроем «секрет». Верно ли наше предположение?

Учащиеся. Да, верно.

Учитель. Проверьте себя по учебнику. (Чтение правила стр.170).

V. Закрепление.

1. Коллективная работа с текстом.

Учитель. Отправился Ь дальше и попал в цирк и встретился там с ребятами (Открывается опора), глядя на которых, вы будете помнить правило нашего урока:- Кто объяснит, как будет работать опора? (У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.)

А мы попробуем догадаться, с кем из ребят-дрессировщиков подружится Ь? Найдите упражнение 450. Напишите существительные в 2 столбика - по родам: (луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь)

По цепочке у доски, все в тетради.

2.Физкультминутка. Поищем слова из темы урока. Может они под стул закатились слева (наклоны влево ), может под парту справа (наклоны вправо )? Может гости слева видели, может гости справа (повороты )?

3. Работа в группах.

(Каждой группе даётся деформированный текст; слова - подсказки рассредоточены по классу : рож?, мыш?, плач?, сыч?, ноч?, тиш?, камыш?.) – (мет. Базарного)

Учитель. Вставьте подходящие по смыслу существительные в данные предложения. Вы их найдёте на информационном поле.

Текст.

Дорога шла через …. Вот пробежала …. В роще послышался …. Это … затянул песню. Вот и река. Наступила … и ловля началась. Кругом стояла …. … шептался с рекою. (1 ученик из каждой группы зачитывает ответ)

4. Слова – загадки.

Учитель. Запишите отгадки. Обозначив род сущ. (2 ученика за доской).

Человек, который играет на скрипке (скрипач м. р.)

Первая, прилетающая к нам весной птица (грач м. р.)

Маленький ребёнок (малыш м. р.)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ м. р.)

Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником (ключ м. р.)

Способность говорить. Она бывает устной и письменной.

(речь ж.р.)

(Взаимопроверка) Итог: - Поднимите руку, кто написал на «5», на «4»?

4. Творческая самостоятельная работа.

Учитель. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?

Учащиеся. Прочитайте предложения. (Открывается набор предложений, слайд №2).

Я и мой товарищ(?) пошли удить рыбу.

Ребята пошли в лес.

Дорога к реке шла через рож(?).

Крик и смех нарушили лесную тиш(?).

Вот и речка.

Испугались звери и птицы.

Мы закинули удочки.

Ёж(?) шуршит по сухим листьям.

Учитель. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Учащиеся. Нельзя, так как в тексте предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.

Учитель. 1 вариант – выпишите предложения на тему “Рыбалка”.

2 вариант – выпишите предложения на тему “В лесу”.

Распределите эти предложения в нужном порядке. Придумайте 2–3 предложения, употребив записанные ниже слова так, чтобы получился текст.

Итог: - Теперь прочитаем, какие получились тексты. Назовите слова с шипящими на конце, в которых вы написали ь?

5.Контроль полученных знаний.

Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили секрет урока: «Написания Ь», мы поработаем по карточкам, в каждой из которых 3 задания. Кто выполнит одно задание, тот получит оценку «3», два задания - «4», три задания – «5».

1 задание

Вставь, где нужно мягкий знак:

Шалаш.., помощ.., реч.., ключ.., доч.., ландыш…

2 задание

Вычеркни лишнее слово:

Врач?, рож?, тиш?, реч?, глуш?, молодёж?.

3 задание

Подбери к прилагательным, подходящие по смыслу существительные с щипящими на конце:

Колючий.. , горячая …. ,резиновый … ,летучая …. ,тёмная ….,

солнечный….

VI. Итог урока. Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали о существительных женского и мужского рода с шипящими на конце?

Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску
.

VII. Домашнее задание на выбор.

    Упражнение 454

    Напишите мини - сочинение на тему «Мой товарищ»,

используя существительные с шипящими на конце.

В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

Ответ однозначный:

«Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Правило довольно простое:

«Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется:) .

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тут тоже всё довольно просто:

«Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.

Цель урока : вспомнить правила написания мягкого знака у глаголов и существительных на шипящий, уметь отличать существительные 3-го склонения от существительных 2-го склонения и существительных мн. ч. 1-го склонения в р.п.; повторить словарные слова; уметь составлять словосочетания по заданной схеме.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Словарная работа.

Я буду называть вам слова, а вы составьте с ними словосочетания по схеме «глагол + сущ. с предлогом».

Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.

Подчеркните орфограммы.

3. Работа по поиску закономерностей.

На доске записаны слова:

режь, передач, кирпич, спишь, речь, беречь, дочь, гараж, спрячь, жечь, стелешь .

1. Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. На какие группы можно их разделить? Какой принцип классификации вы применили?

Слова можно разделить по-разному:

– на части речи: глаголы и существительные;

– по принципу: с мягким знаком и без.

2. Давайте объединим обе классификации. Что у нас получится?

4. Упражнение на закрепление (работа у доски, каждый ученик пишет по 5 слов).

Запишите слова, устно объясните условия написания мягкого знака или его отсутствие, пользуясь составленной выше схемой.

5. Мои загадки – ваши отгадки.

Я загадаю вам загадки. Отгадки записывайте в тетрадь. Кто отгадает все 5 загадок, получит 5.

1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч.)

3. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. (Ночь.)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь.)

Запасная:

6. Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь.)

6. Перфокарта (для быстрого контроля).

Слова для работы:

пляж, стричь, дремлешь,

вещь, лыж, печь,

луч, пейзаж, рощ,

тысяч, не бережешь, репортаж.

7. Самостоятельная работа.

Распределите слова по принципу «с мягким знаком на конце после шипящих» и «слова без мягкого знака на конце».

Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_, еш_те, ветош_, намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_, нож_, свеч_, калач_, реж_те, смерч_, леч_, пресеч_, плеч_, плач_.

8. Итоги урока, объяснение домашнего задания.

9. Домашнее задание. Подберите 20 своих примеров по теме сегодняшнего урока.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Порой мы задумываемся, надо ли ставить мягкий знак после шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих — правило постановки

Ставим мягкий знак:

  • Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже.
  • Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

    Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

    2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

    Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

    – ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

    3. В глаголах единственного числа в повелительном наклонении в окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

    Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание – ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

    Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

    4. В глаголах, находящихся во множественном числе и повелительном наклонении перед окончаниями – те, — тесь.

    Пример: намажь – намажьте – намажьтесь.

    Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

    5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

    Пример слов: печь – печься, лечь – разлечься.

    Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

    6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

    Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

    Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

    Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

    7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

    Пример слов: то бишь, всего лишь.

    В предложении: Ишь какой хулиган!

    Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

    Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

    Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

    2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

    Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

    Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

    Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

    Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

    4. В местоимениях с шипящими на конце.

    Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов – части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

    Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил — для более лёгкого запоминания.

    Мягкий знак на конце наречий после шипящих: правило, примеры

    — Почему грустишь, царевна? Почему печален взгляд?

    И ужимки скоморохов отчего не веселят?

    — Ах, приснился мне царевич, он настолько был пригож,

    И со мной случилось что-то: мне уж замуж невтерпёж.

    Такой разговор мог бы произойти в волшебном Тридевятом царстве, но для нас этот диалог интересен прежде всего тем, что в нём присутствуют примеры, в которых мягкий знак на конце наречий после шипящих отсутствует.

    Орфограмма изучается в 4-м классе

    Очень сложная орфограмма, связанная с шипящими на конце и Ь, подлежит изучению в начальных классах. Дети проходят эту тему в течение всего обучения в начальной школе: сначала в ходе изучения глагола, потом – существительного и прилагательного. А наречия изучаются в последний год начального образования.

    Следовательно, изучает правописание орфограммы «мягкий знак на конце наречий после шипящих» 4 класс. ФГОС предусматривает знакомство с написанием самых распространённых слов, в которых присутствует эта орфограмма, к таким относятся исключения:

    Формирование навыка различения частей речи

    Очень важно сформировать у детей умение различать слова различных частей речи, так как от этого зависит их орфографическая зоркость. Без такого навыка учащиеся не смогут правильно выбирать нужную орфограмму, в том числе и мягкий знак на конце наречий после шипящих.

    Слова удобнее всего будет распределить на группы по частям речи, в этом поможет таблица, в которой, кроме части речи и вопросов, нужно указать условия выбора употребления или неупотребления мягкого знака.

    отвечает на вопросы:

    отвечает на вопросы: каков?

    отвечает на вопросы: что делать?

    отвечает на вопросы: как?

    не 3 скл. — не пишется

    пишется (иск.: замуж, уж, невтерпёж)

    Мягкий знак на конце наречий после шипящих

    Правило написания мягкого знака в данном случае формулируется довольно просто. В качестве примеров наречий приведем слова, заканчивающиеся на шипящий и отвечающие на вопрос: как?

    Как видно из этих примеров, мягкий знак на конце наречий после шипящих пишется, не распространяется это правило только на слова: замуж, невтерпёж, уж.

    Словарная работа


    Очень важно, чтобы дети понимали значение наречий, иначе они их просто не запомнят. Значит, необходимо проводить словарную работу. Для этого возможно использование синонимов:

  • она выходит замуж — он женится;
  • вскачь – быстро, скачками;
  • навзничь – на спину;
  • наотмашь – с размаху;
  • настежь – распахнуто до отказа;
  • невмочь, невтерпёж – терпеть невозможно, очень хочется;
  • прочь — вон;
  • сплошь – плотно, очень густо, все подряд;
  • уж — сейчас, в данный момент.
  • 1. Установите соответствия между словами, которые можно связать по смыслу:

  • вскачь;
  • навзничь;
  • наотмашь;
  • настежь;
  • невмочь, невтерпёж;
  • прочь;
  • сплошь;

    1. Луна меж туч несмело выглянула на миг, и снова скрылась прочь.
    2. Луч золотой тянется весной, падает на луг, оживляет всё вокруг.
    3. Песок Сахары жгуч, он беспощаден и горюч.
    4. Со свистом мимо наших крыш, как молния, пронёсся стриж.
    5. Наотмашь ударило море волной бедный кораблик мой.
    6. Камыш у бережка растёт, малыш его для мамы рвёт.
    7. Дуб вырос высок и могуч, под ним сегодня много луж.
    8. Отца попросит дочь помочь, самой ей справиться невмочь.
    9. С зарёю прочь уходит ночь.
    10. Карандаш мой хорош, он нарисует мне чертёж.
    11. Диктанты по теме «Мягкий знак»

      Диктанты позволят закрепить пройденную тему и отработать написание мягкого знака. Первая тема — мягкий знак как показатель мягкости. Тему эту проходят детки и в первом и во втором классе. Помимо этого мягкий знак может быть еще и разделительным, тема немного сложнее и разбирается, как правило, во втором классе. Но в любом случае такие тексты может использовать и учитель, и родители дома для занятий с ребенком в качестве диктантов или для контрольного списывания. Орфограмму с мягким знаком необходимо подчеркнуть.

      Мягкий знак — показатель мягкости на конце слова

      Ь пишут на конце слова, когда надо показать мягкость предшествующего звука. Например: конь.

      Игорь идёт собирать щавель. Вот ель. Тут травы нет. Это ясень. Здесь растёт зелень. Игорь сел на пень и начал есть щавель. (22)

      Сейчас июнь. Стоит жаркий день. Чуть-чуть дует ветер. Он гонит пыль. Вот летит шмель. Я взял стебель и гоню шмеля. А вон лошадь ест щавель. (26)

      Прошли июнь и июль. Минул и август. На дворе сентябрь. Опять настала осень. Учитель собрал детей на урок. Каждый ученик принёс портфель. Там тетрадь и букварь. (27)

      Сейчас июль. Стоит хороший день. Из чащи выходит лось. Он щиплет зелень. Кусты трещат. Это может быть медведь. Лось бежит в чащу. (22)

      Во дворе стоят ель и ясень. Они дают тень. В жаркий день хорошо здесь сидеть! Рядом торчит пень. Тут была ель. Её сломал вихрь. (24)

      Гусь весь день ходит по двору. Он устаёт ходить. Гусь идёт отдыхать под ель. Там лежит тень. Гусь шагает через корень. (21)

      Прошёл дождь. Всюду лужи и грязь, Олег надел резиновую обувь. Он может теперь ходить везде. Сырость его не страшит. (19)

      Наступил Новый год. Он принёс людям радость. Потом прошли январь и февраль. Март и апрель прогнали холод. Вот и зелень. (20)

      Осень красит зелень в жёлтый цвет. Октябрь приводит листопад. Яркая скатерть лежит на земле. Часто моросит дождь. А вот и ноябрь, Скоро декабрь. Опять придёт зима. (26)

      Прошёл ноябрь. Настал декабрь. Везде лежит снежная скатерть. Вот след волка. Он пришёл искать добычу. Его испугал огонь костра. Зверь убежал в чащу. (23)

      Стоить февраль. За окном метель. Ветер качает ясень и тополь. Снегирь сел на карниз. Он клюёт сухарь. Вот ветер начал стихать. (21)

      Сейчас семь часов. Пора вновь кормить цыплят. Они бегают и пищат. Надо опять налить им воды и дать корм. А петух клюёт сухарь. (23)

      Пять часов утра. Такая рань! Начало светать. Часть неба стала розовой. В стойле проснулась лошадь. А вот петух спешит встречать восход и всех будить. (24)

      Лошадь везёт телегу. На телеге лежит уголь. От него летит пыль. Вот угол дома. Здесь надо сложить уголь с телеги. (20)

      Прошли июль и август. Наступил сентябрь. Вот и осень. Зелень начала желтеть и краснеть. Месяц октябрь сменяет брата. За ним спешит ноябрь. (22)

      Стоит пасмурный день. Начал капать дождь. Капель стучит по крыше. Хлынул ливень. Он прибил пыль к земле. Воздух стал чист. (20)

      Пёс грызёт кость. Он широко открыл пасть. У пса густая шерсть. Чёлка свисает на глаза. Пёс весел. Откуда грусть? Ведь у него есть кость! (24)

      Корабль сел на мель. Он не может плыть. Его надо спасать. Буксир будет тянуть корабль. Он скоро сможет продолжить путь. (20)

      Игорь открыл тетрадь. Он сделал запись. Игорь написал семь слов. Теперь надо проверить. Прочитать по слогам. Не ленись, проверь диктант! (20)

      Ливень перестал. Туча скрылась. Сохнет грязь. Вновь запел соловей. Селезень скрылся в зелень. Голубь тянет свой клюв. Он будет пить из лужи. (22)

      В озере живут карась и пескарь. Есть здесь линь и окунь. Сейчас гладь озера покрыла рябь. Вон плывёт дикий гусь. А там селезень нырнул в камыши (26)

      Лось бежит в самую глубь леса. Здесь есть топь. Зверь идёт не страшась. Грязь летит и пачкает шерсть. Вот и берег. (21)

      Наступил апрель. Пора копать огород. Надо сажать морковь и картофель. Вот и готовы восемь грядок. Не ленись их полить! (19)

      Вчера весь день лил дождь. И вот опять хлынул ливень. Вновь на дворе сырость и грязь. Теперь нам не поиграть в футбол. (22)

      Игорь вышел на луг. Он задел стебель крапивы. Ногу обожгла боль. Вскочил волдырь. Игорь не будет плакать. Но не надо тереть волдырь. (21)

      Учитель закончил урок. Максим положил в портфель тетрадь и пенал. На парте лежит букварь. Максим открыл букварь и начал читать. (20)

      Позади февраль. Теперь на дворе март. Ушёл мороз. Улеглась метель. Снег начал таять. Стучит капель. Потом настал апрель. Стала расти зелень. (21)

      Мягкий знак — показатель мягкости на конце и в середине слова

      Ь, обозначающий мягкость согласного, пишут в конце или в середине слова, когда надо показать мягкость предшествующего звука. Например: роль, хорьки.

      Небо начало темнеть. Плывут большие тучи. Будет лить сильный дождь. Я вышел на крыльцо. Нужно взять зонтик. (17)

      Мой дед любит удить рыбу. Он весь день сидит с удочкой. Поплавок чуть-чуть дёрнулся. Это карась. Потом попался окунь. (20)

      Мальчик Витя идёт гулять в ельник. Опять начал капать мелкий дождь. Витя возьмёт зонтик. (14)

      Школьник Игорь проводит июнь на даче. Стоят погожие деньки. Игорь пишет письмо маме. Потом мальчик бежит гулять. (17)

      Петя и Костя идут в садик смотреть цветы. Вот васильки. А это тюльпан. У крыльца растёт сирень. (17)

      Июль. Стоят тёплые деньки. Мы пошли гулять в ельник. Стали собирать васильки. Ольга нашла щавель. (15)

      Корабль плыл в дальние страны. Он сел на мель. Корабельщики должны снять его с мели. (15)

      Пришёл сентябрь. Школьная пора. Мой брат Кузьма положил в портфель тетрадь. Мальчик пошёл в школу. Кузьму там встречает учитель. Учитель научит Кузьму писать и считать. Читать Кузьма уже умеет. (29)

      На берегу большой реки растут топольки. За ними стоит большая мельница. Плакучая ива печально смотрит в воду. В толще воды мелькают мальки. Вдалеке слышен шум бульдозера. Упали мелкие капельки дождя. По воде кольцами бегут волны. Хлынул сильный ливень. Он прибил стебельки к земле. (43)

      Сколько работы в огороде! Надо поливать, удобрять, полоть. Вот морковь, щавель и горькая редька. А это картофель. (17)

      Июль. Жаркий день. Полдень. Тополь и ясень дают тень. Лошадь спряталась в тени. В траве бегают маленькие зверьки. Это хорьки. На пеньке сидит зайчик. У заиньки длинные уши.(28)

      Маленький мальчик вышел из дома. За ним бежит пёс Вулька. Вот висят длинные сосульки. Мальчик стучит по ним пальчиком. Они звенят, как колокольчики. Лужи покрылись тонким слоем льда. (28)

      На поляне стоит пень. Рядом с пнём растёт ясень. Ольга любит сидеть на пне и читать. На ясене висит скворечник. Сейчас июнь. У скворцов уже есть птенчики. Они серенькие и очень хорошенькие. (32)

      Морозные деньки. У крыльца большой сугроб. В каменной печи тлеют угольки. В углу спит кот Васька. Пищат маленькие мышки. Но Ваське лень встать. Ольга пишет письмо брату. Маленький Игорь рисует в альбоме. (32)

      Осень. Моросит дождь. Мелкие капельки стучат по крыльцу. Маленькая Настенька рисует в альбоме. Вот олень, рысь. Это большой медведь. Надо взять ещё альбом. Этот закончился. (25)

      Сентябрьские деньки. Солнышко греет меньше. Скоро будет лить сильный дождь. Школьникам больше времени надо уделять учёбе. Меньше времени осталось для гуляния. (21)

      Прошли сильные холода. Появились сосульки. Больной Витя сидит у окна. У крыльца играют мальчики. Они хотят порадовать Витю. Мальчики лепят из снега большую бабу. У неё нос-морковь и глаза-угольки. (31)

      Сейчас Игорь в гостях у Кузьмы. Мальчики зовут собаку Пальму. Пора гулять. Игорь взял за руку маленькую Ольгу. Во ржи синеют васильки. На лугу растут колокольчики. Дети сели отдохнуть под ель. Там тень. (33)

      Промелькнули летние деньки. Пришла осень. День стал короче. Трава начала желтеть. Только ель стоит зелёная. Дует сильный ветер. Весь день идёт мелкий дождь. Везде сырость. На улицах грязь. На полях убрали картофель и морковь. (34)

      Зимой заинька был беленький. Настали тёплые деньки. Весной у зверька началась линька. Он стал серенький. Вот косой бежит в дальний ельник. Его большие уши мелькают среди трав. (27)

      Сильный мороз. Ольга надела пальто. Девочка взяла коньки. Она идёт на школьный каток. Там мальчики быстро скользят по льду. Большому морозу их не испугать. Около катка ольха и ель. На ольхе сидит снегирь. (33)

      Зима. Мальчики взяли коньки и гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду. Долго катались дети. Кузьма отморозил большой пальчик на ноге. Очень больно! Маленькая Ольга отвела Кузьму домой. (29)

      Январь. Сильные морозы. Ольга надела пальто и вышла на крыльцо. Везде большие сугробы. Долго гулять нельзя. Ольга вернулась в дом. В печке тлеют угольки. Маленький щенок Булька грызёт в углу кость. (31)

      Ольга любит тюльпаны. Они похожи на огоньки. У крыльца есть большие клумбы. Девочка может целый час сидеть и смотреть на тюльпаны. А Машенька любит васильки. Они синенькие и голубенькие. Они очень весёленькие. (32)

      Учительница Ольга Львовна просит школьников открыть альбомы. Они начали рисовать. Мальчик Саша рисует бульдозер. Коля рисует корабельные мачты. На рисунке Маши бежит олень. На рисунке Даши журавль летит в дальние страны. (31)

      Ударил сильный мороз. Маленькие сосульки украсили наш карниз. Вокруг крыльца лежат большие сугробы. Нельзя выходить без пальто. Пора доставать коньки. А в печурке трещат дрова и тлеют угольки. (28)

      Тёплые июльские деньки. Семён и Митя встали пораньше. Только занялась зорька. Мальчики пошли на речку удить окуньков. Они идут через ельник. Дорога дальняя. Вот и маленькая речка. У мальчиков большой улов. Они довольны. (33)

      Дед Кузьма Петрович сторожит сад. Здесь много яблонь. Ночной порой дед должен сидеть на крыльце или ходить по саду. При сильном ветре дед надевает пальто. Рядом с Кузьмой Петровичем верный бульдог Альтаир. (32)

      Разделительный мягкий знак

      Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Например: платье, копьё, муравьи, вьюга, обезьяна.

      Мы — дежурные. Наталья Соловьёва польёт цветы. Илья Васильев вымоет доску. Марья Воробьёва подметёт пол. Наша учительница Дарья Алексеевна Ульянова будет рада. (21)

      Живёт в пустыне жук. У него есть серьёзная защита от врагов. Костяной хвост жука — настоящее ружьё. Только стреляет оно не дробью. Жук бьёт обидчика ядовитыми брызгами. (26)

      Земляная свинья живёт в Африке. Это животное похоже на свинью. Но относится к муравьедам. Ночью свинья раскапывает муравьиные поселения. Она языком ловит муравьишек. (23)

      На солнечной скале оживленье. У крапивниц веселье. Бабочки рады теплу. Зима была вьюжной, свирепой. Её холод проник в жильё бабочек. Крылья у них выцвели. Но «старушки» полны веселья и играют в прятки! (32)

      У Ильи Копьёва есть собака Бьянка. Они большие друзья. Илья с Бьянкой часто гуляет. У Бьянки хорошее чутьё. Вот цепью протянулись заячьи следы. А вот лисьи. Где жильё лисы? Бьянка серьёзно глядит на Илью. (34)

      Демьян идёт в лес. Красив лес осенью. Листья льются на землю золотым потоком. Только под елью хвоя. Ягоды рябины свисают гроздьями. Среди деревьев мелькает попрыгунья белочка. Вот родник. Демьян с жадностью пьёт воду. (33)

      Ночью бушевала вьюга. Теперь на сучьях деревьев висят хлопья снега. Илья с псом Вьюнком пошёл в лес. Не слышно птичьих голосов. Только около жилья человека можно услышать воробьиное чириканье. Вот под елью лисья нора. А вон волчьи следы. (38)

      Осенью часто льют дожди. С деревьев облетели листья. Не слышно соловьиного пения. Животные готовятся к зимнему ненастью. Ёжик утепляет себе жильё под елью. Муравьи закрывают муравейники. Воробьи и сороки селятся ближе к жилью людей. (34)

      На снегу видны кабаньи и лисьи следы. А по этой звериной тропе пробежал зайка. Косой скрылся от хищных врагов среди деревьев. А вот лежат птичьи перья. Это лиса поймала добычу и разорвала в клочья. (34)

      Охотники идут в лес за дичью. Охотничья собака бежит за ними. Друзья видят на тропе волчьи следы. Они ведут в овраг к ручью. А вот и медвежьи следы. Но друзья ищут птичьи стайки. (33)

      Улетели зимние вьюги. Птицы несут на крыльях весну. Птичьи голоса радуют нас. Слышна весенняя капель. Следом за капелью проснулись деревья. Скоро на голых сучьях деревьев зазеленеют листья. Уже звенят ручьи. Какое веселье и раздолье ребятишкам! (35)

      Льёт дождь. Моя сестра Наталья шьёт кукле Аксинье платье. Бабушка Ульяна варит варенье. Тётя Марья готовит очень вкусное кушанье. Маленькая Софья — шалунья. Она хватает за хвост собаку Вьюна. Я зову Вьюна и выхожу на крыльцо. (36)

      Осенью часто льёт дождь. Листья на деревьях желтеют. Птичьи стаи летят на юг. Ночью бывают заморозки. Падают хлопья снега. Приходит зима с метелью и вьюгой. (25)

      Ночью был сильный ветер. А утром льёт дождь. Дорожки в саду покрылись грязью. В канавках вокруг дома текут ручьи. Но петух на птичьем дворе с радостью поёт. А в сарайчике свинья с жадностью ест из корытца. (36)

      Мы слышим за окном птичье чириканье. Это стайка воробьёв прилетела к кормушке. А под елью за низкой изгородью видна воронья стая. На верхушке сосны дятел бьёт клювом по стволу. (29)

      Ночью прошёл сильный дождь. Лесные дорожки и тропки покрылись грязью. На этой тропе видны медвежьи следы. Они протянулись к ульям. Медведь хотел добыть медка из пчелиного жилья. Но у собак отличное чутьё. Они прогнали грабителя. (35)

      Осенью дождь льёт ручьями. Листья опали. Ветер сильно качает голые сучья деревьев. В лесах не слышно птичьего пения. Все певцы и певуньи улетели от зимнего ненастья на юг. Осенью пчёлы не вылетают из ульев. Спрятались муравьи. Скоро придёт зима. Зашумят вьюги. (41)

      Повезло хомяку. Нашёл он в листьях птичье гнездо. Лежат два большущих яйца. Знатное кушанье. Тащи в нору и пируй на здоровье! Только лапками яйцо не обхватить. Скользкое! За щеками не унести. А бросать жалко. Хомяк упёрся лбом в яйцо и с радостью покатил к себе в нору., (47)

      Совы — хищные птицы. Мощные когти совы похожи на зубья капкана. Когти соединены в одну лапу. Совы лучше видят ночью. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. У этих птиц мягкие перья на крыльях. Они позволяют сделать полёт очень тихим. (42)

      Увидала медведица муравьиную кучу. Захотелось ей Муравьёв поесть и сыночка угостить. Стала она разгребать муравьиное жильё лапой. Раскопала и высунула язык. Облепили любопытные муравьи язык. Медведица тут их и проглотила. Смотрит на медведицу малыш. Медвежонку хочется попробовать это кушанье. Учись! (40)

      Разные бывают птичьи домики. Самое большое гнездо у орла. Орёл делает его из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Она вьёт его на ветках берёзы. Пеночка часто украшает своё жильё цветной бумагой. (33)

      Не у всех семян есть крылья-летучки. У кого нет своих крыльев — тот на чужие надеется. Были бы закорючки. Птица-каменка на бурьян приседает. Семена в перья вцепляются. Жаворонок забежит, в бурьян. А семена на спину посыплются, и полетят семена на чужих крыльях на новые места. (44)

      Прошлой ночью я услышал шум за окном. Утром я там нашёл медвежьи следы. Они цепью тянулись из леса. Медведь приходил к человечьему жилью! Серьёзный случай. Счастье, что он не причинил нам вред. Я надел охотничьи сапоги и прихватил ружьё. Пёс Полкан взял след. Вот выломаны колья в заборе. За изгородью бурьян. Зверь шёл через него. В бурьяне остались клочья шерсти. (60)

      Братья Олег и Осип пошли гулять к устью большого ручья. Там ручей впадает в нашу речку. Рядом поле. Оно засеяно рожью. Сейчас весна. Деревья покрыты листьями. Птицы вьют гнёзда. По ночам поют соловьи. Вон тетерев бьёт крыльями. А здесь на земле птичьи перья и следы. Похожи на кошачьи. Но слишком большие. Это тетерев повстречался с рысью. Она хорошая прыгунья. Жалко птичку! (61)

      На птичьем дворе оживление. Хозяйка насыпала овсяных хлопьев. Петух отличается храбростью. Он распушил перья и растолкал индюков и гусей. Петух пробился к бадье и ест с жадностью. Ешь, Петя, на здоровье. Большая гусыня бьёт крыльями. Два гуся дерутся. Пух с перьев летит клочьями. Две курочки пьют воду. Третья следит за маленькой мышью. Индюк покинул своё жильё и важно идёт к кушанью. За изгородью стоит и смотрит на птиц с грустью жирная свинья. (72)

      Мягкий знак после шипящих

      В именах существительных женского рода после шипящих на конце слова пишут Ь. В именах существительных мужского рода после шипящих на конце слова Ь не пишут. Например: дочь, гараж.

      Под сосной греется рысь. А её малыш ловит лесную мышь. Наступает ночь. Рысь уходит за добычей. Хищница не нарушает ночную тишь. Ловит рысь на обед робких зайцев и тяжелых глухарей. (30)

      Ранней осенью я люблю бродить по лесу. Особенно мне нравится забираться в самую глушь. Красив пейзаж лесного озера в глуши. Камыш заполонил берега. Тишь. Только иногда всплеснёт ёрш. Из-под корней упавшего дерева бьёт ключ. Он еле слышно журчит. (39)

      Дорога шла через густую рожь. Вот пробежала мышь. В роще послышался плач. Это сыч затянул свою грустную песню. Под корнями старой берёзы бьёт холодный ключ. Мы подошли к реке и поставили шалаш. Наступила ночь. Кругом тишь. Камыш тихонько шептался с рекою. Сначала попадалась мелочь. Но скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился жирный лещ. Вот и полночь. Ночной пейзаж был удивительно красив. Утром первый луч солнца разбудил нас. Мы отправились домой. (74)

      Может ли мышь уместиться в чайной ложке? Может. Но не простая серая мышь. Вид этой мышки обитает в Африке. У неё дома вода — большая роскошь. Наступает ночь. Мышка складывает камушки перед входом в норку. Зачем? Так она готовит себе питьё на утро. Тепло из норки сталкивается с ночной прохладой. На камушках появляется роса. Её мышь и пьёт. (56)

      Весь июль стоит ужасная жара и сушь. Солнце палит нещадно. Пшеница и рожь могут погибнуть. И людям несладко. Спасает ванна или душ. Молодёжь ходит на пляж. Купание сейчас — просто роскошь. Мой друг Коля забрался в лесную глушь и построил там шалаш. Природа пришла к нам на помощь. В полночь звёздное небо затянули тучи. Началось ненастье. Словно в небесном своде пробили брешь, и он дал течь. (65)

      Развалины замка на холме навевали грустные мысли. Развалившиеся башни и брешь в стене. Много лет назад пейзаж был совсем другой. В замке царили богатство и роскошь. У ворот стоял страж. На башнях развевались флаги. В этом замке жил доблестный рыцарь. Важно въезжал он в свой замок. Солнце играло на латах рыцаря. Оруженосец нёс его щит, меч и копьё. Трубач оглашал окрестности мощным звуком трубы. (66)

      Кенгурёнок появился на свет слепым. Он ищет сумку мамы. Малыш уцепился когтями за шерсть. На помощь никто не придёт. Малютка ползёт по животу матери и вертит головой. Рот широко открыт. Детёныш очень крепко держится. Малыш больше похож на червячка. Но энергия у него бьёт ключом. Мать не помогает своему чаду. Она лежит на спине или на боку. Вот и сумка. Малыш схватил сосок и затих. (66)

      Начался весенний ералаш. Солнце растопило снег на полях. Вон по грядкам идёт чёрный грач в поисках съедобного. А вот на опушке лежит безобразный сугроб. Он похож на корабль, который дал течь. Экипаж уже сошел на берег. Мы выходим на пустошь и видим чудесный пейзаж. На подъёме к вершине холма стоит группа дубков, клёнов, берёз. Под большими деревьями виднеется древесная мелочь. Это лесная молодёжь. Хорошо сейчас забраться в глушь, слушать лесную тишь. (71)

      Стояла длинная морозная ночь. На покрытый снежной скатертью пляж по шоссе вышли трубач и скрипач. Они гуляли. Перед ними был прекрасный пейзаж. Ледяное море темнело под звёздным небесным сводом. Звёзды напоминали таинственный чертёж. Луна походила на круглый мяч. Волна плескалась о кирпич набережной. Мороз, как ёж, вызывал лёгкую дрожь. На берегу, словно кулич, стояла гора с плоской вершиной. Луч маяка прорезал тьму. Маяк — это морской страж. Экипаж корабля видит его издали и находит берег. (74)

      После зимней стужи ранняя весна — роскошь. Солнце начинает светить всё ярче. Его луч, словно меч, пробивает брешь в зимней стуже. На помощь зиме приходит морозная ночь. Звёздный холодный свет сменяет солнце на небесном своде. Луна появляется, как страж зимы. Порой мороз заводит свою трескучую речь и днём. Нам грустно. Мы чувствуем горечь. Вот и нет весенних деньков. Но это ложь! Пейзаж меняется всё сильней. А вот и первый грач ищет на земле съедобную мелочь. Словно чудесный врач, солнце лечит природу от зимы. (82)

      Ночь накинула на небесный свод прекрасный звёздный плащ. В нём, словно брешь, сияет луна. Она похожа на чудесный калач или кулич. В полночь на земле стоит тишь. Иногда прошуршит мышь в прошлогодних листьях. Ночной сторож подбросит дров в печь. Большая пустошь возле села уже свободна от снега. В лесу, как старый фарш, лежит сероватый снег. Это уже совсем лишняя вещь. Ночью мороз приходит на помощь зиме. Он думает, что может остановить весеннее тепло. Это ложь! (75)

      Зимняя ночь в лесу. Какая стоит тишь! Мы проходим через пустошь и забираемся в самую глушь. На болоте под снегом виднеется сухой камыш. А вон стоит шалаш из прутьев. На него накинут снежный плащ. Большая и маленькая ели похожи на мать и дочь. В конце аллеи есть избушка. Там живёт сторож. Он топит печь. В полночь мы стучимся к нему. Старик нам рад. Он ставит на стол корж и гуляш. Русская печь — просто роскошь! (76)

      Врач Сергей Кириллович Лебедев смотрел хоккейный матч. Была уже полночь. Сергей Кириллович с аппетитом ел борщ и калач. В соседней комнате сидела его дочь Алла. Вдруг она увидела мышь. Зверёк тащил хлебный мякиш. Девочку охватила дрожь. Она позвала на помощь. Сергей Кириллович услышал плач Аллы и пришёл. Мышь убежала через маленькую брешь в стене. Отец успокоил дочь. Это всё мелочь! Алла приняла тёплый душ и легла спать. (73)

      Сторож Геннадий Иванович вышел из своей избушки. Его охватила лёгкая дрожь. На улице стоял мороз. Близко полночь. Сторож запер дверь на ключ и включил фонарик. Длинный луч прорезал тьму, словно нож. Он пробил во тьме брешь. Сторож взял вязанку дров и пошёл топить печь. Вдруг громкая речь нарушила тишь. Кто забрался в такую глушь в морозную ночь? Это молодёжь из села. Они вышли гулять на пустошь. Там есть большой подъём. С него хорошо съезжать на салазках. (76)

      Мы с другом пошли на соседнюю пустошь. Там стоит старый дом. Его обвивает густой плющ. Рядом болото, растёт камыш. Вот и старый дом. Внутри прохлада и тишь. Мы чувствуем лёгкую дрожь. От стены отвалился кирпич, и образовалась брешь. В доме царит полумрак. Пищит мышь. Обходим первый этаж. Я нашёл на полу пыльную вещь. Это старая потёртая брошь. Мой друг поднял с полу ржавый ключ. Поднимаемся по лестнице на второй этаж. Раньше здесь царила роскошь. А сейчас полный ералаш. Лежит рваный плюш, ржавый нож и сломанная конская упряжь. Мы глядим через окно на окружающий дом пейзаж. (95)

      Поехал Иван-царевич на поиски приключений. Надоела ему роскошь дворцовая. Прицепил к поясу меч, сел на коня. Царь вышел на лестницу попрощаться с сыном. Трубач на крепостной стене сыграл марш. Страж ворот опустил перекидной мост. Дорога идёт через поля. Вокруг пшеница, рожь. Долго ли, коротко ли ехал Иван. Навстречу ему королевич из соседнего королевства. Витязь хоть куда, усач, крепыш. Решили богатыри вместе ехать. Друзья заехали в глушь. Спустилась ночь. Окружающий пейзаж погрузился во тьму. Пора отдохнуть. Выбрали небольшую пустошь. Рядом чернеет пруд, шумит камыш. Деревья па берегу обвил плющ. Друзья нашли шалаш и залезли в него. У царевича с собой корж и калач. Королевич достал лаваш. Вот и весь их багаж. Рядом из земли бил ключ. Набрали воды. Утром снова в путь. (122)

    12. Структура рабочей программы по ФГОС Положение о структуре рабочей программы формируется в соответствии с отраслевым законодательством, уставом образовательного учреждения и прочими […]
    13. Как отправить письмо в Mail.ru Казалось бы, что может быть сложного в процессе отправления письма. Но в то же время у многих пользователей возникает вопрос о том, как это сделать. В […]
    14. Рубрики журнала Курсы валют Как правильно составить договор купли-продажи по ипотеке? Оформление недвижимости, приобретаемой путем банковской сделки, производится по договору […]