В помощь ученикам. Сочинение на тему: проблема маленького человека в поэме Пушкина «Медный всадник Медный всадник история маленького человека

Общая характеристика

А. С. Пушкин одним из первых в русской литературе ввел образ т. н. «маленького человека». В поэме «Медный Всадник» этот образ воплощен в бедном чиновнике Евгении, представляющем собой полную противоположность «горделивому истукану».

Пушкин не случайно вводит своего «ничтожного героя» после вступления, описывающего «славные дела» Петра Великого. Тем самым достигается резкий контраст между двумя сюжетными линиями, между великим монархом и ничего на значащим Евгением.

Евгений — само олицетворение посредственности и униженности. Он относится к древнему дворянскому роду, имя которого когда-то было известно всей России («под пером Карамзина в родных преданьях прозвучало»). Логично предположить, что упадок этого рода начался в годы великих преобразований Петра I, когда главными ценностями человека были объявлены не знатность и происхождение, а личные качества. Предки Евгения оказались «не у дел». Постепенное вырождение привело к тому, что Евгений уже «не тужит ни о почиющей родне, ни о забытой старине».


«Маленький герой» — представитель серой и безликой массы петербургского чиновничества. Он не обладает сколько-нибудь значимыми индивидуальными качествами. Исчерпывающая характеристика Евгения — «живет в Коломне; где-то служит».

Полностью соответствуют «ничтожному» положению Евгения его ограниченные мечты. Они не простираются дальше получения «местечка», долгожданной свадьбы с мещанской девушкой Парашей и скромной семейной жизни. Обретение «приюта смиренного и простого» — вершина желаний Евгения. Это еще раз подчеркивает непреодолимую пропасть между идеалами рядового обывателя и масштабами преобразований Петра Великого.

Духовное перерождение «маленького человека»

Во время небывалого наводнения Евгений, глядя на бушующие волны, предстает в новом качестве. Ничем не примечательный чиновник боится «не за себя». Все его духовные силы нацелены на «ветхий домик», где живут Параша с матерью. «Ничтожный герой» в гуманистическом смысле поднимается над «кумиром на бронзовом коне», который с холодным равнодушием взирает на страшное народное бедствие.

У Евгения впервые возникает трагическая мысль: «И жизнь ничто, как сон пустой». Пока еще неосознанно он связывает наводнение с фигурой Медного Всадника.

Трагедия «маленького человека»

После отступления водной стихии Евгений, рискую собственной жизнью, спешит к скромному жилищу своей возлюбленной. Здесь его ждет нечто не укладывающееся в сознании простого обывателя: «Где же дом?». Евгений просто шокирован тем, что произошло. Бедный чиновник в одночасье лишился самой прочной основы, связывающей его с реальной жизнью. Рухнула не только его связь с настоящим, но и все планы и надежды на будущее.

В результате «сумрачная забота» сводит Евгения с ума. Безумец теряет человеческий облик и превращается в жалкое существо: «ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый».

Бунт «маленького человека»

После долгих безумных скитаний Евгений случайно возвращается на место, с которым у него связаны страшные воспоминания. Происходит его вторая встреча с тем, «кто неподвижно возвышался» в разгар народной беды. При виде «кумира с простертою рукою» сознание «ничтожного героя» временно проясняется. Его своеобразное восстание представляет собой кульминацию всего произведения.

Не так важен практический результат (а точнее, его отсутствие) бунта Евгения. В самом грозном обращении к «державцу полумира» («Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!») заключается огромная духовная сила «маленького человека», высшая точка его самосознания.

Более глубокую трактовку темы маленького человека мы находим в поэме Пушкина «Медный всадник». Здесь пробле­ма решается уже в социально-философском ключе, а цен­тральным конфликтом становится противоречие между ма- леньким человеком и государством. Мелкий петербургский чиновник Евгений в результате наводнения теряет любимое существо, сходит с ума и в конце концов погибает. Казалось бы, какое отношение имеет эта история к проблеме государст­ва? Оказывается, имеет: ведь судьба Евгения решается в Пе­тербурге, который волею самодержца Петра построен на бере­гу Невы. Выходит так, что если бы Петр не основал этого города, то и Евгений остался бы жив. Эту парадоксальную, но по сути очень глубокую мысль Пушкин воплощает при помо­щи всей образной системы поэмы. Не случайно и не только в результате сумасшествия видит Евгений своего врага и про­тивника в «кумире на бронзовом коне» - Медном всаднике, не случайно этот всадник гонится за сумасшедшим Евгением по улицам Петербурга и в конце концов убивает его. В симво­лической форме Пушкин делает отчетливой мысль о противо­положности интересов отдельного, частного, маленького че­ловека интересам государства, которое мыслит слишком масштабно и не учитывает судеб конкретного человека.

На чьей же стороне Пушкин в этом конфликте? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. При всей жалости к Евгению, сочувствии ему, Пушкин все-таки признает и историческую оп­равданность действий Петра. Недаром именно в «Медном всад­нике» звучит вдохновенный гимн Петербургу, который своим великолепием воплощал для Пушкина идею великого русского государства (а великой сделали Россию во многом именно пет­ровские дела). Пушкин не ставит своей задачей заклеймить го­сударство или, наоборот, возвысить его. Сохраняя гуманистиче­ский подход к проблеме личности и державы, видя страдания простого человека и сочувствуя им, Пушкин все же видит и дру­гую сторону медали: великая Россия - это тоже важная цен­ность, и на стороне Медного всадника своя, историческая прав­да. Не решая вопроса о личности и государстве, Пушкин лишь констатирует неизбежную трагичность их взаимоотношений, видя в этих противоречиях диалектику реального развития дей­ствительности. Но следует при этом подчеркнуть, что гуманизм остается важнейшей частью идейного мира поэмы.

0

Forget

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» рассматривается проблема «маленького человека». Это острая проблема в какой-то степени является неразрешимой, поэтому многие писатели обращаются к ней снова и снова в своих произведениях, количество которых достаточно велико. Каждый из писателей подходит к данной проблеме по-своему.

Обратимся к вышеуказанной поэме и разберемся в главной проблеме произведения.

В данной поэме «маленьким человеком» является Евгений – бедный городской житель. Великий поэт не дает ему даже фамилии: «Прозванья нам его не нужно…». Евгений честно трудится «где – то служит». Он мечтает жениться на своей возлюбленной Параше, обзавестись с ней семьей, воспитать будущих детей. Ради всего этого он готов «трудиться день и ночь». Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться. Погода решила иначе. Нева «на город кинулась». Многие части города были затоплены, некоторые смыло. Евгений, пришедший к дому Параши, его не заметил. Тогда он и пришел в ужас, начал сходить с ума, ведь он потерял человека, ради которого ему хотелось жить, несмотря на сложные жизненные обстоятельства.

Героя начинает преследовать «Медный всадник», олицетворяющий собой государство и его правителя. Памятник представлен грозным не зря.

Образ Евгения выступает в поэме не как отдельная личность, а как бедный народ в целом со всеми проблемами, которыми он страдает. В данном случае такие люди пострадали из-за целей государства («прорубить окно в Европу»). То есть, при осуществлении различных планов государство мало волнуют интересы маленьких людей, ведь для него главное поднять статус, увеличить свою мощь. А эти цели чаще всего выполняются за счет его жителей, которые из-за этого лишаются много. Таких как Евгений в государстве огромное множество, каждый день в их жизни приходят те ил иные проблемы, исходящие, в первую очередь, от государства.

К сожалению, эта трагедия существует и на сегодняшний день. Часто простые люди погибают по вине государства, мыслящего масштабно, так как их судьбы не учитываются. Эта проблема может просуществовать до тех пор, пока государство не начнет учитывать интересы своих поданных.

0

Ninaarc
16.03.2019 оставил(а) комментарий:

А.С. Пушкин в своих произведениях не раз поднимал тему «маленького человека», ведь она была особенно актуальна в низших сословиях общества того времени. Люди без денег и связей, неспособные к подлости и хитрости, часто становились жертвами неблагоприятного стечения обстоятельств, так как о простом народе никто не заботился. Именно эту повседневную драму равнодушия показывает автор «Медного всадника».

На первых страницах поэт представляет нам образ главного героя Евгения. Он живет и служит в Коломне, мелкий чиновник, беден. Все стремления и амбиции этого молодого человека обосновываются вокруг мечты о создании семьи с девушкой по имени Параша. Пушкин даже не дает ему фамилию, потому что характер и положение Евгения типичны для того времени. Он - не личность, а отражение петербургской жизни вдали от дворцов и поместий. Так было со всеми маленькими людьми. Правитель уходил далеко вперед со своими реформами, а народ страдал от их последствий где-то вдалеке от знати: тихо, робко и тяжело.

Сам поэт не разделяет взглядов Евгения на жизнь, ведь он не стремится к чему-то высокому, его амбиции и желания ограничены бытовыми идеалистическими радостями: дом, семья, очаг. Нет в нем того, чтобы выдавало личность, чтобы отличало его среди массы серых петербургских сослуживцев.

В привычную жизнь Евгения врывается наводнение 1824 года, переворачивая «с ног на голову» обычное течение бытия. Погибает его надежда и любовь – Параша, а вместе с ней и светлый ум героя. Смысл жизни унесла Нева и глубоко утаила в своих пучинах. Евгений не способен к перерождению, что указывает на хрупкую духовную организацию «маленького человека». Украденный наводнением кирпичик из построенного в мыслях замка сразу поставил Евгения в тупик, поскольку воздвигнуть новое будущее, хотя бы из воздуха, у подобного героя нет сил. Он не способен проанализировать и пережить трудности.

0

spring
16.03.2019 оставил(а) комментарий:

В 1833 году А.С. Пушкин создал занимательную поэму «Медный всадник», в которой читатель знакомится с несколькими тематическими линиями. Конечно, это тема построения Петербурга и его прославление во всем мире. В тексте поэмы автор уделяет внимание и персоне царя – Петра I, под руководством котрого и возводился город.

Вторая проблемная линия, которая раскрыта в строках поэмы, касалась «маленького человека», то есть обычного жителя города. Такие простые, трудолюбивые жители и составляли целый русский народ. Значит, тема «маленького человека», которым стал Евгений, раскрывает суть существования целого народа.

Хорошо ли живется Евгению? В его мечтах простые человеческие слабости – еда, вода да жилье. Его старенький домик давно уже износился и стал совершенно ветхим и непрочным. Таких домов было очень много на территории Петербурга. В основном, располагались они по обе стороны Нивы, которая распрокинула свои воды на многие сотни километров. В таком домике жила и любимая девушка Евгения – Параша. Оба героя были совершенно бедными, поэтому, стремились найти свое счастье в маленьких радостях. Но, на земли русские пришла беда. Стихия разбушевалась, Нива вышла из берегов и затопила близлежащие дома. В одном из таких домов жила Параша. Девушка погибла и эта новость стала шокирующей для Евгения.

На фоне всех событий герой сходит с ума. Он во всем винит памятник Медному всаднику, который был установлен в честь Петра I.

Кто же виноват в случившемся? Однозначного ответа не найти. Конечно, царь, как управитель, как заботливый государь, во время строительства Петербурга должен был позаботиться о всех его жителях. Первым делом нужно было бороться с бедность и нищетой, помогать простым людям. Возможно, они бы не оказались в такой беде. Но, всего этого не произошло. Как и все великие цари, Петр заботился о себе, своем состоянии, о величие города, а про народ особо не думал. Поэтому, «маленький человек» был совершенно не защищенным в те времена.

И вот, ненастная стихия застает людей врасплох. Гибнет много жителей, разрушаются дома и мосты. Человек совершенно ничтожен в такой ситуации. Ему остается только покориться воле и своей судьбе. Евгений во всем стал винить медный памятник, который, в конечном итоге, привел его к гибели. Вот такая судьба у «маленького человека» в поэме А.С. Пушкина.

Образ «маленького человека» раскрывался во многих русских произведениях. Примерами могут служить «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, «Шинель» Н.В. Гоголя, «Смерть чиновника» А.П. Чехова. Он постоянно менялся и представлялся в новых формах, но он всегда показывал одно – жизнь простого народа.

А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» показал безнадежную и безрезультатную борьбу «маленького человека» со властью и природной стихией.

В образе власти выступает «кумир на бронзовом коне» - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Отношение Пушкина к самодержцу очень противоречиво. В начале поэмы он описывает его, как могущественного царя-реформатора, который смог победить стихию и создать красивейший город, затмивший даже столицу: «И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.»

Но, одновременно с этим, Петр не задумывается о жизни отдельного человека, а мыслит исключительно в масштабах государства. И, пренебрегая мнением народа и законами природы, царь добивается своего: «Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод, ныне там, По оживленным берегам, Громады стройные теснятся Дворцов и башен»

Пушкин восхищается величественностью и красотой города, произносит восторженный гимн, признаваясь ему в любви: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид»

Однако, вступление заканчивает строками: «Печален будет мой рассказ»

Этот рассказ повествует о главном герое произведения – Евгении. Он описывается, как «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и прожить с ней жизнь. Но наводнение, затопившее «омраченный Петроград», разрушило планы героя. Он надеется на лучшее и «спешит, душою замирая» к дому Параши, своей возлюбленной. Но, увидев, что от дома любимой ничего не осталось, он понимает, что могучая Нева уничтожила все, что он любил. Евгений, не устояв «против ужасных потрясений», теряет смысл жизни и понимает причину своих несчастий и узнает их виновника. Им оказывается тот, «чьей волей роковой под морем город основался». В нем рождается жажда возмездия к «державцу полумира». Но сила и значимость Евгения слишком мала, в сравнении с Петром. Поэтому, этот мятеж оказывается безумием, которое приводит только к скитаниям и страданиям, заканчивающиеся смертью «маленького человека». Таким образом, описывая историческое событие, Пушкин смог ярко показать, как волеизлияние исторически значимого лица повлияло на жизнь и судьбу народа. В настоящее время, эта проблема и трагедия «маленького человека» остается актуальной и нерешенной в истории и жизни человечества.

Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен...».

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:

Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:

Юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...

Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва».

Однако отношение поэта к Петру было противоречивым.

Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы.

Главным героем поэмы становится бедный чиновник Евгений. Он «человек обыкновенный», не имеющий ни денег, ни чинов. Евгений «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,
Рука с рукой дойдем мы оба...

Жизнь Евгения проходит в труде и в скромных мечтах о личном счастье. Но его невеста Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»?

«Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, постигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана» - медного всадника.

Основной конфликт пушкинского произведения – это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано интересами государственными, построен в месте непригодном для жизни человека. Простой человек в его частных интересах противопоставлен государству. Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что воплощено в мятежном образе взбунтовавшейся Невы.

В произведении великого русского поэта А. С. Пушкина в образе власти представляется памятник императору Петру. Главный герой произведения - Евгений, который описывается, как совершенно обычный человек. Наводнение, которое произошло в городе, омрачает все его планы. Придя к дому своей возлюбленной Параши, он видит, что река разрушила все, о чем он мог мечтать.

«Маленький человек» в литературе

Образ «маленького человека» в поэме «Медный всадник» - это далеко не единственная в русской литературе попытка описать подобный тип. Другими примерами может служить произведение «Бедные люди» Достоевского, «Шинель» Гоголя. В своем произведении великий русский поэт стремился показать бессмысленность борьбы «маленького человека» со всемогущей природной стихией, а также властью самодержавия.

Главный герой

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» раскрывается с помощью детального описания ее главного персонажа - Евгения. Согласно сложившейся традиции, поэма является произведением, которое имеет повествовательный характер. И если когда-то она считалась скорее историческим произведением, то со временем стала носить романтический характер. В поэме начали прорисовываться центральные действующие лица, которые являются самостоятельными действующими лицами, а не просто расплывчатые образы, выхваченные из исторического потока.

Интересы Евгения

Главный персонаж произведения - это Евгений, который является представителем «петербургского» периода в истории страны. Он и является тем «маленьким» человеком, смысл жизни которого заключается в устроении своего быта и тихом мещанском счастье. Его жизнь ограничивается тесным кругом забот о собственном доме и семье.

И это те черты характера, которые делают образ главного героя неприемлемым для самого поэта, именно они превращают его в «маленького человека». Великий русский поэт намеренно отказывается от того, чтобы описывать образ Евгения. Он даже лишает его какой-либо фамилии, подчеркивая этим, что на ее место можно поставить любую - в образе Евгения отражается жизнь многих представителей тогдашнего Петербурга.

Противопоставление личности и власти

Проблема маленького человека в поэме «Медный всадник» - это вопрос противостояния беспомощной единицы всесилию самодержавия. И в этом сравнении Медного всадника с главным героем и определяется главное отличие. Евгений обладает душой, и он может мучиться, печалиться, о чем-то мечтать. Император заботится о судьбах людей, в том числе и о Евгении, который когда-то будет жить в столице. А мысли главного героя витают вокруг собственной жизни. Однако, несмотря на это, именно он вызывает наибольшую симпатию читателя, его образ вызывает живое участие.

Бунт в душе

Наводнение, которое обрушилось на жизнь Евгения, делает из него настоящего героя. Он сходит с ума (как известно, это один из частых атрибутов главного персонажа романтического произведения). Главный герой бродит по улицам города, который стал для него враждебным, и слышит шум реки. Он отражает и бунт маленького человека в поэме «Медный всадник», который наполнял душу главного героя. Природная стихия пробуждает в его сердце то, что Пушкин считал главным для человека - память. Именно воспоминания о пережитом наводнении толкают его на Сенатскую площадь. Там он встречается уже во второй раз с памятником.

Он, наконец, понимает, в чем же заключается причина всех его страданий и несчастий. Евгений узнает виновника и начинает ему грозить - теперь он испытывает только лишь ненависть к «державцу полумира» и хочет ему отомстить.

К чему приводит протест

Духовная эволюция главного героя также порождает и естественность протеста. Также великий русский поэт показывает и преображение Евгения. Внутренний протест поднимает его к новой, наполненной трагизмом жизни, которая должна закончиться скорой гибелью. И Евгений отваживается грозить самому Петру своим возмездием. Эта угроза вызывает у императора страх, поскольку он осознает, какая сила заключается в духовном протесте человеческого сердца.

И когда Евгений, наконец, «прозревает», он становится Человеком в подлинном смысле этого слова. Нужно отметить, что ни разу в этом отрывке поэт не называет главного героя по имени - он снова становится безликим, таким, как все. Здесь читатель видит противостояние грозного царя и Человека, у которого есть сердце и память. В бунте Евгения отображается угроза для всего самодержавия, обещание народного возмездия. Но ожившая статуя наказывает «безумца бедного». В этом заключается трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник».

Святое безумие

Символично также и то, что Пушкин называет своего главного героя «безумным». Ведь выступление одиночки против системы самодержавия не укладывается в рамки здравого смысла. Это и есть истинное безумие. Однако поэт подчеркивает, что оно является «святым», ибо молчание и смирение несет гибель. Только протест может спасти личность от нравственной гибели в тех условиях, где царит жестокость и насилие.

Великий русский поэт подчеркивает и трагизм, и комичность ситуации. Евгений - это «маленький человек», который бросает вызов мощной силе самодержавия. И он осмеливается пригрозить императору - при этом не настоящему, а его памятнику, вылитому из бронзы. Это действие - попытка противостоять злым обстоятельствам, подать свой голос.

Жизнь людей зависит от власти

Образ маленького человека в поэме «Медный всадник» очень показателен: в результате наводнения главный герой теряет возлюбленную, сходит с ума и в конечном счете погибает. Можно возразить, какое отношение имеют все эти события к проблеме государства? Но познакомившись с произведением поближе, можно понять, что в действительности - самое непосредственное. Ведь события разворачиваются в Петербурге, который по воле императора был возведен на берегах Невы.

Мастерство, с которым великий русский поэт передал свои идеи

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» - это противостояние человека беспощадной государственной системе. Ведь выходит так, что если бы самодержец не основал город именно в этом месте, то и главный герой произведения остался бы в живых. Эту глубокую и одновременно парадоксальную идею Александр Сергеевич воплощает с помощью системы образов, описанных в поэме. Ведь совершенно не случайно, помешавшись умом, Евгений видит своего врага в образе медного всадника, и не случайно этот всадник гонится за ним по улицам города и в конце концов его убивает. С помощью образа маленького человека в поэме «Медный всадник» Пушкин делает совершенно очевидной мысль о невозможности противостояния интересов отдельно взятого человека интересам того государства, в котором он живет. Правители всегда мыслят масштабно и не учитывают, какая же участь ждет жителей их стран.

На чьей же стороне сам Пушкин?

Нельзя однозначно и ответить на вопрос, на чьей стороне сам автор поэмы «Медный всадник». Бунт маленького человека - это лейтмотив произведения, однако не меньшую важность имеет для великого русского поэта и историческая оправданность действий императора. Ведь именно в этом произведении звучит вдохновенный гимн городу на Неве. Своим великолепием Петербург воплощал идею о великом русском государстве (а сделали его таковым именно дела Петра).

Александр Сергеевич не ставил перед собой задачи заклеймить империю или же, наоборот, возвысить ее. С одной стороны, поэт сохранял человечность, говоря об отдельно взятой личности и испытывая к ней сочувствие. Ведь образ маленького человека в поэме "Медный всадник" все-таки является основным. С другой, он видел, что великая страна - это также важная ценность. И не решая вопроса об отношениях между личностью и целым государством, великий русский поэт писал о неизбежном их противостоянии и трагичности взаимоотношений.