Высказывания о творчестве чуковского другими поэтами. Чудесные цитаты детей из книги корнея чуковского. К.И.Чуковский хорошо знал английский язык и перевел для детей английские народные песенки

Недетский детский писатель. Корней Иванович Чуковский

Он лепит с детьми из глины какие-то горшочки, смеется, вытирает руки о колени, а потом шагает домой вместе с чумазой ватагой в задубевших от высохшей глины штанах.

Этот огромный, усатый, немного несуразный человек с длинными руками, растрепанными волосами, прозрачными и лукавыми, как у врубелевского Пана,глазами, - невероятно добрый детский писатель Корней Чуковский.
Мало кто знает, что прославившим его сказкам Чуковский посвятил в общей сложности всего несколько лет жизни. Писал их быстро, вдохновенно и в основном для собственных детей и внуков.

«Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме "Мойдодыров“ и "Мух-Цокотух“, вообще ничего не писал», - с некоторой обидой говорил Чуковский.

Но основная литературная деятельность Николая Корнейчукова (настоящее имя писателя) связана все-таки со взрослой литературой, с переводами и критическими трудами, посвященными У.Уитмену, Н.Некрасову, А.Блоку, Л.Андрееву, А.Ахматовой, А.Чехову и другим писателям.
За свой многолетний труд по изучению творчества Н.А.Некрасова и книгу «Мастерство Н.Некрасова» он был удостоен Ленинской премии. За переводческую и исследовательскую деятельность в области английской литературы в Великобритании получил степень доктора литературы Honoris causa Оксфордского университета.

Но главной неожиданностью даже для самого Корнея Чуковского было всеобщая любовь читателей к его детским книгам. Те мальчишки, которым он писал об Айболите в тридцатых годах, на его глазах превращались в родителей, потом в бабушек и дедушек и по-прежнему читали своим малышам его сказки. Не одно поколение выросло на этих искренних и очень ярких детских историях.
Первую свою книгу «Крокодил» Чуковский написал случайно в 1916 году. Он ехал в поезде с простудившимся одиннадцатилетним сыном и, чтобы развлечь его, начал под стук колес сочинять:

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил.
По-турецки говорил,-
Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Дома он и позабыл сочиненную на ходу сказку, да сын ее хорошо запомнил. Потому что уж слишком близка и понятна она была ребенку.

Так появился детский писатель Корней Чуковский.

Ему всю жизнь приходилось доказывать окружающим свою ценность и право высказывать свой нетривиальный взгляд на вещи. А началось с детской травмы Чуковского как незаконнорожденного ребенка.

Николай Корнейчуков был сыном кухарки из Полтавской губернии (в метрике написано имя его матери - "украинской девицы" Екатерины Осиповны Корнейчуковой - и страшное слово: незаконнорожденный). Отцом был петербургский студент, впоследствии бросивший мать писателя.

Почему этот добрый, непосредственный человек оказался таким опасным для официальной государственной машины? Почему его стали запрещать, травить, установили негласную слежку? Чем не угодили идеологам социализма его Бармалей или Айболит?

Совершенно безобидные, аполитичные детские книги Корнея Чуковского оказались настолько оригинальными, лишенными назидательности и не вписывающимися в советскую литературную номенклатуру, что вызывали у официальных лиц священный ужас.

В начале сороковых в сказке «Тараканище», написанной в 1921 году, задолго до того, как Сталин стал «вождем народов», увидели пародию на главу государства.
А спустя много лет, уже в шестидесятые, в сказке о крохотном мальчике Бибигоне, сражавшемся с индюком Брундуляком, отыскали идеологические намеки, которых там и в помине не было.

Первый удар нанесла в 1928 году Н.Крупская, бывшая в то время заместителем народного комиссара просвещения. В своей статье для газеты «Правда» она писала: «Надо ли давать эту книжку маленьким ребятам? Крокодил… Вместо рассказа о жизни крокодила они услышат о нем невероятную галтиматью. Звери в облике людей - это смешно. Смешно видеть крокодила, курящего сигару, едущего на аэроплане. Но вместе с забавой дается и другое. Вторая часть "Крокодила" изображает мещанскую домашнюю обстановку крокодильего семейства, причем смех по поводу того, что крокодил от страха проглотил салфетку, заслоняет собой изображаемую пошлость, приучает эту пошлость не замечать. Народ за доблести награждает Ваню, крокодил одаривает своих землячков, а те его за подарки обнимают и целуют. "За добродетель платят, симпатии покупают" - вкрадывается в мозг ребенка.

Началась травля писателя, которую старательно подхватили и собратья по перу, в частности, детская писательница Агния Барто.

В 1929 году отчаявшийся что-либо кому-нибудь доказать Чуковский публично отрекается от своих сказок: "Я писал плохие сказки. Я признаю, что мои сказки не годятся для строительства социалистического строя. Я понял, что всякий, кто уклоняется сейчас от участия в коллективной работе по созданию нового быта, есть или преступник, или труп. Поэтому теперь я не могу писать ни о каких "крокодилах", мне хочется разрабатывать новые темы, волнующие новых читателей. В числе книг, которые я наметил для своей "пятилетки", первое место занимает теперь "Веселая колхозия".

Незадолго до смерти он с горечью вспоминает об этом предательстве и кается в том, что вынужден был играть по чужим правилам. Впрочем, он предал себя только на словах. После отречения Чуковский написал всего две сказки, и то через много лет.
"Веселая колхозия" не получилась.
Видимо, те честность и искренность, которой требовали сочинения для детей, были в нем навсегда отравлены «диалогом» с советской властью.

Последний удар по сказочнику был нанесен в 1945-1946 гг. Когда вместе с журналами «Звезда» и «Ленинград», в которых клеймили М.Зощенко и А.Ахматову, напали и на журнал «Мурзилка», где работал Чуковский и печатались в это время «Приключения Бибигона».
Мешки восторженных детских откликов, которые сыпались в редакцию, в срочном порядке были уничтожены.

Последняя сказка Чуковского выйдет только в 1963 году. За 6 лет до смерти писателя, случившейся от заражения вирусным гепатитом. Ему было 87 лет.

Корней Чуковский, несмотря ни на что, прожил счастливую личную и творческую жизнь. Рядом с ним всегда было много детей. И это главное, на мой взгляд, что спасло его от репрессий, пули и полного отчаяния. Вот как он сам об этом напишет:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день - мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети...

Игра-путешествие по произведениям К.И. Чуковского

Для младших школьников

ЦЕЛИ: закрепить полученные знания о произведениях писателя на уроках литературного чтения; развивать умение работать в группе; продолжить формирование адекватной реакции на ситуацию победы, проигрыша.

Оборудование

1. Портрет К.И.Чуковского

2. Книжная выставка К.И.Чуковского

3. Выставка рисунков детей к произведениям писателя

Эпиграф: «Если сложить все тропинки радости, которые проложил Чуковский к детским сердцам, получится дорога до Луны» (С.Образцов).

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить об одном веселом и жизнерадостном человеке, который любил детей и посвятил им много стихов и сказок. Итак, о ком сегодня пойдет речь? Правильно, о Корнее Ивановиче Чуковском!

* (Портрет) Высокий рост, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка - такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Кстати, Корней Иванович Чуковский - это придуманное им имя, литературный псевдоним. А настоящее имя писателя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Почти всю свою жизнь Чуковский прожил в Санкт-Петербурге. Если бы ему сказали, что он будет знаменит как детский писатель, он бы, наверное, очень удивился. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно. Вот как это вышло.

Заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил. Он по улицам ходил». Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.

Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!

С тех пор прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и в других странах.

Вот сегодня мы и проверим, действительно ли вы хорошо знаете его сказки. Я приглашаю вас в путешествие.

Итак, отправляемся в путь!

Станция I. Назови сказки

*Из букв, лежащих в конверте, надо составить названия сказок К.И.Чуковского

  1. Муха Цокотуха, Телефон

  2. Тараканище, Крокодил

  3. Мойдодыр, Бармалей

  4. Чудо дерево, Айболит

  5. Путаница,Федорино горе

*Станция II. Рифмовка (Доскажи словечко - читает учитель задание из конверта)

    В огороде-то на грядке
    Вырастают… (Шоколадки ; «Чудо-дерево».)

    У тебя на шее вакса,
    У тебя под носом… (Клякса ; «Мойдодыр».)

    Пошла муха на базар
    И купила… (Самовар ; «Муха-Цокотуха».)

    Ехали медведи
    На… (Велосипеде ; «Тараканище».)

    И снова медведь:
    - О, спасите моржа!
    Вчера проглотил он
    Морского… (Ежа ; «Телефон».)

    Загляни-ка ты в кадушку -
    И увидишь там… (Лягушку ; «Федорино горе».)

    9. Прибегали лягушата,
    Поливали из… (Ушата ; «Путаница».)

    Я пришью ему новые ножки,
    Он опять побежит …(По дорожке; «Айболит»)

    В Африке акулы, в Африке гориллы,
    В Африке большие злые…(Крокодилы; «Бармалей»)

    Но Медведю воевать неохота,
    Ходит-ходит он, Медведь, круг…(Болота; «Краденое солнце»)

*СтанцияIII. Бюро находок -(читает учитель задание из конверта)

Некоторые герои потеряли вещи. Вспомним, в какие произведения мы могли бы их вернуть.

    Башмаки («Чудо-дерево»).

    Блюдца («Федорино горе»).

    Воздушный шарик(«Тараканище»).

    Градусник («Айболит»).

    Калоши («Телефон»).

    Мыло («Мойдодыр»).

    Мочалка («Мойдодыр»).

    Посуда («Федорино горе»).

    Самовар («Муха-Цокотуха», «Федорино горе»).

    Утюги («Федорино горе»).

*Станция IV. Кроссвордная (Вписать героев, чьи это слова)

    Ты поди-ка, косолапый, крокодила исцарапай,
    Разорви его на части, вырви солнышко из пасти (зайчиха)

    Приходите, тараканы, я вас чаем угощу (муха)

    Погодите, не спешите, я вас мигом проглочу (таракан)

    Ой, вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои (Федора)

    Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю,
    Кушай, кушай, Федора Егоровна! (самовар)

    Ой, меня укусила оса! (лиса)

    Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей! (комар)

    Эй, пожарные, бегите, море синее тушите! (кит)

    Я пришью ему новые ножки.
    Он опять побежит по дорожке (доктор Айболит)


*Станция V. Выставка рисунков (1 - угадать сказку по рисункам детей; 2 - собрать картинку из кусочков)

*Станция VI. Загадкино (Загадки отпечатаны на листках, один из участников команды читает загадку, другой дает ответ)

Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

Книга «25 загадок»

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Корней Чуковский писал: «Начиная с двух лет всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти-шести годам, эту гениальность утрачивает. В восьмилетних детях ее уже нет и в помине, так как надобность в ней миновала».

В подтверждение этому сайт выбрал несколько восхитительных детских высказываний из книги любимого писателя детства «От двух до пяти». Просто наслаждайтесь:

  • Двухлетнюю Сашу спросили:
    - Куда ты идешь?
    - За песочком.
    - Но ты уже принесла.
    - Я иду за ещём.
  • - А из замужа обратно выйти можно?
  • - Я - папин помогальник.
  • Девочке четырех с половиной лет прочли «Сказку о рыбаке и рыбке».
    - Вот глупый старик, - возмутилась она, - просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.
  • Мама: - Сынок, если ты не будешь есть кашу, я позову Бабу-Ягу!
    Сын: - Ты думаешь, она станет есть твою кашу?
  • - Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш.
  • - Мама, закрой мою заднюю ногу!
  • - Бабушка, ты умрешь?
    - Умру.
    - Тебя в яму закопают?
    - Закопают.
    - Глубоко?
    - Глубоко.
    - Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!
  • - Сколько тебе лет?
    - Скоро восемь, а пока три.
  • - Няня, что это за рай за такой?
    - А это где яблоки, груши, апельсины, черешни...
    - Понимаю: рай - это компот.
  • - Папа, сделай телевизор помолчее, мне сказку не слышно.
  • Яна (4 года) в день рождения переодевается к приходу гостей:
    - Ну, сейчас я такая красивая буду, что вам всем мало не покажется.
  • - Папочка, папочка, купи мне барабан!
    - Вот еще, мне и так хватает шума!
    - Купи, папочка, я буду играть на нем, только когда ты будешь спать!
  • - Володя, знаешь: у петуха нос - это рот!
  • Лялечку побрызгали духами:
    Я вся такая пахлая,
    Я вся такая духлая.
    И вертится у зеркала.
    - Я, мамочка, красавлюсь!
  • Расстроенный отец сообщает, что разбил машину. Пятилетняя Нюра его утешает:
    - Зато теперь бензин не надо покупать!
  • - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
  • - Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!
  • - Мама, дай мне нитку, я буду нанитывать бусы.
  • - Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.
  • - Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.
  • - Я сперва боялся трамвая, а потом вык, вык и привык.
  • Дедушка признался, что не умеет пеленать новорожденных.
    - А как же ты пеленал бабушку, когда она была маленькая?
  • - Ой, мама, какая прелестная гадость!
  • - Ну, Оля, хватит, не плачь!
    - Я плачу не тебе, а тёте Вале.
  • - Обо что ты оцарапался?
    - Об кошку.
  • - Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - сразу за телевизор. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала.
  • - Знаешь, папа, у всех зверей спина наверху, а живот внизу!
  • - Кто красивее - папа или мама?
    - Не буду вам отвечать, потому что не хочу обижать маму.
  • - Бабушка, смотри, какие утки глупые - сырую воду пьют из лужи!
  • В автобусе мальчик четырех лет сидит на руках у отца. Входит женщина. Вежливый мальчик вскакивает с папиных колен:
    - Садитесь, пожалуйста!
  • Первоклассница возвращается 1-го сентября из школы. Мама ее спрашивает:
    - Доченька, чему же ты научилась сегодня?
    - Я научилась писать!
    - В первый же день? Что за ребенок! И что же ты написала?
    - Не знаю. Я еще не научилась читать.
  • Настя, 4 года.
    - Мамочка, пожалуйста, роди мне сестричку, но только старшую!
  • Маша (3 года) увидела морщинки на лбу у отца, погладила их и сказала:
    - Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

Матерью будущего писателя является простая крестьянка из Полтавской губернии Екатерина Осиповна Корнейчукова, родившая от тогда еще студента Эммануила Соломоновича Левенсона. Детство Корнея Ивановича прошло в городе Одесса, куда его мать была вынуждена переехать. Причиной данного решения было то, что отец писателя оставил ее, как женщину «не своего круга».

Первые публикации Корнея Ивановича вышли в газете «Одесские новости», чему поспособствовал его друг Жаботинский. Затем произведения – статьи, очерки, рассказы и другие – просто «полились рекой», а уже в 1917 году писатель принялся за большой труд о творчестве Некрасова.

Затем Корней Иванович брал в качестве предмета изучения многих других литературных деятелей, а уже в 1960 году писатель принялся за один из главных трудов своей жизни – пересказанное изложение Библии специально .

Главный музей писателя в настоящее время работает в подмосковном Переделкино, где Корней Иванович окончил свою жизнь 28 октября 1969 в результате заболевания вирусным гепатитом. В Переделкино дача Чуковского находится неподалеку от места, где жил Пастернак.

Творчество Чуковского

Для молодого поколения Корней Иванович написал большое количество интересных и занимательных сказок, самыми известными из которых являются такие произведения – «Крокодил», «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит», «Топтыгин и луна», «Путаница», «телефон» и «Приключения Бибигона».

Самыми известными детскими стихами Чуковского считаются следующие «Обжора», «Слониха читает», «Закаляка», «Поросенок», «Ежики смеются», «Бутерброд», «Федотка», «Черепаха», «Свинки», «Огород», «Верблюдица» и многие другие. Замечательно то, что практически все они не потеряли актуальности и живости и в настоящее время, поэтому часто включаются практически во все сборники-книги, предназначенные для подрастающего поколения.

Написал Корней Иванович и несколько повестей. Например, «Солнечная» и «Серебряный герб».

Живо интересовался писатель вопросами и проблематикой детского воспитания. Именно ему читатели обязаны возникновением интересного труда о дошкольном воспитании «От двух до пяти».

Интересны для литературоведов и следующие статьи Корнея Ивановича – «История «Айболита», «Как была написана «Муха-Цокотуха», «О Шерлоке Холмсе», «Признания старого сказочника», «Страничка Чукоккалы» и другие.

Дата рождения:

19.03.1882

Дата смерти:

28.10.1969

Род деятельности:

Журналист

Литературный критик

Литературовед

Переводчик

Публицист

Корней Иванович Чуковский - русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской.

Мила мне русская беседа -
В ней, разум собственный любя,
Никто не слушает соседа
И каждый слушает себя…

Ох, нелёгкая это работа -
Из болота тащить бегемота!

Мерзавцы прежде всего дураки. Быть добрым куда веселее, занятнее и в конце концов практичнее.

И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.

Прочтите, что пишут американцы о Толстом, или французы о Чехове, или англичане о Мопассане - и вы поймете, что духовное сближение наций - это беседа глухонемых.

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!

Зачем-то устраивается пленум по детской литературе. Выступать я не буду. Если бы я выступил, я обратился к юным поэтам с единственным вопросом: отчего вы так бездарны? Эта речь была бы очень короткая - но больше мне нечего сказать.

1 августа 1925 г. Был вчера в городе, по вызову Клячко. Оказывается, что в Гублите запретили «Муху Цокотуху». «Тараканище» висел на волоске - отстояли. Но «Муху» отстоять не удалось. Итак, мое наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное произведение уничтожается только потому, что в нем упомянуты именины!! Тов. Быстрова, очень приятным голосом, объяснила мне, что комарик - переодетый принц, а Муха - принцесса. Это рассердило даже меня. Этак можно и в Карле Марксе увидеть переодетого принца! Я спорил с нею целый час - но она стояла на своем. Пришел Клячко, он тоже нажал на Быстрову, она не сдвинулась ни на йоту и стала утверждать, что рисунки неприличны: комарик стоит слишком близко к мухе, и они флиртуют. Как будто найдется ребенок, который до такой степени развратен, что близость мухи к комару вызовет у него фривольные мысли!

Чуждаюсь ли тенденции я в своих детских стихах. Нисколько! Например, тенденция «Мойдодыра» - страстный призыв маленьких к чистоте, к умыванию. Думаю, что в стране, где еще так недавно про всякого чистящего зубы говорили «гы, гы, видать, жид!», эта тенденция стоит всех остальных.

Писательский талант состоит в умении выбрать верное слово и поставить его на верное место.

Перевод - это автопортрет переводчика.

Возьмём хотя бы глагол умереть. Одно дело - умер, другое - отошел в вечность, скончался, ещё иное - опочил, или заснул навеки, или заснул непробудным сном, или отправился к праотцам, преставился, а совсем иное дело - издох, околел, скапутился, загнулся, отдал концы, окочурился, дал дуба, сыграл в ящик и т. д. Академик Щерба делил язык на четыре стилистических слоя: Торжественный - лик, вкушать. Нейтральный - лицо, есть. Фамильярный - рожа, уплетать. Вульгарный - морда, жрать.

Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте,
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!

Когда тебя выпускают из тюрьмы и ты едешь домой, ради этих минут стоит жить!

Свобода слова нужна очень ограниченному кругу людей, а большинство, - даже из интеллигентов… делают своё дело и без неё.

… Быть неоригинальным писателем - это быть мошенником. Талант посмотрит на любую вещь - и в каждой он найдет новую черту, новую сторону, старое чувство он перечувствует по-новому. Поэтому неталантливый писатель, который является в мир только для того, чтоб изложить в стихотворной форме прописи, - может сидеть и не рипаться. Гг. читатели знали это и до него. За прописи может и должен браться только талант. Пошлость и скука - скверные вещи - это мы станем выслушивать от Чехова, а если Митницкий возьмется пропагандировать те же вещи, то нам покажется, что он над нами смеётся, издевается. Ведь всё дело художника - побороть привычку. <...> Всё дело художника - заявить мне про известную знакомую вещь так, чтобы мне показалось, что я только первый раз встречаюсь с ней, чтобы все мои прежние, обычные представления о вещи не заслонили бы её истинного смысла и значения. Ко всему привыкает человек, ко всему приспособляется - откиньте следствия этих привычек и приспособлений, и вы заставите трепетать наши сердца от истинного познания вещей, от так называемого художественного чувства. Только художник умеет откинуть эти обычные, привычные представления или, лучше сказать, - он не умеет не откидывать их.