Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов. Мегалитическая архитектура Первобытная архитектура кратко

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первобытное искусство. Презентацию выполнила: Пикова Эльвира, ученица 10 класса МКОУ СОШ п.Кобра Руководитель: Рычкова Е.А.

Что было толчком к созданию первого наскального рисунка? Какая молния сверкнула в мозгу самого первого художника? Пришло ли ему в голову обвести угольником тень на скале? Или рука сама стала наносить на той же скале непонятные штрихи и зигзаги? В этот момент из тьмы полного, почти животного, невежества засиял мощный свет, который потом, через века и тысячелетия, станут называть всеобъемлющим словом – Искусство. Самые древние изображения на стенах пещер: хаотические волнистые линии и отпечатки руки. Эта рука - провозвестница рук Рублева, Леонардо, Пикассо. Это – начало мировой художественной культуры. Первобытное искусство существовало на всех континентах (кроме Антарктиды), возникло одновременно в разных уголках планеты.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

Наскальная живопись в основном делится на три периода: Искусство палеолита; Искусство мезолита; Искусство неолита.

Искусство палеолита – самое древнее. Пещерная живопись того времени могла передать форму, объем и движение. Известный источник палеолетического искусства являются пещеры Ласко и Альтамира.

Искусство мезолита ассоциируется с изображением соплеменников, на групповые сцены охоты, преследования и войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действия. Например, стрельба из лука, удар копьем или погоня за убегающей добычей.

Искусство неолита было востребовано в каменном веке. Наскальная живопись становится все более условной. Нарисованные люди и животные делаются все более симпатичными, появляются условные изображения орудий и оружия, средств передвижения и геометрических фигур.

Спасибо за внимание


Слово «архитектура» в переводе с греческого означает «строительство». Это один из древнейших видов человеческой деятельности. Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах развития человечества.

Древнейшие из дошедших до нас монументальных сооружений относятся к каменному веку и называются мегалитическими. Название произошло от греческих слов «мегас»- большой и «литос»- камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира. Называются такие постройки менгирами, дольменами, и кромлехами.

Разве не удивительно, что всё, кажется, безграничное разнообразие форм мировой архитектуры, включая и самые современные её достижения, всего лишь на разные лады воспроизводит эти извечные начала, заложенные ещё безымянными зодчими каменного века.

Металлические сооружения выступали в роли общественных построек, однако человеку издревле требовалось жильё. Вряд ли кто-нибудь в состоянии узнать, где и когда человек построил свой первый дом. В неолите в одних местах строят жилища из дерева, тростника, прутьев и глины. В других - возводят постройки на сваях и так называемые общинные дома. Своеобразный характер имели поселения, найденные в Северной Италии (приблизительно 1800 г. до н.э.). На столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг посёлка возводилась деревянная изгородь, и выкапывался ров, наполняемый водой. В результате исследований в Анатолии (Турция) обнаружено древнее укреплённое поселение, относящееся к 6 тысячелетию до н.э.

Но, пожалуй, самое древнее жилище человека описано в книге В. Глазычева «Зарождение зодчества». Реконструированный учёными дом был построен 11 тысяч лет тому назад в долине Вади-эн-Натуф (верхнее течение реки Иордан) и выглядел следующим образом: круглое углубление в каменном основании, гибкие жерди, вставленные в заранее выдолбленные отверстия и сходящиеся наверху. Затем жерди переплетались более тонкими прутьями и обмазывались глиной. В середине основания этого круглого дома - место очага, над ним отверстие. Впереди ещё долгие тысячелетия, открытия и разочарования, величие египетских пирамид и совершенство афинского Акрополя, монументальность Рима и неистовый порыв готики, но там, в далёком Вади-эн-Натуфе, уже сделан решающий шаг, уже ведёт отчёт времени великое ремесло архитектуры. Кров над головой, защиту от непогоды и опасности, тепло и прохладу человек находит не под деревом и не в пещере, а в специально построенном постоянном доме.

Важнейшим моментом формирующейся земледельческой цивилизации стало зарождение совершенной нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре. Укрываться в случайно обнаруженной пещере - это одно, а строить из глины, дерева или камня искусственные постройки произвольных размеров и формы, располагая их в специально подобранных местах, - это уже совсем другое дело.

Под архитектурой понимается искусство проектировать и строить здания в соответствии с заранее намеченными целями и проектом, отвечающим техническими возможностями и эстетическими критериям местного коллектива (поселка, города, страны). Как вид искусства архитектура входит уже в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах.

Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить крупные инженерные проект, как например, большие ирригационные системы Древнего Египта.

Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье).

Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

Музыкальное и театральное искусство .

Элементы содержания: Характерные черты архитектуры каменного века. Музыкальное и театральное искусство первобытного человека. Требования к уровню подготовки обучающихся: Освоение различных этапов развития первобытной архитектуры. Изучение понятий «мегалит, дольмен, менгир, кромлех».

Ход урока:

    Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей, у них появилась потребность в сооружении простейших жилищ в виде округлых шалашей из жердей или костей убитого мамонта, покрытых шкурами.

    Фото Жилище из костей мамонта

    Фото Схема постройки жилища

    Фото Стоянка первобытного человека в деревне Верхние Мандроги

    Поселения охотников со временем превратились в деревни земледельцев . Дома были небольшими, часто непрочными. Из деревень в эпоху неолита вырастают первые города.

    Рис. Деревня земледельцев

    В эпоху неолита возникли и довольно сложные сооружения, не имеющие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека.

    Первые сооружения архитектуры – мегалиты (от греческого «мегос»- большой, «литос»- камень). Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определённом порядке.

Распространены во всём мире, кроме Австралии.

    Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом . По-видимому, это общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

    Мегалиты делятся на 3 вида

    Дольмен (в переводе с бретонского - tol - стол, men - камень). Древнее погребальное сооружение , один из видов мегалитических построек.

    Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит до нескольких десятков тыс. кг, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху .

    Внутреннее пространство служило местом пребывания души умершего. Для сообщения ее с миром в стенках делали небольшие круглые отверствия.

    Менгир (бретонск. menhir , от men - камень и hir - длинный), простейший вид мегалитических сооружений, состоящий из одного блока камня, вертикально вкопанного в землю.

    Достигают высоты 4-5 м и более (крупнейший высотой 20 м весит около 300 т, находится во Франции).

    Иногда составляют длинные аллеи

    или расположены по кольцу . По-видимому, имели культовое значение.

    Кромлех - каменные плиты или столбы, расположенные по кругу.

    Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами, лежащими сверху.

    • Обычно состоит из огромных (до 6-7 м высотой), отдельно стоящих камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей.

      Они опоясывают площадку, в середине которой иногда находится или .

    Иногда кромлех окружает курганную насыпь, иногда существует самостоятельно и состоит из нескольких концентрических окружностей.

    • При раскопках внутри кромлехов находили погребения, шлифованные каменные топоры, лепную керамику, каменные зернотёрки. Назначение спорно. Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений, а также для религиозных церемоний.

    Наиболее известен Стоунхендж (Великобритания), возведенный на рубеже каменного и бронзового веков. Являясь храмом солнца, он не только использовался для культовых церемоний и погребений, но и выполнял роль каменной астрономической обсерватории, что позволяло с удивительной точностью вести календарный счет дням, отмечать начало времени года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

    Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась история архитектуры.

    • Музыкальное и театральное искусство первобытного общества

      Кроме основных видов изобразительного искусства в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки, театра и литературы.

      Человек, отправляясь на охоту на определенного животного, в танце воспроизводил характер животного, подражал издаваемым им звукам и голосам природы, имитировал метание копий и стрельбу из лука.

      Танцы носили примитивный характер и напоминали гимнастические упражнения.

Первые инструменты человек научился изготовлять из камня, кости и дерева, чтобы с помощью их производить различные звуки.

    Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости (этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов).

    Также изготовляли п огремушки из черепов, которые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию.

    Самыми древними инструментами были ударные. Идиофон - древний ударный инструмент - возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка - это прежде всего ритм.

    Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты . В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения тот же, что и у современных флейт.

    В это же время появляется аэрофон - инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья. В дереве проделывали отверстия и закрепляли нити, после чего, музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул(этот гул напоминал голос духов). Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (XXХ в. до н.э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия.

    Самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было изобразить весь земледельческий процесс (от сева до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии (от свадьбы до посылки чужому племени символов для объявления войны или заключения мира).

    Первобытная культура не знает письменности, но зарождается словесное искусство в виде фольклора.
    Наиболее ранний вид фольклора – миф, легенда о прошлом.
    Первые мифы рассказывают о возникновении человека и животных, последующие - о происхождении Земли и мира в целом.

    Дома: Сообщение «Стоунхендж»


Периодизация истории культуры Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности; Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности; Культура Средних веков (VXIV вв.); Культура Средних веков (VXIV вв.); Культура Возрождения или Ренессанса (XIVXVI вв.); Культура Возрождения или Ренессанса (XIVXVI вв.); Культура Нового Времени (к. XVIXIX вв.); Культура Нового Времени (к. XVIXIX вв.); Культура XX века. Культура XX века.


Периодизация истории первобытного общества (по К.Ю Томсену) Каменный век 2 млн. лет до н.э. – 6-2 тыс. лет до н.э. Бронзовый век конец 4 тыс.лет до н.э. – начало 1 тыс. лет до н.э. Железный век Конец первобытнообщинного строя Палеолит (древний камень) 2 млн. лет до н.э. – 10 тыс лет до н.э. Мезолит (средний камень) 10 тыс. лет до н.э. – 8 тыс. лет до н.э. Неолит (новый камень) 7 тыс. лет до н.э. 2 тыс. лет до н.э.




Открытие пещерной живописи В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью Марией случайно открыли пещеру с рисунками. В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры. Другие копии рисунков Альтамиры находятся в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии. А






Пещера Ласко (Франция) «Сикстинская капелла первобытной живописи» ЛЛ Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками Специалист по истории первобытного общества Анри Брейль, скрывавшийся в регионе во время немецкой оккупации, стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 года вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном.




На поверхности площадью 120м² Брейль обнаружил изображения (сегодня в описи числится наименований)




Мегалиты бронзового века Мегалиты (от лат. Litos – камень) – древнейшие каменные сооружения, собранные из огромных каменных глыб. Мегалиты (от лат. Litos – камень) – древнейшие каменные сооружения, собранные из огромных каменных глыб. Менгиры Менгиры Дольмены Дольмены Кромлехи Кромлехи

«Искусство первобытного человека» - Роспись в пещере. Трипольская культура. Мальта. Пещерные изображения. Ласко. Выразительная скульптура. Наскальное изображение бизона. Первобытное искусство. Дольмены. Аппликация на седельной покрышке. Керамика и элементы орнаментации. Памятники палеолитического искусства. Искусство первобытного человека.

«Древняя живопись» - Первые художники земли. С чего начиналась история архитектуры. Менгиры из Карнака. Таблица. Изображения животных на стенах пещеры Альтамиры. Зубры. Сражающиеся лучники. Цели. Ансамбль мегалитов. Оттиск человеческой руки. Франция. Менгиры. «Прыгающая корова» и «пони». «Макаронный» фриз на потолке пещеры Альтамира.

«Фигурки женщин» - Глиняные статуэтки людей. Схематические контурные рисунки. Подлинный смысл. Культ огня. Общие пропорции фигуры. Древнейшее скульптурное изображение человека. «Венеры» первых художников Земли. Археологи. Скульптурные изображения животных. Женщины-матери. Женские статуэтки. Фигурки женщин. Исследователи.

«Возникновение первобытного искусства» - Открытие пещерной живописи. Охота на бизона. Комплекс. Археологические раскопки. Рисунок и магический ритуал. Изображения животных. Возникновение искусства и религии. Возникновение религии. Питекантропы. Загадки древних рисунков. Древние каменные сооружения.

«Особенности первобытной культуры» - Культура первобытного общества. Пещера Шове. Ротонда с быками. Горы Дракенсберг. Пещера рук. Традиционное искусство. Религиозные представления древнего человека. Искусство на заре человечества. Современная живопись. Пещера Ляско Франция. Первые рисунки. Пещера Пешь-Мерль. Наскальная живопись. Особенности живописи палеолита.

«Пещерные рисунки» - Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Пещерные росписи эпохи палеолита. В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Для гравюр среднего и финального мадлена типична более тонкая проработка. Характер палеолитического искусства. Техника палеолитического искусства. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица.

Всего в теме 11 презентаций