Красота человека изображение женских и мужских образов. Идеал русской красоты. Применение способов действий

Красота человека (женский образ)

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского.

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

Показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

Учить определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве;

Познакомить с творчеством М. В. Васнецова;

Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете;

Развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки;

Осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

Воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование: для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – графические материалы, альбом. Репродукции картин А. Венецианова «На пашне. Весна», М. В. Васнецова «Аленушка», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В. А. Серова «Девушка с персиками». А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок); Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок), «Мороз, Красный нос» (отрывок), запись русских народных песен.

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече рада я.

Ждет сегодня вас

О русской красавице сказ.

2. Работа по теме урока.

Вводное слово.

На прошлом уроке мы говорили, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, ради изображения.

Изображение – это продукт труда, и через него художник выражает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства по этому поводу. Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению определенного, конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека. Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннее состояние человека.

Б) Дидактическая игра «Настроение и мимика».

Учитель открывает на доске схемы лица.

Учащиеся по каждой схеме выражения лица описывают настроение, характер человека; поднятая бровь или обе брови – удивленное лицо, поднятые углы глаз и губ – веселое лицо; сдвинутые и слегка опущенные брови – сердитое, злое лицо; плотно сжатые прямые узкие губы – жадный, корыстный характер; прищуренный глаз, поднятая над ним бровь, поднятый уголок губ – лукавый, хитрый характер.

Беседа «Женский образ в искусстве».

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть репродукции А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «Девушка с теленком», И. Билибина «Илья Муромец освобождает Забаву Путятишну», В. Васнецова «Аленушка», В. А. Серова «Девочка с персиками».

Какой смысл вы вкладываете в выражение «русская красавица»? Обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах.

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок)

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати восьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Их разве слепой не заметит!

А зрячий о них говорит:

Пройдет – словно солнце осветит,

Посмотрит – рублем одарит.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок)

Что объединяет эти женские образы? В чем их красота?

Ученики. Их богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие.

    Знакомство с картиной «Аленушка» В. М. Васнецова.

Учитель предлагает детям ответить на вопросы, направленные на формирование чуткости к языку картины и умение видеть ее пафос.

Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создается у вас при первом взгляде на нее. Почему картина производит такое впечатление? Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется?

Что называется композицией? Как построена картина В. М. Васнецова? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

Опишите внешность Аленушки. (Аленушка - бедная крестьянская девочка. У нее тонкие руки. Аленушка босиком; одежда ветхая: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта; каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

Что художник особенно выделил во внешности Аленушки? (Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются лицо и руки Аленушки. Сразу видишь ее грустное лицо и большие глаза.)

Подумайте, какими словами можно точнее охарактеризовать взгляд Аленушки.

Большое горе обрушилось на Аленушку. Как художник это показал? Обратите внимание на позу Аленушки. (Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе).

Обратите внимание на выражение лица Аленушки. Каково ее душевное состояние? (Она грустит, тоскует, опечалена.)

Как с помощью цвета художник передал настроение этой картины? (Желтый, розовый, красный – это теплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно-зеленых, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали и грусти. В картине В. М. Васнецова «Аленушка» есть и теплые, и холодные тона. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше темно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление).

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление печали и тоски.

На фоне какой природы изображена Аленушка? Как пейзаж передает настроение картины? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое. Осенью природа умирает, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Аленушки.)

Да, внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам темно-зеленых, синих, желто-коричневых красок. Осенние, блеклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроение Аленушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают ее от злых людей.

Над головой Аленушки художник изобразил ласточек. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. «Ласточки у злой семьи под стрехой гнезда не вьют» - говорится в народе. Слетевшиеся к Аленушке ласточки тихо щебечут, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. И Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе.

Каков образ «русской красавицы» в картине В. М. Васнецова? (Это образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной).

Ребята, а что вы знаете о художнике В.М. Васнецове?

Виктор Михайлович Васнецов – великий русский художник. Он родился в 1848, умер в 1926 году. Отец В. М. Васнецова, сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте. В свободное время что-нибудь мастерил. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. Зимой старуха-стряпуха часто рассказывала сказки, эти сказки надолго запомнились маленькому Вите. Он пробовал рисовать, но ничего не получалось. Бабушка рисовала Вите сказочные картинки. В 17 лет поехал Виктор в Петербург в академию художников. Это было в 1867 г. Он очень волновался на экзамене, за результатом не пошел. Поступил в рисовальный класс. Спустя год он опять пришел в Академию художеств и узнал, что был принят в нее год назад. За свою жизнь В. М. Васнецов написал множество картин на сказочные темы.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение:

Ой, ли, ой ли, ой люли!

Красна девушка идет,

Словно павушка плывет.

Ой, ли, ой ли, ой люли!

Словно павушка плывет,

Таки речи говорит:

Возле садика млада хожу,

Возле зелена млада гуляю,

Соловьевых песен слушаю;

Хорошо в саду соловей поет,

Он поет, меня радует.

    Знакомство с народным костюмом.

Скажите, а во что одета русская красавица? Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от интерьера крестьянской избы, трудовой жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только узоры на одежде, во всем ансамбле преобладает симметричное построение, любовное отношение к каждой детали.

Звучат русские народные песни.

Эстетическая оценка костюма как произведения декоративного искусства находит выражение в устном поэтическом творчестве. Так, в песнях описанию костюма обычно уделяется больше внимания, чем портрету героя. «Упоминается повседневный наряд девушки – сарафан, миткалевая или коленкоровая рубашка, косоплетка в косе, праздничная льняная рубашка с вышивкой своей работы («У меня, младой, а льняной подол шит бумагою синей, нитками, ковылюшками, не дробнушками»)… шелковый пояс, кокошник косой золотой…»

Детали, характеризующие внешний облик героя, дополняют его внутренний образ:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо.

Демонстрация женского русского народного костюма .



Праздничный девичий костюм Воронежской губернии (сарафан из черной шерстяной ткани, рубашка с красной «воротушкой» и красными рукавами с тканым цветным орнаментом и вышивкой, красный передник с тканым белым рисунком, красный головной платок). Конец X1X – начало XX века.

Костюм новобрачной города Галича-Костромского (белая кисейная рубашка с вышитыми белой гладью рукавами, малиновый штофный сарафан, шитый золотом полушугай, галичский кокошник и кисейный, шитый золотом платок) Первая половина X1X века. Костромской историко-архивный музей – заповедник.

Праздничный костюм невесты города Костромы. Вторая половина X1X века.

Из отбеленного полотна и холста шили рубахи: у мужчин – ниже колен, у женщин – до пят. По вороту, рукавам и низу шла вышивка цветными нитками. Красиво! А пошло это из глубокой древности, когда такая вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от «дурного глаза». Значение вышивки забылось, а традиция осталась в виде украшений на одежде.

У женщин поверх рубахи надевался сарафан. Одежды были свободными, широкого покроя, не сковывали движений. Закрытыми были ноги, руки, шея: скрывались все недостатки фигуры.

В праздничные дни голову украшал дивный убор – венец или кокошник. Богато украшенный речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой». В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу: «коса – девичья краса». Замужняя женщина убирала все волосы. По поверьям, женский волос приносил несчастье. Позорно было появиться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас, когда говорят «опростоволосилась», мы подразумеваем – опозорилась.

Девичья «коруна» - свадебный убор невесты Северного края. 19 век.

5. Самостоятельная работа учащихся.

Сложившееся в результате беседы представление учащихся о характерных особенностях облика русской красавицы, о ее силе и нежности находит воплощение в изображении женского образа учащимися. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.

Ребята, перед работой подумайте над вопросами:

Какой бы вы хотели видеть старшую сестру, свою маму? Как бы они выглядели в старинной русской одежде?

Как вы будете располагать лист?

Здесь лучше подойдёт вертикальное изображение, которое может быть сделано в рост, по грудь или по пояс. Необходимо красиво украсить элементы одежды и головного убора.

При выполнении задания решаются композиционные, колористические задачи, осваивается умение изображать человека.

Итак, голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Обратите внимание на то, как рисуются глаза, изображаются нос, губы. Красота образов будет достигаться через красоту цветовых отношений и форм, отдельных деталей лица. Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленький череп, огромные уши? Можно приложить к листу заранее вырезанные заготовки красивых, гармоничных и утрированных деталей лица. Этот момент сопоставления приносит свои положительные результаты. После показа дети самостоятельно работают над образом русской красавицы.

Рефлексия (Экспресс-выставка. Оценка работ.)

    оригинальность идеи;

    эстетика оформления;

    объем работы.

Учащиеся демонстрируют свои работы, обсуждают их, и после некоторых поправок, оцениваем работы.

Уборка рабочих мест.

    Итог урока.

Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

Что осталось для вас неизученной тайной, неразгаданной задачей?

Молодцы, именно этому мы и посвятим следующие занятия.

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.

Конструкт урока изобразительного искусства

по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46 «Б» специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Класс: 4 «Б»

УМК: Школа России Программа: НеменскийБ. М. «Изобразительное искусство»

Тема урока: Красота человека. Образ русской красавицы. Рисование портрета.

Цель: развитие эстетических потребностей в процессе составления портрета русской красавицы, определение наиболее эффективные способов достижения результата, определение способов изображения портрета и способов решения проблем творческого и поискового характера.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, потребностей в самостоятельной практической деятельности), ценностей и чувств.

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (обучающиеся о коммуникативные УУД познавательны е УУД (общеучебные): формулирование цели; поиск и выделение информации (логические): определять наиболее эффективные способы достижения результата, анализируют способ изображения портрета;

Предметные: демонстрируют знания о способах решения проблем творческого и поискового характера, в процессе составления портрета русской красавицы.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, потребностей в самостоятельной практической деятельности), ценностей и чувств.

Развивающие: развивать регулятивные УУД (обучающиеся о существляют самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, умеют эффективно организовать своё рабочее место, осуществляют познавательную и личностную рефлексию); коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать); познавательны е УУД

Коррекционно-развивающие: стимулировать познавательную деятельность в процессе изображения образа русской красавицы; развивать контроль, самоконтроль, оценивание и самооценивание, осознанную саморегуляцию познавательной деятельности посредством анализа выполненных работ; формировать способности к организации собственной деятельности и проведения на основе плана изображения портрета; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мыслительных процессов; расширение словарного запаса.

Образовательные:

    Изобразительная:

    Техническая:

    Композиционная:

    Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изображения.

    Принципы воспитания и обучения:

Принципы обучения:

    Принцип наглядности.

    Принцип систематичности и последовательности.

    Принцип доступности.

    Принцип целостности

    Принцип деятельности

    Принцип психологической комфортности

Принципы воспитания

    Создание положительного эмоционального подъёма

    Воспитание через взаимодействие

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

    Словесные: беседа, объяснение

    Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

2. По дидактическим целям:

    Методы проверки и оценки знаний.

3. По уровню включения в продуктивную деятельность:

    Объяснительно-иллюстративные

    Частично - поисковые

4. Методы развития психических функций:

    Постановка проблемы или проблемной ситуации

5. Метод развития познавательного интереса:

    Формирование готовности к восприятию.

Методы воспитания:

1. Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

    Поощрение.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения :

Демонстрационные: доска, образец портрета,репродукции художников, презентация PowerPoint .

Индивидуальные:, инструкционная карта рисования дерева, пейзажа; плотный лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски, кисти, восковые мелки

Тип урока: .комбинированный

Структура урока:

    1. Организационно-мотивационный момент (1мин).

      Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (3мин).

      Восприятие (5мин).

      Показ способов действий (5мин).

      Физминутка (3 мин).

      Словесное проговаривание способов действий (9 мин).

      Применение способов действий (9 мин).

      Анализ способов действий (3мин).

      Рефлексия учебной деятельности (2мин).

Информационные источники:

1. ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.2.

2. Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/Т.В. Чащина. – Каменск-Уральский, 2015. – 26с.

3. «Изобразительное искусство. 4 класс» / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2014

Макет доски:

18 октября.

Классная работа.

Тема:

Цель:

Ход урока:

Этапы урока

Методы

обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1.Организационно-мотивационный момент.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой обучающихся на предстоящую деятельность.

Методы развития познавательного интереса: приём создания психологического комфорта.

Здравствуйте ребята, давайте улыбнемся друг другу, подарим свое хорошее настроение.

Пожалуйста, присаживайтесь!

Меня зовут Екатерина Романовна, сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

Проверим готовность к уроку. Я называю учебные принадлежности, а вы проверяете, есть ли они у вас и наводите порядок на столе.

Сегодня на уроке потребуется: лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски и кисти.

Желаю вам на уроке быть успешными в творческой деятельности.

Демонстрируют : регулятивные УУД (обучающиеся о существляют саморегуляцию, умеют эффективно организовать своё рабочее место)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию.

По источнику получения знаний – словесный: беседа; наглядный: демонстрация,

По уровню включения в продуктивную деятельность – частично-поисковый, проблемный

Методы развития познавательного интереса: художественное слово.

А чтобы определить тему нашего урока, посмотрите на изображения

Ребята, давайте их сравним. Во-первых, вспомним в каком жанре они изображены? Как он называется? Это портрет, натюрморт или пейзаж? (портрет)

Почему? Что такое портрет?

Портрет – это жанр изобразительного искусства. Портретом называют картину с изображением человека или группы людей. В портретах художники стремятся не только передать внешнее сходство, но и характер человека.

О чём нам может рассказать портрет? (о человеке)

Хорошо.

Рассмотрим еще. Кто изображен на всех картинах? (девушки).

Как вы считаете, это красивые девушки? Их можно назвать русскими красавицами? Почему?

Скажите, ребята, какой по вашему мнению должна быть «русская красавица»?

(Красивая коса, румяные щеки, красивый наряд)

Молодцы, я вижу, что вы уже имеете представление о том, как выглядела русская красавица.

Ребята, а хотели бы вы еще больше узнать о русской красавице?

Тогда, как вы думаете, какая тема урока у нас будет?

А тема урока звучит так, прочитай пожалуйста. (Образ русской красавицы).

Значит, что мы на уроке сегодня можем узнать?

Узнать, как выглядела русская красавица.

А что мы научимся изображать?

Научиться изображать русскую красавицу.

Согласны работать по такому плану?

Образ красоты человека у каждого народа свой. В русской крестьянской культуре образ женской красоты – это мягкость, нежность, величавость.

Русские люди всегда большое значение придавали лицу как выражению характера и души.

Взглянуть в лицо человека значило заглянуть ему в душу.

Вглядитесь в лица русских женщин, какой у них взгляд?

– они будто светятся изнутри, излучают спокойное и ясное сияние, рядом хочется посидеть, погреться.

Посмотрите на их одежду? Какую одежду они носили? Как она называется? (показываю на картине) Кокошник, сарафан,рубаха.

И при этом ее праздничный наряд – диво дивное. Одежду русские женщины шили и украшали сами, вкладывая в нее душу, проявляя настоящий талант художника.

Значение вышивки забывалось, а традиция украшения осталась. У женщин поверх рубахи надевался сарафан.

А какие головные уборы носили русские красавицы?

В повседневной жизни девушки носили косу.

В праздничные дни голову русской женщины украшал дивный по красоте убор, шитый жемчугом, цветным бисером, каменьями, разноцветными нитями.

В названиях головных уборов слышится родство с птицей: кокошник, сорока, кичка.

Взгляните на репродукции русских художников. Как вы думайте, что художник пытался до вас донести через эту картину? (предположения детей). Величественный светлый образ простой по характеру души крестьянки, восхищение от грации ее и «русского» духа в ее глазах и позе.

Ребята, вы готовы сегодня по пробовать изобразить русскую красавицу? (Да)

Демонстрируют: регулятивные УУД (обучающиеся о существляют саморегуляцию);

коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать);

познавательны е УУД (общеучебные): формулирование цели урока.

3. Восприятие

Задача:

формировать зрительный образ правильного рисования портрета

Изобразительная : учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

По источнику получения знаний – словесный: рассказ, беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность –частично-поисковый,

Ребята, а как мы будем располагать наш лист при рисовании портрета?

(Вертикально)

Как же рисуется портрет?

Что мы должны для этого узнать?

Проведем небольшое расследование

Посмотрите друг на друга.

Какую форму имеет голова? (круглая, овальная).

Какой формы брови, глаза? (брови дугообразные, глаза овальные)

В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.

А где расположены глаза? (под бровями)

Примерно на середине лица.

Посмотрите друг на друга.

Так ли это?

Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.

Какой формы у человека нос?

Где он расположен на лице?(нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким; находится на середине лица; начало носа- на одной линии с глазами).

Какой формы у человека рот? (большой круглый, находится ниже носа)

Вы должны помнить о мимике лица

Выражении, которое зависит от настроения человека.

Какое может быть настроение у человека? (радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное).

Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.

Познавательны е УУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

4. Показ способов действий

Задача:

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

По источнику получения знаний – словесный: объяснение, беседа; рассказ,

наглядный: демонстрация, иллюстрация.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы самоконтроля.

Ребята, посмотрите, как я нарисовала портрет русской красавицы. Сейчас я расскажу, как я это делала.

С чего начнем рисовать? (с головы). Какую форму имеет голова? (овальную). Итак, первым шагом, я нарисовала голову.

Для того, чтобы лицо было симметрично, я расставила точки и соединила их.

Это линия роста волос, линия глаз, линия рта. Лицо рисовать довольно сложно.

Рисуем шею. Шея по ширине равна ширины головы, по длине - ее высоты. Плечи шире головы в 2 раза.

Прорисовываем части лица. Рисуем нос.. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.

Портрет почти готов. Осталось придать ему индивидуальные черты и превратить в русскую красавицу. Я нарисовала девушке яркий красный с желтым кокошник, нарисовала зеленые глаза. И часть сарафана у меня тоже красная.

познавательны е УУД освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

5. Физминутка

Задача: Снять усталость, мышечное напряжение.

По источнику изложения учебного материала: Словесный (художественное слово)

А теперь отдохнем, вставайте со своих мест.

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Глаза вправо, влево, по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

Глаза закрываем. Теперь снова поморгали.

Молодцы, продолжаем работу.

Регулятивные УУД : волевая саморегуляция.

6. Словесное

проговаривание способов с действий.

Задачи:

Воспроизвести план работы над портретом

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изо.

Применение способов действий

Задачи:

Цветовая

бражения.

По источнику получения знаний – словесный: беседа; объяснение

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

Ребята, сейчас я вас научу рисовать портрет русской красавицы. Послушайте и посмотрите внимательно, как мы будем выполнять работу. Сейчас мы начнем с вами выполнять работу все вместе. Возьмите простой карандаш

С чего начнем рисовать? (с головы).

Возьмите эскиз головы, который лежит у вас на парте. Разместите его на листе бумаге не слишком высоко и не сильно низко, чтобы вы смогли нарисовать девушке красивый головной убор. Посмотрите, как я разместила шаблон на своем листе. Теперь обведите его. (обвожу сама).

На ваших шаблонах есть точки. Поставьте эти точки на линии овала. Вот так. Теперь соединим точки, которые расположены друг напротив друга. Вот так как у меня, посмотрите.

Это линия роста волос, линия глаз, линия рта. Теперь возьмите шаблон шеи и плеч, обведите шаблон. Я обвожу с вами.

Прорисовываем части лица. Рисуем нос. Сделайте ориентировочные штрихи на месте, где будет расположен нос. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Прорисовываем крылья носа.

Переходим к прорисовке глаз. Они расположены чуть выше носа. Внешние края носа указывают, где будут идти внутренние уголки глаз. Тут нужно учесть важный фактор: анатомия человека устроена так, что расстояние между глаз равно величине еще одного глаза. Постарайтесь нарисовать глаза не слишком близко и не слишком далеко друг от друга.

Рисуем верхнее веко и нижнее. В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Чего еще не хватает у глаз? Правильно, ресниц. Ресницы расположены как на верхнем веке, там и на нижнем.

Прорисовываем рот. Рисуем верхнюю губу, придаем девушке небольшую улыбку. Уголки рта немного приподнимаем. Затем нижнюю губу. Она немного шире верхней.

Прорисовываем уши. От бровей и кончика носа проводим две горизонтальные линии. Именно в этом промежутке рисуем ушную раковину.

А сейчас давайте придадим нарисованному лицу телесный цвет? Как вы думаете, как мы его можем получить? (смешать краски)

Кто - нибудь из вас знает, как смешать краски, чтобы получить цвет лица?

Итак, возьмем белый цвет, немного желтого и немного красного. Смешаем их. И закрасим лицо и часть шеи. Посмотрите.

Хорошо. А пока лицо сохнет, придайте портретам ваших красавиц индивидуальные черты. Нарисуйте красивый сарафан, головной убор. Подумайте, что это будет. Лента, кокошник или сорока. Не забудьте про красивые русские косы, которые были у девушек той поры.

Ребята, посмотрите на доску, какие головные уборы можно изобразить. Постарайтесь их оформить в яркие цвета.

Не забудьте стереть лишние линии.

Практическая работа детей и коррекция возможных ошибок.

Не симметрично расположены части лица.

Не правильное расположение частей лица.

Не прорисованы индивидуальные черты лица.

познавательны е УУД освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изобразительная: учить составлению изображения образа русской красавицы, определению наиболее эффективные способов достижения результата

Техническая: учить способам изображения портрета и способам решения проблем творческого и поискового характера в процессе освоения работы кистью и красками.

Композиционная: совершенствовать композиционные навыки в расположении рисунка, расположение части лица симметрично в соответствии с размером;

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и

предметом изображения

Цветовая : закреплять умение подбирать краски в соответствии с темой и предметом изображения

8. Анализ способов действий

Задача : проанализировать нарисованные портреты.

По источнику получения знаний – словесный: беседа.

Анализ работ

Что изображено? (портрет)

Чей это портрет? (русской красавицы)

Какое настроение у нее?

Какой у нее характер?

С помощью чего вам удалось передать такое настроение и характер?

Познавательные УУД:

умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД

Осуществляют анализ своей творческой деятельности

9.Рефлексия

Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности.

По источнику получения знаний – словесный: беседа.

Метод развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Рефлексивный прием: Незаконченное предложение.

Что вы нового узнали сегодня на уроке?

Что для тебя было самым интересным?

Все ли мы задачи выполнили. Узнали как выглядит русская красавица? Как?

Научились изображать красавицу в своих рисунках?

Кто доволен своей работой, поднимите руки.

Еще раз взглянем на нашу выставку. Посмотрите какие красавицы у вас получились.

Уже звенит звонок, уберите все с парт.

Спасибо всем за урок, мне было приятно с вами работать!

До свидания!

Регулятивные УУД (обучающиеся о существляют самоконтроль, самооценку, саморегуляцию, как способность к мобилизации сил и энергии, осуществляют познавательную и личностную рефлексию); коммуникативные УУД (полно и точно высказывают свои мысли; умеют слушать).


  • О чем будет наш урок?
  • В чем вы видите красоту человека?
  • Какой человек, по-вашему красив?
  • Кто такой «Добрый молодец»?


Какой продукт не сажали в Древней Руси?


  • Яркие примеры отражены в русских народных сказках.
  • Какие сказки вы знаете, где показан образ русского крестьянина?
  • Давайте рассмотрим иллюстрации из русских народных сказок.














  • Какой была мужская одежда на Руси?
  • Что вы можете рассказать об обуви?
  • Кто на Руси носил сапоги?

К РУ ЖЕ БА ВЫ Х ШИВ А


П Ш О Т Р А Т Н Ы

Русские штаны шились без разрезов, с узлом, так чтобы посредством его можно было делать их шире и уже.


П ЗА О В Я ЗК С А

  • Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?
  • Была у пояса еще одна задача – тайная...
  • Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?
  • А что изображал символ круга в древности у большинства народов?
  • Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег.

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Это значит, как бы потерял человеческий облик.




ФИЗ КУЛЬТ МИНУТКА

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда, сюда,

Делай раз и делай два.

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.


З АД АД Ч А Й НИ ВА Е:

  • Создание образа русского крестьянина – портретное изображение гуашью.

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Сегодня на уроке я…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …

Урок 5. Тема урока: Красота человека. Образ русского человека.
Цели: изучить и изображения женских образов в картинах русских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов; провести психологический настрой на занятии; познакомить с терминами «кокошник», «сарафан».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники проанализируют образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; приобретут знания об изменении идеалов русской красоты; попрактикуются в написании портрета; психологически настроятся на занятия.
Оборудование: принадлежности для рисования, презентация.
Ключевые слова и понятия: портрет, портретист, русский костюм, идиллия.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Повторение пройденного материала
- Что такое жанры в изобразительном искусстве?
- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
- Вы уже занимались рисованием в этом году, к какому жанру можно отнести ваши рисунки?
(Пейзажи.)
- Отгадайте загадку, назовите нужный жанр. Ответ скажите хором.
Здесь развешаны картины.
Сколько хочешь ты глазей –
Стенды вот, а вот витрины.
Нынче ты пришел в музей.
На любой здесь вкус картины.
Что же любит зритель наш?
Роща с красною рябиной –
Это, милый друг,... (пейзаж).
Лес и поле, луг и речка,
Голубые небеса.
Распрекрасные местечки
Смотрим мы по полчаса. И. Агапова
-Что нарисовано на картине в жанре пейзажа?
III. Беседа по теме урока.
- Сегодня вы встретитесь с уже знакомым вам жанром изобразительного искусства. Чтобы вспомнить его, вам придётся отгадать загадку, а ответ сказать хором.
Мы картины очень любим
И на всё дадим ответ:
Вот девчонка в пестрой шубе -
Это, милый друг,... (портрет).
Нарисована здесь мама.
Дед и бабушка за ней.
Мы портреты вставим в рамы
И повесим на стене. И. Агапова
- Что такое портрет?
(Изображение внешнего облика человека, а через него и внутреннего мира этого человека.)
Вы сегодня будете рисовать портреты. Когда вы знакомились с источниками художественного творчества, после природы и жилища человека называли портрет человека, его облик. Сегодня вы приступите к изучению этой темы.
Сегодня, на первом уроке, будете рисовать облик человека, точнее сказать - облик русской крестьянки, русской красавицы.
IV. Работа с учебником. Знакомство с произведениями искусства.
Прежде чем вы приступите к этому интересному виду работы познакомьтесь с некоторыми картинами известных русских художников-портретистов.
Откройте учебники на с. 35, рассмотрите представленные там репродукции картин и прочитайте текст. Прочитайте названия репродукций, которые там размещены. Рассмотрите подробнее первую картину - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» художника И. Аргунова.
Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим дворцами графа Шереметева. И. Аргунов был талантлив, талант его заметили, ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет. Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека.
Но одной из его лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукция которого размешена в учебнике. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.
- Какая деталь русского костюма изображена на голове женщины?
(Праздничный кокошник.)
Поскольку этот кокошник расшит золотыми нитями, можно действительно утверждать, что он праздничный.
- Во что одета женщина?
(В сарафан красного цвета с богатой вышивкой, белую кофточку.)
Кофточка сшита из тонкой дорогой ткани, а сарафан украшен сложной вышивкой, это также позволяет думать, что перед нами женщина, одетая в праздничный наряд. Кроме того, красный цвет материи, из которой сшит сарафан, раньше использовался для праздничной одежды.
- Что еще подтверждает мысль о праздничном наряде?
(У женщины на портрете есть украшения - бусы, нарядные серьги.)
- Что вы можете сказать о выражении ее лица?
(У нее мягкие черты лица, приветливая и чуть заметная улыбка.)
Да, женщина не жеманничает, не кривляется, у нее спокойная поза. Возможно, это говорит о спокойном характере.
- Можно ли по облику этой женщины судить об отношении художника к своей модели?
(Художник передал облик с искренней симпатией, возможно, когда он рисовал эту картину, то любовался этой женщиной.)
Художник И. Аргунов был спокойным, доброжелательным человеком, таким он предстает и на автопортрете, который написал позднее.
Для графа Шереметева И. Аргунов создал проект Останкинского дворца. И вместе со своими сыновьями мастер строил этот дворец. Может быть, те из вас, кто бывал в Москве или Московской области, были в Останкинском дворце на экскурсии. Теперь вы знаете фамилию мастера, который создавал его. Произнесите ее еще раз все вместе хором и запомните.
Вторая картина называется «Северная идиллия», ее автор - художник Константин Алексеевич Коровин. Слово «идиллия» означает согласованность, идеальный образ. И действительно, на своей картине художник передает характер такой идиллии.
- Что изображено на этой картине?
(Пастушок играет на свирели, девушки его заслушались и стоят неподвижно, словно погруженные в звуки тихой музыки.)
Кажется, что и сама природа притихла, заслушавшись незатейливой мелодией.
- Какой пейзаж представлен на картине - южный или северный? (Северный.)
Возможно, перед нами пейзаж белой ночи, которая бывает в середине лета на севере.
- По сходству или по контрасту подобраны цвета в картине? (По контрасту.)
Контраст зеленого и красного цветов - излюбленное в народе сочетание, оно часто встречается в народных костюмах. Яркие фигуры девушек находятся на фоне северного пейзажа. Чтобы объединить все образы в единую композицию, художник изобразил на всей картине россыпи простеньких белых цветов. Цветы украшают траву, кусты, цветы держат в руках и девушки, у одной из них на голове венок из цветов.
Художник К. Коровин рисовал декорации для оперных и театральных постановок. Вот и сейчас можно вообразить, что мы словно присутствуем в театре, на какой-то опере или спектакле. Костюмы девушек и пастушка точно передают детали подлинных народных одеяний северной полосы России.
V. Актуализация знакомого материала
Во многих книгах вы уже встречались с описанием образа девушки или женщины- русской красавицы.
Я напомню вам один знаменитый отрывок-описание царевны Лебеди из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
-Какой, по-вашему, должна быть при этом музыка, рисующая лебедь-птицу? (Прекрасной, величественной, плавной.)
В конце сказки лебедь-птица сбросила свои крылья и стала прекрасной царевной.
Тут она, блестя крылами.
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась.
И сама-то величава,
Выступает, будто пава.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
-Когда будете рисовать свой образ русской красавицы, обязательно вспомните это описание.
А вот описание русской крестьянки, которое создал другой русский поэт - Н. Некрасов. Послушайте отрывок из его стихотворения.
(Отрывок из поэмы Н. Некрасова «Мороз -Красный нос».)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, -
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнцем осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»
...Красавица, миру на диво.
Румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива.
Ко всякой работе ловка.
VI. Задание для самостоятельной работы
- Какие детали русского народного костюма можно использовать в вашем рисунке - изображении русской красавицы?
- Как вы будете рисовать такой портрет - с натуры или по воображению?
(По воображению.)
Откройте учебники на с. 38, прочитайте правила, которых необходимо придерживаться при создании портрета. После этого расположите лист бумаги нужным образом и подумайте над композицией портрета.
(Школьники приступают к выполнению задания.)
VII. Физкультминутка
Чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку, которая называется «Стирка белья».
Дружно мы поможем маме,
Мы белье полощем сами.
(Наклоняются вперед и делают широкие жесты руками - «полощут белье».)
И белье нам выжать нужно -
Ну-ка сильно, ну-ка дружно.
(Сжимают пальцы рук с одновременным разведением плеч согнутыми руками.)
Потянулись, наклонились.
Вот как славно потрудились.
(Вытягивают руки вверх, делают наклон вперед и выпрямляются, прогибаясь назад.)
VIII. Продолжение самостоятельной работы
Садитесь на свои места и продолжайте работу.
(Школьники продолжают и завершают рисунки.)
IX. Рефлексия
- Что такое пейзаж?
- Что такое портрет?
- Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. (Рисование.)
- Какие принадлежности вам понадобились?
- Какие портреты вы рисовали?
- Какие правила надо выполнять при рисовании портрета?
- Какие детали народных костюмов вы использовали в ваших портретах?
- Удалось ли вам передать характеры героинь, которых вы нарисовали?
- Какова была роль каждого из трех братьев-Мастеров в рисовании портретов русских красавиц?
(Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.)
X. Творческий момент, сочинение синквейна- Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Портрет».
(Школьники сочиняют синквейн.)
XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
На следующем занятии вы будете шить народный костюм для русской красавицы. Поэтому надо принести разноцветные лоскутки, кусочки тесьмы для отделки и все принадлежности для Шитья. Вы даже можете принести куклу, которую в течение урока превратите в русскую красавицу. Чтобы лучше сохранить поделки, которые вы изготовите, и не измять их, пока будете нести их домой, принесите для них целлофановые пакетики.
К следующему уроку вы можете приготовить домашнее задание. Найдите портрет красавицы и расскажите о нем - кто на нем изображён, чем он вам понравился.
Придумайте рассказ по этому портрету, представьте себя в роли экскурсовода и составьте рассказ по выбранной картине.

Урок изобразительного искуссства проведен по программе Б.М. Неменского в 4 классе.

Цели урока:

  • показать учащимся роль искусства в понимании красоты русской женщины;
  • познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль»;
  • отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию;
  • прививать интерес к русскому народному творчеству;
  • продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
  • осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, музыка, история);
  • воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование:

  • для учителя - компьютерная презентация, наглядные пособия;
  • для учащихся - заготовки фигурок девушек, акварельные или гуашевые краски.

Зрительный ряд:

Презентация с репродукциями картин М.Врубеля «Царевна-Лебедь», И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Брюллова «Гадающая Светлана», К.Коровина «Северная идиллия», К Маковского «У околицы», «Русская красавица», «Боярыня у окна» и иллюстрации русского народного костюма.

Литературный ряд:

  • А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок).

Музыкальный ряд: запись русских народных песен.

Ход урока «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня с вами на уроке мы продолжим изучение раздела «Истоки родного искусства». Давайте вспомним какие темы мы уже изучили. (Слайд № 1).

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.

II. Объявление темы.

Тема нашего урока: «Образ русского человека. Женские образы в искусстве» (слайд №2).

III. Целеполагание.

Учитель: Давайте определим цели нашего урока. Что вы хотели бы узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?

VI. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Учитель: У каждого народа свое понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря.

А каким вам представляется женский образ? В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.

Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица?

Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах. (Слайд № 3).

Ученик: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.

Ученик: Образ птицы - это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты - птицы счастья.

Ученик: «Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе. (Слайд №4).

Ученик: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.

Ученик: Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки. (Слад № 5).

Ученик: Наши танцы всюду славятся,
Наши танцы как огонь.
Выйдет русская красавица,
Да пройдется под гармонь.
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке сапожки узкие.
Идет красавица, плывет лебедушкой
И все любуются ее красой.

Ученик: Картина Брюллова навеяна поэмой Жуковского «Светлана». Показан эпизод гадания, что являлось частью празднования рождества. Брюллов изобразил Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой взгляд. Художник создал впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей красотой и непосредственностью.

Учитель: Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения. Каким вам представился образ русской красавицы? Что объединяет все эти образы?

Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. В каждой картине были отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота - это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание. (Слайд №6).

Учитель: Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.

Рубаха - основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол. (Слайд №7).

Учитель: Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли - ромбы, треугольники, квадраты с точками.

На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой. Епанечка - это короткая клешеная кофточка без рукавов. (Слайд №8).

Учитель: На юге России вместо сарафана носили понёву - домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду - ромбы, волнистые линии, птицы. (Слайд №9).

В праздничные дни голову украшали дивным убором - кокошником. Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.

V. Творческая работа.

Учитель: Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы. Что вы должны показать в своей работе? Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.

(Во время работы звучат русские народные песни.)

Учитель: Ребята, ваши работы мы расположим на доске.

  • Что вы видите на доске? (Небольшая полянка возле леса).
  • А что делали девушки на полянке, когда собирались вместе? (Водили хоровод).
  • Как же мы расположим наших девушек? (По кругу).

(Ученики располагают фигурки девушек по кругу на доске).

  • А что делали девушки, когда становились в хоровод? (Пели песни).
  • Давайте и мы с вами споем песню «Во поле береза стояла».

(Исполнение песни с детьми).

VI. Подведение итогов работы.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Добились ли мы поставленных целей? Что вы узнали о русском народном костюме? Молодцы, все сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем за урок.

Презентация «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»