Здания театров. Театральный календарь Дом Ливчака в Ульяновске

Организаторы вечера отказались от концепции «протокольного официоза» и предложили гостям интересную неформальную программу. Ее не случайно назвали «Гала-импровизация» – уже в фойе зрителей встречали артисты и сотрудники театра, собирали в небольшие группы и проводили экскурсии по отреставрированному зданию Театра.

Во всех залах театра – на четырех площадках – что-то происходило: в кафе можно было насладиться джазовой программой, с которой выступили Екатерина Директоренко и Даниэлла Селицка, в Белом зале – услышать песни в исполнении Юрия Чернова и Владимира Кочана, в фойе – игру на рояле Виктора Фридмана, а на лестнице в атриуме – увидеть выступление балерин Русского балетного театра.

Эту полифоническую программу неожиданно прервал звук горна, и перед гостями появился Иосиф Райхельгауз в костюме пионера, приветствуя гостей на нескольких языках. Затем художественный руководитель театра пригласил гостей к столу. Банкетная часть началась в 20.00 одновременно в залах «Эрмитаж» и «Зимний сад». В этот вечер там была воссоздана атмосфера легендарного ресторана «Зимний Эрмитаж», были накрыты столы и, конечно же, главным блюдом на них был салат «Оливье». Ведущими вечера стали Татьяна Циренина, Александр Галибин, Татьяна Веденеева и Вадим Колганов.

Поздравить театр с возвращением в историческое здание собралась чуть ли не половина Москвы. Среди гостей вечера были и политики, и общественные деятели, и бизнесмены и, конечно же, многочисленные мастера культуры. На новоселье в театр пришли: председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, генеральный директор Большого театра Владимир Урин, художественный руководитель и директор МХТ им. Чехова Сергей Женовач, художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас вместе с директором театра Кириллом Кроком, художественный руководитель Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов, художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин, глава Роснано Анатолий Чубайс и многие другие.

В зале «Зимней сад» выступили с поздравлениями: российский поэт и публицист, педагог, общественный деятель – Евгений Бунимович, главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков, бывший вице-мэр Москвы Леонид Печатников, а также Ада Колганова – директор Российской государственной библиотеки искусств, активными читателями которой являются работники «Школы современной пьесы» (продюсер Дмитрий Богачев и актер Владимир Стеклов). А Леонид Печатников даже зачитал небольшое стихотворение, посвященное театру Иосифа Райхельгауза, которое написал сам.

Перед гостями вечера выступали Дмитрий Хоронько, Нина Шацкая, Сергей Жилин, Григорий Остер, Людмила Петрушевская, Елена Камбурова и Сергей Никитин, который спел дуэтом с самим художественным руководителем театра.

Во время небольшого перерыва гости услышали игру Максима Дунаевского, к которому неожиданно присоединилась звезда мюзиклов Валерия Ланская. И это была абсолютная импровизация и полная неожиданность как для зрителей, так и для самих исполнителей.

Программу вечера в «Зимнем саду» продолжили театральные капустники, которые подготовили артисты «Геликон-Оперы», «Театриума на Серпуховке», ГИТИСа, Театра кукол им. С.В. Образцова, Театра Алексея Рыбникова и самой «Школы современной пьесы». Спел для гостей вечера здесь и Михаил Федоров, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

А в зале «Эрмитаж» Леонид Якубович провел аукцион, на котором были проданы туфли актрисы Любови Полищук из спектакля «Пришел мужчина к женщине», феска Альберта Филозова из постановки «А чой-то ты во фраке?». «Золотая маска» без гравировки была вручена Анатолию Чубайсу.

Закончился вечер выступлением большого Стеклянного оркестра «Школы современной пьесы» и финальным хором артистов театра, в котором солировал Иосиф Райхельгауз. На мотив песни «У черного моря» прозвучал гимн театру – «На площади Трубной». Было уже около полуночи, когда гости стали покидать Дом на Трубной, унося с собой массу положительных эмоций и светлых воспоминаний.

Компания Merlin выполняет комплексное проектирование театров, реконструкцию уже действующих театральных залов, модернизацию технологического оборудования театральных залов, сцены и всего здания. Проект сцены и зала выполняют наши специалисты в области театральной технологии. Проектирование театра – это целый комплекс вопросов, каждый из которых имеет принципиальное значение. В проработке этих вопросов важен профессиональный подход, только специалисты с большим опытом работы могут принять грамотное и оптимальное решение, отвечающее действующим нормам, учитывающее требования театральной технологии. Спроектировать планировочное решение театра отвечающее требованиям служб эксплуатации, создать идеальные условия для актеров и зрителей, осветителей, декораторов, выполнить проектирование инженерных систем на базе современного оборудования, предусмотреть дальнейшее развитие данных систем – это и называется профессиональным проектированием театра, Вестибюль, фойе, кулуары театра и остальные площади
Для заказчика очень важно, чтобы компания выполняющая проектирование театра не только создавала расчеты и давала рекомендации, но и могла все это выполнить: проконтролировать процесс строительств (реконструкции), поставить и смонтировать оборудование сцены, звуковое и световое оборудование, выполнить монтаж одежды сцены.

При проектировании театра вопросы архитектурной акустики выходят на первый план. От того насколько правильно будет выполнен акустический расчёт зала будет зависеть естественность звучания голосов и музыки. Основными параметрами определяющими акустику театрального зала являются время реверберации Rt60 и индекс передачи быстрой речи - RASTI. Архитектурная акустика театров строится по принципу усиления речи от сцены в зал и ослабления посторонних шумов возникающих в зале. При проектировании театрального зала учитываются особенности отделочных материалов, подбираются и размещаются согласно выполненного акустического моделирования специальные акустические материалы. При реконструкции театров специалисты Merlin проводят комплексное обследование зала, выполняют акустические измерения. Далее разрабатывается комплекс мер по улучшению архитектурной акустики помещения.

Безусловно сцена является сердцем всего театра. Заложенные на этапе проектирования возможности сцены определяют удобство эксплуатации, разнообразие постановочных решений и зрелищность спектаклей в целом. В проекте сцены основным разделом является механика сцены. Именно механика сцены позволяет производить быструю смену декораций, влияет на удобство работы, предоставляет необходимые инструменты для придания постановкам большей зрелищности. При проектировании сцены закладывается возможность её дальнейшего развития, наращивания технических возможностей, а также модернизации оборудования.
Проект одежды сцены выполняется исходя из утверждённого технического задания. Занавес, арлекин, кулисы, задник сцены выбираются на основании утверждённого дизайна театрального зала. Другие разделы проекта сцены учитывают вопросы размещения акустического, светового оборудования и спецэффектов.

При проектировании зала театра определяющим фактором является эргономика зрительских мест. На первом этапе согласовываются с заказчиком типы театральных кресел их размещение и количество. Обязательным условием является расчет линий визирования для всех мест зала. Невозможно добиться для всех мест оптимальных условий обзора сценического пространства, но при системном проектировании можно минимизировать многие негативные параметры. Когда речь заходит о реконструкции театра возникает вопрос о модернизации имеющегося оборудования, частичной или полной замене световых и звуковых комплексов.

Проектирование театра подразумевает проектирование систем театрального (постановочного) света, дежурного и аварийного освещения. Зрелищные постановки, особенно современные мюзиклы, требуют много света, а значит и много электроэнергии. При проектировании театра очень важно предусмотреть достаточную подводимую мощность. В различных спектаклях, постановках, мюзиклах используется разное количество светового оборудования. Мощность диммерных и прямых каналов должна быть рассчитана на максимальное количество света и даже с запасом. В этом случае театр обеспечит любую постановку необходимыми мощностями. Световой комплекс должен иметь гибкую схему управления, как самими световыми приборами, так и системами их передвижения. В проекте сцены должно быть предусмотрено достаточное количество лючков с диммерными, прямыми и DMX каналами для возможности подключения разнообразного оборудования сценического света и эффектов.

Театр начинается с вешалки. Каждый слышал это выражение, но оно не совсем верное, ведь театр, как и любое другое здание, начинается с подготовки проекта. Правильное проектирование театров ― гарантия того, что их эксплуатация будет приносить удовольствие актерам, сценаристам, костюмерам, оформителям и, конечно же, зрителям.

Проектирование театров: необходимость проработки каждого помещения

Театр состоит из двух групп помещений ― демонстрационных и зрительских. Задача зрительских помещений ― прием и обслуживание гостей театра, а на территории демонстрационного комплекса проводится концерт или театральная постановка.

Демонстрационная часть занимает 60–70% площади здания. Кроме сцены требуется проектирование помещений для руководства театра и персонала, залов для репетиций, вестибюля, буфета, санузлов, костюмерных, технических кабинетов для освещения, звукового сопровождения, охраны. Зрительская часть ― зал, кассы, гардероб, буфет, фойе, места для курения, туалеты.

Проектирование театральной сцены и зрительного зала

В работе мы используем информационное моделирование зданий, что позволяет нам разработать проект сцены, которая подойдет вашему театру. Сцены бывают открытыми и глубинными портальными, кольцевыми и в виде арены. Преимущество портальной сцены ― в возможности быстрой и беспрепятственной замены декораций с помощью подъемных устройств во время театрального действия. Размеры сцены зависят от габаритов игровой площадки. Чаще всего ее ширина составляет 8–14 м, а глубина ― 5–10 м.

Зрительный зал может быть ярусным и амфитеатральным. Последний вариант подходит для театров малой вместительности ― до 600 мест. Требования к зрительным залам:

  • оснащение помещения системой искусственного освещения и вентиляционным оборудованием;
  • наличие специальных помещений для управления действиями на сцене (располагаются на задней стене за зрительскими местами);
  • площадь зрительного зала рассчитывается, исходя из нормы 0,7–0,8 кв. м на одного зрителя.

Группа компаний ИнвестСтройПроект предлагает проектирование театров и конструкторские работы, выполненные на основе новейших разработок, с применением современного оборудования и инженерных технологий. Мы готовы к сотрудничеству с частными и бюджетными заказчиками, культурными и развлекательными организациями, от небольших театров до вместительных концертных залов.

Проектирование театров по технологии BIM

Благодаря информационной моделирующей технологии BIM (Building Information Modeling), в строящуюся модель мы включаем сбор всех последовательных данных о проекте. Объект наглядно визуализируется, позволяя представить будущие эксплуатационные качества здания.

Проектирование театра мы выполняем в объемных 3D-моделях. Дополнительно используем управленческую 4D-систему, включающую видео-мониторинг работ и сетевого графика, а также корректировку необходимых данных. В модели 5D мы точно рассчитываем технико-экономические показатели проекта театра:

  • расход стройматериалов,
  • подробную смету.

Редактор Н.В. Лосева

Проектирование театров / Центр. н.-и. и проект. ин-т типового и эксперим. Проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и упр. им. Б.С Мезенцева. - М. Стройиздат, 1990. - 120 с.: ил. - (Справ. Пособие к СНиП).

Разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». Приведены рекомендации по проектированию однозальных и многозальных (с большим и малым или малыми залами) театральных зданий, составляющих основу государственной сети театров: драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета.

Для проектировщиков-архитекторов и градостроителей, а также работников архитектурно-планировочных управлений городов.

Предисловие

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Общие положения

Помещения зрительского комплекса

Многофункциональное использование помещений зрительского комплекса

Помещения большого демонстрационного комплекса

Зрительный зал

Глубинная колосниковая сцена

Разновидности глубинной колосниковой сцены и иные типы сцен

Трансформации демонстративного комплекса

Помещения технологического обеспечения сцены

Помещения, обслуживающие сцену

Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные

Репетиционные помещения

Склады

Производственные помещения

Административно-хозяйственные помещения

Малый демонстрационный комплекс (малый зал) и обслуживание его помещения

Приложение 1 Примерный состав и минимальные площади помещений, театральных зданий

Гастрольные театры

Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров

Театры юного зрителя (ТЮЗы)

Театры кукол

Театры малой вместимости

Театры с общественной функцией общегородского зала

Летние театры

Балетные театры

Приложение 4 Примерные состав и площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену

Приложение 5 Примерное расчетное количество артистов в театрах

ЛИТЕРАТУРА

Предисловие

Пособие разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», распространяется на проектирование однозальных и многозальных (с большим и малым или малыми залами) театральных зданий, составляющих основу государственной сети театров: драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета.

К особым типам зданий отнесены театры: для детской аудитории; кукольные; многожанровые; гастрольные; балетные; камерные, студийные, экспериментальные и другие театры малой вместимости (500 мест и менее); молодежные; пантомимы; эстрады; летние и др.

Проектирование особых типов зданий театров с вместимостью зрительного зала свыше 1500 мест, а также реконструкция театров осуществляются с учетом отдельных рекомендаций данного Пособия.

В Пособии представлены рекомендованные материалы для зданий на разработку технико-экономических расчетов (ТЭР) и задании на проектирование театров драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета; приводятся сведения о прогрессивных объемно-планировочных решениях; помещены некоторые данные по проектированию театров особых типов.

Настоящее Пособие охватывает разделы: общие положения, земельные участки и объемно-планировочные решения. Разделы и подразделы: акустика залов и защита от шума, конструктивные решения, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, электроснабжение, технологическое оборудование и устройства; связь и сигнализация; комфортные условия наблюдения и форма в зрительных залах представлены в справочных пособиях. Данные по проектированию кинопроекционной и оборудованию зрительного зала кинопроекцией приведены в справочном пособии «Проектирование кинотеатров». При пользовании Пособием следует также руководствоваться СНиП 2.07.01-89 .

При проектировании производственных и складских помещений необходимо помимо данного Пособия руководствоваться СНиП 2.09.02-85 , СНиП 2.11.01-85 и СНиП 2.09.04-87 .

Материалы Пособия могут применяться для составления заданий на проектирование только при соотнесении их с конкретными ситуациями городов и деятельностью театров. Для выбора рекомендаций, соответствующих этим ситуациям, при проектировании новых зданий театров и реконструкции существующих проводятся предпроектные исследования, предшествующие составлению задания на проектирование.

Настоящее Пособие разработано ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева Госкомархитектуры [канд. архит. Э.И. Окунева - общая редакция, предисловие, общие положения, объемно-планировочные решения (общая часть, зрительский и демонстрационный комплексы, административно-хозяйственные помещения, функционально-технологические схемы), прил. 1 - 4 ; канд. архит. В.В. Лазарев - земельные участки, демонстрационный комплекс, прил. 1 ; архит. Е.И. Сивенков - трансформации демонстрационного комплекса; инж. А.И. Зуйков - помещения технологического обеспечения сцены; канд. архит. О.П. Кравченко - общие положения; канд. архит. М.А. Мосина - летние театры; инж. Т.Л. Пастернак - административные помещения; канд. архит. В.И. Ревякин - музей; инж. Р.К. Толкушкина - подсобные помещения буфета; архит. Н.А. Лясс - гастрольные театры] и Гипротеатром Министерства культуры СССР (инж. Д.Ф. Лазарев - помещения, обслуживающие сцену, производственные помещения, функционально-технологические схемы, прил. 1 ; канд. архит. С.В. Гнедовский - малый демонстрационный комплекс, прил. 1 ; инж. Е.А. Крылова - сцена, трансформации зоны оркестровой ямы демонстрационного комплекса; канд. техн. наук В.М. Виноградов - демонстрационный комплекс; канд. архит. В.Д. Красильников - демонстрационный комплекс; архит. Т.М. Трубкин - функционально-технологические схемы; архит. М.В. Борисова - гастрольные театры) при участии д-ра архит. А.В. Анисимова (МНИИПОКОЗ) - балетные театры; канд. архит. Н.Г. Зенькович (КиевЗНИИЭП) - театры с общественной функцией общегородского зала.