Что такое разум и чувства в литературе. Пример сочинения по направлению "разум и чувство"

Вторник, 21 Окт. 2014

Разум и ум не одно и тоже. Ум всегда разуму мешает заниматься самоконтролем, потому, что чувства и ум всегда забирают эту способность и возможность у разума – контролировать ситуацию. Чувства - это грабители. Они грабят у человека его счастье, его судьбу. Чувства всегда привязывают нас к каким-то негативным эмоциям, каким-то проблемам. И они как грабители грабят у разума способность контролировать ситуацию. А ум – это раб чувств. Он идёт на поводу у чувств. Разум – это единственный, кто должен совладать с ситуацией. А знание – это главный атрибут разума, ради которого разум существует и живёт. То есть обретение знания означает наполнение разума. Если человек наполняет разум знаниями, значит, он становится разумным. Но знания бывают разными...

"Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия, разум же есть божественная сила души, открывающая ей ее отношение к миру и к Богу.

Разум не только не одно и то же, что ум, но противоположен ему: разум освобождает человека от тех соблазнов (обманов), которые накладывает на человека ум.

В этом главная деятельность разума: - уничтожая соблазны, разум освобождает сущность человеческой души"(1-68,с.161)

Л.Н Толстой.

"Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь, и что истина.

Стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно."

В чем отличие ума от разума, каковы их функции и как контролировать чувства? Разобравшись с этими явлениями, их функциями и особенностями, мы можем научиться ими управлять, чтобы внести в свою жизнь больше гармонии и счастья.

Иерархия ума, разума и чувств

Функция чувств

В данном случае чувства и эмоции - это не одно и то же, так как здесь идет речь о пяти чувственных восприятиях - слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Через пять органов чувств мы получаем информацию о внешнем мире - в этом и состоит функция чувств.

Органы чувств контролируются умом, который направляет их на тот или иной объект, и передают уму получаемую информацию.

Функция ума

Что касается ума, то помимо анализа и контроля тела и чувств, его основная функция - принятие и отвержение.

Функции ума это находить объекты удовлетворения чувств, принимать то, что приятно и отвергать то что неприятно.

Ум тянется к приятному и отвергает неприятное. Мы хотим комфорта, различных приятных ощущений, наслаждений, и делаем все, чтобы получить желаемое - это происходит благодаря работе ума. Ум через органы чувств старается получить как можно больше наслаждений.

В Чайтанья-чаритамрите говорится также, что функция ума - размышлять, чувствовать и желать.

Функция разума

В чем отличие ума от разума и что такое разум вообще? Разум, как утверждают Веды, находится выше ума, это более тонкая субстанция, чем ум и чувства. Основной функцией разума является принятие полезного (благоприятного) и отвержение вредного (опасного, неблагоприятного). Он различает что хорошо, что плохо и способен принимать в расчет последствия действий.

Мы можем видеть, что функции ума и разума весьма схожи - принятие и отвержение, но отличие состоит в том, что ум руководствуется идеей «получать приятное и отвергать неприятное», в то время как разум более дальновиден, определяя, что полезно и что вредно.

Ум говорит либо «хочу» , либо «не хочу» , а разум оценивает так: «это принесет благо» или «это принесет проблемы и неприятности» .

Если человек разумен, то есть обладает сильным развитым разумом, он не идет на поводу ума и чувств, а рассматривает свои желания с позиции «это принесет мне пользу или вред?»

Вот молодой человек идет по улице жарко, лето, жара, пекло, и он хочет охладиться и пить. Зрение блуждает по улице и находит мороженное - холодное, вкусное. Ум говорит «помнишь вкус?» - да, помню вкус, берем, команда от ума - ноги идти вперед, руки - доставайте деньги, отсчитывай, покупаем 10 порций. Очень жарко, очень хочу, берём 10 порций! Поскольку ум находится под влиянием чувств - он такой неуёмный, неумеренный. Но еще есть разум, у которого просто экран такой, он находится над умом и чувствами и говорит «Стоп!». Разум говорит «если ты съешь 10 порций мороженного у тебя простудится горло. У тебя могут потрескаться зубы из-за злоупотребления, ты испортишь желудок, если будешь постоянно так есть, нет, две порции достаточно. Хватит!»

Если разум сильный, ум скажет - «Понял, всё. Две порции». Но если разум слабый, ум скажет - "пошел вон, без тебя знаю, что делать, что ты меня учишь, вообще?"

Родители помнят, как начинают себя вести детии, когда подрастают. Именно так, чувства сильны, ум силен, разум - еще нет. Вы им говорите - «без тебя знаю, не мешай, хочу наслаждаться». Но сила желания очень могущественная.

Неразумный человек руководствуется только желаниями ума, который стремится получить максимум приятных ощущений, и не особо задумывается о том, к чему приведут такие удовольствия.

Уму может быть приятным ощущение опьянения, быстрой езды, или любые другие удовольствия (это индивидуально), в то время как разум смотрит на возможные последствия таких действий и удовольствий, и вносит коррективы, заставляя человека одуматься и вовремя остановится.

Homo sapiens потому и называется разумным, что ему дан разум, это отличительное свойство человека, но разум не всегда сильнее ума, особенно в наше время: мы можем видеть множество неразумных человеческих действий и поступков, которые приводят к нежелательным и негативным последствиям.

Одного ума недостаточно для нормальной жизни; человек может быть умным, образованным, сообразительным, признанным специалистом в какой-то сфере деятельности и даже гением, но это не гарантирует его разумность.

Оценивая ситуации с позиции разума, мы можем избежать множества ошибок и неприятных последствий своих действий. Человек с сильно развитым разумом может в общих чертах предсказать ваше будущее по вашему нынешнему поведению. Это одна из причин, почему нужно слушать умудренных жизнью стариков - они знают, какие действия к каким последствиям приводят.

Контроль чувств

Нужно ли контролировать свои чувства, и если да, то как это делать?

Да, чувства нужно контролировать, потому что они ненасытны, и если дать им волю, ни к чему хорошему это не приведет.

Например, получая приятные ощущения от алкоголя или наркотиков, человек может постепенно спиться или стать наркоманом; потакая своим сексуальным желаниям и гуляя «налево-направо», можно подцепить венерическую болезнь; в погоне за большими деньгами можно потерять рассудок и оказаться за решеткой. И так далее.

Наши чувства ненасытны по природе своей: чем больше им даешь, тем больше хочется, поэтому, однозначно, чувства нуждаются в контроле. Когда чувства «разгулялись», контролировать их гораздо сложнее, поэтому важно не запускать ситуацию.

Но как контролировать свои чувства?

Здесь нужно понять, что ум не может правильно контролировать свои чувства, так как он, по сути, и направляет их на получение удовольствия (получение приятного), не заботясь о последствиях. Ум сам по себе нуждается в контроле и правильном руководстве «сверху».

Поэтому правильный контроль чувств возможен только с помощью сильного разума, который предвидит последствия, а потому может дать правильную оценку нашим желаниям и поступкам.

У по-настоящему разумного человека разум сильнее ума , поэтому его ум и чувства находятся под контролем разума, что исключает массу неприятностей из его жизни.

Теперь вы понимаете отсюда в чем недостаток современного мира? Не потому существуют такие проблемы, как алкоголизм, наркомания, проституция и многие другие, а потому что у современных людей неразвитый разум в достаточной степени .

В последние годы при написании итогового сочинения свободные темы пользуются большей популярностью, чем темы по литературным произведениям. Все так, ведь вечные проблемы актуальны в любом возрасте, а сравнить себя с каким-то определенным персонажем намного сложнее.

Школьнику, еще не имеющему за плечами достаточного количества навыков для полноценного литературоведческого анализа, легче и удобнее говорить о проблеме в общем. Аргументы по проблемам внутреннего мира человека каждый находит свои, а вопрос о том, к чему прислушиваться в сложных жизненных ситуациях – разуму или сердцу, остается неразрешимым уже давным-давно.

Вконтакте

Что же такое нравственность?

Если рассматривать это понятие как свод законов, отражающих моральные устои, принятые в обществе, то тогда нравственность – это проявление разумной воли (ведь именно благодаря силе воли мы удерживаем себя от каких-то проступков).

Но, в то же время, ощущение внутренней морали каждый человек впитывает с рождения, и тогда, отталкиваясь от воплощения своей духовности, нравственные чувства становятся категорией любящего и всепрощающего сердца.

К понятию нравственности близки следующие категории:

  • этика;
  • мораль;
  • добро;
  • совесть.

Бывает, что человек становится перед выбором: отпустить себя, броситься в чувства, как в омут с головой, или же все-таки усмирить себя, вогнать в рамки, жить по велению морали, совести, разума. Что же для исстрадавшегося любящего сердца важнее? В такие моменты хочется получить универсальный ответ – что важнее, чувства или разум . Хотя, даже если мы рассмотрим примеры из мировой литературы, однозначной трактовки в дуэли разум и чувства цитаты не подскажут. Каждый персонаж – лишь отражение определенной авторской позиции, с которой читатель имеет право как соглашаться, так и спорить.

Важно! Для сочинения на свободную, не литературную тему очень важно применение цитат из трудов философов, исторических деятелей. Умение вплетать в канву чужую мысль и, объясняя ее, делать ее своей – полезный навык эрудированного человека.

Сочинение по теме конфликта разума и сердца можно написать, опираясь на многие произведения зарубежной и русской литературы. Их перечень может быть, к примеру, таким:

  • А.С. Пушкин « »;
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • А.И. Куприн «Олеся»;
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго».

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина в романе – отражение исконно русской мудрости, широты натуры, искренних чувств, а также один из немногих примеров располагающей к себе жертвенной женской души.

Любя в Онегине все, даже его недостатки, она остается своему супругу, с которым дала клятву перед богом. Здесь победитель – это разум. Выбор пути страдания через очищение нельзя считать наказанием для нее самой.

Скорее, повзрослев, она стала доказательством важности человеческого в людях: те самые высокие нравственные устои должны одерживать верх над животными страхами , инстинктами. Смогла ли бы она быть счастливой с человеком, который скуки ради убил другого человека?.. Хоть изначально, до наступления всех трагических событий, изменивших как главных персонажей, так ход всей их жизни вообще, счастье все-таки было возможно.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Парадокс, поставленный автором в название романа, недолго может продержать читателя в неведении. Печорин, без сомнений, личность, натура яркая, интересная, но даже если отбросить его острый разум и чувство собственного превосходства, он вызывает симпатии у читателя. В нем тоже были искренние душевные порывы – вернуть Веру, броситься на колени перед княжной Мери. Но это был бы уже другой «герой», совсем другая история. Именно поэтому он душил в себе все эти порывы сердца: остаться собой и сохранить стойкость разума было для него важнее.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Главная интрига, главный конфликт повести: какой же выбор сделает Андрий, какая сторона одержит верх: любовь или чувство ? Навешивать на него ярлык предателя нельзя, так как Гоголь специально описывает нам его с детства как очень тонкую и впечатлительную натуру.

Автор делает это сознательно, чтобы показать глубину, искренность, как следствие: нравственные чувства героя, без сомнения, вызывают в читателе сопереживание . Перед ним нет даже возможности выбора: слушать разум или открыть свое сердце любви: казак без раздумий ради панночки отказывается от Родины.

Неприятие его решения семьей, жестокое возмездие от руки отца – тоже еще одна нерешенная проблема разума и чувств, ведь он не только воин, но и отец.

Л.Н. Толстой « »

Рассматривая образ Наташи Ростовой, невозможен вопрос «что важнее?», потому что разум и чувство одинаково ей чужды. Ни одно школьное сочинение не обходится без темы, посвященной ей – идеальной женщине, матери, любимой героине . Но если убрать субъективизм, попытаться проанализировать поступки персонажа с точки зрения психологии, мы увидим, что вся ее порывистость – это преобладание инстинктов. Даже аморальная на первый взгляд Элен Курагина по сути оказывается более цельной личностью, ведь она преподносит себя обществу такой, какая есть, не претендуя на звание нравственного эталона. Наташа же живет одним днем, попирает все святое, обесценивает чувства, искренность, мечту.

А.И. Куприн «Олеся»

Природная, народная, кристально чистая душа Олеси – это квинтэссенция искренности, такого редкого в женщинах качества. Опять же дилемма: с самой первой встречи, после гадания, она уже знала все, что будет дальше.

Разум в данной ситуации мог бы заставить исключить этого человека из своей жизни, но чувства одержали верх . Это можно считать продолжением тургеневской мысли о том, что у счастья не бывает вчерашнего времени.

Во имя своей любви и краткого мига счастья она отважилась даже прийти в церковь, опять же, зная, что навлечет этим на себя беду. Разум над порывистым женским сердцем не властен.

Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Рассматривая образ Юрия Живаго, нельзя однозначно сказать, что является определяющим в понимании героя (чувства или разум), потому что его персонаж сочетает в себе на первый взгляд несочетаемое – профессию врача и душу поэта. Любовь к женщинам (к каждой – своя) его возвышает и воспитывает. Какой бы сильной не была страсть к Ларе, чувство долга и любовь к семье помещают его в те самые тиски нравственности, которые располагают читателя сопереживать, а не осуждать. Сложные перипетии судьбы, приверженность разным направлениям скорее являются просто следствием влияния сложного времени на жизнь героя. Ведь не случайно все пережитое сделало его сорокалетним стариком. Но духовно он, даже пройдя через все, остался чист.

«Разум и чувства».Толкование понятий

Разум

  1. Разум - это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность мыслить логически, обобщённо и отвлечённо. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  2. Способность мыслить всеобще в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление животных. (Философский энциклопедический словарь)
  3. Разум как нравственная категория — это способность человека отвечать за свои поступки, предугадывать последствия слов, действий.
  4. Разум позволяет человеку всё взвешивать, постигать главное, суть происходящего, и, постигнув, принять верное решение по поводу своих действий и поступков.
  5. Разум способен объективно оценить происходящее, не поддаваться эмоциям, рассуждать здраво. Это понимание того, что происходит вокруг и в самом человеке.
  6. Именно разум позволяет человеку контролировать свои поступки, не выходить за рамки дозволенного, тех законов и моральных принципов, которые приняты в обществе, то есть вести себя « разумно»
  7. Разум - это способность человека выделять истинные ценности в жизни, отличать их от мнимых, ложных. Разумно рассуждая и анализируя, человек способен выбрать верные нравственные ориентиры, идеалы.
  8. Каждый человек сам выбирает свой путь в жизни, для этого ему и дан разум.

Чувства

  1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-то. (Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н.Ушакова)
  2. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  3. Чувства как нравственная категория — это способность человека эмоционально воспринимать всё вокруг, переживать, сочувствовать, страдать, радоваться, горевать.
  4. Много различных чувств способен испытать человек. Чувство прекрасного, справедливости, стыда, горечи, радости, неудовлетворения, сопереживания и много-много других.
  5. Одни чувства делают его сильнее. Другие — губят. И вот здесь на помощь приходит разум, помогающий сделать верный шаг.
  6. Чувства делают жизнь человека ярче, насыщеннее, интереснее, да и просто счастливее.
  7. Чувства позволяют человеку субъективно воспринимать окружающее, оценивать происходящее в зависимости от настроения в данный момент. Не всегда эта оценка будет объективной, а часто очень далёкой от неё. Чувства могут захлестнуть человека, а разум не всегда в состоянии утихомирить их. Со временем всё может выглядеть совсем иначе.
  8. Чувства - это сложившееся отношение человека к чему-либо. Многие чувства становятся основой его характера: чувство любви к Родине, уважение близких, старших, чувство справедливости, гордости за страну.
  9. Не нужно путать чувства с эмоциями. Эмоции кратковременны, часто сиюминутны. Чувства же более устойчивы. Они часто определяют сущность личности.
  10. Человек живёт и разумом, и чувствами. Обе эти способности человека делают жизнь насыщеннее, разнообразнее, ценнее. Гармония разума и чувств — признак высокой духовности личности. Она позволяет ему достойно прожить свою жизнь.

Мысль не может
существовать
без чувства,
а чувство
– без мысли.

О том, как в человеке живут мысли и чувства, разум и страсть, «алгебра и гармония», написаны сотни великих книг, сняты тысячи фильмов, сыграны музыкальные шедевры, написаны картины и прочее.

Причем, творцов и знатоков человеческой души чаще интересуют именно конфликты между разумом и чувством, их столкновение, даже их взаимное уничтожение.

Не удивительно, едва ли не общим местом стало понимание того, что эмоции и чувства всегда мешают человеку принимать взвешенные и по определению правильные решения.

Практически, чувства в повседневной жизни откровенно вредны. Спешим успокоить: это справедливо лишь для ситуаций, когда эмоции переполняют человека, зашкаливают, бьют через край.

Без проявления чувств люди превратились бы в биороботов, без этого стали бы невозможными ни общение, ни творчество, ни стремление решать поставленные жизнью задачи.

Встает справедливый вопрос: как уравновесить две эти составляющие, как обуздать их и заставить «работать» слаженно, на пользу, а не во вред.

По сути, чтобы разум и чувства пребывали в гармонии, помогая друг другу. Если мы спокойно все обдумаем, вспомним различные моменты из своей и чужой жизни, беспристрастно оценим их, то придем к несколько парадоксальному выводу.

Мысль не может существовать без чувства, а чувство – без мысли.

Фактически, они всегда вместе, как близкие родственники, прямо как брат с сестрой. Мыслей нет без чувств, чувств нет без мыслей. Собственно, эту пару так и можно назвать – мыслечувства или чувствомысли.

Примеров тому множество. Например, выступление перед аудиторией.

Разум, который подбирает инструменты и способы подачи заготовленного материала тесно сопряжен с ощущениями неуверенности и даже страха перед возможной неудачей, да просто с волнением.

Под эмоциональным ик
интеллектом понимают
способность человека
понимать эмоции
и управлять чувствами.

Зато после удачного выступления – человека переполняет чувство радости.

Или такой вполне житейский случай - намерение сделать хороший подарок близкому человеку. Сначала идет размышление над самим подарком, над возможностями подарить что-то конкретное и так далее.

Решение сложной задачи – из «того же списка». Напряженная работа ума, когда все остальное отходит далеко-далеко… и вот оно, решение, и снова радость и восторг, которые тем больше, чем больше радость и восторг у окружающих!

Поэтому совсем не удивительно, что полноценный интеллект всегда связан с активно работающей эмоциональной сферой.

Существует даже особое понятие – «эмоциональный интеллект». Под ним понимают способность человека понимать эмоции (как свои собственные, так и других людей) и управлять чувствами.

Эмоциональный интеллект ребенка требует неустанного внимания.

Справедливо и обратное: развитие ребенка, когда эмоции включены в работу, намного эффективнее.

Все просто: мотивация к занятиям, и увлеченность процессом выполнения задания, и удовольствие от результатов – все это проявления чувств. Одним словом, эмоции помогают стать умнее.

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка? Самый доступный вариант – это чтение книг. Но не просто чтение, а с разговорами о прочитанном!

Учите малыша проявлять эмоции и чувства – гнев, радость, нежность, любовь. Пусть малыш не боится плакать или грустить! Это не стыдно, а абсолютно нормально!

И сами не бойтесь показывать свои чувства. Особенно их позитивные разновидности.

А если говорить в общем, причем, говорить высоким стилем, то эмоциональный интеллект – это отличная возможность познать самого себя и путь к счастью.

Отсюда вытекает простой и неоспоримый вывод – всячески развивать эту замечательную возможность.

Бесплатный вебинар на тему «Как развить интеллект дошкольника с эффективностью в 100%» состоится 17 февраля в 19.00 по московскому времени.

Тимур Тепленин и Анастасия Балыкина

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Я замечу — небезынтересно проворство и вдохновение людей, в паре слов способных уловить и выразить и суть, и сюжет — авторов кратких аннотаций, украшающих собой и так нарядные глянцевые бока картонных и пластиковых коробочек с DVD.

«История жизни и любви двух сестер — чувственной Элинор (Эмма Томпсон) и страстной Марианны (Кейт Унслет), чье счастье и будущее омрачено внезапным банкротством и потерей огромного состояния семьи. Это история — конфликт желаний и строгих правил буржуазного общества, жестоко осуждавшего любое проявление чувственных влечений и выносившего суровый приговор снобистского пуританства»…

Что же, оставив в стороне прочие, как ни странно, оставшиеся мною незамеченными, достоинства этого текста, я могу лишь похвалить то безудержное, не скованное ни знакомством с первоисточником, ни с самой экранизацией, ни обращениями к толковым и иностранных слов словарям, вдохновение, полету которого позавидовал бы и сам Дюма!

И совершенно естественно, даже обыденно, что мисс Томпсон номинировали на премию «Оскар» за лучший сценарий. Она, вероятно, и сама начинала с подобных шедевров «на пять минут», чья лаконичность и глубина кратны таланту, их сотворившему.

В конце концов, каждый находит лишь то, что уже и так занимает его ум.

Самолично писавшая сценарий мисс Эмма опустила такие докучные подробности, как например, визит Эдварда Феррарса и продиктованный тревогой за здоровье Марианны спешный и неожиданный приезд Уиллоуби, заменив их своим собственными скромными шедеврами — сценой дуэли на палках между мистером Эдвардом и мисс Маргарет(!), сбором камышей для плетения корзинок и той незабываемой сценой, где мисс Элинор, чей рассудок, вероятно, помутился от непереносимого горя, мелодраматически, на манер героев Вальтера Скотта и Дюма, заламывает руки и произносит невозможные для любого романа мисс Остин слова: «Не умирай, Марианна! Я не смогу жить без тебя!!!»

Любопытно, что довелось бы услышать мисс Томпсон в свой адрес от духа мисс Остин, случись последней воскреснуть, когда первая возлагала на скромную могилу дар вечной скорби, памяти и цветов.

Юная мисс Маргарет, сочиненная мисс Томпсон, своевольная и капризная пиратка, надежда и утешение для всех грядущих поколений воюющих феминисток. Что несколько неправдоподобно для времени, когда младшие должны были по мере сил послушанием и прилежностью облегчать старшим бремя их скорбей и забот, а не утяжелять их. Да и послушные маленькие девочки, занятые совершенствованием талантов и добродетелей, необходимых каждой благовоспитанной барышне и прививаемых, чтением, музыкой и вышиванием трепетных цветов по туго натянутой канве просто не нашли бы достаточно досуга для меланхолического и молчаливого уединения под сенью стола. Единственно в чем по Остин была повинна юная Маргарет — это подражание матери и сестре в их чрезмерной чувствительности.

Хороши, на мой взгляд, Уиллоуби, миссис Дженнингс, Палмеры, щедрая и великодушная чета Дешвудов, полковник Брендон и особенно хороша мисс Марианна! В Кейт Уинслет я действительно ощутил и безоглядность чувств, и поспешность суждений, свойственную, слепой к собственным ошибкам и безжалостной к чужим мнимым прегрешениям, юности и несомненное благородство натуры ее героини, обаяние, достоинство возвышенного ума.

Миссис Дешвуд, сыгранная Эммой Джонс, щедро оделяющей нервозностью и каскадами слез всех своих героинь, равно как и Эдвард Феррарс, воплотившийся в взмаргивающем с периодичностью метронома, профессионально неуклюжем, привычно миловидном и довольным собой ровно в той мере, чтобы невозможно было сыграть что-нибудь помимо излюбленных умильных трюков: «прыжков и ужимок» — более приличных веселому лаборадору — трогательном юноше Хью Гранте — чья трогательная юность обещает все новые пополнения в банковкий актив последнего — меня опечалили.

Вкрадчивая же мисс Люси, чья недалекая сестра Анна, равно как леди Мидлтон со всеми своими детьми, самым неожиданным, для зрителей, читавших роман, образом изчезла, оставив последних недоумевать и ужасаться перед лицом жестокости, вдруг открывшейся им в характере мисс Томпсон, умертвившей одной какнонадой щелчкой клавиатуры целое общество; поистине невиданно! — прекрасно оттеняет своими видавшими виды прелестями несколько черезчур преисполненную годами и, заслуженной же по годам, мудростью мисс Дешвуд.

Увы! Челка — прекрасное творение совместых усилий парикмахера и папильоток — и дивные, печальные синие глаза Эммы Томпсон, чудесно красящие м молодящие ее героиню — хотя по роману мисс Дешвуд очаровательная брюнетка(!), не только не уступающая красотой, цветом лица и особенно совершенством фигуры сестре, но и превосходящая ее — увы не спасают, когда лицо мисс Эммы оказывается перед безжалосным и сверхвнимательным оком крупного плана. Так что, чтобы пребывать в блаженном заблуждении относительно, пусть и не 19, но 23 лет рассудительной мисс Марианны, не садитесь близко к телеэкрану! Отодвиньтесь, сядьте поодаль. Но, к слову, в те далекие времена, когда выезжать в свет начинали в шестнадцать и даже пятнадцать, а счастливо выходили замуж уже в семнадцать, незамужняя девушка, приблизившаяся к опастному рубежу двадцатилетия, считалась безнадежной старой девой.

И я очень затрудняюсь поверить, что в те времена, когда самой лучшей кухарке платили двадцать пять фунтов в год — и это считалось непомерно много — вдова с дочерьми, чей суммарный капитал составляет десять тысяч фунтов, приносящий годовой доход не менее пятисот фунтов, не всилах позволить себе сахар и мясо!

И наконец, миссис Дженнингс с зятем. Миссис Дженингс очень живописна: добросердечная одинокая дама, нашедшая развлечение в сплетнях и двусмысленных шутках, достаточно великодушная чтобы утешить и достаточно неотесанная чтобы грубо высмеять.

Сер Джон — страстный охотник и хлебосольный, радушный хозяин, чем собственно и можно ограничить круг его интересов и исчерпать все множество его дарований, умудренный человек и тонкий собеседник, способный дать ценный совет в сердечных делах самому полковнику Брендтону!

И так во всем! Наделив и тут и там комические фигуры персонажей второго плана глубиной чувств и здравостью суждений; и тут и там подбавив, где немного сентиментальности, где немного чувств, а где и немного идей, авторы преуспели в той напряженности страстей и красочности, за которые мы так любим творения Болливуда! «Марианна! Я не смогу жить без тебя!»

Главные же герои так современны, что только большое актерское мастерство способно сделать попадание в характер, обрисованный Остин, чем-то большим, нежели простой случайностью. И невольно возникает вопрос, что за бес попутал труженников пера и хлопушки взяться за экранизацию романа Остин? Вероятно, алчный бес: ведь, маловероятно, что результат их, и только их трудов, равно как и их, и только их вдохновение соблазнят публику настолько, чтобы та поспешила в биллетные кассы!