Игры детства, которые потеряли современные дети. Дворовые игры советского детства. Цель игры: Съедобное Несъедобное

Ни для кого не секрет, что ребенок – это неиссякаемый источник энергии. Для того, чтобы ребенок позволил своим запасам энергии выплеснуться, существуют различные подвижные игры и забавы. Игровая деятельность обеспечивает хорошее настроение, развивает творческую фантазию и воображение. Одной из самых распространенных и известных игр среди детей разных возрастов является «Съедобное-несъедобное».

Правила и ход игры

  1. В игру «Съедобное-несъедобное» играл и продолжает играть каждый человек, от совсем маленьких детей до первоклассников, и даже взрослым она приходится по нраву. В детском саду, в школе, на площадке, дома — вариантов, где в нее можно поиграть, множество. Достаточно при этом иметь мяч или любой круглый предмет. В игре может участвовать от двух человек до бесконечности. Конечно, чем больше компания, тем веселее и интереснее игра.
  2. Для начала игру необходимо организовать. Ведущий рассаживает детей в круг. Желательно, чтобы при этом были места, где можно присесть, например, скамейка или стулья.
  3. Обращаясь лицом к участникам, ведущий объясняет правила — что такое съедобное и что такое несъедобное. Взяв в руки мяч и называя при этом предмет или явление, по очереди передает его каждому из игроков. Если значение слова съедобное, то участник должен поймать мяч. Если же ведущий произнес что-то несъедобное, игрок отбрасывает мяч рукой, осознанно не поймав его.
  4. В случае невнимательности игрока, например, не успел среагировать или оттолкнул съедобный предмет, правило ведения игры достается ему, а ведущий занимает место игрока. Также играть можно на выбывание до победного участника. То есть, проигравшие покидают игру, а оставшийся последним игрок выигрывает и ему в качестве поощрения достается приз.

Варианты игры

Разнообразить игру можно, если внести некоторые изменения. Например, заменив мяч на длинную резинку или скакалку, закрученную в кольцо. Перед началом игры ведущий может потренировать детей, перечисляя различные варианты съедобных и несъедобных предметов, для того, чтобы они имели примерное представление о предстоящей игре. Затем объясняет правила и ход игры. Далее из компании выбирается водящий, а остальные встают в круг и замыкают кольцо резинкой или скакалкой. Водящий называет предмет, а игроки в зависимости от его назначения остаются в кольце или покидают его. Если слово относится к съедобному, то все остаются на местах. Тот, кто успел покинуть круг раньше, занимает место водящего. Или названо слово несъедобного значения. В этом случае все должны быстро выпрыгнуть из кольца. Оставшийся последним или тот, на ком осталась резинка, встает на место водящего.

Еще одной разновидностью игры являются «классики». Водящий обозначает линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Всего линий должно быть одиннадцать. На получившихся «классах» затем будут располагаться игроки. Водящий занимает последний класс, игроки — первый. Бросая по очереди мяч, водящий называет предмет. Если игрок поймал мяч и ответ совпал с вопросом, игрок встает в другой «класс» и так до последнего старшего «класса». По ходу продвижения игры водящий сначала называет предмет «старшекласснику», а потом «учащимся младших классов». Когда водящий передает мяч «младшим», «старшие» при этом стараются отойти в сторону. Если игрок ошибается, он остается стоять на своем месте. Игра продолжается до «окончания школы». Побеждает тот, кто первым закончил игру.

В детских и других развивающих учреждениях воспитатели предлагают детям различные вариации игры «Съедобное-несъедобное». Например, с использованием карточек или фишек. Для этого ребенку называют предмет. В зависимости от предложенных условий игры, ребенок раскладывает карточки (фишки) в разные стороны. Съедобные — справа. Несъедобные — слева. Также эту игру можно предложить в качестве разминки. Дети встают в круг, а ведущий предлагает хлопать руками, если предмет съедобный. Если наоборот, дети громко топают или закрывают глаза.

Цели и задачи игры

Для любого ребенка игра является главным и любимым занятием. Во время игрового процесса у него хорошее настроение, он готов открывать и познавать мир, активно включаться в общение. Поэтому игра «Съедобное-Несъедобное» интенсивно используется воспитателями в занятиях, поскольку позволяет решить многие психологические и педагогические задачи.

У детей раскрывается речевая активность и мышление. Они отлично усваивают новые значения слов и понимают их смысл. Важно, чтобы они научились грамотно произносить слова и звуки. Сравнивать слово и его значение с действием, которое оно обозначает. Дети учатся отчетливо формулировать свои желания и эмоции, при этом правильно конструировать предложения. Улучшается интонация и четкость произношения.

Игра учит запоминать правила, контролировать свои действия, развивает мышление и внимание. Повышает знания об окружающем мире, ребенок лучше отличает съедобное от несъедобного. В нее удобно играть и в помещении и на улице. Ребенок понимает, что многое зависит от скорости его реакции, подвижности, внимательности.

Также в данной игре хорошо развиваются личные качества. Например, чувство справедливости. Многие дети при проведении игры возмущаются, почему другой игрок ответил неправильно, когда выбрал другой вариант ответа. В этом случае важно, чтобы в игре участвовал воспитатель или другой взрослый человек. Он сможет направить игру в нужное русло и сформулирует нужный ответ для этой ситуации. Поможет детям развить коммуникативность, найти правильный вариант ответа, научит уважать мнения других ребят.

В современном мире очень важно научить ребенка проводить время не только с гаджетами, но и со сверстниками. Ведь прошло не так много времени с тех пор, как компьютер вошел в современную жизнь. Многие взрослые помнят, какую роль в их жизни занимали игры. Большую популярность имели словесные игры, например, «глухой телефон», «царь-картошка», «кис-кис, мяу-мяу». Все они имели большой смысл для становления речи, внимания, логики.

Еще немножко осталось и самые маленькие пользователи пойдут в школу, это им кажется что еще долго до того времени, ну а пока давайте вместе с самыми маленькими пользователями поиграем в одну из простых игр, где каждый сможет определить и запомнить, что же в этом мире съедобное, а что нет. И тогда малыши смогут помогать маме на кухне готовить вкуснейшие блюда. Для этого просто запустите дидактическое приложение Съедобное Несъедобное. Малыши наверно сами не смогут разобраться с управлением, если конечно играть будут не самые маленькие, поэтому пусть взрослые помогут. На самом деле приложение достаточно простое и не требует особых усилий, даже для самых маленьких определить, что можно кушать, а что нет, не составит труда, просто иногда можно запутаться, так как вопросы чередуются, а это помогает логически подходить к решению задачи. Кстати, изучая процесс данной забавы, мы вспомнили похожую игру с мячиком, в которую наверняка каждый играл в детстве. Речь конечно не о ней, но все же мы напомним, ведь проведя немного времени за компьютерной игрой необходимо выйти на улицу и проветриться, чтобы глазки отдохнули. Итак, возьмите малыша и небольшой мячик и точно, так как в детстве нужно называть различные предметы. Здесь нужно упомянуть, как те, которые мы кушаем, так и те которые нельзя кушать. Теперь оба игрока готовы и один может кидать мячик напарнику и называть предмет, например молоток. Как мы знаем, молоток не относится к продуктам, то есть является не съедобным предметом, поэтому услышав это слово игрок, который готовится словить мяч, должен его будет отбить. Если же слово будет относиться к съедобным предметам, то можно смело ловить мяч.

Как играть?

Так как игра для малышей, то приятным женским голосом будут произноситься название предметов и правила игры, вам же остается при помощи мышки выбрать необходимый предмет.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида

«Сказка»

Сборник игр малой подвижности для детей

4-5 лет (средняя группа)

Яньшина К.О.

2013

    Съедобное – несъедобное

Цель : развитие реакции и внимательности;

    Для игры нужен простой

    Участники игры "Съедобное - несъедобное" встают на одну линию(либо сидят на стульчиках). Лицом к лицу от них стоит ведущий с мячом в руках.

    Он называет разные предметы (например арбуз, ножницы, цветы, пицца, ложка и т. п.) и поочередно бросает мяч каждому игроку. Игроки в свою очередь должны отвечать «съедобное» или «несъедобное», на тот предмет, который называет ведущий и ловить мяч, если названный предмет съедобный и отбрасывать, если несъедобный.

    Ведущий должен кинуть мяч в руки участника одновременно называя предмет.

    Холодно. Горячо. Теплее.

Цель : продолжать формировать тактильное различение свойств предметов; закреплять умение различать температуры и значение слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло» и «горячо».

Ход игры: Один ребенок выходит из группы, воспитатель на глазах у остальных детей прячет какой-нибудь предмет (можно заранее договориться, какой именно, чтобы было известно, что искать).

Ребенок возвращается в класс и начинает искать эту вещь, ориентируясь по подсказкам других игроков: если он находится далеко от предмета, то ему говорят «холодно», если близко, то - «тепло», если рядом с предметом, то - «горячо».

    «Чудесный мешочек»

Цель : Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование : мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры . 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.

    Зайка серый умывается

Цель: упражнять детей в выполнении различных действий, учить слушать текст и выполнять движения в соответствии с ним.

Ход игры: дети стоят в кругу, зайка (выбирается по считалочке) в середине и обыгрывает текст, затем подходит к кому- нибудь из детей, тот и становится зайкой.

Зайка серый умывается

Видно в гости собирается

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

    Как живешь?

Цель: развивать внимание, память, быстроту, снять психоэмоциональное напряжение.

Ход игры: дети стоят (либо сидят на стульчиках) в кругу и повторяют движения и слова за педагогом:

Как живешь? – Вот так! (большие пальцы вверх)

Как идешь? – Вот так! (шагают на месте)

Как бежишь? – Вот так! (бегут на месте)

Как берешь? – Вот так! (прижимают ладонь к себе)

Как даешь? – Вот так! (выставляют ладонь вперед)

Как шалишь? – Вот так! (надувают щеки и аккуратно кулачком лопают)

Как грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком).

    Солнышко- Дождик

Цель: учить детей действовать по сигналу, снять психоэмоциональное напряжение, развивать внимание.

Ход игры: дети стоят около своих стульчиков в кругу, повторяя слова и движения за воспитателем:

(ходят по кругу)

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату

Мы похлопаем в ладоши

Очень рады солнышку

Топ, топ, хлоп, хлоп.

(затем воспитатель говорит «Дождь идет», после чего дети садятся на стульчик и прячутся, закрывая голову ладонями ).

Как-то незаметно исчезли дети из дворов крупных городов — сейчас они проводят свое свободное время за компьютером или покорно ходят по различным секциям. Вместе с ребятней пропала и культура дворовых игр. На детских площадках можно встретить только малышей с мамочками, а вот школьников не увидишь. Давайте вместе вспомним игры, в которые так любили играть дети XX века на свежем воздухе, и то прекрасное время.

В какие игры все играли в детстве

Важно отметить, что каждая игра положительно сказывалась на развитии ребенка.

Игра Резиночка: правило и польза

Правила игры Резиночка. Игра для девочек. Использовалась бельевая резинка. Как правило, количество участников неограниченное, но в идеале 3-4 человека. Игра имела свои уровни сложности (по высоте): первый — от уровня щиколоток, …, шестой — до уровня шеи. Прыгуньи должны были выполнять прыжки с различными комбинациями. Если участница игры запиналась (ошибалась), то на ее место вставала другая девочка, а допустившая ошибку надевала на себя резинку. Если участница была одна, то она привязывала два конца резинки между деревьями или скамейками, и можно было прыгать даже в одиночку.

Польза игры Резиночка. Развивает ловкость, координацию, внимательность. Учит тренироваться, выигрывать и достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Игра Классики: правила и польза

Правила игры Классики. Для игры нужны были мелки (любого цвета), асфальтовая дорожка и камушек. Девочки рисовали мелком квадратики с цифрами внутри: начиная с цифры 1, заканчивая 10. Необходимо было кидать камушек в клеточки от меньшего числа к большему, и допрыгать до камня на одной или двух ногах и также вернуться обратно. Победительницей считалась та, которая проходила весь путь.

Польза игры Классики. Развивает вестибулярный аппарат, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если участницы совсем маленькие.

Игра Али-Баба: правила и польза

Правила игры Али-Баба. Участники делились на две равные команды и становились друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии от 5 м. Команды кричали друг другу: «Али-Баба!» — «О чем слуга?» — «Пятого десятого нам (имя одного участника другой команды) сюда». Тот, кого выбрали, должен был хорошенько разбежаться и разорвать цепь противника. Если удавалось это сделать, то игрок забирал одного человека и возвращался в свою команду, если нет — оставался в команде противников. Цель игры заключалась в том, чтобы собрать как можно больше людей.

Польза игры Али-Баба. Развивает командный дух и побеждать в ситуации «один против всех».

Правила игры Море волнуется раз. Ведущий поворачивался спиной к другим участникам и произносил считалочку: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» Пока ведущий это произносил, игроки хаотично бегали, изображая разные фигуры или волны. :) Как только водящий произносил слово «замри!», надо было остановиться в любой позе-фигуре. Водящий ходил между игроками, выбирал из «фигуру» и дотрагивался до нее. Игрок показывал свою фигуру в движении, а водящему нужно было угадать, что он изображает. Игрок, чью фигуру не получилось распознать, сам становился водящим.

Польза игры Море волнуется раз. Развивает воображение, спонтанность и артистичность.

Игра Казаки-разбойники

Правила игры Казаки-разбойники. Участники делились на две команды — «казаков» и «разбойников». Территория для игры была огромной: двор и плюс соседние дворы. :) «Казаки» закрывали глаза, а «разбойники» разбегались, помечая стрелками на асфальте (или на стенах гаражей, домов, бордюрах, заборов и т.д.) направление своего движения. Начинали бежать все вместе, а затем разбегались в разные стороны, тем самым запутывали «казаков», которым необходимо было их найти. «Казаки» выигрывали, если находили всех «разбойников».

Польза игры Казаки-разбойники. Развивает базовые навыки разведчиков, командный дух, умение ориентироваться на местности и не выдавать «своих».

Правила игры Вышибалы. Все игроки кучковались между 2 участниками-«вышибалами», задачей которых было бросать друг другу мяч, а также попадать по «центральным» игрокам, а им надо было уворачиваться от летящего мяча. Если не удавалось избежать прикосновения — игрок покидал игру. Но другие участники имели возможность «спасти» его, поймав мяч в воздухе (только не от земли). Когда от группы «центральных» игроков оставался только 1 человек, то по нему пытались попасть мячом столько раз, сколько ему лет. Если ему получалось увернуться, все выбывшие возвращались на прежние места.

Польза игры Вышибалы. Развивает умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль (мальчики-вышибалы били сильно. :)

Правила игры Съедобное-несъедобное. Все участники садились в ряд. Водящий кидал по очереди каждому участнику мяч и одновременно произносил название какого-нибудь предмета. Если это «съедобное», игрок должен был поймать мяч. Если нет — отбить. Водящему надо было запутать игроков, например, в цепочке «арбуз-груша-помидор-огурец» неожиданно произнести: «книга». Если участник ошибался и «съедал» «несъедобное», то выбывал. Чем быстрее водящий кидал мяч и называл предметы, тем азартнее и интереснее было играть.

Польза игры Съедобное-несъедобное. Развивает чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Правила игры Ножички. На земле рисовали ножом землю-круг, который затем делили на равные части в зависимости от количества участников. Каждый игрок вставал на свой участок земли и кидал ножик по очереди, стараясь попасть на территорию противника и таким способом отвоевать ее у него. Побеждал тот, кто прибирал себе все земли.

Польза игры Ножички. Развивает умение обращаться с холодным оружием, аккуратность, внимательность и осторожность.

Правила игры Колечко-колечко. Участники садились в ряд и складывали ладони лодочкой. Водящий держал в своих сложенных ладонях какой-нибудь предмет, как правило, это была монетка или колечко. Он по очереди подходил к игрокам, вкладывая в его «лодочку» свою. Задачей являлось незаметно вложить предмет и произнести «колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого участник, которому достался предмет, должен был быстро выскочить из ряда, а остальные игроки должны были быстро среагировать и задержать.

Польза игры Колечко-колечко. Развивает способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Правила игры Кис-мяу. Водящий и один из участников встают перед другими игроками: водящий — лицом, участник — спиной. Водящий указывал наугад рукой на игроков и спрашивал: «Кис?» Если участник отвечал «брысь», водящий продолжал дальше, а если «мяу», водящий спрашивал его: «Какой цвет?» И тут начиналось самое интересное. :) Участник выбирал цвет и поворачивался лицом ко всем игрокам. Каждый цвет означал определенное задание, от выполнения которого никто не мог отказаться. Белый являлся самым страшным. ;) Двое человек должны были уединиться в подъезде под хихиканье других. Что там происходило, конечно же, тайна. ;) Зеленый — 3 простых вопроса, ответить на которые игрок мог только «да». Вопросы задавали каверзные, например: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы. Розовый — поцелуй в щечку. Желтый — 3 вопроса сглазу на глаз. Оранжевый — пройтись под ручку. Синий — поцелуй в руку. Фиолетовый — делать что-нибудь нехорошее. Например, сделать щелбан по лбу. У многих эта игра упрощалась, говорить цвет было не обязательно, а указывали сразу задание.

Польза игры Кис-мяу. Развивает умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Игра Вы поедете на бал?

Правила игры Вы поедете на бал? Водящий говорил следующее: «Да и нет не говорите, черное-белое не произносите. Вы поедете на бал?» Ему надо было запутать игроков. После считалки водящий задавал разные уточняющие вопросы: как будете добираться до бала, какого цвета будет костюм или платье и т.д. Задача участников — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Было интересно чередовать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Польза игры Вы поедете на бал? Развивает нестандартное мышление, контролирование своей речи, внимательность и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Вспоминая все эти дворовые игры, на лице появляется добрая улыбка, и легкое ощущение грусти в душе…

Дети не всегда располагают знаниями о том, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья. Поэтому очень важно уже с ранних лет формировать у детей представления о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья. С этой целью мной была изготовлена дидактическая игра «Накорми Машу и Мишу»

Цель игры:

1. Познакомить с продуктами питания;

2. Закрепить знания о продуктах питания, их влиянии на организм человека;

3. Развивать умение классифицировать продукты питания в зависимости от возраста на «овощи-фрукты» «съедобные — несъедобные» «вредные — полезные»;

4. Прививать навыки ОБЖ;

5. Прививать желание употреблять в пищу полезные для здоровья продукты;

6. Расширять словарь детей;

7. Развивать мелкую моторику, наблюдательность, зрительную память.

8. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

9. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.

Процесс изготовления пособия:

  • Для изготовления пособия я взяла 2 пластиковый контейнера;
  • Распечатала и вырезала фигуры детей, при помощи липучек прикрепила их к крышке контейнера;
  • Прорезала отверстие для рта;
  • Распечатала и заламинировала различные картинки с продуктами питания и другими не съедобными предметами;
  • Для еще одного варианта игры распечатала картинки мусорного бака и кастрюли, при помощи липучек крепим на крышку контейнера вместо фигуры ребенка.



Варианты игры для младших дошкольников

1. Покорми продуктами Машу и Мишу:

Играя в эту игру, дети разовьют внимательность, усидчивость и любознательность, потренируют навыки классификации. Малышам нужно накормить Машу и Мишу определенными продуктами: овощи или фруктами, мясными продуктами, молочными, хлебобулочные изделия и т.д.

2. Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное»

Цель: закреплять знания детей о съедобных продуктах и несъедобных растениях, предметах, встречающихся во время прогулки. Закреплять название овощей и фруктов.

Материал: контейнер с фигуркой ребенка и контейнер с картинкой мусорный бак., предметные картинки с изображением овощей, фруктов и различных растений и предметов, которые дети могут встретить во время прогулки (лист, шишка, цветок, камешек и т.п)

Ход игры: в гости приходит кукла с корзиной, радостно сообщает детям, что она принесла им что-то вкусное и полезное. Предлагает каждому ребенку достать что-то из корзины. Ребенок достает картинку, показывает детям, называет, что на ней изображено (яблоко). «Можно яблоко кушать?» (да). Воспитатель предлагает покормить им Машу. Другой ребенок показывает и называет листочек. «Можно кушать листочек?» (нет). «Положим его в мусорный бак» и т. д.

Усложнение: воспитатель предлагает ребенку из всех картинок выбрать только съедобное или только не съедобное.

3. При разгадывание загадок про продукты питания ребенок, назвавший правильный ответ «кормит Мишу и Машу» тем продуктом загадку о котором он угадал.

Варианты игры для старших дошкольников:

1. Накорми Машу и Мишу продуктами, изготовленными из молока, мяса, муки; овощами или фруктами и т. д.

2. Накорми Машу продуктами полезными для мышц; а Мишу для глаз (зрения) или для зубов продуктами .

3. Накорми Машу «полезной» едой, а «вредную» для здоровья пищу выбрось в мусорный бак.


Играя в эти игры, дети научатся выбирать полезную для здоровья пищу, закрепят знания о витаминах находящихся в определенных продуктах. Прививаем желание детей питаться правильной и разнообразной пищей.

Вариант игры с картинкой кастрюля – поваренок;

Дидактическая игра «Поможем поварёнку сварить суп и компот!»

Цель игры: научить детей различать овощи и фрукты, правильно называть их.

Задачи : учить детей отличать овощи от фруктов, развивать мышление, внимание, память, речь детей.

Ход игры: На столе стоит контейнер с кастрюлей, лежат карточки с изображением овощей и фруктов. Один ребёнок помогает сварить поварёнку суп, другой ребёнок компот.

«Давайте мы попробуем сварить суп или компот. Что для этого нужно? что положим в кастрюльку, чтобы получился суп?» Дети отвечают, выбирают карточки с овощами. И так же с фруктами, только вместо слова «суп», говорят «компот». «Что в кастрюльку мы положим, чтобы получился компот? «Дети отвечают, выбирают карточки с фруктами.

Чтобы разнообразить игру взрослый может загадать загадки про овощи и фрукты. Как только ребёнок отгадывает, называет овощ или фрукт, то берёт карточку и кладёт рядом с поварёнком.

Дети старшего возраста могут сказать, какие овощи нам нужны для борща, щей и так далее. Так же называют, какой получится компот, например, из яблок яблочный компот, из сливы – сливовый и т.п.