Какие стороны развития объясняют законы открытые гегелем. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля

Этическое учение И.Канта.

Кант утверждал, что проблемы свободы, бессмертия души и Бога являются предметом исследования практического разума, т.е. относятся к сфере морали.

Кант утверждал, что не существует морали там, где отсутствует свобода, поскольку только свободный человек несет ответственность за свое поведение.

С точки зрения Канта, человек принадлежит к двум мирам: его тело принадлежит к миру явлений, а душа – к миру вещей в себе, где существует свобода, поскольку отсутствует временная детерминация. С идеей свободы связана кантовская идея автономии морали, в то время как большинство этических теорий отстаивали идею гетерогенной морали, т.е. ее зависимости от соц. истор. Условий, Кант утв. Независимость морали от обстоятельства, в которой она существует.

Кант весьма нетрадиционно решает вопрос о взаимосвязи религии и нравственности. Если традиционное христианство утверждает, что человек морален, потому что верит в Бога, то Кант утверждает, что человек верит в Бога, потому что он является моральным существом. С точки зрения Канта доказательством существования Бога является наличие нравственного закона в душе человека.

Кант утверждает, что Бог необходим для морали, как гарант конечной справедливости. Кант формулирует категорический императив (общеобязательный закон): поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства (разрешай себе только такие поступки, которые ты бы разрешил любому другому человеку).

В период развития капитализма Кант формулирует гуманистический принцип: относись к человеку всегда как к цели, и никогда как к средству.

Центральной категорией этики Канта является категория долга, в связи с этим он делит все поступки человека на легальные и моральные. Легальными он считал те поступки, которые человек совершает из хорошего отношения к другому человеку, а моральные поступки – это те, которые совершает человек исключительно подчиняясь чувству долга.

Проблема дуализма: мир явлений и мир сущностей. Кантовский агностицизм: Кант отказывает человеческому разуму в абсолютном познании. Каждая вещь с точки зрения ее постижения человеческим разумом есть и остается вещью в себе

Гегель остается в русле субъективного идеализма (первичность разума субъекта).(Объективный идеализм – то, что познается и существует независимо от того познают его или нет).

Материалисты: материя есть абстрактная реальность.

Гегель предлагает первичность объективного духа в начале мира. Рациональное зерно в основе мира, т.е. разум…

Иррациональный не значит противоположный разум, а другое чем разум.



Гегель обнаруживает существенную кантовскую ошибку в теории чистого разума. Наука оперирует только абстрактными понятиями. Наш собственный разум творить мир, который нет в реальности.

Гегель говорит, почему я не могу познать первичное? Сущность, говорит он, всегда является, т.е. явление всегда существенно. Когда мы познаем какой-то процесс, мы должны постигать всю связь явлений. Только человеческий разум может обнаружить связь явлений. Без понимания сущности мы не можем познать процесса.

Гегель видит ошибку Канта в том, что он применяет методы естествознания при изучении разума, разум – это дух, процесс духа. Если внешний мир подчиняется, значит и внутренний мир тоже.

Для того чтобы выяснить, какая методология соответствует объекту – дух, нужно для начала * дуализм Канта, привести его к монизму.

В основе мира лежит идея мира по Гегелю: рациональное зерно. Идея мира содержит абсолютно весь мир. Если это рац. зерно, то оно обращается на самого себя. Оно прорастает в реализацию с необходимостью, превращается в мир.

Дух – Природа – Бог (Система объективного идеализма Гегеля).

Если Бог – это Абсолют, то его движение к самому себе бесконечно.

1. Что является движущей силой.

2. Что есть такое развитие.

Единственной движущей силой является единство и борьба противоположностей.

26. Диалектика Гегеля: закон перехода количественных изменений в качественные.

Диалектика ГЕГЕЛЯ – наука о развитии в его противоречии.

Гегель пытается строить свою философию как систему взаимосвязанных между собой законов и категорий, причем центральное место в диалектике Гегеля занимают законы диалектики, которые с разных сторон характеризуют процесс развития.

1) Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм перехода от одной ступени развития к другой

2) Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения предмета.

3) Закон отрицания, отрицания. Характеризует прогрессивную направленность развития.

Исходной категорией (1) является категория качества. Качество – это тождественная с бытием предмета, определенность предмета, это то, благодаря чему предмет является самим собой и что, теряя, он перестает быть таковым. Количество характеризует размер предмета какого-то качества.

Качество и количество представляют собой единство, в котором количественные параметры всегда определяются качеством данного предмета. Единство количества и качества характеризуются категорией меры. Мера – это такой интервал в развитии предмета, в пределах которого количественные изменения не приводят изменения качества.

Выход за пределы меры – это скачок, под которым понимается качественное изменение. Скачок характеризуется следующими чертами:

1) это единство разрушения старого качества и созидание нового;

2) это единство бытия и небытия, т.е. такой этап, когда старого явления уже нет, а нового ещё нет;

3) это единство прерывности и непрерывности, поскольку он с одной стороны разделяет разные качественные состояния, а с другой стороны – соединяет их.

27. Диалектика Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей.

Исходной категорией закона единства и борьбы противоположностей, который раскрывает источник самодвижения предмета является категория диалектического тождества, которая внутри себя распадается на совпадение предмета с самим собой и несовпадение А=А и не А.

Более богатой содержанием является категория диалектическая противоположность. Диалектические противоположности формируются не путем соединения внешних явлений, а путем раздвоения единого на противоположности, причем с одной стороны диалект. против-ти представляют собой единство взаимо-обусловливают друг друга, поскольку выражают единую сущность, но с другой стороны между ними происходит борьба, взаимное отрицание.

1) тождество преобладающего над различием – это зарождения противоречия, когда развивщихся противоречивостей пока нет;

2) развертывание противоречия, когда сформировались противоречивости и между ними происходит борьба;

3) разрушение противоречия, когда явление переходит в свое иное, свою противоречивость. Причем, Гегель считал, что на этом этапе прот-ти * в своей основе, а Маркс утверждал, что на этап этапе возникает конфликт прот-тей и завершается уничтожением обеих и возникновением нового единства, новых прот-тей.

28. Диалектика Гегеля: закон отрицания отрицания.

Исходной категорией закона отрицания, отрицания является категория диалектического отрицания. В отличия от метафизического отрицания, который представляет собой полное уничтожение предмета, диалектическое отрицание есть единство отбрасывание всех тех моментов, которые препятствуют дальнейшему развитию и сохранению всего ценного содержания.

О действии закона отрицания можно говорить только тогда, когда цикл развития закончен, при этом цикл включает себя след. моменты: а) исходное явление (тезис), причем исходное явление развивается в направлении к первому отрицанию как противоположное самому себе по закону единства и борьбы противоположностей, поэтому первое отрицание представляет собой прот-ть исходному явлению (антитезис). От первого отрицания ко второму явление движется в направлении противоположном самому себе, а значит по направлению к исходному явлению, поэтому в результате второго отрицания возникает возврат к исходному явлению, но это якобы возврат, поскольку исходное явление воспроизводится на * высокой основе, включая в себя все ценное содержимое предшествующего развития.

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.

Исходя из тождества субъекта и объекта, Гегель основой всей действительности в природе и обществе считал безличный мировой дух – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность духа заключается в мышлении, а цель – в самопознании. Общую схему творческой деятельности мирового духа задаёт «абсолютная идея » - духовный универсум, содержащий в себе определение всех явлений.

В процессе самопознания мировой дух, по Гегелю, проходит три ступени :

1- ступень логики : пребывание мирового духа в стихии чистого мышления, когда он раскрывает богатство своего содержания в системе законов и категорий диалектики по принципу триады: тезис – антитезис – синтез. Это – пребывание мирового духа в форме субъекта (работа «Наука логики»).

2.- ступень природы , когда происходит отчуждение духа, т.е. его переход в иную, чуждую ему форму бытия, когда он существует в виде явлений природы, объекта. Природа есть отпечаток развивающихся идей – идеи пространства, времени, движения…Выражением высшей идеи на этой ступени становится человек (работа «Философия природы»).

3 – ступень духа , когда происходит снятие отчуждения и из природы вновь вырывается дух в виде сознания и самосознания людей, форм их духовной культуры. Здесь Гегель разворачивает учение о: субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (право, мораль, нравственность) и абсолютном духе (искусство, религия, философия – формы наиболее адекватного самопознания духа). То есть гегелевская Идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а до него она осуществлялась как внутренне закономерная необходимость. Через формы человеческой культуры мировой дух постигает сам себя, как бы возвращается к самому себе, но уже как к тождеству субъекта и объекта (работы: «Феноменология духа», «Философия права», «Философия религии» и др.).

Развитие мирового духа совершается, по Гегелю, в соответствии с тремя основными законами диалектики:

▪ закон единства и борьбы противоположностей – раскрывает главный источник, причину развития;

▪ закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – характеризует механизм, форму развития;

▪ закон отрицания отрицания - раскрывает направленность, тенденцию развития.

Таким образом, основу теории развития, по Гегелю, составляет диалектика как логика восходящего движения мирового духа (логика идей), который предписывает свои законы объективному миру и человеческому мышлению. В истории общества также происходит, согласно Гегелю, ступенчатое самораскрытие мирового духа, устремляющегося к своей конечной цели – свободе. Соответственно этому критерию (прогресс в сознании свободы) Гегель различал четыре периода (эпохи) всемирной истории : 1. Восточный мир (свободен только один человек – деспот). 2. Греческий мир (свободны только немногие – те, кто не в рабстве). 3. Римский мир (свобода ставится в рамки правовых отношений). 4. Германский мир (свободны все, т.к. свобода осознаётся как неотъемлемое право каждого человека, поэтому возникает гражданское общество, но высшее упорядочивающее начало – это государство). Этот, четвёртый период есть высший и завершающий период человеческой истории.

То есть, попеременно воплощаясь в «духе» того или иного народа, мировой дух неуклонно движется к своей цели – свободе, без которой невозможно его адекватное самопознание. Потому Гегель и определяет свою философию как «эпоху, схваченную в мысли».

Критики Гегеля, в том числе, Маркс и Энгельс замечают, что его философия страдает глубоким внутренним противоречием – между его диалектическим методом и его же стремлением создать законченную идеалистическую систему. Суть в следующем: с одной стороны, диалектический метод требует признания всеобщности и бесконечности поступательного развития, а с другой – Гегель утверждает, что: 1) развитие совершается только в сфере духа, природа же как «застывший интеллект», не способна к самостоятельному развитию; 2) процесс самопознания мирового духа находит своё завершение в философской системе Гегеля, а общественный прогресс – в германском мире, т.е. в прусской конституционной монархии. Вместе с тем, философия Гегеля оказала огромное воздействие на последующее развитие философской мысли, в том числе, марксистской.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по дисциплине философия

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации.. липецкий филиал.. кафедра философия история и право..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия как мировоззрение
Как уже отмечалось, философия вырабатывает мировоззренческое знание. Что такое мировоззрение? Мировоззрение есть система знаний, чувств, оценок, убеждений,

Предназначение философии
Предназначение философии выражается в следующих её основных функциях: ▪ мировоззренческая - важнейшая для философии функция, т.к. она, «стягивая» в себе различные, н

Философия Древней Индии
История древнеиндийской философии условно делится на два крупных периода: ▪ Ведийский период (примерно с X поV в.в.до н.э.); ▪

Философия Древнего Китая
Культура Древнего Китая, в лоне которой формировалась его философия, имело такие отличительные черты, как: практичность, ассоциативность, символичность, видение мироздания как гармо

Общие особенности и периодизация античной философии
Как уже отмечалось, восточная философия выражала созерцательно-мистическое отношение человека к миру, его (человека) отрешённость от мира, уход от земных страданий, освобождение от

Основная проблематика западноевропейской средневековой философии
Рассматривая основную проблематику западноевропейской средневековой философии, сделаем акцент на творчестве двух её столпов: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Гуманизм и натурфилософия Ренессанса
Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII в. Эта эпоха отразила ситуацию зарождения капиталистических общественных отношений, бурное развитие науки, пере

Теория познания в философии Нового времени
1. Философия Нового времени – западно-европейская философия XVII в. Это было время формирования капиталистических общественных отношений, первых буржуазно-политических революций в Н

Спор эмпиризма и рационализма в XVII в
Родоначальником эмпиризма является английский философ и политический деятель Ф.Бэкон (1561 – 1626), один из основоположников опытного естествознания. Он утверждал,

Философия французского Просвещения
1. XVIII век вошёл в историю как эпоха Просвещения. В общественном сознании утверждается идея социального прогресса на основе неуклонного совершенствования человеческого разума. Нау

Философия английского Просвещения
Некоторые свои идеи французские мыслители восприняли у представителей более раннего английского Просвещения, и прежде всего, у Дж.Локка (1632-1704). Важнейшие работы: «Опыт о челове

Концепция человека в философской системе Канта
У истоков немецкой классической философии стоял И.Кант(1724-1804). Главный предмет философии для Канта – человек, духовные интересы которого выражаются следующими философскими вопр

Антропологический материализм Фейербаха
Л.А.Фейербах (1804-1872) развил учение антропологического материализма, т. е философское учение о человеке. Отстаивая материалистические взгляды на природу

Основные положения марксистской (диалектико-материалистической) философии
Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов про

Марксизм и опыт XX века
Если в советском обществе марксистско-ленинская философия превратилась в основу государственной идеологии, то на Западе она не получила широкого распространения. Отношение

Философия жизни
Философия жизни – направление, сложившееся в Германии (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и Франции (А. Бергсон). На рубеже XIX - XX в.в. Ее этическую версию развил

Философия и психоанализ
Иррационалистическую направленность "философии жизни" продолжила психоаналитическая философия, эмпирической базой которой явился психоанализ. Его основы были заложены авс

Экзистенциализм
Экзистенциализм– "философия существования" играла и играет значительную роль в развитии философии XX в. Одну из первых версий экзистенциализма разработали русские философ

Философская герменевтика
Герменевтика (от греч. – «разъясняю», «истолковываю») – метод интерпретации текстов, явлений культуры в целом. К герменевтике обращались уже древние философы. Но ка

Постмодернизм
Если в герменевтике всё-таки есть поиск общих смыслов, придающих процессу социального познания общезначимость, то в таком философском направлении, как постструктурализм

Неопозитивизм и постпозитивизм как философия науки
Позитивистская (от лат. – «положительный») философия явилась продолжением английской эмпирико-индуктивистской традиции. В центре внимания позитивистской философии – проблема взаимоо

Современная религиозная философия
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится современная христианская философия (философия католической церкви (неото

История русской философии и ее своеобразие
Русская философия XIX - первой половины XX в.в. является органической частью мировой философской культуры. Она возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась в контексте русско

Материалистические идеи в русской философии
Материалистические идеи в русской философии имеют довольно давнюю историю - М.В.Ломоносов (1711-1765), А.Н.Радищев с его работой «О чело­веке, о его смертности и бессмертии» (1792) и др. Н

Философия всеединства
У истоков философии всеединства стоит В.С. Соловьев (1853-1900), который продолжал традицию славянофильства. Основные работы: "Кризис западной

Русский экзистенциализм
Одним из видных предшественников экзистенциальной философии был Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) – писатель, публицист, один из идейных вождей почвенничества. Свои философские, религи

Русский космизм
Русская космическая философия стремилась синтезировать учение о человеке (антропологизм) с пониманием того, что истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной, имеют космическую

Судьбы России в философии XX в
Русская философия XX в. продолжила разработку темы судьбы России, ее социально-политических проблем. Мы видели это на примере многих отечественных философов. Наряду с ними большое в

Современное понимание бытия
Согласно современной онтологии бытие – это идентичное, общее во всем многообразии сущего. Общее же в нем то, что оно есть, оно существует: галактики и планеты; растения и животные;

Структурные уровни материи
Неживая природа Живая природа Неорганическая природа Биологический уровень Социальный уровень

Как формы существования материи
Многообразие мира можно объяснить, предположив существование в нем движения: быть - значит быть в движении. Неподвижное бытие никак не может себя обнаружить, поскольку не вступает в

Структура сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека
Современные философские концепции рассматривают сознание как целостную систему. Но набор элементов, который тот или иной философ выделяет в структуре этой целостнос

Познание как предмет философского анализа
Человек отличается от других живых существ тем, что способен осознавать и познавать бытие. Особенностям субъективного освоения человеком мира посвящен такой раздел философского знания, как

Структура процесса познания. Формы познания
Вопрос о структуре процесса познания связан с представлением о познавательных способностях человека. Уже в античной философии наметилось разделение этих способностей на три группы:

Проблема истины в гносеологии
Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии – это вопрос о познаваемости мира, о возможностях ч

Предмет, стороны и функции социальной философии
Социальная философия – относительно самостоятельный раздел философского знания (название – от лат. глаг. «социо» -соединять, затевать совместный труд). Её предметом

Основные подходы к изучению общества в истории социальной философии
С XIX в. по настоящее время в социальной философии складываются разные теории, которые дают различное объяснение общественной жизни, что связано с различиями исторических условий, м

Роль природных факторов в жизни и развитии общества
Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество». Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении– всё су

Воздействие общества на природу
Воздействие общества на природу усиливалось в ходе исторического развития, с ростом производительных сил, техники, науки. В процессе производства человечество потребляет

Общество как система, структура общества
Находясь во взаимодействии с природой, общество, вместе с тем, представляет собой особое системное образование, обладающее собственной динамикой, способностью к саморазвитию.

Динамика общества и его развитие
С точки зрения социальной динамики общество никогда не находится в статическом состоянии, оно всегда изменяется в том или ином отношении. Вместе с тем, ему необходим определённый ур

Факторы развития общественного производства
Рассмотрев экономическую подсистему общества в содержательном аспекте, обратимся к вопросу о причинах, источниках, факторах её развития, ибо сам фа

Политические нормы
Рассмотрим вкратце основные структурные элементы политической жизни общества. Политическую деятельность можно определить как форму социальной активности различных социальн

Роль государства в политической жизни общества
Наиболее важным инструментом политической системы общества является государство, так как именно оно в максимальной степени концентрирует в своих руках власть и ресурсы, что позволяе

Политическое бытие общества и политическое сознание
Философский анализ политической жизни общества не может быть полным без обращения к такой ее компоненте, как политическое сознание. В общем выражении политическое сознание

Право и правосознание
Большая роль правовой подсистемы общества состоит в том, что ни одна сфера приложения человеческих усилий не может нормально функционировать без соответствующей правовой базы. Она с

Правовое состояние общества
То, о чем мы говорили в пункте 1 данной темы, характеризует право больше с внешней стороны, показывая его связь с экономическими и политическими явлениями общественной жизни. Чтобы понять его качес

Духовная жизнь общества и ее структура
Духовная сфера жизни общества – подсистема, в которой осуществляется производство, хранение и распределение духовных ценностей общества (произведения литературы, живописи, музыки, н

Основные виды духовного освоения мира
а). Мораль Мораль (от лат. - относящийся к нраву, обычаям, привычкам) - это совокупность правил и норм поведения людей в обществе, выражаю

Философские концепции исторического процесса
Философия истории (термин ввел Вольтер в 18 в.) рассматривает исторический процесс в его самом общем виде, на уровне его самой высокой абстр

Направленность и смысл истории
В понимании вопроса о направленности исторического процесса также обнаруживают разные подходы: 1) теории регресса, которые трактуют историческую динамику п

Проблема человека в истории социально-философской мысли
Проблема человека является основной для философии и выступает предметом изучения философской антропологии - философского учения о человеке. В отличие от других гума

Человек, индивид, личность
В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся? Понятие человек

Понятие и природа ценностей
Ранее уже отмечалось, что человека характеризует не только познавательное, но и ценностное отношение к явлениям действительности. Иначе говоря, его интересует не просто истина, кото

Личность в ценностном измерении
Каждый человек с его ценностными представлениями «вписан» в определенное общество с его социокультурными и историческими особенностями, т.е. находится под воздействием надындивидуал

Философия Гегеля

контрольная работа

2. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.

Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения» - этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики.

Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве. «…Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например, конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход, синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия». Гегель. Наука логики. - М.: Мысль, 1972. - Т. 3. - с. 298.

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». Гегель. Сочинения. - М., 1959. - Т. 4. - с. 2.

Составляющая первооснову мира (по Гегелю) абсолютная идея также обязана подчиниться триаде - тезису, антитезису и синтезу. Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философия природы») и, наконец, в различных формах духа - праве, нравственности, искусстве, религии и т.д. («Философия духа»).

«Чистые логические сущности» первой фазы развития абсолютной идеи - это просто-напросто логические законы и категории, т.е. наиболее общие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее и единичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.). Непревзойденная до сих пор оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в движение, как бы «ожили», стали «текучими», порождающими и обусловливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, т.е. силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» Гегель. Сочинения. - М., 1959. - Т. 4. - с. 3. , и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. У Гегеля весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели - достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.

Начинается, к примеру, логика Гегеля с категории «чистого бытия» - самой бедной содержательно, предельно абстрактной и неопределенной категории. Ведь о «чистом бытии» в принципе ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть, оно существует. Неопределенность и бессодержательность этой категории позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории - «ничто» (ведь и ее мы практически никак не можем содержательно охарактеризовать). «Ничто» отрицает «чистое бытие вообще».

Постоянный же переход чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто». Внутри «становления» уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому «становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией «качества», т.е. «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой «количество», а их противоречивое единство дает категорию «мера» (т.е. некие пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).

Вот таким примерно способом и строится в «Науке логики» гегелевская система категорий диалектики, которые, по Гегелю, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.

Диалектика и метафизика как философские концепции развития

Мировоззрение марксистско-ленинской партии есть диалектический материализм. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы...

Диалектика как метод исторического и гуманитарного исследования

Диалектика как учение о всеобщих и универсальных связях и развитии

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука...

Рассматривая основные объективные законы диалектики, легко заметить, что они, в сущности, выражены, описаны тесной взаимосвязью категорий. Например...

Законы диалектики

Основными являются три закона диалектики: это 1. Закон единства и борьбы противоположностей. (Закон диалектической противоречивости)...

Историческое развитие диалектики как метода познания

диалектика метафизика познание материалистический Восстановление диалектики, её обогащение и развитие происходило особенно интенсивно в немецкой классической философии, главным образом в философии Гегеля...

История философии

Диалектика. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Структура, законы, функции диалектики: Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод...

Марксистская диалектика и исторический материализм

Диалектика Гегеля Большим постижением всей философской мысли стала философия Гегеля (1770-1831). Рассматривая соотношения идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному...

Немецкая классическая философия

Заслуги создания диалектики принадлежит Гегелю. Он, как и Шеллинг, полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо человеческое сознание невозможно логически вывести из материи...

Проблема бытия в философии

Поскольку окружающий человека мир развивается по универсальным законам, то естественно, что и философские категории, как средство осмысления человеком мира, подчиняются определенным законам. Эти законы сформировались после того...

Система диалектических категорий

Система Гегеля синтезировала существовавшие ранее попытки выработать целостную и всеобъемлющую систему категорий. Ее основным отличием от перечня категорий Аристотеля и системы Канта явилась...

Сравнение диалектики по Сократу

Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей...

Философия Гегеля

Послекантовский идеализм достиг высшей формы и был обобщен в философии Георга-Вильгельма-Фридриха Гегеля (1770--1831), который вошел в историю философии как творец самой развёрнутой и доказанной системы идеалистической диалектики. Кант...

Философия Гегеля

Наиболее авторитетной, аргументированной и разделяемой большинством ученых-обществоведов концепцией по философии истории является концепция, согласно которой история человечества представляет собой единый закономерный процесс...

Законы - повторяющиеся, внутренние, существенные, необходимые связи. 3 Закона диалектики: закон единства и борьбы противоречия (указывает на источник развития) закон кол-венных и качественных изменений (указывает на механизм развития) закон отрицания отрицания (указывает на направленность развития). Категория - это наиболее общее понятие (универсальная форма человеческого мышления), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость. Общее - это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях. Явление и сущность это различные уровни познания объективной реальности. Они выражают соотношение внешнего и внутреннего в явлениях. Под содержанием понимают совокупность различных составляющих ее элементов и их взаимодействие, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Необходимость и случайность - полярные, диалектические категории. Под необходимостью понимают закономерный ход событий, вытекающий из сущности явлений. Необходимость выражает закономерности развития мира. Случайность - это явления, процессы, вытекающие из побочных, внешних, временных связей. Возможность - это предпосылка возникновения того или иного явления, его потенциальное существование. Действительность - это реализованная возможность.

Категории диалектики - понятия, отражающие всеобщие, универсальные, присущее всему объективному миру связи и отношения (качество и количество, причина и следствие, возможность и действительность, свобода и необходимость и др.).

Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета. Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда внешние черты предмета (явления) искажают сущность (пример: болезнь).

Диалектика явления и сущности:

1) явление не существует без сущности

2) в сущности нет ничего такого, чтобы как-то не проявлялось

3) сущность и явление соотносятся как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое. Познание движется от явления к сущности, от сущности I порядка к сущности II и т.д.

Форма - принцип упорядоченности, способ существования содержания. Содержание имеет внутреннюю и внешнюю формы: - внешняя - объём, конфигурация, цвет и т.п. - внутренняя - способ организации содержания. Формы связаны с понятием правил (стандарты, традиции). Форма неотделима от содержания, но можно временно сосредоточить внимание на форме без содержания. Относительная самостоятельность формы - бюрократизм. В некоторой деятельности форменные правила очень важны (медицина и т.д.).

Необходимость - такая однозначная связь явлений, при которой наступление причины влечёт обязательно за собой наступление следствия.

Случайность - такая связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных следствий. Случайность также имеет причины.

Возможность - то, что содержится в данной действительности как предпосылка её изменения и развития, нереализованная действительность. Возможность и действительность - 2 этапа закономерного развития явлений природы и общества. Возможности - реальные и абстрактные: - реальные - это, когда условия превращения возможности в действительность уже созрели или находятся в процессе становления - абстрактные - те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность.

Понятие «причинность» в буквальном смысле этого термина означает активное действие, вызывающие изменение, порождение новых явлений и свойств у объекта, не который направлено действие.

В понятии «следствие» фиксируются результаты причинения, то новое, что возникает в процессе взаимодействия.

Пространство и время как формы существования материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Качественное многообразие пространственно временных форм бытия.

Пространство - это отношения взаимоположения объектов, сосуществующих в некоторый момент времени (при измерении пространственных размеров, обратим внимание, измеряемый объект совмещается с эталоном);

Время - это отношения последовательности объектов, сосуществующих в некоторой точке пространства (сравнение временных параметров разноместных событий, обратим внимание, требует синхронизации часов, что связано с комплексом не столь уж тривиальных допущений и процедур).

Пространство и время определены, отметим, через противопоставление, соотнесение с противоположным: момент времени, фигурирующий в определении пространства, не обладает длительностью, будучи отрицанием времени; точка пространства, фигурирующая в определении времени, не обладает протяженностью, будучи отрицанием пространства.

Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени

Современное понимание пространства и времени сложилось в итоге длительного исторического процесса познания, содержанием которого, в частности, была борьба С- и Р-подходов к пониманию их сущности.

Первая из концепций рассматривает пространство и время как самостоятельно (вне и независимо от материи), предметно существующие, вторая - как не обладающие самостоятельным бытием вне движения материальных объектов, как специфические отношения вещей, явлений, процессов.

Связь пространства - времени с движущейся материей предполагает особые формы пространства и времени в разных сферах материального мира – неживой природе, живой природе и обществе.

В неживой природе существуют особенности пространства-времени в мега-, макро- и микромире. В макромире пространство-время характеризуется евклидовой геометрией. В мегамире существенную роль начинает играть кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. В самом начале расширения, когда плотность вещества была огромной, наша Метагалактика была подобна микрообъекту и характеризовалась теми пространственно-временными структурами, которые присущи глубинам микромира.

Живая природа также характеризуется своей специфической пространственно-временной организацией. В живой природе возникает особое, биологическое пространство-время. Особенностью пространственной характеристики живых систем выступает асимметрия «правого» и «левого», которая проявляется не только на молекулярном уровне, но и на уровне организмов, выражаясь в их строении, динамике.

Возникновение общества сопровождалось формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур –социального пространства и социального времени. Они характеризуют социальное бытие, выступают формами существования социальной материи. Поскольку социальное бытие – это деятельность людей и общественные отношения между ними, то качественное своеобразие социального пространства и социального времени и определяется этими моментами.

11. Система и метод философии Гегеля. Основные законы диалектики.

Георг Гегель (1770-1831, немецкий философ) утверждал абсолютное главенство рационального, а не бессознательного элемента познания. Его основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и др.

Система философии Гегеля состоит из трех основных частей.

В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает "мировой дух" ("абсолют") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным.

Во второй части системы - в "Философии природы" изложено учение о природе. Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от "абсолютной идеи".

Третья часть его системы - Гегелевская теория общественной жизни - "Философия духа". Здесь "абсолютная идея" становится по Гегелю "абсолютным духом".

Философская система делится Гегелем на три части:

  • философия природы

    философия духа

Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом».

Гегель берет за первооснову всех явлений природы и общества "Абсолют"("мировой дух"), который существует до остального мира, природы и общества. Творческой силой Гегель признает лишь мысль ,дух ,идеальное.

"Абсолют" – безличное духовное начало, которое Гегель называет то "мировым разумом", то "мировым духом", то "абсолютной идеей".

Только "абсолютная идея" представляет собой настоящую действительность, а реальный мир - природа и общество - есть лишь отражение "идеи", результат ее развития.

В основе всего существующего лежит "Абсолютный Дух", который лишь вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания самого себя.

Для самопознания ему необходимо проявление (Самораскрытие).

Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве - это природа; самораскрытие во времени - история. "Абсолют" творит мир, затем человека, а затем через человека осуществляется цель этого творения. Посредством познания мы знаем больше о природе и о самих себе.

Учение Гегеля об "абсолютной идее". "Абсолютная идея" - это:

    единственно существующая подлинная реальность;

    первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

    "мировой дух", обладающий самосознанием и способностью творить.

    "абсолютная идея" ("мировой дух", "мировой разум") - это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира.

Деятельность "абсолютной идеи" заключается в мышлении, цель - в самопознании.

Следующим ключевым понятием философии Гегеля является "отчуждение".

"Абсолютный дух", о котором нельзя сказать ничего определенного, "отчуждает" себя в виде:

    окружающего мира;

  • человека;

    а затем, после "отчуждения" через мышление и деятельность человека (закономерный ход истории) возвращается снова к самому себе, то есть происходит круговорот "Абсолютного духа" по схеме:

"Мировой (Абсолютный) дух" - "отчуждение" - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение "Абсолютного духа" к самому себе.

Процесс самопознания "абсолютной идеи" включает три этапа:

    Пребывание "абсолютной идеи" в самой себе, в стихии "чистого мышления". Л огика - наука, в которой "абсолютная идея" находится сама в себе и через законы диалектики раскрывает свое содержание. Логика как наука о себе и для себя.

    Развитие природы как иного бытия "абсолютной идеи". Природа («окаменевший дух») представляет собой внешнюю реальность "абсолютной идеи", ее проявление. Философия природы - наука об ином бытии ("отчуждении") "абсолютной идеи".

    Развитие общества и человеческого сознания (духа). Философия духа – учение об "абсолютной идее", возвращающейся в самое себя("абсолютный дух") из своего инобытия. Снятие природного проявления («окаменевшего духа») "отчуждении" "абсолютной идеи", возвращение "идеи" к самой себе. Познание "мировым духом" самого себя через достижение "абсолютной истины". Когда "абсолютная идея" становится "абсолютным духом" восходящее движение "абсолютной идеи" прекращается. На этой ступени "абсолютная идея" проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя. Дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, повторение пройденного пути. Познание всего означало конец истории, т.к. история – путь от незнания к абсолютному знанию.

Метод философии Гегеля – диалектика .

Диалектика (греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод (способ мышления) в философии, имеющий своим предметом противоречие.

Диалектика рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии.

Гегель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе действуют три закона диалектики.

Основные законы диалектики :

    ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти взаимопереходы он рассматривал как бесконечный процесс. Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи отличаются друг от друга. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок.Те пункты, в которых происходит качественный скачок, т.е. переход к новой мере, Гегель называет узлами. Все вещи взаимосвязаны узловыми линиями, или цепью перехода от одной меры к другой.

    ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает противоречия как внутренний источник, побудительную силу всякого самодвижения. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности». Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения. Даже самый простой вид движения - перемещение тела в пространстве - представляет собой постоянно возникающее и тут же разрешающееся противоречие. Что то движется не только потому, что оно теперь здесь, а в другой момент там, но и потому, что оно в один и тот же момент и здесь и не здесь, т.е. и находится и не находится в данной точке траектории.

    ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который означает не просто уничтожение старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого, 2) преемственность в развитии и З) утверждение нового. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового.

Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез.

В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Антитезис необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена.

Все эта конструкция называется триадой.

Общий вывод гегелевской философии состоят в признании разумности мира: «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».

Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но благодаря своему последовательному рационализму – оптимистическая философия.