Картотека "сюжетно-ролевых игр в средней группе". Сюжетно-ролевая игра с детьми средней группы «На день рождения к бабушке

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Задачи:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера. 4. Активизировать словарь детей: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, накручивать на бигуди.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о значимости труда. 2. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера. 3. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую». 4. Экскурсия в парикмахерскую (с родителями). Наблюдение за работой мастера. 5. Чтение С.Михалкова «В парикмахерской». 6. Рассмотреть несколько причесок у мальчиков и девочек в группе (косы, короткая стрижка). 7. Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем». «Для чего эти предметы»; 8. Подготовка игровой зоны для игры «Парикмахерская». Роли, которые могут исполнять дети:  парикмахер;  клиент Игровые действия 1. Надевание на клиента пелеринки. 2. Причесывание. 3. Стрижка. 4. Мытье головы. 5. Вытирание полотенцем. 6. Сушка феном. 7. Накрутка на бигуди. 8. Плетение косичек. 9. Завязывание хвостиков. 10. Закалывание заколок. 11. Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить посмотреть модный журнал. Развивающая предметно-игровая среда 1. Зеркало. 2. Тумбочка для хранения атрибутов игры. 3. Разные виды расчесок (расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные). 4. Флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы. 5. Бигуди на один оборот пряди.
6. Пластмассовые ножницы. 7. Игрушечный фен. 8. Пелеринка для клиента. 9. Фартук-накидка для парикмахера. 10. Полотенце. 11. Заколки, разноцветные резиночки, бантики. 12. Журнал с образцами причесок.
Ход игры
Сюрпризный момент (художественное слово). (Воспитатель - подходя к игровой зоне «Парикмахерская») Кто сегодня парикмахер? Разрешите, буду я. (надевает фартук, подготавливает игровую зону для игры) Я вам сделаю прическу, Например, как у меня. Здравствуйте, вы проходите, (приглашает заинтересовавшуюся девочку присоединиться к игре) Перед зеркалом садитесь, Я накидку завяжу. И, конечно, первым делом Аккуратно причешу. А теперь накрутим челку На большие бигуди, Заплетем косички сбоку, Хвост завяжем позади. Это все закрепим лаком Или гелем для волос, Подведем помадой губки И чуть-чуть припудрим нос. Я все сделала отлично, Похвалите же меня. Ведь теперь моя подружка Стала лучше, чем была! (обращает внимание детей на девочку, которой сделала прическу) Воспитатель объявляет детям, что скоро праздник – «Новый год». И к празднику, чтобы всем быть красивыми, необходимо сделать аккуратную прическу. - Ребята, а вы были в парикмахерской? Кто там работает? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? (ответы детей). Правильно парикмахер. Воспитатель, взяв на себя роль парикмахера, объясняет детям его роль в игре, при этом дает образец действий и общения. «Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь». «Какую прическу Вы бы себе хотели?» «Заплести косичку или завязать хвостик?» «Вы хотите две косички? Очень хорошо» «Пожалуйста!» «Вам понравилось?» «Я тоже рада, что Вам понравилось». «Приходите к нам еще, я сделаю новую прическу». «Пожалуйста, следующий!». Далее, воспитатель помогает распределить роли, дети закрепляют название инвентаря парикмахера (ножницы, электромашинка, расческа, полотенчики, шампунь, фен). Способы выхода из игры  «Какие у Вас у всех красивые и разнообразные прически! Молодцы наши парикмахеры. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите».  Если игра не затухает, то можно заранее предупредить детей, что парикмахерская скоро закроется, осталось совсем мало времени, поэтому обслуживается последний клиент. Не
успевшие дети могут придумать себе прическу и прийти завтра. Таким образом, в игре будут участвовать все дети и никто не расстроится. Итоги игры: Игра в парикмахерскую закончена. Она вам понравилась? Что делали? Воспитатель: А завтра парикмахерская снова ждёт своих клиентов.
Конспект сюжетно-ролевой игры

«БОЛЬНИЦА»
(средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Формировать положительное отношение к врачам (ветеринарам), медсестрам, понимание ответственности работников этой профессии за жизнь людей (животных), а также чуткое, внимательное отношение к заболевшему (человеку, животному). 4. Активизировать словарь детей: ростомер, рецепт, маска, шапочка, кушетка, лекарство, таблетки, мазь, весы, фонендоскоп, бинт, вата.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о профессии врача (ветеринара), о значимости его труда. 2. Рассматривание картин, иллюстраций о работе доктора (ветеринара, медсестры). 3. Беседа с детьми «Что нужно делать, чтобы не заболеть?», «Я укола не боюсь, если надо уколюсь». 4. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. 5. Чтение художественной литературы по теме: «Мой мишка» Александровой; «Заболел петух ангиной» А. Крылова; «Айболит», К. Чуковский, В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок». 6. Прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А Филиппенко, сл. Т. Волгиной; 7. Дидактические игры «Для чего эти предметы», «Что нужно доктору?» 8. Подготовка игровой зоны для игры «Больница». Роли, которые могут исполнять дети:  врач (доктор)  медсестра  ветеринар  больной (пациент) Игровые действия 1. Осматривать больного (слушать, ставить градусник, осматривать больное место). 2. Лечить. 3. Назначать лечение. 4. Отпускать процедуры, лекарства, делать уколы, прививки.
Развивающая предметно-игровая среда 1. Стол, стулья, кушетка, ширма. 2. Халат детский белый, шапочка. 3. Комплект игры «Доктор». 4. Баночки, коробочки.
Ход игры
Ребята, посмотрите, кого я вам привела. Это кукла – Катя. Настроение у Кати плохое совсем, давайте спросим у куклы, что же с ней случилось? Наша кукла заболела. Утром даже не поела. Еле глазки открывает. Не смеется, не играет. Целый день она молчит. Даже «мама» не кричит. Кто же сможет помочь нашей кукле? (ответы детей). Правильно, ребята, это доктор (врач). Давайте отведем скорее куклу к врачу (все отправляются в игровую зону «Больница»). Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь медицинских принадлежностей (дети рассматривают их, называют). Воспитатель надевает шапочку («приписывая» себе роль «врача») - А теперь я хочу расспросить куклу Катю, что же у нее болит. «Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измеряем (ставит кукле градусник). Теперь послушаю тебя. У тебя - ангина». Воспитатель: Мне нужна помощь. Необходимо госпитализировать больную куклу, и проследить, чтобы она принимала лекарство, которое я ей прописала. Кто же мне поможет? Ну конечно медсестра (вовлекает в игру одного из наблюдавших за ней детей, надевает ребенку белый халат, шапочку, выдает лекарство). Ожила вдруг кукла снова, Вот теперь она здорова! Может глазками моргать. Наклоняясь, маму звать. Воспитатель: А теперь у меня обеденный перерыв. Меня заменит другой врач (предлагает ребенку занять ее место). Процедура «лечения» может повториться с двумя тремя куклами, которых приводят в больницу дети. Воспитатель дает образец действий и общения. «Здравствуйте больной, проходите, пожалуйста, присаживайтесь, что у вас болит?». Художественное слово, для вовлечения детей в сюжетную игру: Зайка ушко простудил- Форточку закрыть забыл. Нужно доктора позвать И лекарство зайке дать. Плачет мишка-медвежонок. Уколол его ежонок. Прямо в носик черный. Лесовик проворный. Несчастная кошка поранила лапу. Сидит и ни шагу не может ступить. Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу, Нам нужно к врачу поспешить.
Всегда внимательно, с любовью Добрый доктор лечит нас, И поправив нам здоровье- Больше всех бывает рад.
Конспект сюжетно-ролевой игры

«МАГАЗИН»
(средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Обогатить знания детей о труде продавца, воспитывать уважение к труду продавца. 4. Активизировать словарь детей: продавец, покупатель, пакет, прилавок, ценники, весы, продукты питания, молочные продукты, хлебобулочные изделия, фрукты, овощи.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о профессии продавца, о значимости его труда. 2. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе продавца. 3. Беседа с детьми о разнообразии видов магазинов: овощной, продовольственный, магазин игрушек. 4. Экскурсия в магазин (с родителями). Наблюдение за работой продавца. 5. Рассказ воспитателя о пользе продуктов питания. 6. Беседа по картине в « Магазине». 7. Дидактические игры «Чудесный мешочек»; «Я загадаю вам загадки, отыщите мне отгадки», «Узнай профессию». «Кому что нужно для работы». 8. Подготовка игровой зоны для игры «Магазин». Роли, которые могут исполнять дети:  продавец;  покупатель;  шофер. Игровые действия: Продавец: одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину), получает деньги, сдаёт покупателю сдачу. Покупатели: приходят за покупками, выбирают товар, узнают цену, советуются с продавцом, соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают очередь, оплачивают покупку. Шофер: доставляет определённое количество разнообразных товаров, выгружает привезённый товар. Развивающая предметно-игровая среда 1. Прилавок.
2. Спец.одежда (фартук, шапочка). 3. Касса, деньги, ценники. 4. Продукты питания: муляжи овощей и фруктов, разные выпечки из соленого теста, коробки (из под конфет, печенья, тортов, пирожных, чая, шоколадок, сока, напитков), колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики, баночки от йогуртов. 5. Весы. 6. Сумки, корзины, пакеты.
Ход игры
Сюрпризный момент (художественное слово). Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, послушайте внимательно: Надо хлеба нам купить, Иль подарок подарить, - Сумку мы с тобой берём, И на улицу идём, Там проходим вдоль витрин И заходим в…. Дети: - магазин Воспитатель: - Молодцы! Правильно! Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Магазин». -Посмотрите (воспитатель показывает на детскую машинку-грузовик), кто-то привез овощи и фрукты, кто же это мог быть? (ответы детей - шофер), но он не успел их выгрузить в магазин. Поможем ему? (выгружают, раскладывая овощи отдельно от фруктов). -Ребята, а как называется человек, который этот товар продает? (ответы детей - продавец). Воспитатель: - Верно! Продавец. Давайте распределим роли, продавцом буду я. А кто хочет быть покупателями? -Первым покупателем будет Кузьма, а остальные занимайте очередь. 2-й покупатель: - Кто крайний? 1-й покупатель: - я. 2-й покупатель: - Тогда я за вами. 3-й покупатель: тоже занимает очередь и т. д. Воспитатель (за прилавком): - Здравствуйте, что желаете? 1й покупатель:- Здравствуйте! Взвесьте мне сыр, пожалуйста, и подайте сок. Воспитатель: - Пожалуйста, вам пакет нужен? 1й покупатель: - да Воспитатель (укладывает товар в пакет): - с вас «3 рубля» за покупку. 1й покупатель (рассчитывается): - спасибо, до свидания. Воспитатель: - Спасибо за покупку. До свидания! Приходите ещё! Воспитатель меняется ролями с детьми: - ребята, я тоже хочу сделать покупку, может кто-то хочет меня заменить? Ребенок встает за прилавок и принимает роль продавца. Воспитатель встает в очередь: - Кто последний? Я буду за вами. На протяжении всей игры воспитатель напоминает детям речевые обороты, необходимые для вежливого общения продавца и покупателя, правила поведения в магазине, помогает справиться с ролью, если возникают трудности, хвалит детей.
Конспект сюжетно-ролевой игры

«ПОЧТА»
(средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры. 2. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. 3. Познакомить детей c работой почты, с профессией почтальона. Формировать у детей представления о назначении почты, как средстве связи. 4. Активизировать словарь детей: почта, почтальон, почтовый ящик, адресат, телеграмма, письмо, посылка, открытка, марка, газета, конверт.
Предварительная работа:
1. Рассказ воспитателя о профессии почтальона, о значимости его труда. 2. Рассматривание картин, иллюстраций о работе почтальона. 3. Экскурсия на почту (с родителями). 4. Чтение художественной литературы по теме: С. Маршак “ Почта”, 5. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик- почтовик». 6. Загадки по данной тематике. 7. Дидактические игры «Кому - что нужно для работы», «Назови свой адрес». 8. Конструирование из бумаги. Тема «Конверт». 9. Подготовка игровой зоны для игры «Почта». Роли, которые могут исполнять дети:  почтальон (разносит почту по адресам)  оператор (принимает посылки)  адресат  посетители почты  водитель-грузчик Игровые действия Пишут поздравительные письма и открытки своим родным и знакомым, опускают их в почтовый ящик, отправляют посылки, покупают на почте газеты, марки, конверты. Развивающая предметно-игровая среда 1. Форма почтальона. 2. Сумка почтальона. 3. Почтовый ящик. 4. Конверты с бумагой, открытки, газеты, посылки. 5. Телефон. 6. Печать.
Ход игры
Звучит песенка почтальона (воспитатель привлекает детей к ее прослушиванию) Почта ходит, ездит и летает, Почте путь открыт везде, А когда и суши не хватает, Плыть готова по воде.

Припев
Недаром каждый знает, что письмо Не примчится в дом само, И в любые времена Почта всем нужна. Почтальон счастливей всех, поверьте, Почтальон всегда в пути, Новость в запечатанном конверте Должен в срок он принести. Почта ходит, ездит и летает, Почте путь открыт везде, А когда и суши не хватает, Плыть готова по воде. Воспитатель: Ребята, о ком, и о чём поется в этой песне? (ответы детей). Правильно о почте и о почтальоне. А кто знает, зачем людям нужна почта? (ответы детей). Давайте заглянем в наш почтовый ящик, может для нас там есть письмо или открытка (достают письмо). А как вы думаете от кого это письмо? Посмотрите, здесь нарисован Снеговик, наверное, от Снеговика (предположения детей). Воспитатель читает письмо: - Дорогие ребята, пишет вам Снеговик. Дедушка Мороз загрустил, потому что не успевает раскрасить поздравительные открытки с Новым годом, и я не знаю, что делать. Помогите, пожалуйста! Ребята, мы сможем помочь дедушке Морозу? (ответы детей). Воспитатель: тогда принимаемся за работу (раздает шаблоны открыток и карандаши). После завершения работы воспитатель обращается к детям с вопросом: - Как же Дедушка Мороз получит открытки? Ведь ему нужно успеть их заполнить поздравлениями с Новым годом (ответы детей). Правильно, отправим посылкой (дети складывают открытки в посылку, пишут адрес, наклеивают картинку Деда Мороза). Воспитатель: вот теперь нужно пойти на почту и отправить нашу посылку. (Воспитатель подводит детей к уголку «Почта», совместно с детьми выбирают оператора, который будет принимать посылку). Оператор принимает посылку, взвешивает ее, ставит печати. Воспитатель: Молодцы ребята, доброе дело сделали, помогли Дедушке Морозу, он будет очень рад, а мы будем ждать от него ответа.
Связь игры в почту с другими сюжетно-ролевыми играми:
Игры в детский сад: дети пишут письмо на телевидение и просят показать любимый мультфильм, почтальон приносит письмо для мамы, детям приходит посылка от сказочного героя. Игры в больницу: отправить письмо кукле Кате, которая лежит в больнице. Игры в транспорт: пассажиры уезжают в другой город и дают телеграмму родственникам, чтобы их встретили. Игры в семью: Выписать или купить газеты или журналы, опустить письмо в почтовый ящик, отправить посылку бабушке с дедушкой.

Конспект сюжетно-ролевой игры

«СЕМЬЯ»
(средняя группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры, использовать различные предметы – заместители. 2. Формировать ролевое взаимодействие (мама-папа-дочка-сын). 3. Учить детей выполнять домашние обязанности. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. 4. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. 5. Активизировать словарь детей: семья, родственники, друзья, кухонная посуда, чайный сервиз, столовые принадлежности, завтрак, обед, ужин, утро, день, ночь, сутки, уют, порядок, семейные праздники, забота.
Предварительная работа:
1. Рассматривание семейных фотографий 2. Беседы о семье, о семейных праздниках. 3. Пальчиковая игра «Семья». 4. Чтение произведений: К.Ушинского «Петушок с семьей», Е.Благининой «Научу обуваться и братца», В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» 5. Беседы: «Какая бывает посуда», «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?». 6. Оформление стенда с фотографиями детей «Мамины помощники». 7. Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу обедом» «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду)», «Уложим куклу спать», «Собираемся на прогулку». 8. Подготовка игровой зоны для игры «Семья». Роли, которые могут исполнять дети:  мама, папа, дочка, сынок;  бабушка, дедушка;  гости. Игровые действия: Мама. Собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать. (Собирается и идёт на работу; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать). Папа – водитель. Собирается на работу; отводит ребёнка в детский сад; идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада; возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать. Дети – дошкольники. Встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.
Развивающая предметно-игровая среда 1. Куклы. 2. Детская мебель (стол, диван, кресла, «Кухня» (плита, мойка, духовка), кроватка для куклы с постельными принадлежностями), ванночка. 3. Телефон. 4. Коляска для куклы. 5. Набор игрушечной посуды. 6. Фартук, полотенце, одежда, сумки.
Ход игры
(Слышится плач ребенка) Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто- то плачет? Достает из коляски куклу-пупса… кто это? Дети: Малыш! Воспитатель: Как вы думаете, почему малыш плачет? Кто ему нужен? Дети: Ему нужны мама и папа. Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья. Кто будет мамой малыша? Кто - папой? (воспитатель помогает детям распределить роли, дети рассказывают о выбранной роли в игре). Ребенок – мама. Я буду заботиться о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду. Ребенок – папа. Я буду зарабатывать деньги, помогать по дому и хозяйству, ездить за покупками. Воспитатель: А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика? (придумывают имя «сыночку»). Воспитатель: А семья может быть большая, у Ванечки могут быть сестрички и братишки (предлагает детям распределить роли). Вот какая большая дружная семья, в ней – папа, мама, маленький сыночек Ванечка, сыночек Алеша, и дочка Анечка. Воспитатель: А можно в нашей семье я буду бабушкой? А какие обязанности в семье у бабушки? (ответы детей). Правильно, бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки. Воспитатель: А что делают дети в семье? (ответы детей). Правильно, помогают папе и маме. Воспитатель: Очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка, братик и бабушка. Воспитатель связывает игру «Семья» с другими сюжетно – ролевыми играми, такими как -«Почта», «Магазин», «Больница» для вовлечения всех детей. Распределяет роли между детьми. Воспитатель следит за ролевыми взаимоотношениями детей. Помогает развивать сюжет.

Задачи: создать положительный интерес к сюжетно-ролевым играм, условия для творческого самовыражения;

формировать представления детей о сотрудниках салона и о том какую работу выполняет каждый из них; формировать умения детей действовать в соответствии с выполняемой ролью; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; развивать диалогическую речь, восприятие, внимание, память; воспитывать интерес к сюжетно-ролевым играм, культуру поведения в общественных местах, уважительное отношение к сотрудникам салона, доброжелательное отношение друг к другу в игре.

Словарная работа: прическа, фен, стрижка, челка, бигуди, директор, администратор, визажист, мастер маникюра, клиент, услуги.

Предметно-игровая среда. Оборудование и атрибуты: детская мебель (диван, кресла), блокнот для записей, телефон, книга жалоб и предложений, кассовый аппарат, деньги, альбомы, журналы, визитки салона; набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчёски, фартук, накидка для клиента, заколки, резинки, баночки от шампуня) баночки от крема, пудреницы, зеркала, ватные диски, кисточки, набор детский «Уборщица».

Игровые роли и действия:

Директор — руководит салоном; беседует с клиентами, предлагает им книгу жалоб и предложений;

Администратор — принимает плату за услугу, записывает в журнал об услуге, принимает звонки;

Парикмахер — причесывает, стрижет, сушит феном волосы, предлагает посмотреть в зеркало.

Визажист — наносит крем на лицо, красит глаза, губы;

Мастер маникюра — принимает заказ клиента, делает маникюр;

Уборщик — моет и подметает полы в салоне;

Клиенты – посещают салон, здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят и благодарят за услуги.

Мотивация. Проблемная ситуация: Кукла Катя собирается на день рождение, ей нужно сделать причёску, макияж и маникюр.

Ход сюжетной игры

Слышится стук в дверь. К детям в гости заходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и сообщает, что она собирается на День рождения к своей подруге Маше и совсем не знает, куда ей обратиться, чтобы ей сделали красивую причёску, макияж и маникюр.

Воспитатель (В). Ребята, что же ей делать? Может мы можем ей помочь? (Ответы детей).

В. Правильно, куклу Катю необходимо отправить в салон красоты. Ей там сделают макияж, маникюр, прическу. Давайте откроем салон красоты в нашей группе. В нашем салоне будет парикмахерская с женским и мужским залами, маникюрный кабинет, зал визажиста. (Условия для игры созданы до её начала.).

В. Дети, а кто работает в салоне красоты? (Ответы детей).

Воспитатель распределяет роли по выбору карточек, на которых изображены атрибуты работников салона. Карточки разложены на столе картинкой вниз. Дети выбирают карточки, рассматривают их, рассказывают, что на них изображено, для чего эти атрибуты, какому сотруднику салона они пригодятся в работе, а затем по выбранным карточкам определяют свою роль.

В. Я бы очень хотела с вами поиграть. Возьмёте меня в свою игру. Я буду директором салона.

Воспитатель в роли директора обращает внимание на рабочие места, указывая залы. Дети занимают свои рабочие места.

Директор. Наш первый клиент будет кукла Катя.

Встречает её администратор, уточняет, какой услугой она сначала воспользуется в салоне, уточнив, администратор провожает в зал к парикмахеру. А затем парикмахер усаживает в кресло и работает с ней. Администратор предлагает остальным клиентам услуги салона, проводит их к мастерам, затем клиенты оплачивают услуги, и администратор раздаёт визитки, приглашает посетить салон ещё раз.

Дети посещают кабинет визажиста, мастера по маникюру. В зале ожидания работает кофе: посетители пьют кофе, рассматривают журналы.

Окончание игры.

Директор (Воспитатель). Уважаемые клиенты! Обращаем ваше внимание, что через несколько минут салон закрывается. Мы будем рады видеть вас завтра! (Напоминает детям о том, что нужно привести в порядок свои рабочие места).

В. Как вы считаете, кукле Кате понравилось у нас в салоне. Я думаю что Катя осталась очень довольна. Кукла Катя благодарит вас и обещает в следующий раз опять прийти в наш салон.

Оценка игры.

В. А вам понравилась игра? Что нового и интересного узнали?

Похвала детей за хорошее исполнение ролей.

Сюжетно-ролевую игру для детей средней группы подготовила К. Велько

Игра - основное занятие дошкольника. Принимая участие в играх, малыш познаёт окружающий мир, учится строить отношения со сверстниками и взрослыми, овладевает родным, иностранными языками, получает другие необходимые в этом возрасте знания. Развиваются психические познавательные процессы, формируются жизненно важные умения и навыки (рассуждать, анализировать, принимать решения, соподчинять мотивы).

Игры дошкольников возникают по инициативе самих детей, либо их организует взрослый в обучающих, воспитательных, психотерапевтических целях. К первой группе относится сюжетно-ролевая разновидность. Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности.

Специфика сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевой игрой считается такая, в которой дети сами придумывают сюжет, распределяют роли. Собственно, сюжет и роли появляются в развлечениях малышей 4-5 лет. На более ранних этапах развития ребёнка уместно говорить о сюжетно-отобразительной игре, когда малыш уже совершает игровые действия (кормит куклу, укладывает её спать, возит машинку и т.д.), но ещё не берёт на себя роль. Переход от отобразительных действий к сюжету и обозначению ролей происходит с 3 до 4 лет.

Структура сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра (детский сад - лучшее место для ее проведения) включает следующие взаимосвязанные компоненты:

  1. Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто».
  2. Сюжет. Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т.д.
  3. Роль. Во время игры малыш не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.
  4. Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие - это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.
  5. Правила. Это только на первый взгляд кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно. Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чётко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз. Если вместо этого он начнёт танцевать или взвешивать муляжи овощей, то правила будут нарушены.

Перечисленные компоненты проявляются по-разному в зависимости от возраста малышей.

Как играют дети средней группы?

Сюжетно-ролевая игра в средней группе (как, впрочем, и в других) - это интерпретация увиденного и услышанного. Малыши обыгрывают действия своих родителей, бабушек, дедушек в быту, воспитателя и няни в дошкольном учреждении, врача в районной поликлинике и т.д.

Источник, питающий игру, - окружающий мир. Побывали ребята на экскурсии в медицинском кабинете, и вот уже кто-то пробует ставить термометр плюшевому мишке и подыскивает себе медсестру. Посмотрели мультик или кинофильм о моряках, а на следующий день в группе появились свои капитаны, боцманы и матросы. После полёта Юрия Гагарина дети без устали играли в космонавтов.

Игры детей 4-5 лет несколько хаотичны, сюжеты и роли быстро сменяют друг друга. Малыши обращают внимание не столько на предмет, сколько на партнёра, пытаются построить ролевые отношения. Воображаемую ситуацию дети удерживают самостоятельно, сюжет состоит из 3-4 игровых действий. Дошкольники неплохо воспроизводят интонацию, мимику, жесты людей, подражают животным, пытаются использовать нормы этикета. Игровые объединения ещё неустойчивы, участники постоянно меняются.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе отличается тем, что дети этого возраста стремятся сохранить логику действий. Если трёхлетний малыш сначала делал кукле укол, затем осматривал её, то сейчас подобные манипуляции оспариваются. Так в соответствии с возрастом изменяются сюжетно-ролевые игры. Средняя группа пытается приблизить игру к реальности.

Организация предметно-игровой среды

Воспитатель заботится о создании необходимой обстановки. Чтобы возникла сюжетно-ролевая игра, младшая группа строго разделяется на зоны. В одной части группового помещения куклы пьют чай, в другой расположен гараж для игрушечных машин, в третьей воспроизведён интерьер магазина.

В средней группе от зонирования необходимо отказаться, так как чёткая организация пространства тормозит инициативу дошкольников, мешает им творчески проявить себя. Дети создают игровое пространство сами, поэтому педагог предусматривает переносные ширмы, небольшие коробки, мягкие модули, кукольную мебель. Костюмы располагаются на вешалках, атрибуты помещаются в коробки. На каждую коробку приклеивается картинка, чтобы малыши могли понять, где лежат те или иные вещи. Сюжетно-ролевая игра в старшей группе также организуется детьми.

Обогащению содержания способствуют кубики, конструкторы, природные (жёлуди, каштаны, шишки) и бросовые (катушки без ниток, пластиковые бутылки, куски ткани) материалы. На прогулке дети играют с камешками, ветками деревьев (палочками), опавшими листьями, песком.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе могут проходить в таком плане: ребята интерпретируют отношения между людьми, использование предметов перестаёт быть обязательным, хоть и не исключается вообще. Таким образом развивается воображение.

Предметы-заместители

Большой интерес представляет использование детьми игрушек и других атрибутов для игр. С куклами, пупсами, машинками всё более или менее понятно. В большинстве случаев они используются по назначению. Но вот понадобилось погладить кукле платье, а утюга нет. Девочка, исполняющая роль мамы, вовсе не расстроится, а возьмёт деталь конструктора в форме параллелепипеда. Подвигает кирпичик туда-сюда, пошипит - и готово. Или мальчики изображают полицейских, а пластмассовых пистолетов на всех не хватает. Недолго думая, малыш превратит в оружие ветку дерева или собственные пальцы.

Учёные свидетельствуют о том, что во время игры дети не теряют связи с реальностью. Далеко не каждый предмет может быть замещён другим. Малыши выполняют замещения не столько по внешнему сходству, сколько по едва уловимому внутреннему единству. Так, если спросить у ребёнка, может ли щётка разговаривать, он ответит, что в сказке может. Но если во время игры в больницу попросить «врача» выписать рецепт щёткой, то «доктор» сразу же заявит, что это невозможно. Зато в отсутствие ручки или карандаша их легко заменит счётная палочка. Изображая всадника, дошкольник будет с упоением скакать на палке, стуле, скамейке, но в роли коня никогда не выступит кукла, грузовая машина или игрушечные весы.

Применение заместителей способствует развитию воображения ребёнка. Недаром известный педагог А.С. Макаренко рекомендовал родителям покупать больше полуготовых игрушек (кубики, конструктор, мозаика), а также игрушек-материалов (картон, бумага, пластилин).

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей 4-5 лет

Воспитатель руководит игрой как прямо, так и косвенно. При прямом руководстве педагог предлагает ее замысел, помогает организовать игровое пространство, берёт на себя одну из ролей. Не следует думать, что воспитательница впадает в детство. Она управляет детьми, только делает это ненавязчиво, от имени того, кого она играет. Так, в роли продавца педагог предлагает «покупателям» описать выбираемый товар. Будучи "пациентом", воспитатель подробно расспрашивает «врача» о назначенном лечении, лекарствах, выясняет, требуется ли дополнительное обследование.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе благоприятна для создания проблемных ситуаций. Например, мишка на прогулке поранил ногу. Как ему помочь? Или кукла Катя приглашает подружек на чай, но чашек меньше, чем гостей. Что ей делать? Подобные ситуации продумываются заранее, а затем педагог помогает детям найти решения. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит в зависимости от того, что придумали воспитанники.

Косвенное руководство состоит в том, что педагог расширяет кругозор детей, формирует у них новые представления, с тем чтобы дошкольники использовали накопленный опыт во время игр. Обогащению игровых сюжетов способствуют беседы, экскурсии, чтение художественных произведений.

Чем старше становятся дети, тем реже воспитатель руководит ими напрямую. В зависимости от возраста по-разному развивается сюжетно-ролевая игра. Младшая группа играет только при непосредственном участии педагога, а дети 4-5 лет - самостоятельно.

Ребёнка не берут в игру. Что делать?

Для сюжетно-ролевой игры ребята объединяются сами. При выборе партнёров дети руководствуются своими симпатиями. Но бывает так, что малыш очень хочет присоединиться к играющим, а его не берут. Как поступить воспитателю?

В первую очередь следует проявить фантазию и попытаться убедить детей, что без ещё одного персонажа ничего не получится. К примеру, организованы сюжетно-ролевые игры (старшая группа). Мальчики изображают водителей. Включившись в игру, педагог говорит детям о том, что машины могут сломаться, а починить их некому, и предложить желающего поучаствовать ребёнка на роль механика.

В долгосрочной перспективе важно следить за отношениями детей в группе, социальным статусом каждого воспитанника, с помощью психолога провести социометрию для выявления пренебрегаемых и изолированных детей. Этим дошкольникам нужно уделять повышенное внимание, пытаться повысить их авторитет. Вдруг девочка, которая ни с кем не дружит, лучше всех в группе прыгает со скакалкой? Или мальчик-бука красиво рисует и виртуозно делает аппликацию? Если внимательно наблюдать за поведением детей, то поводы для похвалы всегда найдутся. Тогда в дальнейшем будут проходить гораздо веселее сюжетно-ролевые игры. Подготовительная группа уже будет строить более сложные отношения в ходе них.

Негативные проявления в игре. Как бороться?

Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей. Малыши, растущие в неблагоприятном микроклимате, копируют поведение близких, в результате чего в детских играх появляются пьяные папы и прочие отрицательные персонажи. В речи таких воспитанников встречается ненормативная лексика. Ребята бывают капризными, агрессивными, ими сложно управлять.

Дети из неблагополучных семей находятся под наблюдением психолога, но что-то может сделать и воспитатель. Прежде всего, нужно спокойно разъяснить ребёнку, что так поступать нельзя. Подобное поведение обижает других, а с обидчиком никто не захочет играть.

Чаще всего малыши ведут себя так, потому что не знают, как бывает по-другому. Педагог показывает образцы хорошего поведения на примерах воспитанников группы, литературных героев. Предлагая ребёнку роль, скажем, врача, воспитатель акцентирует внимание дошкольника на том, что доктор должен быть вежливым, доброжелательно относиться к пациентам. Культура поведения и общения важна и для продавца, и для парикмахера, и для официанта. Детские сюжетно-ролевые игры довольно разнообразны.

Взаимосвязь видов игр дошкольников

Ближе всех к сюжетно-ролевой стоит режиссёрская игра. В ней также есть сюжет и роли. Однако ребёнок играет один. Сюжетную линию малыш придумывает сам. Персонажами выступают игрушки, предметы или объекты природы (камешки, жёлуди, шишки).

Дошкольники любят играть в театрализованные игры, изображать героев сказок и мультфильмов. Иногда в группе организуются целые спектакли, сюжет которых по желанию участников может меняться.

Строительно-конструктивная игра идёт бок о бок с другими видами. Так как малыши обыгрывают свои постройки (домик для кукол, теремок, забор вокруг площадки и т.д.). Элементы сюжета есть и в подвижных разновидностях ("Кот и мыши", "Али-Баба" и др.).

Дидактические игры, организованные по инициативе педагога, помогают узнать много нового о природе, жизни людей. Они развивают речь малышей, формируют у детей элементарные математические представления. В какую бы игру ни играл ребёнок, важно, чтобы она была захватывающей, интересной, способствовала воспитанию и развитию малыша.

Малыши играют не только в детском саду, но и дома. О том, чтобы игра была успешной, должны позаботиться родители. Чем старше становится ребёнок, тем чаще он задаёт различные вопросы. Мамы и папы должны поощрять детскую любознательность, вместе искать ответы, наблюдать за природой, трудом людей, делать выводы: «Почему на улице лужи?»; «Бабушке нездоровится. Как поступим?» и т.д. Полученные представления ребёнок отражает в игре.

Развитию игр способствует чтение и обсуждение литературных произведений, посещение театра, слушание музыкальных произведений (детские песни, пьеса П.И. Чайковского «Болезнь куклы» и т.д.), просмотр мультиков и кинофильмов для детей.

Не стоит бояться приглашать в гости друзей своего ребёнка. Сюжетно-ролевые игры дошкольного возраста весело проходят в хорошей компании.

Наконец, у ребёнка должно быть собственное пространство, по крайней мере, часть комнаты, где он будет чувствовать себя хозяином положения. Игрушки и другие атрибуты хранятся в специальных ящиках или коробках.

«Кукла Катя в овощном магазине»

Цель: Учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры.

Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Она хочет приготовить овощной салат и сварить компот. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку овощи и фрукты. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Кукла Катя варит суп»

Цель: Формировать представление о том, что из овощей варят суп, расширить знания об овощах. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Муляжи овощей, игрушечная посуда, кукла.

Ход игры:

Воспитатель предлагает вспомнить, как дети ходили в магазин за овощами. И предлагает вместе с куклой Катей приготовить овощной суп. Все действия должны проговариваться. После приготовления супа, воспитатель предлагает его попробовать.

«Теремок»

Цель: Пополнять знания о повадках и характерных признаках животных. Учить выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры.

Оборудование: Большая корзина, мягкие игрушки – зверюшки, модули, детская мебель (стол, стулья), самовар, салфетки, игрушечная посуда, угощение для детей.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем находят в группе корзину, накрытую красивым платком. По предложению воспитателя снимают платок с корзины и достают из неё мягкие игрушки.

Воспитатель: Дети, кто-то нам принёс игрушки, давайте мы поиграем в сказку. Давайте рассмотрим, что это за игрушки и поиграем в сказку «Теремок». Чтобы играть в эту сказку, нужно построить теремок. У нас есть разноцветные модули, давайте построим теремок из них. Воспитатель вместе с детьми строят теремок. Перед теремком ставятся детские стулья по количеству играющих. Любуются на свою работу. Воспитатель: Хороший теремок получился? Дети: Да!

Воспитатель: А теперь мы должны решить , кто, кем в сказке будет. Я буду мышкой – норушкой! Затем идет распределение ролей между детьми и все начинают объигрывать сказку.

«Строим дом»

Цель: Пополнять знания детей о профессии строителей. Научить детей сооружать постройку несложной конструкции. Воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Оборудование: Крупный строительный материал, машины, подъемный кран, зверушки для обыгрывания постройки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться зверушки.

В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

«Зоопарк»

Цель: Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании. Расширить словарный запас детей. Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

Оборудование: Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

«Игрушки у врача»

Цель: Расширять знания о профессии доктор. Учить детей ухаживать за больными. Воспитывать в детях внимательность, чуткость. Расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».

Оборудование: Куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра (сначала доктор – это воспитатель), остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием.

К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания.

Попадая на прием, игрушки рассказывают , почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру.

Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

«Поможем Зайчику ухаживать за цветком»

Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям, учить последовательности ухода за растением. Вызвать положительные эмоции от совместной игры.

Оборудование: Лейка, игрушечный зайчик, комнатные растения

Ход игры:

Воспитатель: «Дети, посмотрите, зайчик сидит. Давайте с ним поздороваемся. А что у зайчика в руках? (лейка). Зачем Зайка тебе лейка? Зайка: Посмотрите, какие у вас на подоконнике цветы. Это наши друзья. А вот как за ними ухаживать я не знаю?

Воспитатель: Давайте поможем Зайчику. Все цветы любят воду, без воды они погибнут, завянут. Поэтому очень важно вовремя их поливать, удобрять, протирать листочки слегка влажной тряпочкой. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить цветок. Дети совместно с воспитателем выполняют эту игру-задание, а затем любуются цветами - какие они свежие и красивые.

Сначала в игре используют игрушку зайчика, а потом роль зайца могут выполнять дети.

«Волшебный колокольчик»

Цель: Формировать интерес и творческие способности детей. Развивать ролевой диалог. Предоставить детям возможность «превращаться» в животных при помощи «волшебного» колокольчика. Вызывать интерес к сказкам.

Оборудование: Колокольчик, шапочки-маски.

Ход игры:

Воспитатель интересуется у детей их отношением к сказкам и предлагает пройти в сказочный лес. Педагог обращает внимание детей на панно с изображением леса и предлагает вспомнить сказочных героев. Которые живут в лесу («Колобок», «Теремок», « Заюшкина избушка»).

Затем воспитатель делает вид , что находит «волшебный» колокольчик с его помощью можно превратить детей в зайчиков. Колокольчик позвени! Детей в зайчишек преврати! Детям надеваются шапочки-маски. Воспитатель выражает удивление по поводу появления «зайчишек». Любуется их длинными ушками и хвостиками.

Предлагает «зайчатам» поиграть. Аналогичным образом дети превращаются в мишек. Дети показывают движения медведя. Воспитатель предлагает детям по желанию показать еще какое-нибудь животное.

Затем спрашивает: «Дети, а как одним словом называются все эти животные?» (Дикие животные) Затем колокольчик звенит, и дети превращаются в самих себя.

«На птичьем дворе»

Цель: Продолжать учить узнавать и называть домашних птиц, их повадки, кто как кричит. Воспитывать заботливое отношение.

Оборудование: Игрушки: петух, утка, гусь, курица, аудиозаписи, картинки с изображением домашних птиц.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в деревню Простоквашино на птичий двор. Посмотрите сколько здесь домашних птиц. Кто это? А как она кричит? Давайте все превратимся в птицу (гусь, курица, петух и тд.) Мы с вами их покормим.(В этой игре можно использовать маски птиц).

«Воробьиха и воробушки»

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц. Вызвать положительные эмоции от игры.

Ход игры:

Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями.

А знаете, что я люблю больше всего делать?

В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик.

Целый день летаю и чирикаю, ищу своих деток.

Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки.

Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы?

Отзовитесь, почирикайте. Я жду».

(Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели).

Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком.

«Кошка с котятами»

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль животного. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Предметы-заместители, игрушки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть. «Я буду кошкой. У меня пушистая шерстка и мягкие лапки (показывает).

У меня длинный хвост и маленькие ушки (показывает воображаемый хвост, а потом ушки). Я люблю лакать молочко, сметану.

Обожаю ловить мышек. Больше всего на свете я люблю играть с клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я достаю лапкой. Давайте вы будите моими котятами.

Когда ребята войдут в образ котят, воспитатель говорит: «Котята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые) А что вы любите кушать? Как вы любите играть? Как вы мяукайте?».

Затем воспитатель обязательно должен похвалить детей. Угостить котят молочком, используя вымышленные чашечки (ладошки вместе), приговаривая: «Этому котенку налила, и этому налила, и этого котенка не забыла. Котята, посмотрите на этого котенка.

Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, молочком».

Завершить игру можно так. Воспитатель говорит, что мама кошка была в игрушечном магазине и принесла вам подарки. «Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот, всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдем гулять».

«Ветер и листочки»

Цель: Развивать у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитывать любви к природе.

Оборудование: Листики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть: «Будем играть в ветер и листочки? Я - веселый ветер, а вы - красивые листочки».

Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей. «Какие красивые листочки!» - приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть».

Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом.

Дети ориентируются на его слова и действия.

«Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)».

«Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет - фу-фу-фу!

Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке , кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)».

«Ветер улетел, листочки успокоились, опустились (дети и воспитатель останавливаются, присаживаются)».
Картотека сюжетно-ролевых игр (средняя группа)

Воспитатели: Былкова Е.В.

Осипова Н.П.

Темы:

1.Зоопарк

2.Детский сад

4.Банный день

5.Большая стирка

6.Автобус (Троллейбус)

8.Магазин

10.Строим дом

11.Парикмахерская

12.Скорая помощь

13.Ветеринарная лечебница

14.Поликлиника

15.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

16.Путешествие по городу


  1. Зоопарк
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Ход игры : воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

  1. Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя , Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

  1. Семья
Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Игровой материал . Кукла - младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители.
Ход игры.

Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми мо жет оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры , плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты - угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в само стоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младшим брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В группу воспитатель приносит новую куклу-младенпа и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех чело век. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву - «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы - шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т. д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними.

Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье обедать в группу.

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад», принимать участие в (утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.


  1. Банный день
Цель . Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности , заботливо го отношения к младшим.
Игровой материал . Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Светлана Ходеева
Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе

Картотека сюжетно – ролевых игр в средней группе .

1. «Магазин» .

2. «Семья» .

3. «Автобус» .

4. «Больница» . «У зубного врача» .

5. «Пароход» . «Моряки» .

6. «Прачечная» .

7. «Салон красоты» .

8. «День рождения» .

9. «Мы переходим улицу» .

10. «Зоопарк» .

11. «Театр» .

12. «Кукольный театр» .

13. «Экскурсия в музей» .

14. «Кафе» .

15. «Детский сад» .

16. «Музыка для кукол» .

«Музыка для кукол» .

Развивать интерес в игре. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты для игры. Воспитывать вежливость, дружеские отношения, бережное отношение к игрушкам.

Атрибуты.

Куклы, музыкальные инструменты (бубен, барабан, балалайка)

«Детский сад»

Развивать интерес к игре. Продолжать обучать выстраиванию игрового пространства в соответствии с сюжетом игры , посредством конструктивной деятельности. Закреплять знания детей о работе воспитателя, няни, развивать интерес и уважение к их труду. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой игре. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

Атрибуты.

Куклы, коляски, игрушки, мебель, посуда.

«Кафе»

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Воспитывать навыки культуры общения. Способствовать обогащению игровых навыков.

Атрибуты.

Фартуки, скатерти, меню, кондитерские изделия (пирожное, шоколад, печенье, конфеты, фрукты, напитки (сок, чай, кофе, карандаши, блокноты, посуда, подносы, салфетницы, вазочки с цветами, деньги.

«Экскурсия в музей»

Нацеливать детей на самостоятельное распределение ролей и умению действовать в соответствии с ними. Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. Развивать речь, обогащать словарь детей.

Атрибуты.

Репродукции картин , игрушки, деньги, билеты, табличка «Касса» .

«Театр»

Формировать у детей умение играть совместно, способствовать развитию ролевых действий, отражать в игре отдельные действия из литературных произведений, просмотров мультфильмов, иллюстраций. Развивать правильное взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре. Развивать выразительность речи. Воспитывать интерес и желание играть.

Атрибуты.

Деньги, билеты, табличка «Касса» , шапочки животных.

«Кукольный театр»

Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками, развивать умение стремиться выразительно передавать особенности голоса, эмоциональные состояния персонажей, воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре.

Атрибуты.

Ширма, фигурки кукольного театра, пальчикового, деньги, билеты, табличка «Касса» .

«Зоопарк»

Закреплять знания детей о представителях зоопарка, формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом, развивать у детей творческое отношение к игре, учить сообща выполнять задуманное, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Атрибуты.

Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала, билеты, деньги, табличка «Касса» , лопатки, метёлочки, ведёрки.

«Мы переходим улицу»

Развивать интерес в игре, закрепить правила поведения на тротуаре, на проезжей части, воспитывать чувство уважения к окружающим – пешеходам, водителям.

Атрибуты.

Условные обозначения автомобилей (шапочки – картинки , светофор, пешеходный переход, рули, куклы, коляски.

«День рождения»

Развивать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы ближайшего окружения. Формировать интерес к общему замыслу игрового сюжета , умение действовать согласованно. Воспитывать дружеские взаимоотношения между играющими в ходе игровой деятельности. Повторить нормы поведения в гостях. Совершенствовать умения и навыки за столом.

Атрибуты.

Торт, подарки, шары, колпачки на голову, дуделки, посуда, кондитерские изделия (пирожное, шоколад, печенье, конфеты, фрукты, напитки (сок, чай, кофе, мебель, куклы, посуда.

«Салон красоты»

Обогащать знания детей о труде парикмахера. Побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия. Создавать условия для творческого самовыражения. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

Атрибуты.

Зеркало, накидка для клиента, фартук мастера, телефон, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен, заколки.

«Прачечная»

Развивать интерес в игре. Формировать по ложительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать у детей уважение к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам - результату ее труда.

Атрибуты : стиральная машина, верёвка, прищепки, тазики, гладильная доска, утюг, стиральные порошки (пустые баночки, бельё постельное, халаты.

«Пароход» . «Моряки» .

Учить детей взаимодействовать в игре, договариваться. Способствовать развитию диалогической речи, фантазии, воображения, ориентировки в пространстве, игрового навыка. Воспитывать культуру поведения, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, желание участвовать в совместных играх.

Атрибуты.

Строитель, бескозырки, воротнички, штурвал, рупор, подзорная труба, сети, рыба, спасательный круг, якорь.

«Больница» . «У зубного врача» .

Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия,. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре) . Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.

Атрибуты.

Зеркало (для осмотра зубов, шпателя, баночки с мазями, куклы, халат, вата, термометры, телефон, банки, грелки, шприцы, коробочки от лекарств, талоны на приём к врачу, ширма, фонендоскоп, карандаши, бумага.

«Автобус»

Закрепить знания о труде водителя и кондуктора, повторить правила поведения в автобусе. Развивать интерес в игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать у детей уважения к труду взрослых.

Атрибуты.

Кепка шофёра, руль, ключи, документы, сумка кондуктора, деньги, билеты, светофор, набор инструментов для починки автобуса, макет автобуса из ткани.

«Семья»

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет . Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Атрибуты.

Мебель, посуда, куклы, коляски, телефон, сумки, фартук.

«Магазин»

Продолжать знакомить детей с социальной действительностью, через закрепление представлений детей о профессии продавца. Обучать способам практического применения знаний в речевой, игровой, трудовой, коммуникативной деятельности. Формировать дифференцированные представления о нормах и правилах поведения между детьми. Закреплять правила поведения в общественных местах (магазин) . Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Атрибуты.

Весы, касса, муляжи овощей и фруктов, деньги, кошельки, макаронные изделия, кондитерские изделия, напитки, молочные продукты.