Красивые выражения житкова цитаты. Литературный калейдоскоп по произведениям Б.С.Житкова Внеурочное занятие. Энциклопедия для маленьких

И Генри Райдера Хаггарда. Но мало кто вспоминает русского писателя, педагога и исследователя-путешественника Бориса Степановича Житкова, которого его собрат по перу называл Вечным .

Детство и юность

Родился Борис 30 августа 1882 года. Произошло это в городе Великий Новгород. Мальчик стал вторым ребенком в семье – первым была дочь Вера. Отец Бориса – Степан Васильевич - был преподавателем в Новгородском учительском институте. По учебникам Степана Васильевича несколько поколений детей изучали арифметику, алгебру и геометрию. Мать мальчика – Татьяна Павловна - была популярной пианисткой, ученицей русского композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Из-за еврейских корней за Степаном Васильевичем пристально наблюдали люди из госструктур. Поэтому когда после рождения будущего писателя между Житковым-старшим и местным политическим деятелем назрел конфликт, Степан Васильевич решил отвезти семью в другое место. Покатавшись год по России, но так нигде и не зацепившись, Житков-старший отвозит семью в Одессу, где на тот момент проживали его брат и сестра.


В Одессе Степан Васильевич устраивается кассиром-бухгалтером на параход, а Татьяна Павловна становится частным репетитором по игре на клавишных. Начальное образование Вера и Борис получают дома, а после поступают в гимназию №5. В этом учебном заведении и происходит знакомство Житкова-младшего с будущим писателем и переводчиком , а также с Владимиром Евгеньевичем Жаботинским – будущим основателем Еврейского легиона.


В 1901 году Борис оканчивает гимназию и поступает в Императорский Новороссийский университет на отделение естественных наук. Будучи студентом университета, Житков сначала увлекается игрой на скрипке, но позже решает променять ее на занятие фотографией (к сожалению, ни одного фото Житкова тех лет не сохранилось). Не забывает парень и о физическом развитии – уже на третьем курсе завоевывает призы на соревнованиях по парусному спорту.


Гиперактивный характер и определенность в убеждениях приводят Бориса к тому, что во время Русской революции 1905 года Житков помогает переправлять оружие для матросов, решивших устроить бунт. В 1906 году Борис получает диплом об окончании вуза. Из-за нестабильного положения в стране долго не может найти себе работу. В итоге по совету знакомого решает стать моряком. После нескольких выходов в море парень сдает экзамены на штурмана. В роли штурмана парусного судна совершает походы в Турцию и Болгарию.

Литература

В литературу Борис Житков пришел довольно поздно. С другой стороны, именно его бурная и насыщенная событиями жизнь стала основой для многих произведений автора. К тому же, писатель вел дневник и регулярно писал родным письма, набивая таким образом руку в писательском ремесле. В 1909 году становится капитаном научно-исследовательского судна, принимавшего участие в ихтиологической экспедиции по Енисею.


По возвращению из экспедиции Борис подает документы в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на отделение судостроения. В 1910 году отправляется в Данию для прохождения практики рабочим-металлистом. В 1912 году отправляется в свое первое кругосветное путешествие. В ходе кругосветки больше всего Бориса впечатлили страны Азии – Индия, Япония и Китай. В 1916 году оканчивает вуз по специальности инженера-судостроителя.


К моменту выпуска из политехнического университета Житков уже год как служил в морской авиации. В 1916 году Борис получает звание прапорщика по авиационной части, а годом позже – подпоручика по адмиралтейству. В 1917 году Житков оставляет службу и отправляется работать по специальности в Одесский морской порт, где и проработал до 1924 года. В этом году Житков перебрался в Петроград.


Для этого было две причины: во-первых, Борису надоело сидеть на одном месте – «качевой» характер дал о себе знать, во-вторых, Житков решил отвезти в издательство свою рукопись «Злое море». Редакция по достоинству оценила произведение, и издало его в том же году. С 1925 года Житков устраивается преподавателем в местную школу, а все свободное время тратит на писательскую работу. По подсчетам биографов Бориса, им было написано 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 романов и 14 статей.


Борис Степанович прославился преимущественно как детский писатель. Именно для детей он написал большую часть своих произведений – в частности, сборники «Что я видел», «Что бывало», «Морские рассказы» и «Рассказы о животных». Сборник «Рассказы о животных», вышедший в 1935 году, содержал в себе рассказы, основанные на его впечатлениях от посещения Индии, - «Беспризорная кошка», «Храбрый утенок», «Про обезьянку», «Про слона», «Про змею и мангуста», «Галка» и «Волк».


Однако произведением, которое Житков ставил на вершину своего творчества, был роман «Виктор Вавич», посвященный событиям 1905 года. Долгое время произведение не издавалось, поскольку находилось под запретом. Версия без купюр вышла только в 1999 году благодаря дочке Корнея Чуковского, Лидии, обнаружившей рукопись в архивах отца.


Стоит отметить, что романом «Виктор Вавич» восторгались многие. К числу тех, кому произведение пришлось по душе, были писатель , телеведущая и публицист . Критики отмечали, что если бы не цензура, то «Виктор Вавич» мог бы занять место в российской классике между «Тихим Доном» и «Доктором Живаго». В 1988 году, когда праздновался пятидесятилетний юбилей со дня смерти писателя, было издано первое собрание его сочинений.

Личная жизнь

О личной жизни Житкова известно мало. Кочевой образ жизни не позволял писателю завести нормальную семью, поэтому к концу своих дней он жил гражданским браком с Верой Михайловной Арнольд (1896-1988), дочерью директора Белогородского училища и советского шифровальщика.


Детей у пары не было, но был у Бориса племянник Алеша – сын старшей сестры. Именно Алеша стал прообразом персонажа рассказов из сборника «Что я видел». Однако есть данные, что у Житкова есть несколько детей от некой Фелицаты Федоровны Гусевой – сын Николай и дочь Фелицата. По крайней мере, так утверждают некоторые СМИ.

Смерть

Еще в 1937 году Борис Степанович почувствовал недомогание. По совету знакомого решил испробовать лечебное голодание, но этим только ухудшил свое положение. Книгу, которую Житков планировал как «Энциклопедию для четырехлетних граждан "Почемучка"», писатель заканчивал, уже диктуя своей жене. Эта книга позже была издана под названием «Что я видел».


Другую свою книгу – «Помощь идет» - посвященную технике, служащей на благо человечества, писатель закончить не успел. Тем не менее, она тоже позже была издана под названием «Рассказы о технике». Умер Борис Степанович 19 августа 1938 года. Похоронен в Москве, на шестом участке Ваганьковского кладбища.


По мотивам его произведений сняты мультики «Кнопочки и человечки» (рассказ «Как я ловил человечков»), «Почему слоны?» (по рассказу «Про слона»), «Пудя», а также фильмы «Морские рассказы», «День ангела» и «Шторм на суше». Элементы биографии Житкова были использованы в стихотворениях «Почта»(1927) и «Военная почта»(1943), а также в фильме «На миг оглянуться» (1984 года).

Цитаты Бориса Житкова

  • «Невозможно, чтоб было трудно учиться: надо, чтоб учиться было радостно, трепетно и победно».
  • «Это хуже всего - новые штаны. Не ходишь, а штаны носишь: все время смотри, чтоб не капнуло или еще там что-нибудь. Зовут играть - бойся. Из дому выходишь - разговоров этих! И еще мать выбежит и вслед кричит на всю лестницу: "Порвешь - лучше домой не возвращайся!" Стыдно прямо. Да не надо мне этих штанов ваших! Из-за них вот все и вышло».
  • «Пошел Христо в город: бегает, суетится народ, ослы орут неистово, все кричат, суются, топчутся, как будто круглый день пожар в городе. Все греки - шумливый народ. Одни турки в тени сидят. Кто кальяном дымит, а кто и соломку сосет - ждут судьбу».
  • «Так вот куда кошки из города переехали».

Библиография

  • 1924 год – «Злое море»
  • 1925 год – «Морские истории»
  • 1931 год – «Каменная печать»
  • 1935 год – «Рассказы о животных»
  • 1939 год – «Что я видел»
  • 1940 год – «Рассказы»
  • 1941 год – «Виктор Вавич»
  • 1942 год – «Рассказы о технике»

«Штурман дальнего плавания, повидавший половину стран земного шара, инженер- кораблестроитель, изобретатель, «мастер на все руки… и к тому же одаренный…большим талантом художника, - что ж тут удивительного, что такой человек в конце концов берётся за перо и… сразу же создаёт беспримерные в мировой литературе книжки!» В. Бианки Борис Степанович Житков ()


Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г.. Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком. Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С.Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С.Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам. Семья была немалой: родители, три дочери и младший сын. Он родился недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Отец преподавал математику: один его задачник издавался тринадцать раз. Семье пришлось поколесить по России, пока не осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать Бориса боготворила музыку. В юности даже брала уроки у великого Антона Рубинштейна.


В Одессе Борис впервые пошёл в школу: частную, французскую, где вместо отметок за прилежание давали фантики и игрушки. Потом поступил в гимназию. Гимназист он был необычный. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Надо сказать, что «излучатель» он был дотошный. И результатов часто добивался отличных. Например, увлёкшись спортом, не только в гонках призы получал, но и вместе с товарищами яхту построил.


Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.


После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, где изучал математику и химию (1906 г.) Затем с 1911 г. по 1916 г. учился на корабле строительном отделении Петербургского политехнического института.


Руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолётов. Работал в школе, преподавал математику и черчение. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. После института сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. И вот со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он человек немолодой бросился в литературную работу


В гостях у Чуковского Борис Степанович рассказывал разные истории. Дети слушали его, затаив дыхание. Корней Иванович посоветовал ему попробовать себя в литературе, описать приключения, происшедшие с ним в разных концах света. В 1923 г., в возрасте 42 лет, Б. Житков неожиданно пришел к Чуковскому. В истрепанной одежде, с изможденным лицом. Они не виделись пять лет. Корней Иванович был в то время уже известным литератором. Они когда-то вместе учились в Одессе, одно время даже дружили, и Чуковский (тогда Коля Корнейчуков) часто бывал в семье Житковых. Выяснилось, что Б.Житков в свободное время вел необычный журнал-дневник. В нем было все, как в настоящем журнале: стихи, рассказы и даже цветные иллюстрации.


В 1924 г. был напечатан его первый рассказ «Над морем». Он писал о том, что сам видел и пережил, причем, рассказывал с большим мастерством, интересно, правдиво. Житков был писателем исключительной правдивости. От этого правила он не отступал никогда. Печатался, сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры»...


Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги. А рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка» мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьянам».


Создал циклы детских рассказов «Что я видел» и «Что бывало». Главный герой первого цикла любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша. Книга «для маломерных читателей» под названием «Что я видел» вышла в 1939 году. Она стала последней для Бориса Житкова.


Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы. С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» животным Борис Житков рассказал нам много.


За вечные скитания его как-то назвали «вечным Колумбом». А какой же Колумб без открытий! В 1936 году Житков взялся за небывалую книгу «энциклопедию для четырёхлетних граждан». Он назвал её «Почемучкой». Первым слушателем и критиком отдельных глав стал настоящий почемучка его сосед Алёша, которому «объясни метро мозги вывихнешь».


Человека, умело, творчески выполняющего свое дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова.






Интересный факт Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака «Почта». Заказное из Ростова Для товарища Житкова! Заказное для Житкова? Извините, нет такого! В Лондон вылетел вчера В семь четырнадцать утра. Житков за границу По воздуху мчится Земля зеленеет внизу. А вслед за Житковым В вагоне почтовом Письмо заказное везут.


Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком. Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, автором незаконченной книги История корабля, цикла Рассказы о технике, адресованного молодежи. Творчество Житкова, классика отечественной детской словесности, которого можно, наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, считать также основоположником научно- художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей.




В 1937 г. Житков тяжело заболел. Один знакомый предложил ему лечиться голоданием. И тот голодал 21 день, удивляясь, что голод не влиял на его работоспособность. Лечение не помогло. 10 октября 1938 г. Борис Степанович Житков умер. Он прожил 56 лет, из них 15 отдал литературе. Но он успел так много и талантливо, как редко кому удавалось. Осталось наследство: почти двести рассказов, повестей, статей.


Кинематограф В кино Б. С. Житкова, одного из главных героев фильма «На миг оглянуться» / «Я жил тогда» (1984, Одесская киностудия, реж. Вяч. Колегаев), сыграл актёр Виктор Проскурин (а его друга К. И. Чуковского Олег Ефремов).«На миг оглянуться»1984Одесская киностудия Вяч. Колегаев Виктор ПроскуринК. И. Чуковского Олег Ефремов В 1967 году на киностудии Мосфильм режиссёрами Алексеем Сахаровым и Александром Светловым по рассказам «Погибель», «Вата» и «Компас» был поставлен фильм «Морские рассказы».1967 году МосфильмАлексеем Сахаровым Александром Светловым Морские рассказы В 1968 году на Одесской киностудии режиссёром Станиславом Говорухиным по мотивам рассказа Б. Житкова «Механик Салерно» был поставлен фильм «День ангела».1968 году Одесской киностудии Станиславом Говорухиным«День ангела» По мотивам рассказов Житкова из цикла «Что я видел» созданы мультфильмы: Кнопочки и человечки. Сцен. В. Голованова. Реж. М. Новогрудская. Комп. М. Меерович. СССР, 1980.М. НовогрудскаяМ. Меерович Почему слоны? Сцен. Ж. Витензон. Реж. М. Новогрудская. Комп. М. Меерович. СССР, 1980.Ж. ВитензонМ. НовогрудскаяМ. Меерович Пудя. Реж. И. Воробьёва. Комп. И. Ефремов. СССР, 1990 [править]Источникиправить


Викторина по творчеству Бориса Житкова 3. Из какой книги Житков а можно узнать обо всем на свете? («Что я видел») 4. Как звали главного героя этой книги? (Алеша Почему чка) 1. В какую книгу объединил Житков рассказы о смелых поступках людей: взрослых и детей? («Что бывало», «Рассказы о храбрости», «Помощь идет») 2. Что такое храбрость? Приведите примеры из прочитанных книг. 3. Из какой книги Житкова можно узнать обо всем на свете? («Что я видел») 4. Как звали главного героя этой книги? (Алеша Почемучка) 5. О каких предметах и явлениях рассказывает автор в книге «Что я видел»? (железная дорога, зоосад, метро, армия, лес, пароход, дом, газ, электричество, аэропорт, детсад)


О каких животных вы узнали из книг Б. Житкова? (дикобраз, пеликан, орел, ослик, мишки, зебра, слоны, тигр, лев, орангутанг, макаки, павлин, кенгуру, крокодил, утконос) 7. Назовите самую большую птицу. (Страус) 8. Как называется сказка, в которой утята боялись стрекозу? («Храбрый утенок») 9. Назовите произведение, угадав его по отрывку: «Человечки, наверное, едят что-нибудь. Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки… Вот они ночью откроют двери, выглянут в щелочку. Ух ты! Конфетища! Для них это – как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить». («Как я ловил человечков») 10. Что умеют прирученные слоны? (катать детей, доставать воды, переносить и укладывать бревна)


Как слон спас хозяина от тигра? 12. Сколько лет живут слоны? (к 40 входят в силу, живут 150 лет) 13. Как звали обезьянку в рассказе «Про обезьянку»? (Яша) 14. Как она была одета? Как выглядела? (синий жилет, мордочка сморщенная, старушечья, шерсть рыжая, лапки черные, а глазки живые, блестящие) 15. Что любит есть Яша? (сладкий чай) 16. Почему у Яши не было хвоста? (порода макаки - бесхвостые) 17. Какой маленький зверек может справиться со змеей? (мангуста) 18. Какие качества помогают мангусте справиться со змеей? (смелость, гибкость, ловкость) 19. Какой зверек прячется под именем Пудя? (хвостик от шубы) 20. Какой юбилей со дня рождения Житкова отмечают благодарные читатели 12 сентября?


Чем увлекался Борис в детстве? (скрипка, море, звезды) 22. По каким местам путешествовал Борис Житков? (Индия, Япония, Цейлон, Сингапур, Енисей, Север) 23. Кто из детских разглядел у Б. Житкова писательский дар? (К.И. Чуковский) 24. Как относился Житков к своей работе писателя? (очень требовательно, добросовестно, творчески) 25. Какие животные жили в доме Житкова в разные периоды его жизни? (кот, собака, пудель, волчонок) 26. Почему Б. Житкова называют человеком бывалым? 27. Кого, по-вашему, называют мастером? Можем ли мы назвать писателя Б.С. Житкова мастером?


Список ресурсов 1. Б.С.Житков:[биография]. htm 2. Житков Борис Степанович//Кто есть кто. – М.Слово, Олма-Пресс, – С.: Ильчук, Надежда. Житков Борис Степанович Ильчук, Надежда. ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Б.С.ЖИТКОВА/О. Мургина Ильчук, Надежда. О произведениях Б. Житкова/О. Мургина Ильчук, Надежда. Экранизация произведений Б. Житкова/О. Мургина Любые издания книг Б.Житкова. 8. Черненко, Г. Две жизни Бориса Житкова//Я познаю мир: Литература. Б. С. Житков. - М., С.: Шумала, Лидия. ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ.

Б.С.Житков (1882-1938) опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий. Он то преподавал детям химию и математику, то. изучив летное дело, принимал в Англии авиамоторы для русских самолетов, то строил корабли, а затем плавал на них штурманом. Этот богатый жизненный опыт и дал Житкову материал для творчества. После публикации первых своих рассказов он полностью погружается в литературную дея­тельность - становится автором и редактором детских книг, со­трудником журналов «Воробей», «Чиж» и «Пионер», драматур­гом Театра юного зрителя.

Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, переда­ют романтическую увлеченность делом.

Б. С. Житков создает научно-художественные произведения, которые помогают развивать творческую фантазию детей. Он обращается к чувствам ребенка и к его разуму. Рассказы Б. С. Житкова глубоко эмоциональны, сюжетны («Про эту книгу», «Плотник», «Паровоз», «Сквозь дым и пламя»). Технические термины почти не употребляются писателем. В центре внимания писателя человек, творческий труд. В его рассказах часто чувствуется влияние Л. Толстого. Для творчества Б. Житкова характерен глубокий анализ внутреннего мира людей разного возраста (сб. «Злое море», «Морские истории»; рассказы «Пудя», «Белый домик», «Как я ловил человечков», «Храбрость», «Красный командир» и др.). Его произведения дают большой материал для воспитательной работы с детьми: для бесед, для развития трудовых навыков. Одним из первых приблизился Б. Житков к решению важной задачи, стоящей перед новой литературой, соединению острой сюжетности и занимательности с тщательным исследованием психологии героев. Он внес в нее суровый реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе и к людям, романтическую одухотворенность, образное восприятие мира».

Рассказы первых сборников - «Злое море» (1924) и «Морские истории» - вводят читателя в мир, с которым автор хорошо зна­ком. Помимо жизненной достоверности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами. Ведь человек в море за­висим от капризной стихии, предельно напряжен и готов муже­ственно встретить любую неожиданность.

Много внимания уделял Житков научно-познавательной ли­тературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и техники.


Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его все больше захватывала идея напи­сать произведение энциклопедического характера для совсем ма­леньких читателей - от трех до шести лет. В результате в 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Книга «Что я видел», по замыслу автора, - энциклопедия, собрание ответов на самые разные «почему». Она должна объяснить четырехлетнему ребенку, что такое метро, что такое баштан, Красная Армия, аэропорт и зоосад. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего ве­сти рассказ от лица сверстника читателя. Сюжетом книги Житков сделал путешествие четырехлетнего Алеши. С мамой Алеша побывал в Москве - впервые увидел вокзал, поезд, а потом такси, семафор, гостиницу, Кремль. Из Москвы он отправился на Украину, к бабушке в колхоз, - тут увидел он леса и поля, огороды, сады, баштаны. Потом на самолете он прилетел к отцу в Харьков. В пути и на месте неустанно спрашивал Алеша: «Почему?» Мальчик познает мир - вот что сделалось сюжетом книги - и познает его не статически, а, как и свойственно детям, - в действии.Четырехлетний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вешах и событиях. Благодаря это­му огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник. Чтобы рассказать о вещах незнакомых, Алеше приходится объяс­нять увиденное при помощи уже освоенных им понятий. Так в «Почемучке» осуществляется известный дидактический принцип «от простого к сложному». «Лошадки везли печку на колесах. У ней труба тоненькая. И дядя военный сказал, что это кухня едет»; «Якорь очень большой и железный. И он сделан из больших крючков» - так даются первые «научные» сведения. И не только знания о ве­щах получает малыш из этой книги, но и уроки общения с людь­ми. Кроме Алеши здесь действуют такие персонажи, как дядя во­енный, мама, бабушка, друзья. Каждый из них индивидуален, у каждого свои действия, и главный герой постепенно начинает понимать, что именно ему нужно воспитывать в себе.

Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Рас­сказы о животных» (1935). В первом из этих сборников писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приклю­чениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности. Сюжеты тут разворачиваются более лако­нично: в них одно событие, одна жизненная ситуация. Внимание маленького читателя удерживается внезапным, неожиданным по­воротом сюжета. Вот, к примеру, рассказ «Метель»: Мальчик, герой произведения, везет учитель­ницу и ее сынишку, и лишь благодаря смекалке и самообладанию героя все они не погибли в снежной круговерти. Напряжение со­здается описаниями борьбы со стихией, причем передано это че­рез рассказ мальчика, через его впечатления и переживания.

Житков вообще часто поручал в своих произведениях пове­ствование детям. Этот прием помогает писателю показать, как воображение ребенка начинает работать, разбуженное эстети­ческим переживанием. Мальчик Боря восхищен пароходиком, стоящим на полке. Мечтательный герой насе­ляет суденышко крохотными человечками и в страстном жела­нии их увидеть в конце концов ломает игрушку. Он горько пла­чет, потому что у него доброе сердце и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память («Как я ловил человечков»).

В каждом создаваемом им персонаже Житков неизменно под­черкивает наличие или отсутствие доброты. Для него это качество не менее важно, чем храбрость. Даже при изображении животного писатель находит в его поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в челове­ческом понимании. Помогает ему в этом доскональное знание жизни и повадок животных. «Братья наши меньшие» за заботу о них платят человеку преданностью, привязанностью («Про вол­ка», «Про слона», «Беспризорная кошка»).

Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рас­сказов о животных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому существу, реализм и доброта.

38. Английская детская литература, ее особенности (А. Милн, Дж. Барри,Э.Лир, Л. Кэрролл, Д. Толкиен).

Детская книга нередко становится творческой лабораторией, в которой вырабатываются формы, приемы, ставятся смелые линг­вистические, логические и психологические опыты. Активно форми­руются национальные детские литературы, особенно заметно свое­образие традиций в детских литературах Англии, Франции, немецко­язычных, скандинавских и западнославянских стран. Так, своеобра­зие английской детской литературы проявляется в богатой традиции литературной игры, основанной на свойствах языка и фольклора.

Для всех национальных литератур характерно широкое распро­странение нравоучительных произведений, среди них есть свои достижения (например, роман англичанки Ф.Бёрнет «Малень­кий лорд Фонтлерой»). Однако в современном детском чтении в России более актуальны произведения зарубежных авторов, в ко­торых важен «иной» взгляд на мир.

Эдвард Лир (1812-1888) «прославил себя чепухой», как он писал в стихотворении «Как мило знать мистера Лира...». Буду­щий поэт-юморист родился в многодетной семье, не получил систематического образования, всю жизнь страшно нуждался, но без конца путешествовал: Греция, Мальта, Индия, Албания, Ита­лия, Франция, Швейцария... Он был вечным странником - при этом с кучей хронических болезней, из-за чего врачи прописыва­ли ему «абсолютный покой».

Лир посвящал стихи детям и внукам графа Дерби (своих у него не было). Сборники Лира «Книга абсурда» (1846), «Чепуховые песенки, истории, ботаника и алфавиты» (1871), «Смехотворная лирика» (1877), «Еще более чепуховые песенки» (1882) завоевали большую популярность и выдержали множество изданий еще при жизни поэта. После его смерти они многие годы ежегодно переиз­давались. Прекрасный рисовальщик, Лир сам иллюстрировал свои книги. Альбомы его зарисовок, сделанных во время странствий, известны во всем мире.

Эдвард Лир - один из предшественников направления абсур­да в современной английской литературе. Он ввел в литературу жанр «лимерик». Вот два образца этого жанра:

У одной юной леди из Чили

Мать за сутки прошла сто две мили,

Сиганув без разбора

Через сто три забора,

К удивленью той леди из Чили. * * *

Престарелая леди из Халла

Покупала для кур опахало

И, чтоб в жаркие дни

Не потели они,

Опахалом над ними махала.

(Перевод М.Фрейдкина)

Лимерики - малая форма народного творчества, издавна из­вестная в Англии. Первоначально она появилась в Ирландии; ме­сто ее возникновения - городок Лймерики, где подобные стихи распевали во время празднеств. Тогда же сложилась их форма, пред­полагающая обязательное указание в начале и в конце лимерика местности, в которой происходит действие, и описание какой-нибудь странности, присущей жителю этой местности.

Льюис Кэрролл - псевдоним знаменитого английского ска­зочника. Его настоящее имя - Чарлз Латуидж Доджсон (1832- 1898). Он известен как ученый, сделавший ряд крупных открытий в математике.

Четвертое июля 1862 года памятно для истории английской литературы тем, что в этот день Кэрролл и его друг отправились с тремя дочерьми ректора Оксфордского университета на лодочную прогулку по Темзе. Одна из девочек - десятилетняя Алиса - и стала прототипом главной героини сказок Кэрролла. Общение с обаятельной, умной и воспитанной девочкой вдохновило Кэр­ролла на множество фантастических выдумок, которые сплелись сначала в одну книгу - «Алиса в Стране Чудес» (1865), а затем и в другую - «Алиса в Зазеркалье» (1872).

О творчестве Льюиса Кэрролла говорят как об «интеллектуаль­ных каникулах», которые разрешил себе солидный ученый, а его «Алису...» называют «самой неисчерпаемой сказкой мира». Лаби­ринты Страны Чудес и Зазеркалья бесконечны, как и сознание автора, развитое интеллектуальным трудом и фантазией. Не следу­ет искать в его сказках аллегорий, прямых связей с фольклорными сказками и нравственно-дидактического подтекста. Автор писал свои веселые книжки для развлечения маленькой подруги и себя самого. Кэрролл, как и «король бессмыслицы» Эдвард Лир, был незави­сим от правил викторианской литературы, требующих воспитатель­ной цели, респектабельных героев и логичных сюжетов.

Вопреки общему закону, по которому «взрослые» книги порой становятся «детскими», сказки Кэрролла, написанные для детей, с интересом читаются и взрослыми и оказывают влияние на «боль­шую» литературу и даже науку. «Алису...» скрупулезно изучают не только литературоведы, лингвисты и историки, но и математи­ки, физики, шахматисты.

Лингвисты - восхищаются игрой слов и видят в «Алисе…» пародии на различные художественные произведения и забавное обыгрывание старинных британских поговорок вроде «улыбки Чеширского Кота» и «Безумного Шляпника». Например, в Средние века в Чешире (откуда, кстати, родом сам Льюис Кэрролл) на вывесках питейных заведений красовался скалящийся леопард со щитом в лапах. Правда, образ заморского зверя давался местным художникам тяжеловато - в итоге его оскал больше походил на улыбку, а сам леопард - на добродушного кота. Так и родилась популярная пословица «Улыбается как чеширский кот».

Юмор построен на игре слов. Едят ли кошки мошек? Едят ли кошки мошек?

Кэрролл сделался «писателем для писа­телей», а его шуточные произведения - настольной книгой мно­гих литераторов. Сочетание фантазии с честной «математической» логикой породило совершенно новый тип литературы.

В детской литературе сказки Кэрролла сыграли роль мощного катализатора. Парадокс, игра с логическими понятиями и фразео­логическими сочетаниями стали непременной частью новейшей детской поэзии и прозы. Оказалось пророческим заме­чание самого Кэрролла о том, что слова «означают больше того, что мы имеем в виду, пользуясь ими, а потому целая книга означа­ет, вероятно, гораздо больше того, что имел в виду писатель» 1 . В этой связи вызывает определенную сложность адекватный пере­вод не только стихотворных вставок, но и прозаического текста, полного в исходном английском варианте аллюзий, намеков, сло­весной игры.

Особенность Страны Чудес или Зазеркалья состоит в том, что все правила, условности и конфликты меняются там на ходу, и Алиса не в состоянии понять этот «порядок». Будучи девочкой рассудительной, она всякий раз пытается логическим путем ре­шить задачку. Кэрролл создал мир игры «в нонсенс» - в чепуху, вздор, бес­смыслицу. Игра состоит в противоборстве двух тенденций - упо­рядочения и разупорядочения действительности, одинаково при­сущих человеку. Алиса воплощает своим поведением и рассужде­ниями тенденцию упорядочения, а обитатели Зазеркалья - про­тивоположную тенденцию. Иногда верх одерживает Алиса - и тогда собеседники тут же переводят разговор на другую тему, начиная новый раунд игры. Чаще же всего Алиса проигрывает. Но ее «вы­игрыш» состоит в том, что она продвигается в своем фантасти­ческом путешествии шаг за шагом, от одной ловушки к другой. При этом Алиса вроде бы не делается умнее и не набирается на­стоящего опыта, зато читатель благодаря ее победам и поражени­ям оттачивает свой интеллект.

Алан Александр Милн (1882-1956) был математиком по об­разованию и писателем по призванию. Его произведения для взрос­лых сейчас забыты, а сказки и стихи для детей продолжают жить.

Однажды Милн подарил жене стихотворение, которое затем не раз перепечатывалось: это был его первый шаг к детской лите­ратуре (жене он посвятил и своего знаменитого «Винни-Пуха»). Их сын Кристофер Робин, родившийся в 1920 году, и станет глав­ным героем и первым читателем историй о себе самом и своих друзьях-игрушках.

В 1924 году появился в печати сборник детских стихов «Когда мы были совсем маленькими», а три года спустя вышел еще один сборник под названием «Теперь нам уже 6» (1927). Милн посвятил много стихов медвежонку, названному в честь медведицы Винни из Лондонского зоопарка (ей воздвигнут даже памятник) и лебе­дя по имени Пух.

«Винни-Пух» представляет собой две самостоятельные книги: «Винни-Пух» (1926) и «Дом в Медвежьем Углу» (1929; другой пе­ревод названия - «Дом на Пуховой опушке»).

Плюшевый медведь появился в доме Милнов на первом году жизни мальчика. Затем там поселились осел, поросенок. Папа для расширения компании придумал Сыча, Кролика и купил Тигру и Кенгу с малышом Ру. Местом обитания героев будущих книг стала Кочфордская ферма, приобретенная семьей в 1925 году, и окрестный лес.

Русским читателям хорошо известен перевод Б.Заходера под названием «Винни-Пух и все-все-все». Этот перевод был специ­ально сделан для детей: усилена инфантильность героев, добавле­ны некоторые детали (например, опилки в голове медвежонка), произведены сокращения и изменения (так, вместо Сыча появи­лась Сова), а также написаны свои варианты песенок. Благодаря переводу Заходера, а также мультфильму Ф.Хитрука Винни-Пух прочно вошел в речевое сознание детей и взрослых, стал частью отечественной культуры детства. Новый перевод «Винни-Пуха», сделанный Т. Михайловой и В. Рудневым, вышел в свет в 1994 году. Однако далее речь пойдет об «узаконенном» в детской литературе переводе Заходера.

А. А. Милн построил свое произведение как сказки, рассказан­ные отцом сыну. Писатель поселил мальчика и его медведя вместе с другими героями-игрушками в сказочном Лесу. Лес - психологическое пространство детской игры и фанта­зии. Все, что совершается там, есть миф, рожденный воображе­нием Милна-старшего, детским сознанием и... логикой героев-игрушек: дело в том, что по мере повествования герои выходят из подчинения автора и начинают жить своей жизнью.

Система героев строится по принципу психологических отра­жений «я» мальчика, слушающего сказки о своем собственном мире. Герой сказок Кристофер Робин - самый умный и храбрый (хотя он далеко не все знает); он - объект всеобщего уважения и трепетного восторга. Его лучшие друзья - медведь и поросенок. Поросенок воплощает в себе вчерашнее, почти младенческое «я» мальчика - его былые страхи и сомнения (главный страх - быть съеденным, а главное сомнение - любят ли его близкие?). Вин­ни-Пух же - воплощение «я» нынешнего, на которое мальчик может переносить свое неумение сосредоточенно думать («Ах ты, глупенький мишка!» - то и дело ласково произносит Кристофер Робин). Вообще проблемы ума и образования наиболее значимы для всех героев.

Сова, Кролик, Иа-Иа - это варианты взрослого «я» ребенка, в них отражаются и какие-то реальные взрослые. Эти герои смеш­ны своей игрушечной «солидностью». И для них Кристофер Ро­бин является кумиром, однако в его отсутствие они всячески пы­таются укрепить свой интеллектуальный авторитет. Так, Сова го­ворит длинные слова и делает вид, что умеет писать. Кролик под­черкивает свой ум и воспитанность, однако он не умен, а просто хитер. Умнее прочих ослик Иа-Иа, но его ум занят только «душеразди­рающим» зрелищем мировых несовершенств; его взрослой мудро­сти не хватает детской веры в счастье.

Все герои лишены чувства юмора; напротив, они с крайней серьезностью подходят к любому вопросу (это делает их еще смеш­нее и инфантильнее). Они добры; им важно чувствовать себя лю­бимыми, они ждут сочувствия и похвалы. Логика героев (кроме Кенги) по-детски эгоцентрична, поступки, совершаемые на ее основе, нелепы. Вот Винни-Пух делает ряд умозаключений: дере­во само жужжать не может, а жужжат пчелы, которые делают мед, а мед существует для того, чтобы он его ел... Далее медведя, притворившегося тучей и взлетевшего к пчелиному гнезду, ждет в буквальном смысле серия сокрушительных ударов.

Зло существует только в воображении, оно расплывчато и не­определенно: Слонопотам, Буки и Бяка... Важно, что и оно в конце концов рассеивается и оборачивается очередным смешным недоразумением. Традиционный сказочный конфликт добра и зла отсутствует; его заменяют противоречия между знанием и незна­нием, воспитанностью и невоспитанностью. Лес и его обитатели сказочны потому, что существуют в условиях больших тайн и ма­леньких загадок.

Освоение мира играющим ребенком - таков главный мотив всех историй, всех «Очень Умных Разговоров», разных «Искпедиций» и т.п. Интересно, что сказочные герои никогда не играют, а между тем их жизнь - это большая игра мальчика.

«Винни-Пух» признан во всем мире как один из лучших образ­цов книги для семейного чтения. В книге есть все то, что привле­кает детей, но есть и то, что заставляет переживать и размышлять взрослых читателей.

Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2» Литературный калейдоскоп по произведениям Б.С.Житкова Внеурочное занятие

2 Цель: Воспитать духовную культуру учащихся Воспитать творческий подход к чтению художественной литературы Задачи: Познакомить с творчеством и биографией Б.С. Житкова Воспитывать эстетический вкус к слову, литературному изображению. Цели: привлечение к чтению в библиотеке; содействие экологическому воспитанию. Задачи: познакомить с творчеством писателя Бориса Житкова; прививать навыки внимательного чтения; воспитывать ответственность за приручённых животных. Оборудование: портрет писателя компьютер с выходом на экран телевизора; Книжная выставка. Предварительная подготовка Детям даётся задание прочитать рассказы Бориса Житкова: 1. «Что бывало», 2. «Рассказы о храбрости», 3. «Помощь идёт», 4. «Что я видел», 5. «Храбрый утёнок», 6. «Как я ловил человечков», 7. «Про обезьянку». Ход мероприятия Наша встреча посвящена замечательному русскому писателю, Борису Житкову и его книгам. Сегодня вы познакомитесь с биографией писателя, его творчеством, вспомните героев произведений Бориса Степановича Житкова (используется медиаресурс). Слайд 1 Он родился 12 сентября в 1882 году в Новгороде. Отец его был очень хорошим учителем математики, а мать - отличной пианисткой. Борису было шесть лет, когда семья переехала в деревню к бабушке. Слайд 2 Здесь мальчик познает для себя деревенскую жизнь: снежные сугробы выше роста маленького человека, деревенская тишина, старый пес на цепи, обитатели сельских дворов и пастбищ. Вскоре семья перебирается в Одессу. Новый, сверкающий мир открылся перед мальчиком: море, порт, пароходы, белоснежные парусники. Они жили прямо в гавани, и мимо их окон проходили корабли. Борис быстро стал своим человеком среди матросов и грузчиков. Со взрослыми он легко находил общий язык, те относились к нему с уважением, как к равному. Он учился управлять шлюпкой, слушал веселый шум порта, шелест прибрежных волн, удивительные рассказы моряков, вернувшихся из дальних стран. Слайд 3 Борис учился во второй Одесской гимназии с будущим писателем К.И. Чуковским. Одноклассникам Борис Житков казался гордым, надменным. Случалось, что в течение целого дня он не произносил ни единого слова. В классе все знали, что Житков играет на скрипке Слайд 6, что у него есть собственная лодка с парусом, лохматый дрессированный пес и маленький телескоп, в который можно изучать звездное небо.

3 Слайд 4. Казалось, что Житков твердо уверен в себе и идет к своей цели. Но это было не так. Его раздирали сомнения и мучительные размышления. В нем жили два человека: один желал быть артистом, другой - работать в какой-нибудь лаборатории. Он многое знал, и многое умел: знал все созвездия на небе, хорошо говорил по-французски, увлекался фотографией. Окончив гимназию, Борис выбрал науку, поступив (Слайд 5.) в Одесский университет. Но Житков недолго там проучился. Его исключают за неблагонадежность, за участие в студенческих волнениях. Ему стоило большого труда добиться разрешения на посещение лекций. За ним следят тайные агенты. Слайд 6. Снял Житков отдельную комнатку, где поселился со своими четвероногими друзьями: собакой, кошкой и маленьким волчонком, которого решил приручить. Он дает уроки «богатым балбесам» и тем зарабатывает себе на жизнь. Слайд 7. Он был заядлым спортсменом, участвовал в парусных гонках. Своими руками построил яхту и назвал ее «Секрет». Слайд 8. Вскоре Житков сдал экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Черному морю и к дальним берегам: Турцию, Болгарию. Плавал по Средиземному и Красному морям. Бывало, попадал в суровые переделки, часто окружали его недобрые люди - контрабандисты. Случалось, он оставался без гроша в кармане. Но всегда помогал униженным и слабым. В жестокой борьбе, не на жизнь, а на смерть, мужал, закалялся характер Б. Житкова. Здесь он накапливал материал для своих будущих книг. Окончить университет ему так и не удалось. Слайд 9. В 27 лет Житков отправляется в научную экспедицию по Енисею, великой сибирской реке. На судне Борис был и капитаном, и ученым. Ему открывалась красота суровой сибирской природы. Путешествие завершилось успешно. Житков принимает важное решение: посвятить себя судостроению, для чего поступает в Петербургский политехнический институт. Слайд 10. Осенью и зимой учится, а летом - в море: Индия, Сингапур, Цейлон, Япония. Вокруг «рай земной»: кокосовые пальмы, бананы, заморские птицы. Рай то рай, но видит русский штурман, как белые бьют человека с темным цветом кожи, как небрежны люди по отношению к прирученным животным. Бывал Житков и в северных морях, видел северные льды, незаходящее полярное солнце. Холодное, полярное море он полюбил не меньше, чем жаркие тропики. Все видит и все подмечает Борис Житков. Слайд 11. В 1923 г., в возрасте 42 лет, Б. Житков неожиданно пришел к Чуковскому. В гостях у Чуковского Борис Степанович рассказывал разные истории. Дети слушали его, затаив дыхание. Корней Иванович посоветовал ему попробовать себя в литературе, описать приключения, происшедшие с ним в разных концах света. Выяснилось, что Б.Житков в свободное время вел необычный журнал-дневник. В нем было все, как в настоящем журнале: стихи, рассказы и даже цветные иллюстрации. Когда Житков принес свой первый рассказ, стало ясно, что написан он опытным литератором. Сам того, не сознавая, Борис Степанович давно готовился к главному делу в своей жизни. Готовился тогда, когда путешествовал, изучал химию и кораблестроение, мастерил яхту, общался с людьми. Слайд 12. В 1924 г. был напечатан его первый рассказ «Над морем». Он писал о том, что сам видел и пережил, причем, рассказывал с большим мастерством, интересно, правдиво. Слайд 13. Сохранились воспоминания о том, как работал Житков. Он был беспощаден к себе, сколько бы ни писал. Напряженно искал слово, самое нужное, самое точное, самое емкое. Работа поглощала все его свободное время, все его силы. Для него было великой радостью встретиться с друзьями. У него был свой праздник, особенный - день весеннего равноденствия. К празднику выпекался пирог, а гости должны были приходить непременно в белом. А когда все собирались, начиналось веселое безумие. Рыжий кот по команде хозяина «Стань обезьяной!» послушно прыгал на стул и замирал на задних лапках, положив передние на спинку стула. «Алегоп!»-, - командовал Житков, и кот прыгал в обруч, затянутый бумагой.

4 Слайд 14. Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака «Почта». Заказное из Ростова Для товарища Житкова! Заказное для Житкова? Извините, нет такого! В Лондон вылетел вчера В семь четырнадцать утра. Житков за границу По воздуху мчится Земля зеленеет внизу. А вслед за Житковым В вагоне почтовом Письмо заказное везут Слайд 15. Для того чтобы написать эти рассказы, мало было одного таланта. Нужно было прожить такую жизнь, какую прожил Борис Степанович Житков. Борис Степанович окончил университет с дипломом химика, имел звание штурмана дальнего плавания, был инженером-кораблестроителем, владел десятком языков, мог ответить на любой вопрос, за всё это его называли «живой энциклопедией». Слайд 16. В 1937 г. Житков тяжело заболел. Один знакомый предложил ему лечиться голоданием. И тот голодал 21 день, удивляясь, что голод не влиял на его работоспособность. Лечение не помогло. 10 октября 1938 г. Борис Степанович Житков умер. Он прожил 56 лет, из них 15 отдал литературе. Но он успел так много и талантливо, как редко кому удавалось. Слайд 17. Викторина 1.В какую книгу объединил Житков рассказы о смелых поступках людей: взрослых и детей? («Что бывало», «Рассказы о храбрости», «Помощь идет») Слайд Что такое храбрость? Приведите примеры из прочитанных книг. Слайд Из какой книги Житкова можно узнать обо всем на свете? («Что я видел») Слайд Как звали главного героя этой книги? (Алеша Почемучка) Слайд О каких предметах и явлениях рассказывает автор в книге «Что я видел»? (железная дорога, зоосад, метро, армия, лес, пароход, дом, газ, электричество, аэропорт, детсад) Слайд О каких животных вы узнали из книг Б. Житкова? (дикобраз, пеликан, орел, ослик, мишки, зебра, слоны, тигр,

5 Слайд Назовите самую большую птицу. Слайд 24. лев, орангутанг, макаки, павлин, кенгуру, крокодил, утконос) (Страус) 8. Как называется сказка, в которой утята боялись стрекозу? Слайд 25. («Храбрый утенок») 9. Назовите произведение, угадав его по отрывку: «Человечки, наверное, едят что-нибудь. Если дать им конфету, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок и положить на пароходик, около будочки Вот они ночью откроют двери, выглянут в щелочку. Ух ты! Конфетища! Для них это как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфетину к себе тащить». Слайд 26. («Как я ловил человечков») 10. Что умеют прирученные слоны? (катать детей, доставать воды, переносить и укладывать бревна) Слайд Как слон спас хозяина от тигра? Слайд Сколько лет живут слоны? (к 40 входят в силу, живут 150 лет) Слайд Как звали обезьянку в рассказе «Про обезьянку»? (Яша) Слайд Как она была одета? Как выглядела? (синий жилет, мордочка сморщенная, старушечья, шерсть рыжая, лапки черные, а глазки живые, блестящие) Слайд Что любит есть Яша? Слайд Почему у Яши не было хвоста? Слайд Какой маленький зверек может справиться со змеей? Слайд Какие качества помогают мангусте справиться со змеей? Слайд Какой зверек прячется под именем Пудя? Слайд Чем увлекался Борис в детстве? (сладкий чай) (порода макаки - бесхвостые) (мангуста) (смелость, гибкость, ловкость) (хвостик от шубы) (скрипка, море, звезды)

6 Слайд По каким местам путешествовал Борис Житков? (Индия, Япония, Цейлон, Сингапур, Енисей, Север) Слайд Кто из детских писателей разглядел у Б. Житкова писательский дар? (К.И. Чуковский) Слайд Как относился Житков к своей работе писателя? (очень требовательно, добросовестно, творчески) Слайд Какие животные жили в доме Житкова в разные периоды его жизни? (кот, собака, пудель, волчонок) Слайд Почему Б. Житкова называют человеком бывалым? Слайд Кого, по-вашему, называют мастером? Можем ли мы назвать писателя Б.С. Житкова мастером? IY. Житков мастер слова. Человека, умело, творчески выполняющего свое дело, называют мастером. Мастером называем мы Бориса Степановича Житкова. Читая его книги, мы попадаем в мастерскую, богатую, изящную, талантливую мастерскую слова. Список источников 1. Житков Б. Рассказы о животных. М., Житков Б. Рассказы для детей. М., Житков Б. Виктор Вавич. М., Житков Б. «Как я ловил человечков: Рассказы», М.:Август,


Серия «Школьная программа по чтению» Борис Житков Про слона Рассказы о животных Ростов-на-Дону «Феникс» 2018 УДК 821.161.1-3-93 ББК 84 (2Рос=Рус)6 КТК 71 Ж74 Житков, Борис. Ж74 Про слона: рассказы о животных

Центральная городская библиотека им. Ю.Н. Либединского Отдел библиографической работы Что бывало Аннотированный список литературы Миасс, 2017 г. 11 сентября исполняется 135 лет со дня рождения знаменитого

Встреча в библиотеке: «130 лет Борису Житкову» Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством известного детского писателя Бориса Житкова. План мероприятия: знакомство с биографией Бориса Житкова; викторина

Конспект итогового мероприятия с детьми «Образовательное путешествие в поэтический мир С.Я. Маршака» Составитель: Брейтман М.С., воспитатель ГБДОУ д/с 61 «Ягодка» «Есть страна чудесная на свете, Ее Библиотекою

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 общеразвивающего вида» с.выльгорт «Челядьöс сöвмöдан

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО (подготовительная группа) Программные задачи: Образовательные: познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, показать детям удивительный мир сказок, их мудрость

В ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА Цель: привлечь внимание обучающихся к чтению книг С.Я. Маршака. Задачи: рассказать обучающимся о жизни и творчестве писателя; провести с обучающимися викторину по произведениям

Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Борис Житков «Храбрый утёнок» Цель: знакомство с творчеством Бориса Житкова и с содержанием его рассказа. Задачи. Обучающие. Продолжить работу над умением

Викторина по внеклассному чтению по произведениям Б.С.Житкова Автор: учитель начальной школы ГБОУ СОШ 254 Кировского района г.санкт-петербурга Савёнышева Ирина Владимировна СЛАЙД 1. 1. Восстанови биографию

Здравствуйте! Вашему вниманию будет представлен урок по литературному чтению по программе «Школа - 2100». -Сегодня у нас необычная тема урока. О чем она- догадайтесь по фразе: Слайд 1 «Люди забираются

И эта жизнь началась для ребят с 1 июня на детской площадке под названием «Непоседы», на которую ходят дети младших и старших классов. Двери библиотеки вновь открылись для ребят. Мы приглашали их к нам

МОУ Юровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Урок литературы в 6 «А» классе Тема: «М.М. Пришвин «Кладовая солнца. Настя и Митраша.» Учитель русского

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 с. Канглы Минераловодского района Открытый урок литературного чтения в 4 классе А по теме «Б. Житков «Николай

М.М.Пришвин «Моя Родина» Цели урока: Познакомить с произведением М.М.Пришвина «Моя Родина», развивать навык чтения, работать над интонацией, над содержанием текста; Формировать умение отвечать на вопросы

Савина Людмила Анатольевна учитель начальных классов Троценко Наталья Михайловна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старобезгинская средняя общеобразовательная

Конспект урока 1 по произведению «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева Тема: «Жизнь на миру» Цель: а) воспитательная - раскрыть с учащимися важные нравственные вопросы, заставляя их задуматься об истинной

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Литературная игра «По секрету всему свету» (по творчеству В. Ю. Драгунского) Провела: Педагог-библиотекарь

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Романово» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ГОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 207/ 208 УЧЕБНЫЙ ГОД КЛАСС: ОБЩЕЕ

«Почему стихи и сказки Джанни Родари нравятся детям?» Автор(ы): Коробов Александр, Кроткин Андрей Школа: ГБОУ СОШ 2103 СП «СОШ 789» Класс: 2 Руководитель: Коробова Ю.В. Актуальность работы В 2015 году

1.02.17 Тема: «Животные нашего леса». 1. Упражнение «Угадай кто это?» Бурый, косолапый, неуклюжий - Серый, зубастый, страшный - Хитрая, пушистая, рыжая - Маленький, длинноухий, пугливый - 2. Игра «Кто

Внеклассное мероприятие в 1 классе Тема: «Добрый мир сказок К.И.Чуковского». Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. 2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость

Детская литература 2 класс Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского» Учитель начальных классов: Боброва Л. В. Открытый урок дан для родителей учащихся 2 класса. Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского».

Педагогический проект «Писатели и поэты - детям!» Руководители: Деткова В.Ю., Участники: дети 3-7 лет воспитатели специалисты родители воспитанников Выдрина Е.А. студенты Архангельского педколледжа Территория:

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака в средней группе по проекту. Составила Стародубец А. Е. Цель. Развитие интереса к художественной литературе. Задачи. Обобщить знания детей о писателе,

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида 9 354066, г.сочи, ул.ростовская, 10, телефон/факс 247-21-85 e-mail: [email protected] КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ошминская средняя школа» Отчет о проведении «Недели Детской и юношеской книги 2019» «Время читать» Библиотекарь: Г.Л.Лубягина Уже по сложившейся традиции в

30 ноября 2018 года в 1Б классе состоялось совместное чтение произведений Н.Носова. Дети познакомились с биографией писателя, прочитали весёлые рассказы «Фантазёры», «Живая шляпа». Особенно ребятам понравился

«Каждый должен знать ПДД на пять» С 18 по 20 сентября в детском отделе центральной библиотеки проходили викторины, беседы о правилах дорожного движения. Также была представлена выставка-викторина «Знайте

Я и ШКОЛА Цель: формирование познавательного интереса к учебе Задачи: рассказать о необходимости изучать все школьные предметы; привести примеры, как применяются в жизни знания, полученные в школе; объяснить,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Литературная игра «Фантазёры» (по творчеству Н. Н. Носова) Провела: Педагог-библиотекарь

Куликова Раиса Валентиновна Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 8 г. Магнитогорск КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ Тема учебного занятия:

Ко дню святого Валентина в библиотеке была оформлена книжная выставка «Поэтическая страничка для всех влюблённых», на которой были представлены стихи русских писателей о любви. Все, кто посетил в этот

Обобщающий урок литературного чтения в 4-м классе по разделу «Страна детства» (УМК «Школа России») Учитель начальных классов Чебыкина М.В. Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.

Методическая разработка: Командная игра по рассказам Н.Н.Носова «Мишка, Котька, Вовка и другие». Составитель: воспитатель ГПД МБОУ «Гуманитарная гимназия 8» Трушина Ольга Валерьевна. Март 2014 г. Данное

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КАЛЮЖНОГО НИКОЛАЯ ГАВРИЛОВИЧА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ». Литературная игра «Страна Вообразилия» (по творчеству Б. В. Заходера). Провела: Педагог-библиотекарь

Традиционная школа МОУ СОШ 106 Обучение грамоте Учитель: Урубкова М.В Фрагмент урока М.Пришвин «Глоток молока» Цель: продолжить знакомство с творчеством М.М.Пришвина Задачи: работать над совершенствованием

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КЛАСС: 2 УМК: «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» ТЕМА УРОКА: Б. ЗАХОДЕР «ПТИЧЬЯ ШКОЛА» Тип урока: комбинированный Морозова Ирина Евгениевна, учитель начальных

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по теме: «День Защитника Отечества» (старшая группа) Выполнила: воспитатель МКДОУ «д/c 29 Моисеева О.В Ведущая образовательная область: «Познавательное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа 1» Конспект урока литературного чтения по теме: М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. (4 класс, УМК

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс ТЕМА: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворения х русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана).

Детские энциклопедии с Чевостиком По мотивам произведения О. Жаховской Иллюстрации Анастасии Балатёнышевой и Анастасии Холодиловой Москва «Манн, Иванов и Фербер» 2016 УДК 910.4 ББК 63.3(4/8) К 30 Возрастная

Статистический отчет по проведению Областного Дня детского чтения «Читать это здорово» В МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» п/п Произведение Автор Кол-во участников организаторы Пояснения 1. Сб.

Урок литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» Учебник Климановой Л.Ф. Учитель Сычкова Татьяна Васильевна МОУСОШ 3 г. Сасово Урок литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» Учебник Климановой

Результат запроса: Житков помощь идет краткое содержание Борис Степанович Житков: Дата рождения: 30 августа (11. * Житков Б.С. Помощь идет. (1982). СОДЕРЖАНИЕ: Борис Степанович Житков: Пудя. Краткое сообщение.

МУК Матвеево Курганского района «Межпоселенческая Центральная Библиотека» Методико-библиографический отдел Цыферов Геннадий Михайлович Матвеев-Курган 2015 Наверное, нет такого ребенка, который бы не смотрел

Международный день книги. Акция «Подари книжку Детскому саду» Книга-учитель, книга наставник, Книга - близкий товарищ и друг. Хотим рассказать о мероприятии, проведенном в апреле месяце в нашем детском

Младший дошкольный возраст (1 младшая группа) 1.Наша группа 2.Наши игрушки 3.На даче 4.Мои друзья 1.Мы знакомимся 2.Осень золотая 3.Фрукты 4.Овощи 1.Кто живёт в осеннем лесу 2-3.Кукла-мальчик, кукла-девочка

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 28 «Снегирёк» общеразвивающего вида Истринского муниципального района Конспект занятия для средней группы по нравственно - патриотическому

Дорогой друг-читатель! Этот учебник состоит из двух книг. Перед тобой первая книга. Для того чтобы тебе легче было работать с учебником, в нём есть условные знаки, показывающие, к кому обращено каждое

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Балтийского муниципального района детский сад 6 Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию

6+ В этой книге вы найдете рассказы о животных, написанные самыми разными авторами. Есть среди них такие, кто писал только для детей: К. Д. Ушинский, Н. И. Сладков, Е. И. Чарушин. Есть и такие, как, например,

О Борисе Степановиче Житкове

В ноябре 1923 года немолодой безработный Борис Житков записал в дневнике: "Сегодня день, когда уже некуда идти". Работы не было - и было ощущение глухого забора, вдоль которого он ходил и безуспешно стучал. И вдруг... "открылась калитка в этом заборе... Совсем не там, где... стучал, ... и сказали: "Ради бога, входите, входите". Это "входите, входите" сказали в редакции журнала "Воробей", куда предложил обратиться Житкову Корней Чуковский , уверовавший в литературный талант своего гимназического товарища. Они когда-то вместе учились в Одессе, одно время даже дружили, и Чуковский (тогда Коля Корнейчуков) часто бывал в семье Житковых.

Семья была немалой: родители, трое дочерей и младший - сын. Он родился недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Отец преподавал математику: один его задачник издавался тринадцать раз! Но из-за твёрдого клейма "неблагонадежного" он вынужден был менять одно место работы за другим. Семье пришлось поколесить по России, пока не осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать Бориса боготворила музыку. В юности даже брала уроки у великого Антона Рубинштейна.

В Одессе Борис впервые пошёл в школу: частную, французскую, где вместо отметок за прилежание давали фантики и игрушки. Потом поступил в гимназию. Гимназист он был необычный. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Надо сказать, что изучатель он был дотошный. И результатов часто добивался отличных. Например, увлекшись спортом, не только в гонках призы получал, но и вместе с товарищами яхту построил.

Однажды уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев пешком! А это 400 километров. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго. Борис был властным непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым.

Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно "вело" к той калитке в заборе, что "открыла" Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, "перо к бумаге". Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма, порой, - целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением. Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь. К тому же он оказался великолепным рассказчиком.

Да и рассказать ему было о чём. После окончания гимназии его жизнь - это настоящий калейдоскоп разнообразных, подчас экзотических событий.

Он изучал математику и химию в Новороссийском университете и кораблестроительное дело в Петербургском Политехническом институте, руководил ихтиологической экспедицией по Енисею, работал на заводах Копенгагена и Николаева. Ходил на парусниках в Болгарию и Турцию. Сдав экстерном экзамен на штурмана дальнего плавания, отправился через три океана из Одессы во Владивосток штурманом на грузовом пароходе. В революцию 1905 года изготовлял взрывчатку для бомб и помогал печатать листовки. А в годы Первой мировой войны принимал в Англии моторы для русских самолётов. Работал в школе, преподавал математику и черчение.

Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться. И вот, со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он - человек немолодой, бросился в литературную работу.

Первый рассказ сорокадвухлетнего Бориса Житкова "Над морем" опубликовал в 1924 году журнал "Воробей". Позднее название автор изменил ("Над водой"). В том же году вышел сборник рассказов "Злое море".

Пьеса Житкова "Предатель" ("Семь огней") шла в ленинградском ТЮЗе. Однажды, получив приглашение поработать редактором в журнале "Юный натуралист", Борис Степанович учинил там "житковский переворот". До этого то же самое произошло в журнале "Пионер", чему там, впрочем, все были рады.

Героями его произведений были люди ярких, резких характеров: таких он не раз встречал в своей полной приключений жизни. А рассказы "Про слона", "Беспризорная кошка" мог написать человек, не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший "становиться обезьяном".

Как и в детстве, он "жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать". И подчас героями его произведений становились... топор или пароход. Как автору хотелось, "чтобы руки и мозги зачесались" от чтения этих книг. Для этого он непрестанно и усердствовал выдумкой.

Пригодились тут и разнообразные знания Житкова. Недаром о них ходила громкая слава. Он мог домашней хозяйке обьяснять, как лучше солить капусту, а писателю Константину Федину - как делают бочки. Да так объяснять, что тот "слышал стук и гул работы... и готов был... немножко построгать вместе с замечательным бондарем - Житковым".

Отчаянный интерес к жизни не давал писателю Житкову покоя. То он брался сделать фильм о микробах, то взахлёб рисовал, то возвращался к скрипке. "Я в плену, я влюблён и у ног в восхищеньи" - это о новом инструменте, с нежным "женским" голосом.

За вечные скитания его как-то назвали "вечным Колумбом". А какой же Колумб без открытий! В 1936 году Житков взялся за небывалую книгу - "энциклопедию для четырёхлетних граждан". Он назвал её "Почемучкой". Первым слушателем и критиком отдельных глав стал настоящий почемучка - его сосед Алёша, которому "объясни метро - мозги вывихнешь".

Книга "для маломерных читателей" под названием "Что я видел" вышла в 1939 году. Она стала последней для Бориса Житкова, который умер за год до её выхода. Осталось наследство: почти двести рассказов, повестей, статей.

ЛИКС-ИЗБОРНИК, 1996 год