Мария александровна ушла из большого театра. Мария Виноградова: "Балерины не такие неземные создания. Мы и пироги печь умеем". Маша, а вы дерзкая и дикая, как Бэла

В первые моменты не опознал Джейсона Стэтхема - он даже избавившись от длинных волос, продолжает играть в жангабена, а до этого, в образе пьяного лондонского бомжа, совсем далек от обычного своего имиджа. Агату Бузек (по-русски озвученную Уршулой Малкой) я тем более не угадал в монашеском одеянии. Сестра Кристина из братства Ангела Господня подкармливает бродяг, когда к ней приходит ранений Джои, солдат-дезертир, скрывающийся от военной полиции за убийство афганцев. Кристина помогает и по ее совету переименовав себя из Смита в Джонса, Джои начинает новую жизнь, что означает - идет работать к китайской мафии. Ему нужны деньги - поддержать бывшую жену и 9-летнюю дочь, а еще он хочет найти садиста, который убил и сбросил в реку его бывшую соседку по картонной коробке, проститутку.

Разговоры о Боге, даже с польским акцентом, мне все-таки показались в данном случае не вполне уместными, тем более мизансценирование прощальной сцены с оглядкой на пьету, но все-таки, по-моему, кино не на сто процентов фальшивое. Джои особо подчеркивает, что он католик, хотя драматургически интереснее было бы сделать героя атеистом, православным, мусульманином - но сценаристам почему-то важно показать обоих христианами. То, что солдатом он убивал, а в отместку за пятерых сослуживцев прикончил пять первых попавшихся с афганцев, за что и оказался в розыске - конечно, не особенно его украшает, но среди общей несправедливости он ищет свою частную справедливость: полиция отказывается искать садиста-убийцу по описанию, а китайская мафия (сами китайцы проституток на убой не продают, этим занимаются только русские) находит его очень быстро - правда, взамен от Джои требуется перевезти контейнер с живым товаром, в том числе детским, и бывалый перевозчик выполняет задание, потом посещает коктейль в ресторане на крыше и сбрасывает оттуда убийцу своей приятельницы, прямо с крыши и на асфальт. Прежде, чем его найдут, он успевает отдать деньги жене, фотографии дочери и информацию о работорговцах полицейским, перечислить деньги немолодому фотографу-гею, в чье отсутствие он все это время занимал его квартиру, увешанную черно-белыми изображениями голых мужских туловищ, а также попрощаться с сестрой Кристиной, отбывающей в Сьерра-Леоне.

У Кристины своя предыстория, на родине ее 10-летнюю изнасиловал тренер по гимнастике, после очередного инцидента она перерезала ему горло ножиком, но вместо колонии попала в монастырь, и так оказалась в лондонской миссии Ангела Господня. Когда встретила Джои первый раз и получила от него пьяного 500 фунтов, купила на них билет в ложу на прощальный концерт польской балерины Марии Жилинской, которой поклонялась с детства и на которую мечтала стать похожей, но отец заставил заниматься гимнастикой, с чего и пошли все беды. Балет и коктейль с убийством приходится, понятно заранее, на один вечер - 1 октября. Джои может пойти смотреть любимую балерину Кристину, но для него важнее сбросить с крыши маньяка и хотя бы на узком участке восстановить справедливость. А ведь между солдатом-гангстером и монашкой-фотографом (Кристина увлекается любительской съемкой, но совсем не того же рода, что хозяин квартиры, где живет Джои) успевает возникнуть взаимное влечение, и последнюю ночь накануне описанных выше событий и окончательного расставания они проводят вместе - ну прямо "Чистый понедельник" Бунина! Ничего, однако, не поделаешь, весь мир - большой гадюшник, и всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет, но есть билет на балет. Остается вопрос, при чем тут колибри - а это, как выясняется под конец, такие летающие беспилотники, которые были "свидетелями" того, что натворил Джои в Афганистане.

Грациозную и талантливую балерину Марию Александрову поклонники и ценители балета называют лучшей танцовщицей нашего времени. Прима-балерина Большого театра снискала славу и почет благодаря невероятной трудоспособности и, конечно же, бесспорной одаренности.

Мария Александровна Александрова – коренная москвичка. Девочка родилась в июле 1978 года в семье, не имеющей отношения к искусству. Поначалу Маша занималась танцами в детском ансамбле «Калинка». Но вскоре начала проявлять интерес к балету. В 10 лет Маша поступила в столичную академию хореографии, где наставники отметили успехи начинающей балерины.

Диплом академии Мария Александрова получила в 1996 году. На тот момент юная балерина уже успела зарекомендовать себя с лучшей стороны.

Балет

Еще в период обучения в Московской государственной академии хореографии танцовщица успела появиться в нескольких балетных спектаклях – «Щелкунчик», «Коппелия» и «Шопениана».

Долгое время партнером Марии Александровой по сцене был . Вместе танцовщики выступили на множестве международных фестивалей.

Успешное выступление юной балерины на столичном конкурсе артистов балета в 1997 году принесло Марии главную премию конкурса. Судьи высоко оценили исполненную Александровой партию Гамзатти из «Баядерки». Но главной победой балерины оказалась не награда, а приглашение в труппу Большого театра.

Дебют балерины на сцене Большого состоялся в сезоне 1997-1998. Тогда Мария Александрова исполнила первые сольные партии, хотя еще числилась в кордебалете. Ценители этого вида искусства впервые увидели талантливую танцовщицу в постановках «Щелкунчик», «Сон » и «Легенда о любви». Тренером Александровой в этот период стала балерина и талантливая наставница .

19 октября 1997 года балерина, рост которой составляет 162 см, а вес – 45 кг, исполнила партию Царицы в спектакле «Фантазии на тему Казановы». Выступление оказалось настолько успешным, что уже через месяц Александрову приняли в группу, которая отправилась на гастроли в Нью-Йорк.


После гастролей, в начале сезона 1998-1999, талантливую балерину перевели из кордебалета в разряд корифеек.

В конце сезона авторитетное издание «Балет» присудило Марии Александровне Александровой престижную премию в номинации «Восходящая звезда». В том же году балерину, исполнившую ряд блестящих партий, официально перевели в солистки Большого театра.

В новом веке Мария Александрова признана прима-балериной Большого. С труппой БТ артистка объездила половину мира. Марии часто поступали предложения от балетов Нью-Йорка, Парижа и Лондона. Но Маша не захотела покидать родину, где сумела сделать такую блестящую карьеру.


В 2004-ом за исполнение партии в постановке «Светлый ручей» танцовщица была награждена престижной театральной премией «Золотая маска». Через год Мария Александрова получила звание Заслуженной артистки Российской Федерации. Спустя 4 года стала Народной артисткой России.

В ноябре Мария Александрова побывала в Санкт-Петербурге, где выступила на концерте «Балетмейстер», посвященном 80-летнему юбилею хореографа Олега Виноградова. На сцене БКЗ «Октябрьский», помимо артистов Большого и Мариинского театров, выступили также звезды зарубежной сцены – танцовщики из США, Южной Кореи, Испании, Германии.


Сейчас артистка поглощена мировой премьерой «Нуреев», которая состоялась в начале декабря на сцене Большого театра. Образ главного героя на сцене воплотил премьер балетной труппы Владислав Лантратов. Мария Александрова в постановке, которая еще до выхода наделала много шума, исполнила партию Марго Фонтейн, собирательный образ советских танцовщиц Аллы Осипенко и воплотила .

Музыку к балету, который представил из себя сплав классического танца, оперы, хорового, драматического и кинематографического искусства, написал композитор Илья Демуцкий. Либреттистом, сценографом и режиссером действа выступил . Хореографию поставил Юрий Посохов, дирижировал оркестром Антон Гришанин.


Постановка прошла при аншлаге, зал был полон светской публики, в том числе присутствовали представители политической и бизнес-элиты. Предполагается, что права на спектакль будут проданы европейскому театральному коллективу, но пока следующий показ заявлен в Большом театре на конец июня 2018 года.

  • 2007 – Медора, «Корсар» А. Адана
  • 2010 – Графиня, «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского
  • 2014 – Катарина, «Укрощение строптивой» на музыку
  • Если кто-то поинтересуется, есть ли в России интеллектуальная балерина, я отвечу – прима Большого театра Мария Александрова. Кто-то спросит об эмоциональной балерине – это снова будет она. Любимица Плисецкой и скупой на похвалу балетной критики, Александрова только что премирована государством – на днях балерина получила звание народной артистки. Более чем шестьдесят станцованных в Большом театре партий - не шутка, когда тебе еще не так много лет.

    Чувствуя рубеж, Александрова устраивает 27 октября гала-вечер в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В связи с плотным графиком Большого театра, переживающим сейчас затянувшуюся на годы реконструкцию, вопрос проведения гала в нем даже не обсуждался.

    Чиновники не в состоянии понять, что означает пятилетняя пауза для танцовщицы, век балерины короток, чиновничий долог. Как вы относитесь к тому, что реконструкция театра проходит так долго?

    Самое мое большое разочарование – реконструкция Большого театра. Я артистка, у которой был этот театр, а теперь этого театра нет. Все, что происходит сейчас с реконструкцией, невероятно разочаровывает. Объяснить это невозможно никому. Никто этого не понимает, кроме артистов, которые выходили на эту сцену и на ней танцевали. Были надежды, что вот-вот его откроют – Россия великая страна, и Большой - первый театр этой страны.

    Большой - это моя судьба. И сейчас ее у меня отняли. Ждать я не имею права. Мой век балерины не тянется так долго, как карьера чиновника. Говорить я могу всю жизнь, но мое тело не может говорить вечно. Не хочу больше слышать обещаний. Я обманутая женщина, которая в очередной раз не хочет слышать ни про какие обещания. Я реально понимаю, что судьбы сломаны, но я не их тех, кто сдается и принимает это как факт.

    Сломанная судьба – это смена одного масштаба на другой. Это может понять только космонавт, который был в космосе, вернулся на землю и понимает разницу. Это может понять невероятно влюбленный человек – как измерить охватившую его огромную любовь. Как объяснить субстанцию души? Все знают, что она есть, но она необъяснима никак. Все наши разговоры об этом выглядят как капризы звездных мальчиков и девочек.

    Да, у нас есть место работы. Мы танцуем те же партии, те же названия спектаклей на Новой сцене. Только приезжая в Парижскую оперу, начинаешь ловить этих ангелов, которых ты ловил здесь.

    Вы танцевали Фею смелости в «Спящей красавице». Выступайте как Фея смелости, обращайтесь к государству.

    Зачем? Что от этого изменится?

    Это позиция крепостной балерины или вы на самом деле считаете что ничего? Почему вы не хотите совершить общественный демарш?

    Этой проблемой должно заниматься государство. Повторю, наша трагедия не вся измеряется в цифрах. У меня и многих других остались все партии, которые мы танцевали на Основной сцене, плюс премьеры. А тонкая материя уходит, уходит и не возвращается вообще. До тонкости сейчас мало кому есть дело.

    Почему гала прима-балерины Большого театра проходит в другом театре?

    Дело в том, что «Гранд Балет Гала» - это наш личный с Дмитрием Гудановым проект. Зная, что у Большого плотный график, мы вообще не вели переговоры об организации гала в нём.

    Почему Вы решили организовать «Гранд Балет Гала»?

    Была проведена большая работа, сделано много, и мне, и Диме есть, что показать. В одном спектакле очень сложно объединить все. А в гала будет представлен и классический танец, и танец на каблуках, и современная хореография.

    Получение звания народной артистки связано с тем, что вы за 12 лет станцевали более 60-ти партий, с хорошим отношением к вам руководства или чем-то еще?

    Скорее, это подарок вселенной, который сложился из моей работы и хорошего отношения к ней театра и еще чего-то неуловимого. Хотелось бы верить, что вселенная меня слышит.

    С какими просьбами вы к ней обращаетесь?

    Ни с какими, я просто существую с ней в гармонии (улыбается).

    Ваша фамилия во всех списках идет одной из первых. Это формирует характер?

    Да, конечно. Я всегда готова. Никогда не говорю «нет». Говорю «сейчас посмотрим». Но в школе, на физике мое первое место в классном журнале было сущей мукой. Всегда стояла и краснела.

    Главный комплимент вашим выступлениям звучит на YouTube как She can jump! (Она может прыгать!). Вы тоже считаете, что высокий прыжок, превосходная элевация – это самое важное?

    Техника важна, особенно сегодня, когда она заметно шагнула вперед. Мы обязаны выполнять все элементы технической программы. Но я не делаю на это ставку. Например, Галина Сергеевна Уланова не обладала ни высоким прыжком, ни сильной техникой, однако остается легендой балета.

    Я могла бы, конечно, стать спортсменкой в искусстве, сделать на этом быструю, легкую и яркую карьеру. Но вряд ли мне удалось стать той Машей Александровой, которую любят и ценят как человека и как профессионала. Вряд ли бы критики при всей их нелюбви ко мне вручили мне корону самой интеллектуальной балерины. С критикой у нас негласное правило - они не мешают мне, я не мешаю им. Я не играю с критиками. Не дружу с ними для пиара, что бывает в балетной среде. Вообще не знаю, как это делается и как мир устроен.

    Зато вы умеете прыгать, и, может быть, ходить для заземления?

    Тут вы угадали - только и делаю что хожу. На машине не езжу. В машине укачивает. Но вовремя все равно могу не прийти. Могу не рассчитать дорогу, заблудиться, выбрать более долгий путь. Но я люблю ходить, потому что во время прогулки много думаю. Больше замечаешь красоту города, в который приезжаешь. В театре очень этому удивляются, говорят, ноги надо беречь. Но это меня не останавливает.

    Вы чувствуете себя наследницей эмоционального танца Плисецкой, как о том толкуют? Задушевность, эмоциональность и задор при блеске исполнительского мастерства для вас принципиальны?

    Я эмоциональная балерина. Сравнение с Майей Михайловной, для меня очень лестно. Я отношусь к этому человеку с большим уважением. Но Плисецкая – это Плисецкая, а я – это я.

    Английский режиссер Деклан Донеллан, ставивший в Большом «Ромео и Джульетту», где ваша Джульетта была незабываема, пишет в своей книжке «Актер и мишень»: «Там, где нет движения, все мертво. Как и все в мире, пространство находится в движении». Вы сейчас ищете ту область пространства, где подходящий вам темпоритм движения?

    Я переросла то место, в котором нахожусь. Это пространство мной заполнено полностью, и я ищу выходы в другое.

    Создано много ролей. Но нет образов, которые меня раскрыли. Была небольшая попытка в «Ромео…», в «Светлом ручье», в «Пламени Парижа», в «Треуголке» и «Корсаре». Это все балеты, где мое «я» все-таки мерцает…

    Что касается моего личного мнения, я бы хотела, чтобы в театре ставили такие балетмейстеры как Пина Бауш, Мэтью Боурн, шли спектакли Ноймайера.

    Наша труппа способна воплотить блестящие спектакли – в Большом прекрасная балетная труппа, одна из лучших в мире. Почему нет Прельжокажа в Большом театре, нет Макмиллана, Саши Вальц? Вы хотите сделать шухер – зовите Сашу Вальц. Если рискуете – рискуйте на десятку, а не на два с половиной.

    Любой человек на сцене должен быть интересен как личность. Как вы себя формируете, чтобы быть интересной?

    Весь опыт жизни я приношу на сцену. Стараюсь быть честной с людьми, стараюсь их слышать. Не боюсь признать того, что я чего-то не знаю. Честность и включенность – простые слова, но, поди, соответствуй, услышь человека напротив.

    На вашем сайте контент выложен не только на русском и английском, но и на японском...

    Это уважение к моим поклонникам. Японцы – самые лучшие фанаты в мире. Им важно мое творчество, они всегда трепетно, со вниманием и заботой относятся к нему. Мои японские поклонники - люди корпораций и много перемещаются, они смотрят меня в Москве и по всему миру. Я, в свою очередь, стараюсь платить им тем же, информирую их о своих новостях.

    Почему сегодняшнему дню не нужен самоанализ, взгляд на себя через современную хореографию? Вам самой хочется воплотить яркий образ современности?

    Конечно, хочется. Осознание современности, происходящее через современную хореографию, следует признать неудачным. После одноактных балетов эпохи Ратманского не осталось ни одного яркого современного образа, вписавшегося в скрижали Большого театра. Мы очень много шевелились, нам поставили огромное количество современных одноактовок, но прошло 4 года и не осталось ни одного образа в истории. Значит, эти 4 года прошли зря? Почему? Время подчищает. Даже выходя замуж, мы живем втроем – муж, жена и время.

    Современная хореография часто несет ясный общественно-политический посыл. Западных хореографов хлебом не корми – дай высказать общественный протест. Наши спортсменки охотно занимаются политикой. Наши балетные - тише мыши.

    Человеку балета необязательно знать новости политики, чтобы создать яркий современный образ на сцене.

    Мы люди искусства, и наше дело созидание души, а не раздрай личности в пространстве политических проблем. И я не верю, что наши спортсменки занимаются политикой потому, что их это действительно волнует.

    Как вы себе объясняете тот груз ответственности, который лежит на вас, ведь на вас большая часть репертуара? Как гармонизируете эту ответственность?

    Нагрузки и ответственность для меня гармоничны. И мне не тяжело. Я не приучена ждать простой и легкой жизни.

    Вы верите, что танец - инструмент преобразования мира?

    Абсолютно. Причем именно когда уже не хватает слов. И поэтому я хочу, чтобы русские люди гордились своими балетными артистами, тем, что они умеют и могут. Я горжусь. Артистов балета очень люблю. Они сложные, странные, болезненные, неадекватные, и тем сильнее люблю. Хочу, чтобы следующее поколение артистов верило в себя.

    Я готова к тому, что годами создаю свою историю и никогда не буду знать заранее, останется ли она в вечности. Баха никто не знал в течение 200 лет. Такое отношение времени к твоей истории не отменяет отличной работы.

    Мария Александрова в балете “Лауренсия”. Фото – Ладо Вачнадзе / Грузинский театр опреры и балета

    Балерина Мария Александрова о том, каково это - работать вне системы.

    В Грузии событие: в Тбилисском театре оперы и балета “Лауренсию” легендарного Вахтанга Чабукиани в редакции Нино Ананиашвили представила публике блистательная пара - Мария Александрова и Владислав Лантратов.

    После премьеры с прекрасной гостьей поговорил корреспондент “Огонька” Ия Баратели.

    Вычитав в интернете, что Майя Плисецкая называла Александрову “самой интеллектуальной балериной Большого театра”, я прихожу в театральную гримерку, из окна которой виден расположенный по соседству тбилисский дворик.

    В феврале Мария Александрова по собственному желанию .

    А летом новый “эпизод”: вместе с Владиславом Лантратовым она должна была танцевать в спектакле “Нуреев”, но перед самой премьерой , потом, правда, выяснилось - …

    Что сейчас происходит в Большом театре с балетом о Рудольфе Нурееве, в котором вы играете Марго Фонтейн? Вы думаете, скандала больше не будет или спектакль все же порежут?

    А что там резать? Спектакль получился об одиночестве артиста, об архетипе любого артиста, любого уровня. Суть артиста в том, что он идет за ролью. Здесь роль колоссальная - меняется десять амплуа…

    Спектакль с новой музыкой, с новой хореографией, с новой режиссурой. На самом деле никто правды об этом спектакле так и не сказал. Потому что, скорее всего, писать о том, что это просто хороший спектакль, никому не интересно.

    Мы очень ждем этот спектакль, хотим прожить эту историю. Премьера заявлена в декабре.

    - Мария, а как складывается ваша карьера после ухода из Большого театра?

    Я осталась в Большом на контракте, да и вообще везде осталась на контракте. Сейчас я существую как свободный художник, танцую и работаю там, где я нужна.

    Вот премьера “Лауренсии” - это очень интересно. Потом будут другие проекты, которые будут создаваться в другом месте. А с театром я осталась в отношениях вне системы.

    - Почему “Лауренсия” - это “очень интересно”?

    Это наследие советской эпохи, там много драмбалета. Как “Золушка” Ростислава Захарова, как “Ромео и Джульетта” Леонида Лавровского,- это характерные спектакли, с ярко выраженным стилем, хореографическим посылом. Это непростая работа - собирать драмбалет.

    И, конечно, приехать в Тбилиси, станцевать версию Чабукиани - это как прикоснуться к первоисточнику. Как прочитать книгу хорошего автора, которая написана не сейчас…

    Балет уникален. Он развивает у артиста сразу три центра: и физическое состояние, и духовное, и интеллектуальное. Мы молчаливые создания, наша жизнь - движение. Вот сегодня я впервые говорю так долго.

    С утра мы репетировали - шесть часов напряженной работы, и все это молча. Чтобы сделать спектакль, ты должен изучить эпоху, нельзя станцевать барочную вещь и при этом быть человеком из XXI века - ты обязан быть человеком барочной эпохи.

    И вот ты об этом читаешь, слушаешь определенную музыку, смотришь определенные картины, фильмы и так далее. Этим занимается только балет. И это сиюминутное искусство, не застывшее, как скульптура.

    Видеозапись передает порядок, но не эмоциональное состояние между зрителем и артистом - оно существует только эти два часа на спектакле в театре.

    Вообще балет - это очень странное, условное, синтетическое искусство, которое требует внимания от зрителя, это рабочий процесс. Балет отличается от танца, особенно российский, потом советский. Ни один старинный балет - ни итальянский, ни французский - не разложен “научно”, так, как это было расписано у нас. Как это было сделано Вагановой, затем Тарасовым и так далее. И это - наше достояние. Современный танец - хобби, времяпровождение. Балет - сверхискусство.

    - Но при этом совсем недавно вы выступали в Нью-Йорке в гламурном проекте…

    Это очень красивая вещь на очень интересном стыке, называется “Goddesses & Demonesses”, или “Богини и Демоницы”. Нас там только две танцовщицы - я и француженка Бланка Ли.

    Это о женской сути в разных перевоплощениях - от начала времен, когда это что-то неопределенное, в свете зари, не то животное, не то женщина, и заканчивается таким сильным, очень женским танцем.

    Все костюмы в спектакле - haute couture, и мы не просто в них ходим, мы активно танцуем - полтора часа мы без остановки существуем вот в таком формате. В шоу красивый свет, это очень современная вещь.

    - Выходит, есть жизнь и после Большого?

    Знаете, Большой театр, с одной стороны, задает огромный масштаб. С другой - огромное количество приходящих туда людей не способны даже понять или ощутить этот масштаб. Они просто приходят в громкое место, получают погоны, короны, конъюнктуру и уходят куда-то дальше.

    Поэтому все эти разговоры, “что после Большого?”… Да ничего. Огромное количество людей после Большого начали делать себе карьеру. Хотя, может быть, к чему-то важному или основному они так и не прикоснулись.

    Это все зависит от человека - ты можешь думать, что в масштабе космоса ты песчинка, а можешь знать, что ты целый космос. Это все очень личные вещи. Поэтому я вообще не задаю себе этот вопрос - я просто дико люблю это место - Большой театр. Он сделал меня тем, кто я есть. И я знаю, что в этом месте слишком много стервятников вокруг. Когда я стала понимать, что мне трудно в такой ситуации, я ушла.

    - Довольны или разочаровались?

    Разочарования нет. Был очень жесткий выбор. Я поняла, что нельзя это затягивать, потом театр будет съедать. И этот момент нужно чувствовать.

    Театр - это люди. Иногда с ними бывает очень непросто. И задаешь себе вопрос: ты живешь, чтобы что-то сделать или чтобы людям было удобно?

    Я живу сегодняшним днем. Сейчас, в эту секунду я собой - да, довольна. Планов много, свободного времени, чтобы лежать на диване, у меня вообще нет. Испытание свободой - это вообще серьезная вещь. Можно пребывать в иллюзии, что ты кто-то…

    - Какая же это иллюзия - быть примой Большого?

    Как раз потому что ты прима Большого. А вот нет Большого? И что тогда?

    Наша проблема, вообще балетных, в том, что мы привязаны к месту, привязаны к труппе. Чем больше ты мотаешься, тем больше выходишь из формы. Балетный артист - это очень специфично, это философия. Перед тем, как выйти на сцену, мы не можем проговорить это в комнате, нам нужно место для репетиций. Это большая проблема.

    Вот в опере можно набрать штатную или есть еще опера “стаджони”, когда артистов берут на сезон. С балетом такое не получится - нельзя набрать их на месяц, а потом распустить.

    Для балетных артистов выезжать - это тоже проблема. Потому что до выхода на сцену мы репетируем в десять раз больше, чем танцуем. И должно быть место, где ты репетируешь, занимаешься классом, на это должно быть время.

    У меня сейчас достаточно нормальная ситуация - я в Большом театре и репетирую, и занимаюсь классом, и выхожу иногда на сцену. Но при этом я свободна в выборе других вещей, не трачу время впустую, ничего не жду, меня никто не обманывает.

    В Большом ты каждый спектакль ждешь, не можешь договориться уехать куда-то танцевать… И еще повторю: театр - это люди. Зачастую ты просто не хочешь тратить время впустую.

    - Извините за вопрос, но в Тбилиси всем интересно: сколько должна весить балерина?

    Для балерины главное не вес, а умение владеть своим телом. Надо осознавать, какие у тебя ноги, длина рук, и учиться двигаться. Вот в этом фишка, а не в том, чтобы просто весить 50 килограммов при росте 180.

    Балерина должна оставаться здоровым человеком. С хорошей, живой психикой, чтобы радовать других. Танцевать и не есть - так можно и ноги протянуть. Я четко знаю, что для того, чтобы семь часов простоять на ногах и работать, мне не нужно завтракать и обедать, но потом я ем.

    Вот сегодня после работы на ужине в Тбилиси мне захочется сациви, значит, я буду есть сациви…

    Мария Александрова - известная российская танцовщица современности. Является примой-балериной Большого театра. Сыграла более шестидесяти партий. За заслуги в области культуры ей присвоено звание народной артистки. Имеет множество престижных наград.

    Танцы в жизни балерины

    Мария Александрова родилась 20 июля 1978 года в российской столице. С детства испытывала тягу к танцам, которая реализовалась в ее участии в деятельности детского ансамбля танца «Калинка». Ансамбль пользовался большой популярностью в Москве и за ее пределами.

    Но для талантливой девочки этого было недостаточно. Ее стал интересовать балет, и в 1988 году Маша поступила в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ). В младших классах ее обучением занималась Коленченко Людмила. Классический танец в средних классах преподавала Добржан Лариса, в старших - Головкина Софья, ректор академии.

    Во время учебы в МГАХ Мария участвует в постановках «Щелкунчик», «Шопениана» и др. Кстати, очень часто ее сценическим партнером был известный сегодня танцовщик Цискаридзе Николай.

    Будучи еще студенткой академии, Александрова становится финалисткой конкурса "Евровидение" для молодых танцоров.

    В период завершения учебы в академии Александрова участвует в различных международных фестивалях, один из которых - Московский конкурс артистов балета 1997 года, принесший начинающей балерине золотую медаль, первую премию и, что самое главное, приглашение в труппу балета Большого театра (БТ).

    В Большом театре

    В Большом театре молодой, но талантливой танцовщице сразу доверили исполнение сольных партий.

    Уже в октябре 1997 года Мария Александрова исполнила сольную партию в «Фантазиях на тему Казановы». Выступление было высоко оценено зрителем, и вскоре молодая балерина уже была на гастролях в Нью-Йорке в составе труппы БТ. Интересно, что в то время Александрова числилась в театре как танцовщица кордебалета.

    Начало сезона 1998/1999 ознаменовалось для Марии первым шагом по карьерной лестнице: она была переведена из танцовщиц кордебалета в корифейки. Надо отметить, что данная категория танцовщиц всегда находится на переднем плане сцены.

    Выступления Александровой в новом статусе были замечены известными критиками. Ей присуждается премия журнала «Балет». Успешные выступления артистки в нескольких новых балетных постановках способствовали ее официальному переводу в солистки Большого театра. Репетитором Александровой становится Татьяна Голикова.

    Стоит отметить, что образовавшийся тандем работает и сегодня.

    Репертуар примы Большого театра

    В репертуаре Александровой числится более шестидесяти партий постановок, в частности:

    • «Дон Кихот» (Международный фестиваль балета им. Р. Нуреева, 2001);
    • «Баядерка» (VII Международный фестиваль балета, 2007);
    • «Эсмеральда» (2009);
    • «Укрощение строптивой» (2014);
    • «Жизель» (2015) и др.

    Несмотря на то, что Александрова является примой балета БТ, она не отказывается от выступлений на вторых ролях. По ее мнению, артист должен играть все, что ему по душе.

    Личная жизнь балерины

    Мария Александрова - актриса, личная жизнь у которой долгое время стояла на втором плане, а карьера - на первом. К тому же творческий график не оставлял ей времени на это, хотя крепкая семья присутствовала в ее мечтах. Однако попадавшиеся на жизненном пути мужчины не отвечали запросам девушки.

    Свою личную жизнь Мария старается не афишировать. Однако кое-что все же стало известно, и прежде всего - о ее избраннике. Муж Марии Александровой - художник, зовут его Сергеем. Это голубоглазый брюнет, с которым в 2005 году они создали семью. Со слов самой балерины, в семье царит полная идиллия и взаимопонимание.

    Награды и заслуги

    За столь короткий период сценической деятельности Мария Александрова была отмечена рядом престижных наград.

    • В 1997 году - участие в Московском конкурсе артистов балета принесло талантливой балерине первую премию в номинации «Лучшая солистка» и золотую медаль.
    • В 1999 году журнал «Балет» присудил молодой балерине приз «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
    • В 2004 году Александрова получает премию в театральном конкурсе «Золотая маска» за роль в «Светлом ручье».
    • В 2005 году балерина становится Федерации, а в 2009 - народной артисткой России.

    Александрова о балете

    Мария Александрова - балерина, имя которой известно не только в России. На нее любят ходить в Америке и Японии. Александрову считают интеллектуальной и эмоциональной балериной, и ее мысли о балете подтверждают это.

    Прежде всего, известная артистка считает, что танец должен служить инструментом для совершенствования нашего мира. И это должно происходить тогда, когда у человечества уже нет слов. Язык танца способен творить чудеса, обогащать духовно человека.

    И Александрова гордится русскими балетными артистами, которые при всех своих сложностях характеров все же могут пользоваться этим инструментом. В этом она абсолютно уверена.

    Как известно, западные хореографы очень любят в своих постановках высказывать протестные явления в обществе, то есть привносят в них политические мотивы. Иного мнения Мария Александрова. Политика, по мнению танцовщицы, не должна присутствовать в балете. Это искусство существует для создания на сцене яркого образа человеческой души, а не ее раздрая политическими проблемами.