Отношение троекурова к ссоре с отцом дубровского. Сочинение по литературе на тему Дубровский. Глава X: Ограбление

Некоторые критики и коллеги великого Пушкина считали, что у него не было неудач в творчестве, кроме одной. Этой неудачей, по их мнению, был роман «Дубровский». Знаменитая Анна Ахматова заметила, что написанием этого произведения автор хотел на долгое время избавить себя от финансовых проблем, так как творение явно было рассчитано на успех у публики - слишком уж проскальзывали в нем нотки бульварного романа. Мы, конечно, не вправе подвергать такой резкой критике творчество гениального Пушкина. Но вот разобраться с особенностями поведения некоторых его героев стоит.

Задумка романа

По мнению исследователей творчества Александра Сергеевича Пушкина, роман «Дубровский» был задуман еще в 1832 году. Есть сведения, что ради этой повести автор приостановил реализацию других, не менее грандиозных литературных планов. Наверное, ему самому была интересна причина ссоры Дубровского и Троекурова, поэтому работа шла очень быстро. Возможно, Пушкин был настолько поражен историей реального прототипа Дубровского, что написание продвигалось ускоренными темпами. Произведение основано на действительных событиях, имевших место в Белоруссии. Все подробности были рассказаны Пушкину его давним другом Нащокиным в Москве. А поскольку автор не мог писать о реальном персонаже, носившем созвучную фамилию Островский, то в произведении описана ссора Дубровского и Троекурова.

Характеристика Троекурова

Чтобы лучше понять, о каких именно людях идет речь в произведении, нужна детальная характеристика Троекурова и Дубровского. Начать лучше с негативного, по мнению автора, героя. Итак, Троекуров, кто же он на самом деле? Многие критики при Троекурова дают емкое определение «самодур». Именно это слово наиболее ярко характеризирует стиль поведения героя. Необузданный характер, безумные, часто опасные выходки, наглость и самоуверенность - вот краткое перечисление ключевых качеств его характера. Есть сведения, что и у Троекурова был двойник в реальной жизни. Вполне возможно, что Пушкин списал этого персонажа со своего двоюродного дяди, тоже помещика, и тоже весьма непростого нрава. Чтобы понять, в чем причина ссоры Дубровского и Троекурова, нужно уделить внимание и другому герою произведения.

Дубровский-старший

Казалось бы, старые товарищи, имеющие похожее прошлое, должны иметь и похожие характеры. Но нет, что-то разительно отличает друг от друга Дубровского-отца и Троекурова. Сам автор исписывает много страниц, передавая схожие черты и то, как складывались судьбы. И продвижение по карьерной лестнице тут упоминается, и то, что оба женились, следуя зову сердца, и то, что так и не насладились долгим браком по любви, имели по ребенку. Таким людям присущи упорство и вспыльчивость, есть они у наших героев в полной мере. Но, несмотря на близкое соседство, это люди очень своеобразные, и в результате возникает ссора между Дубровским и Троекуровым. Их имущественное положение разделяет пропасть. Бедность Дубровского - гордая, ей не присуща зависть, поэтому он более к себе располагает. Этот герой появляется перед читателями в благородном свете. Вот приблизительная характеристика Троекурова и Дубровского, пушкинских персонажей.

Как все происходило

Пушкин в этом произведении дает нам понять, что дружба между такими разными людьми возможна до определенного момента. Становится понятно, что соседи не одинаково дорожат ею. Очень трагическим выглядит эпизод ссоры Дубровского и Троекурова, а последствия его еще хуже. В один из дней, когда у Троекурова был очередной прием, он повел гостей на свою псарню. Так получилось, что его друг Дубровский сделал ему замечание, в результате чего разразилась ссора, навсегда перечеркнувшая многолетнюю дружбу. Очень грустный факт открывает здесь читателям автор: Троекуров высокомерен, заносчив и ни в грош не ставит старого товарища. Для Троекурова не составило труда. Ведь он признает только язык денег, не принимая в расчет чувства других людей.

Попытки все исправить

Все-таки Пушкин дал возможность Троекурову исправить ситуацию и попросить прощения. Да, взбалмошный помещик приходит домой к своему старинному другу и хочет извиниться. Но к тому времени Дубровский уже лежит тяжело больной. Его сын во всем винит Троекурова и не подпускает близко к больному, а со скандалом прогоняет. Причина ссоры Дубровского и Троекурова очень нелепа, но по-разному отразилась на них обоих. Для одного это просто неприятный момент, а для другого душевная драма, приведшая к тяжелой болезни и к смерти. Можно понять и чувства Дубровского-младшего: ему искренне жаль отца, который попросту оказался преданным. Но он еще не знает, что задумал Троекуров. Вскоре разразится как гром среди ясного неба весть о судебной тяжбе. Да, быть нечистым на руку лучше удается тому, чья мошна тяжелее, ведь взяточникам в суде тоже нужно кое-что положить в карман, речь идет о колоссальных взятках. Раздавая их направо и налево, Троекуров разоряет еще совсем недавно близкого друга и упивается победой. Тем временем Дубровский-старший лежит, окончательно добитый горем и болезнями, а вскоре умирает.

Жестокость неосторожная или целенаправленная?

Смерть и разорение - это еще не все тяжкие последствия, а между тем причина ссоры между Дубровским и Троекуровым так банальна. Сюда следует еще отнести разбитое счастье дочери Троекурова Маруси. Очень жалко юную девушку, по воле отца выходящую замуж за престарелого помещика. Она самом деле любила Дубровского-младшего. Вот так из-за отцовской жестокости, которая идет рука об руку с алчностью, и страдают дети. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что в продолжении этого произведения все же предусматривался счастливый финал. Дубровский-младший, вынужденный стать на разбойничий путь, уедет скрываться за границу. Но через несколько лет вернется и воссоединится с любимой. К сожалению, роман так и не закончен, и но вариантов развития событий было несколько. И мы никогда не узнаем, который из них подлинный. Понятной остается только причина ссоры Дубровского и Троекурова.

Участь Дубровского непроста. Некто наследник поручика гвардии, заблаговременно остальной в отсутствии мамы. Со раннего возраста растился во кадетском заведение. Как-То Раз юному корнету прибывает сообщение об этом, то что папа его тяжело нездоров, но их наследственное поместье передается в обладание Троекурову, с целью коего крестьянство существовали в целом только рабами, со какими возможно ограничиваться, равно как заблагорассудится. Вова ведь, наоборот, выполнен шляхетской почтительности также плюсы, но ко замковым принадлежит согласно-человечески. Считаю, данный рассказ вынуждает подумать, однако никак не об влюбленности, но об представлении почтительности, великодушия, об правильности также подкупном правосудии. Так Как романтичный элемент во творении прячет около собою безжалостную действительность этих пор. Обильный также неотягощенный добром боярин имел возможность со воздушностью отнять неугодного лица в целом. Некто, равно как барин, обладал абсолютную правительство надо замковыми, но кроме того надо меньше авторитетными соседями. Логично, то что некто желает об мщения, однако до тех пор пока ожидает комфортного этапа, увлекается во Мотаю - дочку Троекурова. Влюбленность вынуждает его воздержаться с собственных проектов. Но все без исключения усложняется этим, то что Мотаю принудительно вручат замуж из-за престарелого князя. Дубровский всеми способами стремится уберечь молодую женщину с данного замужества, однако ему данное никак не получается. Приобретя выдача, юный Дубровский несется к себе ко папе, но в скором времени уже после его приезда этот погибает. Для Того Чтобы свой жилье никак не пришелся противнику, Вова его зажигает. Замковые, никак не пожелавшие переключаться ко Троекурову, отходят из-за Дубровским во бор. Для Того Чтобы их пропитать, аристократу требуется быть грабителем. Общество Дубровского охватывают Автомобиль карету в период переезда во поместье супруга, однако возлюбленная не желает с его поддержки, поясняя собственное разрешение этой присягой. Через тот или иной-в таком случае период подразделение Дубровского предприняли попытку охватить правительству, однако, ко фортуне, безрезультатно. Уже После данного некто расформировывает шайку также выезжает из-за рубеж. Мы поможем вам подготовиться и написать сочинение на тему Дубровский по литературе за 6 класс. Также к скачиванию доступны готовые сочинения Владимир Дубровский, Дубровский разбойник, сочинение Дубровский и Троекурова, Дубровский и Маша, История Дубровского. Примерный план сочинения Дубровский по роману А.С. Пушкина можно составить так: Беспечная жизнь Дубровского в Петербурге. Ссора отца Дубровского с Троекуровым и её последствия. Смерть отца и лишение имения. Месть Дубровского за отца. Владимир Дубровский дефорж и разбойник. Любовь Владимира Дубровского к Маше Троекуровой. Владимир отказывается от мести. Моё отношение к герою романа Дубровского. Сочинение рассуждение почему Дубровский стал разбойников по плану можно написать по краткому сочинению на тему роман Дубровский Пушкин или история жизнь Дубровского и любовь к Маше. Один из примеров сочинения на тему Дубровский романа Пушкина по литературе для 6 класса кратко В литературе часто встречается как благородный, молодой человек становится разбойником. Лишь обстоятельства истории становления разные, часто бывает из-за любви и мести. Не исключение и рассказ Пушкина «Дубровский». Образ Владимира Дубровского как главного героя, его характер вызывает уважение и сочувствие, мы до конца романа переживаем за судьбу главного героя. Но быть разбойником, даже благородным – плохо. Детство и юность Дубровского прошли в Петербурге, он воспитывался в корпусе кадетов, что сулило ему успешную карьеру и выгодную партию с Машей Троекуровой-наследницей помещика из соседнего имения. Но жизнь готовит Дубровскому серьезное испытание: болезнь и смерть отца после перепалки с соседом. Уже по пути в родовое поместье Владимиру становится известно о том, что именно послужило причиной конфликта, и он клянется, несмотря ни на что отомстить Троекурову. Жизнь и образ Дубровского до приезда к отцу в корне меняется. Именно в этот момент Дубровский вступает на преступный путь, что весьма несвойственно дворянству 19 века. Честь и достоинство Дубровского глубоко оскорблены. Протест против беззакония и справедливости лишь подогревает месть Дубровского. Осознав, что законным путем он не докажет ничего – он принимает решение устроить пожар в фамильном имении, а сам ищет укрытия в тайге со своими верными помощниками, сколотив банду. Почему вдруг благородный Дубровский стал разбойником? Его положение в обществе не способствовало такому повороту. Защита человеческой личности –вот его главный мотив. Банда промышляет воровством и грабежами, все боятся их. И тут Дубровский предпринимает хитрый ход – устраивается на работу в качестве преподавателя французского Дефоржа к Троекуровым. Но вспыхнувшая любовь между Машей и Дубровским заставляет его проявить великодушие и не думать о мести. История любви Троекуровой и Дубровского не была долгой: отец Маши устраивает ее свадьбу с пожилым князем Верейским. Дубровский как благородный разбойник выходит из банды и покидает родные края. Характер героя весьма противоречив: разбойник ли он или жертва? Можно найти как сходства, так и различия с антигероем Троекуровым. По моему мнению, важно то, что Дубровский сочетал в себе неистребимое благородство души и был готов отдать все за защиту человеческой личности. Отношение Пушкина к Дубровскому неоднозначно. Сначала, используя образ и характеристику главного героя Дубровского, он говорит нам, что пороки и забавы русского барина бесконечны, но и благородство не знает границ. Мы ничего не знаем о дальнейшей судьбе Дубровского, однако развязка романа указывает на то, что причина его гибели в смерти самой души. Мое отношение к Дубровскому положительное, в этом романе он мой самый любимый герой. Мне импонирует его благородное отношение к отцу, трепетное начало отношений и романтическая история любви с Марьей Кирилловной. Дубровский, даже находясь в состоянии протеста и отчаяния старался совершать благородные поступки против подлости и проявлял великодушие во время бунта крестьян. Мое понимание романа заставило задуматься и об исторической эпохе, сделать выводы о законе, различить добро и зло в этой трагической истории. Закончить сочинение мне бы хотелось цитатой Дубровского, которую он оставил в качестве эпиграфа в письме: «Неистребимо благородство душ..».

Урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина «Дубровский»:

Шуликова Г.В., учитель

русского языка и литературы

МБОУ Васильево-Шамшевская

СОШ №8 Кагальницкого района

Ростовской области

Методические цели: помочь школьникам определить причины ссоры Дубровского и Троекурова в процессе анализа первой главы романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Задачи: помочь учащимся

    выявить место первой главы в композиции романа;

    определить черты характера Дубровского, Троекурова, которые

    определить роль интерьера и речевой реплики крепостного в создании

ситуации ссоры;

    выявить роль портретной зарисовки, характеров, речи в создании

    определить, какими нравственными критериями определяют свою

    стимулировать определение собственной позиции ребенка в

оценке поведения, характера, принципов жизни героев.

Дидактические цели и задачи:

    роль и место 1 главы в раскрытии причин ссоры Дубровского и Троекурова;

    художественные приемы создания образа и характеристики Троекурова;

    художественные приемы создания образа и характеристики Дубровского;

    какой характер носит сопоставление двух героев;

    какими нравственными принципами руководствуются в своей жизни

Троекуров и Дубровский;

    в чем причина ссоры Троекурова и Дубровского;

    находить способы создания образа и характеристики;

«Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного» (К.П.Троекуров)

«С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)». (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно к этим фрагментам текста обращено ваше внимание? Какова их роль в 1-й главе?

Итак, мы вспомнили двух персонажей романа. Как вы думаете, чего больше в этих героях: сходства или различия? Как сложились их отношения, судя по первой главе романа?

Они поссорились.

Подберите синоним к слову ссора.

Раздор, разлад, конфликт.

Что такое конфликт?

Как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?

Слушает варианты ответов и приближает учащихся к определению темы урока. Чтение темы урока на доске.

Как же так, почему поссорились?

    Беседа по вопросам:

А сейчас нам нужно выяснить, что же стало причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым. Какой вариант ответа предлагает нам автор? Согласимся мы с его точкой зрения или нет? Давайте перечитаем начало главы до слов «Нечаянный случай все расстроил и переменил». (Читает подготовленный ученик).

А теперь проанализируем текст с разных точек зрения и результаты своих наблюдений запишем в таблице своих рабочих тетрадей (указывает страницу).

3.Беседа по вопросам:

Как ведет себя Троекуров по отношению к соседям? Почему он ведет себя так? Дайте характеристику отношений Троекурова с соседями. Ко всем ли он относится одинаково? (Слушаются варианты ответов)

А как помещики относятся к Троекурову? Подтвердите свой ответ цитатой из романа. (Слушаются ответы школьников)

Почему Пушкин, характеризуя отношения помещиков к Троекурову, употребляет сочетания рады были угождать (а не просто: угождали), трепетали (а не боялись), готовы были (а не принуждены) тешить его праздность, никто не дерзал отказываться (а не рисковал, не осмеливался)?

Почему Дубровский остается исключительно вне общего правила?

Какими нравственными критериями определяет свою позицию Троекуров?

Какими нравственными критериями определяет свою позицию Дубровский?

Какой случай изменил все в отношениях героев?

Дети ищут цитаты, читают вслух и заполняют таблицу.«Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним».

«Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».

«…да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его… Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»

«На возвратном пути со всею своей охотой нарочно поехал полями Дубровского».

«Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

«Псарня чудная, - вряд ли людям вашим житье такое же, как вашим собакам».

«Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил». «Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».

«…а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

«Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он,- благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

    Беседа по вопросам:

Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина?

Почему Троекуров обрадовался словам Парамошки?

Какими вы представляете себе героев романа А.С.Пушкина, учитывая их

положение?

А теперь давайте посмотрим, какими их увидел художник Д.Шмаринов.

4.Работа по иллюстрации Д.А.Шмаринова «Ссора на псарне».

Как показаны Троекуров, Дубровский, псарь Парамошка?

Подробного описания внешности героев у Пушкина нет. В романе

показано, что Троекуров имеет «необыкновенную силу физических способностей », громкий голос и смех, «тяжелые шаги». О Дубровском сказано, что он был «нетерпеливым и решительным», бедным и независимым». Что же помогло иллюстратору воссоздать внешность героев романа?

Художник в своей книге «Годы жизни и работы» писал: «В новых рисунках я стремился подчеркнуть материальное и общественное неравенство двух поссорившихся друзей - старика Дубровского и барина Троекурова», Удалось ли это сделать Д.Шмаринову?

5.Беседа по вопросам:

Понял ли Троекуров, что обидел старого друга?

Сожалеет ли Троекуров о случившемся?

Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?

Как Троекуров хочет наказать Дубровского?

6. Чтение эпизода «Встреча с Шабашкиным» (от слов «Расхаживая тяжелыми

шагами взад и вперед по зале… до слов «Шабашкин поклонился до земли, вышел вон…»

(Учитель указывает страницы с нужным текстом романа)

7.Беседа по вопросам:

Каким мы увидели Троекурова в этом эпизоде?

Как характеризует Троекурова его обращение к Шабашкину: «Как бишь

Как вы поняли словосочетание «маленький человек»?

8.Повторное чтение эпизода.

С какой интонацией прочитаем слова Шабашкина?

IV. Подведение итогов урока.

Почему же поссорились Дубровский и Троекуров?

2. Озаглавить главы II-IV.

3. Индивидуальное задание:

    Подготовить рассказ «Жизнь Дубровского в Петербурге» по плану:

Какой образ жизни вел молодой Дубровский?

Как относились к нему товарищи?

О чем мечтает Дубровский?

Какие черты характера свойственны Владимиру Дубровскому?

Какие чувства пробудила у Дубровского весть о болезни отца?

    Подготовить выразительное чтение письма Орины Егоровны

Бузыревой.

    Подготовить чтение по ролям диалога Дубровского с кучером

Антоном от слов «Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер» до слов «И лошади его побежали крупной рысью».

Александр Сергеевич Пушкин

Причины ссоры Дубровского и Троекурова.

Материалы к урокам литературы в 6-м классе

Беседа по вопросам.

  • Что значит – Троекуров имел «большой вес в губерниях, гденаходилось его имение»?

2) Что давало ему такую власть?

3) Как относились к Троекурову соседи и губернские чиновники?

4) Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время?

5) Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания », уважал Дубровского?

6) Как характеризует Дубровского случай на псарне?

7) Как Троекуров отнёсся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля?

8) Какое обстоятельство сделало примирение невозможным?

9) Какой способ мести избирает Троекуров?

10) Как Троекуров обращается с Шабашкиным? Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова?

11) Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда?

Характеристика Троекурова

Кирила Петрович Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Такую власть ему давали «богатство, знатный род и связи».

Соседи и губернские чиновники относились к нему льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».

Забавы владетельного барина

Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чём отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при «довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые – он по существу издевался над ними.

Уважение к Дубровскому

«Некогда они были товарищами по службе»; «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели».

Андрей Гаврилович Дубровский был горд и независим, хотя и беден, «прямо высказывал своё мнение»; Дубровский был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником» - всё это вызывало уважение Троекурова.

Случай на псарне…

Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя – он «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения.

Действия и поступки Троекурова:

«велел тотчас его догнать и воротить непременно», «вторично послал»,за соседом. Получив письмо оскорблённого Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Вывод: обидеть Дубровского Троекуров не хотел.

Примирение невозможно…

Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.

На Кистенёвку!..

Способ мести

Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причём сделать это под видом законности, чужими руками.

Договорились…

Характеристика Шабашкина

Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: отвешивает «поклон за поклоном», «с благоговением ожидая» приказаний Троекурова, «поклониться до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.

Общение с Троекуровым

Шабашкин хлопотал за Троекурова, «действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».

Кирила Петрович общается с Шабашкиным с пренебрежением – он знает, что ему подчиняются все, в том числе и «законники»: «Как бишь тебя зовут? Зачем пожаловал. Выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на «ты».

Письмо из суда…

Дубровский «изумлён», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность. Шабашкин понимает, «что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».

В основе романа «Дубровский» Пушкиным был положен случай, очень характерный для взаимоотношений между помещиками, существовавшими в то время. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он способен был притеснить более слабого, бедного своего соседа, не говоря уже и о том, чтобы отнять у него имение. Александр Сергеевич очень заботился о правдоподобности своего романа.

Все действующие лица романа «Дубровский» поделены словно на социальные классы , каждый со своими признаками. К примеру, помещик Троекуров вначале кажется богатым «злодеем» и роль его - «злодейская». Но ведь натура его совсем не такая плохая, присутствуют в его душе и задатки благородства, великодушного отношения к людям. Он искренне уважает и любит своего бедного старого товарища - Дубровского, даже намеревается выдать свою дочь Марию замуж за сына Дубровского - Владимира.

Однако все задатки великодушия «убиваются» окружением помещика, которое потакает всем его выходкам и капризам. Троекуров - уже практически имя нарицательное, это типичный представитель породы людей, произрастающих в условиях собственного безграничного произвола при полнейшем бесправии окружающих.

А вот в старинном друге Троекурова - в Дубровском дворянская порода сказывается тоже, но в абсолютно других формах. Его бедность (довольно относительная, по правде говоря) не способна усмирить дворянскую гордость, напротив, она лишь обостряет её. В сущности, именно Дубровский - виновник столкновения с Троекуровым, именно «бедный» помещик оказывается стороной нападающей, он первый задевает старого друга. В нём говорила его охотничья натура: увидев блестящее состояние псарни Троекурова, Дубровский не сумел удержать зависти и колко высказал своё мнение по этому поводу.Поначалу Троекуров не обращает внимание на эту колкость. Ссора разгорается немного позже, после отказа прислать псаря, надерзившего дворянину, для наказания. Да ещё и ответ на это требование был достаточно резким. Одним словом, из обычного пустяка «раздувается» самая настоящая война двух помещиков.

Эта война приводит к серьёзным последствиям для всех главных героев романа, включая и Владимира с Марией, которых собирались поженить. Автору удалось показать, как постепенно разгоралась вражда, все события естественны в своей логической последовательности и изображены с величайшим мастерством настоящего художника пера.

Роман «Дубровский» так и не был закончен, оставшись лишь в рукописном варианте . Ему присуща несколько «разбойничья» романтическая окраска происходящих событий. И в то же время, глубокий реализм описания позволяет взглянуть на существующую социальную картину того времени. Образы главных героев довольно типичны, начиная от бесцеремонного самодура-Троекурова и заканчивая стариком Дубровским, честным и принципиальным человеком. Хорошо показано в романе и противопоставление между «сильными мира сего» и низшими слоями общества. Все эти представители разных социальных групп изображены с необычайной художественной точностью.

    • Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление . Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
    • Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками . Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
    • Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия , вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе , затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование , служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • А.С. Пушкин - величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером . Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Было туманное осеннее утро . Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста , так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя , сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы . Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время , которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране . Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья . Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия , которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото »). Ещё одна семья приехала из Воронежской области , […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
    • Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение - вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • Урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина «Дубровский»:
    «ПРИЧИНЫ ССОРЫ ДУБРОВСКОГО И ТРОЕКУРОВА»

    Шуликова Г.В., учитель
    русского языка и литературы
    МБОУ Васильево-Шамшевская
    СОШ №8 Кагальницкого района
    Ростовской области

    Тема урока: Причины ссоры Дубровского и Троекурова
    Методические цели: помочь школьникам определить причины ссоры Дубровского и Троекурова в процессе анализа первой главы романа А.С.Пушкина «Дубровский».
    Задачи: помочь учащимся
    выявить место первой главы в композиции романа;
    определить черты характера Дубровского, Троекурова, которые
    привели к ссоре двух давних друзей;
    определить роль интерьера и речевой реплики крепостного в создании
    ситуации ссоры;
    выявить роль портретной зарисовки, характеров, речи в создании
    образов и выражении авторской позиции;
    определить, какими нравственными критериями определяют свою
    позицию Троекуров и Дубровский;
    стимулировать определение собственной позиции ребенка в
    оценке поведения, характера, принципов жизни героев.
    Дидактические цели и задачи:
    Знать:
    роль и место 1 главы в раскрытии причин ссоры Дубровского и Троекурова;
    художественные приемы создания образа и характеристики Троекурова;
    художественные приемы создания образа и характеристики Дубровского;
    какой характер носит сопоставление двух героев;
    какими нравственными принципами руководствуются в своей жизни
    Троекуров и Дубровский;
    в чем причина ссоры Троекурова и Дубровского;
    авторскую позицию в оценке поведения героев.
    Уметь:
    находить способы создания образа и характеристики;
    определять авторскую позицию и выражать собственную в оценке поведения
    героев.
    Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.
    Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
    Ход урока
    Подготовка к работе с текстом. Выявление первоначальных
    читательских впечатлений.
    - Вы прочитали роман. Кто из героев вам понравился и почему?
    -Кто вызвал неприязнь?
    -Какие эпизоды романа запомнились и чем именно?
    -Сегодня на уроке мы продолжаем работу над романом А.С.Пушкина «Дубровский». Начнем занятие с небольшого задания. Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:
    «Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного» (К.П.Троекуров)
    «С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)». (А.Г.Дубровский)
    -Как вы думаете, почему именно к этим фрагментам текста обращено ваше внимание? Какова их роль в 1-й главе?
    -Итак, мы вспомнили двух персонажей романа. Как вы думаете, чего больше в этих героях: сходства или различия? Как сложились их отношения, судя по первой главе романа?
    -Они поссорились.
    -Подберите синоним к слову ссора.
    -Раздор, разлад, конфликт.
    -Что такое конфликт?
    Чтение определения конфликта по словарю.
    -Как вы думаете, как можно сформулировать тему урока?
    Слушает варианты ответов и приближает учащихся к определению темы урока. Чтение темы урока на доске.
    -Как же так, почему поссорились?
    Чтение записанных на доске целей урока.

    II. Работа с текстом первой главы.
    Беседа по вопросам:
    -А сейчас нам нужно выяснить, что же стало причиной ссоры между Дубровским и Троекуровым. Какой вариант ответа предлагает нам автор? Согласимся мы с его точкой зрения или нет? Давайте перечитаем начало главы до слов «Нечаянный случай все расстроил и переменил». (Читает подготовленный ученик).
    -А теперь проанализируем текст с разных точек зрения и результаты своих наблюдений запишем в таблице своих рабочих тетрадей (указывает страницу).
    2.Работа по таблице «Дубровский и Троекуров»
    Способы создания образа
    Троекуров
    Дубровский

    Общее в судьбах героях
    женились по любви, скоро овдовели

    Социальное положение
    Отставной генерал-аншеф, богат, происходит из знатного рода и имеет связи, большой вес в губерниях
    Отставной поручик гвардии, владел семьюдесятью душами, беден и независим

    Качество характера
    Необразованный, пылкого нрава, ограниченного ума, надменный в отношениях с людьми низшего звания, отроду не удостаивавший никого своим вниманием
    Нетерпеливый и решительный. Прямо высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина дома

    Занятия
    Праздность, дом полон гостями, буйные увеселения, страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе, время проводил в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах
    Горячий охотник

    Отношение соседей
    Рады были угождать, трепетали при его имени
    Все завидовали согласию с Троекуровым, удивлялись смелости, пытались подражать

    Отношение к крестьянам
    Строго и своенравно

    3.Беседа по вопросам:
    - На каком приеме строит автор характеристики героев? (На приеме противопоставления)
    -Как ведет себя Троекуров по отношению к соседям? Почему он ведет себя так? Дайте характеристику отношений Троекурова с соседями. Ко всем ли он относится одинаково? (Слушаются варианты ответов)
    -А как помещики относятся к Троекурову? Подтвердите свой ответ цитатой из романа. (Слушаются ответы школьников)
    -Почему Пушкин, характеризуя отношения помещиков к Троекурову, употребляет сочетания рады были угождать (а не просто: угождали), трепетали (а не боялись), готовы были (а не принуждены) тешить его праздность, никто не дерзал отказываться (а не рисковал, не осмеливался)?
    -Почему Дубровский остается исключительно вне общего правила?
    -Какими нравственными критериями определяет свою позицию Троекуров?
    -Какими нравственными критериями определяет свою позицию Дубровский?
    -Какой случай изменил все в отношениях героев?
    III. Самостоятельная исследовательская работа с текстом «Кто виноват в ссоре Дубровского и Троекурова»
    Задания для групп: найти в прочитанном тексте доказательства вины
    Троекурова (1 группа), Дубровского (2 группа), псаря Парамошки (3 группа).
    Выразительное чтение отрывка романа от слов «Раз в начале осени Кирила
    Петрович собирался в отъезжее поле» до слов «Но мысли его приняли другое направление». (Указываются страницы учебника с нужным текстом)
    Дети ищут цитаты, читают вслух и заполняют таблицу.
    Троекуров
    Дубровский
    Парамошка

    «Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестись и к ним».
    «Осердился и вторично послал того же слугу сказать Андрею Гавриловичу, что если он тотчас же не приедет ночевать в Покровское, то он, Троекуров, с ним навеки рассорится».
    «да знает ли он, с кем связывается? Вот я ж его Наплачется он у меня, узнает, каково идти на Троекурова!»
    «На возвратном пути со всею своей охотой нарочно поехал полями Дубровского».
    «Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения».

    «Псарня чудная, - вряд ли людям вашим житье такое же, как вашим собакам».
    «Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил». «Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться».
    «а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».
    «Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он,- благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее».

    Беседа по вопросам:
    -Почему Парамошка осмелился унизить лучшего друга хозяина?
    -Почему Троекуров обрадовался словам Парамошки?
    -Какими вы представляете себе героев романа А.С.Пушкина, учитывая их
    положение?
    (Слушает варианты ответов учащихся)
    -А теперь давайте посмотрим, какими их увидел художник Д.Шмаринов.
    Пушкинское ли это изображение?
    4.Работа по иллюстрации Д.А.Шмаринова «Ссора на псарне».
    -Как показаны Троекуров, Дубровский, псарь Парамошка?
    (Слушает варианты ответов детей)
    -Подробного описания внешности героев у Пушкина нет. В романе
    показано, что Троекуров имеет «необыкновенную силу физических способностей», громкий голос и смех, «тяжелые шаги». О Дубровском сказано, что он был «нетерпеливым и решительным», бедным и независимым». Что же помогло иллюстратору воссоздать внешность героев романа?
    -Художник в своей книге «Годы жизни и работы» писал: «В новых рисунках я стремился подчеркнуть материальное и общественное неравенство двух поссорившихся друзей – старика Дубровского и барина Троекурова», Удалось ли это сделать Д.Шмаринову?
    5.Беседа по вопросам:
    -Понял ли Троекуров, что обидел старого друга?
    -Сожалеет ли Троекуров о случившемся?
    -Почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
    -Как Троекуров хочет наказать Дубровского?
    6. Чтение эпизода «Встреча с Шабашкиным» (от слов «Расхаживая тяжелыми
    шагами взад и вперед по зале до слов «Шабашкин поклонился до земли, вышел вон»
    (Учитель указывает страницы с нужным текстом романа)
    7.Беседа по вопросам:
    -Каким мы увидели Троекурова в этом эпизоде?
    - Как характеризует Троекурова его обращение к Шабашкину: «Как бишь
    тебя зовут»?
    -Как автор показывает подобострастие Шабашкина?
    -Как вы поняли словосочетание «маленький человек»?
    8.Повторное чтение эпизода.
    -Как будем читать слова Троекурова?
    -С какой интонацией прочитаем слова Шабашкина?
    IV. Подведение итогов урока.
    -Почему же поссорились Дубровский и Троекуров?
    V. Задание на дом:
    1. Прочитать статью учебника «Для вас, любознательные».
    2. Озаглавить главы II-IV.
    3. Индивидуальное задание:
    Пересказ эпизода в суде от лица Троекурова.
    Пересказ эпизода в суде от лица Дубровского.
    Подготовить рассказ «Жизнь Дубровского в Петербурге» по плану:
    -Какой образ жизни вел молодой Дубровский?
    -Как относились к нему товарищи?
    -О чем мечтает Дубровский?
    -Какие черты характера свойственны Владимиру Дубровскому?
    -Какие чувства пробудила у Дубровского весть о болезни отца?
    Подготовить выразительное чтение письма Орины Егоровны
    Бузыревой.
    Подготовить чтение по ролям диалога Дубровского с кучером
    Антоном от слов «Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер» до слов «И лошади его побежали крупной рысью».

    Некоторые критики и коллеги великого Пушкина считали, что у него не было неудач в творчестве, кроме одной. Этой неудачей, по их мнению, был роман «Дубровский». Знаменитая Анна Ахматова заметила, что написанием этого произведения автор хотел на долгое время избавить себя от финансовых проблем, так как творение явно было рассчитано на успех у публики - слишком уж проскальзывали в нем нотки бульварного романа. Мы, конечно, не вправе подвергать такой резкой критике творчество гениального Пушкина. Но вот разобраться с особенностями поведения некоторых его героев стоит.

    Задумка романа

    По мнению исследователей творчества Александра Сергеевича Пушкина, роман «Дубровский» был задуман еще в 1832 году. Есть сведения, что ради этой повести автор приостановил реализацию других, не менее грандиозных литературных планов . Наверное, ему самому была интересна причина ссоры Дубровского и Троекурова, поэтому работа шла очень быстро. Возможно, Пушкин был настолько поражен историей реального прототипа Дубровского, что написание продвигалось ускоренными темпами. Произведение основано на действительных событиях, имевших место в Белоруссии. Все подробности были рассказаны Пушкину его давним другом Нащокиным в Москве. А поскольку автор не мог писать о реальном персонаже , носившем созвучную фамилию Островский, то в произведении описана ссора Дубровского и Троекурова.

    Характеристика Троекурова

    Чтобы лучше понять, о каких именно людях идет речь в произведении, нужна детальная характеристика Троекурова и Дубровского. Начать лучше с негативного, по мнению автора, героя. Итак, Троекуров, кто же он на самом деле? Многие критики при дают емкое определение «самодур». Именно это слово наиболее ярко характеризирует стиль поведения героя. Необузданный характер, безумные, часто опасные выходки, наглость и самоуверенность - вот краткое перечисление ключевых качеств его характера. Есть сведения, что и у Троекурова был двойник в реальной жизни . Вполне возможно, что Пушкин списал этого персонажа со своего двоюродного дяди, тоже помещика, и тоже весьма непростого нрава. Чтобы понять, в чем причина ссоры Дубровского и Троекурова, нужно уделить внимание и другому герою произведения.

    Дубровский-старший

    Казалось бы, старые товарищи, имеющие похожее прошлое, должны иметь и похожие характеры. Но нет, что-то разительно отличает друг от друга Дубровского-отца и Троекурова. Сам автор исписывает много страниц, передавая схожие черты и то, как складывались судьбы. И продвижение по карьерной лестнице тут упоминается, и то, что оба женились, следуя зову сердца, и то, что так и не насладились долгим браком по любви, имели по ребенку. Таким людям присущи упорство и вспыльчивость, есть они у наших героев в полной мере. Но, несмотря на близкое соседство, это люди очень своеобразные, и в результате возникает ссора между Дубровским и Троекуровым. Их имущественное положение разделяет пропасть. Бедность Дубровского - гордая, ей не присуща зависть, поэтому он более к себе располагает. Этот герой появляется перед читателями в благородном свете. Вот приблизительная характеристика Троекурова и Дубровского, пушкинских персонажей.

    Как все происходило

    Пушкин в этом произведении дает нам понять, что дружба между такими разными людьми возможна до определенного момента . Становится понятно, что соседи не одинаково дорожат ею. Очень трагическим выглядит эпизод ссоры Дубровского и Троекурова, а последствия его еще хуже. В один из дней, когда у Троекурова был очередной прием, он повел гостей на свою псарню. Так получилось, что его друг Дубровский сделал ему замечание, в результате чего разразилась ссора, навсегда перечеркнувшая многолетнюю дружбу. Очень грустный факт открывает здесь читателям автор: Троекуров высокомерен, заносчив и ни в грош не ставит старого товарища. Для Троекурова обидеть друга не составило труда. Ведь он признает только язык денег, не принимая в расчет чувства других людей.

    Попытки все исправить

    Все-таки Пушкин дал возможность Троекурову исправить ситуацию и попросить прощения. Да, взбалмошный помещик приходит домой к своему старинному другу и хочет извиниться. Но к тому времени Дубровский уже лежит тяжело больной. Его сын во всем винит Троекурова и не подпускает близко к больному, а со скандалом прогоняет. Причина ссоры Дубровского и Троекурова очень нелепа, но по-разному отразилась на них обоих. Для одного это просто неприятный момент, а для другого душевная драма, приведшая к тяжелой болезни и к смерти. Можно понять и чувства Дубровского-младшего: ему искренне жаль отца, который попросту оказался преданным. Но он еще не знает, что задумал Троекуров. Вскоре разразится как гром среди ясного неба весть о судебной тяжбе. Да, быть нечистым на руку лучше удается тому, чья мошна тяжелее, ведь взяточникам в суде тоже нужно кое-что положить в карман, речь идет о колоссальных взятках. Раздавая их направо и налево, Троекуров разоряет еще совсем недавно близкого друга и упивается победой. Тем временем Дубровский-старший лежит, окончательно добитый горем и болезнями, а вскоре умирает.

    Жестокость неосторожная или целенаправленная?

    Смерть и разорение - это еще не все тяжкие последствия, а между тем причина ссоры между Дубровским и Троекуровым так банальна. Сюда следует еще отнести разбитое счастье дочери Троекурова Маруси. Очень жалко юную девушку, по воле отца выходящую замуж за престарелого помещика. Она самом деле любила Дубровского-младшего. Вот так из-за отцовской жестокости, которая идет рука об руку с алчностью, и страдают дети. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что в продолжении этого произведения все же предусматривался счастливый финал. Дубровский-младший, вынужденный стать на разбойничий путь, уедет скрываться за границу. Но через несколько лет вернется и воссоединится с любимой. К сожалению, роман так и не закончен, и но вариантов развития событий было несколько. И мы никогда не узнаем, который из них подлинный. Понятной остается только причина ссоры Дубровского и Троекурова.

    ­Дружба и вражда

    Роман А. С. Пушкина «Дубровский» был написан в первой половине 19-го века, когда особенно остро стояла социальная проблема классового разделения. Люди, относившие себя к дворянам, составляли одну ячейку, а крестьяне – вторую. Но была и такая категория, как разорившиеся дворяне. К ним можно отнести семью главного героя этого небезызвестного пушкинского произведения.

    Дубровские были выходцами из псковских дворян, но не могли быть причислены к числу богатых людей. Андрей Гаврилович был небогатым помещиком, который все же владел целым поселком, родовым имением и собственным хозяйством, за которым вели надзор крестьяне. Неподалеку было еще одно имение, принадлежавшее богатому помещику Троекурову, который был бывшим сослуживцем и хорошим другом Дубровского.

    В былые времена он даже мечтал выдать дочь замуж за его сына. Однако дети выросли, у каждого была своя жизнь.

    Обратите внимание

    Владимир учился в кадетском корпусе в Петербурге, а Маша росла на радость отцу в его роскошном особняке и считалась в округе завидной невестой.

    В один непогожий осенний день Троекуров с Дубровским превратились из добрых друзей в лютых врагов. Между помещиками произошла размолвка, после которой они друг с другом уже больше не разговаривали.

    Дубровского удерживала гордыня и независимое поведение, а Троекурова – излишняя властность и всесильность.

    Он был уверен, что при желании сумеет через суд отобрать у соседа его родовое имение, таким образом, лишив последнего, что было у бедного Андрея Гавриловича и его семьи.

    Так он и поступил, прибегнув к помощи своих связей и подкупив судейских чиновников. Когда суд признал право Троекурова на Кистеневку, с Дубровским случился удар, после которого он так и не оправился.

    Вражда этих двух помещиков не лучшим образом отразилась на их детях. Владимир, узнав о случившемся, тут же оставил службу и вернулся домой. К сожалению, немного времени он смог провести с отцом, так как тот вскоре умер.

    После этого он приказал своим крестьянам сжечь дом, чтобы он не доставался ненавистному Троекурову, а сам ушел в лес и стал разбойником.

    Верные крестьяне своего хозяина не оставили и, чтобы не служить новому барину, ушли в лес вслед за ним.

    С тех пор, в окрестностях Кистенёвки орудовала опасная банда, отбирающая деньги у лживых дворян. Дубровского-млашего можно было называть новым Робин Гудом, так как он поступал исключительно по велению совести.

    Крестьяне его за это уважали и во всем прислушивались. Однако судьбе было угодно так распорядиться, чтобы Владимир полюбил дочь Троекурова.

    Ради своих чувств к Маше, он даже простил врага отца и больше не хотел ему мстить.

    Но Троекуров и здесь показал себя не с лучшей стороны. Пользуясь своей властью, он запер дочь дома до ее свадьбы с пожилым, но богатым князем. Таким образом, из-за глупой вражды и неоправданной жестокости одного помещика, были сломаны сразу две судьбы. Мария, сама того не желая, вышла замуж за немилого Верейского, а Владимир, разочаровавшись в жизни, уехал в неизвестном направлении.

    Автор оставил свой роман незаконченным, чтобы читатели сами могли додумать желаемый финал. Но этому произведению очень сложно придумать счастливое продолжение, так как цена вражды бывает слишком высокой. Правильно говорят в народе: «Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками». Так и Троекуровы с Дубровскими, наверное, никогда уже не помирятся.

    см. также:
    Другие сочинения по произведению Дубровский, Пушкин

    Характеристики главных героев произведения Дубровский, Пушкин

    Краткая биография Александра Пушкина

    А. С. Пушкин. Дубровский. Расскажите о дружбе старшего Дубровского и Троекурова. Что ее породило? Почему она так тра­гически прервалась?

    Расскажите о дружбе старшего Дубровского и Троекурова. Что ее породило? Почему она так тра­гически прервалась?

    Дружба Андрея Гавриловича Дуб­ровского и Кирилы Петровича Троекуро­ва существенно отличалась от взаимо­отношений богатого и могущественного барина с другими его соседями-помещиками и знакомыми. Они некогда были то­варищами по службе. Один из них вышел в отставку в чине поручика гвардии, другой - в чине генерал-аншефа.

    У обо­их были характеры независимые. Дуб­ровский, несмотря на его небогатое положение и скромную должность, отли­чался гордостью, нетерпением и реши­тельностью характера, за что был уважа­ем Троекуровым.

    Он не позволял со своим другом тех грубых и жестоких шуток, ко­торым подвергал других, а также терпел замечания, которые делал Дубровский по поводу его образа жизни. Старший Дуб­ровский к тому же был интересным собе­седником, в его отсутствие Кирила Петро­вич скучал.

    Пушкин объяснял причины их особой дружбы тем, что они были ро­весниками, получили одинаковое воспи­тание, оба овдовели, имели по одному ре­бенку.

    Иногда Троекуров высказывал мысль

    поженить Машу и Владимира, на что Дубровский отвечал, что муж должен быть главой семьи, а не “приказчиком из­балованной бабенки”, поэтому ему лучше жениться на бедной дворяночке. Все сосе­ди завидовали согласию, царившему меж­ду ними.

    По выражению автора, “нечаян­ный случай все расстроил” и изменил их отношения. Однажды во время осмотра псарни Дубровского оскорбил слуга Трое­курова Парамошка. В ответ на это Андрей Гаврилович удалился из Покровского и потребовал, чтобы Троекуров прислал слугу на его суд, а будет воля наказать или помиловать - решит сам. Этого стер­петь не мог своенравный Троекуров и ре­шил поставить бывшего друга на колени. Весь дальнейший сюжет романа опреде­ляется этим событием.

    Глоссарий:

    • характеристика дубровского старшего
    • дружба Дубровского и Троекурова
    • дружба Троекурова и дубровского
    • почему невозможно примирение старшего дубровского и троекурова
    • расскажите о дружбе старшего дубровского и троекурова

    Сочинение чичиков как новый герой эпохи.

    А. С. Пушкин. Дубровский. Расскажите о дружбе старшего Дубровского и Троекурова. Что ее породило? Почему она так тра­гически прервалась?

    Categories: Сочинения по литературе

    Какова причина ссоры Дубровского и Троекурова?

    Некоторые критики и коллеги великого Пушкина считали, что у него не было неудач в творчестве, кроме одной. Этой неудачей, по их мнению, был роман «Дубровский».

    Знаменитая Анна Ахматова заметила, что написанием этого произведения автор хотел на долгое время избавить себя от финансовых проблем, так как творение явно было рассчитано на успех у публики – слишком уж проскальзывали в нем нотки бульварного романа.

    Мы, конечно, не вправе подвергать такой резкой критике творчество гениального Пушкина. Но вот разобраться с особенностями поведения некоторых его героев стоит.