Почему Софья предпочитает дурака Молчалина умному Чацкому? (сочинение к ЕГЭ по литературе). Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Горе от ума любовный софья молчалина

Почему Софья полюбила Молчалина?

Героиня которая нарушает нравственные основы.

Соединив в комедии "Гоу" черты классицизма и реализма, Г-дов отказался от однобокости в изображении героев. Поэтому в пьесе нет идеальных, положительных персонажей, зато перед нами предстали как живые Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов и другие.

Не зря Гончаров отметил и оценил в Софье "черты характера живого и реалистического". У Софьи есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки. Она умна, решительна, самостоятельна. Не случайно даже само имя героини Софья - "мудрая". Речь ее, яркая, образная, эмоциональная, афористическая, соответствует характеру молодой девушки ("Счастливые часов не наблюдают"). Софье в комедии отведена непростая роль отражения атаки Чацкого. В критических ситуациях она проявляет не только решительность и находчивость.

Вспомним эпизод, когда, стремясь отвлечь внимание батюшки от присутствия Молчалина в ее комнате, она сочиняет сон, который якобы расстроил ее. Этот придуманный на ходу сон свидетельствует о тонком уме Софьи, о ее незаурядных литературных способностях.

Чацкий полюбил Софью прежде всего за тонкий ум, независимость взглядов, самостоятельность в принятии решений, в отношениях с людьми. Сильный, гордый характер девушки вызывает симпатию. Чацкий влюбляется безумно: "Я вас без памяти люблю". Не случайно, вернувшись в Москву из дальних стран, он постоянно взывает к ее разуму. Софья по-своему умна, она много читает ("Ей сна нет от французских книг"), но предмет ее чтения - сентиментальные романы, в которых описываются истории любви (их герои бедны и не имеют положения в обществе).

Софья восхищается их верностью, преданностью, готовностью всем пожертвовать во имя любви. Под влиянием этих романов у нее складывается представление об идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. И таким романтическим героем Софья вообразила Молчалина. Вот внешняя линия поведения Молчалина наедине с Софьей: "возьмет он руку, к сердцу жмет…". Именно так ведут себя герои французских романов.

Но Чацкий не таков. Хотя он и был влюблен в Софью, но оставил ее на целых три года и уехал странствовать. За это время Чацкий не написал ни строчки. А в Софье происходили существенные перемены, менялось ее отношение к Чацкому. Психология молодых девушек такова, что им требуется любовь, ласка, внимание, восхищение. Разлуку же они могут не перенести.

Так произошло и с Софьей. Но в Чацком любовь не угасла. Отсюда и любовная драма - непонимание одного героя другим. В пьесе "Гоу" каждый герой составляет себе жизненную схему. Вот главный конфликт по Г-дову (конфликт жизни и схемы). Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, худо другое - она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…

Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов. У Софьи есть свой план, в своей семейной жизни она хочет быть счастливой. Возможно, поэтому она выбрала Молчалина, которым можно командовать, который так соответствует роли "мужа-мальчика, мужа-слуги". Софья отвергает Чацкого не только из-за чувства оскорбленного женского самолюбия, но и потому, что независимый, дерзкий, вольнолюбивый и непокорный Чацкий ее пугает: "Да этакий ли ум семейство осчастливит?" Поэтому Г-дов так писал о своей героине: "Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку".

В конце пьесы Чацкий обвиняет героиню в забвении "женского страха и стыда": А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд, - За двери прячется, боится быть в ответе. И Чацкий, и Катенин, и даже Пушкин обвиняли героиню: "Софья преступила границы поведения, поставленные барышне ее круга. Она нарушила приличия!" Софья бросила тем самым вызов старым взглядам на любовь, брак. Если Чацкий сотрясает социальные основы, то Софья - нравственные. И царская цензура запретила эту пьесу печатать и ставить на сцене не из-за крамольной речи Чацкого, а из-за нарушения Софьей нравственных норм поведения.

В отличие от Фамусова, Молчалина, других персонажей пьесы, Софья не боится суда окружающих: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?" Софья Павловна в своих ошибках обвиняет себя: "Не продолжайте, я виню себя кругом". Значит, есть в этой девушке чувство ответственности за собственные поступки. Стоит обратить внимание на то, что Чацкий, борясь за свободный образ мыслей, поведения, жизни, отказывает в этом праве Софье. Софья спокойно держится в последней сцене комедии, когда открывается подлость и низость Молчалина.

Героине очень тяжело, потому что все происходит в присутствии Чацкого. Ей, красивой, умной, образованной дворянке, предпочли служанку. Но ведь Софья молода, простим молодости ошибки, ведь не зря мудрый Пушкин в романе "Евгений Онегин" писал: Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред. У Г-дова все герои, которые намечают цели в жизни, терпят крах. Своего рода "горе от ума", если понимать ум как разработанный план действий, стремление лепить жизнь с кого-то. Но жизнь идет не по плану.

Любовная линия пьесы означает одну простую истину, жизнь - сокровенное горение, полет. Г-дов, по-моему, написал пьесу о жизни, а не о политике, и о самом главном в жизни - о любви. Гончаров писал, что в Софье "есть сильные задатки недюжинной натуры". И это действительно так. Надо по достоинству оценивать в этой девушке "черты характера живого и реалистического". Именно Софья Павловна Фамусова начинает галерею прекрасных образов русских женщин в нашей литературе.

В комедии "Горе от ума" изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. "Век нынешний" стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а "век минувший" пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.

Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии "Горе от ума". О нем мы и поговорим сегодня.

Противоречивый образ героини

Образ Софьи в комедии "Горе от ума" - один из наиболее сложных в Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья - причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из

Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.

Образованность Софьи

С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из "Горе от ума". Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что "ученье - вот чума", что в нем "прок не велик". В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян "века минувшего".

Почему Софья увлеклась Молчалиным?

Закономерно увлечение этой девушки Молчалиным. Образ Софьи в комедии "Горе от ума" следует дополнить тем, что девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня разглядела в немногословности и скромности своего возлюбленного Девушка не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина. Этот находился рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.

Влияние фамусовского общества

Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители "века минувшего", в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, "злые языки страшнее пистолета", то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.

Тем не менее, образ Софьи в комедии "Горе от ума" следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.

Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины - как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.

Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Трагический образ героини

Софья в произведении "Горе от ума" - наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна ("Горе от ума") воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.

Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.

Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.

"Мильон терзаний" Софьи

Безусловно, велика роль Софьи ("Горе от ума"). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество.

Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается "мильон терзаний". К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин - недостойный человек, как выясняется в финале произведения "Горе от ума".

Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?

Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.

Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой.
А. Грибоедов

Комедия «Горе от ума» занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлете-лись на крылатые фразы, — все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает по-ражать нас своими «вечными» характерами — будь то яростный противник образо-вания Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличи-тель нравов Чацкий.

В комедии «Горе от ума» — две сюжетные линии: конфликт главного героя с «веком минувшим» и личная история Чацкого, крушение его любви. Среди персо-нажей комедии Чацкий, конечно же, самый привлекательный. Он остроумен и красноречив, добр и мягок, горд и искренен, он «славно пишет, переводит», лю-бовь его к Софье глубока и постоянна. Но почему же Софья предпочла ему Мол-чалина, это, по словам Чацкого, «жалчайшее создание»?

Образ Софьи довольно противоречив. Она наделена и положительными черта-ми, которые привлекли такого незаурядного человека, как Чацкий, и отрицатель-ными, которые и толкнули ее к Молчалину. Что выделяло Софью в мире Фамусо-вых? Прежде всего независимость, самостоятельность. Полюбив Молчалина, то есть человека не своего круга, она поступила против правил. И не вина Софьи в том, что Молчалин вовсе не такой, каким он видится ей. Софья по-своему умна, она много читает. Но читает в основном сентиментальные романы, далекие от настоящей жизни. Под их влиянием у нее складывается впечатление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Таким идеальным героем ей видится Молчалин.

И в этом-то ее вина — ее душевная слепота. За время разлуки с Чацким Софья не выросла духовно. Более того — она настолько поддалась влиянию фамусовского окружения, что не способна критически осмыслить происходящее. Чацкий никак не может поверить в то, что такая умная, незаурядная девушка, как Софья, полюбила льстеца и низкопоклонника Молчалина. Он все еще думает, что Софья — та прежняя, какой она была в детстве, когда они вместе смеялись над людьми, подобными Молчалину. Но, к сожалению, Софья воспринимает Молчалина очень серьезно. Независимый, насмешливый и острый ум Чацкого пугает Софью: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо заявляет она Чацкому. Не забудем, что Софья — Фамусова. Она отвергает Чацкого по тем же причинам, что и ее отец вместе с «княгиней Марьей Алексевной». Чацкий — чужой, «не свой», он непонятен, а следовательно — опасен. Именно Софья наносит самый сильный удар Чацкому — объявляет о его сумасшествии. Материал с сайта

Лицемерие, низкопоклонство и угодничество Молчалина Софья возводит чуть ли не в ранг его достоинств. Что же здесь странного? В том обществе, в котором она живет, каждый выживает как может. Прослывешь сумасшедшим, если будешь выделяться из общей массы. Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее, поэтому она и принимает подобострастие и притворство Молчалина, который готов стать «мужем-слугой», за любовь. В конце комедии к Софье приходит отрезвление, но Чацкий не зря говорит, что для нее это еще не катастрофа, что «по размышленьи зрелом» она помирится с Молчалиным, ведь он будет во всем ей угождать, он — «из жениных пажей — высокий идеал московских всех мужей».

Можно только удивляться прозорливости Грибоедова, его умению предвидеть поведение людей, связанных не искренней любовью, а эгоистическими стремлениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему софья отвергает чацкого
  • крылатые фразы софьи, чацкого и молчалина
  • горе от ума почему софья предпочла молчалина чацкому
  • почему софья полюбила молчалина
  • сочинения горе от ума почему софья выбрала молчалина

(2-й вариант)

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и

ездить так далеко?

А. С. Грибоедов.

Среди богатств русской классической литературы особое место занимает комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Живые образы этой комедии рассказывают о далеком прошлом, волнуя и современного читателя. В центре изображения -барская Москва, но в репликах грибоедовских героев звучат слова и о Петербурге, то есть затронуты необозримые пространства России. В комедии представлены все слои русского общества, от московской знати, представителями которой являются Фамусов и Хлестова, до крепостных слуг.

На мой взгляд, комедия очень интересна своим композиционным своеобразием. Здесь сложно переплетаются между собой любовная и общественно-политическая линия, которые развивают идейный замысел.

Время действия комедии охватывает чуть меньше суток. Завязка сюжета имеет любовный характер. Пьеса начинается с приезда Чацкого в Москву к своей любимой девушке Софье. В доме Фамусовых он весел, ослеплен красотой любимой. Беседуя с ней, Чацкий рисует меткие язвительные карикатуры на всех общих знакомых, но когда речь заходит о Молчалине, Софья не выдерживает и восклицает: «Не человек, змея!» Это была последняя капля, переполнившая душу девушки.

С первого действия показаны отношения Молчалина и Софьи до приезда Чацкого и уже с начала автор иронически указывает на неискренность любви Молчалина к Софье.

Итак, Софья - типичная московская барышня, неглупая, воспитанная на французских романах. Она часто остроумна, точностью характеристик превосходит самого Чацкого.

Безродный Молчалин угодлив и скромен. Он живет по завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья», никогда не высказывать своего мнения. Молчалин чуток к любым переменам и, хотя недалек умом, хорошо ориентирован в социальной структуре. Он очень хитрый и изворотливый, всегда способен найти «ключ» к каждому влиятельному человеку.

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет...

Цель жизни Молчалина - идти по служебной лестнице вверх, медленно, но верно. Он мечтает стать богатым и властным. Он даже не стыдится того, что будет много унижаться, чтобы достигнуть своей цели. Молчалин и есть воплощение идеала всех московских кумушек.

Софья же, наоборот, всегда высказывает свое мнение. Она легко распускает слух о сумасшествии Чацкого. Но Чацкий не только не отвергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощанья с Софьей и разоблачение Молчалина. Любовная линия пьесы завершается сценой за колонной, случайным свидетелем которой становится Софья. Здесь Молчалин признается Лизе в любви. Софья обманута, ей достается «мильон терзаний», тем более, что еще одним случайным свидетелем становится Чацкий. Любовный конфликт и общественно-политический разрешаются одновременно. Любовная пиния заканчивается отвержением Чацкого, а общественно-политическая - его бегством из Москвы: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!».

У Грибоедова все герои, которые намечают цель в жизни, терпят крах. Горе от ума, если понимать ум как разработанный план действий, стремление «делать жизнь» с кого-то, постигнет и Фамусова, и Молчалина, и Софью, и Чацкого.

Молчалин, конечно, сильно осложнил свою карьеру тем, что очень уж по расчету действовал: ухаживал за Софьей, она влюбилась не на шутку, считая своим идеальным мужем Молчалина, а не Чацкого.

Так, Софья, которой «сна нет от французских книг», пытается прожить свою жизнь, как роман. Мечтает найти себе «мужа-мальчика», «мужа-слугу», чтобы он во всем ей подчинялся. Однако роман Софьи на русский лад. История ее любви к Молчалину чиста и одухотворенна, но все же это лишь книжная выдумка. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть поэтому она показана в пьесе, как Софья - значит «мудрая», а Павловна-дочь Фамусова, значит в чем-то похожая на него. Молчалин не любит Софью, а использует ее как средство для достижения своих целей.

Что же получается? Как только начинаем действовать по плану - жизнь наша не упорядочивается, а разрушается.

Значит из любовного треугольника (Молчалин, Софья и Чацкий) выходит победителем не ум, даже не ограниченность, а разочарование. Пьеса приобретает неожиданный конец, ум оказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни.

Мне кажется, что Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии с помощью этих героев усиливает главный конфликт и передает свое отношение ко всему происходящему. Они помогают автору понять всех остальных героев пьесы, проблемы эпохи, расширить исторические рамки и показать весь Российский «свет».

Мажанова Дарья

В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит идейное столкновение двух разных поколений, представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Однако не всех персонажей пьесы можно оценить однозначно.

Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца («собрать все книги бы, да сжечь», «ученье – вот чума»), проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?

Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым образцам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким героем является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям («не должно сметь свое суждение иметь»). Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.

Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит», - именно так в ее глазах должен вести себя влюбленный юноша. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: «если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин «за других себя забыть готов, враг дерзости – всегда застенчиво, несмело». Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием, не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.

Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Почему Софья предпочитает дурака Молчалина умному Чацкому?

В основе комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» лежит идейное столкновение двух разных поколений, представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Однако не всех персонажей пьесы можно оценить однозначно.

Софья Павловна Фамусова – неординарная натура. По выражению самого автора, она «сама не глупая» и по многим качествам противопоставлена дворянскому обществу. Это единственный персонаж, близкий главному герою Чацкому, находящийся с ним на равных. Софья от природы обладает живым умом, сильным характером, смелостью, независима от чужого мнения. Девушка получила хорошее образование и, несмотря на гнев отца («собрать все книги бы, да сжечь», «ученье – вот чума»), проводит много времени за чтением. Софья живет сильным и настоящим чувством, следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит» . Почему же такая глубокая девушка предпочла пылкому Чацкому бездушного карьериста Молчалина?

Большое влияние на Софью оказала атмосфера фамусовского общества, воспитавшего ее. Ей приходится строить свою жизнь по общепринятым образцам, и, подобно дамам своего круга, доминирующими в свете и семье, она мечтает о «муже-слуге». Именно таким героем является Молчалин, стремящийся «услужить» более влиятельным людям («не должно сметь свое суждение иметь»). Он удобен для нее, ведь девушка видит в нем лишь человека мягкого, тихого, скромного, безропотного, без грехов. Хотя она умна, но избалованна, а Молчалин будет делать то, что ей нужно.

Однако Софья, выросшая на сентиментальных французских романах, на самом деле полюбила своего избранника, увидела в ничтожном Молчалине романтического героя, вообразила его своим идеалом. «Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит», - именно так в ее глазах должен вести себя влюбленный юноша. Как ей кажется, она нашла подходящего покорного и робкого избранника. Ей не нужна пылкая, страстная и сумасшедшая любовь Чацкого, ведь один раз он уже покинул ее, уехал, оставив скучать. Девушка до сих пор не может простить герою «охоту странствовать»: « если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?». Из-за этой обиды, ослепленная «надуманной любовью», Софья не замечает глупость Молчалина, превращает все его пороки в добродетели во многом потому, что они противоположны чертам Чацкого. Она ценит, что Молчалин «за других себя забыть готов, враг дерзости – всегда застенчиво, несмело». Софья понимает, что «нет в нем этого ума», но такой ей и не нужен, ведь «эдакий ли ум семейство осчастливит?». Девушка любит и поэтому лишена возможности здраво рассуждать, не видит, что все положительные качества, которые так нравятся ей в Молчалине, объясняются его расчетливостью и равнодушием, не может отличить его поддельное чувство от искренней любви Чацкого.

Образ Софьи крайне неоднозначен. Ее главное «горе» заключается в том, что она полюбила человека, не видя его истинного облика, только лишь под влиянием романтических произведений и сложившихся в обществе законов. Так открытость, наивность ее души оборачивается против нее самой.