Про дачные участки закон постановление. ТСН вместо СНТ? Что изменится при переходе к новой форме

Дачников после нового года ждут серьезные перемены. Новый закон о садоводческих товариществах с 1 января 2019 года (далее — Закон) уже вступает в силу, а многие до сих пор не знают, чего ждать. Полное наименование документа: Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Нормативный акт пришел на смену устаревшему ФЗ-66, принятому еще в 1998 году, последняя редакция которого еще действует.

В статье рассмотрим, какие правила вводит закон о СНТ с 2019 года, последние новости по теме, подводные камни нормативного акта и существенные нововведения.

Вопросы пользователей

Для начала стоит сказать, что многие дачники и землевладельцы не до конца понимают суть грядущих изменений. Отсюда и огромное количество вопросов, которое получают юристы, консультирующие граждан в режиме онлайн. Многие ошибочно думают, что дачи после 1 января исчезнут, буквально будут объявлены вне закона. Другие переживают о росте налоговой нагрузки на землевладельцев..

«Разъясните суть изменений для дачников с 1 января 2019 года. Придется ли мне выкупать свой дачный участок снова? Один раз я за него уже заплатил. Неужели придется платить еще один раз?» — спрашивает Кирилл из Московской области.

«Что такое садовый участок по новому закону 217-ФЗ о садоводческих товариществах? Если у меня садовый участок, могу ли я строить на нем объект индивидуального жилищного строительства, нужно ли мне для этого получать разрешение на строительство у местной администрации?» – интересуется Борис из Ленинградской области.

«До 1 января 2019 года у нашей семьи не получается по оформить в собственность земельный участок с домом в Псковской области. В связи с вступлением в силу нового закона о дачах в 2019 году будет ли прекращена амнистия или у нас останется время, чтобы все оформить в упрощенном порядке?» – задает вопрос Ангелина из Санкт-Петербурга.

Таких вопросов много. Возможно, из-за отсутствия подробных разъяснений, а, может быть, из-за сложности самих положений ФЗ, граждане до сих пор не понимают, что произойдет в новом году. А незнание порождает страх, а вместе с ним и мифы о том, что дачи буквально будут отбирать и выставлять на аукцион. Нет, этого не будет. Более того, во многом изменения носят формальный характер.

Постараемся ответить на основные вопросы. Дополнительные вы всегда можете задать через форму на сайте или по телефону бесплатной юридической консультации.

Формы и порядок создания

Новый закон о садоводстве предусматривает два вида объединений (только товариществ) граждан, работающих на земле для удовлетворения личных нужд: садоводческие и огороднические (ст. 4 Закона). Они должны быть исключительно некоммерческими. Таким образом, само понятие «дачник» из правовых актов исчезает.

В СНТ, соответственно, будут расположены садовые земельные участки, в ОНТ — огородные. Распределение земли между членами производится на основании коллективного решения всех членов в соответствии с реестром (ст. 22 Закона). Создание товарищества для ведения садоводства или огородничества не является обязательным условием, в этом случае каждый отдельный собственник взаимодействует с госорганами и коммерческими компаниями (ст. 6 Закона).

Для образования СНТ или ОНТ по-прежнему нужно решение общего собрания, причем, не обязательно его принимают граждане, уже имеющие земельные участки (участки могут предоставляться из государственной или муниципальной собственности впоследствии) (ст. 9 Закона). Количество членов должно быть не менее 7 человек.

Также они разрабатывают устав и избирают иные органы управления, причем наряду с постоянно действующими единоличным и коллегиальным органами (председатель и правление) обязательно создается ревизионная комиссия (или назначается ревизор). Председатель, члены правления и ревизионной комиссии избираются на срок до пяти лет (ст. 16 Закона). Количество членов правления ограничено пятью процентами от количества членов. Высшим органом по-прежнему является общее собрание членов.

Как привести в соответствии документацию

Реорганизация НКО, созданных до дня вступления в силу нового Закона, не требуется. Аналогичным образом решается вопрос с земельными участками, документацию править не нужно, однако есть специфика.

В соответствии с переходными положениями (ст. 55 Закона) считаются равнозначными следующие виды разрешенного использования:

Расположенные на садовых участках строения, в назначении которых указано: «жилое» или «жилое строение» считаются жилыми домами. Если же назначение значится в документах «нежилое», то такое строение признается садовым домом.

НКО, созданная до 01.01.2019г., вправе преобразоваться в товарищество собственников недвижимости без проведения реорганизации, то есть, смены организационно-правовой формы. Для этого требуется соблюдения ряда условий:

  • нахождение в границах населенного пункта;
  • расположение на всех участках жилых домов;
  • предварительная смена назначения всех участков на «индивидуальное жилищное строительство».

Если объединение садоводов и огородников решило осуществлять предпринимательскую деятельность, то преобразование его в ТСН или ТСЖ или приведение устава в соответствие с законодательством о сельхозкооперации является обязательным. Это делается при первом внесении изменений в Устав или сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. По закону, такая деятельность с садоводством и огородничеством не связана.

Также до 01.01.2024г. необходимо рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования в долевую собственность садоводов и огородников пропорционально пощади их участков.


Что можно строить?

На участках СНТ и ОНТ допускается строительство садовых, жилых домов и иных построек. Садовый дом по новому закону — это сезонная постройка. Капитальные строения возводятся только в случае, если участки входят в территориальные зоны, включенные в градостроительные регламенты в соответствии с правилами землеустройства муниципального образования (ст. 23 Закона).

Права на зарегистрированные до 01.01.2019г. строения сохраняются. То есть, новый закон идет по пути признания ранее возникших прав. Замена документов также не требуется.

Требуется ли разрешение на строительство?

Взносы и их уплата

После того, как вступит в силу новый закон о садоводах и огородниках, что изменится в СНТ с 2019 года в плане финансирования деятельности товариществ?

Сохраняются только членские взносы и целевые (ст. 14). Оплата их производится только на расчетный счет, расчеты в наличных вне закона.

Садоводы и огородники, не желающие вступать в СНТ или ОНТ, также обязаны будут их перечислять. Но они смогут участвовать в общих собраниях и голосовать по всем вопросам, связанным с частотой и величиной взносов. Однако выбирать органы управления индивидуалы не вправе.

Итак, вводится новый закон о СНТ с 1 января 2019 года, текст скачать можно на официальном портале правовой и нормативно-технической информации или по . Вступает в силу закон о дачниках с 2019 года. Последние новости: в него уже внесены изменения 03.08.2018г. Они связаны с тем, что правкам подвергся Градостроительный кодекс, уточнивший критерии объекта индивидуального жилищного строительства.

Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)

1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;

2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения;

9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;

12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;

13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;

14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;

16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения;

17) утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории;

19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

1.1. Решения по вопросу, указанному в подпункте 18 пункта 1 настоящей статьи, не могут приниматься общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, проводимым в форме собрания уполномоченных.

2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного настоящей статьей порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязано в течение семи дней со дня получения предложения органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения либо требования ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) рассмотреть указанные предложение или требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может отказать в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) в случае, если не соблюден установленный уставом такого объединения порядок подачи предложения или предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания его членов (собрания уполномоченных).

В случае принятия правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения решения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) указанное общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня поступления предложения или требования о его проведении. В случае, если правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения приняло решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных), оно информирует в письменной форме ревизионную комиссию (ревизора) такого объединения или членов такого объединения либо орган местного самоуправления, требующих проведения внеочередного общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), о причинах отказа.

Отказ правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в удовлетворении предложения или требования о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) ревизионная комиссия (ревизор), члены такого объединения, орган местного самоуправления могут обжаловать в суд.

Уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.

Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов такого объединения.

Решения о внесении изменений в устав такого объединения и дополнений к его уставу или об утверждении устава в новой редакции, исключении из членов такого объединения, о его ликвидации и (или) реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов.

Другие решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) принимаются простым большинством голосов.

Решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом такого объединения.

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.

3. При необходимости решение общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может приниматься путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Порядок и условия проведения заочного голосования устанавливаются уставом садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения и внутренним регламентом о проведении заочного голосования, которые должны предусматривать текст бюллетеня для заочного голосования, порядок сообщения членам такого объединения предполагаемой повестки дня, ознакомления с необходимыми сведениями и документами, внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также указание конкретного срока окончания процедуры заочного голосования.

Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи кворума.


Судебная практика по статье 21 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ

    Решение от 4 октября 2018 г. по делу № А56-90643/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) - Гражданское

    Суть спора: О признании права собственности

    Р-н, г. Выборг, ул. Советская, д. 12, ОГРН: 1054700191391, ИНН: 4704063710) о признании права собственности при участии - от истца: Белова Л.Ю. – доверенность от 21 . 06.2018, - от ответчика: Яковлева А.А. – доверенность от 27.02.2018. установил: Садоводческое некоммерческое товарищество "Антракт" (далее – Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и...

    Решение № 2-3230/2018 2-3230/2018~М-1621/2018 М-1621/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-3230/2018

    Южно-Сахалинский городской суд (Сахалинская область) - Гражданские и административные

    На земельный участок с кадастровым номером №, расположенного относительно ориентира юго-восточная окраина г. Южно-Сахалинска (долина реки Зима); о признании недействительным договора купли-продажи от 21 . 05.2013 г. земельного участка; о прекращении права собственности Егоренковой Виктории Николаевны на земельный участок с кадастровым номером №; о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета и...

    Решение № 2-1815/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1815/2018

    Салехардский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) - Гражданские и административные

    09 августа 2018 года. Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам. В силу ст. 21 Федерального закона № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установление размера членских и иных взносов относится к исключительной компетенции общего собрания. Согласно ст. 19 ...

    Решение № 2-3940/2018 2-3940/2018~М-4021/2018 М-4021/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-3940/2018

    Кировский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное). Согласно п. 10 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного...

    Решение № 2-3473/2018 2-3473/2018~М-762/2018 М-762/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-3473/2018

    Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Статьями 21 - 23 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" к компетенции общего собрания членов садоводческого объединения, его правления и председателя правления не отнесено решение вопросов...

    Решение № 2-1430/2018 2-1430/2018~М-1288/2018 М-1288/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-1430/2018

    Аксайский районный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения. Согласно абз. 12 п.2 ст. 21 указанного Федерального закона, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, ...

    Решение № 2-1415/2018 2-1415/2018~М-1135/2018 М-1135/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-1415/2018

    Дело № 2-1415/2018 Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2018 года ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Верхняя Пышма 21 Сентября 2018 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи – Мочаловой Н.Н. при секретаре – Полянок А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело...

  • 21 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В настоящем судебном заседании установлено, что СНТ «Нива» выразило согласие...
  • Решение № 2-1679/2018 2-1679/2018~М-1599/2018 М-1599/2018 от 24 сентября 2018 г. по делу № 2-1679/2018

    Верхнепышминский городской суд (Свердловская область) - Гражданские и административные

    Адрес>, площадью кв.м., категория земель – земли с/х назначения, земельный участок состоит из 2-х контуров. Решением общего собрания СНТ (протокол № от 21 . 12.2004г.) утвержден Устав СНТ №70 в соответствие с которым определено следующее: земельный участок предоставлен СНТ на основании постановления администрации г. Верхняя Пышма № от 17.03.1992г.; ...

По новому закону "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд" дачные кооперативы ликвидируются. А какая судьба ждет дачные дома, решит правительство.

Подписанный президентом РФ закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд" вступает в силу с 1 января 2019 года. До тех пор жизнь дачников, садоводов и огородников будет регламентироваться федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". А что изменит новый закон?

Теперь только СНТ и ОНТ, и все за свой счет

Первое, что бросается в глаза при сравнении двух документов – в новом законе нет такого понятия, как дачные товарищества и кооперативы. Остались только садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества, которые приравниваются к товариществам собственников недвижимости. Соответственно, прекращают существование такие формы, предусмотренные законом №66, как дачное товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив и садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство.
Кроме того, из нового закона исчезло множество чисто фантазийных вещей, которые не нашли применения в реальной жизни - фонды взаимного кредитования и проката, собрания уполномоченных, и прочее. Положения о государственной поддержке садоводов и огородников тоже стали значительно скромнее.


Взносов будет меньше, но за неуплату - суд

Сократилось количество взносов, которые можно взимать с членов товарищества: если старый закон разрешал устанавливать четыре вида взносов (членские, целевые, паевые, дополнительные), то теперь осталось только два – членские взносы и целевые взносы. Членские взносы будут взиматься раз в год и идти на приобретение и содержание имущества общего пользования, возведение и ремонт объектов капитального строительства на общем участке, а также услуги и работы товарищества по управлению общим хозяйством. Целевые взносы собираются и расходуются по решению общего собрания членов товарищества. Невыплаченные кем-либо из членов товарищества взносы можно будет взыскивать с него через суд.

Прописываться в дачных домах пока рано

Один из главных вопросов для любого садовода – что будет с домом. К сожалению, пока дать на него четкий ответ не представляется возможным. С одной стороны, в новом законе прописано, что строительство капитальных домов допускается только в случае, если земельные участки включены в предназначенные для застройки территориальные зоны. С другой – садовый дом может быть признан жилым домом, а жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Другими словами, все существующие дачные кооперативы и товарищества без проблем могут быть переоформлены в садовые товарищества, а все существующие дачи – в садовые дома, с последующим признанием жилыми домами. Но только при условии, что территория такого дачного кооператива включена территориальную зону, предназначенную для застройки и для которой утверждены градостроительные регламенты.
Первый потенциальный риск заключается в том, что при перерегистрации неизбежно будет проводиться проверка соответствия имеющихся строений нормам градостроительных регламентов. В результате которой, например, может выясниться, что в данной конкретной территориальной зоне разрешается строить только одноэтажные здания.

Еще больше беспокойства вызывает ссылка на порядок, предусмотренный Правительством Российской Федерации. Дело в том, что согласно Градостроительному кодексу, не требуется разрешения на строительство на садовом или дачном участке. Это положение, кстати, подтверждается также определением Верховного Суда РФ от 17.08.2016 № 77-КГ16-4 и многочисленной практикой судов, в том числе в Москве и Московской области.
Однако в сентябре прошлого года Минэкономразвития выпустило письмо № Д23и-4285, в котором, в частности, утверждается, что жилые дома, возводимые на дачных участках, могут строиться только на основании разрешения на строительство, выдаваемого в том же порядке, что и для объектов ИЖС. И правительство, определяя порядок переоформления дачных домов в садовые, с большой вероятностью будет ориентироваться на позицию своего министерства. То есть у дачников могут начать требовать предъявить разрешение на строительство. При отсутствии которого дома, возведенные на дачных участках, могут быть признаны самостроем, со всеми вытекающими последствиями.

Окончательную ясность в этот вопрос должно внести федеральное правительство до вступления закона в силу. А пока дачникам лучше держать кулаки "на удачу".

В 2019 году вступает в силу новый закон о СНТ, и в 2018 году садоводам нужно готовиться как к плюсам, так и к минусам нового законодательства, которое будет регулировать деятельность их товарищества. Мнения относительного нового закона расходятся, и в то время, пока одни говорят о том, что благодаря новому закону в деятельности СНТ будет наведен полный порядок, другие хватаются за голову и предрекают опустение товариществ, когда люди просто бросят свои участки. Пока закон не вступил в силу, не вполне понятно, чего от него ожидать. Закон о СНТ — к чему начинать готовиться с 2018 года, как изменится жизнь садоводов в будущем, 2019 году.

Кратко о новом законе о СНТ — как изменится жизнь садоводов в 2019 году

Новый закон о СНТ действительно во многом становится революционным, он устраняет многие нестыковки и нелогичности, которые прежде присутствовали в законодательстве, которым регулируется деятельность садовых и прочих товариществ. Вот основные его моменты:

  1. С 2019 года в России останутся только две формы организации таких объединений: садоводческие и огороднические товарищества. Больше никаких партнерств и кооперативов. Дачные участки становятся садовыми.
  2. В садоводческих товариществах на участке можно строить дачу и другое капитальное строение, на огородническом — нельзя. Речь именно о строительстве новых таких сооружений. Прежние будут узаконены, построить новое — нельзя, пока не изменится статус товарищества.
  3. В садоводческом товариществе будет легко оформить регистрацию (“прописку”) — не сложнее, чем в принадлежащей вам квартире.
  4. Садоводов-индивидуалов, которые вышли из товарищества, хотя и продолжают пользоваться его инфраструктурой, обяжут оплачивать все положенные взносы.
  5. Взносы, которые будут платить садоводы, могут быть только членскими и целевыми. Все цели, на которые могут собираться дополнительные взносы, описываются законом. Больше не может быть никаких вступительных взносов, а также взносов на непонятные цели.
  6. Взносы будут совершаться только через банк на счет товарищества как юридического лица. Никакой оплаты взносов в правлении по четвергам с 17:00 до 19:00 и никакой наличности, дальнейшая судьба которой не вполне понятна. Все прозрачно и официально.
  7. Членами товарищества могут быть только физлица, которые имеют участок в этом СНТ.
  8. В правлении товарищества должна быть минимум три человека, максимум — 5% членов. Полномочия правления будут длиться не два года, как раньше, а пять лет.
  9. Оплата земельного налога за общую землю (дороги и т.д.) будет делиться пропорционально доле участника в товариществе.

Что в законе о СНТ тревожит наблюдателей

Новый закон о СНТ, к которому с 2018 года начинают активную подготовку все товарищества, кооперативы и прочие существующие последний год формы организации садоводов, вызывает тревогу некоторых наблюдателей.

Несмотря на то, что закон наводит определенный порядок, вызывают вопросы следующие моменты:

  • В законе не очень понятно прописаны многие нюансы относительно построек на участке — что можно строить, что нельзя, как будет происходить налогообложение этой недвижимости.
  • В правление может входить человек, который вообще не является членом товарищества. Теоретически все члены правления вообще могут оказаться людьми со стороны. Впрочем, для этого и существуют выборы правления, чтобы участники товарищества относились к ним ответственно и смотрели, кого выбирают.
  • Садоводам запрещают продавать свою продукцию на улице. То есть, с 2019 года бабушка, которая подрабатывает, продавая на улице выращенный лук, должна регистрироваться как ИП и предлагать свою продукцию торговым сетям, сдавать затем отчетность, платить налоги и т.д. Понятно, что это абсолютный абсурд.
  • Норма, которая затрагивает садоводов-индивидуалов, которые обязаны оплачивать взносы, на практике не всегда восстанавливает справедливость. В некоторых случаях люди получают участок в наследство, не хотят его продавать, но и использовать не планируют. Прежде они могли поставить правление в известность и снизить до минимума оплачиваемые взносы. Теперь они должны платить за воду, вывоз мусора и прочие общие блага, которыми по факту не пользуются, наравне со всеми.

Таким образом, как именно проявит себя новый закон о СНТ, станет понятно после его вступления в силу. Очевидно, что в некоторых случаях за недовольством новыми нормами могут стоять и интересы тех, кого устраивает текущее положение вещей и кто пользуется возможностями, которые дают действующие пока законы. Многие председателям удобно принимать взносы наличными, часть из которых прилипает к их рукам. Многим членам кооперативов удобно не платить взносы наравне со всеми. Новое законодательство в целом более справедливо и наводит определенный порядок. Хотя, конечно же, оно полно нюансов, предсказать эффект от которых не всегда возможно.

Первым в «АиФ. На даче» эту новость сообщил наш читатель Анатолий Судеков из Москвы. По нашей просьбе юрист Юрий Волохов разъяснил ситуацию.

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99‑ФЗ, которым внесены очень существенные изменения в главу 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ. Так, предусмотрено, что с 1 сентября 2014 года новые садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) должны создаваться в форме товарищества собственников недвижимости.

Без паники

Что нужно теперь делать правлениям СНТ: проходить перерегистрацию, менять печати?

Перерегистрация ТСЖ и СНТ в связи с вступлением в силу ФЗ от 5 мая 2014 года № 99‑ФЗ не требуется. Учредительные документы, а также наименования ТСЖ и СНТ, созданных до дня вступления в силу названного закона (то есть до 1 сентября 2014 года), подлежат приведению в соответствие с новыми нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. То есть каких-либо предельных сроков внесения изменений не установлено.

Кстати, госпошлина при регистрации изменений учредительных документов не взимается.

Предположим, в 2015 году в вашем СНТ будет создан крупный объект общего пользования, и в связи с этим вам потребуется внести изменения в устав садоводческого некоммерческого товарищества (в перечень имущества общего пользования). Вот тогда заодно и весь устав должен быть приведен в соответствие с новыми положениями главы 4 ГК РФ, и в том числе – в наименовании юридического лица должны будут появиться слова «товарищество собственников недвижимости».

Документы - те же

Что делать членам СНТ? Будут ли действительны регистрационные свидетель-ства на землю и строения, полученные ранее? Или их придется менять на новые?

Садоводов должен успокоить тот факт, что изменение наименования юридического лица не требует внесения поправок в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Что это означает? Название садоводческого объединения когда-нибудь изменится (в нем, как уже сказано, будут слова «товарищество собственников недвижимости»), и это, естественно, найдет отражение в его уставе. Но в правоустанавливающие и другие документы, имеющиеся на руках у садоводов (например, свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок), никакие изменения вносить не нужно: в них по-прежнему будет указано соответст-вующее садоводческое или дачное некоммерческое товарищество.

Изменения - минимальны

Теперь каждому СНТ нужно перерабатывать -устав?

Специально, а тем более срочно, менять устав нет необходимости. В законе сказано, что учредительные документы упомянутых юридических лиц до приведения их в соответствие с новыми нормами главы 4 ГК действуют в части, не противоречащей указанным нормам. То есть с 1 сентября все те положения конкретного устава СНТ, которые не противоречат нормам, предусмотренным в новой редакции главы 4 ГК, остаются в силе. Впрочем, предварительное знакомство с нововведениями убеждает, что ни членам ТСЖ, ни членам садоводческих некоммерческих товариществ основательно «перелопачивать» свои уставы не придется.

Отмечу и еще одно положение ФЗ № 99. С 1 сентября 2014 года к созданным до этой даты юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 ГК уже в новой редакции. А именно: к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам применяются нормы о товариществах собственников недвижимости. Но поскольку глава 4 ГК РФ, включая статьи 123.12-123.14, посвященные непосредственно товариществам собственников недвижимости, содержит в основном лишь общие положения, то непосредственно на собственниках жилья, дачниках и садоводах это мало отразится.

Выводы - утешительны

Федеральный закон о садоводческих объединениях граждан теперь отменяется?

Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66‑ФЗ о садоводческих объединениях граждан, как и нормы Жилищного кодекса РФ о ТСЖ, не отменены, а продолжают действовать. Хотя, конечно, в свое время они будут скорректированы.

А это значит, что уставы ТСЖ, СНТ и других некоммерческих объединений переписывать от начала и до конца не придется.

От редакции

Если у вас, дорогие читатели, остались вопросы по поводу нового закона (либо волнуют другие юридические проблемы), обращайтесь к нам. Мы обязательно ответим!

Плата за «индивидуализм»

Я вышел из СНТ, веду садоводство в индивидуальном порядке. Вношу взносы на текущие расходы СНТ, целевые взносы. Обязан ли я платить еще взносы, идущие на зарплаты председателю и бухгалтеру товарищества, размеры которых установлены членами СНТ?

С. Н. Мишунов, Московская обл.

Отвечает юрист Геннадий Кропотов :

Вы пишете, что уплачиваете взносы на текущие расходы СНТ. А в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66‑ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к текущим расходам СНТ относятся денежные средства, вносимые на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с СНТ, и другие подобные расходы.

К тому же ваш участок продолжает оставаться на территории товарищества. Содержание объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования требует расходов, в состав которых включаются и оплата труда председателя и бухгалтера СНТ.

Важно: если вы вносили взносы на приобретение (создание) общего имущества СНТ, то плата за пользование им для вас не может быть больше, чем установлено для членов товарищества.