Свидригайлов и его жизненная позиция. Образ и характеристика Свидригайлова в «Преступлении и наказании. Аркадий Сидригайлов и Авдотья

Будучи карточным шулером и побывав в долговой тюрьме, Аркадий Иванович Свидригайлов попадает в Петербурге в безвыходное положение, но его подбирает помещица Марфа Петровна, с которой он проживает в ее имении в качестве ее мужа. Ему около пятидесяти лет, он — сластолюб. В имении он встречается с молодой и красивой младшей сестрой Раскольникова — Дуней, которая служит в доме в качестве домашнего учителя, и, несмотря на разницу в возрасте, страстно влюбляется в нее. Пригревшую его Марфу Петровну постигает внезапная смерть, но ходят слухи, что Свидригайлов отравил ее. Вслед за Дуней этот старый распутник переезжает в Петербург, однако та бесповоротно отвергает его. И тогда Свидригайлов, этот грязный распутник, стреляет в себя.

Что хотел сказать Достоевский, представляя читателю этого персонажа? Трудно ответить на этот вопрос однозначно—слишком многое в его характере остается непроясненным. Само его самоубийство настолько неожиданно, что приводит читателя в недоумение. Некоторые вообще утверждают, что Свидригайлов в романе «Преступление и наказание» — образ лишний, и в этом утверждении есть доля истины.

Тем не менее, в Свидригайлове есть какой-то магнетизм, заставляющий нас следить за его судьбой. Соглашаясь с утверждением о непроясненностн образа этого героя, можно одновременно утверждать, что он заставляет многих сопереживать ему.

Бывает так, что ночной кошмар преследует нас. Он ужасен, плотен и липок. Ты инстинктивно хочешь избавиться и спастись от него. Когда же ты пробуждаешься от этого темного наваждения, то ощущаешь облегчение, сопровождающееся телесным бессилием и невыразимой радостью.

Сталкиваясь со Свидригайловым в романе «Преступление и наказание», читатель тоже испытывает гнетущее кошмарное ощущение. От слов, жестов и переживаний этого героя исходит какая-то страшная и невидимая глазу угроза. Речь Свидригайлова беспорядочно мечется от одного предмета к другому: вот он избил женщину, вот он рассуждает о своей одежде, вот он рассказывает о скуке жизни, об антропологии, своем шулерстве... Он говорит затем, чтобы говорить, и читатель перестает понимать, о чем, собственно говоря, идет речь. Начав с одного, Свидригайлов вдруг обращается совсем к другому, в глубине его души скрывается нечто темное, он полон несчастных предчувствий, с которыми он не может совладать, он не может успокоиться, как будто бы за ним установлена постоянная слежка. Поэтому его речи — поток сознания, это — беспорядочный и хаотичный монолог. Но если этот монолог прервется, то ужасный преследователь Свидригайлова настигнет его и потащит в страшную и темную яму. Когда герой рассказывает, как покойная Марфа Петровна его «посещать изволит», являясь с того света, его глаза становятся необычайно серьезными. Или вот знаменитый эпизод, когда он, не слушая своего собеседника Раскольникова, говорит о том, что вечность для него «вроде деревенской бани, закоптелой, а по углам пауки». Свидригайлов в романе «Преступление и наказание» боится привидений и того света. Ему знакомо ощущение смертельного хлада, и оно страшит его.

Достоевский страдал эпилепсией, и страх смерти постоянно преследовал его. То же можно сказать и о Свидригайлове, и это был не какой-то абстрактный, а совершенно живой страх. Как свидетельствует в своих дневниках супруга писателя Анна Григорьевна, при каждом припадке ее муж испытывал ужас. И каждый раз разум его мутился, тело холодело и становилось, будто мертвое. После окончания припадка страх смерти одолевал Достоевского, и он молил не оставлять его одного. Из-за эпилепсии Достоевского преследовал страх смерти даже в счастливые моменты бытия, и этот страх никогда не покидал его. Смерть была его постоянным спутником. Он всегда явственно ощущал возможность смерти и страшился ее.

Наверное, и своим появлением на страницах романа Свидригайлов обязан тому, что через него Достоевский хотел передать свои страхи перед лицом смерти. В таком случае становится понятным, почему этот герой столько говорит о потустороннем мире, привидениях и своих ощущениях смертельного хлада. Отсюда и его нескончаемые разговоры, от которых остается ощущение того, что Свидригайлов со страхом ожидает неожиданного появления кого-то в черном. Не подлежит сомнению, что через этого «неуместного» персонажа Достоевский передавал свои непосредственные телесные ощущения, касающиеся так волновавшей его проблемы смерти.

Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» не беспокоит моральная проблема — как лучше прожить свою жизнь в этом мире. Этому сластолюбцу безразличны проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, добродетельности и греха. Его — помимо его воли — волнует проблема исчезновения жизни и бессмертия. Существует ли бессмертие? Какое оно — светлое, теплое и радостное? Или же оно темное, холодное и горестное? Ему хочется, чтобы кто-нибудь дал твердый ответ на эти вопросы. Возможно, правильно было бы сказать, что эти вопросы адресованы врачу, а не философу или теологу.

Страх смерти явлен у Достоевского повсюду, писатель в самых разных своих произведениях проделывает операцию по визуализации смерти. Вечернее «бледное небо» Вареньки из «Бедных людей», огромные пауки, которых видит во сне Ипполит из «Идиота», любимая картина Рогожина, изображающая мертвого Христа. В «Преступлении и наказании» Достоевский «передал» свои страхи Свидригайлову. И в этом отношении Свидригайлова можно назвать «двойником» Достоевского.

Влияние личности Федора Михайловича на этот персонаж видно не только в отношении к смерти.

Когда Свидригайлов уже замышляет самоубийство, и, побродив по петербургским улицам, останавливается на ночлег в дешевенькой гостинице, он видит сон: труп девочки-проститутки, бросившейся в реку. «Ей было только четырнадцать лет». Ему кажется, что он знает ее. Ее предсмертный «последний крик отчаяния» стоит в его ушах, и он потрясает его до глубины души. Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» терзает чувство греховности и вины.

В произведениях Достоевского можно видеть, что в его мире большое значение имеет не собственно преступление, а чувство вины, что является отражением комплекса самого писателя, который не совершал никакого преступления, но по неведомой причине ощущал чувство вины за это несовершенное преступление.

Если учесть эти «привходящие» обстоятельства, становится понятнее, почему Свидригайлов совершает неожиданное самоубийство, которое никак не вытекает из логики повествования. Свидригайлов несет в себе комплексы самого Достоевского — страх перед смертью и чувство вины. Страхов писал: «Достоевский — субъективнейший из романистов, почти всегда создававший лица по образу и подобию своему». И смерть Свидригайлова является выражением этой субъективности.

Что до Достоевского, то свое чувство греховности и вины он пытался трансформировать во вселенское сочувствие. Чувство вины у Федора Михайловича не имело практического измерения, оно было «головным», а потому не вело к обсуждению проблемы социальной ответственности. Перед своими персонажами Достоевский ставил такую задачу: избыть чувство вины и слиться в едином порыве с другими.

Хоть ты и мучаешься от чувства собственной вины, но греховны все, и это дает основание для солидарности греховных. Отсюда — необходимость вселенского сочувствия. Путь из этой ментальности ведет к утверждению жизни и к радости совместного бытия. Таков ход мыслей Достоевского. Осознание того, что все люди одинаково греховны, освобождает от стрессов, враждебности и ненависти; это дает основание чувствовать себя членом сообщества, ведет к радости сочувствия, сопереживания и взаимного приятия. Многие персонажи Достоевского склонны к самоуничижению и кривлянию. Посредством этого они ищут путь к сердцам других людей. И такое поведение имеет нечто общее с идеями о «сообществе грешников».

По свидетельству М. Горького, Л. Н. Толстой отзывался о Достоевском так: «Он уверен, что если сам он болен, — весь мир болен» (М. Горький. «Лев Толстой»). И, действительно, свое болезненное чувство вины и греховности Достоевский через своих персонажей распространяет и на всех других людей.

Таким образом, за фасадом художественного мира Достоевского находится глубоко спрятанное ощущение своей греховности. Оно таится и в его персонажах, оно служит основанием для их поведения и поступков. Энергетику своих страхов смерти и чувства виновности Достоевский непосредственно передает Свидрнгайлову в романе «Преступление и наказание». Поэтому этот образ пленяет читателя и обладает для него экзистенциональной убедительностью — и это несмотря на то, что в нем много непроясненного, а его слова и поступки далеко не всегда оправданны логически.

Помещик Свидригайлов оттеняет собой Раскольникова. Он обладает тем, чего не хватает Раскольникову, — силой натуры, позволяющей переступать грани бестрепетно. Свидригайлов оттеняет собой слабость и книжность Раскольникова, его теоретичность, исключающую самую возможность того непосредственного сильного желания, которое обусловливает собой способность переступать через грани. Полюбив Дуню, Свидригайлов не останавливается перед убийством своей жены и остается безнаказанным. В противоположность Раскольникову, после преступления Свидригайлов оказывается жизнеспособным, он продолжает добиваться любви Дуни и только тогда, когда убеждается в полной безнадежности своего чувства, он убивает себя.
Свидрнгайлов — сильная, богатая натура, умеющая соединить преступление и великодушие, обладающая большим запасом воли. Свидригайлов именно тот человек, который спокойно может осмелиться переступить грань морали. Рядом с ним Раскольников является безвольным теоретиком, неспособным справиться с собственной идеей.

Свидригайлов начал свою жизненную карьеру кавалерийским офицером, но так как самая привлекательная сторона этой службы — честолюбие, исполнение известных правил чести, товарищество, — вследствие неспособности его ко всем этим чувствам, он бросает службу; дпя него существовали только одни ее отрицательные стороны: стеснение, обязательный труд и т.n. После этого он начинает жить одними чувственными наслаждениями, которые имеют обычный исход — разорение и пресыщение. Понятно, что такой человек не задумывается в выборе способов получения денег- он становится шулером; в его сознании никогда не возникало вопроса, нравственно ли это занятие; одно, что считает нужным сказать он об этом периоде своей жизни, это то, что его били за шулерство. Этим он даже несколько гордится: по его понятиям, только у битых бывает хорошая манера. Наконец он становится нищим, жителем дома Вяземского, но и такое падение его нисколько не смущает; он не чувствует унизительности такого положения, даже того стыда, который свойствен всем опустившимся так низко в жизни; словом, грязь, в прямом И переносном смысле, дома Вяземского не действует на его нервы, хотя очевидно, что для человека его воспитания такая жизнь должна быть крайне тяжела.

Но тут судьба сжал ил ась над ним: богатая женщина платит его долги, с помощью денег заминает его дело об изнасиловании, делает его своим мужем. Свидригайлов цинично присваивает себе право брать в наложницы ее горничных и широко пользуется этим правом, так он несколько лет прозябает в деревне. Все ему надоело, ничего не занимает его, ничто не волнует; он совершенно безучастно относится к жене, детям; общественных обязанностей помещика он не понимает, потому что нравственные чувства, лежащие в их основе, для него не существуют. Жизнь становится в тягость; напрасно добродушная жена возила его за границу: благодаря отсутствию эстетических чувств, интереса к общественной жизни ему было там так же скучно, как дома.
Однако за это время он не делает ничего дурного. Некоторые готовы даже считать его добрым человеком; но насколько для него чуждо сочувствие ближнему, видно из того, что он для развлечения до такой степени преследовал своего лакея, смеясь над его убеждениями, что
довел последнего до самоубийства. Конечно, Свидригайлов не виноват в смерти этого лакея: ведь он не чувствовал и не понимал, что могут значить для человека заветные убеждения, потому что У него самого не могло быть убеждений, не было ничего заветного, дорогого. Но вот он встречается с девушкой, возбуждающей в нем влечение, однако ухаживания его остаются без успеха; Свидригайлов думает, что девушка потому не отдается ему, что он женат. Сомнения в том, что если б он мог жениться на ней, то она, как бедная, согласилась бы на его предложение, — не возникают в его мозгу; он не допускает мысли, что может возбуждать отвращение, так как для него недоступны сознание собственной гадости и оценка нравственной прелести этой девушки.
Тогда он устраняет единственное, по его мнению, препятствие — жену, женщину, спасшую его от долговой тюрьмы и каторги, любившую его и заботившуюся о нем, бросает детей и едет за Дуней Раскольниковой; но тут он обнаруживает окончательную невозможность достичь своей цели.
Может показаться, что у него возродилось какое-то нравственное чувство, когда он не воспользовался беспомощным положением Дуни, но проще и вернее другое объяснение — Свидригайлов, как утонченный развратник, желал взаимности, но убедился, что Дуня питает к нему физическое отвращение. Пресыщенный Свидригайлов не нашел именно того, чего искал; удовлетворение же животной страсти для него, как человека все-таки истощенного, не имело особой цены; так что кажущееся великодушие Свидригайлова явилось просто результатом его пресыщенности. Свидригайлов разбрасывает деньги и умирает, даже не вспомнив о своих детях в предсмертные минуты; только картины личной жизни мелькают в его голове, он не вспоминает ни одного друга, ни одного близкого человека; ему не с кем проститься, не о ком пожалеть. Он умирает равнодушный ко всему, даже к самому себе; в свою очередь никто не пожалеет о нем, он ничего не оставил, от его смерти не пострадали ничьи интересы.

Между тем Свидригайлов был образован, воспитан, богат, красив; он имел полное право на счастливую жизнь, но нравственная слепота сделала его жизнь тяжелой, довела его до самоубийства — естественного способа покончить с пресыщенностью жизни, так как ничего не осталось привязывающего к ней: нет желаний, нет каких-либо интересов, нет ничего в будущем.

Еще в 1880-х годах исследователь-психиатр В. Чиж признал фигуру Свидригайлова «самой лучшей во всех произведениях Достоевского»: «Может быть, изо всех типов, созданных Достоевским,
один Свидригайлов останется бессмертным». Это огромное художественное достижение быпо обусловлено общей системой построения образов романа, заостренных социальной злободневной эпохой. «Оно, конечно, одет прилично и числюсь человеком не бедным, — рекомендуется Свидригайлов, — нас ведь и крестьянская реформа обошла: леса да луга заливные, доход-то и не теряется, но … ».

Перед нами крупный помещик, уже ограниченный «крестьянской реформой» в своем материальном достоянии и личной власти, хотя «леса да луга заливные» и остались за ним. Достоевский вводит в его биографию эпизод истязаний дворового человека, приведенного к самоубийству «системой гонений и взысканий» своего господина.

По черновым записям рабовладельческие инстинкты героя оказывались еще резче; «он засекал крепостных» и «пользовался невинностями» своих крестьянок. Факт доведения им до петли дворового Филиппа Достоевский точно датирует концом 1850-х годов: «Произошло это лет шесть назад, еще во времена крепостного права». Стоит вспомнить, что как раз накануне написания «Преступления и наказания» была проведена крестьянская реформа. Объявленная манифестом 1861 года, она осуществлялась в 1863 году, когда более 80 процентов крепостных были «поставлены в окончательно определенные отношения к своим бывшим помещикам».
Переходное двухлетье фактически мало изменило помещичьи нравы, и в журналах Достоевского есть ряд свидетельств о длящихся жестоких традициях крепостничества, особенно в отношении многострадальных дворовых людей.

Журнал Достоевского, отмечавший, что «крестьянский вопрос есть дворянский вопрос», приводил на своих страницах ряд характерных случаев современной хроники: о жестоком обращении помещика с цворовыми людьми; о безобразном поступке одного помещика Миусского округа с девицей, жившей в его семействе более шести лет в качестве гувернантки [попытка к избиению «двухаршинным чубуком», бегство девушки и пр.); весь эпизод сильно напоминает отъезд Дунечки из имения Свидригайлова в крестьянской телеге под проливным дождем; наконец, о самоубийстве тринадцатилетней крестьянской девочки, повесившейся в светелке на поясе, привязанном к жерди, напоминает случай с племянницей Ресслих, удавившейся на чердаке, после того как она была «жестоко оскорблена Свицригаиповым». Этот мотив «оскорбленной девочки» несколько раз звучит в «Преступлении и наказании» [пьяная девушка на К-м бульваре, спор Разумихина с Порфирием, кошмар Свидригайлова перед самоубийством).

Впоследствии этот мотив в полном обьеме был разработан в «Бесах» [«Исповедь Ставрогина»], Но уже в эпоху «Преступления и наказания» тема эта привлекала пристальное внимание автора. По рассказу Софьи Ковалевской, Достоевский еще весной 1865 года рассказывал ей и сестре ее А. Корвин-Круковской сцену из задуманного им романа о том, как «герой-помещик, средних лет, очень хорошо и тонко образованный», вспоминает, «как однажды, после разгульной ночи и подзадоренный пьяными товарищами, он изнасиловал десятилетнюю девочку».

Интригующая жизненность образа Свидригайлова обьясняется и его реальными источниками. Герой, по указаниям Достоевского, списан с его товарища по Омской каторге Аристова. В черновиках романа он выступает под этой фамилией. Молодой дворянин, не лишенный образования, красивый и умный, с вечной насмешливой улыбкой на губах, он представлял
собою законченный тип морального урода, «чудовища, нравственного Кваэимодо». Аристов «был каким-то куском мяса, с зубами и желудком, и с неутолимой жаждой наигрубейших, самых зверских телесных наслаждений, и за удовлетворение самого малейшего и прихотливейшего из этих
наслаждений он способен был хладнокровнейшим образом убить, зарезать, словом на все, лишь бы спрятаны были концы в воду … Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью»,

Свидригайлов был задуман как некий пятидесятилетний Аристов и сохранил в своей внешности и характеристике ряд явственных черт прототипа. Но в процессе художественной разработки образ был смягчен и даже получил некоторые черты нравственного благородства (забота о Соне, о маленьких Мармеладовых, отказ от Дуни). Достоевский прибегнул здесь к особому эксперименту: поразившии его жизненный тип он поставил в другую обстановку и взял в другом возрасте, сохранив все своеобразие необычайной человеческой особи.

0 / 5. 0

Свидригайлов является одним из определяющих героев романа. В первую очередь, конечно, определяющим для Родиона Раскольникова , использующий фигуру Свидригайлова в качестве ориентира. Перед Раскольниковым Свидригайлов предстает человеком, который, несмотря на совершенные злодеяния, продолжает наслаждаться жизнью.

«Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые», - так описывает внешний вид Свидригайлова писатель.

Первый раз об этом персонаже Раскольников узнает из письма матери, в котором она описывает, как Свидригайлов, богатый помещик, добивался расположения Дуни , сестры Раскольникова, служившей в его доме горничной. После того, как Дуня ответила отказом, Свидригайлов ее оклеветал. Но потом все же он признал свою вину перед ней.

Свидригайлов специально приезжает в Петербург, чтобы встретиться с Дуней и сказать о своей любви к ней. Сестра Раскольникова говорит ему бесповоротное «нет», после чего Свидригайлов стреляется, оставив Дуне денег три тысячи рублей.

Перед встречей с Дуней у Раскольникова и Свидригайлова случается разговор, в котором последний признается, что жизнь его пуста и мучительна, тем самым он развенчивает представления Родиона о том, что можно жить с легким сердцем даже при совершенных преступлениях.

Некогда Аркадия Ивановича, шулера и мота, вытащила из долговой ямы одинокая помещица Марфа Петровна, стала ему женой и после своей смерти обеспечила на всю оставшуюся жизнь. Свидригайлову около пятидесяти лет отроду, он приятный лицом дворянин, упакованный в дорогие одежды. Выглядит много моложе своих лет, обладает широкими плечами, густой бородой и горделивой осанкой. Но лишь первое впечатление об этом герое положительно. Его скверный характер выдаёт холодный, пристальный взгляд и, как заметил Родион Раскольников, в свежем и приятном лице Свидригайлова есть что-то страшное. Занимая высокое положение в обществе, этот герой обладает большими деньгами и серьёзными связями, что позволяет ему добиваться любых назначенных целей.

Пугающие сплетни ходят о Свидригайлове. Общество винит его в отравлении супруги, за счёт женитьбы на которой герой выбрался из нищеты, но доказательств ни у кого нет, и предъявить Аркадию Ивановичу нечего. В народе поговаривают и о причастности барина к частому безосновательному истязанию слуг. И уж точно ни для кого не секрет, что для этого человека нет границ дозволенного, а «мораль» и «нравственность» — пустые слова. Он действует лишь в себе в угоду и любыми способами получает желаемое.

Аркадий Сидригайлов и Авдотья

В имении Свидригайлов пересекается с , служащей домашней учительницей, и с первого взгляда страстно влюбляется в бесприданницу.

Домогательства «престарелого» поклонника совсем не приятны бедной девушке. Но, Свидригайлов не привык отступать, и, даже объект его воздыхания отправляется в Петербург, герой мчится следом. Там барин случайно снимает квартиру по соседству с , дочерью пьяницы Мармеладова, зарабатывающей проституцией. Однажды он становится свидетелем разговора, в котором Родион Раскольников признаётся его соседке в содеянном преступлении и красноречиво доказывает «оправданность» своих действий.

Хитрый Свидригайлов пытается шантажировать . Требуя за своё молчание, чтобы тот устроил ему свидание с Дуней. Но любящий брат не просто отказывает старому развратнику, а обещает сделать всё возможное, чтобы не допустить этой встречи никогда. Обманом Аркадий Иванович всё же заманивает Авдотью Романовну в свою квартиру и, пытаясь заслужить расположение желанной девушки, рассказывает ей о преступлении брата.

Но Раскольникова непреклонна, она жестко отвергает назойливого мужчину и даже стреляет в него, но промахивается. Девушка горячо и искренне объясняет Аркадию Ивановичу, что никогда и ни за что не будет с ним. Каким-то чудом Дуне удаётся вырваться на свободу невредимой. А Свидригайлов, ошарашенный резким поведением объекта своей любви и осознанием, что его чувства безответны и таковыми останутся, себя убивает.

Цитаты Свидригайлова

Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть.

Никогда не ручайтесь в делах, бывших между мужем и женой или любовником и любовницей. Тут есть всегда один уголок, который всегда всему свету остается неизвестен и который известен только им двум.

Порядочный человек обязан скучать.

Да и вообще у нас, в русском обществе, самые лучшие манеры у тех, которые биты бывали.

Но умная женщина и ревнивая женщина – два предмета разные, и вот в этом‑то и беда.

Я пустил в ход величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения. Это средство известное — лесть. Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним – скандал. Если же в лести даже всё до последней нотки фальшивое, и тогда она приятна и слушается не без удовольствия; хотя бы и с грубым удовольствием, но всё-таки с удовольствием. И как бы ни груба была лесть, в ней непременно, по крайней мере, половина кажется правдою. И это для всех развитий и слоев общества. Даже весталку можно соблазнить лестью. А уж про обыкновенных людей и говорить нечего.

Человек вообще очень и очень даже любит быть оскорбленным.

Свидригайлов очерчен Достоевским весьма живо и естественно. Это тип человека, не имеющего никаких нравственных правил. Свидригайлов был образован, воспитан, богат, красив, но чувственные наслаждения погубили его. Гоняясь за этими удовольствиями, он промотал свое состояние, стал шулером и затем нищим. Богатая женщина влюбилась в него, заплатила его долги и сделала своим мужем. Свидригайлов несколько лет живет в деревне, причем не отказывает себе в чувственных удовольствиях. Наконец все ему надоело. В это время он встретился с Авдотьей Романовной и стал преследовать ее, чтобы удовлетворить свою страсть. Думая, что Авдотья Романовна противится его желаниям потому, что он женат, Свидригайлов, не задумываясь, убивает свою жену, бросает детей и едет в Петербург за Дуней. Хитростью он завлекает ее в свою квартиру и хочет обесчестить. Но когда видит, что Раскольникова чувствует к нему ненависть и презрение, он отпускает ее. После этого ему остался только один исход — самоубийство. Свидригайлов разбрасывает свои деньги и умирает равнодушным ко всему, даже к самому себе. Конечно, никто не пожалеет такого изверга.

Как-то отдельно от всего действия романа стоит фигура Свидригайлова. В ней многое остается необъясненным, загадочным. Свидригайлов — человек способный на всякую гадость, но между тем мы видим в нем и хорошие движения души -так, он вдруг обеспечивает после смерти Катерины Ивановны ее семейство. Неясны его отношения к сестре Раскольникова. Очевидно, он питал к ней глубокую и постоянную страсть. Сцена его свидания с ней заставляет думать, что в нем говорило не одно животное вожделение, но нечто иное. Неясен также душевный процесс, который довел его до самоубииства При всей недостаточности и туманности обрисовки, Свидригайлов производит впечатление чего-то цельного, какой-то силы. Он даже симпатичен, несмотря на свои дурные стороны. «Преступление и наказание» по своей художественной законченности занимает первое место среди романов Достоевского, романов городской жизни, жизни Петербурга, «города полусумасшедшего», как выражается один из героев «Преступления и наказания».

По мнению проф. Чижа в «Преступлении и наказании» пять душевнобольных: Раскольников и его мать, Мармеладов и его жена и Свидригайлов. Последний — наиболее совершенное, «бессмертное»
изображение нравственного помешательства. То, что называется нравственным помешательством, выражается полной или почти полной утратой нравственных понятий при наличии других душевных проявлений. «Русские люди вообще широкие люди, — говорит Свидригайлов, — широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному». «У нас в образованном обществе особенно священных преданий ведь нет», — развивает он далее свою мысль.

Иные составляют себе эти священно-нравственные понятия по книгам или «из летописей выводят», но, по мнению Свидригайлова, это значит быть «колпаком» и «неприлично светскому человеку». Себя он с чувством удовлетворения называет «белоручкой» и никаких святынь не признает. Он родовой дворянин, бывший кавалерийский офицер, не порвавший разных общественных «связей», которые его не раз выручали в трудные минуты жизни. «По старой полковой привычке» он алкоголик, а из любви к сильным ощущениям шулер и развратник, о чем говорит с откровенным цинизмом. Жену он бил хлыстом, тоже находя в этом удовольствие, а за-
тем отравил ее, добившись угрозами или взятками, что медицинское вскрытие установило смерть от сытного обеда после купанья. Легко сошло с рук Свидригайлову и самоубийство его лакея, доведенного до этого грубым обращением. Вспоминать об этом Свидригайлову не стыдно, а
только скучно. Узнав из подслушанного разговора о преступлении Раскольникова, Свидригайлов считает его интересным человеком и предлагает устроить побег за границу. Раскольников для него «своего поля ягодка». Признавая за собой полное право пользоваться людьми для своего удовольствия и пользы, Свидригайлов презрительно относится ко всяким новым общественным веяниям и очень рад, что в его местности крестьянскую реформу провели так, что у него доходов не убавил ось.

Общественная опасность свидригайловых в том, что они только с медицинской точки зрения рассматриваются, как больные. Для всех они, самое большее, люди со странностями. Достоевский показывает и несомненную болезненность Свидригайлова, страдающего от галлюцинаций, и его заразное, тлетворное влияние. Он «имеет счастие интересовать своими суждениями» сестру Раскольникова, которую в конце концов доводит своими гнусными домогательствами до того, что она стреляет в него и едва не убивает. Он находит себе невесту, «шестнадцатилетнего ангепьчика», наслаждается ее стыдливыми слезами от его обращения и уже наперед знает, что после свадьбы ее бросит, и что какая-то мадам Ресслих старается об этой свадьбе, чтобы потом, пользуясь безвыходным положением брошенной женщины, сделать
«оборот», «в нашем слою то есть да повыше». Бесчисленными нитями взаимодействия с нравственным помешательством Свидригайлова связаны духовно неразвитые Лебезятниковы и нравственно глухие Лужины. Безнадежно глупый и грубый Лебезятников видит даже служение прогрессу в исповедании, например, таких идей, что благородство и великодушие — все это вздор, нeлепости, старые предрассудочные слова. Через Лебезятникова Мармеладов узнает, что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено, и что так уже делается в Англии, где политическая экономия». Лужин, «благонадежный и обеспеченный» человек, тоже ссылаясь на «науку», утверждает, что нужно возлюбить не ближнего, а самого себя, и что все на личном интересе основано. Он намеренно ищет жену из бедного семейства, чтобы она чувствовала себя обязанной мужу. Лужин выбирает бедную девушку Авдотью Романовну Раскольникову, подходящую под его идеал бедной и потому покорной жены. Мать ее, нуждающаяся вдова дворянина, женщина, уставшая в борьбе с нуждой и впоследствии помешавшаяся от страха и забот о своих детях, в каком-то отчаянии ищет оправданий для брака Дуни с Лужиным, который «кажется добрым» человеком. Поэтому Свидригайлов справедливо замечает, что мать Раскольникова напрасно предпочитает ему Лужина: это совершенно все равно. Лужи н только не так смел и нагл, как Свидригайлов, но ни перед какой подлостью не остановится, чтобы
достигнуть своей цели, когда ему не приходится бояться отпора. Свидригайловы, Лебезятниковы, Лужины и подобные им всей своей тяжестью ложатся на слабых, униженных, бедных.