Творчество и биография Мендельсона. Когда впервые прозвучал свадебный марш Мендельсона? Список основных произведений феликса мендельсона Годы жизни мендельсона

Феликс Мендельсон – композитор, имя которого приходит на ум при первых же звуках «Свадебного марша». Он также был знаменитым дирижером, пианистом и педагогом. Мендельсон отличался удивительной музыкальной памятью и был востребован в странах Европы. Его заслугой стало основание Лейпцигской консерватории.

Детство и юность

Полное имя музыканта – Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Двойная фамилия досталась мальчику от отца, который решил стать лютеранином. Старинный род гордился дедом, известным философом, проповедником веротерпимости и еврейским просветителем. Родитель Феликса был главой банкирского дома и хорошо разбирался в предметах искусства.

Феликс родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Он стал одним из 5 детей Мендельсонов. Мальчик находился в благоприятной среде, где имелись все условия для получения качественного образования и реализации талантов. В дом Мендельсонов часто приезжали философ и музыкант Карл Цельтер.

Склонность ребенка к музыке стала очевидной на ранних порах, и мать занялась развитием его способностей. Схожий талант был заметен и у сестры Феликса, Фанни. Вместе дети изучали нотную грамоту, а затем поступили на обучение к педагогу Людвигу Бергеру. Теории музыки детей обучал Цельтер. Феликс выучился игре на скрипке и альте, а в 9 лет дебютировал в роли пианиста. Не остались без внимания и его вокальные способности.


Первые произведения будущего композитора были созданы в этот период. Ими оказались сонаты для скрипки и фортепиано, а также мелодии для органа. был в числе первых ценителей таланта Мендельсона и открыто восхищался его способностями. Феликс начал давать концерты как дирижер, а также исполнитель чужих и авторских композиций. В 1842 году Мендельсон презентовал собственную оперу «Два племянника».

В семье делали все возможное, чтобы у детей были перспективы, поэтому Мендельсоны часто путешествовали. В 16 лет Феликс впервые побывал в Париже в компании отца, отправившегося во Францию с деловым визитом. Успехи музыканта оценили в парижской консерватории, но сам он не удовлетворился местными музыкальными традициями. Зато обрел массу полезных знакомств. Вернувшись домой, Мендельсон продолжил работу над оперой «Свадьба Камачо», созданной как аллюзия на произведение «Дон Кихот». В 1825 году произведение было закончено.

Музыка

В 1862 году свет увидела композиция, сделавшая Феликса известным. Увертюра к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» состояла из 12 минут непрерывной музыки, источавшей невероятный романтизм. Интересный факт: частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет.

«Свадебный марш» Феликса Мендельсона

Спустя год состоялась сценическая адаптация «Свадьбы Камачо». Критики хорошо отзывались о композиции, но театральные интриги и склоки не позволили мероприятию обрести успех. Это расстроило Мендельсона, и автор решил сосредоточиться на инструментальных мелодиях. Параллельно с творческой деятельностью Феликс обучался в Берлинском университете им. Гумбольдта.

С юности музыкант увлекался творчеством , популярность которого в тот период была невелика. В 1829 году публика услышала «Страсти по Матфею» кумира в исполнении поклонника. Это стало громким событием в мире музыки и принесло Мендельсону новый успех, положивший начало первым гастролям. Композитор отправился в Лондон, где неоднократно выступал перед слушателями с авторскими произведениями, музыкой Вебера и Бетховена. За Великобританией Мендельсону покорилась Шотландия, под впечатлениями от которой музыкант создал «Шотландскую симфонию».


Мужчина вернулся в Германию знаменитостью. Спонсором его путешествий по Европе выступил отец, и Феликс вновь отправился в путь, чтобы выступать в Италии. Один гастрольный тур стал причиной, по которой Феликс отказался от позиции в Берлинском университете. Объездив Германию, Францию, Австрию и Италию, музыкант остановился в Риме и создал «Первую Вальпургиеву ночь». За ней последовали несколько фортепианных и клавирных концертов.

К 26 годам Мендельсон был руководителем оркестра Гевандхаус. Отношения с подопечными сложились наилучшим образом. В качестве единомышленников и слаженного ансамбля музыканты и дирижер быстро обрели известность в Европе, а Феликс приступил к написанию триптиха «Элиа – Павел – Христос».


В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV доверил Мендельсону реформирование Королевской академии искусств в Берлине, но местная интеллигенция не приняла нововведения мастера, и он ретировался. В 1846- м была создана оратория «Элиа». Громкая премьера заворожила публику. Мендельсон был в восторге от впечатления, которое произвело его творение.

Параллельно с написанием музыки Феликс Мендельсон задумывался о создании учебного заведения для авторов. Он ходатайствовал об учреждении Лейпцигской консерватории, ставшей первой в Германии. Ее открыли в 1843 году, а портрет основателя до сих пор украшает стены здания.

Личная жизнь

В биографии любого творческого деятеля присутствует муза. Таковой для Мендельсона стала его жена Сесиль Жанрено, с которой он сочетался узами брака в 1836 году. Девушка из богатой гугенотской семьи, дочь французского пастора, отличалась спокойным нравом.


Композитор был счастлив в личной жизни, так как супруга привнесла в его дом заботу, уют и гармонию. Она вдохновляла мужа на новые творения.

Мендельсон стал отцом пятерых детей. Семья и пылкие чувства к ней побуждали музыканта на написание новых произведений.

Смерть

Проблемы со здоровьем наметились у Феликса в 1846 году. Он завершил гастроли и занялся написанием финальной части своего триптиха, «Христос». Занятия шли сложно из-за самочувствия композитора. Он часто делал перерывы, страдая мигренью и постоянной сменой настроения. По рекомендации семейного врача гастроли были отложены, а музыкант находился в комфортных домашних условиях.


Смерть любимой сестры усугубила положение. Мужчина переживал, оплакивая свою любимицу. Осенью 1847 года композитор пережил инсульт и не смог оправиться от него. Состояние музыканта ухудшалось: он впадал в забытье и не мог развернуто отвечать на вопросы. Спустя месяц Мендельсона настиг второй удар, который и послужил причиной смерти. Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, в 38 лет.

Произведения

  • 1824 – «Симфония № 1 c-moll»
  • 1827 – «Christe, Du Lamm Gottes»
  • 1830 – «O Haupt voll Blut und Wunden»
  • 1831 – «Vom Himmel hoch»
  • 1831 – Увертюра «Сон в летнюю ночь»
  • 1832 – Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера»
  • 1833 – Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине»,
  • 1835 – «Павел»
  • 1840 – Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»)
  • 1842 – Симфония № 3 a-moll («Шотландская»)
  • 1846 – «Илия»

Мендельсон - один из выдающихся музыкантов Германии первой половины XIX века. Среди современных ему романтиков он занимает особое место. Его музыка, развиваясь в русле романтизма, теснейшим образом связана с классическими традициями. Классическое и романтическое начала составляют в ней удивительно гармоничный сплав, который проявляется в каждом конкретном случае по-своему. И именно это единство определило образный строй его произведений - уравновешенный, жизнеутверждающий и гармоничный. Для Мендельсона, в отличие от других романтиков, не характерна трагическая конфликтность, в его творчестве нет ощущения непримиримого разлада с окружающей действительностью. Его искусство освещено верой в человека и человеческий разум.

В музыке Мендельсона множество типично романтических образов:

  • «музыкальных моментов», отражающих душевные состояния человека;
  • картин быта и природы (особенно привлекала композитора романтика моря);
  • причудливой фантастики, в которой нет ничего мрачного, «демонического». Это сказочные образы народных преданий - эльфы, феи, гномы (то, что оказало большое влияние на Листа, Грига);

Вместе с тем, будучи преемником Шуберта и Вебера в романтизме, Мендельсон многое воспринял от венской классической школы. О близости к эпохе Просвещения, к классической традиции говорят:

  • ясный, уравновешенный тон мендельсоновской лирики;
  • стремление к воплощению объективных, устойчивых идеалов;
  • стройные пропорции форм;
  • доходчивость, демократичность тематизма, который основан на обобщенных, устоявшихся интонациях.

Сын богатого просвещенного банкира, щедро одаренный от природы разнообразными талантами, Мендельсон с детства был окружен атмосферой высокой интеллектуальности. Условия для формирования личности были идеальными. Его дед был выдающимся философом. В родном доме будущий композитор мог общаться с самыми блестящими представителями научной и художественной элиты - Гегелем, Гете, Гейне, Вебером, Паганини. Стойкому интересу к классической музыке, не угасавшему в течение всей жизни Мендельсона, способствовал сам характер полученного им образования. Его учителем был Цельтер - руководитель Берлинской певческой капеллой, где часто исполнялась музыка И.С. Баха.

В 16 лет Мендельсон получает персональное приглашение от Керубини, директора Парижской консерватории, учиться там. Он ответил отказом, поскольку современная музыкальная культура Франции казалась ему далекой от идеалов отечественной классики.

Личность Мендельсона можно считать воплощением античного идеала гармонично развитого, совершенного человека. Он свободно владел несколькими языками, включая латынь и древнегреческий. Прекрасно рисовал, занимался верховой ездой и плаванием. Увлекался литературой, театром, бытом и историей стран, где ему довелось побывать. Интересно, что в литературных пристрастиях композитора также наблюдалось своеобразное соединение классического и романтического: его любимыми авторами были одновременно Гете, Шекспир и романтик Жан Поль.

Вся многогранная деятельность Мендельсона как композитора, дирижера, пианиста, педагога была проникнута просветительскими идеями . Он стал первым немецким музыкантом-просветителем государственного масштаба: в 1843 году по его инициативе была создана Лейпцигская консерватория, которая способствовала росту музыкального профессионализма в Германии. На основе консерватории возникло новое направление в немецком музыкальном искусстве - Лейпцигская школа во главе с Мендельсоном.

Композитор писал свою музыку для широкого круга любителей, вкус которых хотел воспитать, отвратить от звучавшей вокруг пошлости. К модным виртуозным исполнителям композитор относился с откровенным презрением («Они доставляют мне так же мало удовольствия, как акробаты и канатные плясуны»).

Кумиром Мендельсона, как и всех немецких романтиков, всегда оставался Бетховен. Однако увлекали его и композиторы эпохи барокко (что отличает Мендельсона от большинства современников). Он разыскивал повсюду давно забытые сочинения Шютца, Баха, Генделя, старых итальянских мастеров, и их музыка воскресала благодаря его усилиям. В 20 лет ему посчастливилось найти и исполнить «Страсти по Матфею» Баха и с тех пор имя Мендельсона всегда с благодарностью упоминается, когда речь заходит о «втором рождении» Баха. Позднее он исполнил баховскую мессу си-минор и осуществил грандиозную постановку оратории Генделя «Израиль в Египте».

На его концертах многие современные слушатели впервые открывали для себя классические шедевры. Характерно, что самого Мендельсона современники воспринимали как «ученика Баха».

Отношение к творчеству Мендельсона менялось с течением времени. При жизни он очень рано вошел в число лучших композиторов Германии. Созданная в 17 (!) лет гениальная увертюра «Сон в летнюю ночь» привлекла к нему всеобщее внимание. Будучи великолепным дирижером и пианистом, Мендельсон объездил всю Европу и завоевал громкую славу. В отличие от многих других художников-романтиков он не знал непризнания и одиночества. Выдающиеся люди считали его своим единомышленником. Так, Шуман называл Мендельсона «вторым Моцартом», мечтая сочинять симфонии столь же ясные и уравновешенные , а Гейне говорил о нем, как о «музыкальном чуде».

Однако спустя некоторое время имя Мендельсона перестало вызывать былой энтузиазм. То, что он был стойким приверженцем классических традиций, дало повод причислить его к принципиальным консерваторам, вызвало обвинения в академизме. Ясность и уравновешенность в бурную эпоху позднего романтизма казались равнодушием и рассудочностью. Широкую популярность «Песен без слов» объясняли расчетом на невзыскательные вкусы. Музыку Мендельсона стали критиковать за отсутствие философской глубины, бетховенской героики, яркой новизны, противопоставляя новаторству Берлиоза и Листа.

Действительно, искусство Мендельсона далеко от порывистой страстности Шумана, национального патриотизма Шопена, радикальной смелости Берлиоза и Вагнера. Героика, трагедийность и острая конфликтность - не его сфера. Он был лириком по преимуществу. Мендельсоновская лирика отмечена стремлением к ясности, уравновешенности, тонкой поэтичности, нередко ей присуща элегичность тона. Она покоряет искренностью, тонкой поэтичностью, безукоризненным вкусом, отсутствием чисто внешней эффектности. Характерна также опора на бытовые формы музицирования и близость к немецкой народной песне.

Наряду с лирикой излюбленной сферой композитора была изящная скерцозность, связанная, как правило, с фантастическими образами. В причудливой фантастике Мендельсона нет ничего мрачного, «демонического». Это сказочные образы народных преданий - эльфы, феи, гномы (Elfen-musik - то, что оказало большое влияние на Листа, Грига).

Многие типично романтические мотивы были чужды Мендельсону - внутренняя раздвоенность, разочарованность, мировая скорбь, туманная мистика.

Творческое наследие Мендельсона охватывает абсолютно все музыкальные жанры своего времени. Наиболее обширная и значительная часть - это инструментальная музыка. Она представлена симфониями, увертюрами, концертами, камерными ансамблями, сонатами для разных инструментов (в т.ч. органа), фортепианными сочинениями.

Главное открытие Мендельсона в симфонической области - его концертные программные увертюры - область, в которой он выступил смелым новатором.

Жанр увертюры имеет многовековую историю. Возникновение его связано с оперой, с XVII веком. Концертные же увертюры - детище романтизма. Именно у романтиков они стали самостоятельными произведениями с определенным программным содержанием. Предназначенные для концертного исполнения, они не были связаны ни с драматическим спектаклем, ни с оперой или балетом (увертюра «ни к чему»). Жанр этот был чрезвычайно востребован временем, с него обычно начинались концертные программы.

Увертюра «Сон в летнюю ночь»

Первая романтическая концертная увертюра - «Сон в летнюю ночь».

Это единственное шекспировское произведение в творчестве Мендельсона. В отличие от многих своих современников (Россини, Беллини, Верди, Берлиоза, Листа), композитор увлекся не трагедиями великого драматурга, а одной из самых жизнерадостных его комедий. Ее народно-сказочные образы в Германии были очень популярны («Оберон» Вебера). Знаменательно, что шекспировский сюжет привлек внимание Мендельсона в переводе немецких романтиков Шлегеля и Тика.

Композитор не ставил перед собой задачу последовательно передать в увертюре все события комедии Шекспира. Он обрисовал те поэтические образы, которые были особенно притягательны для него: светлую фантастику, мягкую лирику и задорный юмор. Музыка рисует сказочную жизнь волшебного леса в летнюю ночь. Музыкальный материал очень разнообразен: классически стройная сонатная форма отличается обилием тем. Особенно оригинальна стремительно-кружащаяся, воздушная «тема эльфов» - первая тема главной партии (e-moll, скрипки divizi). Она возникает после долгих, протянутых аккордов деревянных-духовых во вступлении (образ «зачарованного сна»).

Характер всех остальных тем экспозиции вполне реальный: это и празднично-приподнятая, маршеобразная вторая тема главной партии (E-dur), сопровождаемая ликующими фанфарами, и три лирические темы в побочной партии (H-dur), и бойкая, задорная заключительная партия с неожиданными скачками и резками акцентами.

Контраст фантастики и реальности в увертюре дан не в противопоставлении. Наоборот, все образы спаяны единым эмоциональным настроением беззаботной жизнерадостности.

Будучи уже зрелым мастером, Мендельсон снова обратился к образам комедии Шекспира, написав к ней несколько больших симфонических номеров (в том числе знаменитый Свадебный марш), два хора и музыку к мелодрамам.

Кроме этой увертюры Мендельсон написал еще девять, среди которых есть и яркие, новаторские, и малозначительные. Лучшими считаются увертюры «Морская тишь и счастливое плавание», «Гебриды, или Фингалова пещера», «Прекрасная Мелузина», «Рюи Блаз».

Программность в увертюрах Мендельсона имеет обобщенный характер. Он не стремился к последовательной сюжетности, к фиксации отдельных подробностей содержания. Кроме того, в отличие от Берлиоза и Листа Мендельсон избегал развернутых литературных предисловий и ограничивался одними заголовками, которые, к тому же, нередко менялись даже после премьеры.

«Люди часто жалуются, что музыка слишком неоднозначна, им приходится задумываться, когда они слушают, это так непонятно, в то же время все понимают слова. Со мной это происходит ровно наоборот, и не только относительно всей речи, но и отдельных слов»

Феликс Мендельсон

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди родился в Гамбурге, 3 февраля 1809 в семье банкира Авраама, который был сыном известного еврейского философа Моисея Мендельсона, и Леи Соломон. Родители стремились отказаться от иудаизма, их дети не получили религиозного образования и были крещены в лютеранской церкви в 1816 году.

Фамилия Бартольди прибавилась по предложению брата Леи, Якоба. Авраам позднее объяснил это решение в письме к Феликсу как средство показать решительный разрыв с традициями своего отца Моисея. Хотя Феликс в знак послушания своего отца подписывался Мендельсон-Бартольди, он, тем не менее, не возражал против использования только первой части фамилии.

Семья переехала в Берлин в 1811 году. Родители стремились дать Феликсу, его брату Полу и сестрам Фанни и Ребекке наилучшее образование. Старшая сестра, Фанни, стала известной пианисткой и композитором-любителем. Первоначально отец думал, что она более музыкально одаренная, но не считал карьеру в музыке подходящей для молодой девушки.

В возрасте 6 лет Феликс Мендельсон стал получать от своей матери, а с семи лет обучался у Мари Биго в Париже. С 1817 года изучал композицию у Карла Фридриха Цельтера. В 9 лет состоялся его дебют, когда он принял участие в камерном концерте в Берлине.

Цельтер представил Феликса своему другу Гёте, который позднее поделился своими впечатлениями о юном таланте, приведя сравнение с Моцартом:

«Музыкальные чудеса … вероятно больше не так редки; но то что этот маленький человек способен сделать, играя импровизацию или с листа, это на грани волшебства. Я не могу поверить, что это возможно в столь раннем возрасте».

«Все же Вы слышали Моцарта на его седьмом году во Франкфурте?» – сказал Цельтер. «Да», ответил Гёте, «…, но то, чего уже достиг Ваш ученик, имеет такое же отношение к Моцарту того времени, какое культурный разговор взрослых людей имеет к лепету ребенка»

Позже Феликс неоднократно встречался с и положил на музыку немало его стихотворений.

Годы учебы

С 1819 года Мендельсон начал сочинять музыку без остановки

Мендельсон был принят в Берлинскую Хоровую академию в 1819 году. С этого момента он сочинял без остановки.

Надо сказать, что Феликс с детства был очень плодотворным композитором. Первое издание его работ увидело свет в 1822 году, когда юному композитору было всего 13 лет. А в 15 лет он написал свою первую симфонию для оркестра До минор (Op. 11). Год спустя - работу, показавшую полную силу его гения - Октет Ми-бемоль мажор (Op.20). Этот Октет и написанная в 1826 году увертюра «Сон в летнюю ночь» (частью которой был «Свадебный марш») являются самыми известными из ранних произведений композитора.

В 1824 году Мендельсон стал брать уроки у композитора и пианиста-виртуоза Игнаца Мошелеса, который однажды признался, что он мало чему мог научить Феликса. Мошелес стал коллегой и другом Мендельсона на всю жизнь.

Помимо музыки, образование Мендельсона включало изобразительное искусство, литературу, языки и философию. Для своего наставника Хейзе перевел «Андрию» Теренса в 1825 году. Учитель был поражен и издал ее как работу «его ученика F****». Этот перевод стал квалификационной работой Мендельсона для получения права обучаться в Университете Берлина, где он посещал лекции по эстетике Георга Гегеля, по истории Эдуарда Ганса и географии Карла Риттера.

Начало дирижерской карьеры

Рабочий кабинет Мендельсона в Лейпциге

В Хоровой академии Берлина Мендельсон стал дирижером, и, при поддержке директора академии Зельтера, а также с помощью друга Эдуарда Девринта, смог осуществить в 1829 году постановку «Страстей по Матфею» . Успех этой работы положил начало возрождению музыки Баха в Германии, а затем во всей Европе.

В том же году Феликс впервые посетил Великобританию, где провел концерт Филармонического общества. К тому моменту его друг, Мошелес, уже проживал в Лондоне. Он представил Мендельсона влиятельным музыкальным кругам. После столичной программы композитор совершил путешествие через Шотландию, где сделал наброски увертюр, которые впоследствии приобрели большую известность – «Гебридов» и «Фингалова пещера».

После возвращения в Германию ему предложили должность преподавателя в Берлинском университете, но Мендельсон от него отказался. В течение нескольких лет композитор путешествовал по Европе, где написал ряд произведений, а в 1832 году издал первую книгу «Песен без слов». 28 марта 1837 г. Мендельсон женился на Сесиль Жанрено (дочери протестантского священнослужителя)

В 1833 году Феликс Мендельсон стал дирижером Рейнского Музыкального фестиваля в Дюссельдорфе, где ежегодно представлял свои работы. А через два года начал активную дирижерскую деятельность в Лейпциге, поставив перед собой цель: сделать его музыкальным центром европейского масштаба.

На следующий, 1836 год композитор получил почетную докторскую степень университета Лейпцига. В этом же году он встретил Сесиль Жанрено, дочь протестантского священнослужителя. 28 марта 1837 года состоялась их свадьба. Брак был счастливым, и у пары родилось пятеро детей.

На пике популярности

Король Пруссии не оставлял попыток заманить композитора в Берлин, в итоге Мендельсон был назначен музыкальным директором Академии Искусств. До 1845 года он периодически работал в Берлине, не оставляя свой пост в Лейпциге. Порой осуществлял поездки в Англию, исполняя свои работы в Лондоне и Бирмингеме, где встретился с королевой Викторией и ее мужем – принцем Альбертом. Королевская чета была почитателями его музыки.

В 1843 году Феликс Мендельсон основал Лейпцигскую Консерваторию Музыки, первое учебное заведение такого рода в Германии, осуществив таким образом свою мечту и сделав Лейпциг музыкальным центром на карте страны.

Его успех у современников был поистине безграничен: ни один из композиторов XIX столетия не получал столько любви и почитания, как он. Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого века». Его талантом восхищались Лист и Шопен. Английская королева Виктория считала его музыку несравненной. И хотя в наши дни отношение к творчеству Мендельсона уже не столь безудержно восторженное, с немыслимой популярностью его «Свадебного марша» по-прежнему не может сравниться ни один «хит» прошлого или настоящего.

Феликс Мендельсон появился на свет 3 февраля 1809 года в Гамбурге. Дед его был известным еврейским философом и просветителем, работы которого переводились на многие языки и даже принесли ему прозвище «немецкого Сократа». Отец был основателем крупного и процветающего банкирского дома. Человек либеральных взглядов, он решил приобрести для своих детей то, что великий Гейне именовал «входным билетом в европейскую культуру» - свидетельство о крещении. В 1816 году семилетний Феликс, все его сёстры и младший брат были крещены в одной из церквей Берлина по реформатскому обряду. Позднее и старший Мендельсон также перешёл в новое вероисповедание. К своей фамилии он прибавил вторую - Бартольди. С тех пор он и его дети официально именовались Мендельсонами-Бартольди.

Мать будущего композитора была разносторонне образована и очень музыкальна, она также неплохо рисовала, владела французским, английским, итальянским и даже древнегреческим языками, читая в подлиннике Гомера.

Мальчик рос в атмосфере любви и заботы. С первых дней жизни ему улыбалось счастье, словно оправдывая его имя, ведь Феликс означает - «счастливый». Родители с самого начала заботились о том, чтобы дать детям хорошее образование. Первой их учительницей стала мать, но затем были приглашены лучшие педагоги. Феликс учился с удовольствием, а мать внимательно следила за тем, чтобы мальчик ни минуты не оставался праздным. Возможно, она даже перестаралась. До конца своих дней композитор так и не научился отдыхать и расслабляться, а это приводило к серьёзным нервным перегрузкам, сказывавшимся на его здоровье.

Мальчик рано стал проявлять необычайные способности к музыке. Первым его учителем на фортепиано была опять-таки мать, но затем её место занял блестящий пианист и педагог Людвиг Бергер. Феликс учился шутя, с удивительной лёгкостью преодолевая все препятствия, которые ставила ему ещё слишком маленькая рука, он играл с партитуры с уверенностью опытного исполнителя. Одновременно он начал заниматься теорией музыки и контрапунктом с профессором Цельтером. Когда Феликсу исполнилось одиннадцать, Цельтер представил его своему великому другу Гёте. Виртуозная одухотворенная игра юного вундеркинда доставляла поэту истинное наслаждение. Каждый вечер, пока мальчик гостил в его веймарском доме, он усаживал его за инструмент со словами: «Сегодня я тебя совсем не слушал, малыш, пошуми-ка немного».

Уже в четырнадцать лет Мендельсон - автор тринадцати маленьких симфоний, нескольких кантат, фортепианных концертов и множества пьес для органа. Чуть позже он сочинил ряд маленьких комических опер. В этом плане сравниться с ним мог бы разве что юный Моцарт.

Однако ранний успех не избаловал Феликса. Этим он был обязан разумному воспитанию и строгости отца. Старший Мендельсон немало заботился и о том, чтобы сделать сына всесторонне развитой личностью. Феликс с усердием изучал древние и новые языки, брал уроки рисования. Среди занятий науками и музыкой не забывался и спорт. Подросток учился ездить верхом, фехтовать, плавать. Ну, а для духовного совершенствования немало давало будущему композитору общение с собиравшимися в их доме корифеями мира искусства и литературы, среди которых были Гуно, Вебер, Паганини, Гейне, Гегель.

Следующие два года Феликс неустанно и упорно трудился. Он написал два концерта для двух фортепиано и оркестра, фортепианный квартет и сонату для скрипки и фортепиано. Восторженные отзывы о таланте Феликса всё чаще наводили отца на мысль о том, что, возможно, его сыну стоит избрать карьеру профессионального музыканта. Однако у него всё-таки оставались некоторые сомнения на этот счёт, и весной 1825 года он решил отвезти сына в Париж, с тем чтобы там, в столице музыкального мира того времени, принять окончательное решение. Тем более что в Париже у него были знакомые среди самых выдающихся музыкантов.

Феликса согласился прослушать один из известнейших композиторов, директор парижской консерватории маэстро Керубини. Помимо незаурядного таланта, Керубини отличался невообразимым своенравием и упрямством. Так, он отказался принять в консерватории ещё совсем юного Листа на том основании, что тот не был французским подданным. Мольбы Листа, стоявшего перед ним на коленях и целовавшего ему руки, не тронули сердца старого упрямца. Однако к Феликсу он отнёсся весьма благосклонно: «Мальчик поразительно талантлив. Он, несомненно, добьётся успеха, он и сейчас уже многого добился».

Вердикт прославленного маэстро снял последние сомнения у старшего Мендельсона. Будущее Феликса было определено. И хотя он не бросил занятий в университете, куда не так давно поступил, почти всё своё время отдавал музыкальным занятиям. Именно в это время появилась удивительная по красоте и изяществу увертюра «Сон в летнюю ночь», навеянная произведением Шекспира.

Однако от творческих неудач не застрахован даже гений. Комическая опера «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов романа Сервантеса «Дон Кихот», написанная осенью 1826 года и поставленная в Берлинском оперном театре, успеха не имела. Эта первая (и последняя) опера Мендельсона и в самом деле была весьма слабой. Критики, многих из которых раздражал незаслуженно раздутый, по их мнению, успех Феликса, злорадствовали. «Для сынка богача опера, в общем-то, не так уж и плоха», - писал один. «Такое слабое, плохо продуманное произведение вообще не стоило выносить на суд публики», - утверждал другой. Разумеется, Феликс страдал, он вообще крайне болезненно относился к критике, но время брало своё, и новые творческие планы заставляли забыть горечь поражений.

Отец полагал, что сыну необходимо длительное путешествие по Европе. Только так, по его мнению, молодой музыкант мог отточить своё мастерство, стать зрелым артистом и человеком. В апреле 1829 года Феликс отправился в Англию (к этому времени он уже окончил университетский курс, с успехом сдав выпускные экзамены). Столица «Туманного Альбиона» встретила Мендельсона с распростёртыми объятиями. Ведь в Лондон приехал не только музыкант с европейским именем, но и сын одного из наиболее состоятельных берлинских банкиров. К тому же Феликс был необычайно хорош собой. Великий романист У. Теккерей писал: «Более красивого лица мне не приходилось видеть. Я думаю, что именно так выглядел наш Спаситель».

Феликса приглашали в самые аристократические салоны, на самые изысканные балы. Юношеская весёлость и мимолетное увлечение «парой очень глубоких выразительных карих глаз» не мешали напряжённым и блистательным выступлениям. Мендельсон дирижировал не только своими сочинениями, но и произведениями Моцарта, Вебера, Бетховена. Он изумил английскую публику тем, что дирижировал палочкой с особого пульта, между тем, как в Лондоне до него было принято вести оркестр или с места первой скрипки, или сидя за фортепиано.

В Лондоне Феликс познакомился с выступавшей там известной певицей Марией Малибран. Её удивительным голосом и красотой восхищались Лист, Россини, Доницетти. Феликс тоже не избежал увлечения «прекрасной Марией». Известие об этом не на шутку взволновало и обеспокоило его отца, который считал, что роман с певицей опасен для молодого, ещё неопытного человека. Впрочем, ухаживания Феликса серьёзных последствий не имели. Забавно, но три года спустя Мендельсон-старший имел возможность лично познакомиться с певицей, и она произвела на него ещё более сильное впечатление, чем на сына.

Окончание концертного сезона дало Феликсу возможность предпринять путешествие по стране. Его влекла горная Шотландия, её вольнолюбивый народ, воспетый в романах Вальтера Скотта, которыми он увлекался с детства. Полуразрушенный замок в Эдинбурге в воображении Феликса был связан, прежде всего, с образом легендарной Марии Стюарт. Картины прошлого оживали перед его глазами, будили творческую фантазию. Так родились первые такты той музыки, которая много позже, после длительного напряжённого труда, станет Шотландской симфонией. С пребыванием в Шотландии связано ещё одно произведение Мендельсона - его программная симфоническая увертюра «Фингалова пещера» («Гибриды»). В ней отразились впечатления композитора от поездки по Гибридским островам. Там, на острове Стафф, привлекавшем путешественников своими знаменитыми базальтовыми пещерами, особенной известностью пользовалась так называемая Фингалова пещера, где, по древним преданиям, жил герой кельтского эпоса Фингал и его сын-бард Оссиан.

На родину Мендельсон вернулся в декабре 1829 года, но уже в начале мая 1830-го снова покинул Берлин. На этот раз путь его лежал в Италию и Францию. Путешествовал он без спешки. Две недели гостил в Веймаре у Гёте, который принял его с необычайной сердечностью. Затем остановился в Мюнхене, где влюбился в молоденькую девушку по имени Дельфина Шаурот, очень талантливую пианистку. Она вдохновила его на создание знаменитого Первого фортепианного концерта соль минор. Впрочем, главные события в их взаимоотношениях произошли позднее, через год, когда он вновь посетил Мюнхен уже на обратном пути.

Обилие впечатлений от Италии не мешало Феликсу напряженно работать. Он завершил свою симфонию «Гибриды» («Фингалова пещера»), продолжал шлифовать Шотландскую симфонию и приступил к созданию Итальянской симфонии. Параллельно работал над музыкальным воплощением сцен Вальпургиевой ночи из гётевского «Фауста».

По дороге во Францию Феликс вновь остановился в Мюнхене и там возобновил знакомство с Дельфиной фон Шаурот. Дельфина принадлежала к старинному аристократическому роду, и сам король Баварии Людвиг I в приватной беседе с Феликсом выразил недоумение, почему тот не торопится назвать фрейлейн фон Шаурот своей женой, тем более что и родители девушки не были против их брака. Феликсу удалось тактично уйти от ответа, и король понял, что говорить на эту тему не имеет смысла. Дельфина очень нравилась композитору, но, возможно, он не был уверен в том, что она именно та девушка, которая ему нужна, а, может быть, опасался, что ранний брак помешает его музыкальной карьере. К тому же впереди его ждало свидание с Парижем.

Двадцатидвухлетний музыкант с головой окунается в парижский водоворот. В опере сверкали «звёзды» - Малибран, Лаблаш, Рубини. В драматическом театре «Комеди франсез» публику пленяла знаменитая мадемуазель де Марс, голос которой доводил Феликса до слёз. Беспредельное восхищение вызывало у него искусство великой танцовщицы Тальони. Влюбчивый Феликс не на шутку увлёкся хорошенькой актрисой Леонтиной Фай. Увлечение было настолько сильным, что узнавший об этом старший Мендельсон попросил друзей предупредить сына: если он собирается сделать ответственный шаг в жизни, пусть сначала хорошенько подумает и проверит себя.

Перед возвращением домой Феликс решил ещё раз побывать в Лондоне, куда его приглашала лондонская филармония для исполнения новых произведений. Энтузиазм англичан по отношению к молодому композитору был так велик, что, стоило ему появиться в концертном зале, как немедленно раздавались восторженные возгласы: «Да здравствует Мендельсон!» - и все начинали аплодировать.

В июле 1832 года после двухгодичного отсутствия композитор вернулся домой. Теперь его имя было хорошо известно в музыкальных кругах Германии и Англии, и близкие, да и он сам полагали, что ему пора занять должность, дававшую определённое общественное положение. Он выставил свою кандидатуру на вакантную должность директора Берлинской Певческой академии. Увы, на выборах большинство голосов получил не Мендельсон, а посредственный композитор Рунгенхаген. Главную роль здесь сыграло происхождение Феликса. Да, старший Мендельсон принял христианство и воспитал своих детей в протестантской вере, однако в глазах прусской придворной и культурной элиты Феликс оставался лишь честолюбивым «еврейским мальчишкой». Мендельсон, кстати, и позднее нередко подвергался нападкам немецких антисемитов. Особенно яростные выпады позволял себе Рихард Вагнер, для которого имя Мендельсона всегда оставалось ненавистным.

Защищая Мендельсона от подобного рода нападок, Петр Ильич Чайковский писал в одной из своих статей: «И на этого-то изящного, всегда симпатичного для публики композитора направляет свои ядовитые стрелы Вагнер… с особенным упорством попрекая его - чем бы вы думали! – принадлежностью к еврейскому племени».

Феликс остро переживал свою неудачу. Уехать из Берлина - вот было его единственное желание. Случай помог его осуществить. В городе Дюссельдорфе, где готовились к проведению традиционного Нижне-Рейнского музыкального фестиваля, ему предложили руководство концертами. Они прошли столь успешно, что его попросили возглавить всю музыкальную жизнь города. Два года провёл он в этом городе. Много работал, его оратория «Павел» и увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине» были с восторгом встречены слушателями. В Дюссельдорфе его любили, но со временем Феликс начал несколько тяготиться узостью и провинциальностью тамошней жизни.

К счастью, в июле 1835 года его пригласили в Лейпциг, один из крупнейших городов Германии, руководить знаменитой концертной организацией - Гевандхаузом. В Лейпциге Мендельсон добился многого из того, о чём прежде только мечтал. Его дирижёрское искусство достигло вершины, и его усилиями Лейпциг превратился в музыкальную столицу Германии. Солнце успеха и славы сияло над ним в эти годы.

В личной жизни также произошли знаменательные изменения. В марте 1837 года во Франкфурте состоялась свадьба Мендельсона с дочерью французского пастора реформатской церкви Сесиль Жанрено. Выход молодожёнов из церкви не сопровождался звуками знаменитого «Свадебного марша» - он ещё не был написан. Однако друг Феликса, композитор Хиллер, сочинил торжественную музыку специально для этого случая.

Сесиль не отличалась особой музыкальностью, но была очень милой, достаточно образованной, а главное спокойной и уравновешенной женщиной. Для нервного, легко возбудимого Феликса она стала идеальной спутницей жизни. В январе 1838 года у них родился первенец, которого назвали Карл Вольфганг Павел. Всего же у них было пятеро детей. Феликс обожал их и Сесиль.

В апреле 1843 года благодаря энергии и усилиям Мендельсона в Лейпциге была создана первая в Германии консерватория, а сам он становится её руководителем и приглашает для преподавания в ней лучших музыкантов страны. Мендельсон пользовался непререкаемым авторитетом у учащихся. Тем не менее, особенности характера накладывали отпечаток и на его педагогическую деятельность. Со своими студентами он был добр и великодушен, но порой раздражался из-за пустяков. Его могла вывести из равновесия даже небрежная или неаккуратная причёска какой-нибудь студентки.

Вступивший на престол Пруссии в 1840 году Фридрих Вильгельм IV очень хотел, чтобы композитор переехал из Лейпцига (Саксония) к нему в Берлин, обещая ему покровительство и поддержку. Однако, по большому счёту, из этого сотрудничества мало что получилось. Тем не менее, по заказу короля Феликс написал музыку к трагедии Софокла «Антигона» и к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Для последней он сочинил тринадцать музыкальных номеров, а «Свадебный марш», звучавший в пятом акте, со временем приобрёл поистине фантастическую популярность. Уже на премьере «Марша» публика повскакала с мест и устроила композитору овацию.

В эти годы Мендельсон совершил ряд новых успешных гастрольных поездок в Англию. Несколько раз его приглашали в Букингемский дворец, где он музицировал с королевской четой и буквально очаровал королеву Викторию и принца Альберта. Кстати, традиция исполнять во время брачных торжеств «Свадебный марш» пришла к нам с лёгкой руки королевы Виктории. Ведь впервые он был исполнен в 1858 году во время бракосочетания её дочери.

Пожалуй, даже большей популярностью, чем оратории «Павел» и «Илия» пользовались мендельсоновские «Песни без слов». Композитор писал их на протяжении 17 лет, начиная с 1830 года. Всего им создано 48 «Песен». Единственный музыкальный жанр, который оказался неподвластным композитору, была опера. Мечта об её создании прошла через всю его жизнь, но так и осталась неосуществлённой. Тем не менее, в 1845–46 годы он начал работу над оперой «Лорелея». В немалой степени решение это было принято под влиянием знакомства с выдающейся шведской певицей Дженни Линд, восхищавшейся творчеством композитора и мечтавшей петь в его будущей опере. Некоторые утверждали, что Линд, которую называли «шведским соловьём», была влюблена в Мендельсона. Именно так считал знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен, сам безнадежно и страстно влюблённый в певицу.

Что же касается Феликса, то можно почти с полной уверенностью утверждать, что его чувства к Дженни носили чисто платонический характер, хотя Сесиль порой с беспокойством следила за дружбой мужа с певицей.

Последние годы Мендельсон работал буквально на износ, торопясь сделать как можно больше, словно предчувствуя свой ранний уход. Часто он выглядел изнурённым, его мучили сильные головные боли. Подавленность духа чередовалась со вспышками лихорадочной активности, которые поглощали его последние силы.

В мае 1847 года композитора постиг тяжёлый удар: скоропостижно скончалась сестра Фанни, его самый преданный и верный друг. С детства их связывали необыкновенно тёплые и доверительные отношения. Фанни была необычайно талантливым музыкантом, и её строгие суждения Феликс ценил больше, чем море восторженных аплодисментов. Смерть сестры окончательно подорвала здоровье композитора. Его не покидало ощущение, что вместе с Фанни он похоронил лучшую часть своего «я».

В октябре 1847 года в Лейпциге композитор пережил два нервных удара, так в то время именовали кровоизлияния в мозг. 4 ноября его постиг третий удар, оказавшийся роковым.

7 ноября Мендельсона отпевали при огромном стечении народа. Известные музыканты, среди них и Шуман, несли его гроб. В ту же ночь тело отправили в специальном поезде в Берлин, где оно было похоронено в фамильном склепе.

Когда Феликс в последний раз при жизни сестры был в Берлине, Фанни упрекнула его в том, что он очень давно не приезжал ко дню её рождения. Поднимаясь на ступеньку поезда и подавая сестре руку, Феликс сказал: «Честное слово, в следующий раз я буду с тобой».

И он выполнил обещание. 14 ноября, в день рождения Фанни, брат и сестра были рядом.

Использование материалов возможно исключительно при наличии активной ссылки на источник

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН

Портрет Феликса Мендельсона.

Художник Эдвард Магнус. 1846

Феликс Мендельсон единственный музыкальный вундеркинд девятнадцатого века, чьё дарование могло конкурировать с гением Моцарта, он один из самых талантливых и плодовитых композиторов классической музыки, даже те, кто не может назвать ни одного его произведения, знают "Свадебный марш" из музыки к комедии "Сон в летнюю ночь".

Во многом он был аномалией среди своих современников, контрастируя внутренним спокойствием и цельностью характера с устоявшимся образом композитора романтической эпохи.


Феликс Мендельсон, полное имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди (Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy) , родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге, в то время независимом городе-государстве. Семья Мендельсонов была богатой и занимавшей высокое общественное положение еврейской семьёй. Его дед Мозес(Моисей) Мендельсон был философом, одним из инициаторов и духовным лидером движения "еврейского просвещения" - Хаскала, его называли "немецкий Сократ".

Мозес (Моисей) Мендельсон (1729-1786)

Отец Феликса, Авраам Мендельсон , был банкиром и филантропом, он говорил о себе: "Когда-то я был сыном знаменитого отца, теперь я отец знаменитого сына", он женися на Леа Саломон , чей брат Якоб Саломон, принявший христианство и взявший фамилию Бартольди, был прусским консулом в Италии. Родители Феликса поженились в 1804 году в Гамбурге, в 1805 родился их первый ребёнок Фанни Мендельсон, проявившая, как и Феликс, исключительный музыкальный талант и ставшая известным композитором. Феликс был вторым ребёнком в семье.

Родители Авраам и Леа стремились дать своим детям - Фанни, Феликсу, Ребекке и Паулю лучшее образование. Фанни стала известной пианисткой и композитором-любителем, первоначально Авраам думал, что она, а не Феликс, будет более музыкальной, однако в то время женщина не могла сделать карьеру в музыке, и она оставалась активным, но не профессиональным музыкантом. Для Феликса Авраам, позволяя заниматься музыкой, планировал карьеру банкира, пока не стало ясно, что талант его совершенно в другой области и он намерен серьезно посвятить себя творчеству. В 1816 году, для ассимиляции в немецком обществе, Авраам и Леа Мендельсоны крестили своих детей в лютеранской церкви, к имени Феликса добавились имена Якоб Людвиг, а к фамилии - Бартольди, однако Фанни во взрослом возрасте сопротивлялась этой фамилии, Феликс, вопреки уговорам отца принять новую фамилию, выступал под именем Феликс Мендельсон и неоднократно укорял сестру за ее недостаточный интерес к своему еврейскому происхождению .


Ф.Мендельсон. Скерцо. Соч. 21 бис.

Камерный оркестр "МОСКОВИЯ"

Художественный руководитель и дирижер Эдуард Грач

Первые уроки музыки Фанни и Феликс получили от своей матери, по чьим руководством они продвинулись настолько быстро, что их исключительный талант вскоре стал всем очевиден. Детей учили в строгости, ежедневно они вставали в 5 утра, чтобы начать уроки, которые включали языки (немецкий, французский, латинский, греческий и английский), литературу, математику, историю, рисование и другие предметы, включая музыку. По воскресеньям дети могли спать до 6 часов. Впоследствии Мендельсон в совершенстве владел изучаемыми языками, а также проявил себя как хороший художник.

Мендельсон был истинный "человек Возрождения". Талантливый художник, с раннего возраста выражавший свои идеи в значительных рисунках и картинах, он был изысканным знатоком литературы и философии, апофеозом жизни которого была музыка.

Формированию таланта Феликса способствовали достаток, творческая атмосфера и интеллектуальная среда дома, их частыми гостями были ученые, художники, музыканты, среди них ученые Вильгельм и Александр фон Гумбольдт, математик Густав Дирихле, который позже женился на Ребекке, философ Фридрих Гегель, а также видный композитор и педагог того времени Карл Цельтер, который обратил внимание на дарование мальчика. Уже в 11 летнем возрасте Феликс написал несколько маленьких симфоний для струнных, оперу "Любовь солдата" и другие композиции и начал учиться вместе с Фанни в Берлинской вокальной академии.

В 1821 году учитель композиции Карл Цельтер повёз Феликса в Веймар для встречи с Иоганном Гёте, 72-летний поэт был очарован мальчиком и одним из первых сравнил его талант с Моцартом, которого он также знал. В последующем будут ещё встречи Гёте и Мендельсона, и композитор сочинит музыку для некоторых стихотворений поэта.

Карл Цельтер, сам консервативный приверженец эпохи барокко и раннего классицизма, рекомендовал талантливого пианиста Сару Леви в качестве учителя для Феликса, она была ученицей Вильгельма Фридемана Баха, старшего сына И.С.Баха и хранила значительную коллекцию рукописей Баха, это несомененно повлияло на музыкальное направление Мендельсона и его любовь к позднему барокко и творчеству Баха.


Hebrides Overture (Fingal"s Cave") Op. 26

В семье Мендельсонов была давняя традиция проводить воскресным утром небольшой музыкальный концерт, примерно с 1822 года формат этих концертов расширился - стали привлекать профессиональных музыкантов из придворного оркестра. Феликс всегда участвовал в этих представлениях и сочинял музыку для них. Он и Фанни играли на пианино, Ребекка пела, маленький брат Павел играл на виолончели.

Как пианист Мендельсон дебютировал в 1818 г., как композитор — в 1819 г. (шуточная опера «Два педагога»), как дирижер — в 1822 г. (домашние концерты). Музыкально-общественная деятельность Мендельсона началась в 1829 г., когда он организовал в Берлине исполнение и сам дирижировал «Страстями по Матфею» И. С. Баха (после многолетнего забвения). Этот концерт возродил интерес к наследию Баха, а также способствовал влиянию Баха на развитие немецкой музыки.

После концерта Мендельсон гордо заявил: «Артист и еврей открыл это великое христианское сочинение человечеству». В том же году поездкой в Лондон, где с блеском прошли выступления Мендельсона как пианиста и дирижера-исполнителя собственных сочинений.

В 1832 г. после восторженного приема в Лондоне Мендельсон вернулся в Берлин, где в начале 1833 г. был забаллотирован из-за еврейского происхождения на выборах директора Певческой академии. На возглавленном им Нижнерейнском музыкальном празднике исполнил ораторию Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте». До сентября 1836 г. был музик-директором в Дюссельдорфе, затем — дирижером ставших историческими концертов в лейпцигском концертном зале «Гевандхауз» (где впервые в Германии были исполнены ряд ораторий Г. Ф. Генделя, Девятая симфония Л. Бетховена, Седьмая симфония Ф. Шуберта и многие другие).


Песни без слов (13 записей)

В марте 1837 года Мендельсон женится на Сесилии Жанрено, с которой он познакомился во Франкфурте. У Мендельсона было пять детей.

Более года (август 1841 г. — сентябрь 1842 г.) Мендельсон по приглашению Фридриха-Вильгельма IV руководил музыкальным отделом Академии искусства в Берлине, но косность местной художественной среды и провал попытки открыть в Пруссии высшее музыкальное учебное заведение побудили его вернуться в Лейпциг, где в 1843 г. ему удалось основать и возглавить первую в Германии консерваторию, давшую начало так называемой лейпцигской школе — романтическому направлению в немецкой музыке, сделавшему Лейпциг одним из крупнейших музыкальных центров Европы.


Балет "Сон в летнюю ночь".

Свадебный марш Мендельсона

В 1830-44 гг. Мендельсон написал для солистов и хора музыку на ряд Псалмов, в 1843-45 гг. — к трагедии Ж. Расина «Аталия» (см. II Ц. 11). В этих произведениях, как и в оратории «Илия», порой звучат интонации немецких синагогальных напевов. Близостью к еврейской музыке отмечен и скрипичный концерт Мендельсона. Замысел оратории «Моисей» по написанному им либретто Мендельсон не успел осуществить.

Музыка Мендельсона абсолютно переполнена энергией, кипением, драмой и новизной, о чем свидетельствует наиболее известные его работы: увертюры "Сон в летнюю ночь" (1826-1842) и "Гебриды" (1830), "Песни без слов" (1830-1845), "Шотландская" (1842) и "Итальянская" (1833) симфонии. Большинство его шедевров имеют светлый, солнечный, лёгкий характер, тем сильнее проявляется глубина, сложность и духовная основа его личности в литургических произведениях - великих ораториях "Павел" (1835) и "Илия" (1846).


Ф.Мендельсон.Итальянская симфония.

Филадельфийский Симфонический оркестр.

Дирижёр Леопольд Стоковский

Дававшее себя знать с 1846 г. переутомление, а также кончина любимой сестры сособствовали его ранней смерти.

14 мая умерла его сестра Фанни.
4 ноября Мендельсон умер от инсульта в Лейпциге.
7 ноября состоядлсь прощание в Лейпциге.
8 ноября он похоронен в семейном захоронении на Троицком кладбище в Берлине.

Мендельсон долгое время был самым неизвестным из великих композиторов, сотни не исполненных произведений, тысячи не прочитанных писем, сотни не выставленных художественных работ - и только последние три десятилетия по-новому открыли миру Феликса Мендельсона.

Ежевика

ЭЕЭ