Творчество Льва Николаевича Толстого Научно-познавательные и художественные рассказы: «Зайцы», «Лебеди», «Лев и собачка» - презентация. Методическая разработка урока литературного чтения на тему: Художественные и научно – познавательные рассказы. Л.Н. Тол

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) очень любил детей, а еще больше он любил с ними разговаривать.

Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней.

Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее "Азбука". Труд автора, состоящий из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.


Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

Как меня в лесу застала гроза

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.

Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.

Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.

Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.

Я упал и лежал до тех пор пока перестал дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.

Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.

Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.

Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.

Я закричал: "Что вы без меня едите?" Они говорят: "Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь".

Воробей и ласточки

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

Воробей сидел и чирикал.

Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.

Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Охотник и перепел

Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Старый дед и внучек

(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Маленькая мышка

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

Мать спросила:

Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

Один страшный- ноги у него черные, хохол - красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.

Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

Дура, ты дура. Ведь это сам кот.

Два мужика

Ехали два мужика: один в город, другой из города.

Они задели санями друг за друга. Один кричит:

Дай дорогу, мне скорей в город надо.

А другой кричит:

Ты дай дорогу. Мне скорей домой надо.

А третий мужик видел и сказал:

Кому скорей надо - тот осади назад.

Бедняк и богач

В одном доме жили: наверху богач- барин, а внизу- бедный портной.

Портной за работой все пел песни и мешал барину спать.

Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел.

Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.

И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:

Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.

Урок литературного чтения в 3-Б классе

Тема. Научно-познавательные и художественные рассказы «Зайцы», «Лебеди», «Лев и

собачка».

Цели.

  1. Знакомство с новыми произведениями Л. Н. Толстого.
  2. Развитие устной речи, выявление читательского опыта, развитие выразительного чтения, выявления сходства и различий в рассказах.
  3. Воспитание самостоятельности, умения работать в коллективе, в группах, бережного отношения к природе, умения сочувствовать, любви к животным.

Оборудование. Слайды к уроку, сообщения учащихся, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Что ни в сказке сказать, ни пером описать …

Так говорят о той ситуации, которую нельзя описать.

Например,

  • запах розы,
  • вкус шоколада,
  • состояние души,

Что ещё не подаётся описанию?

2. Проверка домашнего задания.

Мастер художественного слова

Лев Николаевич Толстой писал свои книги для взрослых и детей.

Для детей он создал «Азбуку», басни, рассказы, былины, сказки.

Читая произведения Льва Толстого, обрати внимание, какие это произведения, как они построены, как писатель изображает своих героев, как к ним относится.

Какие произведения Л. Н. Толстого ты уже читал?

  • Выполнение заданий в тетради (взаимопроверка).
  • Рассказывание сказки «Два брата».
  • Рассказывание сказки «Работник Емельян и пустой барабан».
  • Сообщение детей о Л. Н. Толстом.

3. Продолжение знакомства с творчеством Л. Н. Толстого.

Мы сегодня продолжим знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.

Если ты, читая произведение, начинаешь чувствовать, представлять, переживать вместе с автором , то ты читаешь произведение мастера художественного слова !

Какие произведения Л. Н. Толстого вы знаете? (работа со схемой)

  • Басни.
  • Сказки.

Какие ещё произведения писал Л. Н. Толстой?

4. Самостоятельное чтение рассказа «Лебеди».

1. Прочти рассказ «Лебеди»:

с. 111 учебника

2. Ответь на вопросы:

  • Какую историю рассказал Л.Н. Толстой?
  • Как описывается полёт лебедей?
  • Подумай, зачем автор вводит повторение слов. Какие слова повторяются?
  • Как море приняло уставшего лебедя?
  • Как писатель относится к лебедю?

3. Прочитай выразительно:

Полёт стаи лебедей над морем.

Уставший молодой лебедь опустился в море.

Отдохнувший лебедь продолжает свой путь.

5. Самостоятельное чтение рассказа «Зайцы».

1. Прочти произведение «Зайцы»:

с. 112 учебника

Найди в тексте сведения о зайцах.

2. Ответь на вопросы:

  • Какие бывают зайцы? Чем они питаются?
  • Какие следы оставляют ночью? Почему зайца трудно обнаружить по следам? Почему он путает следы?
  • Вызвал ли этот рассказ у тебя какие-либо чувства? Заставил ли тебя переживать? Объясни почему.

3. Прочти и запомни, что такое научно-познавательный рассказ или статья:

с. 112 учебника

Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию).

- Ребята, давайте мы с вами найдём сходство и различие в этих рассказах.

В обоих рассказах идет повествование о жизни животных: в первом - о жизни лебедей, во втором – о жизни зайцев. Но в первом рассказе автор рассказывает об эпизоде из жизни лебедей – об их трудном перелёте, а во втором - сообщает факты, какие бывают зайцы и об их образе жизни. В первом рассказе автор переживает за лебедя, а во втором он просто сообщает информацию.

6. Чтение были «Лев и собачка» хорошо читающими учениками.

1. Быль «Лев и собачка»:

с. 113 - 115 учебника

2. Ответь на вопросы:

  • Что поразило тебя в этой истории?
  • Как автор относится к животным?
  • Как вела себя собачка при встрече со львом?

3. Опиши дружбу льва с собачкой. Расскажи о переживаниях льва после смерти собачки.

Выявление главной мысли произведения (преданность животных).

- К какому жанру творчества Л. Н. Толстого относится это произведение?

7. Работа в группах.

Басни, сказки, стихотворения

КАРТОЧКА 1.

КАРТОЧКА 2.

  • Соедини линиями отрывки из художественных произведений и названия жанров, к которым они относятся.

КАРТОЧКА 3.

  • Приведи по два примера произведений каждого из перечисленных жанров.

8. Итог урока.

- С какими произведениями Л. Н Толстого мы с вами познакомились? (работа по схеме)

Какое из произведений вам показалось самым интересным?

Чем важны научно-познавательные рассказы? (получаем информацию)

9. Игра «Перевёртыши».

В этой игре необходимо каждое слово поменять на противоположное ему по значению (например, «Старый карлик» - «Молодой великан»), и у вас получатся названия сказок русских и зарубежных писателей.

Вопросы:

1. «Пес босиком».

2. «Железный замочек».

3. «Большой паж».

4. «Академик под Землей».

5. «Песочная служанка».

6. «Белый петух».

7. «Стоянка «Розового лука».

8. «Быль о железной курочке».

9. «Первое примирение».

10. «Уход слуги».

11. «Обычное лето».

12. «Великан Рот».

13. «Зверь, который мог смеяться».

14. «Дочь сухопутного слуги».

15. «Девочка-планета».

10. Творческое задание.

Пробуем перо сами!

В каждом из нас от рождения заложен определенный талант, который мы ещё не знаем.

Возможно, в ком-то из вас заложен талант мастера художественного слова?

Я предлагаю попробовать своё перо. То есть к следующему уроку попробуйте написать своё небольшое произведение: сказку, художественный рассказ или просто статью.

Если в ком-то заложен такой талант, то он продолжит писать свои маленькие произведения. И первые его произведения мы сможем услышать уже на следующем уроке!

- Пробуйте! Это интересное занятие наблюдать и описы- вать события. Только у мастера слова это получается захватывающе!

Выполнить задание в рабочей тетради к произведениям «Лебеди», «Зайцы», «Лев и собачка».

1-я группа:

Пересказ рассказов «Зайцы», «Лев и собачка».

2-я группа:

Выразительное чтение рассказа «Лебеди».

Наизусть один из абзацев выразительного чтения.

3-я группа:

Пересказ по желанию.

«Толстой повесть Детство» - Литературный дебют. Лев Николаевич Толстой. Глава «Maman». От греч. Глава «Что за человек был мой отец». Мы познакомимся с отрывками из повести, которая стала первым литературным трудом писателя. Autos – сам, bios– жизнь, grapho– пишу. Отрочество.Юность». Почему заголовок главы сформулирован в виде вопроса?

«Толстой Кавказский пленник урок» - Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы. «Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс). Н.Рубцов. Слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери. Чем герой занимался в плену? Задание для 4 группы. Плен – неволя. Из словаря С.И.Ожегова:

«Толстой Два брата» - Зачин Концовка Волшебство Трёхкратные повторы. Цель урока. Странствовать- путешествовать Ни бедно, ни богата - средне. Я очень хочу учиться. Жанры в литературе: Усадьба в Ясной Поляне. Каждый сам в жизни выбирает свою дорогу. Я готов к работе. Сейчас я начну учиться. На разминку. Я работаю. Главная мысль сказки.

«Кавказский пленник Толстого» - Цель наша проста и ясна. Мы учимся читать книгу! Наша цель. Лев Толстой Кавказский пленник. Рассказ написан боевым офицером. Загадка рассказа. История создания рассказа.

«Л.Толстой Кавказ» - Жилин = действие. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Братцы! выручай, братцы! Молоденькая, татарчонка, в рубашонке, девочка тоненькая, худенькая; галунчиком обшит. Костылин = бездействие. КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.

«Севастопольские рассказы Толстого» - Фрагмент панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя». Лазарев Михаил Петрович (3 (14).11.1788. – 11 (23).04.1851). Цели: Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя. Фрагмент панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя». Истомин Владимир Иванович (6(18).03.1809 г. – 7(19).03.1855 г.).

Всего в теме 34 презентации

Сказки, созданные Л. Толстым, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия: «Шат Иванович не послушал отца, сбился с пути и пропал. А Дон Иванович слушал отца и шел туда, куда отец приказывал. Зато он прошел всю Россию и стал славен» («Шат и Дон»).

Сказка «Волга и Вазуза» привлекает внимание ребенка спором двух сестер-рек: «Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет». Эта сказка учит рассуждать и делать правильные выводы.

Сказки Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В предисловии к «Азбуке» Толстой пишет: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания; но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии»’.

Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои рассказы изведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас - своих детях - проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами». Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве:

«Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк».
«Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый».
«Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».
«Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила».

Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно. Толстой использует разнообразные методы и приемы изложения; например, рассказы по физике он пишет в виде рассуждения. Так, в рассказе «Тепло» повествование развертывается при помощи вопросов и ответов:

«Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток? Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по-прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается».

«Тепло», «Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья?» и многие другие научно-познавательные рассказы писатель строит в форме диалога, который помогает ребятам анализировать и обобщать, рассуждать и приходить к самостоятельному выводу. Он учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ «Какая бывает роса на траве»: «Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля».