Виды ценностей человека. В россии утвержден список духовно-нравственных ценностей

Отмечается, что духовные ценности составляют фундамент культуры. Существование культурных ценностей характеризирует именно человеческий способ бытия и уровень выделения человека из природы. Ценность можно определить как общественную значимость идей и их обусловленность потребностями и интересами человека. Для зрелой личности ценности функционируют как жизненные цели и мотивы ее деятельности. Реализуя их, человек делает свой вклад в общечеловеческую культуру.

Ценности как часть мировосприятия обусловлены существованием общественных требований. Благодаря этим требованиям человек мог руководствоваться в своей жизни образом должного, необходимого соотношения вещей. Благодаря этому ценности формировали особенный мир духовного бытия, который поднимал человека над реальностью.

Ценность - явление общественное, поэтому к ней не может быть однозначно применен критерий истинности или ложности. Системы ценностей формируются и изменяются в процессе развития истории человеческого общества. Поэтому критерии ценностного выбора всегда относительны, они обусловлены текущим моментом, историческими обстоятельствами, они переводят проблемы истины в моральную плоскость.

Ценности имеют много классификаций. Согласно традиционно сложившимся представлениям о сферах общественной жизни ценности делятся на “материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные”.1 Нас интересуют духовные ценности, которые являются центром духовной жизни человека и общества.

Существуют духовные ценности, которые мы находим на разных этапах развития человечества, в разных общественных формациях. К таким базовым, общечеловеческим ценностям относятся ценности добра (блага), свободы, истины, творчества, красоты, веры.

Что касается буддизма, то проблема духовных ценностей занимает в его философии главное место, поскольку сущностью и целью бытия, согласно буддизму, является процесс духовного поиска, совершенствования личности и общества в целом.

Духовные ценности с точки зрения философии включают в себя мудрость, понятия истинной жизни, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. На современном этапе развития буддийской философии ее школы расставляют новые акценты в понятиях о духовных ценностях. Важнейшими духовными ценностями становятся взаимопонимание между нациями, готовность к компромиссу ради достижения общечеловеческих целей, то есть главной духовной ценностью является любовь в самом широком смысле этого слова, любовь ко всему миру, ко всему человечеству без разделения его на нации и народности. Эти ценности органически вытекают из базовых ценностей буддийской философии. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В буддизме духовные ценности непосредственно управляют всей жизнью человека, подчиняют себе всю его деятельность. Духовные ценности в философии буддизма условно разделены на две группы: ценности, имеющие отношение к внешнему миру, и ценности, относящиеся к внутреннему миру. Ценности внешнего мира тесно связаны с социальным сознанием, понятиями этики, морали, творчества, искусства, с пониманием целей развития науки и техники. К ценностям внутреннего мира относят развитие самосознания, совершенствование личности, духовное воспитание и т. п.

Буддийские духовные ценности служат решению проблем реальной, материальной жизни посредством воздействия на внутренний мир человека.

Мир ценностей - это мир практической деятельности. Отношение человека к явлениям жизни и их оценка осуществляются в практической деятельности, когда индивид определяет, какое значение предмет имеет для него, в чем его ценность. Поэтому, естественно, духовные ценности буддийской философии имели практическое значение в формировании традиционной культуры Китая: они внесли свой вклад в развитие эстетических основ китайской литературы, искусства, в частности пейзажной живописи и поэзии. Китайские художники обращают главное внимание на внутреннее содержание, духовный настроение того, что они изображают, в отличие от европейских, которые в первую очередь стремятся к внешней схожести. В процессе творчества художник ощущает внутреннюю свободу и отражает свои эмоции в картине, таким образом, духовные ценности буддизма имеют большое влияние и на развитие искусства китайской каллиграфии и Цвигун, ушу, медицины и т. д.

Хотя практически все философские системы, так или иначе, затрагивают вопрос о духовных ценностях в жизни человека, именно буддизм занимается ими непосредственно, так как основные проблемы, которые призвано решать буддийское учение - это проблемы духовного, внутреннего совершенствования человека.

Духовные ценности. Понятие охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. п.

Понятия «духовные ценности» и «духовный мир личности» неразрывно связаны. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к ценностям, связанным со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, смысла своей деятельности, ее целей и средств их достижения.

К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек -- необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию -- принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции -- субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти -- чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля -- это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Выступая в качестве критериев духовного развития человека, духовные ценности выражают смысл его существования и жизнедеятельности.

Понятие «духовные ценности» охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека. Как видно, они неоднородны по содержанию, а также по функциям и характеру требований к их реализации. Стандарты, правила, каноны, эталоны входят в класс предписаний, жёстко программирующих цели и способы деятельности. Нормы, вкусы и идеалы, служащие алгоритмом культуры - более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценностей. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе.

Классификация духовных ценностей

1. Ценности здоровья - показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.

2. Личная жизнь - описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.

3. Семья - показывают отношение к семье, родителям и детям.

4. Профессиональная деятельность - описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.

5. Интеллектуальная сфера - показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.

6. Смерть и духовное развитие - ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.

7. Социум - ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.

8. Увлечения - ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.

Макс Шелер Главные области его исследования - описательная психология, в частности психология чувства, и социология знания, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в том числе антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии.


Теория ценности Шелера

В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:

ценности святого против неценностей порочного;

ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;

ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;

ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;

ценности полезности против неценностей бесполезного.

ПЛАН :

  1. Душа, дух, духовность.
  2. Мировоззренческие духовные ценности.
  3. Нравственные ценности.
  4. Эстетические ценности.
  1. Душа, дух, духовность

Душа и дух – религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от вещественного или материального. Согласно религиозным представлениям, человек представляет собой некое триединство телесного начала, души и духа. Тело или плоть – это материальная оболочка. Душа – внутренний чувственно-эмоциональный мир человека. Дух – это высшие качества и чувства (любовь, сострадание, доброта и т.д.), совесть, интуиция. Все эти начала теснейшим образом связаны между собой. Так, говорится, что тело – это дом и зеркало души, а душа – это дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, к угрызениям совести, к настоящей любви и состраданию. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, «духовная смерть» - от разрыва связи души и духа. Человек может быть живым (иметь душу с разнообразными чувствами и переживаниями), но мертвым духовно.

«Дух – это Огонь, Свет души»,- гласит народная мудрость. Если этот свет себя проявляет, горит и светит, можно говорить о явлении духовности. Таким образом, духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному.

Представление о «духе» как о мире сверхчувственного, мистического, бестелесного было уже у первобытного человека. Это проявлялось в вере первобытного человека в наличие духа, души у человека, животных, растений и предметов.

Развитие представление о духовности связано в первую очередь с возникновением христианства. Оно утвердило преимущество духовной жизни, греховность плоти и культ мученической аскезы во имя духовного спасения. Источником духовности считался Бог.

Эпоха Возрождения и Новое время утвердили принцип гуманизма, где представление о духовности было связано с утверждением величия воли и разума самого человека. Человек-деятель, человек-творец способен к величайшим свершениям – к научным открытиям, шедеврам искусства, изобретениям, к неукротимому стремлению к свободе. Человек разумный – это познающий, проникающий пытливым умом в тайны мироздания, открывающий новую грань духовности.

Современное представление о духовности соединяет разум , веру и волю . Разум , направленный на постижение существенного и общечеловеческого, предстает как мудрость, как обогащение разума жизненным опытом, напряженными исканиями смысла. Вера наполняет позитивным смыслом существование личности в мире хаоса и безрассудства. Воля человека поднимает его над мелочной суетой, наполняет жизнь сосредоточенностью духовных исканий. Горизонт духовности можно представить, опираясь на две давно известные триады: истина – добро – красота и вера – надежда – любовь .

Теоретический анализ проблемы духовности начинается с противопоставления духовности материальному, утилитарному началу. Соотношение материальных и духовных потребностей сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто проигнорировать, пренебречь благами обустроенности и комфорта во имя самоценной духовности. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, решая житейские проблемы, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но ориентация на материальные блага, на обладание, на потребление может в свою очередь поглотить все силы, вытеснить духовность, задать те ценностные ориентиры, которые полностью замкнут круг человеческой жизни на стремлении к роскоши и богатству.

Итак, духовность – сложное образование, феномен культурной жизни человека и общества. Теоретический анализ феномена духовности связан с выделением основных типов духовных ценностей.

  1. Мировоззренческие духовные ценности

Можно условно выделить три основных типа духовных ценностей – это ценности философско-мировоззренческие , нравственные и эстетические .

Мировоззренческие ценности – это ценности, выражающие принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, соотносящие человека с миром.

Ключевые мировоззренческие понятия – Жизнь , Смерть , Бессмертие . Жизнь человека как ценность, стремление к бессмертию, готовность принять смерть как избавление от мучительных и бесцельных скитаний – в произведениях философии, литературы и искусства мы найдем множество оттенков и поворотов это проблематики. Мировоззренческое противостояние жизни и смерти раскрывается как противостояние войны (разрушения, агрессии) и мира (покоя, радости и счастья). Жизнь и смерть связаны с соотнесением человека и времени. Вечность и Время , прошлое , настоящее , будущее , история и судьба , память – это тоже своеобразные мировоззренческие ценности.

Мировоззренческие ценности – это Космос , Вселенная , Земля , Природа , представления о которых менялись от эпохи к эпохи. Земля , Вода , Воздух , Огонь , Небо , Звезды , Ветер , Гроза – эти ценности также переживались человеком, интерпретировались и отражались в мифологии, философии, искусстве.

Пространство , Время , Движение – характеристики материального мира и одновременно значимые для человеческого сознания категории. Пространство человек заполняет созданными им предметами, структурирует, оформляет, окультуривает и украшает. В то же время его восхищает пейзаж за окном, он любуется бескрайним простором океана – это тоже пространство его жизни. Время - не просто отчет секунд, минут и часов. Это возраст человека, целые ценностные миры Детства , Юности , Зрелости , Старости . Время – это наполненный воспоминаниями и эмоциями поток жизни, калейдоскоп впечатлений. Движение – мировоззренческая универсалия, характеризующая постоянную изменчивость мира, энергетические возможности, созидательную активность человека.

И, наконец, мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят Гуманизм , Индивидуальность , Творчество , Свобода . Эти ценности лежат на границе со следующим типомнравственными ценностями .

  1. Нравственные ценности

регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного. Эти ценности являются предметом изучения специальной философской дисциплины – этики (науки о соотношении морали и нравственности).

Основные категории морали – Добро и Зло . Как свет и тьма, они постоянно борются в мире людей и в человеческой душе. Представления о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность , милосердие , справедливость , достоинство , честность , порядочность , доброжелательность . Это – как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. «Золотое правило нравственности» , имеющее ряд формулировок сводится к следующему: «Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе» .

Мораль регулирует также отношения между группами людей, такими как социальные слои, сословия, нации, классы, организации, коллективы. Здесь речь идет о таких нравственных ценностях, как верность , честь , ответственность , долг , патриотизм , коллективизм , трудолюбие , добросовестность .

Отношения между родными, близкими людьми связаны с такими ценностями, как Дружба , Любовь , Материнство , Вежливость , Такт .

Мораль как явление духовности не представляет собой застывший монолит. Реальная нравственная жизнь человека и общества изобилует зигзагами и парадоксами. Готовность к нравственному выбору и выработка ценностных ориентиров как путь становления духовности, совесть как своеобразный нравственный индикатор духовности обретаются человеком в нелегкой борьбе. Путь к высокой нравственности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда.

  1. Эстетические ценности

Эстетические ценности – это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Эстетические ценности связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова «эстезис», означающего чувственное восприятие. Эстетика – как особая философская наука – подробно рассматривает сущность и специфику эстетических ценностей.

Красота и Гармония – основные эстетические ценности. Они выражены в потребности человека выявить, сохранить гармонию, достичь универсальной гармонизации отношений человека с миром, с другими людьми и с самим собой. Подобная гармонизация отношений вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту.

К основным эстетическим ценностям относятся также прекрасное , возвышенное , трагическое и комическое . Прекрасное отличается особой выразительностью, гармония наиболее полно выявлена в прекрасном. Прекрасное по своей сути человечно, т.е. тесно связано с гуманистическими ценностями, такими как жизнь, свобода, добро, любовь. Не случайно в античной мифологии Красота и Любовь соединились в образе одной и той же богини – Афродиты (Венеры). Красота притягательна и самоценна, в прекрасном человек открыт миру, он готов принять красоту и довериться ей.

Возвышенное выводит человека за границы существующего, за пределы освоенного и досягаемого, манит в бесконечность, устремляет к высшему, таинственному, вечному. Оно приподнимает человека над миром повседневности, быта, суетных мелочей, серости и скуки. Бездна океана и бездонное небо, величавые горные вершины и звездные просторы, героические деяния и проявления человеческого гения – все это лики возвышенного.

Трагическое – категория, которая фиксирует нарушение гармонии, кризисность, гибель, вражду, конфликт. Трагическими событиями полна человеческая история – это войны и революции, невосполнимые потери и рухнувшие надежды. Трагическое возникает при столкновении человека с неуправляемыми силами и стихиями природы такими как буря, пожар, наводнение и многое другое. Трагически разворачивается в душе и сознании человека борьба между знанием и верой, чувством и долгом, добром и злом. Трагический разлад может проявиться как антагонизм прекрасного и безобразного в культуре, жизни, искусстве. Жизнь человека трагична по существу, поскольку она неизбежно заканчивается смертью. Восприятие трагического связано с эффектом катарсиса . Катарсис – очищение страданием, сильное эмоциональное потрясение, которое закаляет человека, вселяет в него мужество и стойкость. Это – как бы переплавка отрицательных эмоций в положительные. При восприятии трагического мы испытываем боль, скорбь, муку. Но происходит чудо очищения души. Сострадание, сопереживание, преодоление собственного эгоизма ведет к прозрению, просветлению. Без этого эффекта оказывается ущербным эмоциональный мир личности. Суровая школа трагического – это школа переоценки ценностей, измерения отношений и поступков человека.

Однако переоценка ценностей может осуществляться и в форме комического . Природа комического состоит в выявлении подлинной сути ничтожного, жалкого, пустого, скрывающегося за маской важности и величия. Частый спутник комического – смех. Человек устает от излишней серьезности и покоя. Варианты комического разнообразны: ирония, юмор, сарказм; сатира, пародия, анекдот и т.д. Осмеивание, высмеивание, комическое переосмысление помогает освободиться от косного, отжившего, мешающего движению вперед. Умение отнестись с юмором к себе самому – первый шаг в преодолении недостатков.

Необходимо упомянуть о существовании еще двух типов духовных ценностей. Именно они осуществляют синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных, эстетических. Это ценности религиозные и ценности художественные , лежащие в основе искусства. Изучением религиозных ценностей занимается философия религии. Теоретический анализ искусства и художественных ценностей осуществляется такой дисциплиной, как культурология.

Таким образом, содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей. Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Духовность – это целостное единство ума, воли и чувств, направленных на благо и лучшее будущее, это проявление высших человеческих чувств: любви, сострадания, доброты, чести, достоинства, стремления к возвышенному, прекрасному и совершенному. Содержание понятия «духовность» раскрывается в осмыслении мировоззренческих, нравственных и эстетических духовных ценностей.

Мировоззренческие ценности – это ценности, выражающие принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, соотносящие человека с миром (Жизнь, Смерть, Бессмертие, Вселенная, Земля, Пространство, Время, Движение, Гуманность, Творчество, Индивидуальность, Творчество и другие).

Нравственные (моральные) ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного (Любовь, Добро и Зло, Долг, Верность, Дружба, Человечность, Сострадание, Ответственность, Честь, Достоинство и другие).

Эстетические ценности это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии (Гармония, Красота, Прекрасное, Возвышенное, Трагическое, Комическое).

Реально, в жизни человека и человечества, эти ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой.

Вопросы и задания для самоконтроля по теме 4

Наряду с материальным производством и материальной культурой выделяются духовное производство и духовная культура общества и человека. Духовное производство характеризует человека и общество.

Духовное производство человека – это вид социального производства, связанного с деятельностью сознания, подсознания и сверхсознания (творческой интуиции) человека. В результате происходит производство индивидуальных ценностей. Они имеют ценностный характер прежде всего для того человека, кто их создал.

К сфере сознания могут быть отнесены те продукты, которые носят духовную форму и связаны с производством знания, практических навыков, идей, образов и др. продуктов. Эти продукты могут быть опредмечены и переданы другим с помощью языка, речи, математических символов, рисунков, технических моделей и др.

К подсознанию принадлежит все то, что было осознаваемо ранее или может стать осознаваемым в определенных условиях, это навыки, архетипы, стереотипы, глубоко усвоенные человеком социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга». Совесть занимает в поведении человека должное место лишь тогда, когда ее веления исполняются как императив, как долг, не требующий логических аргументов. То же самое относится к чувству воспитанности, ответственности, честности, настолько прочно усвоенных человеком, что он не обнаруживает их влияния, превратившихся во внутренний мир человека.

Сверхсознание в форме творческой интуиции обнаруживает себя на первоначальных этапах творчества, не контролируемых сознанием и волей. Нейролингвистическую основу сверхсознания составляют трансформации и рекомбинации следов (энграмм), хранящихся в памяти человека, замыкание новых нервных связей, чье соответствие или несоответствие действительности выясняется лишь в дальнейшем.



На формирование индивидуального сознания человека, его духовного производства, оказывают свое влияние как условия его жизни, так и те формы духовности, которые определяются обществом. Поэтому духовная продукция, производимая человеком, будет принимать форму ценности только будучи соотнесенной с духовным производством общества, без признания которого она оказывается бессильной.

Герои Ильфа и Петрова духовно – разные люди. У них сформировались и разные представления о ценностях. Так, О. Бендер мечтал о миллионе, поданном «на блюдечке с золотой каемочкой», Шура Балаганов готов был ограничиться пятью тысячами рублей, Эллочка Людоедочка грезила о «мексиканском тушкане», который позволил бы ей сравниться с «Вандербильдихой». У каждого свои представления о ценностях, так как у каждого своя культура.

Таким образом, духовная культура задает духовные ценности, блага и потребности человека. У каждого отдельного человека продукты его духовного творчества носят, с одной стороны, индивидуальный характер, они уникальны, неповторимы. С другой стороны, они имеют общественную, всеобщую природу, поскольку сознание изначально общественный продукт.

Духовные ценности возникают в результате духовной деятельности общества, отдельного человека. Иногда некоторые исследователи отождествляют эти явления. Так, мы можем встретить такого рода высказывание, что «Духовная деятельность – это социальная деятельность, направленная на создание духовных ценностей и усвоение их людьми» . Это не так. Духовная деятельность – это деятельность по производству духовного продукта. Любая деятельность завершается в своем результате, любое производство заканчивается созданием продукта. Практика свидетельствует, что не всякий продукт духовной деятельности является ценностью общества или отдельного человека. Поэтому и не всякая духовная деятельность производит ценности. Деятельность, не нашедшая своего завершения в продукте, не создает ценностей, духовная деятельность, не закончившаяся результатом, остается в сфере возможного и не вторгается в область действительного, а значит и действующего. Поэтому, приведет ли духовная деятельность к получению духовного продукта – это вопрос. А раз деятельность не завершается, то она не становится в этом случае ценностью.

Но и если мы получим определенный духовный продукт, вопрос о его ценности также требует своего специального исследования и практического применения. В цивилизации действует общественное разделение труда, функционируют подчас различные, а то и противоположные формы собственности. Это приводит к появлению не только чуждых, но подчас и враждебных интересов и продуктов духовной культуры. Это приводит к тому, что чуждые для одних групп населения продукты духовной культуры не воспринимаются ими как ценности, поскольку произведены не ими и эти продукты не соответствуют их интересам. Не возникает самоидентификации между данной духовной культурой и духовными ценностями чуждого для нее коллектива. Но чуждые социальные или этнические ценности могут быть освоены и превращены в свои.

В цивилизации продукты элитной духовной культуры остаются чуждыми для большинства населения. Но утверждение общественного характера производства приводит к тому, что они начинают осваиваться обществом, его низами. Так, дворянская культура России XIX века оставалась чуждым для крестьянской и пролетарской массы явлением. Изменение социальных условий в послереволюционной России привело к тому, что освоение русского духовного наследия стало массовым явлением. Многие нормы этикета, условия жизни, формы нравственности, эстетические идеалы стали осваиваться обществом и превращаться в компонент его массовой культуры.

Сложнее дело обстоит при освоении враждебных для данного субъекта духовных ценностях. Враждебные ценности не могут быть освоены принципиально, поскольку они подводят к разрушению субъекта духовного производства, к уничтожению тех ценностей, которые отвечают его интересам. Поэтому духовная деятельность, завершившаяся производством враждебных для данного социального субъекта продуктов, не выступает и не может выступать как ценность.

Духовная культура как ценность обладает рядом особенностей по сравнению с материальными ценностями.

Духовное производство носит непосредственно общественный характер. Сами продукты духовной деятельности имеют изначально общественную природу. Поэтому они не нуждаются в утверждении своей культурной формы в стоимостных, рыночных отношениях. Но в условиях цивилизации духовные продукты культуры насильственно и противоречиво приобретают стоимостные функции и выступают в товарной форме. Это приводит к тому, что в цивилизации воспроизводится противоречие между непосредственно общественным характером духовных продуктов и теми ограниченными формами их существования, которые накладывает на них рыночное производство.

Слово, идея, идеал, норма, в какой бы индивидуальной форме они не существовали, изначально есть продукты общества и имеют непосредственно общественный характер.

Материальные ценности в условиях цивилизации не могут утвердить свою общественную, всеобщую форму, минуя рынок. Рынок есть органическая форма для утверждения ценностного характера продуктов материальной культуры.

Духовные ценности не могут быть измерены рабочим временем, в отличие от материальных. Поскольку духовные ценности изначально носят непосредственно общественный характер, их производство опирается на все время общества. Но в условиях цивилизации имеется определенное противоречие между деятельностью и временем, осуществляемым всем обществом, и рабочим временем. Это приводит к тому, что и продукты духовного производства получают ограниченную рабочим временем форму существования, а их производство осуществляется в свободное время общества.

В основании цены материальных ценностей лежит то количество труда, которое произведено в рабочее время. В основании цены духовных ценностей лежит прибавочный труд и продукт. Вся совокупность духовных ценностей не может быть обмененной иначе, как на прибавочный продукт общества.

При обмене и распределении культурных ценностей их общая сумма не уменьшается, но и не остается неизменной – она увеличивается. Так грамотность – признак письменной культуры, возникает в качестве локального, ограниченного явления, она охватывает ограниченный круг лиц. Постепенно она распространяется среди более широких слоев населения, количество грамотных людей увеличивается. Но ее культурная ценность в ходе обмена и распределения не уменьшается и не остается неизменной. Иное дело с материальным продуктом. Будучи произведен в ходе своего распределения, он обменивается на услуги, продукты умственного труда, в результате чего он количественно уменьшается, потребляется, и если его не воспроизводить вновь и вновь, может исчезнуть.

В ходе потребления духовные ценности, в отличие от материальных, не исчезают, но сохраняются. Духовные ценности тиражируются, копируются и таким образом, сохраняются. Освоение научного знания отдельным человеком, или обществом, не умаляет общей суммы научного знания, но более того, создает лучшие условия для его производства и распространения. Освоение культурной нормы отдельным человеком и сообществом в целом вовсе не устраняет нормативность из культурной жизни, а наоборот, создает лучшие условия для функционирования в обществе культурных явлений. Чем шире будет распространена моральная норма, тем большую устойчивость она приобретает.

Увеличение количества материальных ценностей в распоряжении одного человека требует для их сохранения и воспроизводства все большего количества труда и времени, так что дальнейшее усвоение материального богатства в индивидуальной форме становится невозможным. Т.е. индивидуальное потребление материальных ценностей ограничено в каждый данный момент времени и пространства. Возникает противоречие между живым и прошлым трудом и продуктом.

Увеличение количества духовных ценностей, например, знаний, делает их владельца более информированным, «богатым» при производстве и потреблении новых культурных ценностей. Так, знающий человек, информированный, получает от одного и того же сообщения больше информации, чем человек незнающий. Человек, освоивший моральные нормы и ценности, может бесконечно продолжать процесс своего совершенствования. Мы можем сказать, что нет предела в освоении духовных ценностей, но есть предел в освоении ценностей материальных. Это позволяет говорить о том, что область духовных ценностей обладает иными свойствами и отношениями, чем сфера материальной культуры, и ее законы не сводимы к законам материального производства. Можно было бы назвать множество духовных ценностей фрактал-фрактальной сферой, отличной от систем иного порядка – органических или целостных.

Ценности духовной культуры в современных условиях все чаще носят авторский характер. Карл Ясперс считал, что именно авторский характер отличает «послеосевые» культуры. Если мы посмотрим на историю, то обнаружим, что авторство появляется задолго до «осевого времени». Уже законы царя Хаммурапи, скульптурный портрет Нефертити имеют отношение к авторским, а не анонимным культурам. Но соотношение тех или иных в истории меняется. Чем ближе к современности, тем быстрее возрастает роль авторских культур. Это связано, прежде всего, с действием общесоциологического закона возрастания роли личности в истории. В области трансляции и производства культурных ценностей этот закон особенно отчетливо себя обнаруживает.

К тому же, на него накладывается еще одна закономерность исторического развития культуры, связанная с возрастанием роли индивидуальности человека, с ее выделением из родовых, семейных, социальных, профессиональных связей и отношений. Стремительное развитие культуры уже в наши дни подводит нас к такому положению, при котором свободное, гармоничное развитие индивидуальности безотносительно к какому-либо внешнему для человека масштабу, мере социальной, национальной, духовной, оно превратится в закон общественной жизни и человечества.

В области производства духовных ценностей их производство несет на себе отпечаток личности их творца, создателя. В области материальных ценностей продукт носит в основном безличностный, анонимный характер.

Время существования материальной культуры ограничено физическим и моральным износом. Материальная культура постоянно нуждается в обновлении, реновации. Духовные ценности не ограничены во времени. Достижения духовной культуры непреходящи. Мы восхищаемся памятниками культуры эпохи Античности, например, Парфеноном, Колизеем.

Максимальную ценность материальная культура имеет постольку, поскольку она полезна. Духовная культура может иметь ценность, будучи материально бесполезной, духовно иллюзорной, а подчас и ложной. Так, отправляясь на запад, корабли Колумба стремились открыть новые пути в уже известную Индию. И когда они открыли новые земли, команда считала, что это неизвестные области Индии. Так в результате иллюзий было сделано величайшее географическое открытие и на картах появился новый материк – Америка.

В духовной культуре мы можем выделить два вида деятельности:

1. Духовно-продуктивная деятельность; 2. Духовно-практическая деятельность.

Соответственно, мы можем выделить и два вида ценностей духовной культуры: духовно-продуктивные и духовно-практические.

Духовно-продуктивная деятельность – это деятельность, направленная на производство духовной продукции – умственной, психической, рациональной и иррациональной, научной и эстетической, знаковой и символической и т.д. Духовно-продуктивная деятельность – это духовная деятельность, связанная с преобразованием в сознании человека объективной реальности или обработкой прошлых продуктов духовного производства. Продукты, результаты этой деятельности носят духовную, идеальную форму и отражают прежде всего реальный мир человека. В центре духовно-продуктивной деятельности – деятельность по познанию этого мира и производство знания о нем. Хотя духовная деятельность рассматривается прежде всего как отражение реального мира, окружающего человека, этот процесс отражения нельзя свести только к познавательной деятельности, производству знания. Отражение и познание – не тождественные категории. В процесс отражения входят также и другие виды духовной деятельности – производство нравственных норм, эстетических идеалов и т.д. Всякое познание есть отражение, но не всякое отражение есть познание. Отражение не сводится к познанию этого мира, но включает в себя и другие формы духовности – адекватно и неадекватно отражающие человеческий мир. Конкретное представление о ценности предмета может разойтись со знанием о нем. Например, мы знаем, что курение табака приносит вред не только курильщикам, но и окружающим его людям. Это наши знания. Но ценность курения по каким-то причинам для многих людей сохраняется, несмотря на то, что они знают, что курение приносит вред здоровью человека. Таким образом, ценностное отношение к миру обладает своей спецификой. Процессы отражения охватывают не только познание, но включают в себя и другие формы. Например, мы любуемся, восхищаемся закатом солнца. В этот период мы не познаем его, но переживаем, чувствуем, радуемся. Соответственно, в сознании мы формируем психические образы, в которых отражаем состояние нашего мира чувств, эти психические образы мы способны запомнить, чтобы со временем воспроизвести их из памяти. И ценностью здесь выступает память о тех чувствах, которые мы испытывали, но не память о том, что когда-то мы смотрели на закат солнца. Хотя, мы можем предполагать, что любование закатом может сопровождаться для нас производством и какого-то элемента знания. Для нас тогда будет важно знать и помнить, что такого-то числа, такого-то месяца мы любовались закатом солнца. В этом случае для нас не важны те переживания, которые мы испытывали при этом, но для нас важна, представляет собой ценность именно дата события. Как мы видим, один вид деятельности – духовно-продуктивный, может производить разные виды ценностей – чувственные, в нашем случае, эстетические, и познавательные.

Особенностью духовно-продуктивной деятельности является то обстоятельство, что в конце ее мы имеем духовный продукт, отделившийся от своего создателя: научное открытие, изобретение, проект, символ, знак, поэму, картину и т.д. После этого духовный продукт начинает жить своей самостоятельной жизнью: картину смотрят посетители выставки, роман писателя продается и раскупается, стихи заучивают и т.д.

Второй вид ценностей связан с духовно-практической деятельностью. Это деятельность по освоению и передаче человеческого опыта, практики, накопленных элементов ценностей духовной культуры. Это такая деятельность, которая неотделима от жизнедеятельности человека, не существует вне ее. Таковы те духовные ценности, которые создаются актерами, танцорами, декламаторами, артистами балета, ораторами, политиками, священниками. К области духовно практической деятельности относят также мораль, искусство, право, политику, религию, идеологию. Это духовно-практические виды отношений. Они формируют духовно-практические ценности. Эти ценности неразрывно связаны с практическим поведением людей. Мы можем много говорить о морали, нравственности, учить других людей моральным нормам и поведению. Но в практической жизни можем совершать аморальные поступки. В первом случае наши ценности так и останутся нереализованными, они будут существовать в сфере возможного, потенциального, мысленного. Эти ценности не получат действительного и действенного существования. Во втором случае духовные ценности будут реализованы, они, «овладевая массами», превратятся в материальную силу, способную преобразовать мир.

У человека и в его историческом развитии (филогенезе), и в его индивидуальной жизни (онтогенезе) формируются разные ценности и различное отношение к ним, ценностные ориентации. Человек создал новый огромный мир, не известный природе. Он развил технику и технологию, создал совершенные транспортные средства и формы общения, связи и коммуникации. Но как их использовать на благо человеку и человечеству, а не во зло? Сегодня, как никогда ранее, стоит вопрос: во имя чего существует человек? Каковы те ценности, которыми он должен руководствоваться? На что он должен ориентироваться? Ответить на эти вопросы не может ни самая совершенная техника, ни технология, ни экономика, они не говорят нам о значении жизни. Мы узнаем об этом из искусства, литературы, философии, духовной сферы общества. Человек по-разному относится к ним.

Мы можем выделить различные ценностные ориентации культуры.

1. Конформизм. В этом случае индивид приспосабливается к той системе ценностей, правил, норм, запретов, идеалов, которые созданы не им, до него и которые он должен освоить. В этом случае опыт прошлых и ушедших поколений определяет и ограничивает формы поведения живых и живущих, диктует им свою, ограниченную, меру развития.

2. Акультурность, асоциальность. Для этого вида ориентаций характерно неприятие опыта прошлого, тех ценностей культуры, которые создали, накопили ушедшие и уходящие поколения людей. В этом случае индивид отказывается от культурного наследия, отрицает его историческую ценность, пытается навязать обществу свои, подчас индивидуалистические представления о культурных ценностях и правилах поведения. Для людей, избравших такой путь, прошлая культура предстает как враждебная, уничтожающая их сила, подлежащая в свою очередь, отрицанию. Это характерно для поведения преступников, предателей, «перерожденцев», представителей социально-антагонистических групп.

3. Отчуждение. Такой вид ценностных ориентаций характерен для людей, которые воспринимают сложившуюся культуру как чуждую, нейтральную, ненужную, незнакомую систему ценностей, к которым у них складывается безразличное, равнодушное отношение. Для этих людей свойствена позиция апатии, «неучастия», «недеяния», непричастности к культурным ценностям.

4. Преобразование. Человек такой ориентации выбирает путь творческого освоения ценностей прошлого, при котором отбирается и наследуется все то, что способствует прогрессивному развитию культуры общества и человека. В данном случае индивид становится сознательным участником процесса создания новых ценностей культуры. Перефразируя В. Хлебникова, можно сказать, что звездная дорога человечества разделилась на млечный путь приобретателей и тернистый путь изобретателей. Не всегда для создателей новой культуры обеспечиваются благоприятные условия для творчества. Как правило, они встречают непонимание среди своих современников, а то и неприятие. Из-за их независимой позиции их личная жизнь чаще всего трагична, конфликтна. Они неудобны для обывателя своей неординарностью, непохожестью на «всех». Как писал в свое время И. Северянин:

Художники, бойтесь мещанок!

Они обездарят ваш дар

Своею враждебною сонью

Своим организмом шарманок;

Они запесочат пожар

В душе, где закон – беззаконье .

У каждого человека, социальной группы, народа, на первый взгляд, есть свои ценности, подчас непохожие на ценности других. Но в последнее время в условиях, когда процессы утверждения общественного характера производства стали приобретать мировой, глобальный характер, встал вопрос об общечеловеческих ценностях.

В основе существования общечеловеческих ценностей лежат культурные универсалии. К культурным универсалиям относятся те явления культуры, которые общи всем народам, независимо от их цвета кожи, исповедания, экономического положения. Например, игра, спорт, одежда, домашняя утварь, танцы и др.

Признание существования не только материальных, но и духовных ценностей.

Признание ценностями не просто объектов, имеющих физическую, телесную, вещественную природу, но и носящих социальный характер, т.е. являющихся общественными отношениями.

Признание в качестве ценностей не только социальных объектов – норм, институтов, обрядов, но и их создателей и носителей – людей, трудовых коллективов, этнических общностей и групп, объединений и организаций.

Признание ценностей, которые носят не только индивидуальный, национальный, но и глобальный характер.

Общечеловеческие ценности мы можем подразделить на ряд видов в соответствии с тем, какие сферы общественной жизни они охватывают: экономические, социальные, политические, духовные.

Культурное общечеловеческое достояние – все то, что «окультурено» человеком и человечеством за время его существования на земле, продукты и результаты труда, деятельности, многих поколений людей: поля и леса, парки и сады, зданиями и сооружениями, средствами сообщения и связи, открытия и изобретения, знания и идеи, нормы и идеалы.

Общечеловеческую ценность составляют не только готовые продукты деятельности, но и разнообразные виды, формы, способы труда и деятельности человека и человечества, которые направлены на сохранение и преумножение культурного общечеловеческого достояния, а также передача его в виде традиции, наследства, новому, подрастающему поколению.

Общечеловеческие ценности образуются в результате утверждения и особого, культурного отношения людей к своему общему достоянию. Это отношение выступает в виде социальных норм, законов, идей, имеющих общечеловеческий статус.

К общечеловеческим ценностям можно отнести те, которые характеризуют поведение отдельного человека или человеческих сообществ, а также отношения между ними.

Общечеловеческими ценностями являются:

Гуманизм, уважительное отношение, терпимость и толерантность в общении людей.

Свобода и личная неприкосновенность.

Равенство всех перед законом и признание этого равенства всем человечеством.

Личная и семейная жизнь, право на создание семьи и ее сохранение.

Свобода мысли, совести и исповедания.

Труд и защита от безработицы, за счет чего обеспечивается общественная и личная жизнь человека.

Право на образование, медицинское обслуживание, сохранение здоровья.

Статус гражданина у каждого индивида, а значит и признание его полноправным участником правовых отношений.

Наличие собственности в том или ином виде – общественной или частной, личной или коллективной.

Участие в политической жизни в организованных или неорганизованных формах, в управлении делами общества и государства.

Важную роль в отношениях между людьми играют межгосударственные и международные ценности.

Мир между народами, исключение войн как средств решения спорных вопросов.

Права народов на самоопределение вплоть до создания своего государства.

Суверенитет народов, признание верховенства прав народа в решении политических, экономических, социальных проблем и ряд других.

Человека окружают полноводные потоки информации, им накоплены огромные запасы знаний, им овладевают всевозможные желания и мечты. Без правильных ценностных ориентаций все они могут пройти мимо человека. Очень важно выработать правильный взгляд на мир, сформулировать свои собственные цели, ориентиры в жизни, уметь соотнести их с мегатенденциями, которые будут характерны для культуры XXI века. Американские футурологи Д. Нэсбитт и П. Эбурдин выделили десять основных тенденций, которые ждут человеческую культуру. К ним можно отнести глобальный экономический бум 90-х годов, возникновение социализма со свободными рыночными отношениями, приватизация государства благосостояния, подъем тихоокеанского региона, десятилетие прихода женщин на руководящие посты, расцвет биологии, возрождение искусств, универсальный образ жизни, религиозное возрождение нового тысячелетия, триумф личности . Как видим, четыре последние мегатенденции целиком и полностью охватывают мир ценностей духовной культуры.

Литература по теме 11

Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. 1988.

Башнянин Г. И. Экономическое измерение. Структура. Принципы. Функции. Львов. 1994.

Бунич П. Г. Новые ценности. М. 1989.

Брожик В. Марксистская теория оценки. М. 1982.

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб. 1996.

Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. М. 1967.

Леиашвили П. Р. Анализ экономической ценности. М. 1990.

Маркс К. Капитал. Т. 23.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М. 1910.

Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. М. 1992.

Производство как общественный процесс. М. 1986.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб. 1911.

Риккерт Г. Философия истории. СПб. 1908.

Северянин И. Библиотека поэта. М. 1975.

Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М. 1989.

Франк С. Л. Этика нигилизма //Вехи. Из глубины. М. 1991.

Швейцер А. Культура и этика. М. 1973.

Здесь мы поговорим про духовные ценности в жизни человека, что это такое и почему они так важны.

Каждый человек вырастает со своим набором ценностей. Самое интересное то, что они не всегда служат человеку, а могут наоборот, даже причинить ему вред.

Ценности передают нам с самого рождения наши родители, учителя, воспитатели, друзья.

Мы не всегда можем сразу понять какие из ценностей нам вредят, а какие приносят пользу. Давай подробнее в этом разберёмся!

Что такое ценности

Ценности – это внутренние принципы, убеждения, в которые человек верит и держится за них, он считает свои ценности важными и если это бывает нужно, готов отстаивать их.

Ценности могут нести как положительный, так и отрицательный характер.

Естественно, отрицательные ценности несут вред человеку. Можно привести пример много ценностей. Например, сигареты, и даже наркотические вещества могут стать ценностями для человека, который будет даже в них искать плюсы и защищать их.

Те, кто употребляют алкоголь считают, что он полезен для организма, стерилизует его от инфекций различного рода и что выпивать алкоголь время от времени необходимо. Водка стерилизует, вино расширяет сосуды, алкоголь помогает расслабиться и уйти от проблем. Хотя это конечно ерунда, алкоголь яд для организма.

Сигареты – это лучшее средство для успокоения и от нервов, стресса, зато какой ценой.

Важно видеть вещи в настоящем свете, а не в иллюзорном. В этой статье я предлагаю обсудить именно духовные ценности, не религиозные.

Духовные ценности

Духовные ценности подразумевают наличие в них Духа. Развитие и усиление своего внутреннего Духа, духовного тела.

Осознание того, что эти ценности ты открываешь внутри себя, прежде всего для себя и своего блага, а не для глаз окружающих. Ты выбираешь быть таким именно для себя.

Можно привести в пример такие духовные ценности:

  • честность;
  • осознанность;
  • ответственность;
  • любовь в первую очередь к себе, а затем к окружающим;
  • вера в себя;
  • сочувствие;
  • искренность;
  • любовь к своим родителям;
  • уважение к любой форме жизни;
  • миролюбивость;
  • устойчивость к стрессам;
  • принятие;
  • верность (имеется ввиду своей жене);
  • любовь к семье.

Так можно перечислять долго. Главное, чтобы каждая ценность делала тебя сильнее. Практикуя эти ценности внутри себя, придерживаясь их просто потому, что ты так выбираешь, ты становишься духовно сильным или духовитым человеком. Это неизвестно почему так. Просто это есть.

Естественно, чтобы быть честным с окружающими людьми, нужно сначала быть честным с самим собой, чтобы быть искренним с другими, нужно научиться не врать самому себе. Чтобы любить людей, нужно сначала полюбить себя.

Всё начинается с тебя, с твоего отношения к самому себе. Если ты себя ненавидишь и не принимаешь, ты себе не нравишься, то не думай, что отношение окружающих к тебе будет другое или вдруг ты загоришься горячей любовью к окружающим. Это иллюзия.

Все эти ценности, если ты их практикуешь, делают тебя сильней.

Нынешнее общество

Сейчас в обществе врать – это нормально, беспорядочные половые связи –это тоже нормально, быть не искренним и двуличным, ненавидеть себя и окружающих, носить маски, не уважать родителей, курить и пить всё это нормально, но не естественно.

Это не взращивает человеческий дух, это его разрушает. Человек чувствует себя внутренне ущербным, не способным что-либо изменить в своей жизни.

Гнаться за внешними идеалами или ставить на первое место деньги и славу, это тоже ненормально.

Быть состоятельным и при деньгах, жить в роскоши – это хорошее желание, но когда для тебя важно только это, когда ты стремишься к этому, чтобы доказать всем какой ты, что быть в глазах окружающих выше – это уже ненормально.

Внутреннее всегда творит внешнее. Внешний мир лишь отражение внутреннего. Какой смысл гнаться за отражением, когда легче всего влиять на него работая с внутренним миром. Именно для этого и нужны внутренние духовные ценности, чтобы чувствовать внутренний стержень, чтобы иметь способность создавать свою жизнь такой, какой ты её выбираешь.

Я не призываю тебя поверить в это, ты можешь просто проверить. Практикуй и всё узнаешь, только это должно быть не воспитание родителей, использовать и руководствоваться духовными ценностями – это осознанный выбор каждого, а не вбитые в программы от родителей и окружающих.

Благодарю за внимание!!!

До следующих встреч!

Да, можешь также, и оставить положительный комментарий под этой статьёй.

Всегда ваш: Заур Мамедов