Жизненный путь будет. Как найти свой путь в жизни? Советы психолога

Выбор жизненного пути

Человек, рождаясь в этот мир, еще даже не подозревает о том, что в какой-то момент времени, либо легко, либо мучительно, ему придется сделать генеральный выбор в своей жизни. И этот выбор лежит в основе того, что для него будет являться генеральной ценностью.

Как правило, человек не осознает этого выбора, он делается на интуитивном, бессознательном уровне. Иногда, из-за того, что человек не осознает это пространство, у него появляется множество внутренних конфликтов, или даже внешних конфликтов с миром, потому что он пытается попеременно опираться то на одни ценности, то на другие и в конец запутывается, что же для него, на самом деле, ценно. Что же это за пути такие интересные, о которых не подозревает человек, приходя в этот мир?

Условно можно разделись все, что происходит в мире людей на две очень большие стороны,
или на два больших пространства. Первое пространство посвящено лично человеку, его человеческой природе, внутренним потребностям, его жизни. И не просто человеку и его жизни, а человек в этом пространстве ценен и его жизнь ценна. Посягать на это скверно. Ценно все, что человек в этой жизни может раскрыть.

Каждый человек рождается для того, чтобы познать себя, для того, чтобы познать этот мир, его взаимодействия с собой и с этим миром, реализовывать тот свой потенциал, который в нем был заложен от рождения. Поэтому первый путь, это путь ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, путь мира созидания или, как минимум, реализации себя, когда человек ценен, его жизнь ценна, когда ценно найти себя, когда ценно жить среди людей, которые тоже себя ценят, когда важно жить окруженным людьми, которые тоже занимаются собственной реализацией и которые из этой точки строят отношения друг с другом.

Представьте себе молодого человека, у которого основа его мировоззрения с детства заложена в том, что он важен, важна его жизнь, важно эту жизнь прожить глубоко со смыслом, реализовано, очень действенно, очень эффективно реализовать и внутренние процессы, чтобы душенька твоя была довольна и, в том числе, создать многие материальные события или материальные условия, в которых это все будет раскрываться и процветать. Я уверенна, что скорее всего такой молодой человек будет и девушку выбирать себе под стать.

И представьте себе девушку, которая была воспитана в таком же контексте, когда она знает себя, когда она знает к чему предрасположена, когда у нее есть цели, задачи и виденье нацеленное на продуктивную жизнь, на то, чтобы раскрыться, на то, чтобы раскрылся ее муж, чтобы было какое-то общее дело, или у каждого свое: карьера, работа в сферах других людей, общее или свое дело.
Когда понятно, что хочется ребенка или детей и задача будет создавать условия, чтобы они тоже были с воспитанием таким, что «я важен и ценен», «важно все, что с моей жизнью связанно».

Представьте себе семью таких людей, у них, скорее всего, будут очень крепкие, очень глубокие, очень эмоционально-богатые и материально-богатые отношения. Как правило, у них не будет кризисов семейных, непонимания семейного, потому что по определению, человек, который идет путем ценности себя, он действительно гордо несет себя, но не для того, чтобы возвыситься над остальными, а для того, чтобы встретить и с удовольствием складывать отношения с другими такими же с гордо поднятой головой.

И такой человек, как правило, уважает себя и уважает других людей, такой человек уважает и природу, и все живое и он созидает и помогает развиться живому.

У нас бытует такое мнение, что вся молодежь обязательно должна быть агрессивна. Вы знаете, даже пресловутый подростковый кризис, как говорят психологи - это кризис бунта. Человеку нужно, якобы, оторвать себя от родителей, взбунтоваться против системы.

Вы знаете, почему бунтует ребенок в 14-16 лет?
А потому что родители увлечены внешней формой отношений, так называемой механикой отношений, и они вообще не видят ребенка, они и себя-то не видят и не ценят, и ребенка не видят, и, уж тем более, потенциала ребенка они не видят.

Исходя из этого, ребенок бунтует не против мамы, не против папы, ребенок бунтует против «юзальских» отношений со стороны родителей
– « Ты уроки сделал? Ты посуду помыл? Ты убрал в комнате?...», - ребенок против этого бунтует.
Ребенок как бы говорит:
- «Папа, мама, увидьте меня, я живой. Я не агрессивный, я не гадкий, я не дурак, я не бестолочь, я живой, и я хочу, чтобы меня увидели и признали всерьез. Я - Есть, и это по-настоящему».

Вот о чем очень часто бунты детей, они их выражают разным удобным для них способом, но это уже не они за это ответственны.

Я знаю очень много семей, очень много случаев, когда дети, находясь в подростковом состоянии, абсолютно ладно, абсолютно искренне складывали свои отношения со своими родителями и сверстниками, при том, что и родители так же по-человечески складывали с ними отношения, потому что в этих семьях, и в головах у этих людей, мировоззрение с акцентом на то, что самое главное, самое ценное в этой жизни - это человек и его жизнь .

Причем, человек во всем его многообразии: и духовная его жизнь, и эмоциональная его жизнь, и психологическая, и психическая, и личностная, и телесная, и материальная, и социальная его жизнь, жизнь во всех пластах, а не сплошное вытеснение, игнорирование, разрушение.

Потому что, как сказал профессор Преображенский в «Собачьем сердце», автором которого является Михаил Булгаков, "разруха не в подъездах, разруха начинается в головах", (он сказал там немного другое слово, но я его сейчас применять не буду), а потом она уже выражается в чем-то другом.

Что человек разрушает? Человек стремится разрушить материальные оковы, материальный формат применения себя, взаимодействия с собой. Человек хочет, как тот росток, пробиться сквозь асфальт, он хочет ощутить, что он живой. Поэтому первый путь развития нашей человеческой общности - это путь человека и во имя человека , где главным являются человек и отношения . Деньги тоже на этом пути присутствуют. Если ранжировать, то первая ценность – это жизнь или человек, потом его реализация, потом его дух, душа, отношения, его особенности, возможность действовать, реализовываться, находить себя, развиваться, раскрываться. А потом уже идут дома, квартиры, машины, профессии, деньги, заработки, материальные ценности. Но деньги, они всего лишь, в хорошем смысле слова, добротный инструмент для создания комфорта в социальном мире.

Каждый из вас понимает, что если сложилась бы такая ситуация – жить на земле или жить в лесу, то, в принципе, семья может обойтись и без денег, они могут выращивать себе все необходимое и построить себе дом из земли, камней, деревьев и так далее. То есть, для этого не нужны деньги, не нужны кредиты, которые потом подчиняют жизнь человека. Это модель первого пути. И очень много в мире людей, которые живут с этой позиции, для них они сами и жизненная реализация превыше всего.

Есть второй путь, вторая парадигма мировоззрения в реальности людей. Второй путь - это путь, который провозглашает, что материалистическая природа должна главенствовать, а человек с его какими-то талантами, ресурсами, способностями, окружающая среда – воздух, моря, реки, озера, деревья, земля и все, что в земле, животные, это все является приложением для того, чтобы существовала материальная материя. Это, как правило, мир который очень проявлен в урбанистических городах, в очень крупных городах, в некоторых странах это смысл их цивилизаций. Во главу угла ставятся предметы, деньги и материальные конструкции.

Например, вы могли читать или видеть фильмы, что из-за какого-то дивного, большого алмаза произошло убийство, об этом часто пишут люди, которые пишут детективы (Агата Кристи и т.д.) Если посмотреть детективы, то львиная доля негативных событий, когда у человека отнимается жизнь, происходит либо из-за имущества, либо из-за наследства, либо из-за денег, из-за доли бизнеса или контрактов. Если все одним словом обозначить, то это не живая природа, это материя, мягко выражаясь, застывшая или мертвая материя, то есть, форма. Есть форма, а есть содержание.

Второй путь - человек выбирает и ставит для себя в виде иконы квартиру определенного размера, машину определенной марки или качества, одежду определенных марок, стиль жизни определенного внешнего вида, наличие определенных совокупностей, торговых марок или брендов и так далее. Когда человек выбирает, что деньги это главное в его жизни, когда человек выбирает, что успех его бизнеса это главное в его жизни, и тогда человек начинает простраивать свою жизнь, согласно этому канону, иконой которого становятся деньги, платья, район города или дорогостоящие центральные дома, в которых очень престижно жить, и человек ради денег, ради престижа, подчиняет себя этому, свою жизнь.

В этом нет тоже ничего ни плохого, ни хорошего, потому что, если вспомнить мудрых китайцев, то мы живем в мире материй, в мире инь и янь, мире энергий потенциала, то, что еще не случилось, но предстоит этому реализоваться и мире в созданной уже материи. Ни хорошо, ни плохо. Есть один поток, есть другой поток. Важно просто понять, что в одном потоке иконой является энергия и жизнь, во втором потоке иконой являются материя и деньги.

В хорошем смысле слова, добротно человеку менять решения, что для тебя на этом этапе жизни, либо на всю оставшуюся жизнь будет являться ценностной базой, будет являться доминантой. Либо для тебя ценен человек и жизнь, и тогда ты выстраиваешь все определенным образом, исходя из этой парадигмы, либо для тебя ценны деньги и материя, и ты выстраиваешь себя, свою жизнь и модели своего поведения и выбираешь такое общество людей, которое тоже подтверждает эти ценности и развивает себя и реализует, согласно этим ценностям.

Я хочу сделать очень важный акцент - реализация есть как в первом случае, так и во втором, но в пути, который можно условно назвать человечный или гуманистический, там реализация человека, потенциала его души, внутренней энергии, она превыше всего. Когда мы говорим о пути материи, о втором пути, то там человек реализуется в коридоре и предписывает результат денег или материальной обусловленности.

Приведу простой пример: человек, идущий по пути гуманистическому и воспитанный в традициях родителями, как правило, к 18-20 годам, знает, чего он хочет, чему обучаться, может даже уже имеет какой-то навык или ремесло, закладку профессии будущей в руках, и он понимает, что он может стать тем, кем он хочет быть. Например, если человек хочет стать танцором, он становится танцором, и его не заставляют поступать на обучение, которое потом будет необходимо для работы в банковской системе, просто потому что это модно, выгодно и это сейчас на плаву. Его не заставляют быть юристом, быть еще кем-то, чтобы найти свое какое-то специализированное место в социуме. Этот человек понимает, что реализовав себя танцором, ему будет место в социуме и в мире.

Такой человек не будет ныть, о том, что я хочет танцевать, но не имеет возможности, потому что занимается какими-то банковскими бумажными делами, к которым вообще не предрасположен. "И начальство меня не ценит, и вообще разговаривает со мной как непонятно с человеком какого ранга, а я всю жизнь мечтал о сцене."

Такой человек овладеет искусством танца и будет раскрываться в танце, сам танец ему со временем будет служить, потому что это будет красивое партнерское взаимодействие человека и энергетического потенциала реальности под названием "танец". Потому-то все мастера боевых искусств, целительских практик, духовных практик, танцев, юридических профессий, даже банковских профессий, знаете, это люди на своем месте, это люди, которые желанны для тех профессий, тех потоков, которые реализуются через профессии.

К примеру, я видела очень много людей, которые пытаются заниматься ландшафтным дизайном, у кого-то очень идет это дело, а у кого-то или слабенько, или через пень-колоду. Есть люди, от прикосновения рук которых земля испытывает удовольствие и земля целует руки такого человека, этот человек является продолжением этой земли, он любит ее, он знает ее, он в контакте с ней.

Точно так же с человеком, который танцует танец, а есть танец, который через человека выражает себя. Мы очень редко об этом задумываемся. Точно так же с банковской работой – есть люди, которые боги в финансовом формате, есть люди, которых любят деньги, и есть люди, через которых деньги хотят быть посчитанные, реализованные и чтобы что-то сбывалось в этой реальности, а есть люди, у которых деньги действительно уходят из рук, валится весь бизнес, потому что это не его энергия, но он не удосужился найти себя. Поэтому, когда мы идем по первому пути, мы находим дело своей жизни, это дело с нами очень сильно не просто связанно, оно через нас живет, мы живем в деле, а дело живет в нас, это обоюдная любовь, это песня согласия, это двухголосие, и становится очень мощным потоком.

И есть второй путь, где очень часто люди выбирают в угоду каких-то, может быть, внешних факторов, подчиняют свою внутреннюю природу. И вот там, в этом формате частенько бывают случаи, когда человек настолько увлекся формой и материей, что это начинает его либо обезображивать, либо его уже коробит до нельзя. Такой человек склонен быть не на своем месте, он не понимает до конца материальную природу, и он работает не на своем месте. Он жалуется – "я бухгалтер, а мне хочется заниматься декупажем", "я выучился на художника, хотя я ненавижу художество"или еще что-то.
Это люди, которых в детстве, помимо их силы, помимо их воли «изнасиловали» какими-то внешними технологиями, которые посчитали правильными, и при этом не корректно подали благое, либо благим это не было изначально для них, когда они были детьми.
Важно понимать, что мир вещей, он прекрасен, когда ты потрудился тоже найти это соотношение.
Простой пример, когда соединяется материальная реализация и внутреннее раскрытие человека -
люди, которые двигали науку, самолетостроение, люди, которые создают внешние объекты, но создавая эти внешние объекты, которые потом больше, чем люди, которые потом становятся целой отраслью, эти люди материализовывали себя во имя правильной материи, которая потом долго служит, которая потом наличиствуется, ею пользуются и она становится достоянием человечества.
Тоже самое можно сказать о соборах, это пример гармонии, красивые города и соборы, которые остались от прежних времен. Это тоже свидетельствует о том, что человек правильно материализовал себя в материи, и эта материя, скажем так, не погубила его.

Почему я заговорила о двух потоках? У нас же сейчас часто происходит такая неопределенность, когда люди мечутся между человеческими и материальными ценностями. Почему я говорю о том, что человеку где-то необходимо выбрать, что же является доминантой? Есть очень много американских фильмов на тему, как люди на биржах зарабатывали деньги, а потом был обвал бирж и миллионеры становились очень бедными людьми, и кто-то искал смысл новой жизни бедной,кто-то искал шнурок покрепче, чтобы себя вздернуть, но это тоже такой негативный пример, когда деньги стали для человека иконой, и они его уже поглотили и стали больше, чем человек. Второй путь, это скорее путь того, что идея или материя или какая-то такая вот материально образующая реальность становится больше, чем сам человек. Когда из-за денег, власти или ресурсов развязываются войны, сметая других людей с их жизненных мест. Вот в этом вся беда и весь перекос.

Почему у людей случаются кризисы и конфликты в современной нашей реальности?
А как раз именно поэтому. Например, человек идет за хорошим рублем, устраивается на работу, берет себе какую-то должность, или место работы, где его очень прельщает заработная плата, и человек туда устраивается. А потом он обнаруживает, что работа на этом предприятии не совпадает с вибрациями души, не совпадает с человеческими ценностями, человек вдруг начинает чувствовать себя измотанным, высосанным, обесточенным, у него начинается депрессия, он начинает злиться на коллег, которые закрыты на руководство, которое не ценит в нем тонкую человеческую натуру. Получается, его жалобы уже начинают быть в плоскости человеческих ценностей, но хочется сказать ему в этот момент "Стоп дорогой, подожди! Ты себе иконой поставил рубль, деньги. Хорошо, имеешь право, и реальность позволяет этому быть. Но почему ты тогда сейчас начинаешь скулить о том, что тебя не ценят как человека и всю твою начинку, а про это речи не было".

Либо, есть обратная ситуация – человек весь такой одухотворенный, хочет помогать людям, вот начинает он помогать людям при помощи психологии, тренингов, служения, массажа, просвещения, а потом вдруг он начинает ныть, что денег мало он зарабатывает, то ли люди как-то не искренне благодарны, либо еще что-то в этом роде начинают происходить. Опять-таки, "Стоп! Ты хотел помогать людям, ты же не говорил, помогать, зарабатывая, этот баланс был не сочтен".
И потом получается, что всплывает уже другая цель, уже не надо видеть в себе великого просветителя, помощника, защитника и покровителя, а хочется видеть себя великим деньгодержателем. Но это совершенно разные роли и они лежат в совершенно разных плоскостях.

И есть сейчас такая вещь, что семья стремится воспитать на человеческих ценностях, а система наружного воспитания, она больше прививает икону материальных благ. Когда ребенок оказывается в пространстве двойных стандартов, мы приходим как раз к тому, что ни одно, ни второе мировоззрение до конца не будет создано. И, как следствие, ребенок не сможет потом выросши уже взрослым, не сможет пойти до конца ни в одну реализовать в себе человечность на полную катушку, ни реализовать в себе материальные достижения.

В итоге мы получаем "недовыросшего" человека, "недособраного", а такие люди, как правило, проживают среднестатистическую, не свою жизнь, но при этом они подобны как пластическая масса, для многих социальных процессов. В принципе, у каждого из нас есть выбор, быть ему пластической массой, или все-таки поговорить внутри со своим духом, со своей душой, о том, что же моему сердцу действительно дорого и близко, либо моему уму, не обязательно у кого-то включено сердце. Есть люди, у которых включены совершенно другие пласты его внутренней реальности психики.

«Любой путь — лишь один из миллиона возможных путей»
Карлос Кастанеда

Путей великое множество... какой выбрать? Говоря о предназначении и его поиске, нельзя обойти вниманием весь жизненный путь человека . Это более емкое и длительное понятие протяженностью во всю человеческую жизнь. Кто-то живет по инерции «пусть все идет так, как идет», радуется удачам и расстраивается, когда они обходят его стороной, говоря, что это судьба такая… А кто-то ищет правильный для себя путь ― свой собственный путь. Так, что же предпочесть? Выбор жизненного пути или пустить свою жизнь на самотек?

Сталкиваясь с очередной неудачей в своей жизни, наверно, каждый человек задумывался, а можно ли что-то вообще изменить? Как правило, все проблемы и последствия ошибок мы списываем на судьбу. А каждую удачу записываем на свой счет. Но, может быть, стоит проанализировать и неудачи ? Увидеть в них свои ошибки, неверные поступки? Понаблюдайте за детьми: один, споткнувшись об камень, посмотрит на него, сделает выводы и будет в следующий раз обходить стороной, а другой будет постоянно падать на одном и том же месте. Столь бесхитростный пример можно наложить трафаретом на любой поступок человека. И это не умение мыслить логически ― это, в первую очередь, желание понять, «почему же я упал». Вряд ли кто-то взрослый всерьез подумает, что этот камень ему под ноги положила ему судьба. И, пожалуй, выбор жизненного пути и заключается в том, чтобы сначала научиться анализировать, какие последствия грядут за какими поступками.

Ведь мало кто задумывается, что жизненный путь человека , по которому он идет, ― это не только наличие или отсутствие работы, дохода, успеха. Это и мировоззрение, и умение строить гармоничные отношения как в семье, так и с деловыми партнерами, умение радоваться и конструктивно грустить, умение ЖИТЬ. Согласитесь, от нашего отношения к окружающему миру зависит и наше восприятие всего происходящего. Можно созидать, а можно все разрушать . Очевидно, что это два противоположных полюса, но дорога между ними очень короткая, так как зависит только от наших мыслей и чувств. А уж этими материями мы умеем управлять, ну, или хотя бы можем научиться.

Делайте выбор жизненного пути самостоятельно, сравнивайте:

  • Разрушение ― это раздражение, страх, тоска, недовольство собой, разочарование, ревность и даже чувство вины, которое влечет за собой наказание (самого себя). Все это не только заставляет человека разрушать отношения, свою жизнь, но и самого себя, так как мысли и чувства имеют свойство материализоваться.
  • Созидание ― это ответственность за свои поступки, чувства и мысли. Это понимание, что наше собственное подсознание контролирует жизненный путь человека . Это дорога развития.

Кто-то скажет, что ответ очевиден, но как же найти себя, свою дорогу, а не принципы жизни, даже сделав правильный выбор жизненного пути ? Ведь чувство нереализованности тоже является разрушительной силой.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание –
найти путь к самому себе»
Герман Гессе

Найти себя, как бы это не звучало для скептиков, люди стремились во все времена. Но за всю историю человечества никто так и не нашел ответа на вопрос, как же найти себя , свой собственный жизненный путь. Человек все время думает над этим, хотя одними размышлениями вопрос решить сложно.

«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»
Лао-цзы

Как и с достижением цели, нужно уметь не только думать/анализировать/делать выводы, но и действовать. Первый шаг вы уже сделали ― вы решили, что нужно найти себя. Как вы будете это делать ― это уже другой вопрос.

«Либо я найду свой путь, либо проложу его сам»
Ф. Сидней

Найти себя ― значит, почувствовать себя реализованным, востребованным и, как итог, счастливым. Составляющими счастья для многих является здоровье, семья и, конечно, успех в работе ― в деле, которое доставляет удовольствие. Вот именно последняя составляющая и является самой сложной для большинства: как найти себя ― свое место в жизни, свое призвание, свое дело. Возвращаясь к вопросу, как найти свое призвание, следует понимать, что однозначно на него никто не может ответить, но ряд специалистов предлагают тренинги и разнообразные упражнения, которые помогают найти подсказки, отклики в себе на то, что действительно, может быть, станет делом вашей жизни.

Как сделать очередной шаг в поиске своего призвания, своего жизненного пути вы найдете в следующей статье, в который мы поговорим о .

Психология жизненного пути

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л.Рубинштейн).Жизненный путь – это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.

Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.

В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане. Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат.

Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.

Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» (Ш.Бюлер). Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.

Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25 (30) – 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) – 80 (85) лет).

Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья.

На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер, заключается в следующем. Путем наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) – в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - были определены фазы жизненного цикла. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:

Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.

Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.

В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период – «трудный» возраст - вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Проблемы жизненного пути в отечественной психологии

В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву. Приведенное выше определение личности, по Ананьеву, как современника эпохи и сверстника поколения, указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выражению Ананьева, сама история – основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии.

Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.

События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.

События среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного события среды каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию. Хорошо известна историческая роль блокады Ленинграда и ее последствия. Естественно большинство людей, имевших возможность выехать из блокадного города, использовали ее.

Однако были и другие примеры. Так женщина, имея возможность выехать из блокадного города, осталась там с двумя дочерьми. «Я знала, - сказала она по прошествии лет, - что не будет в моей жизни более грандиозного события. Я могла стать непосредственной участницей чего-то невероятного. Я не могла пропустить такой случай».

Вторая группа событий – события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.

События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.

Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни. Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к «обретению себя» и т.д. Событием внутренней жизни могут стать «походы в лес» или «размышления на кочке» (привожу реальные примеры таких событий), наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь. Очевидно, то, какие мы есть – не в последнюю очередь определяется такими событиями.

Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор – это поступок.

Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.

Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.

Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики. Исходя из понятия жизненного выбора и перефразируя Ж.-П.Сартра, можно предложить еще одно определение личности: «Личность – это ее выборы».

Вопрос психологу:

Здравствуйте, меня зовут Лиля. Мне 17. Моя проблема в том, что я не могу определится с целью в жизни.

Я мечтаю иметь свой ресторан.

В будущем желаю иметь достаточное количество средств, что бы иметь возможность правильно питаться, путешествовать, обеспечить будущих детей, хочу чтоб мама имела то, о чём сейчас только мечтает, да и вообще хочу иметь возможность помогать родителям. Достаток - это одна из моих жизненных целей, надеюсь это нормально, т. к. какая-то часть внутри обвиняет меня в корыстолюбии. Мне бы хотелось, так же что бы путь к цели был интересным, думаю это важно. И я понятия не имею интересен ли мне ресторанный бизнес.

Но мне жизненно необходимо подкрепить свою цель чем-то, благим. Я безумно хочу как-то помогать людям. Нести какое-то добро, что ли. А имение ресторана, никак не удовлетворяют этого желания. Да, благотворительность и т. п. , но это всё не то. Заниматься чем-то, что будет приносить радость не только мне, чем-то, что будет помогать людям. (но помощь не деньгами, а делами, что ли) И гонясь за столь эгоистичной целью, боюсь потерять эту потребность. Думаю, что я бы даже могла отказаться, от мечты иметь свой ресторан, из-за этого. Хотя это будет сложно. Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть, сама я уже окончательно запуталась.

Выходит, что моя мечта и потребности, конфликтуют. Как вы считаете стоит ли отказываться от мечты? Я очень боюсь ошибиться, ведь это выбор всей жизни.

Вроде информация о родителях важна, поэтому вот:

С родителями у меня отношения нормальные, даже хорошие. Мама - преподаватель, как и папа. Бывают ссоры, недопонимания, как у всех.

Мама у меня реалистка, поэтому ей трудно скрыть своё сомнение по-поводу того, что у меня получится добиться желаемого. Она считает, что я в некотором плане ношу "розовые очки". Раздражает, откровенно говоря. Не приятно, когда твои мечты считают чем-то несбыточным, пусть и негласно.

С папой мне сложно говорить о себе, да и не интересуется он. В нашем с ним общении рассказывает обычно он, а я слушаю (или не слушаю, например, новости политики мне совершенно не интересны). Ну такая у него натура, важно чувствовать себя в центре. Мне это не всегда приятно и зачастую не хватает его причастности. Но в этом есть и плюсы, личное пространство и всё такое. Папа очень умный, начитанный, да и мама тоже, их компания всегда приятна и интересна.

На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.

Здравствуй, Лилия!

Насколько я поняла, тебе нужна помощь в определении дальнейшего пути. Я помогу тебе разобраться в себе.

В начале ты пишешь: «Я мечтаю иметь свой ресторан». И далее: «И я понятия не имею интересен ли мне ресторанный бизнес». Получается, здесь есть противоречие. Ты говоришь, что хочешь иметь свой ресторан, при этом не знаешь, интересует ли тебя это вообще. Тогда откуда появилась идея о собственном ресторане? Может быть ты спонтанно обзавелась этой мечтой. Или это идея другого человека? В любом случае, в тексте письма ты не уточняешь чем именно тебя привлекает ресторанный бизнес. Если говорить о деньгах, то зарабатывать можно везде. Здесь важнее не то, что ты делаешь, а как ты это делаешь.

Я считаю, в современном мире иметь целью стабильный и большой заработок вполне объяснимо. Главное, чтобы мечты о деньгах не поглощали всю твою жизнь. Если желание зарабатывать сочетается в тебе с духовными ценностями, а деньги не являются единственным, что тебя волнует, все в порядке. Твои слова: «Какая-то часть внутри обвиняет меня в корыстолюбии». Эта часть тебя, скорее всего, помнит, что воспитывали тебя в другом ключе. Я предполагаю, что в твоей семье другие жизненные ценности, поэтому тебе неловко за свои. Тем не менее, сколько людей, столько и мнений. Мы не можем жить, как от нас ожидают другие, иначе будем несчастны. Как я написала выше, важен разумный баланс. Главное, чтобы желание наживы не застилало тебе глаза. И, судя по письму, это вообще не про тебя.

Твои слова: «Но мне жизненно необходимо подкрепить свою цель чем-то благим». И я думаю, что это очень важно. Многим людям важно видеть смысл в своей работе, понимать, что она полезна и нужна. При этом помощь людям ведь не исключает заработок. Сейчас ты думаешь, что выбираешь между деньгами и общественно полезной профессией. Попробуй посмотреть на это с другой стороны: как сочетать и то, и другое. Это вполне возможно. Выбирать не придется. Реально зарабатывать деньги, помогая другим. И труднее зарабатывать деньги, занимаясь тем, что тебе не нравится. Сейчас тебе может казаться по-другому. Однако по-настоящему прибыльное дело строится на полном присутствии человека в этом. Если тебе не будет нравится твое занятие, ты не сможешь посвящать этому все время. Следовательно, не получится много заработать. Ведь, как ты понимаешь, деньги достаются трудом. Пусть этот труд лучше будет интересен.

Ты пишешь: «Выходит, что моя мечта и потребности, конфликтуют. Как вы считаете стоит ли отказываться от мечты?» На мой взгляд, конфликта здесь нет, исходя из того, что я написала выше. Поэтому ни в коем случае не жертвуй своими мечтами. Что важнее: быть счастливой или быть богатой? Реализованные мечты могут принести тебе счастье, а богатство вряд ли. Тем более, как показывает статистика, среди богатых людей намного выше процент несчастливых, страдающих депрессией, чем среди среднего класса. Чтобы быть обеспеченной, тебе не обязательно зарабатывать очень много. Это вполне реально в любом деле. Поэтому можешь смело выбирать занятие по душе.

Выбирая профессию, я рекомендую тебе прочитать специальную литературу о том, какие они бывают. Например, сейчас тебя привлекают профессии типа «человек-человек». Твои слова: «Я безумно хочу как-то помогать людям. Нести какое-то добро, что ли.» Сама по себе помощь людям бывает разной. Можно работать, например, врачом и проводить сложные операции. А можно стать воспитателем и тоже нести благо. Но это совсем разные профессии. Вообще, сейчас тебе важно определиться с тем, какая конкретно профессия может заинтересовать. А для этого ты должна понимать, что именно делают в каждой профессии. Врач не просто лечит. У него много другой работы. Например, врачи должны хорошо проводить диагностику и быть очень наблюдательными. Для этого необходим аналитический склад ума и внимание к деталям, а не столько любовь к людям. Т.е. на данный момент тебе важно получить представление, чем же именно занимаются в профессиях, где помогают людям. Так ты сможешь осознать, что конкретно подойдет тебе.

Удачи в выборе собственного пути! И главное помни: кто не ошибается, тот не совершенствуется. Сейчас тебе может казаться, что нужно выбрать профессию один раз и навсегда. Позже ты поймешь, что если ошиблась, можно получить новую специальность. К тому же, очень многие люди занимают те должности, которые не совпадают с их образованием. Поэтому важно не воспринимать свой выбор как единственный и на всю жизнь. Конечно, важно поступить в институт и определиться. Тем не менее, в твоем возрасте это сделать не легко. И это нормально, если ты не сразу поймешь, в каком направлении двигаться. Иногда такие осознания приходят, когда люди становятся старше.

4.875 Rating 4.88 (4 Votes)

Многие люди день ото дня задаются вопросом о том, каковы цели Вселенной, каков смысл жизни. В связи с этим возникают трудности в выборе жизненного пути. Речь идет не о работе и профессии, а о мировосприятии.

Жизненный путь — это не только то, какую работу вы выбираете, какого человека хотите видеть рядом с собой. Это понятие включает в себя еще и внутренний мир, отношение ко всему, что вас окружает. Есть популярное заблуждение о том, что человек не может регулировать свои желания и свое отношение к миру. Вы сами выбираете самих себя — это закон психологии , закон Вселенной.

С чего начать

Во-первых, стоит отметить, что даже ничего не выбирая, вы уже делаете выбор. Суть данного высказывания предельно проста — ваш жизненный путь уже выбран по умолчанию. От вас требуется лишь желание его скорректировать. Если вы хотите плыть по течению, то это ваш выбор. Если вы не хотите ничего выбирать, то такой путь тоже никто не отменял.

Вы можете быть бунтарем, спокойным человеком, серым, ярким, угрюмым, веселым, мечтательным. Одно вам необходимо понять как можно скорее — если вы не хотите что-то решать, то за вас всё решит сама Вселенная. Как говорит статистика и здравый смысл, те, кто сторонится выбора стороны на психологической войне, проигрывает заранее. Вам нужно решить для себя, кто вы такие, причем как можно раньше. Обычно, это делают за вас родители в детстве или люди, с которыми вы плотно общаетесь, но, вопреки любым законам, любой взрослый человек может себя изменить, начав с самых низов — с сознания.

Шаг второй — поиск хобби

Как говорится, не работа должна определять ваши интересы, а ваши интересы должны определять работу. Уже с самых ранних лет все дети занимаются чем-то особенным: кто-то рисует, кто-то посещает уроки борьбы, кто-то копается в старых электронных приборах, кому-то по нраву изучать культуру других стран и народов. Вырастая, мы забываем о том, что каждый из нас достоин вести тот образ жизни, который ему по нраву, в разумных пределах.

Если вы болеете спортом или искусством, то почему вы должны идти работать на завод? Вам не нужно делать то, что диктует вам общество. Вы должны следовать за голосом сердца, корректируя путь мудростью и жизненным опытом, а также здравым смыслом.

Найдите то, что заставит вас забыть обо всем на свете. Станьте в этом деле экспертами. Только после этого вы сможете зарабатывать на этом. Не забывайте, что никогда не поздно начать поиски. Кто-то понимает, что его призвание писательство, рисование, спорт или что-то иное, лишь к 30 или 40 годам, а то и позднее. Даже в этом случае не стоит опускать руки, потому что сила мысли и вера в себя — это два главных условия получения волшебного ключа от ворот, ведущих в мир счастья.

Шаг третий - общение с людьми

Нас уже почти 8 миллиардов. Все мы разные, поэтому общаться нужно не переставая. Изучайте языки или, если вы не хотите, общайтесь с людьми из своей страны, но делайте это постоянно. Нужно это для поиска вдохновения. Как говорят психологи, подавляющее большинство идей мы берем у других людей, а потом адаптируем под себя.

Отшельнический образ жизни — это не выход в нашем мире, потому что практически нет мест на Земле, куда можно было бы уехать или уйти, чтобы никто вас не трогал. Сейчас есть интернет, а большинство территорий уже открыто. Теплое и приятное место пустым не бывает, так что везде вы встретите либо единомышленников, либо врагов.

Итак, главный вопрос задается изначально неправильно. Спрашивайте себя не о том, как найти свое призвание и путь в жизни, а когда это сделать. Попробуйте выйти за пределы зоны комфорта и посмотреть на мир под другим углом — идея для выбора жизненного пути придет сама собой. Не прекращайте искать и тогда сможете жить полной жизнью . Успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и