Аджанта — древние пещерные храмы и монастыри Индии. Пещерные храмы индии

Индия - страна исключительно богатая своей культурой, традициями и историческим наследием. Перемещаясь по стране можно встретить абсолютно разные пейзажи, традиции и этнические группы. Каждый из 28 индийских штатов отличается друг от друг, каждый имеет свои особенности и местный колорит, в каждом есть достопримечательности, достойные отдельного упоминания. В Гоа - это пляжи, в Ладакхе -буддийские монастыри и горные перевалы, штат Махараштра знаменит на весь мир своими пещерными храмами! Здесь расположены лучшие представители как индийской так и мировой пещерно-храмовой архитектуры - пещерные храмовые комплексы Аджанта и Эллора.


Пещерный комплекс Эллора расположен в штате Махараштра в 30 км от города Аурангабад. Сюда можно добраться на поезде или самолете из Мумбаи- экономической столицы Индии. Пещеры вырезаны в базальтовых холмах Чаранандри. Всего в комплексе насчитывается 34 пещеры, самая древняя из которых датируется 5 в н.э. Просто удивительно, что в столь давние времена люди создавали такие прекрасные и сложные памятники архитектуры. Не имея современных инструментов, они обрабатывали огромные объемы каменной породы. Только для создания храма Кайласанатха потребовалось выдолбить более 200 000 тонн горной породы! На это у древних архитекторов ушло более 100 лет!

Индийские пещерные храмы Эллоры - яркий пример веротерпимости, которой так славится Индия. Известно. что в этой стране уживаются все основные мировые религии. Так, среди 34 пещер Эллоры: 12 -буддийских, 17 - индуистских и 5 относятся к религии джайнов, что демонстрирует мирное сосуществование этих религий в тот далекий период истории Индии.

Пещеры различаются по внешнему виду размеру и декорации. От самых маленьких до трехэтажных. Часть из них богато декорированы резьбой и скульптурами, некоторые абсолютно пустые. Также пещеры различаются по своему назначению. Буддийские пещеры - самые древние в комплексе. Все они построены в период 600-730 гг н.э Они делятся по назначению на Вихары - монастыри и Чатьи -молельные холлы. Древние архитекторы выдолбили в скале целые общежития с кухнями, спальнями, залами для собраний. Многие вихары украшены скульптурами, потолки покрыты резьбой, которая придает им вид деревянных конструкций. Пещер типа Вихара в комплексе большинство. Другой тип пещер -Чатья это соборы для медитаций и коллективных практик. Наиболее известная из Чатья - пещера №10, вмещающая статую Будды 5 метровой высоты, восседающего перед ступой из цельно выдолбленной породы. Индуистские пещеры датируются 700-900 гг и насчитывают 17 пещер. Две самые впечатляющие - пещеры 29 и 21 Некоторые пещеры были перепрофилированы из буддийских в индуистские. Так, например, одну из самых красивых индуистских пещер Dashavatara (пещера №15) ранее была буддийскими монастырем. Другие известные пещеры Rameshvara (Пещера 21), украшенная фигурами богини реки Ганги и Ямуны на входе и Dhumar Lena (Пещера 29), конструкция которой похожа на пещеру c острова Элефанта близ Мумбаи. Джайниссткие пещеры вырубались в 9-10 веке. Они славятся детальной резьбой по камню. Самые впечатляющие из них - пещеры Chhota Kailash (30), Indra Sabha (32) и Jagannath Sabha (пещера 33) На примере того, когда вырезались пещеры, мы можем проследить изменение религиозных течений в Индии. Шедевром комплекса Эллора является храм Кайласанатха. Это потрясающий воображение многоэтажными храмовый комплекс, названный в честь горы Кайлас, на которой, по легенде, восседает индуистский бог Шива. Вырезанный в цельной скале, этот храм поднимается на 30 метров. Умение, красота резьбы и настойчивость архитекторов просто потрясает. Чтобы создать этот храм пришлось снять 200 000 тонн (!!!) твердой скалы, вся работа заняла около 100 лет!!! Первоначально храм был покрыт белой штукатуркой для сходства с заснеженной горой Кайлас.

Храм Кайласанатха

Попадая в пещерный комплекс Эллора, начинаешь совсем по-другому воспринимать людей, живших на индийской земле в те далекие время. Будучи далекими от современных технических методов работы, они вырезали потрясающие воображения скульптуры, снимали колоссальные объемы скальной породы, украшали стены и потолки пещер изысканными фресками. Все это делалось исключительно из религиозных и эстетических побуждений. Еще одним выдающимся памятником древней архитектуры является пещерный храмовый Комплекс Аджанта. Расположенный в 100 км от Аурангабада он включает в себя 29 пещер, самая древняя из которых датируется 2 веком до нашей эры. Пещеры Аджанты были построены ранее комплекса в Эллоре. Собственно, строительство более новых храмов в Эллоре послужило одной из причин оттока верующих из Аджанты. Основанные более 2 тысяч лет назад (по мнению ученых в 230 г до н.э.) пещеры были заброшены вскоре после падения династии Харишина (430 г н.э.) и обнаружены только в 1819 году британским офицером Джоном Смитом во время охоты. Он случайно наткнулся на вход в одну из пещер (пещера №10) и, чтобы как то обозначить свою находку, выцарапал свое имя и дату находки на одной из колонн, эта надпись слабо видна и по сей день. Более полутора тысяч лет пещеры предоставляли кров только диким животным и летучим мышам. Сейчас комплекс представляет собой истинный шедевр древнеиндийской культуры. Помимо скульптуры в пещерном комплексе сохранились уникальные фрески, передающие непревзойденный уровень мастеров той эпохи.

Ученые считают что пещерный комплекс возводился в два этапа, первый 230г. до н.э.- 220г. н.э во время правления династии Сатавахана. Пещеры этого периода считаются самыми древними постройками в Индии в которых сохранились элементы росписи! Второй этап строительства пришелся на 460-480 гг н.э. Вскоре после этого пещерные постройки были заброшены. Пещеры Аджанты выдолблены в скальной породе на излучине реки Вагхор. Всего в комплексе 29 пещер,нумерация идет от главного входа. В ряд пещер доступ закрыт, некоторые закрываются периодически на реставрацию. Рассказать про все пещеры в рамках этой статьи невозможно. Наибольшую важность представляют пещеры № 1,2,4,16,17,19. Пещера №1 встречает нас сразу после главного входа в комплекс. Она была отреставрирована в самую последнюю очередь, но является одной из самых богато декорированных в комплексе. Именно здесь можно увидеть фрески Ваджрапани и Падмапани (буддийских бодхисатв) - визитную карточку пещерного комплекса Аджанта. Стены и фасад пещеры украшены резьбой, рассказывающей о жизни Будды и дополнены декоративными мотивами.

Двигаясь дальше по каменным проходам и лестницам мы попадаем в пещеру №2. Эта пещера также славится своими фресками, покрывающими стены и потолок. Настенная живопись сохранилась здесь лучше, чем в пещере № 1. Фрески повествуют о деяниях Будды и Бодхисатва, известных как Джатака. Они являются наглядным пособием, рассказывающим общине монахов о жизни и религиозных деяниях Будды. Данные фрески являются лучшими и самыми древними образцами древне-индийского искусства. Фасад пещеры богато украшен резьбой.

Следующая значимая пещера - №4, является самой большой в комплексе. Она запланирована как грандиозный монастырь, но так никогда и не была закончена. В пещере находится скульптура Будды, надпись на постаменте которой упоминает, что она являлась подарком от человека по имени Мэтера и принадлежит к 6 веку н.э.. Пещера состоит из вестибюля, молельного зала и келий для монахов.

Самой старой пещерой комплекса считается пещера № 10, именно ее и обнаружили первой британцы во время охоты. Пещера № 16 считается одной из самых красивых в комплексе и ранее служила входом в храмовый комплекс. Фрески пещеры рассказывают о "умирающей принцессе" Сундари - жене брата Будды - Нанды. Также в пещере установлена статуя Будды, восседающего на троне.

Каждая пещера комплекса содержит элементы декора и скульптуры, являющиеся бесценными образцами древне-индийского искусства. Храмовый комплекс Аджанта внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО в 1983 году. Без сомнения он является жемчужиной западной Индии, хотя и не имеет такой популярности среди туристов как Тадж-Махал или храмы Каджурахо. Можно долго рассказывать о пещерах и описывать статуи и фрески, но лучше один раз побывать в этом месте.


Пещеры всегда привлекали людей. Они не только предоставляли убежище нашим предкам, но и были местами проведения первых религиозных обрядов. Не удивительно, что эти структуры и поныне считаются источниками духовности, а загадочные пещерные храмы существуют во всем мире.

1. Пещерная церковь «мусорных людей»



Заббалин - коптское христианское меньшинство в Египте. Их название означает «мусорные люди». Когда-то они занимались фермерской деятельностью в Верхнем Египте, но затем после того, как мигрировали в Каир, поняли, что вывоз мусора гораздо выгоднее. В 1969 году мэр египетской столицы решили выселить всех заббалин в «Мусорный город», который был создан на базе пригорода Мукаттам Клифф. Заббалин построили себе церковь, но она сгорела в 1976 г. После этого они вырезали пещерную церковь в горе возле города.

Названный в честь коптского святого десятого века, монастырь Святого Симеона является самой большой церковью на Ближнем Востоке. Церковь построена в уже существующей пещере и может вместить 20 000 человек, причем население самого «Мусорного города» около 30 000 жителей. Сотни тысяч христиан совершают паломничество в пещерную церковь Святого Симеона каждый год.

2. Пещерные храмы Барабар


В пещерах Барабар находятся самые древние скальные храмы в Индии. Они датируются 3 веком до н.э. и настолько древние, что специалисты считают их легендарным «Gorathgiri», который упоминается в священных индуистских текстах. Эти пещерные храмы стали известны в западном мире только в 1868 году, когда о них написал Александр Каннингем. Согласно легенде, король Ашока даровал пещеры Барабар секте адживика, которые были современниками Будды. Состоит Бабарар из четырех пещер общей протяженностью 200 метров, а знаменит он уникальным эхом, которое гуляет в пещерах несколько секунд.

3. Пещера бога-питона



В пещере Ботсваны археологи обнаружили свидетельства того, что ранние Homo Sapiens проводили религиозные ритуалы. Эксперты считают, что представители народности сан использовали пещеру, чтобы поклониться богу-питону еще 70 тысяч лет назад. Обнаруженная в 1990-е годы пещера содержит природное каменное образование, которое напоминает голову питона. Камень 6 метров в длину и 2 метров высоту покрыт царапинами, которые, как считают эксперты, должны были изображать чешуйки.

4. Пещерные храмы Дуньхуана


Пещерные храмы Дуньхуана были обязательной остановкой караванов на Шелковом пути с IV по XIV века. Буддийский храмовый комплекс состоит из 450 пещер и расположен на краю китайской пустыни Гоби. Археологи обнаружили записи, содержащие свидетельства еврейских и христианских молитв в этих пещерных храмах, что доказывает, насколько распространились различные религиозные идеи вдоль Шелкового пути. Самым значительным открытием в пещерах была «Алмазная сутра». Она была напечатана в 868 году нашей эры, еще до изобретения печатного станка Гутенберга и считается старейшей печатной книгой в мире.

5. Пещера в холме Геллерт



В холме Геллерт над Будой в Будапеште была выкопана пещерная церковь, которая когда-то была домом монаха-отшельника Иштвана. Пещерная церковь в этом бывшем ските отшельника была построена Орденом Святого Павла в 1926 году. Однако, у монахов-паулинов не всегда были хорошие отношения с правительством. В 1951 году коммунистические лидеры обвинили их в измене. Настоятеля казнили, а остальных монахов отправили в трудовые лагеря. Пещерную церковь же запечатали 2,4-метровой бетонной плитой. Заново открыта пещера была в 1989 году, а в 1992 году церковь восстановили.

6. Гробница гроба Господня


В октябре 2016 года археологи впервые за многие века показали могилу Иисуса в Храме гроба Господня. Согласно писанию, Иисус был похоронен на « погребальном ложе», вырезанном в стене известняковой пещеры. Три дня спустя его останки исчезли. Место захоронения Иисуса в настоящее время находится в Кувуклии - часовне в центре Храма, скрывающей непосредственно пещеру Гроба. Раскопки показали, что известняковое погребальное ложе, на котором якобы был погребен Иисус, сохранилось до сих пор и было гравировано крестом.

7. Золотой храм Дамбулла

Золотой храм Дамбулла - пещерный комплекс на Шри-Ланке, который привлекает паломников в течение уже целых 22 столетий. Хотя в этом районе существует более 80 известных пещер, большинство статуй и картин находятся в пяти соединенных друг с другом пещерах. В храме можно найти 153 статуи Будды, три статуи ланкийской королевской семьи, а также четыре статуи богов и богинь. Комплекс, который датируется третьим веком до н.э., является одним из самых древних мест в Шри-Ланке и до сих пор функционирует как монастырь.

8. Гроты Лунмэнь


В марте 2016 года в первый раз за последние шесть десятилетий были открыты для посещения пещерный храм Лунмэнь. Храм, высеченный в горе Сяньшань, был создан в 624-705 годах н.э., во время правления У Цзэтян - императрицы Китая, которая была ревностным буддистом. Пещерный комплекс состоит из более чем 2300 отдельных гротов, 43 храмов и содержит 110 000 буддийских статуэток.

9. Соляной собор Сипакиры



В колумбийском городе Сипакира есть подземная католическая церковь, построенная в туннелях соляной шахты (которая является крупнейшим месторождением каменной соли в мире) на глубине 200 метров под землей. На самом деле, этот собор вовсе не старый - он был открыт в 1995 году, а для его постройки понадобилось изъять из недр земли 250 000 тонн каменной соли. В шахте также можно полюбоваться соляным водопадом, рельефными резными статуями и гигантским распятием. Сотни разноцветных огней освещают стены и приводят к тому, что соль мерцает волшебными огоньками.

10. Пещерный монастырь Вардзия



В XII веке монголы напали на средневековое королевство Грузия. Королева Тамар приказала построить подземное святилище, чтобы скрыться от монголов. В 1185 году грузины вырезали в горе Эрушели целую подземную крепость. В этом комплексе было 13 уровней с 6000 жилыми помещениями, тронный зал и огромный храм Успения с внешней колокольней. Пещерный комплекс Вардзия был полностью самодостаточным. На орошаемых террасах на внешней стороне горы выращивались зерновые культуры, а вода обеспечивалась подземными источниками. В 1283 году землетрясение разрушило почти три четверти подземного города, но монастырь в этом месте существовал до 1551 года, в итоге пав во время персидского нашествия.

И в продолжение темы интереснейший рассказ про .

Мало кого удивишь современными многоэтажными зданиями, творениями из стекла и стали, которые возвышаются до небес. Да, их строительство требует немало капиталовложений, да, нужно большое мастерство архитекторов, а затем и строителей. Мы гордимся достижениями промышленности, выпускающей все более совершенное оборудование. Ежегодно появляются сведения о новых разработках в области технологий. А теперь представьте, что вам нужно построить здание без помощи чудо-инструментов.

И все-таки, это возможно. Если вы приедете в Индию, не откажите себе в удовольствии осмотреть храмы Индии . Удивительно, но они вырезаны прямо в горных породах, руками буддистских монахов. Сердца этих людей были наполнены любовью к Будде и принципам, которые он исповедовал. Религиозные чувства людей нашли свое отражение в великолепных монастырях. Храмы Индии производят впечатление не только внешним обликом, но и внутренним убранством помещений: скульптурами, узорами на стенах, фресками.

Предлагаем вашему вниманию десятку самых известных творений индийских монахов. Некоторые из них труднодоступны, но насколько интересны! Давайте же познакомимся с ними поближе.

Пещерные храмы Индии:

Храмы Индии. Пещеры Эллоры

Таково название храма, созданного примерно полторы тысячи лет назад из пещер склонов Чаранандри. Верующие выдолбили в холмах тридцать пещер, чтобы у монахов было пристанище, когда они захотят уединения и духовной гармонии. Вызывают восхищение своды пещер, украшенные затейливыми письменами. Храм принимал последователей трех самых известных религиозных течений – , буддизм и его ответвления, джайнизм.

Храмы Индии. Пещеры Аджанта

Этот храм также состоит из пещер, целых 34 штуки, с любовью украшенные древними индийцами. Ему более двух тысяч лет, построен он был примерно в первом веке до нашей эры. Как и большинство буддистских храмов, Аджанта испещрена понятными лишь искусствоведам знаками, которые могут рассказать немало о культуре и обычаях того времени. Но есть, на что обратить внимание и любознательным туристам: невозможно остаться безучастным при виде великолепных фресок, которыми расписан каждый квадратный сантиметр пещер.

Храмы Индии. Пещеры Вараха

В седьмом веке н.э. южная Индия оказалась под властью династии Паллава. Правители почитали традиции индуизма, а чтобы прославить верховного бога Вишну, создали в горных пустотах четыре пещерных храма. Также они посвящены богине Бхуми, которая является земной покровительницей. Так что потрясающие своей архитектурой храмы посвящены, в какой-то мере, единению различных божеств.

Храмы Индии. Ундавалли

Семь пещер были вырезаны поклонниками индуизма в песчаной породе. Их создание датируется примерно 400 г нашей эры. Храмы Ундавалли восхваляют каждого из главных богов индуизма – Вишну, Шиву и Брахму. Обычно верующие выбирали для поклонения одно из божеств, однако данное творение в равной степени касается каждого из священной тройки, подчеркивая их единство.

Пещеры Элефанта

Другое их название – Слоновьи пещеры. Следует помнить, что слон всегда занимал особое место в индийской мифологии, да и в обычной жизни эти животные немало помогали людям. Семерка Слоновьих пещер находится на одном из островов Аравийского моря. Их создание относится к 5 веку нашей эры, и до того, как в 16 веке ко власти пришли португальцы, пещеры были священным местом. Часть пещер посвящена богу Шиве, а часть восхваляет полностью все буддистское учение. Что касается слонов, то пещеры получили свое название благодаря статуям, которыми окружен комплекс.

Амарнатх

Этот храм относится к третьему веку до нашей эры. Интересно его строение: Амарнатх полностью аутентичен, поскольку происходит из натуральных пород. Внутри пещера заполнена белым сталагмитом. Он продолжает расти, подпитываясь известняком, и напоминает по форме лунные очертания в различных фазах. Поклонялись в храме индуистскому божеству Шива.

Храмы Индии. Удаягири

Так называется святилище из четырнадцати храмов, построенное в пятом веке н.э. Его можно найти над одним из индийских каньонов. Вы сразу заметите храмы благодаря необычной форме входов и установленным там статуям, изображающим морду борова. Храм предназначен для последователей буддизма.

Храмы Индии. Канхери

Они были созданы в первом веке до нашей эры. Этот комплекс характерен несколькими необычными для индуистских храмов особенностями. Во-первых, он расположен не среди скал, а в глубокой чаще джунглей, куда непросто добраться. Во-вторых, он представляет собой аж 109 пещер, вырезанных в мрачной черной скале, и окруженных большими колоннами. Через комплекс проходят водные русла.

Пещеры Бхимбетка

Пожалуй, не так уж много осталось столь древних строений, как храмы Бхимбетка, которым более ста тысяч лет. Этот комплекс включает в себя семь сотен пещер, стены которых украшены наскальной живописью. Индийцы изобразили сцены из повседневной жизни: охоту, уход за животными, примитивную торговлю.

Храмы Индии. Бадами

Архитектура храмов прекрасна и удивительна, поскольку соединяет в себе культуру различных частей Индии. Создание пятерки храмов датируется шестым веком. Только представьте, сколько сил было потрачено, чтобы руками вырезать в песчаных породах пещеры. Они находятся в красивейшем уголке природы, среди зелени в горах. В храм приходили как почитатели Шивы и Вишну, так и приверженцы джайнизма.

Глядя на величественную и в то же время изящную архитектуру храмов, невольно задумываешься о том времени и о тех людях, чьими усилиями были созданы столь долговечные творения. Множество знаний о культуре, философских и религиозных воззрениях древних индийцев можно подчерпнуть, изучая наскальные фрески. Изображения, покрывающие стены храмов, расскажут о жизни индийцев и о жизни их богов, какой ее представляли древние люди. И, конечно же, не могло не отразиться в них единение национальных особенностей народов, которые ассимилировались в Индии.

Те, кому довелось увидеть буддийских монахов, считают, что эти люди способны лишь к созерцанию и медитациям, а жизнь их течет неторопливо и спокойно. Однако же так было не всегда, ведь на заре нашей эры монахи своими руками создавали уникальные произведения искусства, посвящая трудам всю свою жизнь.

Этими произведениями стали пещерные храмы, которые выдалбливались в скалах с помощью элементарных инструментов и которые при этом красотой и величием превосходят многие современные творения.

Знаменитые пещеры Индии

Начиная с I века нашей эры последователи буддийской религии стали использовать для создания храмов не только равнинные территории, но и скалы. Выдалбливая в камне пещеры или преображая природные расщелины в горах, они создавали святилища, скрытые от дневного света, но от этого не менее прекрасные.

Размеры храмов поражают воображение — на сотнях квадратных метров располагаются скульптуры, фрески, картины, ввысь уходят гигантские статуи и изящные колонны, выполненные с помощью простой стамески.

Среди множества пещерных храмов Индии , можно выделить несколько огромных комплексов, в которых Будде и Шиве посвящены десятки святилищ, алтарей и статуй, ставших настоящими «городами» религии.

Пещеры Элефанта

Неподалеку от Мумбаи , в самом сердце острова Гхарапури, расположен огромный «храмовый город» — пещеры Элефанта, или Слоновьи пещеры, посвященные Шиве. Экскурсию сюда предлагает каждое уважающее себя туристическое агентство, специализирующееся на Индии, а если организованные туры вас не прельщают, можете арендовать у местных рыбаков лодку и добраться на остров за 10 $.

Свое название остров и храмовый комплекс получили от португальских моряков, которые, оказавшись здесь в XVI веке, увидели одну из огромных окружающих храм скульптур, выполненную в форме слона. Попытка вывезти диковину завершилась неудачей — слишком велика была статуя, однако географическое название сохранилось.

Четыре храма Шивы были высечены здесь в V-VII веках в семи пещерах, объединенных в величественный ансамбль. Центром его служит шестиметровая фигура трехголового Шивы, символизирующая все его ипостаси (Создатель, Разрушитель, Спаситель). А стены храма покрывают многочисленные барельефы, изображающие повседневную жизнь богов.

Пещеры Аджанта

В штате Махараштра расположены 29 буддийских храмов, высеченных в утесе у реки во II веке до нашей эры трудолюбивыми монахами. Пещеры, представляющие собой и монастыри, и залы для молитв, активно посещались почти тысячу лет, а затем были заброшены. Лишь в начале XIX века храмовый комплекс Аджанты вновь открылся для путешественников и поклонников религии.

29 пещер соединены между собой галереей, а в некоторые из них сохранились отдельные входы с улицы. Все они изображают жизнь Будды, его деяния и образы, в которые он перевоплощался. Самыми красивыми считаются первые две пещеры, которые сохранились лучше всего. От пола до потолка они покрыты резными миниатюрными фигурками, росписями и фресками.

Некоторые тайны этих пещер не раскрыты до сих пор, например, историки не смогли объяснить, как художники рисовали во мраке, не используя факелы. Не знают ученые, и на основе чего изготовлены светящиеся краски, которыми выполнены некоторые рисунки.

Пещеры Эллора

С VI по IX века неподалеку от города Аурангабад были вырезаны в базальтовых скалах еще 34 пещеры, разделившиеся на три части: буддистскую, индуистскую и джайнскую.

Эти роскошные храмы не зря стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО — удивительная тонкость отделки, сложность архитектуры и величие природы, сочетаясь, превращают их в настоящее сокровище Индии. Многочисленные цветы лотоса, львы, изображения богов и людей покрывают стены храмов.

Удивительно то, что некоторые из них вырезаны в скалах не снизу или сбоку, а сверху. То есть древние мастера еще до начала работы очень точно представляли себе все, что планируют создать, и гениально умели работать с камнем.

Десятки пещерных храмов, разбросанных по просторам Индии, недаром интересны туристам. Побывайте в одном из них при первой же возможности и поразитесь их величию и мастерству древних зодчих.

Показывая вам этот объект, очередной раз поражаюсь и очередной раз как то даже не вериться, что давным давно могли построить такие величественные сооружения. Сколько же труда, сил и энергии было вложено в эти скалы!

Самый посещаемый древний памятник Махараштры - пещеры ЭЛЛОРЫ, которые находятся в 29 км на северо-запад от Аурангабада, возможно, расположены не в столь впечатляющем месте, как их более древние сестры в Аджанте, но удивительное богатство их скульптуры полностью компенсирует этот недостаток, и их не в коем случае нельзя пропустить, если вы держите путь в Мумбаи или из Мумбаи, который находится в 400 км на юго-запад.

Всего 34 буддистских, индуистских и джайнских пещеры - некоторые из которых создавались одновременно, конкурируя друг с другом - опоясывают подножие, протянувшегося на два километра утеса Чамадири (Chamadiri) в том месте, где он переходит в открытые равнины.

Главная достопримечательность этой территории - гаргантюанских размеров храм Кайлаша - поднимается ввысь из огромной, с отвесными стенами впадины в склоне холма. Самый большой монолит мира, этот невероятно огромный кусок твердого базальта превращен в живописное скопление взаимопересекающихся залов с колоннадами, галерей и священных алтарей. Но давайте обо все подробнее...

Храмы Эллоры возникли в эпоху государства династии Раштракутов, которые в 8 веке объединили под своей властью западную часть Индии. В средневековье многие считали государство Раштракутов величайшим государством, его сравнивали с такими могучими державами, как Арабский халифат, Византия и Китай. Самыми могущественными индийскими правителями в то время являлись раштракуты.

Пещеры были созданы в период с 6 по 9 столетие нашей эры. Всего в Эллоре существует 34 храма и монастыря. Внутреннее убранство храмов не столь драматично и богато, как в пещерах Аджанты. Однако здесь присутствуют утончённые скульптуры более красивой формы, наблюдается сложный план и размеры самых храмов больше. И все памятки гораздо лучше сохранились до наших дней. В скалах были созданы длинные галереи, а площадь одного зала порою достигала 40х40 метров. Стены искусно декорированы рельефами и каменными скульптурами. Храмы и монастыри создавались в базальтовых холмах на протяжении половины тысячелетия (6-10 век нашей эры). Также характерным является и то, что строительство пещер Эллоры начали примерно тогда, когда святые места Аджанты были заброшены и потеряны из виду.

В XIII веке по приказу раджи Кришны был создан пещерный храм Кайласантха. По вполне конкретным трактатам о строительстве возводился храм, в них было до мельчайших подробностей изложено все. Между небесными и наземными храмами промежуточным должен был стать Кайласантха. Своего рода вратами.

Размеры 61 метр на 33 метра имеет Кайласантха. 30 метров высота всего храма. Кайласантха создавали постепенно, начали вырубать храм с верхней части. Сначала вырыли траншею вокруг глыбы, которая со временем превратилась в храм. В ней прорубили отверстия, позже это будут галереи и залы.

Путем выдалбливания около 400 000 тонн скалы был создан храм Кайласантха в Эллоре. Из этого можно судить, что те, кто создавали план этого храма, обладали незаурядной фантазией. Черты Дравидского стиля демонстрирует Кайласантха. Это можно увидеть и в воротах перед входом Нандин, и в самом очертании храма, который постепенно сужается к верху, и по фасаду с миниатюрными скульптурами в виде декора.

Все индусские постройки расположены вокруг самого выдающегося храма Кайлаш, который олицетворяет священную гору Тибета. В отличие от спокойного и более аскетического убранства буддийских пещер, индуистские храмы отделаны броской и яркой резьбой, что очень характерно для индийской архитектуры.

Около Ченнаи в Тамилнанде находится храм Мамалллапурама, с его башнями имеет сходство башня храма Кайласантха. Их строили примерно в одно время.

В построение храма вложены невероятные усилия. В колодце 100 метрового в длину и 50 метрового в ширину стоит этот храм. У Кайласанатха основание не только трехъярусный монумент но и огромный комплекс со двором у храма, портиками, галереями, залами, статуями.

Цоколем в 8 метров заканчивается нижняя часть, фигурами священных животных слонов и львов он опоясан со всех сторон. Фигуры охраняют и в то же время поддерживают храм.

Первоначальной причиной, по которой это достаточно удаленное место стало центром такой активной религиозной и художественной деятельности, стал оживленный караванный путь, который пролегал здесь, соединяя цветущие города на севере и порты западного побережья. Прибыль от выгодной торговли поступала на строительство святилищ этого выдалбливаемого в камне на протяжении пятисот лет комплекса, начатого в середине 6 в. н. э., примерно в то же самое время, когда была покинута Аджанта, расположенная в 100 км на северо-восток. Это был период заката буддийской эры в центральной Индии: к концу 7 в. снова начался подъем индуизма. Возрождение брахманизма набирало силу в течение трех последующих веков при покровительстве королей Чалукья (Chalukya) и Раштракута (Rashtrakuta) - двух могущественных династий, благодаря которым была выполнена большая часть работ в Эллоре, включая создание храма Кайлаша в 8 в. Третья и последняя стадия взлета строительной деятельности на этой территории пришлась на конец первого тысячелетия новой эры, когда местные правители обратились от шиваизма к джайнизму направления дигамбара. Небольшая кучка менее выдающихся пещер на севере от основной группы стоит как напоминание об этой эпохе.

В отличие от уединенно расположенной Аджанты, Эллора не избежала последствий фанатической борьбы с другими религиями, сопровождающей пришествие к власти мусульман в 13 в. Худшие крайности предпринимались во время правления Аурангзеба, который в припадке благочестия приказал систематически разрушать “языческих идолов”. Хотя Эллора и поныне носит шрамы того времени, большая часть ее скульптуры осталась чудесным образом нетронутой. Тот факт, что пещеры были вырублены в твердых скалах, вне зоны воздействия муссонных ливней, определил их сохранность в замечательно хорошем состоянии.

Все пещеры пронумерованы, приблизительно согласно хронологии их создания. Номера от 1 до 12 в южной части комплекса являются самыми старыми и датируются начиная от буддийской эры Ваджрайяна (Vajrayana) (500-750 гг. н. э.). Индуистские пещеры под номерами от 17 до 29 строились одновременно с более поздними буддийскими и датируются периодом между 600 и 870 гг. новой эры. Расположенные далее на север джайнские пещеры - номера от 30 до 34 - выдалбливались с 800 г. нашей эры до конца 11 в. Из-за наклонного характера склона холма, большая часть входов в пещеры отодвинуто от уровня земной поверхности и находится позади открытых двориков и больших веранд с колоннами, или портиков. Вход во все пещеры, кроме храма Кайлаша, бесплатный.

Чтобы сначала увидеть самые старые пещеры, поверните направо от автомобильной парковки, куда прибывают автобусы, и идите вдоль главной дорожки к Пещере 1. Отсюда постепенно продвигайтесь далее на север, не поддаваясь соблазну пойти к Пещере 16 - храму Кайлаша, осмотр которого лучше оставить на потом, когда в конце дня уедут все туристические группы, а длинные тени, отбрасываемые заходящим солнцем, оживят его поразительную каменную скульптуру.

Искусственные пещеры в скалах, разбросанные по вулканическим холмам северо-западного Декана, входят в число самых удивительных религиозных монументов Азии, если не всего мира. Варьируя от крошечных монашеских келий до колоссальных, тщательно выполненных храмов, они замечательны тем, что были вырублены вручную в твердом камне. Ранние пещеры 3 в. до н. э., похоже, являлись временными убежищами буддийских монахов, когда проливные муссонные дожди прерывали их странствия. Они копировали более ранние деревянные постройки и финансировались купцами, для которых бескастовая новая вера явилась привлекательной альтернативой старому, дискриминационному социальному порядку. Постепенно, вдохновленные примером императора Ашоки Маурья, местные правящие династии также стали обращаться в буддизм. Под их покровительством, в течение 2 в. до н. э., в Карли, Бхадже и Аджанте были созданы первые крупные пещерные монастыри.

В это время в Индии преобладала аскетичная буддийстская школа тхеравада. Закрытые монашеские общины мало взаимодействовали с внешним миром. Пещеры, созданные в эту эпоху, представляли собой в основном простые “молитвенные залы” (chaityas) - длинные, прямоугольные апсидальные палаты с цилиндрическими сводчатыми крышами и двумя низкими проходами с колоннами, мягко изгибающимися вокруг задней части монолитной ступы. Будучи символами просветления Будды, эти полусферические могильные курганы являлись главными центрами поклонения и медитации, вокруг которых общины монахов совершали свои ритуальные обходы.

Методы, используемые при создании пещер, мало изменились на протяжении веков. Вначале на переднюю часть скалы наносили основные размеры декоративного фасада. Затем группы каменщиков вырубали грубую дыру (которая впоследствии становилась элегантным окном чайтьи в форме подковы), через которую они врезались дальше в глубину скалы. По мере того, как рабочие добирались до уровня пола, используя при этом тяжелые железные кирки, они оставляли куски нетронутой скалы, которые искусные скульпторы затем превращали в колонны, молитвенные фризы и ступы.

К 4 в. н. э. школа Хинайяна стала уступать место более склонной к роскоши школе махаяны, или “Великой Колесницы”. Больший акцент этой школы на постоянно увеличивающийся пантеон божеств и бодхисаттв (милостивых святых, которые откладывали собственное достижение Нирваны, чтобы помогать человечеству в его продвижении к Просветлению) выразился и в изменении архитектурных стилей. Чайтьи были вытеснены богато украшенными монастырскими залами, или вихарами, в которых монахи и жили, и молились, а изображение Будды приобрело большую значимость. Заняв место, где раньше в конце зала стояла ступа, вокруг которого совершались ритуальные обходы, появилось колоссальное изображение, которое несло в себе 32 характеристики (lakshanas), включая длинные висящие мочки ушей, выпуклый череп, завитки волос, отличающие Будду от других существ. Искусство Махайяны достигло пика в конце буддийской эпохи. Создание обширного каталога тем и образов, содержащихся в древних рукописях, таких как джатаки (легенды о предыдущих воплощениях Будды), а также представленных на изумительных, вызывающих чувство благоговения образцах настенной живописи в Аджанте, возможно, частично объяснялось попыткой подогреть интерес к вере, которая к тому времени уже начала угасать в этом регионе.

Стремление буддизма соревноваться с возрождающимся индуизмом, сформировавшееся в 6 в., в конце концов привело к созданию внутри Махаяны нового, более эзотерического религиозного движения. Направление Ваджрайана, или “Громовая Колесница”, подчеркивая и утверждая творческий принцип женского начала, шакти; в тайных ритуалах тут использовались заклинания и магические формулы. Однако, в конечном итоге, такие модификации оказались в Индии бессильными перед лицом возрожденной притягательности брахманизма.

Последующий перенос королевского и народного покровительства на новую веру лучше всего очевиден на примере Эллоры, где на протяжении 8 в. многие из старых вихар были переделаны в храмы, а в их святилищах водворились отполированные шивалинги вместо ступ или статуй Будды. Индуистская пещерная архитектура, с ее тяготением к драматической мифологической скульптуре, получила свое высшее выражение в 10 в., когда был создан величественный храм Кайлаша - гигантская копия сооружений на поверхности земли, которые уже стали заменять вырубленные в скалах пещеры. Именно индуизм вынес главный удар фанатического средневекового преследования других религий исламом, воцарившимся в Декане, а буддизм к тому времени уже давно переместился в сравнительно безопасные Гималаи, где процветает и поныне.

Буддийские пещеры расположены по бокам пологой выемки в склоне утеса Чамадири. Все, кроме Пещеры 10, являются вихарами, или монастырскими залами, которые монахи первоначально использовали для обучения, медитации в уединении и общих молитв, а также для таких мирских занятий, как еда и сон. По мере того, как вы будете по ним проходить, залы будут постепенно становиться все более впечатляющими по размеру и стилю. Ученые приписывают это подъему индуизма и необходимости соперничества в стремлении добиваться покровительства властителей с более успешно настраивающими на благоговейный лад шиваитскими пещерными храмами, которые выкапывались так близко по-соседству.

Пещеры от 1 до 5

Пещера 1, которая, возможно, являлась зернохранилищем, так как ее самый большой зал представляет собой простую, лишенную украшений вихару, в которой размещаются восемь маленьких келий и почти нет никакой скульптуры. В гораздо более впечатляющей Пещере 2, большую центральную палату поддерживают двенадцать массивных колонн с квадратными основаниями, а вдоль боковых стен восседают статуи Будды. По бокам ведущего в алтарное помещение входа возвышаются фигуры двух гигантских дварапала, или стражников ворот: необычно мускулистого Падмапани, бодхисаттвы сострадания с лотосом в руке, слева, и богато украшенного драгоценностями Майтрейи, “Будды Грядущего”, справа. Обоих сопровождают супруги. Внутри самого святилища на троне в виде льва восседает величественный Будда, который выглядит более сильным и решительным по сравнению со своими безмятежными предшественниками в Аджанте. Пещеры 3 и 4, которые немного старше и схожи по дизайну с Пещерой 2, находятся в довольно плохом состоянии.

Известная под названием “Махарвада” (потому что во время муссонных дождей в ней укрывалось местное племя махаров), Пещера 5 представляет собой самую большую в Эллоре одноэтажную вихару. Ее огромный, 36 м длиной, прямоугольный зал для собраний, говорят, использовался монахами в качестве трапезной, в ней протянулись два ряда скамей, вырубленных в камене. В дальнем конце зала, вход в центральное святилище охраняют две прекрасных статуи бодхисаттв - Падмапани и Ваджрапани (“Держателя Грома”). Внутри восседает Будда, на этот раз на возвышении; его правая рука касается земли делая жест, указывающий на “Чудо Тысячи Будд”, которое Учитель совершил, чтобы смутить группу еретиков.

Следующие четыре пещеры были вырыты приблизительно в одно время в 7 в. и являются всего лишь повторением своих предшественников. На стенах вестибюля в дальнем конце центрального зала в Пещере 6 находятся самые знаменитые и прекрасно выполненные статуи. Тара, супруга бодхисаттвы Авалокитешвары, стоит слева, с выразительным, дружелюбным лицом. На противоположной стороне расположилась буддийская богиня учения Махамаюри (Mahamayuri), изображенная с символом в виде павлина, перед ней за столом сидит прилежный ученик. Очевидна параллель между Махаюри и соответствующей ей индуистской богиней знания и мудрости Сарасвати (мифологическим средством передвижения последней, правда, был гусь), которая наглядно показывает, до какой степени индийский буддизм 7 в. заимствовал элементы соперничающей с ним религии в попытке возродить свою собственную ослабевшую популярность.

Пещеры 10, 11 и 12

Вырытая в начале 8 в. Пещера 10 является одним из последних и наиболее величественных залов чайтья в пещерах Декана. Слева от ее большой веранды начинаются ступеньки, поднимающиеся к верхнему балкону, откуда на внутренний балкон ведет тройной проход, с летящими всадниками, небесными нимфами и фризом, украшенным игривыми карликами. Отсюда открывается прекрасный вид на зал с его восьмиугольными колоннами и сводчатой крышей. От каменных “стропил”, вырезанных на потолке, имитаций балок, которые присутствовали в более ранних деревянных сооружениях, происходит популярное название этой пещеры - «Сутар Джхопади» - “Мастерская Плотника”. В дальнем конце зала на троне, перед воздвигнутой по обету ступой, восседает Будда - эта группа представляет собой центральное место поклонения.

Несмотря на открытие в 1876 г. ее прежде скрытого подземного этажа, Пещеру 11 по-прежнему называют «Дхо Тал», или “двухярусной” пещерой. Ее верхний этаж представляет собой длинный колонный зал для собраний со святилищем Будды, а изображения на его задней стене Дурги и Ганеши, сына Шивы с головой слона, свидетельствуют о том, что пещера была переделана в индуистский храм после того, как была покинута буддистами.

Соседняя пещера 12 - «Тин Тал», или “трехярусная” - является еще одной трехярусной вихарой, вход в которую ведет через большой открытый дворик. И снова главные достопримечательности находятся на верхнем этаже, который некогда использовался для обучения и медитации. По бокам алтарного помещения в конце зала, вдоль стен которого расположились пять больших фигур бодхисаттв, стоят статуи пяти Будд, каждая из которых изображает одно из его предыдущих воплощений Учителя. Фигуры слева показаны в состоянии глубокой медитации, а справа - снова в положении “Чудо Тысячи Будд”.

Семнадцать индуистских пещер Эллоры группируются вокруг середины утеса, где расположен величественный храм Кайлаша. Вырубленные в начале периода возрождения брахманизма в Декане, во время относительной стабильности, пещерные храмы полны ощущения жизни, которого их сдержанные буддийские предшественники были лишены. Здесь уже нет рядов большеглазых, с мягким выражением лиц Будд и бодхисаттв. Вместо них вдоль стен тянутся огромные барельефы, изображающие динамические сцены из индуистских преданий. Большинство из них связано с именем Шивы, богом разрушения и возрождения (и главным божеством всех индуистских пещер комплекса), хотя вы также встретите многочисленные образы Вишну, хранителя Вселенной, и его многочисленных воплощений.

Снова и снова повторяются те же самые картины, что дало ремесленникам Эллоры прекрасную возможность оттачивать свою технику веками, венцом и величайшим достижением которой стал храм Кайлаша (Пещера 16). Описанный отдельно храм является достопримечательностью, которую надо непременно посетить находясь в Эллоре. Однако вы сможете лучше оценить его прекрасную скульптуру, если сначала осмотрите более ранние индуистские пещеры. Если у вас не слишком много времени, то учтите, что номера 14 и 15, расположенные прямо на юге, являются самыми интересными в группе.

Датируемая началом 7 в., одна из последних пещер раннего периода - Пещера 14 - являлась буддийской вихарой, переделанной в индуистский храм. Ее план похож на Пещеру 8 с алтарным помещением, отделенным от задней стены и окруженным круговым проходом. Вход в святилище охраняют две внушительные статуи речных богинь - Ганги и Ямуны, а в алькове позади и справа, семь богинь плодородия «Сапта Матрика» качают на коленях упитанных младенцев. Сын Шивы - Ганеша с головой слона - восседает справа от них рядом с двумя ужасающими образами Калы и Кали, богинь смерти. Прекрасные фризы украшают длинные стены пещеры. Начиная с передней части, на фризах слева (если стоять лицом к алтарю) изображена Дурга, умерщвляющая демона-буйвола Махишу; Лакшми, богиня богатства, восседает на троне из лотоса, а ее прислужники-слоны поливают ее водой из хоботов; Вишну в образе кабана Варахи, спасающий богиню земли Притхви от потопа; и наконец Вишну со своими женами. Панели на противоположной стене посвящены исключительно Шиве. На второй спереди изображено, как он играет в кости со своей женой Парвати; затем он исполняет танец творения Вселенной в образе - Натараджи; а на четвертом фризе - беспечно игнорирует тщетные попытки демона Раваны сбросить его с супругой с их земного жилища - Горы Кайласа.

Подобно соседней пещере, двухэтажная Пещера 15, ко входу в которую ведет длинная лестница, начала свое существование в качестве буддистской вихары, но была занята индусами и превратилась в святилище Шивы. Можно пропустить в целом не особенно интересный первый этаж и сразу подняться вверх, где находится несколько образцов самой величественной скульптуры Эллоры. Название пещеры - «Дас Аватара» («Десять Аватаров») - происходит от ряда панелей, расположенной вдоль правой стены, на которых представлены пять из десяти воплощений - аватар - Вишну. На ближайшей ко входу панели Вишну показан в своем четвертом образе Человека-Льва - Нарасимхи, который он принял, чтобы уничтожить демона, которого не мог убить “ни человек, ни зверь, ни днем, ни ночью, ни внутри дворца, ни снаружи” (Вишну одолел его, затаившись на рассвете на пороге дворца). Обратите на безмятежное выражение лица демона перед смертью, который уверен и спокоен, так как знает, что, будучи убитым богом, получит спасение. На втором от входа фризе Хранитель изображен в воплощении спящего “Первобытного Мечтателя”, возлежащего на кольцах Ананды - космического змея Бесконечности. Из его пупка вот-вот вырастет побег цветка лотоса, а из него выйдет Брахма и начнет творение мира.

На резной панели в углублении справа от вестибюля изображен Шива, появляющийся из лингама. Его соперники - Брахма и Вишну, стоят перед его видением униженно и просяще, символизируя преобладание в этом регионе шиваизма. И наконец, в середине левой стены помещения, если стоять лицом к святилищу, самая элегантная скульптура пещеры изображает Шиву в образе Натараджи, застывшего в танцевальной позе.

Пещеры от 17 до 29

Только три индуистских пещеры из всех расположенных на склоне холма на севере от храма Кайлаша достойны осмотра. Пещера 21 - «Рамешвара» (Ramesvara) - была создана в конце 6 в. Полагают, что она самая старая индуистская пещера в Эллоре, в ней находятся несколько изумительно выполненных образцов скульптуры, в том числе пара прекрасных речных богинь по бокам веранды, две чудесных статуи стражей-привратников и несколько чувственных любовных пар (mithunas), украшающих стены балкона. Обратите внимание также на великолепную панель с изображением Шивы и Парвати. В Пещере 25, расположенной подальше, находится поразительный образ Бога Солнца - Сурьи, погоняющего свою колесницу навстречу рассвету.

Отсюда тропа ведет мимо еще двух пещер, а затем резко спускается по поверхности крутой скалы к ее подножию, где расположено маленькое речное ущелье. Пересекая сезонную речку с водопадом, тропинка поднимается вверх по другой стороне расщелины и приводит к Пещере 29 - «Дхумар Лена» (Dhumar Lena). Эту датируемую концом 6 в. пещеру отличает необычный наземный план в виде креста, похожий на пещеру Элефанта в Мумбайской гавани. Три ее лестницы охраняют пары вздыбленных львов, а стены внутри украшены огромными фризами. Слева от входа Шива пронзает демона Андхаку (Andhaka); на соседней панели он отражает попытки многорукого Раваны стряхнуть его и Парвати с вершины горы Кайлаша (обратите внимание на толстощекого карлика, дразнящего злого демона). На южной стороне изображена сцены игры в кости, на которой Шива поддразнивает Парвати, удерживая ее руку, когда она готовится к броску.

Храм Кайлаш (Пещера 16)

Пещера 16, колоссальный храм Кайлаша (ежедневно с 6.00 до 18.00; 5 рупий) является шедевром Эллоры. В данном случае термин “пещера” оказывается ошибочным. Хотя храм, как и все пещеры, был вырублен в твердой скале, он поразительно похож на обычные сооружения на поверхности земли - в Паттадакале и Канчипураме в Южной Индии, по образцу которых он и был построен. Полагают, что этот монолит был задуман правителем Раштракуты Кришной I (756 - 773 гг.). Прошла, однако, сотня лет и сменилось четыре поколения королей, архитекторов и ремесленников, пока этот проект не был закончен. Поднимитесь вверх по дорожке, ведущей вдоль выступа северной скалы комплекса, к площадке над приземистой главной башней и вы поймете, почему.

Одни только размеры сооружения потрясают. Работы начались с выкапывания трех глубоких траншей в верхней части холма с использованием кирк, мотыг и кусков дерева, которые, намоченные в воде и вставленные в узкие трещины, расширялись и крошили базальт. Когда таким образом выделился огромный кусок необработанной скалы, к работе приступили королевские скульпторы. Оценивают, что в общей сложности четверть миллиона тонн осколков и крошки было вырублено из склона холма, импровизировать или ошибаться при этом было нельзя. Храм был задуман как гигантсткая копия гималайского жилища Шивы и Парвати - пирамидальной Горы Кайлаш (Кайласа) - тибетского пика, который, говорят, является “божественной осью” между небом и землей. Сегодня практически весь толстый слой белой известковой штукатурки, которая придавала храму вид снежной вершины горы, отвалился, обнажив тщательно обработанные поверхности серо-коричневого камня. В задней части башни эти выступы подвергались воздействиям столетий эрозии и выцвели и расплылись, как если бы от жестокого Деканского зноя гигантская скульптура медленно таяла.

Главный вход в храм ведет через высокую каменную перегородку, которая призвана разграничивать переход от мирского к царству священного. Пройдя между двумя охраняющими вход речными богинями Гангой и Ямуной, вы оказываетесь в узком проходе, который открывается в главный передний двор, напротив панели с изображением Лакшми - Богини Богатства - которую поливает душем пара слонов - эта сцена известна индусам под названием “Гаджалакшми”. Обычай требует, чтобы паломники обходили вокруг Горы Кайлаш по часовой стрелке, поэтому спуститесь по ступенькам слева и идите через переднюю часть внутреннего дворика к ближайшему углу.

С вершины бетонной лестницы в углу видны все три основные секции комплекса. Первая - вход со статуей буйвола Нанди - транспортного средства Шивы, лежащего перед алтарем; следующая - замысловато украшенные, углубленные в камень стены главного зала для собраний, или мандапы, на которой все еще сохранились следы цветной штукатурки, первоначально покрывавшей всю внутреннюю часть сооружения; и наконец, само святилище с короткой и толстой 29-метровой пирамидальной башней, или шикхарой (которую лучше всего рассматривать сверху). Эти три компонента покоятся на соответствующих размеров приподнятой платформе, которую поддерживают дюжины собирающих лотосы слонов. Кроме того, что он символизирует священную гору Шивы, храм изображает также гигантскую колесницу. Трансепты, выступающие сбоку главного зала, являются ее колесами, святилище Нанди - хомутом, а два слона без хоботов в натуральную величину в передней части внутреннего двора (изуродованные мародерствующими мусульманами) - тягловыми животными.

Большинство основных достопримечательностей самого храма ограничивается его боковыми стенами, которые покрыты выразительной скульптурой. На расположенной вдоль ведущей к северной части мандапы лестницы длинной панели живо изображены сцены из Махабхараты. На ней можно увидеть некоторые эпизоды из жизни Кришны, включая тот, который представлен в нижнем правом углу, с младенцем-богом, сосущим отравленную грудь кормилицы, присланной его злым дядей, чтобы убить его. Кришна выжил, но яд окрасил его кожу в характерный синий цвет. Если продолжать осмотр храма по часовой стрелке, вы увидите, что большинство панелей нижних секций храма посвящены Шиве. В южной части мандапы, в алькове, вырезанном из наиболее выдающейся ее части, вы найдете барельеф, который общепризнанно считается самым прекрасным образцом скульптуры комплекса. На нем показано, как Шиву и Парвати беспокоит многоголовый демон Равана, который был заключен внутри священной горы и сейчас раскачивает стены своей тюрьмы своими многочисленными руками. Шива собирается утвердить свое главенство, успокоив землетрясение движением большого пальца ноги. Парвати, между тем, беззаботно наблюдает за ним, опершись на локоть, в то время как одна из ее служанок в панике убегает.

В этом месте сделайте небольшой крюк и поднимитесь по лестнице в нижнем (юго-западном) углу внутреннего двора в “Зал Жертв” с его поразительным фризом с изображнением семи богинь-матерей, Сапта Матрика, и их ужасающих спутниц Калы и Кали (представленных стоящими поверх горы трупов), или направляйтесь прямо по ступенькам главного зала для собраний, мимо энергичных батальных сцен эффектного фриза Рамаяны, в алтарную комнату. Зал для собраний с шестнадцатью колоннами окутан мрачным полусветом, который призван сфокусировать внимание молящихся на присутствии внутри божества. С помощью портативного электрического фонарика чоукидар осветит фрагменты росписи потолка, где Шива в образе Натараджи исполняет танец рождения Вселенной, а также представлены многочисленные эротические пары митхуна. Само святилище уже не является больше действующим алтарем, хотя в нем до сих пор находится большой каменный лингам, установленный на пьедестале йони, символизируя двойственный аспект воспроизводящей энергии Шивы.

Замечательно то, что по прошествии стольких лет, на нашей земле запечатлелись навеки культурные, исторические и архитектурные наследия планеты. И одно из них - это пещеры Эллоры. Пещеры и храмы Эллоры внесены в список ЮНЕСКО, как памятники, являющиеся всемирным достоянием человечества.

один из вопросов, который мне интересен таков: тут наверняка жило или приходило сюда множество народа. А как тут были устроены водопроводы? Да хотя бы та же самая Канализация топас там. - как? Казалось бы обыденное дело, но это же надо как то организовывать!

Обязательно посетите виртуальную экскурсию по храму. Нажимайте на картинку ниже...