Беллини произведения. История жизни. Жизненные перипетии Винченцо Беллини

Биография
3 ноября 1801 года в Катании (Сицилия) в семье музыканта Розарио Беллини родился сын Винченцо. Ему было шесть лет, когда он сочинил свой «опус номер один». Мальчик занимался музыкой под руководством деда - Винченцо Тобиа, поскольку для серьезного обучения семья Беллини не имела средств. Однако Винченцо повезло - у него нашлась покровительница - герцогиня Элеоноре Саммартино.
Герцогиня обратилась с настойчивой просьбой к мужу, и тот порекомендовал Винченцо подать ему, губернатору провинции Катания, прошение о предоставлении стипендии, дабы помочь семье Беллини в расходах, необходимых для обучения их сына в Неаполитанской консерватории. То, чего не удавалось добиться в течение многих лет, решилось в несколько дней. В июне 1819 года Беллини был зачислен в консерваторию.
Через год состоялся экзамен, которого все ждали со страхом он должен был решить судьбу каждого из учеников - кто из них будет оставлен в Колледже, а кого отчислят. Испытание Винченцо выдержал блестяще и в качестве вознаграждения за успехи получил право продолжать учебу бесплатно. Это была первая победа Беллини.
Беллини поначалу занимался гармонией в классе маэстро Фурно. Но в начале 1821 года он перешел в класс Джакомо Тритто. И, наконец, начал 1822 год в классе опытнейшего наставника Дзингарелли.
«Дзингарелли, - вспоминал друг композитора Флоримо, - был с Беллини более строг, чем с другими учениками, и всегда советовал ему создавать мелодию - гордость неаполитанской школы». Маэстро хотел как можно полнее выявить исключительные способности своего необыкновенного ученика, старался путем упражнений как можно больше развить его особенности. Применяя свою систему, маэстро заставил Беллини написать около четырехсот сольфеджио.
В конце этого же года Беллини влюбился в дочь одного из тех синьоров, дом которого посещал раз в неделю вместе с некоторыми друзьями, собиравшимися там у рояля послушать музыку. Хозяин дома был судьей.
Он любил искусство и привил эту любовь своей дочери. В двадцать лет она хорошо играла на фортепиано, пела, писала стихи и рисовала. Это была любовь с первого взгляда. Поначалу Беллини удалось завоевать расположение родителей девушки - помогли музыка и пение, а также живой характер молодого катанийца и его прекрасные манеры. Но в итоге все завершилось печально - Беллини было отказано от дома - влюбленные разлучились навсегда.
1824 год начался с хорошего предзнаменования годичный экзамен Беллини выдержал, получив звание «лучшего маэстрино среди учащихся». Тогда же он сочинил свою первую оперу.
Премьера оперы «Адельсон и Сальвини» состоялась в театре колледжа Сан-Себастиано в карнавальный сезон 1825 года.
Опера, как и надеялся Беллини, прошла с успехом. «Она вызвала у неаполитанской публики решительный фанатичный восторг», - отмечает Флоримо.
К успеху у публики добавилась высокая оценка одного весьма значительного лица. На премьере «Адельсона», явно по приглашению Дзингарелли, присутствовал Доницетти. Он горячо аплодировал после каждой сцены. Когда же занавес опустился в последний раз, маэстро пришел на сцену к Беллини «и высказал ему такие похвалы, что до слез разволновал того».
Беллини завершил в 1825 году учебу в Музыкальном колледже и вскоре получил предложение, от которого у него дух захватило, - заказ на оперу для театра «Сан-Карло». Заказ этот - награда, которой Музыкальный колледж поощрял лучших учеников.
Сюжет для либретто был взят из модной в то время драмы «Карло, герцог Агридженто», но опера называлась «Бьянка и Фернандо».
Путь, пройденный от «Адельсона» к «Бьянке», был не столь уж долгим, но неповторимое беллиниевское своеобразие уже проявилось в характере музыки - «мягкой, нежной, ласковой, печальной, обладавшей к тому же своим секретом - способностью пленять сразу же, непосредственно, а не с помощью каких-то особых ухищрений... » Должно быть, тогда-то его учитель Дзингарелли и не удержался, сказав своим младшим ученикам «Поверьте мне, этот сицилиец заставит мир говорить о себе».
Для работы над «Пиратом», так называлась новая опера для осеннего сезона в «Ла Скала», Беллини располагал временем с мая по сентябрь 1827 года. Он работал с необычайным рвением, отлично сознавая, что от этой оперы зависит все его будущее.
Триумфальный прием, устроенный 27 октября 1827 года публикой «Ла Скала» «Пирату», стал своего рода дипломом почетного гражданства, которым Милан наградил Беллини. Миланцы считали, что крестили еще одного достойного композитора, и окончательно убедились в этом на втором представлении «Пирата».
«Красота «Пирата» раскрывается все больше и больше, по мере того, как слушаешь его снова и снова, - писала газета «И театри», - и, естественно, всё горячее становились аплодисменты, а автора вызывали на сцену, как и в первый вечер, трижды».
На открытии театра «Карло Феличе» в Генуе на приеме Беллини познакомился с одной молодой, прекрасной, приветливой синьорой с прелестными манерами. Синьора отнеслась к музыканту «с такой добротой», что он почувствовал себя покоренным. В жизнь Беллини вошла Джудитта Турина.
Светская жизнь в салонах и растущая слава не раз толкали Беллини на любовные приключения, которые он считал «поверхностными и недолгими». Но этот бурный роман, начавшийся в апреле 1828 года, длился аж до апреля 1833 года. Целые пять лет переживаний, ошибок, уверток, сцен ревности, душевных страданий (не говоря уже о финальном скандале в доме ее мужа) «украшали» эту связь, лишившую музыканта покоя, - позже он без колебания назовет всё это «адом».
16 июня 1828 года Беллини подписал контракт, по которому обязан был сочинить новую оперу для предстоящего карнавального сезона 1828- 1829 года в «Ла Скала». Совет прочитать роман Арленкура «Чужестранка» музыканту подал его преданный друг Флоримо. На этот сюжет Беллини и написал оперу.
Миланская публика ожидала «Чужестранку» также с большим нетерпением, может быть, даже с еще большим, нежели «Пирата». Такое нетерпеливое ожидание беспокоило Беллини, и он признался Флоримо «Это игральная кость, которую я слишком часто бросаю... » Он знал, что ставкой в подобной игре будет его репутация, приобретенная «Пиратом», и даже считал, что не способен больше «выдавить из себя какую-нибудь оперу после «Пирата», в Милане... »
Беллини с удовольствием сочинял эту оперу. Баркаролу, открывающую «Чужестранку», он написал за одно утро. Баркарола «очень нравится мне, - писал Беллини, - и если хор не сфальшивит, она произведет большое впечатление», тем более что «исключительно новое для Милана сценическое решение обеспечит успех... » Он имел в виду находку поэта, который разместил хористов в лодках; каждая группа поет свой куплет, и только под конец голоса сливаются в единый ансамбль.
Опера вызвала бурное обсуждение. Однако, несмотря на споры, а скорее благодаря им, «Чужестранка» продолжала идти в «Ла Скала» со все нарастающим успехом.
Во время сочинения новой оперы «Капулети и Монтекки», Беллини жил совершенно уединенно, он должен был много и упорно работать, лишь бы выполнить взятое на себя обязательство.
«Будет чудо, если я не заболею после всего этого... » - писал он синьоре Джудитге. Однако чуда не произошло. Болезнь свалила его, но композитор завершил оперу в срок.
Премьера «Капулети и Монтекки» состоялась 11 марта 1830 года. Триумф был такой, что - случай поистине редкий для прессы того времени - короткое сообщение о нем появилось в «Гадзетта привиледжата», официальном органе провинции, уже на следующий день.
И следующую оперу «Сомнамбулла» Беллини снова пришлось писать в кратчайшие сроки, но это не повлияло на качество музыки. Впервые «Сомнамбула» была показана 6 марта 1831 года. Успех был такой невероятный, что ошеломил даже журналистов. Любопытным представляется впечатление о «Сомнамбуле» М. И. Глинки. В своих «Записках» он вспоминает «В конце карнавала, наконец, явилась всеми ожидаемая «Сомнабула» Беллини. Несмотря на то, что она появилась поздно, невзирая на завистников и недоброжелателей, эта опера произвела огромный эффект. В немногие данные до закрытия театров представления Паста и Рубини, чтобы поддержать своего любимого маэстро, пели с живейшим восторгом во втором акте сами плакали и заставляли публику подражать им, так что в веселые дни карнавала видно было, как в ложах и креслах беспрестанно утирали слезы. Мы, обнявшись с Штеричем в ложе посланника, также проливали обильный ток слез умиления и восторга».
Некоторые рецензенты, говоря о последней сцене оперы, где Амина плачет над увядшими фиалками, называли ее шедевром. И подумать только, ведь Беллини чуть было не заменил эту кабалетту!
Называя эту сцену шедевром, критики видели в ней «новую форму бельканто». Доменико де Наоли, в частности, писал «Несмотря на отсутствие традиционных архитектонических принципов, несмотря на отказ от повторений, эта необыкновенной лирической красоты фраза поражает неслыханной, быть может, неповторимой в истории музыки цельностью. Каждая следующая нота возникает из предыдущей, как плод из цветка, всегда по-новому, всегда непредвиденно, иногда неожиданно, но всегда логично приводя к заключению».
Летом 1830 года Беллини заключил в Милане контракт с импресарио Кривелли, согласно которому должен был написать две оперы «без последующих обязательств». В письме от 23 июля, отправленном из Комо, Беллини сообщал, что выбор пал на «трагедию под названием «Норма, или Детоубийство» Суме, поставленную сейчас в Париже и имеющую шумный успех».
В центре событий жрица друидов, нарушившая обет безбрачия и к тому же преданная любимым человеком. Она хочет отомстить неверному и убить двоих детей, родившихся от их связи, но останавливается, обезоруженная великим чувством материнской любви, и предпочитает искупить вину, взойдя на костер вместе с тем, кто причинил ей столько зла.
Прочитав трагедию на французском языке, композитор пришел в восторг. Волнующий сюжет и яркие страсти покорили его.
Один из друзей Беллини, граф Барбо, утверждал, что музыка молитвы Нормы, которой суждено было превратиться в одну из самых ярких страниц мировой оперной классики, переписывалась восемь раз. Беллини и прежде нередко выражал неудовлетворенность сочиненной им музыкой, но при создании «Нормы» недовольство его проявлялось особенно. Композитор чувствовал, что способен написать лучше, может вложить в музыку всего себя, свою интуицию, душу, знание человеческого сердца. И в самом деле, образы героев, как главных, так и второстепенных, проявляются в опере не столько в действии, сколько в музыке.
Важнейшую роль во всей опере играет хор. В отличие от греческой трагедии, в «Норме» он включается в действие, ведя диалоги с солистами, как живой, активный персонаж, тем самым, обретая подлинную драматургическую функцию.
Репетиции оперы оказались трудными для всех певцов, ибо Беллини требовал от исполнителей полной самоотдачи. Маэстро настоял на том, чтобы провести репетицию и утром перед спектаклем, и в результате все были крайне изнурены.
Итогом такой огромной подготовительной работы было «фиаско, торжественное фиаско». Эти слова употребил Беллини, сообщая в тот же вечер, 26 декабря, об исходе первого представления «Нормы». Однако Беллини не уехал тотчас же, как написал Флоримо, а остался в Милане до Нового года, задержавшись, видимо, по совету друзей или втайне надеясь, что на последующих спектаклях «Норму» ждет лучшая участь. Так и случилось. 27 декабря, то есть спустя сутки, миланская публика аплодировала даже тем сценам, которым накануне вечером выразила свое неодобрение. С этого вечера «Норма» Беллини начала свое триумфальное шествие по музыкальным театрам мира. В первом сезоне прошло 39 представлений оперы.
Беллини мог спокойно отправляться в Неаполь и на Сицилию, чтобы обнять близких. Теперь он был вправе назвать «Норму» «своей лучшей оперой».
16 марта 1833 года состоялась премьера очередной оперы Беллини «Беатриче ди Тенда» в театре «Ла Фениче» в Венеции. Опера успеха не имела. В конце марта Беллини покинул Венецию, он отправился в Лондон, где присутствовал при триумфе своих опер «Пират» и «Норма» в лондонском «Кинге-театре». В августе того же года Беллини прибыл в Париж.
Здесь ему предложили контракт на оперу для Итальянского театра. В апреле 1834 года из множества разных сюжетов Беллини выбрал историческую драму Ансело, в которой рассказывалось об одном из эпизодов гражданской войны в Англии между пуританами, приверженцами Кромвеля, и сторонниками короля Карла Стюарта. Опера «Пуритане» - стала последним даром зрителям Беллини.
Вечером 24 января 1835 года, когда «Пуритане» были впервые показаны публике, Беллини довелось испытать новое и еще более сильное волнение. Композитор признался, что и на него самого опера подействовала как-то по-новому «Она прозвучала для меня почти неожиданно», - признается маэстро. И конечно, вновь вызвала неудержимый восторг зала. «Я и не думал, что она взволнует, и сразу же, этих французов, которые плохо понимают итальянский язык... - сообщал он дяде Ферлито, - но в тот вечер мне показалось, что я нахожусь не в Париже, а в Милане или на Сицилии».
Аплодисменты раздавались после каждого номера оперы. Очень горячо аплодировали первому акту и всему третьему, но больше всего оваций вспыхивало во втором акте, и репортерам пришлось отмечать факты, совершенно необычные прежде для парижских театров. Публику «заставили плакать» во время сцены сумасшествия Эльвиры.
Королева Франции Мария-Амелия уведомила Беллини, что приедет на второе представление оперы. Король Луи-Филипп по совету министра Тьера повелел наградить молодого музыканта Рыцарским крестом ордена Почетного легиона в честь его заслуг. Так завершился этот счастливый период творческой жизни Беллини. Казалось, ничто не предвещало трагедии. Однако в начале 1835 года Беллини почувствовал недомогание и слег в постель. 23 сентября 1835 года в предместье Парижа Беллини скончался от острого воспаления кишечника, осложненного абсцессом печени.

Винченцо Беллини… одно из великих имен, которые вспоминаются в первую очередь, когда речь заходит об итальянском бельканто. Его оперы любят и исполнители, и публика – ведь в них столько прекрасных мелодий, а певцам они еще и дают возможность продемонстрировать во всей красе свой голос и вокальную технику.

О детстве Винченцо Беллини – уроженца Катании, сицилийского города – ходили легенды. Рассказывают, что в полтора года он уже пел арии… вряд ли это правда, но обстановка в семье действительно располагала к раннему проявлению таланта: отец возглавлял капеллу, а аристократические семьи нанимали его в качестве учителя музыки. Органистом и композитором был дед Винченцо, именно он стал для мальчика первым учителем. Свое первое произведение – церковный гимн «Tantum ergo» – Беллини создал в шестилетнем возрасте.

Винченцо мечтал стать композитором, как отец и дед, но для этого недостаточно домашнего обучения – необходимо консерваторское образование, а денег на него нет. К счастью, нашлась покровительница в лице герцогини Элеоноре Саммартино: ее стараниями талантливому юноше была назначена стипендия, и в 1819 г. Беллини начал учиться в Неаполитанской консерватории. Первого экзамена студенты ждали со страхом – по его результатам многих отчисляли, однако Беллини не только остался в консерватории, но и получил право учиться бесплатно.

Беллини обучался у Фурно, затем у Тритто и, наконец, у Дзингарелли. Последний был к нему несравненно более строг, чем к иным ученикам, поскольку сразу оценил талант молодого человека: «Этот сицилиец заставит мир говорить о себе», – утверждал он.

В годы учения Беллини пережил любовную драму. Предметом его любви стала дочь богатого синьора, в доме которого часто собирались любители музыки. Девушка – как и ее отец – прекрасно пела и играла на фортепиано, занималась живописью, писала стихи. Поначалу ее родители благосклонно относились к талантливому молодому композитору, но, заметив взаимную симпатию между ним и их дочерью, отказали молодому человеку от дома.

Но если личная жизнь Беллини была отмечена разочарованием, то профессиональная складывалась определенно удачно. Правда, он получил выговор за участие в движении карбонариев, но успехам в учебе это не помешало: в 1824 г. по результатам экзамена он удостаивается звания «лучшего маэстрино среди учащихся». Это давало право преподавать студентам младших курсов, жить в отдельной комнате, а главное – бесплатно посещать оперный театр. Особое впечатление произвела на молодого человека « » , и вскоре после знакомства с нею он создает первую свою оперу – «Адельсон и Сальвини». В следующем году – во время карнавального сезона – произведение с большим успехом было представлено в театре колледжа Сан-Себастиано. Среди восторженных зрителей был сам , чье одобрение много значило для Беллини.

После завершения учебы Беллини получает заказ от театра Сан-Карло и создает оперу «Бьянка и Фернандо». Уже в этом произведении проявились черты, которые станут «визитной карточкой» его стиля: нежность, лиричность мелодий, таких непосредственных и пленительных. На премьере присутствовал король, в таких случаях – по традиции – аплодисменты запрещались, но в данном случае монарх сам нарушил это правило, так силен был восторг, и испытал его не только король. Столь же триумфальным был успех следующей оперы – « », созданной Беллини для «Ла Скала». Эта опера стала первым произведением, созданным Беллини совместно с либреттистом Феличе Романи, с которым он сотрудничал еще не раз.

С 1827 по 1833 Беллини жил в Милане. В эти годы им создано немало опер, в том числе «Чужестранка», «Капулетти и Монтекки». Композитор поражает публику не только красотой мелодий, но и новаторством – например, в тех моментах, когда можно было бы ожидать речитатива, в его операх появляются ариозо. Планировал он создать оперу по драме Виктора Гюго «Эрнани», но отказался от столь опасного сюжета в пользу другого – более легкого и лиричного. Так родилась « » – единственная у Беллини опера-семисериа («полусерьезная»). Следует заметить, что, в отличие от многих итальянских композиторов-современников, Беллини не работал в жанре оперы-буффа, его стихией была лирика и трагедийность. Такой была и созданная в 1831 г. « », справедливо считающаяся вершиной его творчества. Ария заглавной героини Casta diva стала одним из самых совершенных образцов бельканто. Композитор, создавая ее, осознавал, насколько она сложна, и даже был готов исключить арию, если того пожелает Джудитта Паста – певица, для которой предназначалась партия Нормы. К счастью, трудности исполнительницу не испугали.

Последней оперой, созданной Беллини в сотрудничестве с Романи, стала «Беатриче де Тенда». Работа над нею была омрачена конфликтом композитора с либреттистом, не представившим либретто в срок. Успеха опера не имела.

В 1834 г. композитор посетил Лондон и Париж. В британской столице его оперы были приняты без особого восторга, но в Париже все сложилось удачно: Беллини заключил с Итальянским театром контракт на создание оперы. Так родилась опера « ». Премьера ее в 1835 г. стал истинным триумфом композитора, он даже удостоился Ордена Почетного легиона.

В Катании, где родился Винченцо Беллини, его имя носит оперный театр.

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено

Италии является Винченцо Беллини. С самых малых лет будущий композитор поражал окружающих своим музыкальным талантом. Значительную роль в творчестве Беллини сыграло близкое сотрудничество с поэтом Ромни, который был оперным маэстро. Их профессиональный тандем оказался достаточно плодотворным. Благодаря стараниям двух гениев мир услышал естественные и легкие вокальные произведения, которые и сегодня вызывают восхищение у многих оперных критиков.

Все музыкальные произведения, созданные Винченцо Беллини, наполнены внутренним лиризмом и потрясающей музыкальной гармонией, которая запоминается даже далеким от музыки людям. Любопытно, что Беллини никогда не отдавал предпочтение итальянскому оперному buffa, наполняя свои произведения внутренним драматизмом. С профессиональной точки зрения его произведения далеки от идеала, но за мелодичность и адаптированность к возможностям человеческого голоса, а , за гармоничность его творения снискали любовь И. В. Гее, Т. Шевченко, Ф. Шопена, Т. Грановского, Н. Станкевича.

За всю свою профессиональную деятельность Беллини смог написать одиннадцать оперных произведений. Современники отмечали, что, несмотря на безусловный талант, каждое произведение рождалось в муках и отнимало много сил маэстро.

В 1825 году было написано произведение - «Адельсон и Сальвини», после чего через год вышло творение - «Бянка и Джернандо». Далее в 1827 году появилась творческая работа под названием «Пират». В первый месяц появления произведения на сцене, оно прошло 15 раз. И с каждым разом опера набирала все больший успех у зрителей, которые посещали каждое представление. Через два года свет увидели еще два произведения - «Чужестранка» и «Заира». Любопытно, что премьера «Заира», которая прошла в Пармском театре, не смогла вызвать восхищения у зрителей и стала настоящим провалом. Большая часть слушателей не услышали в произведении музыку маэстро, им показалось, что оно наполнено только чувствами. Критические мнения так расстроили композитора, что он решил покинуть не только сцену театра, но и город, в котором она находилась...

Впрочем, писать Беллини не перестал, и в 1830 году на свет появились две действительно уникальные работы «Эрнани» и «Капулетти и Монтекки», последняя впервые была представлена взыскательной венецианской публике в театре Ла Фениче. Найти подходящий по архитектуре голос для исполнения партии молодого Ромео оказалось для Беллини отнюдь не просто, поэтому на сцене в образе юноши появилась Джудитта Гризи с прекрасным меццо-сопрано. Исполнение Гризи до сих пор считается едва ли не эталонным.

Самая популярная опера маэстро «Норма» и рожденная следом «Сомнабула» были созданы в 1831 году. Беллини буквально обожал «Норму», только ее считая действительно удачным своим произведением. Он часто повторял, что, случись кораблекрушение или потоп, спасать нужно только «Норму». Каждая из арий оперы представляет собой законченное и вполне самостоятельное произведение, которое отличается свойственной композитору мелодичностью.

Через год вышло творение композитора «Беатриче де Тенда», и конец произведениям положила музыкальная картина «Пуритане», созданная в 1885 году. Эти материалы не доставили удовольствия Беллини, о чем он писал в мемуарах. Он стремился повторить внутреннюю гармонию «Нормы», но, как казалось взыскательному вкусу, все было не то, все было не так.

Конечно, если брать количественный показатель произведений, то Беллини уступает многим композиторам, однако в качестве музыкального материала мало кто может сравниться с итальянским маэстро. Все вышеперечисленные оперы Беллини являются настоящими шедеврами оперного искусства, которые смогли навсегда войти в музыкальное искусство.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Итальянская опера после Россини: творчество Беллини и Доницетти

В период между последними операми Россини и первыми зна­чительными произведениями Верди Италия выдвинула двух опер­ных композиторов, завоевавших мировую известность: Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. В исторической перспективе их произведения не выдерживают сравнения ни с музыкой их велико­го предшественника, ни с творчеством гениального потомка. В опе­рах Беллини и Доницетти не было блеска, искрящейся жизнерадостности и простоты Россини. Эти композиторы не обладали и его исключительным мелодическим даром. Искусство ряда гениальных музыкантов второй половины века (Вагнера, Верди, Чайковского, Мусоргского) полностью затмило достижения Беллини и Доницет­ти в оперном театре. Но в свое время эти композиторы были очень известны. С ними связан и тот замечательный расцвет вокального исполнительства (представленный именами Малибран, Паста, Пат­ти, Гризи, Рубини, Лаблаш, Тамбурини), который так характерен для европейской культуры середины прошлого столетия.

В то же время эти два современника резко отличаются друг от друга художественной направленностью творчества.

Более оригинален и последователен Беллини. Его лучшие произведения отразили, подобно операм Россини, патриотиче­ский подъем национально-освободительного движения в Ита­лии. Следуя за парижской оперой Россини - «Вильгельмом Теллем», Беллини развил романтические элементы в итальянской муыке.

Винченцо Беллини родился в Сицилии 1 ноября 1801 года в семье потомственных музыкантов. Образование он получил в Неа­политанской консерватории. Начало его композиторской деятельно­сти совпало с кульминацией успеха Россини. Из одиннадцати опер, сочиненных Беллини, наиболее значительные («Капулетти и Монтекки», 1830, «Сомнамбула» и «Норма» - обе 1831 года - и «Пу­ритане», 1835) были созданы после россиниевского «Вильгельма Телля» и под его явным воздействием. Плодотворное влияние этой народно-поэтической оперы особенно ощутимо в последних произ­ведениях Беллини - «Норме» и «Пуританах».

В драматургии Беллини ясно вырисовываются две тесно пе­реплетающиеся линии.

Одна из них продолжает героику «Вильгельма Телля». Постановки опер Беллини в Италии часто сопровождались бур­ными патриотическими демонстрациями. Зрители усматривали в них актуальный политический смысл, и это немало способствовало их успеху. Так, в «Норме» сквозь мелодраму отчетливо вырисовы­вается тема восстания угнетенного галльского племени друидов. В «Пуританах» действие развертывается на фоне гражданской борь­бы между демократически настроенными пуританами и приверженцами монархии. Подобных патриотических сюжетов было бы достаточно, чтобы воспламенить революционно настроенную ита­льянскую публику. Однако и музыка опер Беллини отличалась романтической приподнятостью, пафосом. Композитор нашел свои самобытные интонации, соответствующие эмоциональному содер­жанию героических сцен. Массовые хоровые сцены воинственного характера поданы в его операх в декламационной манере, свойст­венной итальянским освободительным песням. Маршевые ритмы, острые пунктирные обороты часто придают его музыке суровый, волевой характер. Таковы, например, воинственный хор из третьего действия оперы «Норма», сцена призыва к восстанию и другие:

Но в творчестве Беллини есть и другая сторона, которая осо­бенно пленяла современников. Это изящный лиризм, романтиче­ская мечтательность.

Лиризм Беллини выражается преимущественно в мелодическом своеобразии его музыки. Несомненно, истоки его лежат в народ­ных итальянских песнях. И все же в нежности, меланхоличности, элегичности беллиниевских мелодий есть нечто новое. На близость интонационного склада оперных арий Беллини и многих фортепи­анных тем Шопена неоднократно обращалось внимание. В самом деле, их роднит не только характер лирической грусти, но и многие общие выразительные приемы. Характерна здесь широкая кан­тилена, противопоставляемая отдаленному гармоническому фону. Таковы, например, романс Джульетты из оперы «Капулетти и Монтекки»; знаменитая молитва «Casta diva» из «Нормы»:

Вокальный стиль Беллини отличается исключительной плавно­стью, гибкостью; фиоритуры органически включены в мелодиче­скую ткань.

В последнем произведении Беллини, написанном для Театра итальянской оперы в Париже («Пуритане»), заметно разнообра­зие музыкально-драматургических приемов. Здесь встречаются раз­витые оркестровые эпизоды, овеянные романтическим колоритом, большие хоровые сцены, подвижные и драматичные речитативы. Беллини стремился насытить итальянскую оперу большим дра­матизмом. Однако творческое развитие композитора было неожи­данно прервано его ранней кончиной. Он умер в расцвете своего таланта 23 сентября 1835 года в Париже.

После смерти Беллини, совпавшей с полным отходом Росси­ни от оперной деятельности, на итальянской сцене в продолжение почти двух десятилетий царствовал Гаэтано Доницетти (1797- 1848). Это был весьма плодовитый композитор, автор шестидесяти пяти опер различных жанров.

Творчество Доницетти пользовалось широкой популярностью. Его оперы отличались острой занимательностью, исключительной легкостью мелодики, доступностью и изяществом. Многообразие и эффективность театральных приемов, блестящая вокальная вирту­озность привлекали к ним публику из многих стран Европы.

К наиболее популярным произведениям Доницетти относятся: «Лючия ди Ламмермур» (1835) - лирико-романтическая, а по существу мелодраматическая опера; «Фаворитка» (1840) - драматическое произведение в жанре большой французской оперы; «Дон Паскуале» (1843) - блестящая итальянская opera buffa; «Дочь полка» (1840) - французская комическая опера; «Линда ди Шамуни» (1842), написанная для Вены. Доницетти с одинако­вой свободой овладевал различными национальными стилями разными жанрами.

Вместе с тем его творчество отличалось не только разнообоазием, но и стилистической пестротой. Находясь под сильным влияни­ем Россини и Беллини, Доницетти преувеличивал развлекательные черты музыки одного и мелодраматический характер опер другого Вокальная фиоритура, использованная обоими его предшественни­ками с большим чувством меры, переходила у Доницетти в вирту­озные излишества. Изящная мелодика его опер не имеет россиниевского блеска и силы, лирического обаяния Беллини. Многие об­разы трафаретны. Против идейной «легковесности» произведений Доницетти, присущего им характера бездумного наслаждения бо­ролись передовые художники Европы, стремившиеся к созданию национальных оперных школ.