«музыкальный портрет» - музыка - методические материалы - каталог статей - мбу дпо "умоц". Урок искусства "музыкальный портрет" Примеры песен которые можно назвать музыкальными портретами

Публикации раздела Музыка

Музыкальные портреты

З инаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац - настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.

Зинаида Волконская (1789–1862)

Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Государственный Эрмитаж

После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике» .

Наталия Сац (1903–1993)

Наталия Сац. Фотография: teatr-sats.ru

Наталию с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов , Константин Станиславский , Евгений Вахтангов и другие деятели искусства. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания» . Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии - и ей это удалось.

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер - и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем. Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя» .

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа - наркома внутренней торговли Израиля Вейцера - обвинили в контрреволюционной деятельности. В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.

В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе , основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Елизавета Гилельс (1919–2008)

Елизавета Гилельс и Леонид Коган. Фотография: alefmagazine.com

Елизавета Гилельс, младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе. Семья всемирно известных исполнителей была отнюдь не музыкальной: отец Григорий служил бухгалтером на сахарной фабрике, а мать Эсфирь вела домашнее хозяйство.

Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, а азам музыкального искусства ее обучал известный одесский педагог Петр Столярский. Еще подростком Гилельс заявила о себе как о вундеркинде: в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую - исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс и в Советском Союзе, и за его пределами.

Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган. Свой букет он вручил именно Елизавете Гилельс, талантом которой всегда восхищался: так состоялось знакомство будущих супругов. Правда, парой они стали не сразу. Гилельс недавно стала звездой, активно выступала и гастролировала, к тому же была старше. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя - а им был Леонид Коган, - уже Гилельс стала его большой поклонницей.

Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын - Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.

С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. Ее учениками были скрипачи Илья Калер, Александр Рождественский, Илья Груберт и другие талантливые музыканты. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебные цели (цели УД обучающихся):

Освоить знание понятия “портрет” в музыкальном произведении;

Освоить знание понятия “выразительность” и “изобразительность”;

Выработать умение определять на слух, какой музыкальный “портрет” создал композитор на примере творчества С. С. Прокофьева;

Ученик правильно воспроизводит определение понятия “портрет” в музыке;

Ученик правильно воспроизводит определение понятия “выразительность” и “изобразительность”;

Сможет на слух определить, какой портрет, образ нарисовала нам музыка.

Педагогические цели:

Обучения :

1. Oрганизовать УД обучающихся:

По освоению ими понятия “портрет” в музыке;

По освоению ими понятий “выразительность” и “изобразительность”;

По освоению ими различных выразительных средств, используемых композиторами для создания “портретов” в музыке;

По отработке умений слышать в конкретных музыкальных произведениях различные музыкальные образы героев;

2. Развития: способствовать развитию воображения и фантазии учеников при осознании ими “портретов” в музыке;

3. Воспитания: создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства на основе восприятия и анализа музыкальных и литературных образов.

Педагогические задачи.

Организовать:

  • знакомство обучающихся с определением понятия “портрет” в музыке;
  • понимание особенностей музыкального образа;
  • деятельность обучающихся по выработке умения определять на слух музыкальный образ;
  • обсуждение с обучающимися, какие чувства, эмоции, впечатления возникают у них при прослушивании определенных музыкальных произведений;
  • рефлексивную оценку результатов учебной деятельности обучающихся

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: а удио- и видеооборудование; презентация.

Ход урока

Дети входят в кабинет под музыку “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига (слайд№1 – фон)

Преподаватель Обучающиеся
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами разговор о том, как много интересного нас ждет каждый день. Давайте послушаем и споем одну замечательную мелодию... (слайд №1) Мелодия – это...?

Молодцы, ребята!

Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”.

- Добрый день!

Душа музыки (хором)

- Что за мелодия прозвучала? Слышали ли вы её раньше?

Давайте, споём на слог “ля” (фа мажор).

А теперь поём со словами: (слайд №2)

Солнышко всходит и небо светлеет.

Природа проснулась, и утро пришло

- Да, на прошлом уроке. Это “Утро” Эдварда Грига.
- Какую картину нарисовал нам композитор в этом произведении? - картину утра, нарисовал, как всходит солнце, рассвет, наступает день...
- Молодцы! Музыка, действительно может рисовать нам картины природы – это музыкальная изобразительность.

Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает?

- она изображает нам картину природы
Исполнение песни “Утро начинается” (минус на слайде №2) (текст – приложение 1 )

А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать?

Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать?

- ответы детей

О том, как музыка может изображать человека.... Рисовать его портрет

- Вы большие молодцы! Тема нашего урока сегодня так и звучит: “Портрет в музыке” (слайд №3). Очень часто в музыкальных произведениях мы как бы встречаемся с разными персонажами –

веселыми и...

озорными и...

хвастливыми и....

Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность.

Откройте учебник на странице 26-27. Внизу на стр.26 мы видим понятия “выразительность” и “изобразительность”. (То же на доске – слайд №4). Как вы поняли, что же такое “Изобразительность”? Выразительность”?

Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5)

- грустными

Спокойными

Скромными

Слушаем музыку и выбираем, какому герою она принадлежит (слайд 6).

Почему вы решили, что это именно этот персонаж?

Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете?

- ответы детей

Ответы детей

Портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий

- Правильно, ребята! (слайд №7) Сегодня мы с вами понаблюдаем, как композиторы с помощью мелодий и выразительных интонаций создают музыкальные портреты. Сейчас я вам прочту стихотворение А.Л. Барто “Болтунья” (слайд №8).

Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности?

Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9).

Почему именно эта картинка?

За счет чего? Как вы определили?

Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10)

- быстро...
Как вы думаете, зачем автор использовал в своем стихотворении скороговорку?

Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка?

Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки.

Слушаем песню “Болтунья”

- ответы детей... чтобы показать, что девочка любит поговорить

Быстрая...

Итак, смог ли композитор нарисовать нам портрет болтуньи?

При помощи чего?

- Да!

Быстрый темп, веселый характер...

- Как вам кажется, нравится ли композитору Лида?

На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11).

- Нравится!!!
- Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало “Джульетты-девочки”

Какой у неё характер? Что она делает?

Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх.

Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12)

Смотрим видео “Джульетта-девочка” (приложение 2 , 21 мин.)

Джульетта!

Озорной, она бегает

- Скажите, только одна тема прозвучала в портрете Джульетты?

Правильно. Как вы думаете, почему?

- несколько

Ответы детей.

- Давайте попробуем, слушая музыку, изобразить мимикой и движениями её настроение и действия.

Скажите, а Джульетта вам нравится?

Дети встают и пластическими движениями под музыку показывают Джульетту.

Она лёгкая, мечтательная, влюблённая

Итак, расскажите, о чем же мы сегодня с вами разговаривали? Что такое портрет в музыке? (слайд №13)

Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту.

Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14)

Домашнее задание на следующий урок

Оказывается, человек может звучать…. В нотах, музыкальных фразах, мелодиях раскрывается его характер, изображается «лицо». Известно, что портрет, написанный художником, способен передавать сущность человека, оставляя некую тайну. Каждая часть лица, каждый изгиб тела на холсте воскрешает нас как личность, при этом сохраняя что-то сокровенное.

Музыка же, как и любой другой вид искусства, воплощает в жизнь нечто прекрасное. Она передает настроение, заряжая человека позитивом. Очень часто мы ищем себя в строках песен, пытаемся уловить любую нотку и сопоставить ее со своей личностью.

А представьте эти два величайших вида искусства вместе - живопись и музыка! Портрет человека в музыке. Интересно?

Музыкальный портрет - это…

Прежде всего, это искусство, которое раскрывает Вашу душу, музыкально передает эмоции и характер человека. Это Ваше, личное, неповторимое, как и сам человек. С помощью музыкального портрета, вы рассматриваете себя с разных сторон, раскрывая все более глубокие грани вашего внутреннего мира. Мелодия, списанная фактически с вашего «я», способствует улучшению духовного состояния — с этим не поспорить! Ведь слушая определенную музыку, Вы испытываете эмоции. А если это музыка Вашей души? Приходилось ли рассматривать ее со стороны? Это неизгладимое впечатление - реальность приобретает другие очертания: любовь, красота, безграничность…

Как составляют музыкальный портрет?

Вы никогда не задумывались, что такое умиротворение? Иногда, в некоторые моменты, ты ощущаешь какое-то душевное спокойствие. Тебя ничего не волнует, ты ходишь по нескончаемым стезям, там, глубоко внутри. Когда теряются мысли, и ты погружаешься в нечто большее, что невозможно описать. Это нечто поднимается глубоко изнутри, из самых тайных комнат сердца.

Какое количество людей способны прочесть неизведанный мир?
Музыкальный портрет может создать только гений, гений души. Он может не только прочесть, но и воспроизвести это в музыку, ощутить, понять Ваше мышление, сознание, открыть волю. Воспроизвести музыку, которая играет внутри Вас.

Все полнота искусства создания музыкального портрета обитает в уникальной среде интуитивного мира. Для того чтобы создать его, композитору нужен личный контакт с человеком либо личная фотография или видеозапись. Когда собрана вся информация о человеке, музыкант записывает портрет в студии, обеспечивая мелодии качественное звучание. В практике также бывало такое, что композитор записывает музыкальный портрет в присутствие человека, о котором пишет. Но в любом случае, с личной встречей или без нее, качество не изменится. Это в любом случае будет то, что называется - музыкальное изображение внутреннего мира.

Хотите услышать, как звучит музыкальный портрет?

Музыкальный портрет имеет два вида создания:

1) Импровизация (экспромт) — это воссоздание чувств автора сразу в запись

2) Прописанная пьеса - сложная, разработанная до мелочей композиция в нотах. Подобного рода композицию впоследствии можно аранжировать. Данная мелодия имеет вид произведения, над которым нужно трудиться определенное время.

Музыкальный портрет - историческое наследие и эксклюзивный подарок

Современного человека очень тяжело удивить, не так ли? Представьте, что Вы получаете в подарок самого себя - свой внутренний мир, давно знакомые и родные Вам чувства и переживания?.. Только облеченные в язык музыки. Это не только актуально и ново для нашего мира, это кажется невероятным и невообразимым!

Заказывая музыкальный портрет, Вы можете сделать подарок любимому человеку. Ведь автор может написать музыкальный портрет лично Ваш или, например, выразить Ваши чувства к любимому человеку - изобразить его таким, каким Вы его видите! Музыкант может написать портрет о любви, о дружбе и т.д. В музыкальном портрете можно воплотить всю многогранность личности!

Узнать об услуге и заказать музыкальный портрет можно

Портрет в музыке и живописи

Цель: Осознание ребятами родства между двумя видами искусства музыкой и живописью посредством портрета.

Задачи:

  1. Познакомить с “музыкальными портретами”, созданными М.П. Мусоргским и С.С. Прокофьевым и портретами, созданными художниками И.Е. Репиным и Р.М. Волковым.
  2. Продолжить работу над развитием навыка анализа музыкального произведения и произведения изобразительного искусства.
  3. Способствовать формированию интереса к истории своего Отечества.

Вокально-хоровая работа:

  1. При разучивании музыкальных фрагментов, добиваться изображения характера героя голосом.
  2. Работать над четким произнесением текста.

Оборудование урока:

Компьютер (диск, презентация с репродукциями картин).

Структура урока

  1. Слушание: Песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.
  2. Обсуждение “музыкального портрета”.
  3. Разучивание отрывка из “Песни Варлаама”.
  4. Сопоставление “музыкального портрета” и портрета И.Репина “Протодьякон”.
  5. Разучивание отрывка из “Арии Кутузова”.
  6. Знакомство с портретом Р.М.Волкова “Кутузов”.
  7. Сопоставление двух “портретов”.
  8. Разучивание песни
  9. Вывод.

Форма работы

  1. Фронтальная
  2. Групповая

Ход урока

Учитель

Музыкальный портрет. Михаил Яворский.

Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.

Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести.

И сегодня, "рисую" портрет,
Не простая, поверьте работа,
Мне пюпитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей - только ноты.

Нотный стан будет лучше, чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.

Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.

Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой-
Все услышат в нём сердце и душу.

Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.

Продолжая тему “Можем ли мы увидеть музыку”, сегодня на уроке речь пойдет, как вы уже догадались из стихотворения, о портрете в музыке и живописи. Что такое портрет?

Учащиеся.

Портрет – это изображение донного человека.

Учитель.

И так, слушаем первый портрет.

Слушание: песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.

Учитель.

Исходя из характера музыкального произведения, что можно сказать о данном персонаже? Какими качествами он обладает?

Учащиеся.

Этот герой веселый, в нем чувствуется сила.

Повторное прослушивание.

Разучивание фрагмента.

Учитель.

Сила добрая или злая?

Учащиеся.

Сила, все-таки, злая. Музыка властная, значит и герой очень властный, в тоже время разгульный, жестокий, его все боятся.

Учитель.

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, изображая данного “героя”?

Учащиеся.

Учитель.

А интонация какой песни используется композитором для изображения данного персонажа?

Учащиеся.

Русской народной плясовой

Учитель.

Исходя из перечисленных вами средств музыкальной выразительности, как вы думаете, как выглядит этот человек внешне?

Учащиеся.

Этот человек пожилой, с бородой, взгляд злой и властный.

Показывается портрет И.Репина “Протодьякон”.

Учитель.

Давайте, подумаем, есть ли сходство нашего “музыкального героя” с человеком, изображенным на данной картине? И если есть, то, какое?

Учащиеся.

Сходство есть. Человек, изображенный на картине тоже пожилой, с бородой.

Учитель.

Ребята, а обратите внимание на взгляд этого человека. Попробуйте изобразить этот взгляд. Какой он?

Учащиеся.

Взгляд острый, хищный, злой. Брови густые, черные, вразлет, что делает взгляд тяжелым и властным. Картина, как и в музыке, в темных тонах.

Учитель.

Мы с вами сравнили два портрета – музыкальный и художественный. Музыкальный портрет принадлежит перу русского композитора М.П. Мусоргского (песня Варлаама из оперы “Борис Годунов”), второй портрет принадлежит гениальному русскому портретисту И. Репину (портрет называется “Протодьякон”). Причем эти портреты создавались независимо друг от друга.

Просмотр отрывка из оперы “Борис Годунов” (“Песня Варлаама”).

Учитель.

Ребята, а как вы думаете, почему возникли такие портреты как Варлаам, протодьякон?

Учащиеся.

Композитор и художник увидели таких людей и их изобразили.

Учитель.

Слушая “песню Варлаама” и глядя на картину “Протодьякон”, как вы думаете, как относятся художник и композитор к таким людям, одинаково или по-разному. Обоснуйте ответ.

Учащиеся.

И композитор, и художник не любят таких людей.

Учитель.

Действительно, когда Мусоргский увидел “Протодьякона” он воскликнул: “Да это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

И.Е.Репин в портрете “Протодьякона” обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

Учитель.

Скажите, а нам передалось отношение авторов к своим персонажам?

Учащиеся.

Кон

Учитель.

А в наше время вы встречались с такими портретами?

Учащиеся.

Нет.

Учитель.

А почему в наше время таких портретов не создают?

Учащиеся.

Потому, что в наше время таких людей нет. В прошлых веках таких “героев” было много. Такие священники были характерны для того времени. В наши дни таких священнослужителей нет.

Учитель.

То есть искусство отражает окружающую нас реальность.

Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним музыкальным портретом.

Слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”.

Разучивание арии.

Класс делится на три группы и получает следующие задания:

1-я группа – дает словесный портрет персонажа (внешний и “внутренний”);

2-я группа – выбирает один портрет, соответствующий данному музыкальному произведению из предложенного видеоряда, обосновывает ответ;

3-я группа – сопоставляет полученный портрет с данным музыкальным произведением.

Учащиеся обосновывают свои ответы, опираясь на средства музыкальной и художественной выразительности, используемые композитором и художником.

Учитель.

Мы с вами познакомились еще с одним портретом, прямо противоположным Варлааму. Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов”.

Кто такой Кутузов.

Учащиеся.

Полководец, победивший Наполеона в войне 1812 года.

Учитель.

Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник?

Учащиеся.

Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум.

Учитель.

А как к этому герою относятся и композитор и художник?

Учащиеся.

Они уважают его, гордятся тем, что он их соотечественник.

Учитель.

Учащиеся.

Конечно

Учитель.

К какому ранее изученному музыкальному произведению по духу близка эта ария?

Слушание или исполнение отрывка из арии .

Учащиеся.

К “Богатырской симфонии” А.П.Бородина.

Учитель.

Слушая арию и глядя на картину, можно ли назвать Кутузова богатырем. Обоснуйте ответ.

Учащиеся.

Да, потому, что он сочетает в себе все три качества – Сила, Ум, Добро.

Учитель.

А Варлаама можно назвать богатырем?

Учащиеся.

Нет, в нем есть Сила, Ум, но нет Добра.

(На доске оба портрета)

Учитель.

А почему были созданы портрет Кутузова Прокофьевым и Волковым и “Богатырская” симфония Бородина и картина Васнецова “Богатыри”?

Учащиеся.

Потому, что такие люди, герои существовали на самом деле.

Учитель.

Мы с вами сегодня разучим песню, герои которой обладают Силой, Умом, Добром. А главная их сила в дружбе. Песня из кинофильма “Гардемарины, вперед!” “Песня о дружбе”.

Разучивание песни.

Вывод:

  1. С какими портретами и их авторами мы познакомились на уроке?
  2. Как изображаются в музыке и живописи одни и те же герои?
  3. Что дает нам понять такая “родственность” между музыкой и живописью?

Михеева Маргарита Эдуардовна, учитель высшей квалификационной категории, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Урок искусства (музыка) в 5 классе III четверть.
Тема урока: Музыкальный портрет.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Задачи:

  1. обучаюшие:
    1. формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать;
    2. развитие умения сравнивать, сопоставлять;
    3. формирование навыка интеграции различных видов искусства;
    4. закрепить понятие - средства музыкальной выразительности: характер, интонация, мелодия, лад, темп, динамика, образ, форма;
    5. учить сопоставлять произведения музыки и живописи;
    6. познакомить с творчеством М.П.Мусоргского;
    7. научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;
  2. развивающие: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений;
  3. коррекционная:
    1. создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
    2. воспитательные: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.
  • словесно-индуктивный (беседа, диалог);
  • наглядно-дедуктивный (сравнение);
  • частично-поисковый (импровизация);

Оборудование: Аудио и видеооборудование. ИКТ. Портрет М.П. Мусоргского, опорные карточки, презентация POWER POINT.

Музыкальный материал:
"Баба-Яга" М.П. Мусоргский, песня "Капитан Немо" муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.

Презентация по творчеству М. Мусоргского, мультфильм "Картинки с выставки".

Форма работы: групповая, индивидуальная.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Обучающимся предлагается ассоциациативный ряд: портрет "Аленушка" Васнецов, портрет Мусоргского, фрагмент песни "Капитан Немо" муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
Обучающиеся должны сами сформулировать тему урока на основе увиденных ассоциаций.

У.: наша сегодняшняя тема "Портрет в музыке". Что такое "портрет" в изобразительном искусстве?

Д.: изображение человека в полный рост; нескольких человек изобразить, если изобразить людей до плеч – это портрет.

У.: что мы с вами можем увидеть на портрете?

Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый или бедный.

У.: а чем музыкальный портрет отличается от портрета в живописи?

Д.: Его нельзя увидеть сразу, необходимо послушать всю музыку, чтобы его увидеть в своем воображении. Он длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить каждый свое…

У.: напомните мне, с помощью каких средств выразительности художник создает свои картины?

Д: палитра, цвет, мазок, штрих и т.д.

У: а какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?

Д: динамика, темп, регистр, тембр, интонация.

У.: перед вами на доске (карточках) записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.
(Записано: форма, темп, ритм, лад, динамика, мелодия)

Д.: темп – это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя.
Лад – мажор или минор – создает настроение героя. Мажор – это обычно радостное настроение, минор – грустное, задумчивое.
Динамика – это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.
Мелодия – это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.

У.: все эти знания помогут нам понять, как же композитор создает музыкальные портреты и что ему в этом помогает.
М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.
" Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах" М.П.Мусоргский.
Мусоргский творец разных музыкальных портретов.
О таких образах - музыкальных портретах – и поговорим на нашем уроке. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?
Музыкальный портрет – это портрет характера героя. В нём неразрывно соединены выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом, только сказочным.
У нас будут две творческие группы музыкальных экспертов, которые попытаются понять образ-портрет, созданный М.П. Мусоргским.

Класс делится на две творческие группы.
Задания:

  • проследить за развитием музыки,
  • проанализировать средства музыкальной выразительности, их использование,
  • дать название образу на портрете.

Слушание: М.П.Мусоргский "Баба Яга" из цикла "Картинки с выставки".
Анализ прослушанного произведения проводят представители из двух творческих групп.

У: ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения "Баба-Яга" из фортепианного цикла "Картинки с выставки". Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?

Итог урока.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения, воображения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках.
Итог урока.

У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась "Портрет в музыке". С чьим портретом мы сегодня познакомились?

Д.: Бабы-Яги!

У.: Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения, воображения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках.

У.: А теперь – домашнее задание: 1) нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. 2)сочините песенку или частушку про Бабу-Ягу.
Рефлексия.

У: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
(Обучающимся предлагаются для заполнения листы самооценки).

У: Наш урок окончен, спасибо вам, ребята, вы очень хорошо поработали.