Братья рубинштейны. Антон григорьевич рубинштейн - гениальный пианист, музыкальный деятель и композитор Начало творческой деятельности

Меня всегда интересовало исследовать, - может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния общественной культуры и т. д. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей...
А. Рубинштейн

А. Рубинштейн - одна из центральных фигур русской музыкальной жизни второй половины XIX в. В его лице сочетались гениальный пианист, крупнейший организатор музыкальной жизни и композитор, работавший в разных жанрах и создавший ряд прекрасных произведений, сохраняющих значение и ценность до наших дней. О том, какое место деятельность и облик Рубинштейна занимали в отечественной культуре, свидетельствуют многие источники и факты. Его портреты написали B. Перов, И. Репин, И. Крамской, M. Врубель. Ему посвящено множество стихотворений - больше, чем какому-либо другому музыканту той эпохи. Он упоминается в переписке А. Герцена с Н. Огаревым. О нем с восхищением отзывались Л. Толстой и И. Тургенев...

Понять и оценить Рубинштейна-композитора невозможно в отрыве от других сторон его деятельности и, не в меньшей мере, от особенностей биографии. Он начал как многие вундеркинды середины века, совершив со своим учителем А. Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1840-43 гг. Однако весьма скоро он приобрел полную самостоятельность: из-за разорения и смерти отца младший брат Николай с матерью покинули Берлин, где мальчики занимались теорией композиции с З. Деном, и вернулись в Москву. Антон же переехал в Вену и всей своей дальнейшей карьерой обязан исключительно самому себе. Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость и твердость характера, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты остались характерными для музыканта до конца его дней.

Рубинштейн был первым русским музыкантом, слава которого была поистине всесветной: в разные годы он многократно концертировал во всех странах Европы и в США. И почти всегда он включал в программы собственные фортепианные либо дирижировал своими оркестровыми сочинениями. Но и без того рубинштейновская музыка звучала в странах Европы очень много. Так, Ф. Лист продирижировал в 1854 г. в Веймаре его оперой «Сибирские охотники», а спустя несколько лет там же - ораторией «Потерянный рай». Но основное приложение многогранное дарование и поистине гигантская энергия Рубинштейна нашли, конечно, в России. Он вошел в историю отечественной культуры как инициатор и один из основателей Русского музыкального общества - ведущей концертной организации, способствовавшей развитию регулярной концертной жизни и музыкального образования в русских городах. По его же инициативе была создана первая в стране Петербургская консерватория - он стал ее директором и профессором. В первом же выпуске его учеников был П. Чайковский. Все виды, все отрасли творческой деятельности Рубинштейна объединяются идеей просветительства. И композиторская - тоже.

Творческое наследие Рубинштейна огромно. Вероятно, он - самый плодовитый композитор во всей второй половине XIX в. Он написал 13 опер и 4 духовные оперы-оратории, 6 симфоний и ок. 10 других сочинений для оркестра, ок. 20 камерно-инструментальных ансамблей. Число фортепианных пьес превосходит 200; на тексты русских, немецких, сербских и др. поэтов создано ок. 180 романсов и вокальных ансамблей... Большая часть этих сочинений сохраняет интерес чисто исторический. «Многописание», быстрота процесса сочинения весьма вредили качеству, отделанности произведений. Нередко возникало внутреннее противоречие между импровизационностью изложения музыкальных мыслей и достаточно жесткими схемами их развития.

Но среди сотен по справедливости забытых опусов есть в наследии Антона Рубинштейна замечательные создания, в которых сказались его богато одаренная, мощная личность, чуткий слух, щедрый мелодический дар, композиторское мастерство. Особенно удавались композитору музыкальные образы Востока, что было, начиная с М. Глинки, коренной традицией русской музыки. Художественные завоевания в этой сфере признавали даже критики, резко отрицательно относившиеся к творчеству Рубинштейна, - а таких, весьма влиятельных, как, например, Ц. Кюи, было немало.

Среди лучших рубинштейновских восточных воплощений - опера «Демон » и «Персидские песни » (и незабываемый голос Шаляпина, со сдержанной, тихой страстью выводящий «О если б вовеки так было...») В «Демоне» сложился жанр русской лирической оперы, вскоре получивший воплощение в «Евгении Онегине». Русская литература или портретная живопись тех лет показывают, что стремление отразить душевный мир, психологию современника были свойством всей художественной культуры. Музыка Рубинштейна передала это через интонационный строй оперы. Мятущегося, неудовлетворенного, стремящегося к счастью и не могущего его достигнуть, - Демона Рубинштейна слушатель тех лет отождествлял с собой, и такое отождествление происходило в русском оперном театре, кажется, впервые. И, как это бывает в истории искусств, отразив и выразив свое время, лучшая опера Рубинштейна тем самым сохраняет волнующий интерес для нас. Живут и звучат романсы («Ночь» - «Мой голос для тебя и ласковый и нежный» - эти стихи А. Пушкина были положены композитором на свою раннюю фортепианную пьесу - «Романс» фа мажор), и Эпиталама из оперы «

Имя этого человека уже давно стало легендарным. Говорят, он часами просиживал за нотной бумагой и в таком состоянии не мог написать даже обыкновенное письмо. А когда он играл, то это делал исключительно с закрытыми глазами. Еще он признавался, что у него не было детства из-за бесконечных занятий музыкой. Тем не менее сам великий Чайковский завидовал его таланту. Речь идет о пианисте, дирижере, композиторе, педагоге и организаторе российской музыкальной жизни Антоне Рубинштейне.

Радушный дом Рубинштейнов

Рубинштейн Антон Григорьевич появился на свет в зажиточном еврейском семействе. Это было в 1829-м. Его отец был купцом из Бердичева. Мама - немкой.

У будущего композитора был и младший брат, которого звали Николаем. Впоследствии он стал известным музыкантом. Кроме того, у братьев были две сестры. Одна из них стала певицей, а другая преподавала музыку.

Когда маленькому Антону исполнилось два года, семейство Рубинштейнов перебралось в столицу. Там отцу удалось открыть карандашно-булавочное предприятие. Через пару лет он смог приобрести и дом на Ордынке.

Туда на огонек приходили студенты, учителя, чиновники. Постоянно звучала музыка. Именно тогда родители будущего композитора заметили, что он внимательно слушает, как его мать играет на фортепиано.

Преемник великого Листа

Первые уроки игры на пианино давала маленькому Антону его мама. А когда ребенок показал свои собственные сочинения, стало ясно, что ему необходимо нанять опытного педагога. В результате, с 1837-го и до 1842-го его наставником стал известный пианист, лучший педагог столицы Александр Виллуан. Впоследствии Рубинштейн назвал его своим вторым отцом.

Таким образом, девятилетний Антон Рубинштейн, краткая биография которого представлена вниманию читателя в статье, начал выступать в салонах Москвы. А когда ему уже исполнилось одиннадцать, состоялся и его концерт.

В 1840-м Виллуан повез Антона в Париж. Именно там он встретился с великими Шопеном и Листом, который назвал мальчика «своим наследником». Кроме того, известный композитор посоветовал ему отправиться в тур по европейским странам. Так, собственно, и произошло. Юный вундеркинд выступил на концертных площадках Германии, Англии, Чехии, Голландии, Швеции, Австрии, Польши.

А однажды он исполнил для поклонников его таланта свою «Ундину», аккомпанируя на фортепиано.

В целом гастрольное турне шло два года. И отклики на эти концерты были самые блестящие.

Покровительство великой княгини

В 1843-м Рубинштейн Антон Григорьевич, биография которого была совсем не простой, оказался в северной столице, чтобы уже на следующий год отправиться в Берлин. Там, с 1844-го по 1846-й, юный композитор начал заниматься теорией композиции. Его наставником стал Зигфрид Ден. Кстати, среди его учеников в свое время был и великий Глинка.

Тем временем бизнес отца композитора развалился, да и сам предприниматель вскоре скончался. А поскольку мама Рубинштейна с младшим сыном на тот момент находились в столице Германии, они были вынуждены вернуться в Россию. Но будущий композитор остался на Западе и в скором времени перебрался в Вену.

Чтобы заработать на жизнь, он давал уроки и пел в церкви. Кроме того, он имел встречу с Ф. Мендельсоном и Ф. Листом. Последний смог помочь юному дарованию в организации гастролей с флейтистом Гейнделем.

В 1849-м Рубинштейн вернулся в Санкт-Петербург. Великая княгиня Елена Павловна покровительствовала ему и он начал выступать не только как пианист, но и как дирижёр. Игра композитора имела колоссальный успех среди членов императорского семейства, включая государя Николая I. Заметим, в эти времена Рубинштейн в основном исполнял свои собственные произведения.

Первые знаменитые сочинения

Как говорилось выше, страсть к сочинению охватила Рубинштейна с детского возраста. По большому счету он упорно и много трудился практически во всех музыкальных жанрах. Число его творений - 119, не считая двенадцать опер, романсов и сочинений для фортепиано

1850 год для Рубинштейна стал поистине удачным. Прежде всего, он представил свои первые симфонию и оперу, которая называлась «Куликовская битва». Через два года ее поставили на сцене Большого.

На следующий год композитор написал и Вторую симфонию под названием «Океан». Она завоевала большое признание среди европейских и американских ценителей музыки. Также это творение очень любил великий Чайковский. Он считал, что рубинштейновский «Океан» - эта кульминация композиторской деятельности Антона Григорьевича.

После триумфа, с 1854-го до 1858-го, Рубинштейн снова отправился за границу. По словам биографов, именно в этот период он прославился как один из величайших пианистов современности.

Экзамены в консерваторию

Несмотря на большую известность, Рубинштейн считал, что его важнейшее дело - музыкальное просвещение. Он был одним из основоположников профессионального музыкального образования в стране. В результате ему удалось переломить существующее мнение о том, что музыка является исключительно уделом дилетантов-аристократов.

Таким образом, когда он вернулся в Россию после турне, то взялся за организацию Русского музыкального общества. Он стал его директором.

В 1862-м он сформировал классы музыки, которые впоследствии трансформировались в первую в стране консерваторию. Заметим, перед тем как он возглавил это учреждение, решил сдать экзамены по ряду предметов, после чего получил диплом «свободного художника».

В этих стенах в качестве преподавателя он начал вести классы инструментовки, ансамбля, оркестровый, фортепиано. А одним из первых студентов, которые стали дипломированными специалистами, был Петр Чайковский.

К сожалению, деятельность композитора как руководителя консерватории порой не находила понимание. Антон Рубинштейн был вынужден покинуть этот пост. Это произошло в 1867 году.

Рубинштейн не имел соперников

На протяжении последующих двух десятилетий Рубинштейн посвятил концертной и творческой деятельности. К этому времени его известность как пианиста была сравнима лишь со славой Ференца Листа. Как виртуоз он вообще не имел соперников. Техника пальцев стала для него лишь средством, орудием, но вовсе не целью.

Через два года после того, как Рубинштейн уволился из консерватории, он в очередной раз отправился в турне по европейским странам. Герцог Карл-Александр, который был восхищен его талантом, предложил остаться ему при дворе в Веймаре. Но композитор отказался.

Через некоторое время последовала другой, американский, тур. Сцену он тогда делил с известным скрипачом Г. Венявским. За восемь месяцев дуэтом они дали 215 выступлений!

Однако в этот период Антон Рубинштейн, пианист, только и мечтал, чтобы оставить навсегда концертную эстраду. Его мысли сильнее и сильнее обращались к духовной опере. Именно тогда он написал оперу «Вавилонское столпотворение». В 70-х она с большим успехом исполнялась в городах Дюссельдорф, Вена и Кенигсберг.

Судьба опер была не всегда удачной

Самое известное произведение композитора - это опера «Демон». Она была написана по мотивам известнейшей поэмы М. Лермонтова и может быть сопоставлена с иными зрелыми образцами жанра: «Вертером» Массне и «Фаустом» Гуно. Благодаря этому творению прославились такие знаменитые певцы, как Шаляпин, Штоколов, Тартаков.

Однако рубинштейновское произведение было запрещено цензурой. Только через четыре года его всё-таки поставили в театре.

Правда, самой трудной оказалась судьба оперы «Купец Калашников». Впервые ее показали в России. Дирижировал сам автор. Но вскоре исполнение запретили.

Спустя три года запрет был снят, и все шло к постановке. На генеральной репетиции присутствовал именитый министр К. П. Победоносцев, который был недоволен, что на декорациях были изображены иконы. В результате спектакль снова был отменен.

В 1889-м оперу в очередной раз начали ставить. После даух спектаклей сам Антон Рубинштейн, биография которого интересует всех ценителей прекрасной музыки, отказался вносить некоторые изменения.

Масштабное музыкальное действо

В 1885-1886 гг. композитору удалось организовать масштабный цикл, который назывался «Исторические концерты». Это было 175 музыкальных произведений, которые были исполнены два раза в российских и западноевропейских городах. Заметим, повторно он выступал только для педагогов и учащихся, при этом на безвозмездной основе. Такие концерты для каждого музыканта были настоящим событием.

Почетный гражданин Петергофа

Через три года композитор вновь возглавил консерваторию Петербурга. К этому времени он начал читать свои публичные музыкальные лекции. Их было 32. Так, он прочитал учащимся уникальный по объему «Курс фортепианной литературы». При этом эти лекции он сопровождал своими музыкальными иллюстрациями.

В эти же времена начались торжества, связанные с полувековым юбилеем артистической деятельности великого музыканта.

Кроме того, Рубинштейну присвоили звание Почетного гражданина Петергофа. Дело в том, что на протяжении двух десятилетий лет жизнь музыканта была связана с этим городком: там располагалась его дача.

Тогда же он в очередной раз покинул консерваторию.

Международный музыкальный конкурс

Уволившись из консерватории, Рубинштейн организовал Международный конкурс для молодых композиторов и пианистов. По его замыслу, это состязание должно проходить каждые пять лет. Расходы оплачивал сам композитор. Материальная составляющая заключалась в процентах с его собственного капитала.

На первом конкурсе, который состоялся в Петербурге в 1890-м, председательствовал лично Рубинштейн. Следующее мероприятие прошло в Берлине в 95-м. Затем эстафету приняли города Вена, Париж и другие. Последний конкурс должен пройти в Берлине в 1915-м, но планам помешала Первая мировая.

На эти музыкальные состязания были привлечены лучшие пианисты и композиторы со всех уголков мира. Рубинштейн, по его воспоминаниям, вовсе не считал педагогическую деятельность своим любимым занятием. Но все-таки молодых музыкантов он многому сумел научить. Радовали слушателя своей прекрасной музыкой такие достойные ученики Антона Рубинштейна, как Кашперова, Кросс, Якимовская, Познанская, Голлидэй, Терминская.

Польский ученик

Самым известным учеником Рубинштейна был польский пианист Иосиф Гофман. Еще в детском возрасте он, как и учитель, был вундеркиндом. С семи лет маленький Иосиф уже начал гастролировать.

В 1892-м в Дрездене он прослушался и у Рубинштейна. В результате, Гофман стал единственным частным учеником композитора. Два раза в неделю он приходил к нему домой. Рубинштейн усиленно работал с ним. При этом он учил его не столько технике игры на пианино, но и формировал определенные музыкальные идеалы.

Как зрелый музыкант, польский пианист, ученик Антона Рубинштейна, Иосиф Гофман дебютировал в 1894-м. Он тогда исполнил Четвертый концерт своего педагога. После выступления Рубинштейн констатировал, что он уже не в состоянии учить его чему-то и прекратил занятия с ним. А произведение, с которым Гофман выступил, навсегда вошло в его концертный репертуар.

Картина Репина

Антон Рубинштейн дружил с И. Репиным. Великий художник очень любил музыку, считался меломаном. Особенно его очаровало творчество друга, Антона Рубинштейна. Художник написал три его портрета. Последняя картина «Портрет дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна» создавалась, когда самого композитора уже не стало.

Любопытно, в этот период Репин познакомился с членами купеческого семейства Шихобаловых из Самары. Они предложили приобрести эту картину, и терпеливо ждали завершения работы. В 1915-м портрет Антона Рубинштейна уже украшал стены особняка Шихобаловых в Самаре. А весной 1918-го вся коллекция этих купцов была национализирована и передана в местный музей.

Незабвенный гений

Последние годы жизни композитор провёл в основном в Дрездене. Порой он приезжал и в другие города с целью принять участие в благотворительных концертах. Также он продолжал заниматься композиторской, педагогической и литературной работой.

Внезапная смерть в 1894-м застала его на любимой даче в Петергофе.

Кончина именитого музыканта нашла отклик в самых широких кругах российского общества. Именно тогда начали говорить о нем как о «незабвенном».

Похоронили его в Александро-Невской лавре. Впоследствии прах перенесли в Некрополь мастеров искусств, что на Тихвинском кладбище. Это было в 1938-м.

В 2005-м в любимом для Рубинштейна Петергофе состоялось открытие памятника композитору. Кроме того, одна из улиц северной столицы носит его имя.

Антон Григорьевич Рубинштейн - личность мирового масштаба. Композитор, дирижёр, педагог, пианист, общественный деятель.

Его потрясающая энергия заставляла его творить, заниматься благотворительностью, посвящать себя музыкально-просветительской работе.

Детство

16(28).11.1829 г. увидел мир малыш, которого назвали Антоном. Событие произошло в безбедной иудейской семье в селе Выхватинец Подольской губернии (сейчас это Приднепровская Молдавская Республика). Когда ребенку исполнилось три года, Рубинштейны приехали в Москву.

Парнишка рано стал проявлять интерес к музыке. Он внимательно слушал, когда музицировала мама, и напевал понравившиеся мелодии. Калерия Христофоровна, получившая музыкальное образование, одна из первых отметила идеальный слух сына и стала давать ему первые уроки игры на фортепиано. А спустя полтора года, когда Антон показал матери первые сочинения, преподавать ему стал французский пианист, коренной москвич А.И. Виллуан.

Первое выступление юного гения на публике состоялось в возрасте 10 лет. А через 2 года со своим учителем они отправились в гастрольное турне по Европе. У него была аудиенция у королевы Виктории в Лондоне, а в Париже состоялось его знакомство с Ф. Листом и Ф.Шопеном. Детство кончилось. Хотя в своих воспоминаниях маэстро говорил, что детства у него не было вовсе.

Биография кратко по годам жизни

Мать Антона - Калерия Христофоровна, из немецко-еврейской семьи, получила хорошее образование. Отец Григорий Романович, мягкий, мечтательный, порой сентиментальный, занимался купеческими делами. Его гостеприимство не знало границ. Дом Рубинштейнов всегда был полон людей - музыканты, студенты, поэты. Аура музыки, которую непроизвольно впитывал ребенок, витала в доме.

1844 год. В сопровождении матери и брата Николая, пятнадцатилетний юноша уезжает в Берлин. Здесь его учителем музыки становится Зигфрид Ден.

1846 год. Из-за смерти отца, Калерия Христофоровна с Николаем вынуждены приехать в Россию, а Антон уезжает в Вену, где начинает давать индивидуальные уроки.

1849 год. Приехав в Россию, музыкант поселяется в Санкт-Петербурге и начинает выступления при дворе. В это же время состоялось его знакомство с великими композиторами и музыкантами М.И. Глинкой и А.С. Даргомыжским.

1850 год. Дебют Рубинштейна, как дирижёра.

1852 год. Композитор создает свою первую объемную оперу «Дмитрий Донской». Потом увидели свет еще несколько опер. Наряду с написанием музыкальных произведений, музыкант работает над проектом по созданию музыкальной академии.

1854 год. Маэстро покидает Россию и отправляется в Веймар. Здесь при поддержке Ференца Листа он ставит свою оперу «Сибирские охотники», и дант сольный концерт, имевший оглушительный успех. После чего едет в долгосрочное турне по Европе. 1858 - 1859 гг. Рубинштейн приезжает в Россию и учреждает Русское Музыкальное Общество, где сам дирижирует.

1862 год. Появилась первая консерватория в России, при которой Антон Григорьевич занял пост директора, дирижёра, профессора.

1867 год. Маэстро покидает место директора под влиянием враждебно расположенных придворных кругов.

1887 год. Вновь возглавил консерваторию.

Творчество

Нет такой области музыкального творчества, которую бы не охватила неуемная энергия гениального маэстро. Огромное количество (более 300) произведений для фортепиано, оперы и романсы, увертюры и симфонии, - во всех этих жемчужинах музыкального искусства чувствуется рука Мастера и неистощимое вдохновение.

Когда Рубинштейн увлекался исполнением, он мог, выпустив из памяти сочинение, начать импровизировать в стиле автора. Это чрезвычайно расстраивало его. Но, как отмечали современники, именно в этой импровизации и проявлялись все грани его таланта и неповторимого очарования.

Знаменитые произведения

  • Оперы: «Куликовская битва»; «Дмитрий Донской»; «Сибирские охотники»; «Вавилонское столпотворение»; «Демон»
  • Симфония: «Океан»
  • Балет: «Виноградная лоза»
  • Произведения для фортепиано: Этюд «Ундина»
  • Песни и романсы: ария «А правда ли это?»; «молитва»; «тучки небесные»; «еврейская мелодия».

Личная жизнь

Свою любовь, княжну Веру Чекунову, Антон Рубинштейн встретил в Баден-Бадене, когда она брала уроки у Полины Виардо. Ему было 35, а его избраннице 23. Через год провели тихий обряд бракосочетания, где присутствовало 16 гостей, среди которых был князь Николай Столыпин, а Полина Виардо пела на свадьбе. Свадебное путешествие молодожены провели в Швейцарии. По приезду маэстро приобрел дом в Петергофе, где они и поселились. Вера Александровна родила ему троих детей, но они не унаследовали таланта отца, чем весьма его разочаровали.

  • Музыкант играл с закрытыми глазами. Это случилось после того, как на одном из концертов он увидел зевающую старушку
  • Во время исполнения музыкальных произведений известных композиторов часто брал неверные ноты, что очень раздражало его недоброжелателей. Сами же авторы были в восторге, потому что импровизация была виртуозной
  • Антон Рубинштейн написал единственную в своей жизни книгу «Короб мыслей», где были собраны его афоризмы. Книга была написана на немецком языке и впервые издана в Лейпциге
  • Маэстро, будучи в Баден-Бадене посещал казино, и как-то оставил там значительную сумму.

Заключение

Великий композитор был личностью неординарной. Не любил и не умел писать письма, не вел дневники. Поэтому все сведения о нем собраны из воспоминаний современников и газетных заметок. По этой причине многие моменты из жизни Мастера так и останутся тайной для потомков.

Рубинштейн Антон Григорьевич

(1829-1894) русский пианист, композитор, дирижер, педагог

Рубинштейн Николай Григорьевич

(1835-1881) русский пианист, дирижер, педагог

С именем братьев Рубинштейнов связано развитие музыкального искусства России XIX века и всего последующего времени. Они основали Петербургскую и Московскую консерватории, воспитали целое поколение талантливых музыкантов, композиторов и исполнителей.

Антон и Николай, два брата - старший и младший, с детства знали, что будут музыкантами, потому что в их доме постоянно звучала музыка. Они начали осваивать музыкальную грамоту едва ли не раньше, чем научились читать и писать.

Сначала музыкой с ними занималась мать, потом братья оттачивали мастерство под руководством пианиста-педагога А. И. Виллуана и теоретика музыки Э. Дэна.

Старший брат Антон в десять лет начал уже давать концерты. Тогда же он совершил свое первое концертное турне по Европе, которое прошло с большим успехом. Он несколько лет провел за границей, где совершенствовал свое мастерство и занимался теорией композиции.

В 1849 году, в возрасте 20 лет, Антон возвращается на родину, но через 5 лет снова уезжает за рубеж и с 1854 по 1858 год выступает там с концертами. Антон Рубинштейн целых полвека занимался концертной деятельностью и за это время завоевал мировую славу гениального пианиста-виртуоза. Он стал основоположником русской фортепьянной школы. Выдающийся пианист особенно любил музыку польского композитора Ф. Шопена. 1ак же великолепно А. Рубинштейн исполнял музыку Ф. Листа, с которым его связывали тесные дружеские отношения.

Антон Рубинштейн и сам писал музыку. Трудно перечислить все, что он создал за свою творческую жизнь. Легче выразить это в цифрах. Он создал 15 опер, среди которых самая известная лирико-драматическая опера «Демон» на сюжет одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова; 5 ораторий, 6 симфоний. Наиболее известными из них считаются Вторая, под названием «Океан», и Четвертая - «Драматическая». Из пяти фортепианных концертов, написанных композитором, сейчас чаще всего исполняется Четвертый. Антон Рубинштейн сочинял и камерную музыку: ему принадлежит около 20 камерно-инструментальных ансамблей, 4 фортепианные сонаты, более 160 романсов и песен, среди которых такие известные, как «Ночь», «Персидские песни» и др.

Несмотря на огромную занятость, Антон Рубинштейн находил время для общественной деятельности. Он видел, сколько в России музыкальных талантов, и стремился помочь им. В 1859 году пианист основал Русское музыкальное общество. Главной его задачей явилось «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов».

Реализация этой программы началась с создания музыкальных классов, на основе которых в 1862 году была открыта первая в России Петербургская консерватория. Антон Рубинштейн потратил много сил на ее организацию и стал первым директором консерватории. При этом он вел там класс композиции, и среди его учеников были будущий великий композитор П. И. Чайковский, музыкальный критик Н. Ларош, пианист И. Гофман. Впоследствии свои жизненные и педагогические впечатления А. Г. Рубинштейн описал в книге «Музыка и музыканты».

Николай Рубинштейн во всем следовал примеру своего старшего брата. Он был блестящим пианистом и дирижером. Но главным делом его жизни стало развитие музыкальной культуры Москвы. По примеру Антона он создает Московские классы Русского музыкального общества, на их основе в 1866 году организует Московскую консерваторию и приглашает работать в ней лучших музыкантов. В течение 14 лет в Московской консерватории преподавал П. И. Чайковский, который по рекомендации А. Г. Рубинштейна приехал в Москву из Петербурга и на первое время даже поселился в доме Н. Г. Рубинштейна.

Благодаря таланту и энергии Николая Григорьевича российские любители музыки могли слушать произведения выдающихся композиторов - Бетховена, Берлиоза, Шумана, Листа, Шопена, Глинки, Чайковского.

До конца жизни Николай Григорьевич Рубинштейн оставался директором и профессором Московской консерватории. И также до конца жизни выступал как солист и дирижер симфонических и камерных концертов Московского отделения Русского музыкального общества, которое сам же и создал в 1869 году.

По прошествии ста восьмидесяти пяти лет, минувших со дня рождения Рубинштейна, можно сказать, что 28 ноября 1829 года в мир пришел истинный гений.

Он был наделен многими качествами, привлекавшими к нему людей – Петр Ильич Чайковский говорил, что обожал в Рубинштейне

«не только великого пианиста и композитора, но также человека редкого благородства, откровенного, честного, великодушного, чуждого низким чувствам, с умом ясным и бесконечной добротой».

Ребенок, появившийся на свет в зажиточной купеческой семье, проявил свою одаренность с младенчества. Когда Антону было всего три года, родители заметили, что мальчик внимательно слушает игру матери на фортепиано.

В дальнейшем мать будущего музыканта – Калерия Христофоровна, женщина музыкально одаренная – станет первой наставницей сына. После того, как ребенок покажет родителям свои первые собственные сочинения – а это были кадриль и четыре польки – станет очевидно, что продолжать занятия нужно с опытным педагогом.

В 1831 году 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами, в связи с чем на семью перестали распространяться законы черты оседлости.

Уже через год (по другим данным – в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец Антона открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрел дом на Ордынке, в Толмачевом переулке, где родился младший брат Николай Рубинштейн.

Детские годы Антона Григорьевича связаны с Москвой. Лучшим педагогом в городе в те годы был Александр Иванович Виллуан. Человек, повидавший на своем веку немало учеников, он был поражен дарованием представленного ему ребенка и предложил заниматься с ним бесплатно. Пять лет, продолжались занятия Антона Рубинштейна с А.И. Виллуаном. Будущий музыкант относился к нему не только как к наставнику, но и как второму отцу.

В поздние годы композитор с печалью говорил о том, что у него не было детства. Это было истинной правдой. Уже в 10-летнем возрасте Антон Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. По желанию А.И. Виллуана первая длительная остановка была в Париже.

Столица Франции в 1840-е годы – сосредоточение культурной жизни Европы. Здесь блистали своим искусством представители всех европейских государств. В том числе и маленькие вундеркинды привлекали внимание почтенной публики – выступление одиннадцатилетнего Антона Рубинштейна имело грандиозный успех. В Париже, где произошло познакомство с Фредериком Шопеном, учитель и ученик задержались до июля 1841 года.

Затем последовал калейдоскоп концертных выступлений в Голландии, Германии, Австрии, Венгрии, Англии, Норвегии, Швеции, Чехии, Польше. Турне длилось два года. Зимой 1843 года Виллуан и Рубинштейн оказываются в Петербурге, где Антон Григорьевич начинает заведовать музыкой при дворе Великой княгини Елены Павловны.

Великая княгиня была образована, добродетельна, красива и в обществе слыла женщиной совершенной. Всей душой и делами она содействовала развитию русского искусства.

Проведя некоторое время в России, в 1844 году Антон Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 году умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией.

Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I.

В Петербурге Антон Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 году Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852-м – появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники».

14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах.

Летом 1858 года Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Великой княгини Елены Павловны добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт Русского музыкального общества под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя.

На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 году превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серовым, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы.

Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 году покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом.

В тот период концертная деятельность всецело захватывает артиста. Особенно важным становится для него успех выступлений в Америке в 1872 году. Вплоть до 1887 года музыкант живет то за границей, то в России, таковы условия необходимые для творческого созидания…

Виртуоз-исполнитель, Рубинштейн, не имел себе равных среди современников. Неизвестно, в России ли, или в Европе публика с большим воодушевлением встречала его выступления. Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», написанная им по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова. Опера была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя. С этой оперой связаны триумфы знаменитых певцов – Шаляпина, Тартакова, Штоколова.

В сезоне 1871-1872 гг. Антон Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

На небольшой период с 1887 по 1891 год Рубинштейн снова становится директором Петербургской консерватории. Это время отмечено его отеческой заботой о молодых музыкантах. Первые международные конкурсы молодых исполнителей связаны с его именем и устраиваются на его личные средства. Первый конкурс состоялся в Петербурге в 1890 году второй в 1895 году в Берлине.

Может показаться, что исполнительская и общественная деятельность занимали первое место в жизни музыканта. Однако, это не так, А. Г. Рубинштейн оставил огромное творческое наследие.

Вернувшись в 1874 году в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе (позже уничтоженной во время войны), где он занялся композицией и дирижированием. В этот период творчества композитором было создано более ста произведений, в том числе Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой).

В сезоне 1882-1883 гг. он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 гг. он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

В Петергофе, 7 ноября 1894 года, произошла внезапная смерть Антона Григорьевича, находившегося в расцвете творческих сил. Кончина Рубинштейна нашла отклик в самых широких кругах русского общества. «Незабвенный» – так говорили о нём в те дни. Отпевание прошло в Троицком соборе Александро–Невской лавры. Похороны состоялись на Никольском кладбище. В 1938 году прах композитора был перенесен в Некрополь мастеров искусств.

В 2005 году в центральной части Петергофа был открыт памятник почетному гражданину города, великому музыканту Антону Григорьевичу Рубинштейну. Автором стал известный петербургский скульптор Г. Д. Ястребенецкий. Одна из улиц Петербурга носит славное имя композитора.

“…Главная же ответственность, главный долг лежит на господах учащихся – и это я говорю не только им, но также их родителям, – да, главная ответственность в оправдании столь большого доверия правительства к этому предприятию лежит на учащихся; проникнувшись этим чувством, они должны работать так, чтобы не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству, должны не желать выходить из этих стен иначе. Как истинными художниками, только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе и делать честь их образователям…

Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к музыкальному искусству, будемте смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека…”