Цитаты о детях и учителях. Мудрые мысли о педагогах

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Время - великолепный учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.

Тот, кто так озабочен просвещением других, никак не выберет времени для собственного просвещения.

Наши истинные учителя - опыт и чувство.

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.

Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души.

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.

Мудрые слова и афоризмы об учителе

Воспитатель сам должен быть воспитан.

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется.

Созидательные мудрые слова и афоризмы об учителе афоризмы

Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя.

Будь любезен с учителями. Даже если они не заслуживают твоего уважения, они заслуживают твоей жалости.

Ученик как ножницы - надо знать, с какой стороны взяться.

По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица.

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Больше всего учеников было бы у Диогена с бочкой вина.

Педагог, не знающий Корчака, столь же нелеп, как физик, не ведающий Эйнштейна.

Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, что вам полезно, я уже дал.

Сколько его не учили, он все равно считал себя образованным.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Говоришь людям: учитесь! А они привычно, вместо учения, зубрят учебники.

Суфий, давая наставления своему ученику, спросил его: - Понял ли ты? - Понял, - ответил ученик. - Ты сказал неправду, ведь о понимании свидетельствовала бы радость, отразившаяся на твоём , а не твой ответ.

Доброхотные мудрые слова и афоризмы об учителе афоризмы

К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Проговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение ораторскому искусству двойную плату. "Почему?" - задал вопрос удивленный ученик. "Потому, - ответил философ, - что мне придется обучать тебя не только говорить, но и тому, как молчать и слушать".

Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор.

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел.

Дело в том, что мы можем учиться у тех, кого учим.

Вчерашний день - учитель при сегодняшнем.

Школьный учитель, безусловно, получает слишком мало в качестве няни, но слишком много в качестве учителя.

Повторять слова учителя - не значит быть его продолжателем.

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей.

Если коней научить смеяться, то ржать они все равно не престанут.

Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других.

Учитель - это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна.

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.

Вечно учиться; но не вечно получать уроки.

Обязательные мудрые слова и афоризмы об учителе афоризмы

Желаю вам не оказаться рядом с человеком, всю жизнь стремившимся образовывать других. До чего узок горизонт этих людей! До чего утомляют они и нас, и, должно быть, самих себя, до бесконечности повторяя и пережевывая одни и те же мысли!

Пороки усваиваются и без учителей.

Учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Хочешь добиться расположения наставника? Дай ему время от времени исправить твою ошибку.

Найти хорошего учителя нелегко, найти хорошего ученика еще труднее.

Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всём будут спорить друг с другом.

Каждый настоящий учитель - это я сам в маске.

Для школьного учителя тот учебник истории, которым он сам пользуется, и есть Священное писание.

На свете ни единому уму, имевшему учительскую прыть, глаза не удалось открыть тому, кто сам не собирался их открыть.

Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей.

Истинный учитель должен держать дистанцию от своих учеников. Чтобы они не могли до него доплюнуть.

Качество учителя не определяется размерами толпы.

Учитель также является тем человеком, который вытаскивает на дневной свет хорошие черты характера мюрида ученика, тщательно избегая любых замечаний, касающихся слабостей, при этом указывая пути и средства для подпитки слабых ростков.

Отяготительные мудрые слова и афоризмы об учителе афоризмы

Гипотезы - это колыбельные, которыми учитель убаюкивает учеников.

Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает её сам.

Существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще.

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь...

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.

Учить не мыслям, а мыслить.

В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу.

Животным можно родиться. Человеком - только стать.

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.

Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат.

Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Час работы научит больше, чем день объяснения.

Вечно ты плетёшься в хвосте! - говорила ракета носителю.

Университетский преподаватель - это человек, разговаривающий в чужих снах.

Школа – это мастерская, в которой учителя ежедневно создают будущее человечества.

Каждого из нас сотворили не только наши родители, но и учителя, сформировавшие наши характеры и судьбы.

Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого учителя.

– Кто дал тебе право так вести себя на уроке? – Простите, молодой, горячий… – И дерзкий.

У каждого в шкафу свои скелеты. А у учителей биологии еще и школьные.

Если вы подшучивали над учителем на занятиях, то справедливости ради позвольте ему посмеяться хотя бы на экзамене.

Все мы посвятили школе большой отрезок своей жизни, и лишь учителя ежедневно посвящают ей всю свою жизнь!

Учителя говорили нам, что знания пригодятся в университете. В университете взамен нам дали знания, которые пригодятся в специальности. Приходишь на работу, а тебя опять переучивают. Где-то вообще дают знания на будущее?

Экзамены не нравится ни ученикам, ни учителям, однако первым они хотя бы приносят пользу, у вторых же лишь отнимают время.

Продолжение лучших афоризмов и цитат читайте на страницах:

Учитель труда: – Сегодня на уроке будем делать гроб. – Зачем? – Схорониться мне надо…

Быть маленького роста не всегда хорошо, мне учителя уже не раз “н” ставили.

учителя всегда двойки рисовали в десять раз больше чем пятерки чтоб сцуко было видно))))

При изучении наук примеры полезнее правил.

рассказывает, заставляя копать картошку на своей даче.

Учитель попросил у учеников написать сочинение на тему – Лень. У Вовочки на первой страницы ничего не было, и на второй, и на третьей тоже было пусто. На четвертой странице была надпись – “Вот, что такое лень” 😀

Я всегда рад учиться, но мне не всегда по душе, когда меня учат. Уинстон Черчилль.

Чтобы воспитать достойных учеников, учитель должен развить в них дух соперничества, и их главным соперником должен стать он сам.

Нельзя научить тому, во что не веришь сам.

Учитель одна из самых многогранных профессий, ведь он сочетает в себе исследователя и ученого, писателя и творца, психолога и стратега.

На фильм Звонок в кинотеатр пришли только учителя, потому что звонок - для учителя.

Спасибо Вам – учителя. Нам больно, нам больно до слез.Мы всех Вас любим и будем помнить.

Только первый учитель навсегда остается в памяти.

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.

Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя.

Учитель как актер, часто должен играть разные роли, сохраняя доверие к каждой из них.

Все-таки приятно, когда тебя уважает учитель!

Учиться – значит открывать то, что ты уже знаешь. Делать – значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь.

Учитель учит не только науке, но и жизни, становясь примером для учеников, поэтому выбирая учителя, подумайте о том, хотите ли вы что бы ваши дети стали такими же.

Учителя летом учат расшифровку иероглифов. Потому что с начала года, в каждой тетрадке написаны вроде русские слова но на каком-то непонятном языке 😀

Сижу на уроке, читаю статусы. Че то замечталась и не заметила как подошел учитель. Наорал, забрал мой телефон и читает на весь класс статус: просто заткнись и не мешай ребёнку мечтать. :О

Хороший учитель тот, кто любит то, чему учит и тех, кого учит.

Подвыпивший мужчина покупает чекушку водки и с досадой говорит: – На зарплату учителя не очень-то разгуляешься… – Вы учитель?! – удивляется продавщица. – Моя жена – учитель

Лишь наставник может научить применять знания на практике, чего не скажешь о книгах.

Учитель должен гордиться не оценками учеников, а их достижениями и победами.

Вот почему когда учителя говорят тебе серьезные вещи так хочется ржать?

Когда же учителя поймут, что списывали, списывают и будут списывать всегда!

Банальный ответ ученика на фразу учителя: -Почему ты забыл дневник???!!! Голова твоя тоже дома?! -Ага пойди найди!

Учитель должен дать понять ученикам, что важно не знает все на свете, а знать тех, кто знает.

Только учителя облают истинной властью.

Выражение Сапожник без сапог актуально и для учителей, ведь гораздо проще обучить чужих детей, но не собственных.

у нас учитель постоянно цитирует нам какие нибудь мульты, а потом утверждает, что он их не смотрит, что это типа его дети, но мы то всё знаем!

Учителя – воплощения идеалов и совершенства, но в наше время этот идеал столь не привлекателен, что мало кто к нему рвется.

Почему надо вставать, когда входят учителя, если они всё равно все говорят сидите, сидите?

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Учитель не может научить многому, но для каждого ученика он открывает новый мир.

Плох тот ученик, который не превосходит учителя. Леонардо да Винчи.

Расстались с парнем 3 года назад, но я каждый год поздравляю его с Днем Учителя, ведь он научил меня любить…)*

Когда учитель спрашивает вас почему вы не сделали Д.з. смело отвечайте: “А зачем всёравно скоро конец света” 😀

Учитель тот, кто сам учится каждый день.

Часто учитель должен пожертвовать своим честолюбием и достоинством и позволить ученикам превзойти его.

Студентка тонет на экзамене по истории. Учитель задает наводящий вопрос: -А Вы не помните, какие документы Ленин подписывал не глядя? Студентка молчит. Профессор печально: – Эх, девушка, – мандаты… Возмущенная студентка: – Сам ты хер старый!

Учитель: Ты когда-нибудь нормальная бываешь? Подруга: Она всегда такая в полнолуние))

Вот учителя. на нас орут, что мы не помним что учили в прошлом году, а сами каждую контрольную все забывают.

Настоящий учитель не только тот, кто преподает, а тот, кто изучает свою науку и старается обогатить ее новыми открытиями

Учиться дозволено и у врага.

Учителя письма и грамматики, могут смело работать дешифраторами: ведь каждый день они расшифровывают мысли и почерк учеников.

Лучшие учителя наших детей – это наши внуки.

Научиться может каждый, учить – единицы.

Вот бывает пишу я домашку на листочках или реферат, доклад и потом скрепляю скрепками… мне работы мои возрващают, только где скрепки… я блин запастись ими не могу хД бедные наши учителя!)

Не все, кто старается научить, достоин звания учителя.

Основная цель учителей научить учиться.

Крепостное право отменили в 1861 году, но учительница истории нам об этом не

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел.

Никогда не влюбляйтесь в учителей: учитель, как и врач – существо бесполое.

Высказывания и мысли великих людей о воспитании!


От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.

Я люблю читать умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.

Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.


...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.


Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский


Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...

Антон Павлович Чехов


Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.


Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.


Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.


Януш Корчак


Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Т.Гончаров


Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А.Чехов


Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.

И. Бабель


Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон


Обучая учусь.

Сенека Старший


Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.

Д. Локк


Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Леонардо да Винчи


Наш воспитатель - наша действительность.

М. Горький


Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег


Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский


Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А.С. Макаренко


Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

А.С.Макаренко


Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

А.С. Макаренко


Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

А.С. Макаренко


Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень


Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем.

Д.И. Писарев


Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.Ж. Руссо


Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский


Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

К.Д. Ушинский


Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард


Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят.

Г. Торо


Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Сократ


Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги


Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого

Эрнест Хемингуэй


В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»...

Альберт Эйнштейн


Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк


Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери


Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи


Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.

Д.И. Писарев


Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.

Я.А. Коменский


Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество.

Авраам Линкольн


Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо


Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг


Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого - эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.

Н.Н. Лузин


Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций


Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций


Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.

Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса.

Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене».

И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством»

Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет»


Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее.

А.И. Солженицын


Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас.

А.И. Солженицын


Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Меньшиков


К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Д.И. Менделеев


В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И. Пирогов


Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.

Монтень


Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.

Тиру-Валлювар


Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Януш Корчак


Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили


Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский


Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили


Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

В.А. Сухомлинский


Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

В.А. Сухомлинский


Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

А. Дистервег


Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

A. Барбюс


У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский


Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.

Петр Капица


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков


О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Р. Бах


Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

К.Д. Ушинский


Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский


Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

В. Ф. Шаталов


Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

В.О.Ключевский


В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Cократ


Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский


Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский


Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций


Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк


Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует.

Мыслители и педагоги всех времён подчёркивали высокое общественное значение учителя. Библиотека высказываний великих мыслителей, философов и педагогов о профессии учителя огромна, вот лишь небольшая подборка.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.» (Конфуций)

«Учитель и ученик растут вместе.» (Конфуций)

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством.» (Конфуций)

«Самое трудное в учении - научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает ему поклона - так высоко древние чтили учителя.» (Конфуций)

«Уча других, мы учимся сами.» (Л. Сенека)

«Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель - одобрения учеников.» (М. Квинтилиан)

«Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь.» (М. Квинтилиан)

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику.» (З. Роттердамский)

«Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.» (М. Монтень)

«Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.» (Н. А. Коменский)

«Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам желает.» (Н. А. Коменский)

«Тот, кто мало знает, малому может и учить.» (Н. А. Коменский)

«Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость.» (Ж.-Ж. Руссо)

«Воспитание и только воспитание - цель школы.» (И. Песталоцци)

«Учитель, образ его мыслей, - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.» (А. Дистервег)

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.» (А Дистервег)

«Хорошие учителя создают хороших учеников.» (М. Остроградский)

«Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.» (В. Даль)

«Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка.» (В. Одоевский)

«В воспитании нет ничего ничтожного.» (Н. Пирогов)

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели.» (Н. Пирогов)

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.» (К. Ушинский)

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.» (К. Ушинский)

«Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.» (К. Ушинский)

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.» (Л. Толстой)

«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.» (Л. Толстой)

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.» (Л. Толстой)

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.» (Д. Менделеев)

«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.» (Г. Адамс)

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.» (В. Ключевский)

«Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами.» (Э. Хаббард)

«Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича!» (А. Чехов)

«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.» (У. Черчилль)

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей.» (Я. Корчак)

«Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность.» (П. Блонский)

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.» (Р. Олдингтон)

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики.» (Д. Лихачёв)

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто чувствует, как ученик учится. У которого в голове и светло - потому что он учитель, и темно - потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету - осветлить его ум, просветить его.» (С. Соловейчик)

«Учитель - не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их. Его цель - не дети, как все думают, а мир, который он улучшает вместе с детьми. Цель воспитания - не в воспитании, не в «целенаправленном воздействии», а, в общем, вместе с детьми улучшении общей жизни.» (С. Соловейчик)

«Воспитание - это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика - наука о свободном искусстве воспитания свободного человека.» (С. Соловейчик)

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.» (Ш. Амонашвили)

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется.

- Мария-Эбнер Эшенбах

Ум без образования не более способен принести большой урожай, чем поле без обработки, каким бы оно ни было плодородным.- Цицерон

Тот, у кого ума и знаний нет, - не человек, а мясо да скелет.
Земного мира не постиг закон. И тайн иного мира не увидит он
Он – глуп, и для него необъяснимо, что в жизни лишне, что необходимо.
Не знает, что священно, что порочно, коль знаний нет, всё бренно, всё непрочно.
- Хилоли

Ребёнка воспитай, пока он глуп и мал, Чтоб благородным он, чтоб он разумным стал. Покуда молод ствол, пока лишь зреет плод, Ствол можно так растить, как хочет садовод. Ствол старый выпрямлять и гнуть дугой нельзя. Наставить тех, кто зрел, на путь иной нельзя. -(Абу Шукур)


Мой юный друг, не забывай:
Не для богатств, не для блаженства –
Науками овладевай
Для собственного совершенства.

Тебя по светлому пути
Лишь знанье поведёт,
Подскажет, как себя вести,
Чтоб заслужить почёт.
(Аухададдин Аухади)

Те знания, что ты постиг,
И золота дороже:
Исчезнуть может злато в миг,
А знание не может.
(Саади)

Усердствуй, знанья обретёшь в трудах.
Пред знаньями богатство мира – прах.

Всю жизнь науки постигай,
Трудись, учись усердно.
Жизнь коротка – ей виден край,
А знание безмерно.
(Джами)

Кто знает и свои скрывает знанья,
Не обретает должного признанья.
Невежда, знающий своё незнанье,
Учась, свершит достойное деянье,
Глупец, лелеющий своё незнанье,
Умрёт глупцом, достойным порицанья.
(Ибн Йамин)

Ты знаньями от бед себя оборони,
В подлунном мире нет надёжнее брони.

Глаза того не зрят, чего не видит разум,
Чем ум твой овладел, то и увидишь глазом.
Пока не обмакнёшь перо в чернила знанья,
Писание твоё – напрасное старанье.
Без знанья все слова, всё рвение твоё,
С пера сойдя едва, уйдут в небытиё.
(Бедиль)

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению- Конфуций

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три. - Конфуций

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно. - Конфуций

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учится, окажется в затруднении. - Конфуций

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. - Конфуций

Три пути ведут к знанию. Путь размышлений - самый благородный, путь подражания - самый легкий, путь опыта - самый горький. - Конфуций

Нет спору, всё свой обретёт конец,

Все станут прахом: неуч и мудрец.

И всё же забывать мы не должны,

Что неуч и учёный не равны - Фирдоуси

Кто ропщет на своих учителей, для тех в сто раз ученье тяжелей - Фирдоуси

Коль ты, мудрец, других мудрей, сто человек учи.

Зажечься смогут сто свечей лишь от одной свечи - Катран

Ты грех свершил, но любящий отец

Тебе на это ничего не скажет.

За совершённый грех тебя, юнец,

Построже пусть учитель твой накажет. - Саади


Любой, кого я обучал стрельбе хотя бы день,

Брал лук потом и превращал меня в свою мишень. - Саади

Без учителей и их учеников

Было б ещё больше дураков - Джами

Пой учителю хвалу до скончанья века,

Из тебя учитель твой сделал человека - Восточная мудрость

В учителей не превратиться

Нам с Вами и на склоне дней,

Коль будем мы у тех учиться,

Кто сам не знал учителей - Восточная мудрость

"Почему, учитель, ученики не боятся тебя?" -

"Потому, что я сам их не боюсь". - Восточная мудрость

Себя сначала воспитай,

Чтоб не познать бесславья,

Потом другим преподавай

Науку благонравья. - Джами

Глупец с учёным в спор вступает
И даже побеждает иногда.
Бесценную жемчужину, бывает,
Булыжник разбивает без труда. - Саади

Достичь старайся славы и признанья,
Но не казною, а ценою знанья. - Анвари

Талант того, кто рос без воспитанья,

Бывает обречён на увяданье,

А воспитанье тех, в ком нету дарованья,

Скорей всего - напрасное старанье. - Восточная мудрость

Излишняя хвала опасней, чем хула. - Восточная мудрость

Учи показом, а не рассказом. ***

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. - А. Дистервег

Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит. - Цицерон

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. - Конфуций

Если ребенок окружён критицизмом, он учится обвинять. Если ребёнок видит враждебность, он учится драться. Если ребёнок окружен терпимостью, он учится быть терпимым. Если ребёнка поддерживают, он учится уверенности. Если над ребёнком насмехаются, он учится быть робким. Если ребёнка постоянно стыдят, он учится быть виноватым. Если ребёнка одобряют, он учится нравиться самому себе. Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире. - Дорис Ноу Ноулт


Какое главное искушение в жизни? - спросили ученики Ходжу Насреддина.
- В жизни ученика - плохой учитель, - ответил Ходжа, -
в жизни работника - предмет труда,
в жизни учителя - усердный ученик.

Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя. (Персидское изречение)

Чему в гнезде училась птица,
То ей в полете пригодится. ***

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. - Л. Толстой

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. - А. Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. - А. Дистервег

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей. - В. Вильсон

Успех в войне решают два фактора: ружьё нового образца и школьный учитель. - Отто Бисмарк

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. - В. Ключевский

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. - У. Черчилль

Орел никогда не терял напрасно так много времени, как тогда, когда согласился учиться у вороны. - У. Блэйк


Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. - М. Монтень

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. - Катон

Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими. - Р. Эмерсон

Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. - В. Распутин

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. - Д. Писарев

Педагог - человек, который лучше знает как воспитывать чужих детей, чем своих. - Ж. Фалкенаре

Педагогика - это неблагодарная профессия, все успехи которой можно приписать природе, оставив педагога отдуваться за все неудачи подопечных. - В. Кротов

Обучать - значит вдвойне учиться. - Ж. Жубер

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. - В. Ключевский

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. - В. Даль

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. - М. Монтень

Строгость учителя полезнее ласки родителей. - Иранская пословица

Древо и учитель познаются по плоду. - Русская пословица .


Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. - Катон Старший

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, а не ждать тех, кто позади. - Аристотель

Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно! Всё, что излишне, хранить понятие наше не может. - Гораций

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. - В.Гёте

Современная система образования потрясающе неэффективна. Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы - в то время, как мы должны учить их выращивать их собственные растения. - Джон Гарднер

Каждый человек, поднявшийся над средним уровнем, получил два образования. Первым из них он обязан своим учителям, а вторым, более личным и важным - самому себе. - Э.Гиббонс

Ни один юноша не должен тревожиться за результаты получаемого им образования, каково бы не было его направление. Если он будет добросовестно трудиться каждый час рабочего дня, то может ничуть не сомневаться в конечном результате. Он вполне может рассчитывать на то, что, проснувшись в одно прекрасное утро, окажется одним из самых компетентных людей своего поколения, какую бы отрасль знания он ни избрал. - Уильям Джемс

Кто пренебрегает учёбой в юности, тот теряет прошлое, и мертв для будущего. - Еврипид

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию. - Ян Коменский

Никакое образование ничего не стоит, если оно не учит умению сосредотачиваться на цели, какой бы непривлекательной та ни была. Этому умению, если ему не обучиться рано, придется обучаться....... в дальнейшей жизни, но уже ценой боли и горя. - С.Коннолли

Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. - Ж.Жубер

Образование - это не наполнение пустой посуды, а разжигание костра. - У.Йитс

Самый лучший учитель тот, кто высказывает предположения, а не категорические суждения, кто пробуждает в слушателе желание познавать. - Р. Булвер-Литтон

Если ты хочешь, чтобы твои наставления влияли действительно благотворно на твоих учеников, предостерегай их от бесполезных знаний и ложных правил, потому что отделываться от бесполезного столь же трудно, как и менять неправильно взятое направление. - В.Гёте

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель» - Л. Н. Толстой

Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. - Н.А.Умов

Если ты знаешь средство укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок - значит ты воспитатель. Ш. Летурно

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы. - Н.М. Карамзин

Соедините знание и труд, дайте знание тем людям, которые по необходимости извлекут из него всю заключающуюся пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа начнут увеличиваться с невероятною быстротою . - Д.И.Писарев

Воспитатель сам должен быть воспитан. - К. Маркс

Тот идеал совершенства, который воплощают в себе учителя, слишком малопривлекателен, чтобы к нему стремиться. - К. Фрелих

Равнодушие, с которым жизнерадостная молодость воспринимает предписания педагогики, противоречащие духу времени, в какой-то степени объясняется тем, каковы сами служители педагогики, этот класс людей, отделенный от остального мира особыми склонностями и собственными слабостями. - К. Фрелих

Мы питаемся тем, что нам дают писатели древности и лучшие из новых, выжимаем и вытягиваем из них все, что можем, насыщая этими соками наши собственные произведения; потом, выпустив их на свет и решив, что теперь-то мы уже научились ходить без чужой помощи, мы восстаем против наших учителей и дурно обходимся с ними, уподобляясь младенцам, которые бьют своих кормилиц, окрепнув и набравшись сил на их отличном молоке. - Ж. Лабрюйер

Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. - Л.Н.Толстой

Уж не оттого ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность? - А.И.Герцен

Со знанием должно быть обязательно связано умение... Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нём приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. - А.Дистервег

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. - Протагор

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников. - Н.И. Пирогов