Исследование выразительности речи старших дошкольников. Список использованных источников. Для изучения проблемы формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, театрализованн


Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длин-ный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выра-зительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторе-ниями), инверсиями - нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т. д., - словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
У маленького ребенка выразительные моменты, конечно, являются не стили-стическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и ис-пользуются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатле-ние; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональ-ность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. Так, инверсия в речи ребенка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она является таковой в речи взрослого. У взрослого выработался уже определенный порядок слов, принятый нормами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для того, чтобы выделить, подчеркнуть определенное слово: это стилистический прием, основанный на знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого изменения установленного порядка. У дошкольника, собственно, еще нет твердо установленного, нормализированного порядка слов, который он сколько-нибудь сознательно изменил бы. Но простая эмоциональная значимость слов выдвигает одно слово, отодвигает другое, расставляет их по своему произволу, не ведая никаких канонов и потому, естественно, не считаясь с ними. Когда мы говорим об инвер-сии в речи ребенка, мы имеем, строго говоря, в виду то, что по сравнению с установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно таковой для ребенка. То же в большей или меньшей мере применимо и ко всем другим выразительным моментам ранней детской речи, хотя, по-видимому, у некоторых детей чувствительность к эмоциональной выра-зительности речи начинает проявляться очень рано.
В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее, естественно, снижается. Основанное же на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность является уже искусством, обычно еще не развитым у детей. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, особенно младших, спадает, речь детей может стать - если над развитием ее выразительности специально не работать - крайне маловыразительной. Выразительная речь становится сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, особо чувствительных к выразительности слова.
Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской речи - указания на ее выразительность у одних и утверждения других (начиная с Ж.-Ж. Руссо), что речь детей сугубо невыразительна.
Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на другого эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями говорящего или пишущего, нужна тщательная работа. <...>
В наиболее обобщенной форме такая сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди которых особо важными являются: 1) выбор слов (лексика); 2) сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст); 3) структура речи, и в первую очередь порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы - в их совокупности - позволяют речи не только передать предметное содержание мысли, но выразить также отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику. В художественной речи особое значение приобретает, таким образом, не только открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий эмоциональный подтекст.
Не только самостоятельное сознательное использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи (иногда не менее существенный, чем ее текст, выраженный логическим построением слов), является продуктом усвоения культуры.
Понимание и переживание эмоционального подтекста требует вдумчивого воспитания. Наибольшие трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста или даже противоречит ему. Именно так зачастую обстоит дело, например, с ироническими оборотами речи. Тонкая ирония Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, языковое мастерство М. Е. Салтыкова нередко недостаточно понимаются школьниками. Экспериментальная работа, выполненная В. Е. Сыркиной, использовавшей в целях исследования метод «режиссерских ремарок» и ряд других видов работы над текстом художественных произведений, показали наличие различных ступеней в развитии этого понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берется исключительно в его непосредственном прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но еще не умеет их согласовать, не улавливает правильного соотношения между ними. Наконец, при дальнейшем продвижении школьник постепенно начинает улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому приходит к более углубленному проникновению в основную мысль художественного произведения.
Весь ход развития понимания эмоционального подтекста - как он раскрылся в процессе работы с учащимися - с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того чтобы по-настоящему понять подтекст речи, надо его почувствовать, «сопережить». И вместе с тем, для того чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного экспериментального исследования вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных наших положений о единстве переживания и сознания.
В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке - его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность. <...>

Материалы педсовета "Развитие выразительности речи у дошкольников". Педагогам предлагается участие в деловой игре по данной теме.

« Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста »

Цель: Повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов о роли речевого развития дошкольников

Задачи:

    Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей с помощью выразительных средств

    Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития выразительности речи детей в ДОУ

    Проанализировать уровень организации работы по развитию выразительности речи в ДОУ

    Активизировать деятельность педагогов

Ход педсовета:

Доклад «Актуальность использования выразительных средств в речи детей и педагогов»

Современные дошкольные учреждения постоянно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Всё это возможно только с помощью коммуникации, развития коммуникативных способностей детей и взрослых.

Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них нужную информацию. Владение выразительностью речи приобрело в наши дни глобальное значение - это основа взаимопонимания, как отдельных людей, так и целых народов. Это социальный заказ общества.

Серьезное внимание в контексте реализации программ нового поколения и решения задач коммуникативной компетентности уделяется активизации выразительности речи детей.

Наблюдения за работой педагогов нашего ДОУ подтвердил необходимость разработки проблемы выразительности речи различными средствами в двух взаимосвязанных направлениях:

    как проблемы эстетического и нравственного воспитания детей

    как проблемы речевого образования.

О формировании выразительности речи у дошкольников

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им.

Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «… есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.

Фразовое ударение – выделение голосом группы слов.

Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:

    Естественная выразительность повседневной детской речи

    Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.

В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами:

Средним темпом

Ритмичностью

Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро…

Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах.

Начиная с младшего возраста, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.

Выступление педагогов по проблеме.

    Развитие выразительности речи у детей с использованием устного народного творчества (в режимных моментах, в игровой деятельности и образовательной деятельности). Старикова О.А.

    Развитие выразительности речи у детей при чтении художественной литературы. Орлова Ю.П.

    Развитие выразительности речи посредством использования различных видов театрализованной деятельности. Никитина М.В. и Крючкова Е.И.

    Декламация как способ развития выразительности речи. Грекова З.С.

2. Результаты тематического контроля: Итоги смотра чтецов (ст. воспитатель Забуслаева О.В.)

Текст выступления:

Оценивались выступления по следующим критериям:

Мы побывали в 9 группах, везде чувствовалась подготовка к смотру чтецов. Но… не всегда было продумано, каким образом будет «обставлено» само действие «Смотра чтецов». Где будут стоять выступающие, куда они будут выходить, как и где будут располагаться зрители, слушатели. Не всегда была подготовлена педагогами атмосфера публичного выступления, не донесена детям важность и ответственность данного мероприятия. А ведь смотр для ребят мог бы стать своеобразной игрой в «Театр» или поэтический концерт. Ведь он проводился в первую очередь для детей, а не для гостей.

Выяснилось, что не все педагоги знают об определённых правилах чтения стихов: называть автора, название произведения, слушатели должны оценить и поощрить чтеца аплодисментами и т.д. Поэтому, методическая служба нашего сада решила подготовить для вас, коллеги, своеобразную памятку.

Еще хотелось бы отметить, что для смотра чтецов, на котором оценивается выразительность речи, в том числе умение ребёнка передать свои чувства, эмоции, необходимо подбирать более тщательно репертуар стихов: в соответствие с возрастом, конечно, но, главное, стихотворение должно находить отклик в душе ребёнка, оно должно быть им прочувствовано. Что, согласитесь, сложно сделать при чтении обучающего стиха о буквах или о геометрических фигурах.

Мы не может сравнивать выразительное чтение стихов детьми таких разных групп и по возрасту и по развитию. У нас, поэтому, проводился не конкурс, а именно, смотр в отдельно взятой группе. Педагоги и гости могли наглядно оценить уровень своих детей, их возможности на дальнейшую динамику и развитие. Некоторые педагоги отмечали успехи своих подопечных, которые совершали «маленькие подвиги» в преодолении себя. Каждому чтецу был вручен диплом, и это правильно, потому что они все приложили старание.

Спасибо всем педагогам за проделанную работу, надеюсь, что все погрешности и нюансы будут учтены и последующие смотры чтецов пройдут на более высоком уровне.

Логопедам предлагаем ознакомиться и применять в работе методику Лазаренко О.И. «Диагностика интонационной стороны речи».

Воспитателями почти всех групп была проведена работа с родителями по сочинению стихов в семейном кругу и оформлены чудесные стенгазеты с результатами творческого труда.

3. Деловая игра для педагогов.

Педагогам предлагается разделиться на 3 команды. За верный ответ и выполненное задание команда получает лепесток для ромашки (либо целый цветок).

    Теоретическая разминка.

1. Какие виды речи вы знаете?

2. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

3. Что такое диалог?

4. С помощью чего можно передавать в речи свои чувства и настроение?

5. Что такое монолог?

6. Как назвать особенность речи, привлекающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, передающая чувства: радость, печаль, удивление и настроение.

7. Какие формы устного народного творчества могут помочь в развитии выразительности, образности речи дошкольников?

8. В каких видах деятельности детей осуществляется развитие речи?

9. Назовите типичные ошибки в речи педагога.

    «Как развивать выразительность речи ребёнка при чтении художественных произведений»

    «Домашний театр и главный артист в нём – Ваш ребёнок»

    Богатство русского языка на службе педагога.

    Подбери синонимы, скажи иначе.

    Объясни фразеологизм. (Фразеологизм - это крылатое выражение, которое употребляется в разговорной речи).

    Доскажи пословицу.

    Вызвать эмоциональный отклик у слушателей при чтении отрывка из художественного произведения

    Сочувствие, сопереживание, жалость.

    Восторг, радость.

    Нравственные чувства совестливости, осуждения проступка.

    Спеть песню «В лесу родилась ёлочка»:

    От лица лесорубов (злорадно).

    От лица лесных животных (грустно).

    От лица детей (радостно).

Награждение победителей – диски со сказками, они помогут развивать выразительность речи при прослушивании актёрского чтения сказок, например, перед сном.

    Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.

    Продолжать работу по данной годовой задаче;

    Планировать работу по развитию выразительности речи;

    Соблюдать методику и алгоритм чтения стихов;

    Активно использовать методы и приемы формирования выразительности речи посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры;

    Педагогам соблюдать нормы русского языка.

7.Домашнее задание:

    В каждой возрастной группе провести сюжетно-ролевую игру (с 21.03.2016 -1.04.2016)

    Подготовиться к смотру атрибутов для сюжетно-ролевых игр (4.04.2016)

8.Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.

    Этот педсовет принёс пользу;

    Получили удовлетворение от такого рода деятельности;

    Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;

    Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;

    Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.

Список используемой литературы:

    Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

    Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004

    Маханева М.Театрализованная деят-сть дошкольников//Дошк.восп.–1999.- №11.

    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.

Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры.-М., 2001.

5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду

Великий Новгород,2006

6.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

7..Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.

8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

Просмотр содержимого презентации
«Педагогический совет - деловая игра»


Педагогический совет – деловая игра «Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста»


Цель: Повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов о роли речевого развития дошкольников Задачи: 1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей с помощью выразительных средств 2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития выразительности речи детей в ДОУ 3. Проанализировать уровень организации работы по развитию выразительности речи в ДОУ 4. Активизировать деятельность педагогов


«Актуальность использования выразительных средств в речи детей и педагогов»


Что же это такое, интонационная выразительность речи?

Одна из основных функций речи - коммуникативная .

Интонационно выразительная речь - это эмоциональная речь.

Интонация позволяет говорящему выражать различные чувства.


Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

Мелодика - чередование повышения и понижения голоса.

Темп - ускорение и замедление речи.

Ритм - представляет собой равномерное чередование ударных и безударных элементов речи.

Ударение - это выделение группы слов или главного по смыслу слова во фразе с помощью пауз, повышения голоса, большей напряженностью и долготой произношения.

Пауза - перерыв в звучании речи.


Выступления педагогов по проблеме.

  • Развитие выразительности речи у детей с использованием устного народного творчества (в режимных моментах, в игровой деятельности и образовательной деятельности).
  • Развитие выразительности речи у детей при чтении художественной литературы.
  • Развитие выразительности речи посредством использования различных видов театрализованной деятельности.
  • Декламация как способ развития выразительности речи.

Декламация - (от лат. declamatio упражнение в красноречии) выразительное чтение художественных произведений; искусство выразительного произнесения стихов и прозы.


Итоги смотра чтецов

Критерии оценки чтения стихов.

1. Выразительность и громкость прочтения.

2. Умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

3. Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения.

4. Эмоциональность исполнения.

5. Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.

6. Звукопроизносительные навыки.

Алгоритм прочтения стихотворения.


«Моя поэтическая семья»


Чудесные стенгазеты с результатами творческого труда родителей и детей:

«Моя поэтическая семья»


Деловая игра для педагогов.

1. Теоретическая разминка.

3. Богатство русского языка на службе педагога.

4. Вызвать эмоциональный отклик у слушателей при чтении отрывка из художественного произведения

5. Спеть песню «В лесу родилась ёлочка»:


Подведение итогов.

Принятие проекта решения педсовета:

  • Считать работу по формированию выразительности речи у дошкольников удовлетворительной;
  • Продолжать работу по данной годовой задаче;
  • Планировать работу по развитию выразительности речи;
  • Соблюдать методику и алгоритм чтения стихов;
  • Активно использовать методы и приемы формирования выразительности речи посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры;
  • Педагогам соблюдать нормы русского языка.

Тема следующего педсовета: «Формирование коммуникативных функций воспитанников через сюжетно-ролевую игру с использованием игровых технологий развития сюжета».

Домашнее задание:

  • В каждой возрастной группе провести сюжетно-ролевую игру
  • Подготовить консультации и рекомендации для родителей по данной теме
  • Подготовиться к смотру атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Спасибо за внимание! Полёта души в Вашей творческой работе!

Презентация подготовлена

старшим воспитателем МАДОУ № 50 «Звёздочка»

Борисова Наталья Евгеньевна
О формировании выразительности речи у дошкольников

О формировании выразительности речи у дошкольников

Вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка , тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи . Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника .

Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи , обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

Темп – скорость речевого высказывания : ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи . Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи ; с его помощью можно выражать радость , досаду, печаль и т. д.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи , использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Говоря о воспитании выразительности речи , мы имеем в виду две стороны этого понятия :

Естественная выразительность повседневной детской речи

Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна . В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи . Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность . Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности , т. е. к выразительности возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.

В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь . Она характеризуется такими качествами :

Средним темпом

Ритмичностью

Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи . В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро… Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах.

Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи , но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда , когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.

Решение этой задачи возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей, помогает научиться владеть своим телом, мимикой, голосом.

Работая с куклой – бибабо, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи . Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно , действовать раскованно. Для инсценировок необходима подготовительная работа, где в вопросно – ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи , мимика, жесты, походка.

В сюжетно-ролевых играх дети изображают мир взрослых, копируют их слова, интонацию, жесты.

Систему работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей , на нормализацию темпа речи , воспитание ритма речи , развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи .

Произнесения скороговорок, приветствий, обращений, имен с разными эмоциями и интонациями также способствует развитию выразительности речи .

Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Природа наделяет человека задатками, которые помогают ему устанавливать связи со средой его обитания, познавать окружающий мир, обеспечивают жизнеспособность. Очевидно, что именно среда активизирует определенные задатки человека, те, которые необходимы для его успешного в ней существования. Выдающийся советский грузинский ученый Д.Н. Узнадзе (См.: Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995. – С. 94-102) считал, что задатки (он называет их функциями) развиваются по мере востребованности их средой, по мере их необходимости для самого ребенка. Он выделил два фактора, предопределяющих развитие функций (природных задатков): ограниченность развития, заложенная самой природой (максимум, выше которого подняться невозможно), и ограниченность во времени развития. Иначе говоря, все природные функции, которыми наделен человек, имеют крайне ограниченное время для своего развития. Если они были вовремя востребованы средой, активизированы ею, то со временем функция превращается в стабильный механизм, которым человек будет пользоваться всю дальнейшую жизнь. Если активизации по каким-либо причинам не произошло, то по истечении отпущенного природой на развитие функции времени она угаснет, и развить ее будет невозможно.

Способность к развитию речевой функции, по наблюдениям Узнадзе, начинает угасать с 6–7 лет и “закрывается” в 9–11 лет. Таким образом, речь человека бурно, активно развивается до 7 лет, а к 11 годам у человека в благоприятных условиях формируется стабильный речевой механизм. Главное то, что этот механизм уже нельзя будет в корне переделать – сломать и создать новый, – его можно будет только обогащать и совершенствовать. Правильность речи, ее чистота и выразительность, культура выражений полностью зависят от среды, в которой воспитывается ребенок: ведь речевая функция формируется на слух, она вбирает в себя речевые потоки такими, какими их слышит ребенок. Нетрудно сделать вывод о решающей роли этапа дошкольного воспитания в формировании речи человека.

Безусловно, определяющим фактором в развитии речи ребенка является семья: какую по качеству речь будет слышать младенец с рождения, такой будет и его собственная. Поэтому так важно в дошкольном учреждении создать такую речевую среду, которая отличалась бы правильностью, чистотой, выразительностью, богатством. Тогда она будет поддерживать благополучную домашнюю речевую среду или противостоять неблагополучной.

В случае негативной речевой среды в семье у ребенка, слышащего правильную речь хотя бы в дошкольном учреждении, в сознании будут взаимодействовать контрастные речевые потоки, и во всяком случае он получит представление о том, какой должна быть и может быть человеческая речь. А поскольку ребенок изначально активен в постижении мира, то он впитает в себя норму, если вовремя познакомится с ней и будет поставлен в активную позицию в процессе ее освоения.

Значит, во-первых, в дошкольных учреждениях все, кто вступает в общение с ребенком, должны быть не просто знакомы с нормами русского языка, но обязательно говорить культурно, правильно. Во-вторых, в жизни воспитательской группы должна быть создана среда, активно требующая от ребенка речевой деятельности.

Невозможно работать над развитием отдельных речевых элементов – речь развивается комплексно. Только в коммуникации, в процессе живого общения, слыша хорошую речь и стремясь донести до собеседника свои мысли и переживания, ребенок сможет научиться выражать себя, т.е. говорить выразительно, владеть своим голосом.

Задача воспитателя – создавать коммуникативные ситуации, маленькие задачи, решить которые ребенок сможет, опираясь на свой речевой опыт и одновременно расширяя его в процессе решения.

Вы уже знаете, что речь обладает двумя главными возможностями – передавать информацию (значение) и смысл (подтекст), который зависит от конкретной ситуации, контекста и т.д. Выразительность речи непосредственно помогает передавать именно смысл, вложенный в высказывание. Главным же средством речевой выразительности является интонация. Интонационные модели усваиваются каждым человеком на слух и довольно рано. Поэтому усилия воспитателя и следует направить на развитие голосовых интонаций ребенка, с одной стороны, и развитие его интонационного слуха – с другой: выражать интонационно свои намерения, свои чувства и понимать их, слушая другого человека.

В этой главе представлены игры и игровые упражнения, которые помогут воспитателю в работе с детьми. На основе предлагаемых исходных вариантов воспитатель может придумать множество вариаций, используя другие тексты, несколько изменяя условия. Знание возрастной психологии поможет воспитателю выбрать игру, соответствующую уровню развития его воспитанников. Для каждой игры мы указали возраст детей, на который она рассчитана. Возможно, эти игры подстегнут фантазию воспитателя, и он сочинит свои собственные. Важно только не превратить занятия в подобие школьных уроков: они должны проводиться именно как игры, в которых нет и не может быть побежденных, цель которых – в процессе активной коллективной и индивидуальной деятельности открыть что-то новое, научиться чему-то, помочь кому-то.

Игра 1. “Поговорим быстро”

Название этой игры уже говорит о том, что в ее основе – русские скороговорки. О пользе скороговорок для формирования хорошей дикции мы уже говорили. Воспитатель, зная особенности речи своих воспитанников, может подобрать с помощью логопеда скороговорки для каждого ребенка.

Цель игры – формирование и совершенствование речевого аппарата, в частности артикуляционных умений дошкольников.

В эту игру дети могут играть с 4 лет.

Начинает игру воспитатель, произнося скороговорку несколько раз. Затем он предлагает детям повторить за ним медленно отдельные синтагмы. Так дети запомнят скороговорку. Далее они произносят скороговорку по очереди, каждый должен постараться хоть немного, но увеличить темп речи по сравнению с предыдущим участником. Конечно, учитывается безошибочное произнесение. Выигрывает тот, кто быстрее всех и не ошибившись произнесет скороговорку.

1. Баран Буян залез в бурьян.

2. У ежа и елки иголки колки.

3. У гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь.

4. У осы не усы, не усищи, а усики.

5. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

6. На дворе трава, на траве дрова.

7. Наш Полкан попал в капкан.

8. Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

9. Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

10. Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

11. Из-под кислого молока,

Из-под простокваши –

У Маши сыворотка в каше.

12. Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

13. Маланья-болтунья молоко болтала,

Болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала,

Да не выболтала.

Игра 2. “Сочиним историю”

В этой игре отрабатываются интонации вопроса и утверждения, а кроме этого развиваются и общие психические способности: память, внимание, логическое мышление. В эту игру рекомендуется играть детям 4 – 5 лет.

Дети и воспитатель садятся в кружок. Воспитатель предлагает им сочинить небольшую историю о том, как какой-нибудь сказочный персонаж (это может быть и игрушка, и герой мультфильма, любимой детьми книги – выбор огромен) проводит утро (день, вечер). Уместно предложить детям название рассказа, которое поможет им отобрать для него нужные факты, например: “Незнайка просыпается”, “Незнайка идет в детский сад”, “Винни-Пух идет в гости” и т.п. Игра не должна длиться долго, так как дети быстро устают, их внимание рассеивается, а значит, и рассказ не должен быть очень большим.

Первое предложение произносит воспитатель, например: Незнайка проснулся в 7 часов утра. Но, словно желая убедиться, поняли ли его дети, он обращается к ним с вопросами, каждый раз выделяя голосом новое слово в своем предложении. При этом он бросает мячик тому ребенку, который должен ответить на его вопрос (т.е. ребенок должен понять, о чем именно его спрашивают):

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Незнайка проснулся в 7 часов утра!

Ребенок, отвечая, возвращает мячик. Если он правильно выделяет слово в предложении, то воспитатель продолжает игру. Если в его ответе ударение пришлось на другое слово, то воспитатель переспрашивает ребенка, возвращая ему мячик. Можно, повторив вопрос, бросить мячик и другому ребенку, для того чтобы прозвучал интонационно верный ответ, а новый вопрос задать тому, у которого в прошлый раз ответ не получился.

Продолжение рассказа сочиняют дети. Воспитатель помогает им вопросами общего плана:

– Как он это сделал?

– Куда он пошел?

– С кем встретился?..

Новую фразу предлагает тот, к кому летит мячик. Затем воспитатель вновь переспрашивает ребят. Под конец игры предлагается кому-нибудь из детей рассказать всю сочиненную историю. Выслушав ее, спрашиваем, не забыл ли о чем-нибудь рассказчик, не перепутал ли он что-либо, и предлагаем ребятишкам в случае необходимости добавить или исправить рассказ.

Со временем (с 5 – 6 лет) можно усложнить задание для детей: один сочиняет предложение, а вопросы задает уже не воспитатель, а сами дети, перебрасывая мячик друг другу.

Игра 3. “Пойми меня”

Эта игра поможет отработать интонации просьбы и убеждения, развивает общие психические способности: воображение, память, логическое мышление – и рассчитана на детей 5 – 6 лет.

Дети, кроме одного, превращаются в добрых волшебников, которые выполняют желание лишь тогда, когда их убедят в том, что это необходимо сделать.

Один ребенок выбирает себе роль (это может быть что угодно и кто угодно: рыбка, птичка, дом, дерево, литературный герой) и обращается к волшебнику с просьбой от имени выбранного существа. О чем и как просить, ребенок решает сам. Волшебники, выслушав просьбу, совещаются и либо дарят просителю волшебную палочку, либо отказываются выполнить его желание, потому что не верят. Игру можно провести несколько раз подряд со сменой просителя.

Игра 4. “Нельзя не подчиниться!”

В этой игре отрабатываются интонации приказа, повеления, которые отличаются от просительных. Ребенок должен быть абсолютно уверен в себе, передавая свою волю партнерам по игре. Эти интонации отрабатываются с детьми 5 – 6 лет.

Детям предлагается бытовая, знакомая им ситуация, например: брат и сестра (братья и сестры) увлеклись игрой, разбросали игрушки, устали и не стали их убирать. Пришла мама и, увидев это безобразие, стала требовать от детей навести порядок.

Мама повторяет требование несколько раз, меняя оттенок интонации от мягкой просьбы до жесткого приказа. Слова во фразе мамы остаются одними и теми же, меняется только интонационная окраска: “Пожалуйста, быстро уберите игрушки, наведите в комнате порядок!” Играющие дети должны каждый раз реагировать на изменение голоса мамы: как – они решают сами (т.е. так, как подсказывает им чувство правды).

Итак, в ходе игры мама четыре раза меняет интонацию:

1) мягко просит убрать игрушки;

2) настойчиво просит;

3) раздраженно приказывает;

4) приказывает очень строго. Ситуации можно предлагать самые разные.

Игра 5. “Тишина”

В этой игре отрабатывается умение говорить тихо, но четко, а также развиваются воображение, внимание, умение ориентироваться в ситуации, координация в пространстве, логическое мышление. Поскольку игра требует от ребенка хорошей координированности, то играть в нее рекомендуется с 5 лет.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие, например по джунглям Амазонки (выбор места зависит только от фантазии воспитателя). Нужно вести себя очень тихо, чтобы не привлечь внимание диких зверей, которые могут напасть (в других случаях: чтобы не вызвать снежную лавину, камнепад и т.п.). Разговаривать можно только шепотом, передавая команды начальника экспедиции – воспитателя.

Выстроившись в цепочку, отряд начинает движение: он пробирается сквозь густой лес, останавливается, затаив дыхание, вновь начинает движение, переправляется через реку, спускается на канатах вниз с отвесной скалы и т.п. Каждый раз воспитатель шепотом, но очень четко дает следующему за ним ребенку команду, что должен сделать каждый участник. Ребенок, в свою очередь, передает приказ следующему за ним тоже шепотом, быстро, но четко. Команда должна быть услышана и понята. Выполняется команда только тогда, когда она дойдет по цепочке до замыкающего (за этим следит воспитатель и рукой подает сигнал для всех). Важно, чтобы дети все время двигались, что усложнит коммуникацию. Можно включить какие-либо шумовые эффекты. Воспитатель может импровизировать: так, видя, что дети медленно передают команду, объявить, что отряд не успел выполнить необходимые действия и теперь им придется еще труднее: кого-то утащил крокодил, кто-то попал в ловушку и т.п.

Игра 6. “Перекричи водопад”

Эта игра позволяет отрабатывать умение говорить громко и четко. В нее можно играть с самыми маленькими дошкольниками.

Воспитатель расставляет двух детей на значительном расстоянии друг от друга: они находятся по разные стороны водопада.

Воспитатель знакомит первого участника с ситуацией. Например, первый участник – житель маленького селения, в котором нет никаких средств связи. Он прибежал на берег, чтобы докричаться до жителя другого селения, в котором живет врач. Переправа через реку займет очень много времени, а в поселке заболели люди, нужен врач. Он просит прислать врача. Чтобы сосед его услышал и понял, он должен очень громко и четко прокричать свою просьбу.

Затем в ситуацию вводится второй участник, но ему не сообщается, о чем именно его будет просить сосед. Он передаст своему племени то, что услышит.

Остальные дети изображают шум водопада.

В каждом новом случае воспитатель изменяет ситуацию, чтобы никто из играющих заранее не знал, о чем его будут просить.

Игра 7. “Произнеси по-разному”

В этой игре отрабатываются как произношение звуков, так и интонационные модели. Она будет полезна детям 5 – 7 лет.

Дети выучивают скороговорку, которую затем по указанию воспитателя или водящего ребенка произносят с определенной интонацией.

Перепелка перепеленка перепеленывала, перепеленывала, так и не перепеленала.

Интонационные модели:

1. Удивление. Воспитатель говорит ребенку: “Ты увидел то, что делает перепелка, и это тебя очень удивило: расскажи об этом, передав свое удивление”. Подобная установка дается каждый раз. Дети по очереди произносят скороговорку, а воспитатель дает им советы.

2. Досада.

3. Тревога.

6. Презрение.

7. Любопытство.

8. Сожаление.

В этой игре очень важно настроить детей: ребенок только тогда найдет верную интонацию, когда вспомнит из своего личного опыта ситуацию, в которой он испытывал аналогичные чувства. Если детям плохо понятны значения слов, обозначающих чувства, то необходимо разъяснить их, используя конкретные жизненные примеры. Советы воспитателя и должны помочь ребенку вспомнить, как он сожалел, как радовался, досадовал или даже гневался (сердился).

Игра 8. “Кто говорит?”

Игра помогает детям понять, что многое можно узнать о самом говорящем по его голосовым особенностям. В нее смогут играть дети 6 – 7 лет.

Детям предлагается прочитать предварительно выученное наизусть стихотворение так, как его прочитал бы мышонок, гномик (маленький человечек), котенок, крупный щенок, великан (выбор персонажей объясняется прежде всего их размерами, которые определяют и особенности поведения). Чем меньше персонаж, тем тоньше (выше) у него должен быть голос, тем быстрее он будет произносить слова и тем сильнее будет интонация просьбы. Чем крупнее персонаж, тем увереннее он держится – тем сильнее интонация приказа.

Мастер, мастер,

Помоги –

Прохудились

Забивай покрепче

Гвозди –

Мы пойдем сегодня

(Б. Заходер. Сапожник)

Воспитатель может подобрать много и фольклорных, и авторских стихотворений, построенных по этой модели.

Игра 9. “Как чувствую, так и говорю”

С детьми 6 – 7 лет можно выучивать веселые стихотворения и рассказывать их, передавая различное настроение героя: он сердится, волнуется, обижается, шутит и т.п.

Например, вот такое стихотворение.

Минут сорок пять

Я, наверно, друзья,

Глядел на трудящегося

Упорно хвоинку

Тащил он в жилье,

Влезал на травинку.

Спускался с нее.

Вдруг тяжкую ношу

Отбросил он прочь

И крикнул:

– Глазеешь?!

Нет, чтобы помочь!

(С. Махотин. Про муравья)

Предлагаем детям произнести первое четверостишие сначала очень серьезно (герой – взрослый, серьезный человек), затем шутливо (герой веселый, смешливый).

Потом читаем второе четверостишие с разной интонацией:

1) серьезно, так, словно сами тащим огромную тяжесть;

2) восхищаясь муравьем;

3) с интересом наблюдая, желая узнать, получится у него или не получится;

4) смеясь над ним (ведь хвоинка – такой пустяк, она такая легкая!);

5) удивляясь тому, что вместо того, чтобы гулять, муравей трудится (надо же, ведь так хорошо ничего не делать, а этот зачем-то тащит хвоинку!).

И последнюю строфу читаем, выражая:

1) недоумение героя и гнев муравья;

2) испуг героя и упрек в словах муравья;

3) стыд за себя и неодобрение муравья.

Стихотворение В. Орлова “Хрюшкина подружка” позволяет отрабатывать интонационные оттенки.

В лужице хрюшку увидела хрюшка:

– Это, конечно, не я, а подружка!

Ну и грязнуля подружка моя!

Просто прекрасно, что это не я!

(В. Орлов. Хрюшкина подружка)

Три строчки стихотворения – слова самой хрюшки. Предлагаем детям произнести каждую строку несколько раз, меняя ее эмоциональную окраску.

Эмоциональная окраска первой фразы:

1) утверждение-размышление;

2) утверждение-убеждение;

3) радостное утверждение.

Эмоциональная окраска второй фразы:

1) удивление;

2) отвращение;

3) огорчение.

Эмоциональная окраска третьей фразы:

1) облегчение;

2) удивление;

3) радость.

Затем задание усложняется: дети по очереди произносят одну и ту же фразу, сохраняя ее основную эмоциональную окраску, но постепенно усиливая ее оттенок. Например, первая фраза при первой окрашенности должна произноситься все медленнее – размышление все серьезнее и глубже; во втором случае должна увеличиваться уверенность в своей правоте; в третьем – подниматься от радостного восклицания до ликования (будут нарастать темп речи, громкость).

Игра 10. “Передай свои чувства слушателю”

Например, воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение (предварительно выученное наизусть) Владимира Орлова “Паучок” сначала так, чтобы у слушателей вызвать страх, а потом так, чтобы они улыбнулись.

Паучок приехал

На базар:

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

– Кто желает

Свежей паутинки?

(В. Орлов. “Паучок”)

Стихотворение Саши Черного “Что кому нравится” открывает детям возможности разных точек зрения, разных оценок одного и того же явления. В стихотворении автор называет чувства персонажей, что подсказывает детям, как нужно произнести реплику каждого. Стихотворение могут исполнять несколько человек: первые две строфы – один, вторую – другой, третью – третий.

“Эй, смотри, смотри – у речки

Сняли кожу человечки!” –

Крикнул чижик молодой.

Подлетел и сел на вышке,

Смотрит: голые детишки

С визгом плещутся водой.

Чижик клюв раскрыл в волненье,

Чижик полон удивленья:

“Ай, какая детвора!

Ноги – длинные болталки,

Вместо крылышек – две палки,

Нет ни пуха, ни пера!”

Из-за ивы смотрит заяц

И качает, как китаец,

Удивленной головой:

“Вот умора! Вот потеха!

Нет ни хвостика, ни меха...

Двадцать пальцев! Боже мой...”

А карась в осоке слышит,

Глазки выпучил и дышит:

“Глупый заяц, глупый чиж!..

Мех и пух, скажи, пожалуй...

Вот чешуйку б не мешало!

Без чешуйки, брат, шалишь!”

(Саша Черный. “Что кому нравится”)

Игра 11. “Нарисуй словами”

В этой игре развивается воображение детей и формируется умение находить необходимый интонационный рисунок для передачи своего видения предмета и своего к нему отношения. Мы рекомендуем ее для детей старшего дошкольного возраста.

Материалом для игры могут стать стихотворения для детей, а также сочиненные детьми и воспитателем тексты. Главное условие для выбора материала – отсутствие в тексте прямого описания предмета (предметов), один-два эпитета или метафоры, выражающих отношение говорящего к этому предмету. Например, стихотворение В. Орлова “Делёж”.

Король на всех делил пирог:

Кому-то – лакомый кусок,

Кому-то – крошек малость,

Кому-то – запах от него,

Кому-то – вовсе ничего,

Кому-то – что осталось.

(В. Орлов. “Делёж”)

Стихотворение заучивается наизусть в ходе игры. Условия таковы, что каждый участник произносит по одной строчке и передает интонационно, что он видит и какое впечатление это у него вызывает.

Так, пирог, конечно, большой, красивый, ароматный, вкусный, его так и хочется съесть, если не весь, то хотя бы попробовать кусочек. Все эти чувства нужно вложить в одно слово – пирог.

Следующее ударное существительное – кусок. У него есть эпитет лакомый, выражающий отношение говорящего. Но нам нужно не только передать его вкус и аромат, но и размер (не кусочек, а кусок).

Следующее словосочетание – крошек малость. Представьте себе, что осталось после пирога, когда его разделили на лакомые куски: как мало, как несправедливо, но как вкусно!

А дальше говорится о том, чего и увидеть, казалось бы, нельзя – можно только ощутить запах, который витает, – и опять целая гамма чувств: аромат превосходный, если его вдохнуть поглубже, то можно ощутить даже вкус того чудного пирога, вообразить его. Но как быстро запах исчезает!

А как выглядит ничего! И что чувствует человек, которому это ничего досталось? Разочарование, обида должны прозвучать в голосе.

И финальная строчка – загадка: что осталось от пирога, который съели? Что может быть меньше, чем ничего? Конечно, в этой фразе звучит горькая ирония.

Игра 12. “Нравится – не нравится”

Детям 6 – 7 лет предлагается выбрать игрушку (или любой предмет) и рассказать о ней сначала так, как будто она им очень-очень нравится, а потом – напротив, абсолютно не нравится. Но есть ряд условий, которые они должны выполнить:

1) игрушка не называется, а только описывается: какая она, как выглядит, что с ней можно делать;

2) нельзя говорить прямо о том, нравится она или не нравится, нельзя ее оценивать – хорошая она или плохая. Все это нужно выразить с помощью интонации.

Воспитатель может продемонстрировать детям, как это делается, а дети угадают, о чем рассказывает воспитатель, и определят, нравится ли ему описанный предмет. Затем в игру вступают дети.

Игра 13. “Угадай характер”

Игра рассчитана на детей 6 – 7 лет и позволяет отработать интонации, выражающие различное эмоциональное состояние и характер говорящего в целом.

Воспитатель вместе с детьми разучивает небольшой текст. Его необязательно заучивать наизусть, главное, чтобы дети могли передать его общее содержание. Тексты можно учить, разыгрывая описанное в них действие, тогда слова сами придут на память. Эти тексты представляют собой маленькие необычные истории из жизни ребенка: о том, как он ходил в лес, на рыбалку, в гости. Например...

Как-то бабушка меня разбудила очень рано, и мы отправились в лес за грибами. Солнце только-только встало, и было еще прохладно. По дороге в лес я думал о том, что в теплой постели было куда как приятнее.

Когда мы вошли в лес, стало теплее. Я смотрел по сторонам и думал, как бы мне не заблудиться. Да и бабушка велела не отходить от нее. А как же найти гриб, если плестись вслед за бабушкой? Бабушка то и дело нагибается и срезает грибок за грибком, а мне только поганки остаются. Нет уж, так я не согласен грибы собирать. Лучше присяду у малинового куста и полакомлюсь сладкой ягодкой.

Вдруг слышу – бабушка меня зовет, аукает! “Ваня, Ваня!” А я сижу себе, помалкиваю и малину уплетаю. Вот уже и не слышно бабушкиного голоса. Наелся я малины и не заметил, как уснул под кустом. А когда проснулся – солнце уже поднялось, бабушки нет, и дороги домой я не знаю! Испугался я и подумал: “Как же это бабушка меня бросила?” Закричал, зааукал: “Бабушка! Ау! Я здесь!” – никто не отозвался. “Как же бабушка могла меня потерять? Не ушла же она домой без меня? Наверное, ищет меня, волнуется!

Чуть не заплакал, да тут услышал шаги – бабушка! Она меня не потеряла, а догадалась, что я спрятался за малиной. Она далеко и не уходила – решила меня проучить. Я сначала обиделся, а потом простил бабушку: ведь я тоже ее напугал.

1) с чувством недовольства (рано подняли, спать хочется, надо куда-то тащиться, холодно и т.п.);

2) с волнением, ожиданием чего-то интересного и легким сожалением об оставленной теплой постели.

Смысл второго абзаца тоже можно воспринять по-разному:

1) легкая тревога (как бы не заблудиться), недоумение и удивление наказом бабушки; искренняя обида (все грибы достаются бабушке); протест;

2) страх большого леса, раздражение, рассказчик сердится все больше и больше и решает отомстить;

3) тревога, недовольство, ощущение нелепости ситуации, которые приводят к желанию найти какой-то выход, радость от пришедшей идеи.

Третий абзац:

1) желание подшутить – осознание своего одиночества и тревога – обида на бабушку – отчаяние (кричит, зовет, никто не отвечает!) – попытка успокоить себя – досада на самого себя;

2) несколько злобная радость: мол, теперь-то ты волнуешься, а где была раньше, когда мне было плохо? – страх – досада – гнев – отчаяние.

Четвертый абзац:

1) тревога – радость – легкая обида – искреннее одобрение поступка бабушки;

2) тревога – удивление – обида и негодование – снисходительное прощение.

Выбор эмоциональной линии повествования определит характер рассказчика: он может предстать либо ребенком, поступившим необдуманно, но способным понять свои ошибки; либо слишком эгоистичным, раздражительным, необъективным человеком.

Воспитатель договаривается с первым рассказчиком о том, какие чувства он будет выражать, каким по характеру будет его герой: добрым или не очень, любящим все новое или предпочитающим поспать, умеющим находить себе занятие по душе или только желающим привлечь к себе внимание, настоять на своем.

Выслушав рассказ, группа решает, каков по характеру герой-рассказчик.

Затем тот же рассказ звучит в исполнении другого ребенка, получившего установку на вторую эмоциональную линию.

Группа решает, похожи ли рассказчики по характеру. Затем дети обсуждают, как же получилось, что одна и та же история была воспринята по-разному.

Можно предложить рассказать эту же историю от лица бабушки:

1) очень недовольной своим внуком;

2) посмеивающейся над ним.

Но перед этим необходимо переделать текст: ведь бабушка не знает мыслей и чувств внука, зато может рассказать о своих. Подобные истории могут сочинять и сами дети.



Клименко Оксана Алексеевна, воспитатель

В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации - унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.

Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами - она специфична для каждого стиля. Для научно - учебного стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения. В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому», подчёркивающие причинно - следственные отношения. Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли? Вот как!» Художественный стиль отличается образностью, эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью, зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила». Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, - удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста - разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла - логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность речи. Каждый писатель и поэт, создавая текст, слышит интонацию своей речи. Для понимания речи, теста, которое приближало бы читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем. Нельзя «передать» слушателям богатство художественного текста, если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову - и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

  1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса) .
  2. Пауза (временная остановка голоса в речи) .
  3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе) .
  4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени) .
  5. Изменения громкости голоса.
  6. Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу) .

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой) .

2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков) .

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

6. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам - и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов) .

7. Прочтите фразы, в зависимости, от текста повышая и понижая голос (с восходящей или с нисходящей мелодией) .

Книга издана в Москве?

Книга издана в Москве.

К концу года завод перевыполнил план.

Он почувствовал себя прекрасно!

Ты был в Севастополе?

Нет, я в Севастополе не был.

8. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

9. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить - только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.